Развитие личности ребенка в деятельности и общении

Развитие личности ребенка в деятельности и общении thumbnail

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник

Наталия Вячеславовна
Развитие личности дошкольника в процессе общения

Основные задачи данной темы направлены на обучение, воспитание, развитие, формирование различных умений, которые влияют на становление личности в целом. Общение – это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из основных видов деятельности человека.

Главным видом любой деятельности у дошкольника является игра. Игра занимает ведущую роль в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки и стимулирует развитие дошкольника.

В процессе эффективного общения воспитателя с детьми возникает понимание друг друга, затем соответственно принятие и признание. Как следствие диалога воспитателя и ребенка в качестве равных собеседников, ребенок становится уважающим себя и других, свободным, активным, открытым, инициативным и независимым.

Так же в процессе общения воспитателя и детей также осуществляется организованная форма обучения, которая заключает в себе беседы, развивающие и дидактические игры, упражнения, этюды, импровизации, рассказ педагога и рассказы детей. Благодаря всем вышеперечисленным формам занятий происходит обобщение детьми представлений о себе и окружающем мире, тем самым развивая личность воспитанников.

Процесс общения активно используется в ходе самостоятельной деятельности детей. В этот момент формируются коммуникативные способности и умения, нравственные качества личности, привычки поведения и т. п.

Общение со сверстниками воздействует на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и в реальной жизни, общаясь с товарищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения.

Проведение досугов и праздников

Проводимая работа по привлечению родителей в совместную деятельность с детьми показала свою эффективность. Я убедилась, что такие мероприятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, в эти моменты активно происходит развитие социально-коммуникативных качеств дошкольников и соответственно развитие личности дошкольника в целом.

Предметно-развивающая среда

Дети в детском саду по большей части находятся в замкнутом помещении, поэтому быстро начинают скучать, шалить, обижать друг друга, если им нечем заняться. Создавая развивающую среду, мы, воспитатели не только предоставляем пищу детскому воображению, развиваем малышей, но и приучаем их к общению в процессе совместной деятельности.

В каждом ребенке существует свои мир чудес. Мы взрослые, должны его хранить бережно и свято, помнить, что наше будущее – в наших детях.

Все вышеперечисленные условиях организации общения детей, считаю, что создают полноценную среду для роста и развития доброжелательной, активной, любознательной личности ребенка.

Развитие личности дошкольника в процессе общенияРазвитие личности ребенка в деятельности и общенииРазвитие личности ребенка в деятельности и общенииРазвитие личности ребенка в деятельности и общенииРазвитие личности ребенка в деятельности и общенииРазвитие личности ребенка в деятельности и общенииРазвитие личности ребенка в деятельности и общенииРазвитие личности ребенка в деятельности и общении

Источник

Общение и формирование личности ребенка.

Нежно прижимая руку к своему животу, будущая мама думает, каким будет ее ребенок – умным и скромным «ботаником», говорливым и шустрым «весельчаком», или мрачным и жестоким «циником», и чаще всего даже не подозревает, что малыш, который скоро придет в этот мир, еще и сам не знает, каким он вырастет!

Ребенок рождается лишь с определенным набором инстинктов, у него нет морали, он не оперирует такими понятиями, как «добро» и «зло», не может обращаться к «памяти предков» самостоятельно. Другими словами, не имеет представления о том, как «принято» жить в этом мире, что плохо и что хорошо.  В процессе общения сначала с родителями, а затем, с другими представителями социума, малыш начинает накапливать в себе определенные мировоззренческие установки, поведенческие реакции, и интересы, что и можно считать началом формирования личности.

Прежде чем говорить о том, как правильно выстроить общение и формирование личности ребенка, чтобы воспитать достойного человека необходимо понять какие фазы становления личности проходит малыш, каждый раз попадая в новые условия существования.

Фазы становления личности.

         Личность ребенка формируется только при взаимодействии, либо с другим индивидуумом, либо с определенной группой, живущей по своим внутренним законам. Потому, первой фазой становления личности при любой коммуникации будет адаптация. К примеру, ребенок первый раз, оказавшийся в песочнице, интуитивно сначала присматривается к другим детям, перенимает «законы» данной группы, (все играют в куличики и он начинает, все катают машинки и «новому» ребенку нужно это же делать, принято делится игрушками – делится, не принято – жадничает), то есть вливается в группу детей и становится там «своим».

         Как только период адаптации завершен, и ребенок чувствует себя полноправным членом этого малого сообщества, у него возникает желание выделиться, снискать определенную славу (по З.Фрейду), начинается фаза индивидуализации. Проявлять себя ребенок может по-разному, либо удивлять других своими умениями залазить на горку, либо хвастать самыми крутыми игрушками, либо озорничать и ломать чужые «песочные замки».

         В свою очередь сообщество будет решать, как реагировать на индивидуализацию ее отдельного члена, стараясь поощрять те особенности каждого, что выгодны другим членам общества, и осуждать противоположные. Ребенок же будет проходить так называемую фазу интеграции, то есть пытаться проявить свою индивидуальность так, как считает нужным, но в тоже время «остаться» своим в группе, либо покинуть ее.

         Все эти фазы многократно повторяются в течение жизни человека, каждый раз привнося в его личность новые черты. Чем выше уровень развития сообществ, в которых пребывает человек, тем более развитая у него личностная составляющая.

         Общение и формирование личности ребенка раннего возраста.

         Основываясь на фазах становления личности в группах, посмотрим, как с помощью правильного подхода к ребенку формировать его личность, таким образом, чтобы вырастить «хорошего» человека!

Адаптация новорожденного ребенка к внешнему миру начинается сразу после рождения, задача родителей в этот период помочь малышу справится с родовым стрессом и обеспечить максимально комфортные условия и уход за ребенком до года. Чем проще пройдет первый в жизни малыша период адаптации, тем легче ему будет вливаться в сообщества в течение всей будущей жизни. В этот временной отрезок у ребенка появляются первые знания того, как вести себя в социуме, он быстро запоминает реакцию окружающих на какой-либо раздражитель и копирует ее. Самое простое – крик родителей. Если авторитетный для малыша взрослый, может себе позволить повышать голос, то и ребенок, адаптируясь, считает это нормальным проявлением эмоций. В результате ребенок становится крикливой и неуравновешенной личностью.

Ближе к двум годам ребенок входит во вторую фазу становления личности и начинает проявлять свою индивидуальность. Чаще всего это выражается в понимании родовой принадлежности «моя мама», «мой папа», и в желании подражать родителям и получать похвалу, то есть осознавать, что ты «любимый», «молодец», «наша гордость» и так далее. На этом этапе важнейшим элементом общения с ребенком, должно стать признание его маленьких заслуг и обязательное восхищение положительными достижениями, в то время как на негативные проявления, желательно не реагировать, дабы не провоцировать ребенка на них, когда ему захочется сделать «на зло».

Фаза интеграции в становлении личности детей раннего возраста, сегодня часто именуется «кризисом трех лет». На самом деле, данный «кризис», скорее показатель того, что интеграция ребенка в социуме происходит с осложнениями. Чаще всего к этой проблеме приводит неправильный пример родителей в период адаптации.

Повлиять на формирование личности ребенка в это время поможет личный положительный пример, а так же четкие установки для всех взрослых в непосредственном окружении ребенка, касающиеся отношения к плохому и хорошему поведению малыша. Другими словами, на истерики желательно реагировать спокойно, и поддаваясь на провокации, и не переходя на уровень ребенка (крик или угрозы). Вместе с тем, важно поощрять положительные побуждения ребенка.

Общение и формирование личности ребенка раннего возраста, происходит по схеме «насаждения» взрослым человеком важнейших социальных понятий и реакций, и четкая оценка поведения ребенка согласно «пройденному материалу».

         Общение и формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

         В дошкольном возрасте все ступени становления личности ребенок пройдет в новом для него сообществе – детском саду, либо в других группах, где его общение расширится до коммуникаций с «чужими» взрослыми и другими детьми. Для формирования личности ребенка на этом этапе взросления, родителям с одной стороны необходимо ввести ребенка в группы с более высоким развитием (то есть детский сад предпочтительнее игр во дворе), с другой максимально контролировать изменения в личности ребенка под давлением нового окружения.

         Облегчить адаптационный период в детском коллективе, поможет подготовка ребенка к детскому саду, после которой он будет чувствовать себя уверенно и скорее станет «своим». Проявить индивидуальность в положительных действиях помогут интересные увлечения: конструирование, спорт, музыка, ранее чтение и так далее. Реализованное желание показать свое «я» сведет на нет, желание выделится с помощью хулиганства,  или нарушения норм поведения. Интеграцию ребенка в среду садика улучшат умение кооперировать усилия со сверстниками, решать спорные моменты с участием взрослых, а так же обсуждение детсадовских проблем с родителями, для преемственности их отношения к интересной или конфликтной ситуации.

           Обобщая, следует сказать, что в период раннего и дошкольного детства формирование личности ребенка идет лишь в непосредственном общении с самыми близкими взрослыми, жизненные позиции которых, ценности и поведенческие реакции заимствуются ребенком и отражаются в его личности.

Источник

формирование личности ребенка фотоФормирование личности ребенка – это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

  • малыш полноценно применяет личные местоимения;
  • имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;
  • ребенок владеет навыками самоконтроля;
  • он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания. А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

Формирование личности ребенка в семье

Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Формирование личности ребенка в общении

Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в развитии психики субъектов и становлении рационального, культурного поведения. Посредством коммуникаций с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности. Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

Коммуникативное взаимодействие малышей со взрослыми лицами ведет к возможности формирования у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения крохи к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной. По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу». Становление личности ребенка школьного возраста проистекает вследствие воздействия:

  • новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);
  • новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и т.п.).

Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

Общение с детьми становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей–подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник