Развитие личности ребенка с нарушением опорно двигательного аппарата

Развитие личности ребенка с нарушением опорно двигательного аппарата thumbnail

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами: СЛАЙД

– Биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

– Социальными условиями – воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Особенности личности ребенка с аномалиями развития, в том числе ДЦП, связанные, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Среди видов аномального развития детей с церебральным параличом часто встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма СЛАЙД . В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. Психическое развитие при инфантилизме характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций.

В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием данного момента. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо: для этих детей характерны нарушения целенаправленной деятельности. Все эти особенности, по данным В. Ковалева (1973), составляют в совокупности феномен “школьной незрелости”, что оказывается на первом этапе школьного обучения.

Поражение незрелого головного мозга при детском церебральном параличе приводит к тому, что корковые мозговые структуры (особенно поздно формируются лобные отделы) созревают неравномерно и в замедленном темпе, что и служит причиной изменений личности по типу психического инфантилизма. Однако специфическим условием развития этого типа отклонений личности является неправильное воспитание, ограничение деятельности, связанное с двигательной и речевой недостаточностью.

Незрелость больных детей, преимущественно их эмоционально-волевой сферы, сохраняется нередко и в старшем школьном возрасте и препятствует их школьной, трудовой и социальной адаптации.

Особенностью психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом является то, что он носит осложненный характер.

Выделены СЛАЙД  три варианта осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом.

• СЛАЙД Первый невропатическая вариант осложненного инфантилизма представляет собой сочетание психического инфантилизма с проявлениями невропатии (В. Ковалев). При невропатической варианте психического инфантилизма дети с ДЦП отличаются сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемости с пугливостью, неуверенностью в своих силах. Преобладают реакции пассивного протеста (отказ от еды, от устного общения с определенными лицами (избирательный мутизм), нарушение отдельных соматовегетативных функций; совершение суицидальной попытки).

СЛАЙД Второй вариант осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом представляет собой сочетание психического инфантилизма с симптомами раздражительной слабости. Проявления эмоционально-волевой незрелости у этих детей сочетается с повышенной эмоциональной возбудимостью, с нарушением внимания, нередко и памяти, низкой работоспособностью. Поведение отличается раздражительностью, несдержанностью, конфликтностью с окружающими. Эти дети требуют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий.

• СЛАЙД Третий вариант осложненного психического инфантилизма относится к так называемому органического инфантилизма, описанного отечественными психиатрами Г. Сухарев, С. Мнухин и др. В основе органического инфантилизма – сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллектуальной деятельности, проявляющиеся в виде инертности, туго- подвижности мышления. Эти дети часто бывают благодушные, в них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа своих действий и поступков. Проявление органического инфантилизма чаще наблюдалось при атоничная-астатической форме церебрального паралича, когда имеет место поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Это связано с той ролью, которую играет лобная кора в развитии целенаправленной деятельности, мотивации.

Степень нарушения двигательных функций не определяет степень нарушения эмоционально-волевой и других сфер личности у детей с ДЦП.

Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения у детей с ДЦП в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Для этих детей характерна быстрая смена настроения.

Более многочисленная группа детей, наоборот, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Такие дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в быстро меняющихся внешних условий. В момент страха у них наблюдается ускоренные пульс и дыхание, повышается мышечный тонус, появляется пот, усиливаются слюнотечение и гиперкинезы. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью.

СЛАЙД Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями. СЛАЙД При воспитании таких детей важно соблюдать режим дня. СЛАЙД Они должны находиться в спокойной обстановке, перед сном избегать шумных игр, влияния различных резких раздражителей. Желательно ограничить просмотр телепередач.

Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Они быстро становятся вялыми или раздражительными и плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро теряют к нему интерес, отказываются от его выполнения. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.

Развитие организованности и целеустремленности всех видов деятельности в такого ребенка проходит с большим трудом и предполагает активное участие волевых процессов.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте консультации для родителей

Волевая активность детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеет свои особенности. Исследования Н. Сараево позволили подразделить СЛАЙД факторы, определяющие особенности волевой сферы детей с ДЦП, на объективные, к которым относятся условия заболевания, длительное пребывание в лечебном заведении, искусственное ограничение активности, особое отношение к больному ребенку окружающих, и субъективные, такие, как отношение подростка к своему заболеванию и самооценка.

СЛАЙД По уровню волевого развития среди испытуемых выявлено три основных группы.

Для первой группы характерно общее снижение эмоционально волевого тонуса, астенизация поведения, волевой инфантилизм. Это проявляется в неумении, а порой и нежелании ребенка регулировать свое поведение, в общей вялости, которая доходит до апатии в одних, и в крайней несдержанности в других, в отсутствии достаточного упорства в достижении как коррекционно-восстановительного эффекта, так и хороших результатов в учебной работе.

• СЛАЙД Вторую группу составляют подростки, уровень волевого развития которых достаточно высок. Обладая адекватной самооценкой, правильно определяя свои возможности, подростки данной группы способны на основе длительных волевых усилий мобилизовать компенсаторные силы организма и личности. Они активно ведут борьбу с заболеванием и его последствиями, настойчивы в достижении терапевтического эффекта, сдержанные и терпеливы, проявляют настойчивость в учебе, развивают свою самостоятельность, занимаются самовоспитанием.

СЛАЙД Уровень волевого развития подростков, входящих в третью группу, можно определить как средний. В зависимости от состояния здоровья, самочувствия, многих других обстоятельств подростки эпизодически проявляют достаточную волевую активность.

В указанные выше группы входят подростки, которые имеют различные по степени тяжести поражения опорно-двигательного аппарата.

У большинства детей с ДЦП отмечается патохарактерологические формирования личности. Черты характера формируются и закрепляются у детей с ДЦП в значительной степени из-за воспитания по типу гиперопеки или при неоправданно жесткой позиции в воспитании ребенка с ДЦП.

Акцентуации характера подростков с ДЦП были рассмотрены И Левченко. Среди обследованных удалось обнаружить только часть тех типов акцентуации, которые выявляются при обследовании здоровых подростков: астеноневротический (20%), сенситивный (19%), неустойчивый (22%), психоастенический (21%). Обращала на себя внимание относительно большая частота больных с ДЦП с данными типами акцентуации, которые у здоровых подростков наблюдались крайне редко.

С большой частотой в группе обследованных было выявлено неустойчивый тип акцентуации характера, который столь же часто встречается и в норме. В процессе исследования И. Левченко не выявила детей гипертимного, лабильного и циклоидного типов акцентуации характера. Она предположила, что конституционно обусловленные черты этих типов у детей данной категории нивелируются под влиянием малоподвижного образа жизни, переживания дефекта и других факторов [1].

Исследуя особенности формирования Я-образа у школьников с церебральным параличом А. Романенко обнаружила, что своеобразие формирования Я-образа у школьников с церебральным параличом обусловлена особенностями взаимодействия трех основных факторов: СЛАЙД

Во-первых, биологическим фактором, поскольку при детском церебральном параличе нарушается интеграция сенсорной информации, поступающей извне и изнутри и интерпретируется мозгом. Это становится препятствием при формировании различного вида представлений, составляющих Я-образ личности.

• Во-вторых, функциональным фактором, определяется степенью дефицитарности двигательной сферы, ограниченностью возможностей больного ребенка к активному познанию окружающего мира и его взаимодействия с ней.

• В-третьих, социальным фактором, который объединяет в себе как психотравмирующий характер общения с социумом, так и особенности реагирования на свой физический дефект, его субъективную значимость для ребенка.

В ходе исследования А. Романенко пришла к выводу, что у школьников с церебральным параличом отмечается более низкая степень развития когнитивного компонента Я-образа по сравнению со здоровыми сверстниками. Это проявляется в замедленной динамике формирования понятий, составляющих Я-образ личности, в неадекватности их понимания, слабой обобщенности и дифференцированности. Причинами когнитивной упрощенности Я-образа является как недостаточность условий для полноценного развития вследствие двигательного дефекта, так и защитно-компенсаторного вытеснения травмирующего для личности осознание собственных качеств.

СЛАЙД Нередко для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерна слабая познавательная активность, частично обусловлена ​​недостаточностью коммуникационных функций. Особенно остро стоит эта проблема в подростковом возрасте, поскольку физические и речевые дефекты препятствуют подростку с ограниченными возможностями полноценно общаться со сверстниками.

По мнению Т. Скрипник, в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями является два типа препятствий. Первый тип – это определенные физические, физиологические или психические расстройства ребенка, второй – вторичные явления, такие как собственная неполноценность, отчужденность.

Поэтому, у ребенка с ДЦП наблюдается своеобразный дисгармоничный психическое развитие, специфика которого определяется как биологическими факторами, так и факторами социальными. Развитие ребенка в условиях болезни, а также неблагоприятные социальные условия негативно сказываются на формировании всех сторон личности ребенка, страдающего детским церебральным параличом. СЛАЙД

Источник

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


контрольная работа Личность ребенка с нарушение ОДА

Информация:

Тип работы: контрольная работа.

Добавлен: 06.09.2012.
Год: 2012.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

       Содержание 
 
 
 
 
       В
последнее время в России наметилась
тенденция роста числа детей 
имеющих нарушения опорно-двигательного 
аппарата.
       У
детей с нарушением опорно-двигательного 
аппарата отмечаются нарушения личностного
развития. Нарушения формирования личности
при нарушением опорно-двигательного
аппарата связаны с действием многих факторов
(биологических, психологических, социальных).
Помимо реакции на осознание собственной
неполноценности, имеет место социальная
депривация и неправильное воспитание.
Физический недостаток существенно влияет
на социальную позицию ребенка, подростка,
на его отношение к окружающему миру, следствием
чего является искажение ведущей деятельности
и общения с окружающими. У детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата отмечаются
такие нарушения личностного развития,
как пониженная мотивация к деятельности,
страхи, связанные с передвижением и общением,
стремление к ограничению социальных
контактов. Причиной этих нарушений чаще
всего является неправильное, изнеживающее
воспитание больного ребенка и реакция
на физический дефект.
       Цель 
работы – описать развитие личности
ребенка с нарушением опорно-двигательного 
аппарата.
 

1.
Особенности развития
личности и эмоционально-волевой
сферы у детей с нарушением
опорно-двигательного
аппарата

 
       Разберемся,
что же означает понятие личность. В психологии
существует множество определений этого
понятия. Например Р.С. Немов давал такое
определение: «Личность – это человек,
взятый в системе таких его психологических
характеристик, которые социально обусловлены,
проявляются в общественных по природе
связях и отношениях, являются устойчивыми,
определяют нравственные поступки человека,
имеющие существенное значение для него
самого и окружающих1. Другое определение
используется для медицинских целей (психотерапия,
психологическая коррекция, психологическая
диагностика). В нашей стране широко используется
понимание личности с позиций «психологии
отношений <…> Личность определяется
как система, совокупность, «ансамбль»
отношений к окружающему, прежде всего
социальному и самому себе2.
       Психологические
механизмы формирования личности едины 
как для нормально развивающегося
ребенка, так и для ребенка 
с особыми потребностями, но разные
условия этого формирования приводят
к появлению специфических особенностей
развития личности такого ребенка.
       Среди
механизмов патологического формирования
личности у лиц с физическими 
нарушениями ведущая роль принадлежит 
реакции личности, на осознание дефекта3.
Так же нужно учесть такие факторы как
ранняя социальная деривация, т.е. изоляция
от сверстников (возникающая вследствие
постоянных госпитализаций), а так же своеобразное
отношение взрослых к такому ребенку.
«Все это обусловливает незрелость эмоционально-волевой
сферы, эгоцентризм, повышенную внушаемость…4.
       При
нормальном интеллектуальном развитии
дети часто неуверенны в себе, не
несамостоятельны. Личностная незрелость
проявляется в наивности суждений,
слабой ориентированности в бытовых 
вопросах жизни. У детей и подростков
легко формируются иждивенческие установки.
       Нарушение
личности при нарушении опорно-двигательного
аппарата чаще всего встречаются по типу
психического инфантилизма. Что же подразумевает
под собой понятие инфантилизм и психический
инфантилизм?
       Инфантилизм
(от лат. Ifantilis – детский, младенческий)
– патологическое состояние, характеризующееся
задержкой физического и психического
развития, с сохранением у взрослых черт
характера, присущих детскому и подростковому
возрасту. Психический инфантилизм, или
психическая незрелость характеризуется
наличием присущих детям особенностей
суждения и поведения, повышенной внушаемостью,
эмоциональной неустойчивостью, зависимостью
от родителей и т.д..5.
       Одним
из условий развития психического инфантилизма
является неправильное воспитание (основным
стилем семейного воспитания детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата является
гиперпротекция), ограничение деятельности
и общения.
       Выделено
3 варианта осложненного психического
инфантилизма у детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата6:
       1.Невропатический 
вариант осложненного психического 
инфантилизма: Он представляет собой 
сочетание психического инфантилизма 
с проявлениями невропатии, при 
котором дети с нарушением опорно-двигательного
аппарата отличаются сочетанием несамостоятельности,
повышенной внушаемостью с тормозимостью,
неуверенностью в своих силах. В школе
у многих из них отмечаются случаи проявления
повышенной робости, застенчивости, трусливости,
отсутствие инициативы, низкий уровень
мотивации (иногда при завышенной самооценке).
       При
невропатическом варианте психического
инфантилизма, у детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата преобладают
реакции пассивного протеста. Они проявляются
в отказе: от еды, устного общения, в уходах
из дома или школы. Иногда они (нарушения)
проявляются в виде: рвоты, энуреза, энкопреза.
       Наиболее 
частым проявлением пассивного протеста
детей с церебральным параличом 
может быть отказ от выполнения тех 
или иных требований учителя и 
воспитателя. Так же важно знать 
что, одним из проявлений пассивного
протеста может стать суицидальное поведение
(которое может проявляться, как только
в мыслях, так и в совершении суицидальных
попыток), это поведение заранее не обдумывается,
возникает внезапно, импульсивно, по механизму
«короткого замыкания», и возникает в
основном в пубертатном, и препубертатном
возрасте.
       Так
же у детей с невропатическим 
вариантом психического инфантилизма
может встречаться реакция отказа.
Она проявляется в пассивности 
ребенка, в отказе от обычных желаний 
и стремлений, нередко в отсутствии
стремления к контакту с окружающими.
Подобная реакция может возникать в ответ
на ситуацию фрустрации7.
       2.Цереброастенический 
вариант осложненного инфантилизма:
       Поведение
данных школьников отличается повышенной
раздражительностью, несдержанностью.
Для этих школьников характерна склонность
к конфликтам, сочетающаяся с чрезмерной
психической утомляемостью, непереносимостью
психического напряжения. У них наблюдаются
неустойчивость настроения, иногда с оттенком
недовольства, раздражения.
       У
этих детей часто отмечают неправильные
взаимоотношения с коллективом сверстников,
что неблагоприятно сказывается на развитии
личности в будущем.
       3.
Органический инфантилизм8:
       Органический 
инфантилизм обусловлен ранним поражением
ЦНС. Он проявляется в виде инертности,
тугоподвижности мышления, при наличии
низкого уровня обобщения. Эти дети, часто
бывают двигательно расторможены, благодушны,
у них грубо нарушена целенаправленная
деятельность, снижен уровень критичности
по отношению к себе.
       Кроме
того, я хотел бы отметить, что отрицательное
воздействие на формирование личности,
так же оказывает нарушение коммуникативных
функций, а именно:
       1.Связанных 
с нарушением движений;
       2.Связанных 
с повреждением мозга;
       3.
Из за длительной госпитализации;
       4.
Из-за социально-эмоциональных проблем;
       5.В 
связи с физическими особенностями.
       Теперь 
нужно разобраться с эмоционально-волевыми
нарушениями при нарушением опорно-двигательного
аппарата.
       Что
же такое эмоции? «Эмоции (от лат. Emoveo,
emotum – возбуждать, волновать) – реакции 
в виде субъективно окрашенных переживаний
индивида, отражающих значимость для него
воздействующего раздражителя или результата
собственного действия (удовольствие,
неудовольствие)».9 Проще говоря
эмоции это субъективное отражение, объективной
реальности. Теперь разберемся с определением
воли.
       Воля 
– это целенаправленное управление
человеком своей деятельностью.
       Первое 
что я хотел бы отметить, так 
это, то что при нарушениях опорно-двигательного
аппарата, независимо от степени двигательных
нарушений встречаются нарушения эмоционально-волевой
сферы.
       Какие
же эмоционально-волевые нарушения 
встречаются при нарушении опорно-двигательного
аппарата? У одних детей наблюдается беспокойство,
суетливость, расторможенность, а у других,
напротив, – вялость, пассивность, безынициативность
и двигательная заторможенность.
       Многие 
дети отличаются обидчивостью. Для 
большинства детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата характерно
наличие страхов. Известно, что страх у
ребенка, возникает когда он сталкивается
с незнакомым явлением. Отсюда мы можем
сделать вывод, что для ребенка с нарушением
опорно-двигательного аппарата, очень
важным аспектом воспитания, является
расширение его кругозора10.
       Для
предупреждения развития таких отрицательных 
черт характера, как неуверенность 
и боязливость, нужно стимулировать
развитие активности. Для этого, его нужно
научить (с учетом его двигательных возможностей)
самостоятельно есть, одеваться, привить
элементарные, бытовые навыки. Важно что
бы ребенок имел определенные (посильные
для него) обязанности, выполнение которых
значимо для окружающих. Как результат,
у него появится: уверенность в своих силах,
интерес к труду, чувство радости, что
он может быть полезен.
       У
детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата наблюдается недостаточность
нтеллектуального контроля за поведением,
высокий уровень тревожности.
 


2. Особенности
личности

 
       Особенности
формирования личности и эмоционально-волевой 
сферы у детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата могут
быть обусловлены двумя факторами11:

      биологическими
      особенностями, связанными с характером
      заболевания;
      социальными
      условиями – воздействием на ребенка семьи
      и педагогов.

       Другими
словами, на развитие и формирование
личности ребенка, с одной стороны,
существенное влияние оказывает 
его исключительное положение, связанное
с ограничением движения и речи; с другой
стороны – отношение семьи к болезни ребенка,
окружающая его атмосфера. Поэтому всегда
нужно помнить о том, что личностные особенности
детей, страдающих нарушением опорно-двигательного
аппарата, – результат тесного взаимодействия
этих двух факторов. Следует заметить,
что родители, при желании, могут смягчить
фактор социального воздействия.
       Особенности
личности ребенка с аномалиями в 
развитии, в том числе нарушением
опорно-двигательного аппарата, связана,
в первую очередь, с условиями ее формирования,
которые значительно отличаются от условий
развития нормального ребенка.
       Для
большинства детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата характерна
задержка психического развития по типу
так называемого психического инфантилизма.
Под психическим инфантилизмом понимается
незрелость эмоционально-волевой сферы
личности ребенка. Это объясняется замедленным
формированием высших структур мозга
(лобные отделы головного мозга), связанных
с волевой деятельностью. Интеллект ребенка
может соответствовать возрастным нормам,
при этом эмоциональная сфера остается
несформированной.
       При
психическом инфантилизме отмечаются
следующие особенности поведения:
в своих действиях дети руководствуются 
в первую очередь эмоцией удовольствия,
они эгоцентричны, не способны продуктивно
работать в коллективе, соотносить свои
желания с интересами окружающих, во всем
их поведении присутствует элемент «детскости».
Признаки незрелости эмоционально-волевой
сферы могут сохраняться и в старшем школьном
возрасте. Они будут проявляться в повышенном
интересе к игровой деятельности, высокой
внушаемости, неспособности к волевому
усилию над собой. Такое поведение часто
сопровождается эмоциональной нестабильностью,
двигательной расторможенностью, быстрой
утомляемостью.
       Несмотря 
на перечисленные особенности поведения,
эмоционально-волевые нарушения 
могут проявлять себя по-разному.
       В
одном случае это будет повышенная
возбудимость. Дети этого типа беспокойны,
суетливы, раздражительны, склонны 
к проявлению немотивированной агрессии.
Для них характерны резкие перепады настроения:
они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают
капризничать, кажутся усталыми и раздражительными12.
       Другую 
категорию, напротив, отличает пассивность,
безынициативность, излишняя застенчивость.
Любая ситуация выбора ставит их в тупик.
Их действиям свойственна вялость, медлительность.
Такие дети с большим трудом адаптируются
к новым условиям, тяжело идут на контакт
с незнакомыми людьми. Им свойственны
различного рода страхи (высоты, темноты
и т.д.). Эти особенности личности и поведения
гораздо чаще встречаются у детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата.
       Но 
есть ряд качеств, характерных для 
обоих типов развития. В частности,
у детей, страдающих нарушениями 
опорно-двигательного аппарата, часто
можно наблюдать расстройства сна. Их
мучают ночные кошмары, они тревожно спят,
с трудом засыпают.
и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник