Развитие личности ребенка трех лет

Кризис трехлетнего возраста часто застает родителей врасплох. Будучи обеспокоенными необычным поведением ребенка и его новым «Я», они стараются обеспечить благоприятные условия для преодоления этого этапа становления личности.

Причины развития кризиса 3 лет

Проявление этого кризиса довольно закономерно, поскольку любое живое существо развивается и меняется по мере взросления. Дети растут, приобретают новые знания, овладевают навыками, поэтому расширяется их кругозор и меняются потребности. У ребенка возникает желание делать все самостоятельно, поэтому родители наблюдают упрямство и истерики.

В возрасте 3 лет ребенок впервые начинает идентифицировать себя как отдельную личность, независимую от родителей. Более взрослый малыш требует к себе соответствующего отношения. Конфликт возникает в том случае, когда родители не успели осознать, что ребенок стал более взрослым, и по прежнему относятся к нему как к младенцу. Это несоответствие крайне мешает развитию личности ребенка.

Признаки кризиса трех лет

В период кризиса ребенок стремится все делать наоборот, проявляя негативизм. Если раньше он любил гулять, то теперь активно отказывается собираться на прогулку. Раньше малышу нравилось ходить на развивающие занятия, а сейчас дорога сопровождается криками и отказами заниматься. Доходит до того, что ребенок отрицает очевидные истины. В такие моменты стоит проявлять уважение к мнению ребенка, ведь негативизм — это способ обозначить свое отношение к окружающей реальности.

Часто дети становятся заложниками своих эмоций, поэтому непроизвольно проявляют упрямство. Родители могут заметить, что требование ребенка основано на принципе, а не на желании или потребности — малыш уже попросил что-либо и не собирается отказываться, даже если ему это не нужно. Ребенок часто проявляет строптивость в традиционных бытовых делах, сопротивляясь родителям при выполнении ими обычных действий.

Своеволие — это яркое проявление кризиса трехлетнего возраста. Ребенок наотрез отказывается от помощи родителей. Он пытается самостоятельно справиться с бытовыми задачами, даже если это ему не по силам. Малыш считает себя взрослым, поэтому не может соотнести свои возможности в действиях. Если что-то не получается, ребенок нервничает, капризничает, устраивает истерику. В некоторых случаях наблюдается ревность старшего ребенка к младшему, обесценивание близких, плохие слова в адрес родителей, манипуляция взрослыми.

Рекомендации по воспитанию ребенка в период кризиса трех лет

Родителям стоит проявлять спокойствие во время крика или истерики ребенка. Своим тихим и спокойным тоном мама способна вывести малыша из негативного состояния. В период кризиса трехлетнего возраста ребенку крайне необходима похвала. Его самооценка и чувство собственного достоинства требуют подпитки, поэтому родителям не стоит скупиться на добрые, ласковые слова. Нужно поддерживать ребенка во всех начинаниях, одобрять его хорошие действия и радоваться победам.

Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми — это больно бьет по самооценке. Такой метод воспитания не принесет положительного результата — малыш продолжит вести себя плохо, только еще и психологическую травму получит. В период кризиса следует предоставлять ребенку право выбора и удовлетворять его потребности в самостоятельности. Можно предложить малышу выбрать одежду из двух вариантов, взять с собой ту или иную игрушку. Не стоит быть слишком категоричными. В некоторых ситуациях можно и уступить ребенку, разрешив ему сделать так, как он желает.

Вы нашли для себя статью интересной? Жмите на палец верх и подписывайтесь на канал“Наши дети” Новые статьи о воспитание наших малышей, выходят каждый день.

Источник

Жизнь с трехлетним ребенком похожа на приключение. Ваш дом наполняется смехом, упрямством, независимостью и постоянным проявлением любопытства. Малыш учится общаться на новом уровне, уверено контролирует свое тело и развивает воображение. С каждым днем он становится более интересным и творческим.

Можно выделить основные этапы и ориентиры развития в три года, но не стоит забывать о том, что все дети уникальны. Задача родителей – не упустить время и помочь раскрыться скрытому потенциалу своего ребенка.

Этапы развития ребенка в три года:

1. Социальное развитие.

Малыш развивает свои социальные навыки, зарождаются первые дружеские отношения с другими детьми. В три года он начинает осознавать себя в окружающем мире, появляются первые «не хочу» и «не буду». Здесь важно мягко указать ребенку на границы дозволенного. Если трехлетка почувствует, что ему все можно, в нем начнет зарождаться эгоист. В этот период важно показать, что малыш любим и желанен, особенно, если в доме появляется второй ребенок. Любовь – это то, в чем остро нуждается не только новорожденный, но и первенец.

2. Эмоциональное развитие.

Сопровождается частыми истериками и слезами. Это объясняется периодом кризиса трех лет, ребенок «отделяется» от своей матери и становится самостоятельным. Истерики – это реакция на стресс, с которым малыш учится бороться. В этом возрасте формируется основа для будущего эмоционального и психического развития. Благодаря наблюдению за сверстниками и взрослыми, малыш учится понимать свои и чужие эмоции. Может выразить сочувствие, когда другому человеку больно или грустно, делится игрушками и учится играть с другими детьми. Если кризис трех лет прошел не правильно, в будущем малышу будет проблематично справляться со сложными ситуациями. Важно научить ребенка делиться игрушками, иначе он никогда не будет принят в детский коллектив.

Читайте также:  Факторы среди на развитие ребенка

3. Когнитивное развитие.

Позволяет ребенку сосредоточиться и поглощать огромные объемы информации. Уже в этом возрасте малыш способен начать изучать алфавит и цифры. Появляется множество вопросов и понимание полученных ответов. Родители должны знать, что теперь ребенок может усидеть на одном месте до 30 минут, он любознателен и жаждет новых знаний. Поэтому не стоит упускать время, лучше заняться развивающими упражнениями. Малыш с радостью будет рассматривать картинки, находить сходства и различия, собирать большие пазлы, рисовать и слушать чтение сказок.

4. Общее физическое развитие.

Трехлетний ребенок не только растет в высоту и набирает вес, у него развивается мелкая и крупная моторика. Малыш бегает, прыгает, ловит мяч, играет в футбол, катается на трехколесном велосипеде.

Развиваются навыки самообслуживания: может налить себе сок, намазать масло на бутерброд, застегивает пуговицы, завязывает шнурки, сам собирает одежду в зависимости от сезона. В три года важно развивать мелкую моторику, давать возможность пользоваться ножницами, рисовать, вырезать, нанизывать бусины.

Чего ждать в плане умственного развития от ребенка трех лет:

1. Малыш в три года понимает родной язык и говорит, как минимум, 300 слов, а то и больше. Умеет говорить предложениями из 6-8 слов, с существительными и глаголами. Может понять двойную конструкцию-поручение, например, «сходи в свою комнату и принеси кофту».

2. С ребенком в три года можно строить пирамидки из кубиков, находить решение, почему башня неустойчивая и исправлять ошибки. Ребенок легко запоминает и воссоздает конструкцию по памяти.

3. Трехлетний малыш задает множество вопросов обо всем, что видит. Чем сложнее и настойчивее вопросы, тем лучше развита познавательная активность у ребенка.

4. Помнит важные или яркие события, даже если они произошли неделю назад. Может рассказать о них и ответить на наводящие вопросы.

5. Умеет обижаться, радоваться, шутить и грустить. Может быть доброжелательным или враждебным.

6. В состояние идентифицировать предметы по размеру и цвету.

7. При правильном воспитании формируется положительное отношение к своей личности, гордость и стремление сделать все как можно быстрее и лучше. Появляются выражения: «Я сам!», «Я могу», «Я хочу!».

Не страшно, если ваш ребенок не умеет делать какие-то вещи, перечисленные в этой статье. Это всего лишь говорит о том, что он развивается в своем собственном темпе и ему нужно уделить чуть больше внимания, чтобы помочь обрести необходимые навыки и знания.

Вы нас очень поддержите, если поставите “Лайк” и ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал 🙂

Источник

Главная особенность ребенка раннего детства — это ситуативное поведение, целиком определяющееся ситуацией, в которой находится ребенок, тем, что происходит здесь и сейчас, в его зрительном поле. Действия ребенка на этой стадии определяются теми предметами и явлениями, которые находятся в поле его зрения, которые притягивают или отталкивают его. Одни предметы побуждают ребенка их съесть, другие — забраться на них, схватить их, играть с ними и т. д. Таким образом, именно предметы и явления в окружении ребенка определяют направленность его поведения — «за каждым восприятием непременно следует действие».

В начале периода раннего детства, поведение ребенка импульсивно, желания его неустойчивы и быстро проходят, он не может их контролировать, не может соблюдать правила. Но уже к двум годам начинает формироваться произвольность, ребенок усваивает социальные нормы, начинает контролировать свои побуждения. Это период, когда ребенок учится сам принимать решения и нести ответственность за их выполнение. Сначала это касается еды, туалета, одевания и других бытовых задач. Ребенок может сам решить, положить ему еще каши или нет, будет он рисовать или играть в кубики. Это сензитивный период для закрепления самостоятельности и инициативности.Когда у детей начинает развиваться стремление к самостоятельности, они часто ошибаются и остро нуждаются в поддержке и огромном терпении со стороны любящих взрослых. Холодное отношение взрослых или даже насмешки — могут погубить в них это желание. Внешний контроль со стороны взрослых необходим, преимущественно он должен быть поощряющим. Излишняя строгость, наказания за ошибки или гиперопека, могут привести к формированию чувства стыда за свои поступки, привести к сомнению в собственных силах и способностях. Подробнее о практике развития самостоятельности в 1-3 года.

Положительное самоощущение развивается у ребенка в том случае, если взрослые, с одной стороны, поощряют его самостоятельность, содействуют ее проявлению. А с другой стороны, устанавливают согласованные, четкие и разумные ограничения. Относясь при этом к ребенку с любовью и пониманием.

Читайте также:  Понятие норма и аномалия в психическом развитии ребенка

Раннее детство также характеризуется зарождающимся самосознанием. Ребенок начинает узнавать себя, в том числе свой возраст, пол, имя, различать свои отдельные внешние свойства. В течение второго года начинает формироваться собственное «Я», появляется узнавание самого себя в зеркале. Большинство детей к 2 годам узнают себя на фотографии.

В конце второго года жизни появляются эмоции по отношению к себе, которые включают в себя стыд, смущение, вину, гордость. Похвала и одобрение окружающих, вызывают у ребенка чувство гордости. Если действия ребенка не оправдывают ожиданий взрослых, то возникает чувство стыда.

Двухлетний ребенок начинает все больше использовать местоимения первого лица (я, мне, мое). Отсюда появляется и чувство собственности. Речь двухлетнего ребенка полна утверждений обладания. Прежде всего, он устанавливает границы своих владений: «мой ботинок, моя кукла, моя машинка». С ростом устойчивости самоопределения, действия ребенка становятся все более собственническими и сопровождаются заявлениями: «Мое!».

Появление местоимения «Я», говорит об осознании себя отдельным человеком, ребенок начинает говорить и действовать со своей позиции. У ребенка появляются также определенные представления о себе в черно-белых тонах, что «я хороший» или «я плохой». Он не думает о себе как о ребенке, который иногда хорош в некоторых отношениях, а иногда плох в других. Достижения ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых, становятся для него мерой своего «Я» и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.

Возникновение сознания «Я», приводит к распаду настоящей социальной ситуации, и подводит ребенка к кризису трех лет.

Источник

Автор

Вот и остались позади бессонные ночи, бесконечные укачивания и тревоги по поводу здоровья малыша. К великому счастью, он самостоятельно кушает, ходит, бегает и уже задает массу вопросов. Смешные истории, высказывания детей родители незамедлительно стараются запечатлеть. Веселые прогулки по парку, посиделки в кафе или краткосрочные экскурсии – это все могут позволить себе родители детей трех лет.

Но наступает другой этап, не менее сложный – период детского кризиса 3 лет и как вести себя родителям сейчас, чтобы как можно быстрее пережить эти испытания?

Возрастные кризисы – это неизбежная стадия развития и взросления ребёнка. Это своего рода переломные моменты, во время которых происходит переоценка всех прежних ценностей, переосмысление своего Я и отношений с окружающими.  
Одним из таких моментов является кризис 3 лет.

Кризис трех лет – особенности

Каждому периоду развития ребёнка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Кроха понимает, что он такой же как и другие люди. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Если ребёнок раньше без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, например, произносил: «Дима хочет кушать», то теперь это происходит все реже и реже. Теперь при взгляде на свое отражение в зеркале или фото, он с уверенностью произносит: «Это Я». Кроха начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои особенности и желания. Вместе с этим осознанием и приходит кризис трех лет. Некогда ласковый милый малютка в это время может сильно измениться и превратиться в упрямого и капризного «нехочуху».

К счастью, детский кризис трех лет – это проходящее явление, особенно если подойти к этому вопросу грамотно и разобраться, каковы причины, вызывающие такое неадекватное поведение ребенка.

О начале кризиса трех лет свидетельствует следующее поведение:

  • ребёнок становится истеричным, даже без особой причины;
  • совместные посещения магазинов становятся несносными, он постоянно требует купить что-нибудь для себя. В противном случае, родителей ждет «показательное выступление» с рыданиями и катаниями по полу;
  • постоянно пытается перейти границу дозволенного, проверить реакцию взрослых, не реагирует на запреты или просьбы, понятия «нельзя» для него не существует;
  • на прогулке может убежать в противоположное направление движения и спрятаться;
  • отвечает на все предложения негативно, ему все не нравится, он не желает подчиняться;
  • пытается самостоятельно одеться, поесть, но столкнувшись с трудностями или препятствиями, закатывает истерику;
  • попытки поговорить с ребенком не заканчиваются положительным результатом, он в любом случае все делает по-своему.

Каковы причины такого поведения?

В возрасте 3 лет ребёнком осознается то, что он является самостоятельной личностью. Постепенно личное «я» отделяется от родительской опеки. Свои желания нужно отстаивать ради удовлетворения детских потребностей. Чаще всего поведение ребенка – демонстративно, он у всех на виду может устроить истерику из-за пустяковой причины или вовсе без неё. Такое тираническое поведение вызывает у родителей немало беспокойства. В некоторых случаях оно переходит в раздражение или рукоприкладство. Однако, не нужно забывать, что такое поведение вовсе не направлено на то, чтобы специально огорчить взрослых, досадить им. Ребёнку просто не знакомы другие модели поведения для того, чтобы самоутвердиться и доказать всем, что он также является личностью со своим характером и желаниями.

Читайте также:  Развитие ребенка пятом месяце жизни

Кризис 3 лет – как вести себя с ребенком

Подготовившись к нему заранее, родители не только смогут вытерпеть все капризы малыша с минимальными психическими потерями для себя, но и помогут ребёнку преодолеть эти сложности.

Перемены в поведении ребёнка, порой, очень большие, нередко вызывают недоумение у пап и мам. Очень важно не реагировать на них жестко, постоянно наказывая кроху. В подобной ситуации необходимо понять, что это нормальное развитие ребёнка в 3 года. Возрастные кризисы затрагивают всех психически здоровых детей, вот только иногда они протекают практически незаметно, а иногда, наоборот, длятся очень долго и проходят тяжело, доставляя немало страданий малышу. В этот период основная задача родителей – поддержать своего кроху и помочь максимально безболезненно его преодолеть.

Предоставьте ребёнку свободу выбора

Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей, признания их самостоятельности и независимости, даже несмотря на то, что сами к этому ещё не готовы. Поэтому для ребёнка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.

Например, если ребёнок изъявляет желание одеваться самостоятельно – пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше. Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т.д.

Неплохо работает приём переключения внимания. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребёнку выбрать одежду, в которой он поедет в гости. В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда и он не будет думать, ехать ему с вами или нет.

Некоторые родители используют стремление ребёнка противоречить, себе на пользу. Например, планируя покормить малыша, предлагают ему отказаться от обеда. В свою очередь, кроха, стремясь возразить, захочет поесть. Однако в эстетичности использования такого метода достижения целей можно усомниться. Ведь, по сути, вы манипулируете своим малышом и постоянно его обманываете. Разве такое воспитание можно назвать приемлемым?

Дайте малышу почувствовать себя самостоятельным

Всегда кризис трех лет у ребенка проявляется возросшей самостоятельностью. Малыш пытается все делать сам, даже несмотря на то, что его возможности далеко не всегда соответствуют его желаниям. Родителям необходимо отнестись с пониманием к подобным стремлениям.

Постарайтесь проявлять больше гибкости в воспитании, не бойтесь несколько расширить обязанности и права крохи, дайте почувствовать ему самостоятельность, конечно, только в разумных пределах, определенные границы, все же, должны существовать. Просите иногда его о помощи или давайте какие-то простые поручения. Если вы видите, что кроха пытается что-то сделать сам, но не может с этим справиться, ненавязчиво помогите ему.

Научитесь справляться с истериками ребёнка

В связи с кризисом, истерики у ребенка 3 лет – очень частое явление. Многие родители просто не знают, что делать и как вести себя в подобных ситуациях. Не обращать внимания, жалеть, выполнять капризы или наказать разбушевавшееся дитя? В данной ситуации единого совета, который бы подошел абсолютно всем, к сожалению, дать невозможно. Родители сами должны выбрать правильную линию поведения или стратегию борьбы.

Научитесь отказывать

Отказывать своему любимому малютки могут далеко не все родители. Тем не менее, уметь говорить четкое «Нет» — необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребёнок должен о них знать.

Чего родителям делать не стоит

Чтобы ваш замечательный малыш не вырос слишком упрямым и неконтролируемым или, наоборот, малоинициативным и безвольным, никогда не показывайте ему, что его мнение ничего не значит и абсолютно вас не волнует. Не подавляйте стремление крохи к самостоятельности, обязательно доверяйте посильные ему дела. Также не стоит постоянно ругать малыша и стоять на своем, пытаясь сломить его упрямство. Это может привести либо к тому, что ребенок просто перестанет вас слышать, либо к возникновению заниженной самооценки.

Сколько времени длится кризис трех лет?

Длительность этого периода индивидуальна для каждого ребенка и во многом зависит от реакции родителей на детское поведение. Некоторые дети довольно быстро проходят через все трудности этапа, другие долго мучаются, пытаясь доказать окружающим свою самостоятельность.

В любом случае, кризис 3 лет считается отправной точкой формирования личности. Это не первое и далеко не последнее испытание, с которым придется столкнуться каждому родителю. Очень важно в этот период не терять самообладания и искренне любить своего ребёнка, независимо от его поступков.

Автор

Фомина Екатерина Александровна

педагог-психолог
Майкоп

Источник