Развитие личности ребенка средствами музейной педагогики
МДОУ Кизильский детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко»
Тематический контроль
« Развитие личности дошкольника
средствами музейной педагогики »
2015г
План-задание к тематической проверке
« Развитие личности дошкольника в детском саду
средствами музейной педагогики »
Актуальность
заключается в том, что в настоящее время продолжают расти потребности родителей в получении качественной образовательной услуги для детей дошкольного возраста, позволяющей сформировать у воспитанников потребность быть успешными в дальнейшем самоопределении. Важнейшей составляющей Федеральных Государственных стандартов к дошкольному образованию является введение детей дошкольного возраста в мир культуры. Именно поэтому коллектив дошкольного образовательного учреждения поставил перед собой задачу внедрить в систему образования детей дошкольного возраста предмет «Музейная педагогика». А также, в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, а важнейшим компонентом современного образования становится субъектная позиция ребенка, что позволит сформировать у воспитанников дошкольного образовательного учреждения нравственно-волевые и коммуникативные качества личности во взаимодействии непосредственно в пространстве интерактивного мини- музея.
Цель:
Повышение эффективности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении за счет интеграции содержания образовательных областей средствами музейной педагогики
Задачи:
1.Создать педагогические условия в ДОУ для повышения профессиональной компетентности педагогов в проектно-исследовательской деятельности по созданию и организации мини-музея.
2.Согласовать образовательную программу и календарные планы по работе в зоне мини-музея, синхронизировать изучение вопросов, общих для разных возрастных групп детей.
3.Привлекать родителей к совместным мероприятиям художественно-эстетической и проектно-исследовательской деятельности, в рамках которых они (родители) от наблюдателей педагогического процесса постепенно перейдут к позиции инициаторов и активных участников.
Сроки проведения: 2015г.
Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.
Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.
Для эффективности проведения тематического контроля используются следующие формы и методы (оценочный инструментарий):
- анкета для педагогов
- карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской деятельности средствами музейной педагогики
- карта анализа занятия с использованием материалов мини-музея
- критерии оценки смотра-конкурса по организации мини-музея
- график проведения тематического контроля
План-график к тематической проверке
« Развитие личности дошкольника в детском саду
средствами музейной педагогики »
№ группы | Дата | Время | Режимный момент | Содержание контроля | Кто проводит |
1-я младшая | НОД | Наблюдение и анализ образовательного процесса | Васильева Е.О | ||
2-я младшая | НОД | Наблюдение и анализ образовательного процесса | Карпичева А.Л | ||
средняя | НОД | Наблюдение и анализ образовательного процесса | Конюхова О.В | ||
разновозрастная | НОД | Наблюдение и анализ образовательного процесса | Баранова Н.С | ||
старшая | НОД | Наблюдение и анализ образовательного процесса | Бородастова Ю.Г | ||
подготовитель ная | НОД | Наблюдение и анализ образовательного процесса | Карсакова М.Г | ||
все педагоги | Анкетирование педагогов | старший воспитатель | |||
все группы | Обзорный просмотр | Анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей | старший воспитатель | ||
все группы | Смотр-конкурс | Организация мини-музея | старший воспитатель | ||
все педагоги | Обзорный просмотр | Планирование. Система работы. Документация. | старший воспитатель | ||
Обработка материалов проверки. . | старший воспитатель |
Наличие условий в группах для формирования представлений детей о тематике музеев
Воспитатель___________________________
Группа______________________
Дата__________________
Параметры проверки | |
Наличие творческих заданий, загадок, стихов, сказок. | |
Наличие материала из истории предметов. | |
Какую функцию выполняет музей (поисковая, научно- исследовательская, культурно- образовательная, экспозиционная) | |
Результаты творческой деятельности детей: детские рисунки, поделки | |
Формы работы с детьми в музейном пространстве: сценарии занятий, элементы театрализации, костюмирование, проекты, фольклорные праздники. | |
Насыщенность мини-музея: наличие предметов. | |
Среднее по группе: |
Наличие условий в группах для формирования представлений детей о тематике музеев (сводная таблица)
1-я младшая | 2-я младшая | средняя | разновозрастная | старшая | подготовительная | |
Параметры проверки | ||||||
Наличие творческих заданий, загадок, стихов, сказок. | ||||||
Наличие материала из истории предметов. | ||||||
Какую функцию выполняет музей (поисковая, научно- исследовательская, культурно- образовательная, экспозиционная) | ||||||
Результаты творческой деятельности детей: детские рисунки, поделки | ||||||
Формы работы с детьми в музейном пространстве: сценарии занятий, элементы театрализации, костюмирование, проекты, фольклорные праздники. | ||||||
Насыщенность мини-музея: наличие предметов. | ||||||
Среднее по группе: |
Таблица критериев оценки мини-музеев ДОУ
Воспитатель_____________________________
Группа__________________________
Дата_________________
Показатель | Оценка в баллах | |
1. Соответствие представленных материалов тематике мини-музея | ||
2. Сезонность экспозиции: – круглогодичный – сезонный | ||
3. Оценка эстетического вида представленной экспозиции мини-музе с учетом привлекательности, – новизна, уникальность экспозиции, – соответствие экспозиции задачам воспитания и обучения детей дошкольного возраста – соответствие экспозиции интеграции образовательных областей; – взаимодействие педагогов с детьми и родителями при формировании экспозиции; | ||
4. Доступность экспозиции для посещения: | ||
5. Наличие презентационных материалов мини-музея (использование Интернет-ресурса, презентационных материалов на бумажных и электронных носителях, участие в выставочных мероприятиях и др.) | ||
6. Соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья воспитанников и мер безопасности в помещении мини-музея | ||
Таблица критериев оценки мини-музеев ДОУ (сводная таблица)
Показатель | 1-я младшая | 2-я младшая | средняя | рзновозрастная | старшая | подготовительная |
1. Соответствие представленных материалов тематике мини-музея | ||||||
2. Сезонность экспозиции: – круглогодичный – сезонный | ||||||
3. Оценка эстетического вида представленной экспозиции мини-музе с учетом привлекательности, – новизна, уникальность экспозиции, – соответствие экспозиции задачам воспитания и обучения детей дошкольного возраста – соответствие экспозиции интеграции образовательных областей; – взаимодействие педагогов с детьми и родителями при формировании экспозиции; | ||||||
4. Доступность экспозиции для посещения: | ||||||
5. Наличие презентационных материалов мини-музея (использование Интернет-ресурса, презентационных материалов на бумажных и электронных носителях, участие в выставочных мероприятиях и др.) | ||||||
6. Соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья воспитанников и мер безопасности в помещении мини-музея |
Критерии оценки смотра-конкурса «Музейная педагогика» в ДОУ.
воспитатель_____________________
группа________________________
дата_________________
Показатели смотра-конкурса | |
Как мини-музей вписывается в интерьер группы – место расположения; – эстетичность; – креативность | |
Учёт возрастных особенностей детей | |
Паспорт мини-музея | |
Цель создания. | |
Описание использования музея в работе с детьми | |
Разделы и экспонаты – качество, – разнообразие, – история экспонатов: как появился предмет; может быть некоторый рассказ, содержащий интересные факты данного предмета, – соответствие возрасту | |
Уголок самостоятельной деятельности (схемы, рисунки, поделки) | |
Содержание работы с детьми и родителями по данному мини-музею | |
Связь с другими видами деятельности | |
Умение педагога провести экскурсию по музею |
Критерии оценки смотра-конкурса «Музейная педагогика» в ДОУ.
(сводная таблица)
Показатели смотра-конкурса | 1-я младшая | 2-я младшая | средняя | рзновозрастная | старшая | подготовительная |
Как мини-музей вписывается в интерьер группы – место расположения; – эстетичность; – креативность | ||||||
Учёт возрастных особенностей детей | ||||||
Паспорт мини-музея | ||||||
Цель создания. | ||||||
Описание использования музея в работе с детьми | ||||||
Разделы и экспонаты – качество, – разнообразие, – история экспонатов: как появился предмет; может быть некоторый рассказ, содержащий интересные факты данного предмета, – соответствие возрасту | ||||||
Уголок самостоятельной деятельности (схемы, рисунки, поделки) | ||||||
Содержание работы с детьми и родителями по данному мини-музею | ||||||
Связь с другими видами деятельности | ||||||
Умение педагога провести экскурсию по музею |
При определении содержания необходимо:
1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
Источник
Валентина Шаропуто
Всестороннее развитие личности ребенка средствами музейной педагогики
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.
Сегодня мини- музеи неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Но что такое мини- музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини- музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Мы создали небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини- музеи. Важно, что в их создании принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же мы советуемся с ними и по вопросу выбора темы.
При использовании музейной педагогикикак инновационной технологии в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста мы учитываем следующие принципы:
1. Наглядность.
2. Доступность.
3. Динамичность.
4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
5. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ, ориентированной на проявление активности детей.
6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Задачи, поставленные педагогами для работы с детьми в мини-музеях:
Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными
Воспитание любви и заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;
Формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности;
Воспитание эстетических и патриотических чувств;
Укрепление дружеских взаимоотношений между детьми.
Формы работы в этом мини-музее:
1.Познавательные занятия: «Как растения путешествуют», «Вода –водица», «Чей хвост лучше» и т. д.
2.Просветительская работа: организация различных выставок, чтение и разучивание стихов о природе
3.Практические мероприятия: заготовка кормов для птиц, изготовление кормушек, посадка растений и ухаживание за ними
4. Развлечения : «День Земли, «Лес чудес».
5.Игровая деятельность: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
6.Работа с родителями: беседы, поделки из природного материала. подбор экспонатов, изготовление домиков для птиц.Совместное творчество с родителями: заполнение музейных словариков в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации. ; выполнение совместных творческих заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.).
7. Проектная деятельность.
8. Творческая деятельность-изготовление экспонатов своими руками.
У нас мини- музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагогаИоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».
Когда у детей появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини- музей для ребенка- это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, поделки, фотографии и даже игрушки.
2013год был объявлен годом охраны окружающей среды. В связи с этим, тематика наших мини- музеев была направлена на экологическое воспитание дошкольников, было создано несколько мини-музеев.
Мини-музей «Природа моего края»
Цель создания: Пробудить в детях чувство единения со всем живым, приобщить детей к здоровому образу жизни. Мини-музей находится в групповой комнате. В мини-музее представлены объекты живой и неживой природы, так же поделки из природного материала.
Природные объекты,например:
• Разнообразные камни (разного размера, цвета, необычной формы,
• Сухие грибы;
• Спилы разных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами;
• речные раковины;
• Кора, семена растений;
• Карта Саратовской области.
Наш мини-музей «Природа моего края» гармонично соединился с интерьером группы. Экспонаты располагаются на стене и стеллажах. Они постоянно дополняются. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Этот музей дети полюбили больше других потому что здесь такое разнообразие и все доступно.
«Красная книга родного края». Этот мини- музей помог детям получить дополнительные знания о редких животных нашего края,о том,как надо заботиться о них. Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
«Шестиногие малыши». Цель этого музея была познакомить детей с разными видами насекомых. В этом музее есть большое разнообразие насекомых, иллюстрации их Родины. Этот музей постоянно пополнялся детскими рисунками, поделками.
«Наши питомцы» Целью этого музея было знакомство детей с различными домашними животными, внешним видом. Привить детям любовь и заботливое отношение к домашним питомцам.
«Морской мир». Этот мини- музей показал детям разнообразие обитателей морского мира, среду их обитания.
Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно – демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев постоянно пополнятся и используются в работе с детьми дошкольного возраста.
Наши экспозиции учитывают следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Это могут быть логические задания по определению качественных признаков предмета, мастер-классы по лепке, оригами.
Благодаря работе в мини-музее, мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление).
Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ?
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к природе, к предметному окружению, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии экспонатов музея.
Напутствием в работе педагогического коллектива нашего детского сада стали слова педагога-гуманиста Шалвы Амонашвили: «Без сердца что поймем? Без красоты чего достигнем?».
Источник