Развитие личности ребенка средствами рисования

Развитие личности ребенка средствами рисования thumbnail

У всех людей есть такие познавательные процессы как мышление, восприятие, память, наблюдение. Все они связаны с сознанием. Чем больше развиты данные процессы, тем успешнее складывается жизнь человека. Познавательная деятельность работает всю жизнь, но больше всего она проявляется в детстве, когда мозг ребенка пластичен. Один из способов формирования яркой личности – это рисование.

Развитие детей через рисование известно очень давно. Когда малыш рисует, он не только представляет образы в своей голове, но и воссоздает их на бумаге. За счёт этого творческого занятия ребенок учится выражать себя, свои мысли, чувства, эмоции. Он показывает себя как индивидуальность.

Развитие детей дошкольного возраста средствами рисования необходимо, потому что именно в этот период у человека больше нейронных связей в головном мозге. Поэтому малыши более приспособлены к познанию нового, чем взрослые.

Как рисование влияет на развитие ребенка

Влияние рисования на развитие ребенка

У дошкольников превалирует образное мышление. Чем больше новых образов он формирует в своем воображении, тем лучше у него будет развит интеллект и мыслительная деятельность. Главной мотивацией у детей для развития является творчество.

Такое свойство мышления как креативность формируется в ходе творческой работы. Рисование помогает малышу находить новые ассоциации между предметом и его изображением. Создание новых образов – это прекрасная тренировка умственной деятельности.

Рисование также способствует развитию воображения. Ведь водя кисточкой по бумаге, ребенок мысленно представляет себе и картину в целом, и её детали. Благодаря этому малыш может формировать новые связи между образами. А чем больше этих связей, тем сильнее развито воображение.

Не стоит забывать и о фантазии. Она пригодится и взрослому человеку. Фантазия помогает придумывать смелые идеи, находить нестандартные решения, изобретать новые вещи. Рисуя, ребенок прекрасно развивает фантазию, потому что ему в деталях необходимо придумать, как будет выглядеть картина.

Не всегда то, что придумал ребенок в своем собственном воображаемом мире, можно перенести на бумагу. Поэтому часто малыш видит на рисунке то, чего на самом деле нет. Это уникальное детское свойство нужно поддерживать, а не ругать.

Рисование влияет и на развитие речи. До начала процесса попросите ребенка рассказать, что он будет рисовать. Пусть он в деталях объяснит своё будущее творение. Во время рисования малыш тоже может говорить, что он в данный момент изображает. Маме с папой необходимо внимательно слушать, что рассказывает ребенок, задавать вопросы, интересоваться. Когда ребенок рассказывает вслух о своих действиях, то он лучше понимает их, у него развивается артикуляционный аппарат. К тому же такие семейные посиделки сплотят членов семьи и усилят эмоциональную связь между ними.

Когда дети ещё маленькие, их восприятие действительности несовершенно. Рисование же помогает развить его, ведь ребенок изучает объекты для изображения, замечает детали, которых раньше не видел, открывает в них что-то новое. Рисуя, малыш наблюдает и анализирует предмет.

Как рисование влияет на развитие ребенка

Кроме обычных способов рисования, существуют ещё и необычные методы. Именно они не просто ещё больше развивают ребенка как личность, но и повышают самооценку. Ведь не все дети умеют справляться с акварелью, тушью, гуашью, карандашами, пастелью. Не всем удается красиво передать свою мысль на бумаге, холсте, батике. А вот нестандартные техники рисования позволяют сделать так, что любое произведение малыша будет шедевром. Поэтому каждый ребенок будет радоваться тому, что у него всё получилось. Это вселит в него уверенность в себе, замотивирует на дальнейшее творчество и раскрепостит.

Рисовать можно:

  • пальцами;
  • подручными средствами (ватными палочками, зубной щёткой);
  • по стеклу и песку;
  • по тканям, камням, кружкам.

Как рисование влияет на развитие ребенка

Источник

Роль рисования в развитии ребёнка.

«Рисовать надо, чтобы быть счастливым

 и дарить миру добро и красоту».

Вреж Киракосян.

Без музыкального слуха ребёнку нечего делать в музыкальной школе, при чрезмерной стеснительности ребёнку будет трудно на театральной сцене, а вот рисунок  подходит для любого ребёнка – в нём можно выплеснуть свои эмоции, для этого не нужны грандиозные умения, и это не менее увлекательно, чем играть со сверстниками в карты. Вот почему изобразительное искусство для детей играет такую важную роль.

Читайте также:  Как остановить развитие кариеса у ребенка

Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение. Занимаясь рисованием,  дети узнают разные материалы (бумага, краски, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними.   В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках и  высказывают суждения о работах других детей.

Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики. Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Почему же стоит рисовать?

Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована, поскольку художественные занятия:

  • дарят радость. 

Рисование становится для ребёнка увлечением, приносящим огромное удовольствие, наслаждение, поскольку даёт свободу самовыражения; когда на белом листке «оживает» город или лес, – испытываешь неподдельное удовольствие.

  • развивают усидчивость и аккуратность.

 Удержать карандаш в руке — непростая задача для ребёнка, а изображение конкретного предмета и вовсе кропотливое и сложное занятие рисунок – это дело не 5-ти минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;

  • Развивает мелкую моторику

Рисование оказывает влияние на то, что принято называть «мелкой моторикой», то есть ребенок развивает кисти рук, пальцы. Это тонкие координации, которые с одной стороны укрепляют связи между нейронами мозга и нервами в кистях. С другой же стороны – обратные сигналы от непослушных еще пальцев заставляют мозг обрабатывать новые массивы информации и, следовательно, развиваться. Чем лучше он освоит этот этап, тем быстрее разовьётся речь.

  • тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение;

Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин;

  • помогают справиться с эмоциями, делая счастливее и свободнее

Поскольку через    рисунок малыш «выплёскивает» на бумагу свои чувства, которые в силу, возраста не может выразить с помощью речи; через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.

  • ориентирует на результат

В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность;

  • развивают творческий потенциал. 

Создание рисунка или картины требует от ребенка экспериментирования, индивидуального видения предметов, предполагает креативность подхода к творческому процессу, именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки – а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней;

  • учит видеть пропорции и глубину красок

Ребенок, пытаясь изобразить что-либо на бумаге, совершенно по-другому начинает относиться к окружающему его миру. Глядя на всё, он видит не хаотичные картинки, а соразмерности, пропорции, краски. Мир приобретает глубину и насыщенность;

  • успокаивают психику
Читайте также:  Занятие при задержке умственного развития ребенка

Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам; многие сравнивают рисование с медитацией. Художественное творчество позволяет расслабиться, «отключиться» от внешнего мира, в голове нет места бытовым мыслям;

  • помогают раскрыть индивидуальность. 

Рисуя, ребёнок ощущает себя не «песчинкой», а творцом, личностью, что делает его увереннее в себе и благотворно сказывается на самооценке; через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.

  • приобщает к общемировой культуре

Во время обучения детей рисованию происходит знакомство их с произведениями, написанными великими мастерами. А это, безусловно, расширяет кругозор, приучает мыслить шире, чем подсказывает повседневная жизнь.

  • Воспитывает доброту и справедливость

Рисование способствует воспитанию у детей доброты, справедливости и благородных           чувств, которые возникают у них в процессе рисования, в видении образов.

Таким образом, «Рисование помогает смотреть на мир иными, новыми глазами, начинаешь ещё сильнее любить природу, людей и животных. Начинаешь ещё сильнее всё ценить! Сам же процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растёт над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности. Рисовать надо, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту», – Вреж Киракосян.

Источник

Влияние на интеллект

Влияние на фантазию и воображение

Влияние на развитие речи

Влияние на развитие восприятия

Нетрадиционные техники рисования

Как приготовить краски самостоятельно

Развитие личности ребенка средствами рисованияПо определению психологии, познавательные процессы — это ощущение, мышление, память, восприятие, внимание и наблюдательность. Иными словами – все, что напрямую связано с сознанием. Познавательные процессы у человека развиваются всю жизнь, но активнее всего это происходит в детстве, особенно в первые десять лет. Основы зарождения творческой личности закладываются еще раньше — до 6 лет. Одним из наиболее полезных занятий является рисование, положительно влияя на развитие ребенка.

Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.

Благодаря рисункам мы, взрослые, можем понять внутренний мир малыша. Этим хорошо пользуются психологи. Недаром большинство психологических тестов для детей проводятся посредством рисования или идентификации конкретных образов.

Как именно рисование влияет на разные стороны развития ребенка?

Влияние на интеллект

В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу.

Уникальное свойство человеческого мышления — креативность — развивается в детстве, в творческой деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов — отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.

Влияние на фантазию и воображение

Развитие личности ребенка средствами рисованияРисование развивает воображение — способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.

Фантазия нужна будущему взрослому — она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить.

То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, — они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.

Читайте также:  Внутриутробный период развития ребенка характеризуется как

Влияние на развитие речи

Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление.

Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать.

В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

Влияние на развитие восприятия

Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, – очень полезное для развития мышления.

Нетрадиционные техники рисования

Развитие личности ребенка средствами рисованияВсе дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

На занятиях с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность, ребенок экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.

К нетрадиционным техникам относятся:

  • рисование пальцами по бумаге картону и проч. материалам;
  • рисование по стеклу;
  • роспись ткани;
  • рисование мелом по бархатной бумаге;
  • роспись камней, кружек и других предметов;
  • рисование ватными палочками, зубной щеткой и прочими подручными предметами;
  • рисование по песку и рисование песком…

Список можно долго продолжать, т.к. рисовать можно многими предметами и материалами по еще большему количеству предметов и материалов. В данном вопросе мы предлагаем вам, дорогие родители, проявить уже свои фантазию и изобретательность и подключить ребенка к придумыванию того, “на чем бы и чем нам с тобой еще порисовать”? Дерзайте и у вас все получится!

Как приготовить краски самостоятельно

Даже совсем маленькие дети могут рисовать красками, если эти краски пальчиковые (ребенок макает палец в краску и рисует пальцем). Родители могут самостоятельно приготовить безвредные краски для детей.

Для этого понадобится:

– 2 чашки комнатной воды;

– 3 столовые ложки сахара;

– ½ чашки крахмала из кукурузы;

– пищевые красители.

Все, кроме красителя, необходимо смешать и на тихом огне варить 15 минут, затем охладить, разлить по небольшим емкостям и добавить пищевые красители.

Обсуждение темы “Детская художественная школа” на нашем форуме. 

Кроме собственной, использована информация из книги “О детском рисовании” Марины Озеровой и с сайтов Наши дети и Мир учителя. 

Источник