Развитие личности ребенка средствами хореографии

Развитие личности ребенка средствами хореографии thumbnail

Барляева Н. И.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №10, г. Ульяновск

преподаватель отделения хореографического искусства

РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Современные потребности общества, социальных групп, отдельной личности требуют от образования компетентный комплексный подход.

В России вся система образования напрямую зависит от тех социально-экономических изменений, которые преобразуют общество, приводят к переоценке ценностей и влияют, в конечном итоге, на личность.

Неудовлетворённость личности от результатов учебной деятельности создаёт проблемы в области восприятия окружающего мира, в области формирования важных жизненных установок, чтобы личность могла быть успешной в социуме.

Именно, искусство помогает и развивает духовный мир личности, помогает осознанию гармонии внутреннего мира и восприятию общечеловеческих ценностей.

Здесь искусство выступает как посредник между обществом и человеком. Оно помогает и способствует превращению ценностей общества в систему ценностей отдельной личности.

Искусство, в целом, и хореографическое искусство, в частности, синтетически отображает различные формы бытия в художественных образах. Оно позволяет накапливать, хранить и передавать информацию от поколения к поколению, а главное – воспитывает бережное отношение к системе ценностей, по которым живёт и развивается человек.

Хореографическое искусство основано на образно-выразительных движениях человеческого тела, где воплощение замысла балетмейстера происходит в музыкальном пространстве, а тело человека – это своеобразный инструмент.

Воспитание в сфере хореографического искусства основывается на природных возможностях развития человека. Но эти возможности превращаются в реальные творческие способности только благодаря усилиям не только наставника, но и ученика.

Сам процесс формирования способностей предполагает организацию художественного воспитания и эстетического творчества на основе задатков, запросов и интересов личности.

Художественное воспитание предполагает формирование у личности способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, но при этом активно участвовать в творческом процессе над развитием своих индивидуальных способностей.

Хореография позволяет развивать творческую личность, способную к культурному саморазвитию и самоопределению, формирует мироощущения, необходимые в жизни.

Занятия хореографией воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев, но и вырабатывают у человека привычки и нормы поведения в социуме, в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Хореографическое искусство способствует гармоничному развитию человека, формирует фигуру, развивает физическую силу и выносливость. Оно развивает эмоциональность и образность мышления при восприятии музыки, развивает музыкальную память, чувство ритма и слуха, даёт понимание и ощущение музыкальной формы.

Педагог по хореографии должен сформировать и укрепить у своих учеников потребность в общении с искусством, понимание его языка, привить любовь к красоте и гармонии, научить преодолевать физические и психологические трудности.

Хореографическое искусство имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и разных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его история, душа, обычаи и характер.

Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.

Анализ современного общеобразовательного процесса показывает, что хореографическому искусству отводится исключительно развлекательная роль, а весь арсенал средств и возможностей хореографии в воспитании и развитии личности на практике не используется или используется узконаправленно.

А в искусстве хореографии как раз и заложен ряд необходимых ценностей. Но успешнее всего реализуется программа развития способности к сотрудничеству в социуме и ответственности за свои действия.

В процессе занятий формируется умение принимать решения и осуществлять их, формируется знание реально оценивать собственные ресурсы и осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей.

Хореографическое искусство неразрывно связано с духовным миром человека. Рациональная часть-это разум и воля, помогают в преодолении трудностей. Эмоциональная часть-это чувства и эмоции, помогают в формировании мировоззрения и усвоения общечеловеческих ценностей.

Активность развития личности в хореографическом коллективе напрямую зависит от педагога, от его творческой инициативы и стремления вести своих учеников к совершенствованию мастерства, к здоровому духовному и физическому развитию.

На современный момент, к сожалению, в погоне за результатом, за танцевальным шоу, развитие личности ученика отходит на последний план, происходит искажение в восприятии человеческих ценностей. У детей нарушается понятие гармонии и красоты. Успех любой ценой, сиюминутная слава в почёте. Что можно ждать от общества в будущем?..

В это сложное время каждый не равнодушный педагог просто обязан объяснить и привести пример подлинного искусства в народной и классической хореографии. Духовный мир личности гармонично развивается, познавая настоящее искусство, помогает осознанию и восприятию общечеловеческих ценностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М. Мысль, 1988 – 243с.

2. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М. Искусство, 1980 – 134с.

3. Сляндева Л.Н. Педагогическая работа с хореографическим коллективом. – Ставрополь, СГПИ, 2008 – 104с.

4. Сляндева Л.Н. Развитие личности средствами искусства. – Ставрополь, СГПИ, 2008 – 164с.

Источник

Юлия Гордеева
Роль хореографии в формировании ребенка как личности

Роль хореографии в формировании ребенка как личности.

Танцы имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и свободно двигаться, приобретают правильную осанку, избавляются от сутулости, опущенной при ходьбе головы, привычки ставить ноги вовнутрь носками, физические недостатки постепенно исправляются.

Также улучшается координация движений, сила мышц, развиваются динамические возможности и дыхательная система, укрепляется сердечно – сосудистая система.

Физические занятия влияют на опорно-двигательный аппарат, то есть на систему мышц, костей, суставов, связок и сухожилий. Под действием физических тренировок мышечные волокна утолщаются, кости начинают значительно перестраиваться. Процесс костного обновления происходит постоянно, при этом одна часть кости рассасывается, а другая восстанавливается. Поэтому регулярные занятия танцами укрепляют кости.

Физические нагрузки влияют на связки и сухожилия, утолщая их и делая более прочными. Танцы оказывают положительное влияние и на суставы. Амплитуда движений в суставе возрастает, а хрящевая ткань уплотняется. Но не стоит забывать, что чрезмерные физические нагрузки оказывают негативное влияние на состояние суставов.

Хорошо развитая мышечная система – это надежная опора для скелета.

Например, из-за слабости мышц спины и плечевого пояса появляется искривление позвоночника, грудная клетка деформируется и как следствие работа легких и сердца затрудняется, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д.

Развитая мускулатура укрепляют позвоночный столб, берёт часть нагрузки на себя, тем самым разгружая его, предотвращает “выпадение” межпозвоночных дисков. Под влиянием физической нагрузки мышцы становятся не только более эластичными, но и более твердыми.

Занятия танцами способствуют лучшему кровоснабжению и питанию мышц, увеличивают способность мышц к растяжению, эластичные связки совершенствуют движения, увеличивая их амплитуду. Возможность адаптации человека к различной физической работе расширяется.

Культура поведения.

Кроме физического развития также растет культура поведения: дети становятся более вежливыми, начинают относиться внимательней к окружающим, находят общие интересы с товарищами, чувствуют себя частью коллектива. Между мальчиками и девочками складываются дружеские отношения. Культура поведения растёт не только во время занятий, но и в обычной жизни.

“Движения – это не такой пустяк. Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым – это не пустое. Умение встать – тоже много значит” (А. С. Макаренко).

Через танец воспитываются нравственные качества. Во время исполнения или просмотра танцевального номера у детей вызываются яркие эмоции, они учатся чувствовать характер и сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого и делать выводы.

Танцевальное искусство имеет и познавательное значение. В танце отражены чувства, эмоции, жизнь людей, которые расширяют кругозор ребёнка, обогащают его новыми знаниями и представлениями.

Педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы ребенок приобретал черты своего характера, имел свои взгляды, складывал своё мировоззрение, т. е. формировался как личность.

Исходя из целей любых программ по хореографии,основными задачами являются:

1. Укрепление здоровья.

– Способствование росту и развитию опорно-двигательного аппарата.

Формирование правильной осанки.

– Содействие профилактике плоскостопия.

– Развитие и совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей.

– Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации, силовых способностей.

– Содействие развитию чувств ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовать движения с музыкой.

Формирование навыков пластичности, выразительности, грациозности танцевальных движений.

– Развитие мелкой моторики.

3. Развитие творческих и созидательных способностей детей.

– Развитие мышления и воображения.

– Расширение кругозора.

– Воспитание эмоционального выражения, раскрепощенности, уверенности в себе.

Формирование музыкальных навыков.

– Развитие инициативы, творческой активности, чувства товарищества, взаимопомощи, умения работать в коллективе.

– Современные рекомендации родителям по физическому воспитанию детей.

В первую очередь родителям следует приучить ребёнка к утренней гимнастике, выполнение её можно начать с ясельного возраста. Однако, по мере роста и развития ребенка, физическая нагрузка должна увеличиваться. Ребёнка можно отдать в танцевальную студию.

Для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия нужно помнить,что:

– отдых должен быть достаточным по времени, как пассивный, так и активный,

– во время выполнения уроков дома, положение тела должно быть правильным,

– мебель должна соответствовать росту ребёнка,

– должна быть удобная обувь и одежда,

– спальное место должно быть правильно подобранным (матрас должен быть полужестким, а подушка невысокой).

Таким образом, хореография развивает физические способности ребёнка, его нравственные качества, учит быть культурным, расширяет кругозор, обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является незаменимым средством целостного формирования ребёнка как личности.

Источник

«Значение воздействия хореографии на ребенка»

Формирование выразительной, эмоциональной личности, ее культуры средствами хореографического искусства, является одной из важнейших задач педагога-хореографа. Двигательную энергию ребенка необходимо направлять в положительное русло. Именно хореография, как вид искусства, может снимать перегрузки, улучшать  физическое и душевное состояние детей.

Попробуем перечислить основные составляющие процесса:
•    Разумные и рациональные физические нагрузки на организм ребенка, которых не хватает современным детям;
•    Эмоциональное развитие и воспитание, обогащение внутреннего душевного мира;
•    Снятие психологических стрессов и перегрузок;
•    Воспитание культуры общения, поведения и ориентации в пространстве;
•    Знакомство с историей, традициями, культурой в целом.

Необходимо отметить глубокое чувство радости, которое доставляет ребенку движения в танце. Развитие эмоциональной культуры личности тесно связано с пониманием задачи и роли хореографического искусства, как одного из средств воспитания чувств прекрасного.  Чувство как эмоциональная реакция на происходящее на сцене приводит к глубоким изменением в психике  человека.
    Участвуя в развитии эмоциональной культуры личности, хореографическое искусство отражает жизнь людей: физическую и интеллектуальную, познавательную и эмоциональную, создает красоту разнообразными средствами  (пластическими и музыкальными, динамическими и ритмическими, зримыми и слышимыми). Эти средства способствуют развитию эмоциональной культуры  человека в его жизни.
Сопереживание, эмоциональная активность зрителя тем значительнее, чем ярче художественное воздействие на него. Поэтому через сложный индивидуально-эмоциональный мир человека оно, в конечном счете, влияет на его поступки, корректируя поведение в той или иной степени.
Воспитание эмоциональной культуры личности начинается с детства. Занятия  хореографией во многом этому способствуют. Дети, обучаясь хореографии, выражают своеобразное эмоциональное переживание. Оно может быть самым различным, т.к. ребенок, какого бы он возраста не был, имеет существенные различия в выражении эмоций. Проявление эмоций необходимо  для развития творческой личности ребенка. Эмоции не возникают сами собой, всегда есть причина, источник, их вызывающий.  Удовольствие, радость, восторг – положительные эмоции, которые могут быть вызваны встречей с педагогом, красивой музыкой, интересным хореографическим материалом, красочными костюмами. Параллельно с положительными эмоциями всегда существуют отрицательные – печаль, ненависть, страх. Они препятствуют   достижению высоких результатов в обучении, сковывают внимание детей. Но какие бы эмоции ни были, они побуждают к деятельности, определяют поведение ребенка на занятиях.
Умение владеть эмоциями у детей развивается постепенно, так же, как и подчинение, их общим требованиям педагога и коллектива. В хореографическом объединении развиваются эстетические и интеллектуальные чувства ребенка в связи с развитием познавательных интересов  и элементарных  форм  учебной  деятельности. Ребенок  постепенно начинает осознавать  и контролировать свои эмоции благодаря ориентации педагога и родителей. Важно, чтобы преподаватель создал приятную психологическую атмосферу  на занятиях для выражения положительных эмоций детей.
Расширяя мировоззрение, развивая интеллект у детей, сохраняя их любовь к жизни и веру в нее, педагог-хореограф помогает преодолевать трудности современного бытия через соединение духовной и телесной красоты.

Источник

    Влияние хореографии на развитие личности дошкольника.

      Для чего учить танцевать детей в дошкольном возрасте? Ответ на этот вопрос мы находим у знаменитого педагога- хореографа К.Я. Голейзовского, который говорил о танце, что “гармония и красота внешнего, физического облика всегда тождественна в этой системе, внутренней гармонии, красоте духа».

      На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

      Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.

     Изучению частных вопросов влияния занятий хореографией на гармоничное развитие ребенка посвящены исследования многих ученых, а именно: И.А. Баднин, И.И. Бахрах, Б.В. Шавров – рассматривали вопросы физического совершенствования человеческого тела по средствам обучения хореографии; Ф.В. Лопухов, В.И. Нилов в своих работах отмечали, что занятия танцами прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе; Ю.А. Бахрушин, В.М. Красовская, С.Б. Смирнов, В.И. Уральская, Н.И. Эльяш – говорили, что занятия хореографией дают детям представления об актерском мастерстве расширяют круг знаний в области балетного театра; Н.Г. Александрова, Д.И. Кабалевский отмечали, что хореографические занятия ближе знакомят детей с музыкой и, безусловно, дают благодатную почву для развития детского творчества. Успехи же детского художественно-эстетического творчества определяются, как полагают Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина, богатством и глубиной их духовной жизни, развитостью художественного чутья, эстетической восприимчивости и эстетических переживаний.

      Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореографического обучения. Ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета для дошкольного образования. Основной недостаток современных программ по музыкально-ритмическому воспитанию состоит в том, что они не предусматривают системы обучения детей раннего и среднего возраста и построены практически на бальной хореографии, не используя возможности народного и классического танцев.

      Хореография – средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Возникают вопросы: “Как организовать хореографическую деятельность в детском саду, чтобы она была успешной? Какой программой пользоваться? Каковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии?”

       Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.

       Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности.

       По наблюдению воспитателей заметные изменения происходят в старшем дошкольном возрасте в межличностных отношениях детей: меньше конфликтов  происходит между девочками и мальчиками, появляется  общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению группы.

       Воспитанники стали меньше копировать друг друга – появляется больше самостоятельных решений; в движениях и позах  проявляется характер музыки; позы становятся выразительными.

       Воспитанники с удовольствием сочиняют комбинации из проученных движений, пытаются добавить к знакомым движениям ног, придуманные движения рук.

       Воспитанники старшего дошкольного возраста с удовольствием комбинируют сложные пространственные перестроения.

      Меняется уровень общекультурного развития воспитанников. По наблюдениям воспитателей средней, старшей, подготовительной групп положительные изменения происходят во внешнем виде (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведении (сдержанность, саморегуляция) детей. Расширяется  кругозор воспитанников.

       Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.

        Об успехах детей свидетельствуют годовые отчетные концерты перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; стопроцентная посещаемость занятий; активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада; призовые места в конкурсах и фестивалях различного уровня.

     Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, как воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребенка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.

      Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъем, если предлагаемый в программе материал не потребует наличия у воспитанников специальных хореографических способностей.

      Систематические занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.

       Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом. 

      Следовательно, говоря о занятии хореографией в дошкольном возрасте, основная цель педагогической деятельности – эстетическое развитие качеств личности ребенка по средствам изучения хореографического искусства. Для достижения чего мы видим необходимым решать следующие задачи:    
1. Прививать интерес к хореографическому искусству, по средствам применения разнообразных форм и методов работы (проведение занятий в специально оборудованном зале; просмотр балетных спектаклей, представлений, концертов как на профессиональных театральных сценах, так и по средствам использования технических средств обучения.

2. Развивать эстетическое восприятие, представление; способствовать формированию музыкального, художественного вкуса, посредствам подбора интересного музыкального материала; проведении интегрированных занятий по хореографии, включающих использование таких видов художественно-творческой деятельности как музыка, литература.

3. Воспитывать естественное побуждение и творческий подход к деятельности, по средствам развития интереса и применения разнообразных игровых приемов и способов обучения, по средствам совместного с детьми и родителями создания красочных костюмов для выступлений.
4. Обучать основам грамотного  выполнения хореографических упражнений, в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями развития детей дошкольного возраста.

5. Укреплять здоровье, корректировать осанку детей за счет систематического и профессионального проведения занятий, основанного на классических педагогических принципах обучения и внедрению инновационных форм и методов воспитания дошкольников.

Источник