Развитие личности ребенка с неврозом

Развитие личности ребенка с неврозом thumbnail

Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье. 

Стоит выделить основные «‎неадекватные» типы воспитания:

  • Недостаточное уделение внимания малышу — «‎гипоопека».
  • Избыточное уделение внимания — «гиперопека».
  • Жестокое воспитание.
  • Авторитарное воспитание.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое. 

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза). 

Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в «классические», как у взрослых. 

невроз у детейПри неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

  • Истерия. У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко «притворяются». Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания. 
  • Неврастения. У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию. 
  • Навязчивые состояния. Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними. 

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики. Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое). 

КашельПосле перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое). 

  • Заикание. Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье. 
  • Энурез. Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала). 

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия. 

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша. 

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.

психотерапияОсновным способом лечения неврозов является психотерапия. 

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут. 
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид); настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин; 
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах —  нейролептик соннапакс (меллерила).

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

Источник

Как мы уже знаем, в наше время всё больше учащаются случаи, когда дети начинают страдать неврозами ещё в дошкольном возрасте. На самом деле для этого существует достаточное количество причин, но мы не будем об этом говорить. Мы поговорим об особенностях формирования личности у детей с признаками невроза.

Причины осложнения воспитания характера

Дети, которые по определённым причинам приобрели психическую и эмоциональную неустойчивость, а также некоторое расстройство нервного состояния, обладают следующими особенностями:

1. Повышенная эмоциональность. Обычно такие дети становятся эмоционально уязвимыми. То есть обычные раздражители, которые не способны нанести вред психическому состоянию здорового ребёнка, легко выводят из себя ребёнка, страдающего неврозом. Таким образом, все его чувства проявляются гораздо сильнее, чем у обычных детей.

2. Импрессивность. Если обычные дети склонны к раскрытию всех переживаний наружу, то дети, страдающие от невроза, могут быть подвержены к скрытию своих переживаний. Практика показывает, что такие дети, испытывая явную радость, не выказывают её обычным образом, но словно светятся изнутри. Поэтому у таких детей внутри может быть целая буря эмоций, но об этом, скорее всего, никто не узнает.

3. Внутренняя неустойчивость. Все дети, которые не страдают от нервоза, склонны быть устойчивыми в своём понимании той или иной ситуации. Такие дети обычно чётко понимают и осознают то, чего они хотят. Но ребёнок с явными признаками нервоза будет вести себя совершенно по-другому. Он постоянно будет сталкиваться с внутренней противоречивостью. Это объясняется тем, что такие дети начинают сталкиваться с развитием своей личности, но при этом испытывая ослабленность психического состояния, они будут склонны к попыткам угодить окружающему обществу. Из-за этого у них будет проявляться яркая неустойчивость во мнении или принятом решении.

4. Обеспокоенность. Дети с ярко выраженным неврозом относятся к числу очень впечатлительных людей. Таким образом, происходит волнительная ситуация, которая практически не заденет других детей, но сильно зацепит ребёнка, страдающего неврозом. Ещё долгое время он будет находиться под ярким впечатлением тогда, как другие дети уже забудут то, что произошло. По этой причине такой ребёнок будет склонен к внутреннему угрызению совести или ярко выраженному чувству собственной вины.

5. Беззащитность. Ребёнок, который имеет психическое и эмоциональное расстройство обычно не может сдать сдачи, ответить своему обидчику. По определённым причинам он быстро замыкается в себе, начинает плакать или убегать. Если у него даже и появится попытка самозащиты, то, скорее всего, она будет не успешной. Обычно в это время они не способны подобрать правильно слова, теряются и, вообще, не понимают, как нужно реагировать на происходящее.

6. Выраженное чувство собственного достоинства. Дети с ярко выраженной проблемой нервоза склонны к проявлению гордости и эгоизма. Их довольно непросто убедить в том, что они совершают какую-либо ошибку, даже если это очевидно на первый взгляд. При этом они склонны постоянно находить отличия между собой и окружающими, тем самым утверждая собственное «я».

Итак, мы определили основные характеристики и отличия детей, страдающих неврозом, от обычных детей. Из этого можно сделать вывод, что традиционные методы воспитания не будут иметь успеха, если они применяются к ребёнку с общими психическими расстройствами.

Правильный метод воспитания характера

Такие детки встречаются с особенными трудностями, когда попадают в суровое и чёрствое окружение. Они быстро теряются в таком окружении, ожесточаются. При этом их состояние может начать резко ухудшаться. Всё дело в том, что их ослабленность психического состояния не позволяет им быть гибкими в таком обществе. Такой гибкостью обладают обычно здоровые дети. Используя такую гибкость, они способны сохранить чувство собственного достоинства, что явно не получится у деток, страдающих от нервоза. По этой причине они не приживаются в таком обществе и любая помощь, направленная, на их исцеление будет тщетной.

Родителям, прежде всего, необходимо постараться оказать максимально возможную психологическую поддержку для своего ребёнка. Если им удастся создать дома атмосферу любви и принятия, то ребёнку будет намного легче переносить подобные жизненные трудности. Это же откроет возможность для воспитания характера у такого ребёнка. Таким образом, мы, как родители, должны применять обычные меры воспитания, но в более лёгкой форме. При этом преждевременно позаботившись о наличии настоящей атмосферы любви в ваших отношениях.

На этом я буду заканчивать нашу тему и лишь напомню, что мы говорили об особенностях формирования личности у детей с признаками невроза. Достигайте любви и будьте счастливы!

Источник

Библиографическое описание:

Лимонцева, Г. В. Общие особенности неврозов у детей / Г. В. Лимонцева, Е. Н. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 80-84. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1917/ (дата обращения: 10.12.2020).

Невроз — психогенное (как правило,
конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в
результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и
проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций, в связи с
чем преобладает соматическая симптоматика. Психические изменения
выражаются в простых эмоциональных нарушениях и в повышенной
истощаемости психических функций.

При неврозах патологические явления обратимы, они
этиологически связаны с конфликтной ситуацией.

Возникновение невроза часто обусловлено не прямой и
непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а
более или менее длительной переработкой личностью сложившейся
ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем
больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма
достаточна для развития невроза.

Основными причинами, вызывающими невротические
состояния могут быть:

  • несовпадение типов темперамента ребенка и
    родителя (холерик/флегматик),

  • конфликтные отношения в семье (скрытые/явные);

  • противоречивые требования родителей (один
    разрешает/другой запрещает);

  • разные стили воспитания (гиперопека, авторитарный, эмоциональная
    отверженность);

  • изменение привычного уклада жизни (смена
    режима, школы, детского сада, развод родителей, новое место
    жительства);

  • школьная дезадаптация (рано отдали в
    детский сад);

  • непоследовательное воспитание ребенка
    (добрый /строгий родитель)

и т.п. изменения в жизни ребенка.

Невроз может иметь психосоматическое выражение, когда болезнь
затрагивает не только область эмоций, но и соматическую телесную
сферу.

Представление о тесной связи самочувствия человека с
его психическим и эмоциональным состоянием является одним из
важнейших в современной медицине и психологии. Уровень психического
здоровья человека определяется совокупностью индивидуальных
особенностей личности и состояния внутренней среды организма,
складывающейся из взаимодействия биологических, психологических и
социально-средовых факторов (наследственность, пол, возраст, условия
воспитания, тип характера, особенности поведения, навыки,
перенесенные болезни и травмы, стрессы и т.д.). Болезненное изменение
психики отличается от нормального количественно и качественно.
Изменения в психосоматической регуляции лежат в основе возникновения
психосоматических болезней (психосоматозов).

Из этого следует, что двусторонняя связь между
психикой и телом значительно теснее, чем предполагают. Чем младше
дети, тем это очевиднее. Фактически каждый больной ребёнок
одновременно страдает и от соматических и от нервно-психических
расстройств. Постоянно переживаемые детьми эмоциональные стрессы
нередко приводят к психосоматическим расстройствам. Они негативно
переживаются формирующейся личностью и тем самым усугубляют
возникающие нарушения здоровья. Защитные механизмы у детей еще
недостаточно зрелые, и они не способны справиться с этой патологией.
В результате, она становится препятствием для нормального развития
или дает начало серьезным заболеваниям [3,с.325].

Неврозы выявляются у 45% от общего количества детей с
нервно-психическими расстройствами. Наибольшее число больных
неврозами среди детей школьного возраста. Это число возрастает по
мере приближения к завершению обучения. Невротических расстройств в
1,4 раза больше у мальчиков, чем у девочек. Неврозом заболевают
дети чаще всего с повышенной нервной чувствительностью
[4].

Опасность этого заболевания не в степени его тяжести, а в
отношении к нему людей, окружающих ребенка (родителей, воспитателей,
учителей, родственников).
Они часто
не придают значения первым проявлениям нервных расстройств у детей,
а, если и обращают внимание, то не всегда знают, как правильно
реагировать и что с этим делать.

Невроз – это обратимое состояние, он
излечим, но вылечить невроз сложно, не зная причин его возникновения,
этиологию, симптоматику, психосоматические проявления.

Теоретические основы происхождения неврозов
необходимы не только квалифицированным специалистам (психологам,
неврологам, врачам), но и родителям, воспитателям, учителям, чтобы
правильно реагировать на невротическое поведение ребенка, подбирать
адекватные формы коррекции данного поведения. Также уметь отличать
невроз от педагогической запущенности, поскольку формы работы будут
разные.

Выделяют следующие формы невроза [2,с.325-326]:

1. Неврастения (астенический невроз) – является наиболее
распространенной формой. Причина этого невроза — истощение
нервной системы из-за чрезмерного и, как правило, длительного
физического или умственного напряжения, связанного с отрицательными
эмоциями. В основе неврастении лежит раздражительная слабость,
повышенная возбудимость и утомляемость, которые сочетаются с
понижением общего самочувствия, Она проявляется повышенной
истощаемостью, постоянной усталостью, сниженной продуктивностью,
раздражительностью, неспособностью получать от чего-либо
удовольствие, головными болями, головокружениями, чувством
внутреннего напряжения, нарушениями сна (трудностями засыпания и
сонливостью днем).

У детей в отличие от взрослых преобладают явления
перевозбуждения (повышенная реактивность, психомоторное
беспокойство). Часто также отмечаются аффективные вспышки с
двигательным возбуждением, агрессией.

Могут проявляться вегетосоматические расстройства,
когда на передний план выступают такие проявления, как анорексия,
тошнота, расстройство ритма дыхания, кашель, спазм голосовой щели,
неприятные ощущения в сердце, обмороки.

При психотерапии этого невроза следует учитывать,
что в его основе лежит психологический конфликт – возникшее
противоречие между возможностями личности и завышенными требованиями
к себе.

2. Истерический невроз – симптоматика
основана на повышенной эмоциональности и внушаемости. Заболевание
развивается остро, как правило, в непосредственной связи с
переживанием неблагоприятных обстоятельств, которые складываются чаще
всего из-за завышенных требований к окружающим и невозможностью
выполнить эти запросы. В происхождении истерических расстройств
большую роль играет механизм «бегства в болезнь»,
выгодности или желательности болезненного симптома («вторичная
выгода»). Детская истерия отличается моносимптомностью и
изменчивостью проявлений.

Наиболее частые симптомы у детей – гиперкинезы
(непроизвольные движения), тремор (дрожание), припадки, судорожное
глотание, приступы удушья, психомоторное возбуждение, мутизм, афония,
спазмы желудка, кишечника, мочевого пузыря, повторяющаяся рвота.
Могут быть приступы расстроенного сознания (сумеречные состояния,
обмороки), аффективные вспышки.

У дошкольников встречаются аффективно-респираторные
судороги, вызываемые отрицательными бурными эмоциями.

В младшем детском возрасте часто встречаются
рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем,
разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные
приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при
отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д.

Наиболее редко у детей и подростков встречаются
истерические сенсорные расстройства: гипер – и гипестезия кожи
и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

3. Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное
расстройство, фобический невроз). Основной признак этого заболевания
— наличие навязчивых состояний, т.е. внезапно появляющихся
мыслей, представлений, воспоминаний, сомнений, страхов или действий,
не связанных в данный момент с содержанием сознания.

В основе происхождения невроза – конфликт,
возникший из-за противоречий между внутренними тенденциями,
влечениями, желаниями и потребностями личности, с одной стороны, и
долгом или нравственными принципами – с другой.

У детей невроз навязчивостей в подавляющем
большинстве случаев начинается постепенно, спустя значительное время
после эмоциональных потрясений. Чаще он возникает у тех детей, у
которых с ранних лет отмечались тревожность, немотивированные страхи,
мнительность, склонность к созданию запретов. В клинической картине
обычно наблюдаются страхи устной речи, своей смерти или смерти
родителей, закрытых дверей, острых предметов, покраснения, заражения,
космических катастроф. Могут быть такие симптомы, как элементарные
движения или действия — обкусывание ногтей, сосание пальцев,
счет, или более сложные защитные (чтобы не случилось ничего плохого с
больным или родителями) ритуалы (оплевывание, прикосновение к
каким-либо предметам, постукивание и т.д.). Реже встречаются
навязчивые мысли в форме мудрствования («Что будет, если Земля
столкнется с кометой?»), воспоминания, сомнения.

Детям старшего возраста и подросткам более
свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и
др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в
присутствии посторонних, страх устного ответа в школе.

Лечение должно быть направлено на ликвидацию
основного психологического конфликта, характерного для этого невроза,
– противоречия между внутренними тенденциями и потребностями, с
одной стороны, и долгом или нравственными принципа­

ми, с другой.

4. Невроз страха. Содержание страхов
зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста
преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали
ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями
с «воспитательной» целью («черный дядька» и
др.)

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников,
иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным
неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными
для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.;
сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома,
нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным
фоном настроения. К возникновению «школьного невроза»
склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

Невротические страхи могут часто встречаться в том возрасте, в
котором они еще не свойственны или уже должны пройти. К тому же эти
страхи более часто, чем в норме, отражают наличие аналогичных страхов
у родителей, повышенную чувствительность и впечатлительность детей,
их беззащитность.

Страхи при неврозах более тесно связаны с
переживаниями детей, конфликтами в семье и неудачами в общении.
Питательной почвой для них будут эмоциональная ранимость, склонность
к беспокойству, неуверенность в себе и отсутствие адекватной
психологической защиты.

Значительное количество страхов, переходящее границы старшего
дошкольного возраста, указывает на развитие под влиянием
травмирующего опыта тревожности, приобретающей характер опасений,
предчувствий и тревог в собственном смысле этого слова.

5. Депрессивный невроз. Типичные
проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и
предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное
настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной
мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим
снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях
преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о
собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны
снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессонница.

6. Ипохондрический невроз. Невротические
расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная
озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям
по поводу возможности возникновения того или иного заболевания.
Встречается в основном у подростков.

Своеобразие клинической картины неврозов зависит от возраста
заболевших. Как правило, детские неврозы отличаются
моносимптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные
болезнями или недостаточно сформировавшиеся органы и системы, В
клинической картине очень большое место занимают соматовегетативные
проявления, различные формы нарушений поведения, при которых
растормаживаются более примитивные способы приспособления (нарушаются
пищевое, самозащитное поведение).

У детей легко по механизмам условно-рефлекторного
подкрепления образуются и закрепляются различные незрелые формы
реагирования (например, пассивно-оборонительная реакция –
страх).

В раннем детском возрасте среди клинических
проявлений преобладает соматовегетативная симптоматика. Она, как
правило, возникает в 6-7 месяцев, реже в более раннем возрасте. Дети
становятся пугливыми, плаксивыми, не отпускают от себя мать, боятся
новых лиц и игрушек, страдают нарушениями сна, расстройствами функций
желудочно-кишечного тракта. Отличаются крайней утомляемостью и
склонностью к реакциям протеста.

В период первого возрастного криза (2-4 года) уже
появляются нарушения поведения, среди которых преобладают активные
(вспышки возбуждения, агрессия) и пассивные (энурез, энкопрез,
анорексия, запор, мутизм) реакции протеста.

Во время второго возрастного криза (6—8 лет)
невротические расстройства становятся разнообразнее, и среди них
могут быть уже системные неврозы: энурез, заикание, тики, так
называемые школьные неврозы (страх посещения школы и в связи с этим
рвоты, анорексия, головные боли и т. д.), трудности в поведении
(непослушание, склонность к дракам).

В препубертатном возрасте реакции протеста
приобретают черты сверхценных образований (например, уходы из дома),
В период полового созревания наблюдаются не соматовегетативные
реакции, а ипохондрические состояния, повышенная склонность к
возникновению сверхценных идей (дисморфомании, нервной анорексии или
булимии), разные формы имитационного поведения (подражания взрослым).

Этиология неврозов у детей[2,с.325]:

  • Психическая травма — ведущая
    причина, ее патогенное значение определяется сложнейшими
    взаимоотношениями с множеством предрасполагающих условий:
    генетически обусловленной «почвы» и «приобретенного»
    предрасположения, являющегося результатом всей жизни индивида

  • Биологические факторы. В происхождении
    неврозов играет определенную роль наследственность. Патологическая
    беременность и аномально протекавшие роды вносят свою лепту в
    создание предрасположения к неврозам. Перенесенные соматические
    заболевания отмечены у 42,7% детей, страдающих неврозами, что
    подтверждает сенсибилизирующую роль телесных болезней в
    происхождении невротических расстройств,

  • Психологические факторы. В происхождении
    и оформлении клинической картины неврозов имеют большое значение
    преморбидные особенности личности (акцентуации характера,
    психопатии). Психические травмы детства (потеря родителей в 30-40%),
    болезнь родителей, длительная разлука с ними, конфликты между
    близкими людьми также участвует в возникновении неврозов.

  • Социальные факторы. Самыми важными из
    факторов этого ряда считаются трудности в родительской семье
    (развод, внебрачное рождение, воспитание приемными родителями).
    Предрасполагают к заболеванию неврозом материнская депривация
    (16-27%), неправильное воспитание (избалованность, чрезмерная опека
    или необычная строгость), несоответствующее половое воспитание
    (пуризм, распущенность).

Исходя из симптоматики нервных расстройств
следует, что основные причины нервных заболеваний детей кроются не в
несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Сложный,
многомерный процесс нарушения взаимоотношений в семье имеет
патогенное влияние на формирование личности ребенка.

Интенсивность появления невротического типа
поведения во многом зависит от степени несоответствия характера
воспитания и условий жизни детей особенностям их психического и
личностного развития.
Во всех случаях неправильного
воспитания нарушается социальная адаптация личности, что порождает у
детей различного рода невротические состояния. Излишне строгое или
деспотичное воспитание развивает у детей такие черты характера как
неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимость. Чрезмерное
внимание и удовлетворение всех желаний ребенка приводит к развитию
истерических черт характера с эгоцентризмом и отсутствием
самоконтроля. Отсутствие воспитания или эмоциональная отверженность
ведет к возбудимости, неустойчивости, к асоциальному типу
поведения[1,с.26].

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое
другое воспитание, поскольку проводником его является родительская
любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
Безусловная родительская любовь формирует у детей чувство внутренней
безопасности, самоценности, что служит лучшим средством от появления
неврозов и других аномалий личности.

Для предупреждения, профилактики и лечения
невроза необходимо:

  • Учитывать своеобразие
    темперамента ребенка, его индивидуальные особенности и личностные
    качества;

  • Соблюдать основные режимные моменты (еда, сон
    и т. д.), но· не стараться одерживать сплошные победы в своих
    воспитательных мероприятиях. Необходимо помнить, что здоровый
    ребенок не может всегда беспрекословно подчиняться взрослым, и этим
    невольно создается почва для неврозов;

  • Не относится к ребенку
    предвзято, научиться принимать его таким, какой он есть – по
    полу, темпераменту, характеру;

  • Не фиксировать внимание на его отрицательных
    качествах, не забывать хвалить ребенка, когда он этого заслуживает;

  • Предъявляйте разумные
    требования, соответствующие его возрасту, не требовать невозможного;

  • Контролировать свои чувства, эмоции, поступки;

  • Научиться анализировать собственные недостатки
    характера, являющиеся отрицательным примером для детей;

  • Наладить конфликтные взаимоотношения с другим
    родителем;

  • Быть гибким в воспитании и общении, научится
    признавать свои ошибки, уметь уступать.

Литература:

  1. Захаров А.И. детские неврозы (психологическая помощь родителей
    детям). – СПб.: Респекс, 2005. — 400 с.

  2. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов.-
    СПб.: СпецЛит, 2001.-463 с.

  3. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и
    соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005. —
    400 с.

  4. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. –
    М.:Крон-Пресс,1997. – 336с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, невроз, расстройство, страх, родитель, возрастной криз, депрессивный невроз, детский сад, клиническая картина, неправильное воспитание.

Источник