Развитие личности ребенка средствами хореографии театр танца

Развитие личности ребенка средствами хореографии театр танца thumbnail

Барляева Н. И.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №10, г. Ульяновск

преподаватель отделения хореографического искусства

РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Современные потребности общества, социальных групп, отдельной личности требуют от образования компетентный комплексный подход.

В России вся система образования напрямую зависит от тех социально-экономических изменений, которые преобразуют общество, приводят к переоценке ценностей и влияют, в конечном итоге, на личность.

Неудовлетворённость личности от результатов учебной деятельности создаёт проблемы в области восприятия окружающего мира, в области формирования важных жизненных установок, чтобы личность могла быть успешной в социуме.

Именно, искусство помогает и развивает духовный мир личности, помогает осознанию гармонии внутреннего мира и восприятию общечеловеческих ценностей.

Здесь искусство выступает как посредник между обществом и человеком. Оно помогает и способствует превращению ценностей общества в систему ценностей отдельной личности.

Искусство, в целом, и хореографическое искусство, в частности, синтетически отображает различные формы бытия в художественных образах. Оно позволяет накапливать, хранить и передавать информацию от поколения к поколению, а главное – воспитывает бережное отношение к системе ценностей, по которым живёт и развивается человек.

Хореографическое искусство основано на образно-выразительных движениях человеческого тела, где воплощение замысла балетмейстера происходит в музыкальном пространстве, а тело человека – это своеобразный инструмент.

Воспитание в сфере хореографического искусства основывается на природных возможностях развития человека. Но эти возможности превращаются в реальные творческие способности только благодаря усилиям не только наставника, но и ученика.

Сам процесс формирования способностей предполагает организацию художественного воспитания и эстетического творчества на основе задатков, запросов и интересов личности.

Художественное воспитание предполагает формирование у личности способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, но при этом активно участвовать в творческом процессе над развитием своих индивидуальных способностей.

Хореография позволяет развивать творческую личность, способную к культурному саморазвитию и самоопределению, формирует мироощущения, необходимые в жизни.

Занятия хореографией воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев, но и вырабатывают у человека привычки и нормы поведения в социуме, в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Хореографическое искусство способствует гармоничному развитию человека, формирует фигуру, развивает физическую силу и выносливость. Оно развивает эмоциональность и образность мышления при восприятии музыки, развивает музыкальную память, чувство ритма и слуха, даёт понимание и ощущение музыкальной формы.

Педагог по хореографии должен сформировать и укрепить у своих учеников потребность в общении с искусством, понимание его языка, привить любовь к красоте и гармонии, научить преодолевать физические и психологические трудности.

Хореографическое искусство имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и разных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его история, душа, обычаи и характер.

Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.

Анализ современного общеобразовательного процесса показывает, что хореографическому искусству отводится исключительно развлекательная роль, а весь арсенал средств и возможностей хореографии в воспитании и развитии личности на практике не используется или используется узконаправленно.

А в искусстве хореографии как раз и заложен ряд необходимых ценностей. Но успешнее всего реализуется программа развития способности к сотрудничеству в социуме и ответственности за свои действия.

В процессе занятий формируется умение принимать решения и осуществлять их, формируется знание реально оценивать собственные ресурсы и осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей.

Хореографическое искусство неразрывно связано с духовным миром человека. Рациональная часть-это разум и воля, помогают в преодолении трудностей. Эмоциональная часть-это чувства и эмоции, помогают в формировании мировоззрения и усвоения общечеловеческих ценностей.

Читайте также:  Английский алфавит для детей картинки развитие ребенка

Активность развития личности в хореографическом коллективе напрямую зависит от педагога, от его творческой инициативы и стремления вести своих учеников к совершенствованию мастерства, к здоровому духовному и физическому развитию.

На современный момент, к сожалению, в погоне за результатом, за танцевальным шоу, развитие личности ученика отходит на последний план, происходит искажение в восприятии человеческих ценностей. У детей нарушается понятие гармонии и красоты. Успех любой ценой, сиюминутная слава в почёте. Что можно ждать от общества в будущем?..

В это сложное время каждый не равнодушный педагог просто обязан объяснить и привести пример подлинного искусства в народной и классической хореографии. Духовный мир личности гармонично развивается, познавая настоящее искусство, помогает осознанию и восприятию общечеловеческих ценностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М. Мысль, 1988 – 243с.

2. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М. Искусство, 1980 – 134с.

3. Сляндева Л.Н. Педагогическая работа с хореографическим коллективом. – Ставрополь, СГПИ, 2008 – 104с.

4. Сляндева Л.Н. Развитие личности средствами искусства. – Ставрополь, СГПИ, 2008 – 164с.

Источник

    Влияние хореографии на развитие личности дошкольника.

      Для чего учить танцевать детей в дошкольном возрасте? Ответ на этот вопрос мы находим у знаменитого педагога- хореографа К.Я. Голейзовского, который говорил о танце, что “гармония и красота внешнего, физического облика всегда тождественна в этой системе, внутренней гармонии, красоте духа».

      На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

      Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.

     Изучению частных вопросов влияния занятий хореографией на гармоничное развитие ребенка посвящены исследования многих ученых, а именно: И.А. Баднин, И.И. Бахрах, Б.В. Шавров – рассматривали вопросы физического совершенствования человеческого тела по средствам обучения хореографии; Ф.В. Лопухов, В.И. Нилов в своих работах отмечали, что занятия танцами прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе; Ю.А. Бахрушин, В.М. Красовская, С.Б. Смирнов, В.И. Уральская, Н.И. Эльяш – говорили, что занятия хореографией дают детям представления об актерском мастерстве расширяют круг знаний в области балетного театра; Н.Г. Александрова, Д.И. Кабалевский отмечали, что хореографические занятия ближе знакомят детей с музыкой и, безусловно, дают благодатную почву для развития детского творчества. Успехи же детского художественно-эстетического творчества определяются, как полагают Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина, богатством и глубиной их духовной жизни, развитостью художественного чутья, эстетической восприимчивости и эстетических переживаний.

      Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореографического обучения. Ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета для дошкольного образования. Основной недостаток современных программ по музыкально-ритмическому воспитанию состоит в том, что они не предусматривают системы обучения детей раннего и среднего возраста и построены практически на бальной хореографии, не используя возможности народного и классического танцев.

      Хореография – средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Возникают вопросы: “Как организовать хореографическую деятельность в детском саду, чтобы она была успешной? Какой программой пользоваться? Каковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии?”

Читайте также:  Работа с детьми в центрах развития ребенка

       Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.

       Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности.

       По наблюдению воспитателей заметные изменения происходят в старшем дошкольном возрасте в межличностных отношениях детей: меньше конфликтов  происходит между девочками и мальчиками, появляется  общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению группы.

       Воспитанники стали меньше копировать друг друга – появляется больше самостоятельных решений; в движениях и позах  проявляется характер музыки; позы становятся выразительными.

       Воспитанники с удовольствием сочиняют комбинации из проученных движений, пытаются добавить к знакомым движениям ног, придуманные движения рук.

       Воспитанники старшего дошкольного возраста с удовольствием комбинируют сложные пространственные перестроения.

      Меняется уровень общекультурного развития воспитанников. По наблюдениям воспитателей средней, старшей, подготовительной групп положительные изменения происходят во внешнем виде (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведении (сдержанность, саморегуляция) детей. Расширяется  кругозор воспитанников.

       Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.

        Об успехах детей свидетельствуют годовые отчетные концерты перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; стопроцентная посещаемость занятий; активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада; призовые места в конкурсах и фестивалях различного уровня.

     Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, как воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребенка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.

      Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъем, если предлагаемый в программе материал не потребует наличия у воспитанников специальных хореографических способностей.

      Систематические занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.

       Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом. 

      Следовательно, говоря о занятии хореографией в дошкольном возрасте, основная цель педагогической деятельности – эстетическое развитие качеств личности ребенка по средствам изучения хореографического искусства. Для достижения чего мы видим необходимым решать следующие задачи:    
1. Прививать интерес к хореографическому искусству, по средствам применения разнообразных форм и методов работы (проведение занятий в специально оборудованном зале; просмотр балетных спектаклей, представлений, концертов как на профессиональных театральных сценах, так и по средствам использования технических средств обучения.

Читайте также:  Развитие ребенка девочки по месяцам таблица

2. Развивать эстетическое восприятие, представление; способствовать формированию музыкального, художественного вкуса, посредствам подбора интересного музыкального материала; проведении интегрированных занятий по хореографии, включающих использование таких видов художественно-творческой деятельности как музыка, литература.

3. Воспитывать естественное побуждение и творческий подход к деятельности, по средствам развития интереса и применения разнообразных игровых приемов и способов обучения, по средствам совместного с детьми и родителями создания красочных костюмов для выступлений.
4. Обучать основам грамотного  выполнения хореографических упражнений, в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями развития детей дошкольного возраста.

5. Укреплять здоровье, корректировать осанку детей за счет систематического и профессионального проведения занятий, основанного на классических педагогических принципах обучения и внедрению инновационных форм и методов воспитания дошкольников.

Источник

Театр как инновационный метод на занятиях хореографии в детском саду является самым доступным видом искусства для детей,именно он позволяет решить самые актуальные проблемы современной педагогики и психологии, взаимосвязанные с:

• художественным образованием и нравственным воспитанием детей;

• раскрытие и воспитание эстетического вкуса;

• развитием инициативности,памяти ,фантазии воспитанника;

• формирование эмоционально-положительного настроя, решением различных конфликтных ситуаций через игру в педагогической деятельности.

Искусство танца влияет очень положительно на мировоззрение ребёнка. Просмотры балетных спектаклей посвящённых танцу и хореографии, посещение концертов хореографических коллективов –является важным аспектом в образовательной деятельности.

Цель работы в направлении хореографическо-театральной деятельности сделать каждый момент жизни ребенка более ярким и содержательным, наполненным радостью творчества,педагог должен стремиться, чтобы навыки, полученные на занятиях хореографии,через театрализованные приемы, дети смогли применить в повседневной жизни.

Используют следующие средства выразительности в программе детского сада: в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной группе развивать и укреплять творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность пантомимических действий.

Хореографическо-театральноетворчество делится на этапы:

1.Театрализованное инсценирование песен,средствами хореографии; 2.Развлечения (проведение игровых заданий);

3.Фольклорные праздники;

4.Мюзиклы,творческие концерты,театрализованные представления основанные на хореографической лексике.

Педагог вводит в занятия импровизационные моменты,что вызывает у детей «живой» интерес к занятиям хореографического искусства,этот прием превращает урок в увлекательное театральное действие.

Для творческой импровизации ребенок должен накопить двигательный и чувственный опыт. Задания на занятиях хореографии начинаются с простых импровизаций, различных «переплясов» и двигательных игр для воспитанников. Можно предложить детям и более сложные задания: часть танца придумывает педагог, вторую часть – дети.

В процессе хореографически-театрального творчества реализуются многие задачи, которые содержатся в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС дошкольного образования: становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки,фольклора,художественной литературы и т.д.Развитие творческого восприятия ребенка на основе его интеллектуального и эмоционального развития. Педагог формирует иные представления о методике и принципах обучения детской хореографии, только как варианту приобретения воспитанником определенного набора личностных качеств, навыков и умений.Интеграция разнообразных элементов и подходов, входящих в занятие хореографии, создает простор фантазии ребенка. Занятия танцевальным искусством становятся процессом творчества и гармоничного всестороннего развития детей.

Использованная литература:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

  1. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 3.

  1. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. – М.: Владос, 2004.

  1. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. – №11.

  1. Зарецкая, Н. В. Танцы для детей среднего дошкольного возраста:пособие для практических работников ДОУ / Н. В. Зарецкая. – М.: Айрис –пресс, 2008. – 112с.

Источник