Развитие личности ребенка средствами хореографии театр танца

Барляева Н. И.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №10, г. Ульяновск
преподаватель отделения хореографического искусства
РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Современные потребности общества, социальных групп, отдельной личности требуют от образования компетентный комплексный подход.
В России вся система образования напрямую зависит от тех социально-экономических изменений, которые преобразуют общество, приводят к переоценке ценностей и влияют, в конечном итоге, на личность.
Неудовлетворённость личности от результатов учебной деятельности создаёт проблемы в области восприятия окружающего мира, в области формирования важных жизненных установок, чтобы личность могла быть успешной в социуме.
Именно, искусство помогает и развивает духовный мир личности, помогает осознанию гармонии внутреннего мира и восприятию общечеловеческих ценностей.
Здесь искусство выступает как посредник между обществом и человеком. Оно помогает и способствует превращению ценностей общества в систему ценностей отдельной личности.
Искусство, в целом, и хореографическое искусство, в частности, синтетически отображает различные формы бытия в художественных образах. Оно позволяет накапливать, хранить и передавать информацию от поколения к поколению, а главное – воспитывает бережное отношение к системе ценностей, по которым живёт и развивается человек.
Хореографическое искусство основано на образно-выразительных движениях человеческого тела, где воплощение замысла балетмейстера происходит в музыкальном пространстве, а тело человека – это своеобразный инструмент.
Воспитание в сфере хореографического искусства основывается на природных возможностях развития человека. Но эти возможности превращаются в реальные творческие способности только благодаря усилиям не только наставника, но и ученика.
Сам процесс формирования способностей предполагает организацию художественного воспитания и эстетического творчества на основе задатков, запросов и интересов личности.
Художественное воспитание предполагает формирование у личности способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, но при этом активно участвовать в творческом процессе над развитием своих индивидуальных способностей.
Хореография позволяет развивать творческую личность, способную к культурному саморазвитию и самоопределению, формирует мироощущения, необходимые в жизни.
Занятия хореографией воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев, но и вырабатывают у человека привычки и нормы поведения в социуме, в соответствии с постигаемыми законами красоты.
Хореографическое искусство способствует гармоничному развитию человека, формирует фигуру, развивает физическую силу и выносливость. Оно развивает эмоциональность и образность мышления при восприятии музыки, развивает музыкальную память, чувство ритма и слуха, даёт понимание и ощущение музыкальной формы.
Педагог по хореографии должен сформировать и укрепить у своих учеников потребность в общении с искусством, понимание его языка, привить любовь к красоте и гармонии, научить преодолевать физические и психологические трудности.
Хореографическое искусство имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и разных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его история, душа, обычаи и характер.
Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
Анализ современного общеобразовательного процесса показывает, что хореографическому искусству отводится исключительно развлекательная роль, а весь арсенал средств и возможностей хореографии в воспитании и развитии личности на практике не используется или используется узконаправленно.
А в искусстве хореографии как раз и заложен ряд необходимых ценностей. Но успешнее всего реализуется программа развития способности к сотрудничеству в социуме и ответственности за свои действия.
В процессе занятий формируется умение принимать решения и осуществлять их, формируется знание реально оценивать собственные ресурсы и осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей.
Хореографическое искусство неразрывно связано с духовным миром человека. Рациональная часть-это разум и воля, помогают в преодолении трудностей. Эмоциональная часть-это чувства и эмоции, помогают в формировании мировоззрения и усвоения общечеловеческих ценностей.
Активность развития личности в хореографическом коллективе напрямую зависит от педагога, от его творческой инициативы и стремления вести своих учеников к совершенствованию мастерства, к здоровому духовному и физическому развитию.
На современный момент, к сожалению, в погоне за результатом, за танцевальным шоу, развитие личности ученика отходит на последний план, происходит искажение в восприятии человеческих ценностей. У детей нарушается понятие гармонии и красоты. Успех любой ценой, сиюминутная слава в почёте. Что можно ждать от общества в будущем?..
В это сложное время каждый не равнодушный педагог просто обязан объяснить и привести пример подлинного искусства в народной и классической хореографии. Духовный мир личности гармонично развивается, познавая настоящее искусство, помогает осознанию и восприятию общечеловеческих ценностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М. Мысль, 1988 – 243с.
2. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М. Искусство, 1980 – 134с.
3. Сляндева Л.Н. Педагогическая работа с хореографическим коллективом. – Ставрополь, СГПИ, 2008 – 104с.
4. Сляндева Л.Н. Развитие личности средствами искусства. – Ставрополь, СГПИ, 2008 – 164с.
Источник
Влияние хореографии на развитие личности дошкольника.
Для чего учить танцевать детей в дошкольном возрасте? Ответ на этот вопрос мы находим у знаменитого педагога- хореографа К.Я. Голейзовского, который говорил о танце, что “гармония и красота внешнего, физического облика всегда тождественна в этой системе, внутренней гармонии, красоте духа».
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.
Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.
Изучению частных вопросов влияния занятий хореографией на гармоничное развитие ребенка посвящены исследования многих ученых, а именно: И.А. Баднин, И.И. Бахрах, Б.В. Шавров – рассматривали вопросы физического совершенствования человеческого тела по средствам обучения хореографии; Ф.В. Лопухов, В.И. Нилов в своих работах отмечали, что занятия танцами прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе; Ю.А. Бахрушин, В.М. Красовская, С.Б. Смирнов, В.И. Уральская, Н.И. Эльяш – говорили, что занятия хореографией дают детям представления об актерском мастерстве расширяют круг знаний в области балетного театра; Н.Г. Александрова, Д.И. Кабалевский отмечали, что хореографические занятия ближе знакомят детей с музыкой и, безусловно, дают благодатную почву для развития детского творчества. Успехи же детского художественно-эстетического творчества определяются, как полагают Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина, богатством и глубиной их духовной жизни, развитостью художественного чутья, эстетической восприимчивости и эстетических переживаний.
Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореографического обучения. Ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета для дошкольного образования. Основной недостаток современных программ по музыкально-ритмическому воспитанию состоит в том, что они не предусматривают системы обучения детей раннего и среднего возраста и построены практически на бальной хореографии, не используя возможности народного и классического танцев.
Хореография – средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Возникают вопросы: “Как организовать хореографическую деятельность в детском саду, чтобы она была успешной? Какой программой пользоваться? Каковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии?”
Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.
Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности.
По наблюдению воспитателей заметные изменения происходят в старшем дошкольном возрасте в межличностных отношениях детей: меньше конфликтов происходит между девочками и мальчиками, появляется общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению группы.
Воспитанники стали меньше копировать друг друга – появляется больше самостоятельных решений; в движениях и позах проявляется характер музыки; позы становятся выразительными.
Воспитанники с удовольствием сочиняют комбинации из проученных движений, пытаются добавить к знакомым движениям ног, придуманные движения рук.
Воспитанники старшего дошкольного возраста с удовольствием комбинируют сложные пространственные перестроения.
Меняется уровень общекультурного развития воспитанников. По наблюдениям воспитателей средней, старшей, подготовительной групп положительные изменения происходят во внешнем виде (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведении (сдержанность, саморегуляция) детей. Расширяется кругозор воспитанников.
Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.
Об успехах детей свидетельствуют годовые отчетные концерты перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; стопроцентная посещаемость занятий; активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада; призовые места в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, как воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребенка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.
Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъем, если предлагаемый в программе материал не потребует наличия у воспитанников специальных хореографических способностей.
Систематические занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.
Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.
Следовательно, говоря о занятии хореографией в дошкольном возрасте, основная цель педагогической деятельности – эстетическое развитие качеств личности ребенка по средствам изучения хореографического искусства. Для достижения чего мы видим необходимым решать следующие задачи:
1. Прививать интерес к хореографическому искусству, по средствам применения разнообразных форм и методов работы (проведение занятий в специально оборудованном зале; просмотр балетных спектаклей, представлений, концертов как на профессиональных театральных сценах, так и по средствам использования технических средств обучения.
2. Развивать эстетическое восприятие, представление; способствовать формированию музыкального, художественного вкуса, посредствам подбора интересного музыкального материала; проведении интегрированных занятий по хореографии, включающих использование таких видов художественно-творческой деятельности как музыка, литература.
3. Воспитывать естественное побуждение и творческий подход к деятельности, по средствам развития интереса и применения разнообразных игровых приемов и способов обучения, по средствам совместного с детьми и родителями создания красочных костюмов для выступлений.
4. Обучать основам грамотного выполнения хореографических упражнений, в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями развития детей дошкольного возраста.
5. Укреплять здоровье, корректировать осанку детей за счет систематического и профессионального проведения занятий, основанного на классических педагогических принципах обучения и внедрению инновационных форм и методов воспитания дошкольников.
Источник
Театр как инновационный метод на занятиях хореографии в детском саду является самым доступным видом искусства для детей,именно он позволяет решить самые актуальные проблемы современной педагогики и психологии, взаимосвязанные с:
• художественным образованием и нравственным воспитанием детей;
• раскрытие и воспитание эстетического вкуса;
• развитием инициативности,памяти ,фантазии воспитанника;
• формирование эмоционально-положительного настроя, решением различных конфликтных ситуаций через игру в педагогической деятельности.
Искусство танца влияет очень положительно на мировоззрение ребёнка. Просмотры балетных спектаклей посвящённых танцу и хореографии, посещение концертов хореографических коллективов –является важным аспектом в образовательной деятельности.
Цель работы в направлении хореографическо-театральной деятельности сделать каждый момент жизни ребенка более ярким и содержательным, наполненным радостью творчества,педагог должен стремиться, чтобы навыки, полученные на занятиях хореографии,через театрализованные приемы, дети смогли применить в повседневной жизни.
Используют следующие средства выразительности в программе детского сада: в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной группе развивать и укреплять творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность пантомимических действий.
Хореографическо-театральноетворчество делится на этапы:
1.Театрализованное инсценирование песен,средствами хореографии; 2.Развлечения (проведение игровых заданий);
3.Фольклорные праздники;
4.Мюзиклы,творческие концерты,театрализованные представления основанные на хореографической лексике.
Педагог вводит в занятия импровизационные моменты,что вызывает у детей «живой» интерес к занятиям хореографического искусства,этот прием превращает урок в увлекательное театральное действие.
Для творческой импровизации ребенок должен накопить двигательный и чувственный опыт. Задания на занятиях хореографии начинаются с простых импровизаций, различных «переплясов» и двигательных игр для воспитанников. Можно предложить детям и более сложные задания: часть танца придумывает педагог, вторую часть – дети.
В процессе хореографически-театрального творчества реализуются многие задачи, которые содержатся в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС дошкольного образования: становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки,фольклора,художественной литературы и т.д.Развитие творческого восприятия ребенка на основе его интеллектуального и эмоционального развития. Педагог формирует иные представления о методике и принципах обучения детской хореографии, только как варианту приобретения воспитанником определенного набора личностных качеств, навыков и умений.Интеграция разнообразных элементов и подходов, входящих в занятие хореографии, создает простор фантазии ребенка. Занятия танцевальным искусством становятся процессом творчества и гармоничного всестороннего развития детей.
Использованная литература:
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 3.
Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. – М.: Владос, 2004.
Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. – №11.
Зарецкая, Н. В. Танцы для детей среднего дошкольного возраста:пособие для практических работников ДОУ / Н. В. Зарецкая. – М.: Айрис –пресс, 2008. – 112с.
Источник