Развитие личности ребенка средствами физической культуры

Развитие личности ребенка средствами физической культуры thumbnail

Доклад на тему: формирование личности дошкольника средствами физической культуры.

‘Личность’это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и поведения.

В последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема формирования личности. Во многом это вызвано решением обновить возможности педагогической практики – с упором на повышение внимания к ребенку. И вот почему. Именно в годы дошкольного детства у ребенка происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Именно потому, период дошкольного детства – период фактического складывания психологических механизмов личности – так важен. Однако, чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него эту потребность.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника, одной из важных мест занимает физическая культура. Роль её уникальна в плане комплексных развитий всех аспектов целостной личности: психологического, физического, эстетического, интеллектуального, нравственного. Физическая культура постепенно подготавливает ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. А результативность достигается с помощью всей системы средств – оздоровительных сил природы, гигиенических факторов, однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений. Физические упражнения не только способствуют оптимальному физическому развитию детей, они благоприятствуют и умственному их развитию. Выполняя упражнения, дети учатся замечать сходства и различия в технике их выполнения, выделять элементы действия, сравнивать их, обобщать – всё это активизирует мыслительные операции (память, внимание, восприятие), приучает детей принимать решение самостоятельно, контролировать свои действия.

Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество. Дети разыгрывают такие действия, как подражание животным, птицам, явлениям природы, иными словами всё что увлекает, настраивает на положительные эмоции. Эмоции побуждают повторять двигательные действия многократно, а образец, соответствующий характеру разучиваемого двигательного действия, помогает создавать правильное зрительное представление.

Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым , становится самостоятельной деятельностью детей.

Важная характеристика личности – ее направленность, система ведущих мотивов в поведении. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения,

закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья(правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.

В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Основными факторами формирования самооценки признаются : собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

В сложных действиях проявляется воля ребенка – преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Например, подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями. Дети должны уметь начинать движение все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего после сигнала или условных слов, если игра сопровождается текстом и т.д. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Таким образом, средства физической культуры являются важными факторами формирования личности ребенка дошкольника.

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Николаева Ирина Александровна

Источник

«Формирование личности дошкольника

средствами физической культуры»

Подготовила: инструктор по физической культуре- Мулокаева А.В.

г. Холмск

Формирование личности дошкольника средствами физической культуры

 Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания работы. «Вхождение» в мир физической культуры выступает не просто как процесс «привлечения» человека к различным формам физкультурной деятельности. Формирование физической культуры личности есть процесс осознанного приобщения к ее ценностям. Под этим   следует понимать два уровня – общественный и личностный.

        К общественному уровню относят накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения. Иными словами, все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни.

        Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется двигательным компонентом, определенным уровнем знаний, заботой о поддержании в норме физического состояния.

Читайте также:  Формы и методы для развития речи ребенка

         Определяются они характером человека, структурой и направленностью его потребностей, мотиваций и ценностными ориентациями на занятия физическими упражнениями. Поскольку любая из ценностей физической культуры «работает» в той или иной мере на здоровье человека, возрастает роль такого физического воспитания, главная цель которого – не только процесс формирования здорового образа жизни, но и формирование физической культуры личности. Создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры претворяются в действительность с помощью физкультурной деятельности. Именно в процессе физкультурной деятельности формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.

         В дошкольном возрасте формирование физической культуры личности традиционно связывают с двигательным компонентом, основная суть которого – формирование двигательных умений и навыков. В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений.

        Для детей 3-го года жизни основная задача физического воспитания – освоение и совершенствование новых видов движений, особенно пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений – ходьбы, бега, прыжков, подбрасывания и ловли мяча, плавания.

        Физическое воспитание ребенка 4-го года жизни направлено на освоение новых движений, преимущественно спортивного характера, с постановкой конкретной цели: пробежать быстрее, метнуть дальше и т.п. Обращается внимание на освоение элементов техники бега, прыжка, метания, элементов игры с мячом руками и ногами, элементов акробатики, катания на лыжах, коньках, плавания.

        Для детей 5-го года жизни основная направленность физического воспитания – освоение сложных в техническом отношении упражнений. Они должны способствовать выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траекторию, направление, скорость и темп движений. Значительное место занимают упражнения, способствующие освоению отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные и др.), развивающие физические качества (ловкость, быстрота, гибкость).

        На 6-м году жизни все большее внимание уделяется специализированным тренировкам отдельных физических качеств и способностей. Акцентируется развитие быстроты и выносливости, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта.

В основе физкультурных знаний ребенка должны лежать личностно значимые ценности:

  – знания о своем физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья (хорошая осанка, настроение, аппетит, сон, ничего не болит), о признаках заболеваний (высокая температура, озноб, боль в горле, головная боль, насморк, потеря аппетита, покраснение глаз);

   – знание простейших правил сохранения и укрепления здоровья, правил самодисциплины: соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, есть в одно и то же время, занятия чередовать с отдыхом), закаляться (гулять в любую погоду, устанавливать простейшие связи состояния погоды и соответствующей одежды, принимать душ, спать с открытой форточкой), есть продукты, полезные для здоровья (мясо, яйца, рыба, молочные продукты помогают расти; хлеб, овощи и фрукты дают энергию, жиры согревают тело), защищаться от микробов (не пить и не есть на улице, мыть руки с мылом, есть только мытые овощи, есть и пить только из чистой посуды, когда чихаешь – закрывать нос и рот платком), выполнять гигиенические процедуры (полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть лицо, шею, уши, руки, ноги, следить за чистотой и длиной ногтей), соблюдать гигиену одежды и обуви (проветривать, чистить, аккуратно хранить);

  – знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур (носовой платок, расческа, полотенце, зубная щетка); знакомство с правилами хранения предметов личного обихода, некоторыми приемами оказания первой помощи при ушибах и порезах (обработка мелких царапин, накладывание повязок);

  – знания о физических упражнениях, об их назначении, о способах применения в жизни людей (знакомство с основными исходными положениями физических упражнений, связанных с работой крупных групп мышц; усвоение элементов техники основных видов движений, правил безопасности при их выполнении; получение знаний о содержании и правилах подвижных и спортивных игр, о простейших правилах самостоятельных занятий физической культурой);

  – знания о своих физических возможностях (уровень физической подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку);

  – знания и представления о своем организме (строение скелета, значение мышц, строение и деятельность головного мозга, сердца, органов дыхания).

         Овладение данной информацией помогает лучше понять себя, а знания о своей телесности выполняют функцию ориентиров поведения, учат адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Работая со старшими дошкольниками можно использовать знания, формирующие представления о программе и символике Олимпийских игр, их ритуалах, знаменитых олимпийцах и др.

         Наиболее успешно эмоциональные переживания формируются в игре. Именно в игре обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, формируются новые качества поведения. В физическом воспитании игровой метод реализуется в виде игровых упражнений, т.е. физических упражнений, отличающихся теми или иными методическими особенностями игры. Их выполнение подчинено закономерностям техники выполнения данного двигательного действия.

        Упражнения в игровой форме (в процессе обучения движениям) применяются для улучшения эмоционального фона, поддержания интереса к занятиям. Будучи эмоционально привлекательной для ребенка, игра оказывает стимулирующее влияние на выполнение двигательных действий, а образец двигательного действия, заложенный в роли, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает собственное выполнение, контролирует его.

        Создание образов с помощью движений вызывает эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость, способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ. Происходит своеобразная подмена мотивов: ребенок начинает действовать из желания играть, результатом же оказывается новый двигательный навык.

 Таким образом, можно констатировать: средства физической культуры являются важными факторами формирования личности ребенка дошкольника.

Помните! Здоровый ребенок – умный ребенок.

Источник

Личность – это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало, готовность и умение создавать новое.

Дошкольный возраст – это «период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения».

Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживание себя в качестве социального индивида ( т.е. как отдельная личность) – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду.

Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

Важнейшая особенность творчество дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность. ( т.е. Эвристический метод – это метод преподавания, расчитанный на то, что учащийся самостоятельно или при помощи наводящих вопросов найдет решение какой – нибудь задачи, проблемы)

Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство формирования двигательного творчества – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в воображаемую ситуацию, через движения тела, учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.

Читайте также:  Создание в семье развития ребенка с нарушениями речи

Вопрос : Какие средства физического воспитания мы используем в организации физкультурно- оздоровительной работы  в дошкольном учреждении ?

В детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания служат физические упражнения, психологические и эколого- природные факторы.

Физические упражнения – основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды  двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводят под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного ( сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разносторонее влияние на развитие детей.

   Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Огранечение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии ( замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

   Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способность ребенка, его всестороннее развитие.

Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внишней среды, обогощают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

 Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами : Основные виды движенийТАБЛИЦА.

Общеразвивающие упражнения разносторонне воздействуют на организм. Регламентация упражнений и точное регулирование нагрузки оказывают избирательное воздействие на различные группы мышц. Эти упражнения дают возможность их усложнения и комбинирования, применяются с предметами и без предметов, могут использоваться с музыкальным сопровождением и без него. ТАБЛИЦА общеразвивающие упражнения, танцевальные упражнения.

Строевые упражнения – совместные действия занимающихся в том или ином строю. Построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты, проводимые на каждом занятии, способствуют организованному и быстрому размещению детей в зале или на площадке, приучают их быстро находить свое место в строю, соблюдать порядок и согласованность, повышают эмоциональное состояние и дисциплинируют детей. ТАБЛИЦА строевые упражнения.

Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные и спортивные игры, спортивные развлечения, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету. Самостоятельно обогощать и  развивать игровые действия, создавать новые сюетные линии, новые формы движений. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активизирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестондартных условиях.. постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым становися самостоятельной деятельностью детей.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует физические качества, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в заменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогощает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость. Дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.

Существуют следующие классификации подвижных игр : по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.

Классификация подвижных игр по сложности:

1.Элементарные игры : ТАБЛИЦА

а) Сюжетные игры имеют готовый и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные ( небольшими группами и всей группой). Народные игры относятся к сюжетным.

б) Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. ( игры типа перебежек, ловишек,игры с элементами соревнований, несложные игры-эстафеты, игры с использованием предметов)

в) Игры – забавы для маленьких детей, побуждающие к двигательной активности.

г) Игры – аттракционы – в них двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.

д) Игровые упражнени, где каждый ребенок действует отдельно, выполняя указания взрослого.

2. Сложные : ТАБЛИЦА

Спортивные игры, спортивные упражнени, простейший туризм способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма ( нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально -–волевых черт характера, создают, благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, формируют интерес к физической культуре, потребность в самостоятельных занятиях, удовлетворяют биологическую потребность в движениях. .

Психологические факторы составляют важнейшую предпосылку всестороннего развития и воспитания ребенка. К одной группе факторов относятся средства, обеспечивающие нормальные условия жизни и деятельности детей: гигиена окружающей среды ( жилья, освещения, мебели,  игрушек, одежды. обуви), средства личной и общественной гигиены ( гигиена питания, сна, учебной, трудовой и игровой деятельности ребенка, его отдыха, воспитание культурно – гигиенических навыков), лечебно – профилактические мероприятия. Другую группу составляют рациональные условия проведения физических упражнений и подвижных игр ( состояние залов и участков, инвентаря, пособий и игрушек для занятий, физкультурной формы – одежды и обуви), соблюдение гигиенических правил, а также врачебный контроль за физическим воспитанием: ТАБЛИЦА

В системе физического воспитания эколого – природные факторы используются либо как условия для организации занятий физической культурой и подвижных игр ( например, регулярное проведение на открытом воздухе), либо как относительно самостоятельные средства закаливания ( воздушные и солнечные ванны, обтиранирание, купание и др.). положительный эффект возможен лишь при постепенности, систематичности и комплексности применения оздоровительных сил природы.

Результаты закаливания проявляются и в общем воздействии на ребенка: укреплении его здоровья, развитии активности, воли и т.п. особенно необходимо закаливание для слабых детей. По совету врача выбирают подходящий вид закаливания и последовательно проводят его, тщательно соблюдая еще большую постепенность. ТАБЛИЦА

Цели и условия применения средств физического воспитания :

Читайте также:  Центр развития ребенка в московском районе

Средства

Цель

Условия применения

Основное специфическое средство физического воспитания

Физические упражнения.

1.Гимнастика :

-Основные виды движения ( ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие),

–          – общеразвивающие упражнения,

–          строевые упражнения,

–           танцевальные упражнения;

2. Игры :

–           подвижные игры, сюжетные, бессюжетные; игры – забавы; игры – аттракционы; игровые упражнения;

–           игры с элементами спорта ( городки, баскетбол, хоккей, футблол, бадминтон);

–          спортивные упражнения ( скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на самокатах, катание на роликовых коньках, катание на велосипеде, плавание);

–          простейший туризм ( пеший, лыжный)

Используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.

Обеспечивают эффективное решение задач физического воспитания, если выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Дополнительное средство физического воспитания

Психогигиенические факторы :

1.     Средства, обеспечивающие нормальные условия жизни и деятельности детей :

А) гигиена окружающей среды ( жилья, освещения, мебели, игрушек, одежды, обуви);

Б) средства личной и общественной гигиены ( гигиена питания, сна, учебной, трудовой и игровой деятельности ребенка, его отдыха, воспитание культурно – гигиенических навыков);

В) лечебно – профилактические мероприятия;

2. Рациональные условия проведения физических упражнений и подвижных игр ( состояние залов и участков, инвентаря, пособий и игрушек для занятий, физкультурной формы – одежды и обуви, соблюдение гигиенических факторов)

Повышают эффективность воздействия физических упражнений.

Психофизиологический комфорт ребенка.

Эколого – природные факторы : солнце, воздух, вода

Усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают его работоспособность. Используются для закаливания организма.

Положительный эффект этого средства достигвается только при экологически чистой природе.

Важная характеристика личности – ее направленность система ведущих мотивов поведения. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Потребности человека отражают требования внутренней среды организма или внешних условий жизни и побуждают его к активности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин «здоровый образ жизни», – показатель уровня развития общества, в котором он живет.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровыми, вырасти красивыми, активными, уметь обслуживать и вести себя так, чтобы не причинять вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает : для того чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую еду, быть чистым, следить за чистотой одежды и обуви, помещения, окружающей среды.

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначении внутренних органов и систем организма ( органы дыхания поддерживают в организме жизнь, кости и мышцы дают возможность двигаться, мозг управляет всеми органами). Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь (накладывать компрессы на ушибы, обрабатывать мелкие царапины). Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Самостоятельная работа. Составить направления  физкультурно – познавательныъх занятий.

В дошкольном возрасте начинает складыаться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательной деятельности ребенка, проявляющейся в оценке личности самого себя. Основными факторами формирования самооценки признаются : собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых ( т.е это говорит о том, что мы взрослые должны очень внимательно высказывать свое отношение и оценивать результаты ребенка)

Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к художественному образу, «картине мира» окружающей его природы ( это хорошо представлено в «Очарование» Л.Д. Глазыриной. А по каким технологиям работаете вы ?). к способности создавать собственый художественный образ – «образ красивого тела»; к красивому двигательному поведению окружающих взрослых. (т.е прежде всего мы должны стать примером – владеть техникой выполнения основных видов движений, вести здоровый образ жизни). В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат ( игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты) . ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения  поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

 В сложных действиях проявляется воля ребенка – преодоление препятсвий при достижении поставленной цели..Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношени являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многократном повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применение методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств, наглядная демонстрация результатов выполнения упражнений.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержке, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты в согласовании действий. Руководитель физического воспитания старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам ( помочь товарищу, если он не может выполнить правило игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний).

Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей устойчивого интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения и самовыражения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» подчеркивал, что физическая культура дошкольника состоит не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укрепления здоровья. Он считал, что физическая культура в дошкольном возрасте есть «культура чувств, внимания, воли, красоты, екультуры всего характера».

Таким образом, занятия физическими упражнениями – важный фактор формирования личности ребенка – дошкольника.

Источник