Развитие личности ребенка с зпр самооценка

Развитие личности ребенка с зпр самооценка thumbnail

Особенности самооценки детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Е.В. Субботский считает, что в силу интериоризации правил поведения нарушение этих правил ребенок начинает переживать даже в отсутствие взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и других людей.

Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми. Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка себя в сравнении с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 6-7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению .

Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица – « Я ». Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое « Я ». На основе представлений ребенка о своем «Я» начинает формироваться самооценка.

В дошкольный период самооценка ребенка с ЗПР интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка с ЗПР как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины появления у ребенка заниженной самооценки

Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, то есть неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.
Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие личности ребенка с зпр самооценка
Формирование зрительно-вербальной сферы у детей с ЗПР при подготовке к школе

Развитие личности ребенка с зпр самооценка
Опыт работы учителя-логопеда. Особенности формирования словаря и словообразовательных процессов у де

Развитие личности ребенка с зпр самооценка
Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец

Развитие личности ребенка с зпр самооценка
Развитие воображения у детей с ЗПР

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Личностное развитие дошкольников с ЗПР.

В настоящее время дети с задержкой психического развития изучены достаточно широко. Исследования выдающихся дефектологов Т.А. Власова, В.И. Лубовского , У.В. Ульенкова, внесли большой вклад в развитие данной отрасли педагогической науки и позволили выделить общие специфические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста.

Понятие «задержка психического развития» определяется, как «особый тип аномалии», проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция). Данное понятие является психолого-педагогическим. Детей с задержкой психического развития следует дифференцировать от детей с педагогической запущенностью, та как причины пониженной обучаемости, возникшие в обоих случаях, различны. Задержки психического развития возникают в связи со слабовыраженными органическими повреждениями мозга (врожденными или приобретенными во внутриутробном, при родовом, а также раннем периоде жизни). Вместе с тем, в отличие от олигофрении, действие патогенных факторов приводи лишь к нарушению темпа развития детей, что подтверждается обратимостью симптомов (Е.С.Слепович ).

Многие психологические особенности ЗПР можно наблюдать уже на ранних этапах жизни ребенка. Дети с минимальной мозговой дисфункцией беспокойны, раздражительны, часто кричат беспричинно. У них наблюдается нарушение сна и бодрствования, сна и питания. Они долго не засыпают, мало спят, плохо и мало едят. Невыспавшийся и голодный ребенок находится в состоянии постоянной усталости и напряжения. Активность младенца повышена и не всегда целенаправленна. Восприятие мира более хаотично, чем у нормально развивающегося ребенка. Сенсомоторное развитие идет с запозданием, поэтому у него вовремя не формируются адекватные реакции на поступающие воздействия. Часто наблюдается нарушение двигательных способностей: движения нескоординированы, неловки, неконтролируемы. Дети чрезмерно подвижны и импульсивны. У них нередко возникает чувство страха, тревоги, опасения. Психологические проявления, свойственные дошкольному возрасту, у детей с ЗПР неполноценны. Так, игровая деятельность недостаточно сформирована. Дети с ЗПР предпочитают наиболее простые игры, характерная же для старшего дошкольного возраста ролевая игра, требующая выполнения определенных правил, проводится ими в ограниченной форме: дети соскальзывают на стереотипные действия, часто просто манипулируют игрушками. В целом игра носит процессуальный характер. Фактически дошкольники с ЗПР не принимают отведенной им роли и не выполняют функций, возлагаемых на них правилами игры. Они не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим важное значение в подготовке к учебной деятельности. Такие дети предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту. Дошкольники с ЗПР не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, в процессе знакомства зачастую обследуют взрослого как неодушевленный предмет.

В общении со сверстниками они часто не находят общего языка, так как язык слишком эмоционален, редко может удержать роль. Компенсаторно-эмоциональные реакции могут быть как по интрапунитивному, так и по экстрапунитивному типу, часто возможен смешанный тип реагирования

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.

Таким образом, у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоционально-личностной сферы, что в свою очередь влияет на развитие основных компонентов познания: на ощущение, восприятие, память, мышление. Таким детям необходима комплексная медико-психолого-педагогическая помощь.

Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.

        В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

        Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

          Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

           Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.

           Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

            Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» – спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

         В воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка в семье очень важно:

·        эмоциональный микроклимат семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь родителей. При отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей;

·         представление об идеальных качествах, которые родители желали бы видеть у своего ребенка в недалеком будущем. Идеальным большинство родителей считают те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах, как доброта, внимание к другим людям;

·        важно, чтобы родители замечали некоторую избирательность ребенка в отношении к занятиям, к разным видам деятельности и насколько эта избирательность выражена. Любит ли он играть и в какие игры, как долго может заниматься этим; любит ли мастерить, клеить, вырезать, строить из конструктора; сохраняет ли свои поделки и постройки или тут же выбрасывает и ломает их;

·        привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. Необходимо постоянно обращать внимание на то, что, поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи,  тем самым вызывать положительные эмоции у ребенка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности;

·         распределять с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнении посильных дел и заданий, тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.

 Дети должны постоянно чувствовать, что родителей, тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений, устойчивое внимание к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.

Источник

                   Методики исследования самооценки

  1. Методика Де-Греефа

Данная экспериментальная процедура, предложенная французский психиатром Де – Греефе, является простым приемом исследования самооценки у детей. Эта проба относится к прямым методам определения самооценки. Эта методика представляет собой 3-х балльную шкалу, адаптированы для детей.

Материал и оборудование: лист бумаги с нарисованными вверху тремя одинаковыми кругами (один круг обозначает самого ребенка, другой – его друга, третий –  учителя), карандаш.

Проведение исследования.

Ребенку дают карандаш и бланк методики (см. Приложение 1).

Исследователь говорит: “Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает тебя, второй – твоего друга, третий – вашу учительницу. От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас троих самый умный, надо опустить самую длинную линию, от того, кто самый глупый, – самую короткую; от того, кто где-то посередине, – среднюю”.

Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально.

Анализ и интерпретация результатов.

В этом эксперименте дети с ЗПР, имеющие девиантное (отклоняющее) поведение проводят самую длинную линию от кружка, который обозначает их самих. Этот симптом повышенной самооценкой дебилов обнаруженный Де – Греефе, Л.С. Выготский предложил назвать именем автора. Это не критичность ребенка с ЗПР, это повышенная самооценка связана с общим интеллектуальным недоразвитием. Повышенная самооценка, которая очень часто встречается у дебилов и имбецилов, является проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности. Л.С. Выготский указывает, что возможен еще и иной механизм образования симптомы повышенной самооценки.

Она может возникать как пвсевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих. Л.С. Выготский считает, что Де – Греефе глубоко не прав, когда пишет, что, поскольку дебил самодоволен, у него не может быть чувство собственной малоценности и возникающие отсюда тенденции компенсации. Точка зрения Л.С. Выготского противоположна.  Он считает, что именно на почве слабости, на почве чувства малоценности и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности.

2 ) Методика Дембо – Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д.  Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки).

Для целей данного исследования методика была модифицирована. Изучалась только самооценка ребенка, как  общее отношения к себе. Уровень притязаний не измерялся.

Материал и оборудование: бланк, методики, карандаш.

Проведение исследования.

Ребенку выдается карандаши бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указание  верхней, нижней точек и середины шкалы.  При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой. (см. Приложение 2).

Исследователь говорит: “Любой человек оценивает свои способности, возможности и характер и др. Каждое качество, каждую сторону человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя который будет обозначать самое низкое развитие, а верхняя – самое высокое. Здесь семь таких линий.  Они обозначают: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение много делать своими руками; внешность; уверенность в себе. Например, первая линия обозначает здоровье. На самом верху находятся самые здоровые люди, те, кто редко болеет, а внизу – больные, те, кто часто ходит в поликлинику. В серединки находится не очень здоровые и не очень больные люди. А куда бы ты поставил себя?  Отметь это место на каждой линии крестиком (Х)”.

Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально.

Анализ и интерпретация результатов.

Высота самооценки: количество баллов от 45 до 74 удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствуют о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствуют о крайнем неблагополучии в развитии личности.

  1. Методика «Лесенка»

Данная методика разработана В.Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Методика была модифицирована. Изучалась столько самооценка ребенка, как общее отношения к себе. На самом деле эта методика представляет собой 7-ми балльную шкалу, адаптирована для детей.

Материал и оборудование: лист бумаги с нарисованной лесенкой, двумя фигурами человечков вверху и внизу, карандаш.

Проведение исследования.

Ребенку дают карандаши бланк методики (см. Приложение 3).

Исследователь говорит: “Посмотри на эту лесенку. Здесь семь ступенек. На самой верхней ступеньке стоят самые хорошие ребята. На ступеньку ниже (показывают) ставят просто хороших детей, чем выше – тем лучше дети. На средней ступеньке стоят не очень хорошие и не очень плохие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – ещё хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. А на какую ступеньку себя поставишь ты?”

Методика проводится индивидуально.

Анализ и интерпретация результатов.

Способ выполнения задания

Тип самооценки

1.Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

1. Неадекватно завышенная самооценка

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие – то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

2. Завышенная самооценка

3. Обдумав задание, ставит себя на 2 – ю или 3- ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

3. Адекватная самооценка

4.  Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

4. Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задания, на все вопросы отвечают: “Не знаю”.

                                    Бланк методики Де – Греефе  

Бланк методики Дембо – Рубинштейна в модификации Прихожан

                                 Бланк методики «Лесенка»

1.Белова О.В. Общая психодиагностика – Новосибирск: «Научно – учебный центр психологии НГУ», 1996

2. Общение и формирование личности школьника / пол ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М.: «Педагогика», 1987

4. Белова О.В. Общая психодиагностика – Новосибирск: «Научно – учебный центр психологии НГУ», 1996

5. Белякова И.В., Петрова В.Г. Психология у

6.Бодалев А.А., Столин В.В., Афанесов В.С. Общая психодиагностика – СПб.: «Речь», 2000

7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте – М.: «Академия», 1999

8. Бокум Д., Крайг Г. Психология развития – СПб.: «Питер», 2004

9. Васкэ Е.В. Типология субъектов девиантного поведения. Автореф. дисс… канд. филос. наук. – Н.Новгород, 2000.

10. Гоноболин Ф.Н. психология – М.: «Просвещение», 1973

11. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. психология – М.: «Академия»

Источник