Развитие личности ребенка обязанности ребенка

Развитие личности ребенка обязанности ребенка thumbnail

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Читайте также:  Развитие ребенка утробе матери картинки

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник

Дорогие родители, хочу поднять тему домашние обязанности детей! В наше современное время в гонке за успехом, когда акцент в воспитании детей ставится на их развитие, мы забываем о наипростейших навыках самообслуживания и помощи в домашних ежедневных бытовых делах. Нашим детям понадобится не только супер эффективность на работе, но и вести «домашнее хозяйство». С разделением обязанностей присваивается ответственность, появляется уважение и много другое.

Читайте также:  Фон для презентации развитие ребенка

Выкладываю «Приложение» посвященное этой теме из книги Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В. «Консультирование семьи».

Отмечу, что автор американский, не все примеры можно приложить к русской действительности. Список обязанностей больше для опоры, для сверки с реальностью. А то иногда бывает, что семилетний ребенок не делает то, что может делать уже в 3-4 года, или наоборот.

П р и л о ж е н и е.
РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ
В современном изменяющемся обществе дети должны стать партнерами для родителей и учителей. В выполнении этой нелегкой задачи может помочь многое: взаимное уважение; согласование взглядов; принятие решений сообща; совместная договоренность о целях, правилах или ограничениях; предоставление определенных прав и привилегий. Принятие на себя обязанностей может возвысить человека, как в собственных глазах, так и в восприятии других людей. По мере того как ребенок начинает понимать преимущества сотрудничества, он начинает воспринимать себя как человека, способного оказать помощь другим людям. Лучше всего, когда развитие этой стороны личности ребенка происходит эволюционным путем, то есть когда ребенок становится полезными нужным в раннем возрасте, и от него ожидают, что со временем он станет еще более самостоятельным и независимым. Основываясь на собственном опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать множество самых разных заданий, выполняя которые ребенок будет вносить свой посильный вклад в общее дело. Родители и учителя, которые понимают, что ребенка надо привлечь к выполнению каких-то обязанностей, иногда пребывают в растерянности, не зная, что им делать и чего следует ожидать. Цель излагаемого далее материала — помочь им справиться с этой задачей. Приучать ребенка к выполнению обязанностей надо постепенно. Вначале установите доверительные отношения, затем в ходе дружеской беседе взрослый и ребенок могут сообща определить то занятие, которое станет вкладом ребенка в общесемейное дело.

При распределении обязанностей взрослому следует помнить о следующих принципах:

У детей должны быть не только обязанности, но и права. Если эти права сознательно или под воздействием сиюминутного настроения нарушаются взрослым, то у ребенка это может вызвать чувство подавленности и мстительности, и он будет сопротивляться любым усилиям привлечь его к сотрудничеству.

Следует проинструктировать детей о всех видах работ, которые надо выполнить. После того как с помощью взрослых они выберут какую-то работу, нужно установить критерии ее качества и по ним уже оценивать выполненную работу вместе с детьми. Дайте ребенку возможность выбрать ту работу, которую ему хотелось бы делать. (Альтернатива ничегоне делать не рассматривается). После этого он должен следовать своему выбору или наступает логическое последствие отказа.

При невыполнении работы должно наступить логическое последствие. Заранее обсудите последствия, наступающие при невыполнении поручения.

Установите соответствующие сроки выполнения задания. У ребенка будет больше желания справиться с заданием, если он будет участвовать в принятии этих сроков. Меняйте поручения. Выполнение одного и того же задания может очень легко наскучить ребенку. Детям нравится делать новую или необычную работу.

Опирайтесь на здравый смысл при выборе количества дел, поручаемых ребенку. Если он посчитает, что его используют, то может начать ≪сидячую забастовку≫.

Помните, что вы являетесь образцом для вашего ребенка. Не ждите от него аккуратности и порядка, если сами, не способны их поддерживать.

Проверьте ваши критерии. Возможно, вы стремитесь к совершенству при уходе за вашим домом или классной комнатой, или испытываете дискомфорт при малейшем отклонении от заведенного порядка, или вы слишком озабочены тем, что могут подумать другие люди. Научитесь воспринимать дом или классную комнату просто как место для работы и общения членов семьи или класса, а не как отражение вашей персональной значимости.

Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
Положить книги и журналы на полку.
Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы
на стол.
Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.
Очистить свое место за столом.
Простые гигиенические процедуры: почистить зубы,
помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.
Самому раздеться — с некоторой помощью одеться.
Вытереть за собой следы ≪детской неожиданности≫.
Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки. 
Убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками (с некоторой помощью).
Помочь убрать бакалейные товары.
Под тщательным наблюдением помогать с покупками бакалейных товаров.
По расписанию кормить домашних животных.
Помогать прибирать в саду и во дворе.
Помогать расстилать и убирать постель.
Помогать мыть посуду или загружать посудомоечную машину (с некоторой помощью).
Протирать пыль с мебели.
Намазывать масло на хлеб.
Готовить холодные завтраки (хлопья и т. п.).
Помогать накладывать еду в тарелки на семейных обедах.
Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на кекс, залить сверху мороженое джемом и т. п.).
Делиться с друзьями игрушками (практика вежливости).
Доставать из почтового ящика почту.
Сообщать родителям, когда выходит из дома поиграть, где будет находиться.
Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых и без постоянного с их стороны внимания.
Развешивать носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке.
Помогать складывать полотенца.

Читайте также:  Технологии опирающиеся на естественные процессы развития ребенка

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку
бакалейных товаров.
Самому приготовить бутерброд или простой завтрак
и убрать за собой.
Самостоятельно наливать себе питье.
Сервировать обеденный стол.
Нарвать салата-латука.
Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты.
Расстилать и убирать постель и убирать комнату.
Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.
Чистить раковину, туалет и ванную.
Чистить зеркала, если они низко расположены.
Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу
белое белье, в другую — цветное.
Складывать чистое белье и убирать его.
Отвечать на телефонные звонки.
Помогать по уходу за двором.
Оплачивать мелкие покупки.
Помогать мыть машину. 
Помогать выносить мусор. 
Самостоятельно решать, как потратить свою часть
семейных денег, предназначенных для развлечений.
Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.
Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или
одежду, соответствующую конкретному случаю.
Пылесосить коврики.
Поливать цветы и растения.
Чистить овощи.
Готовить простую в приготовлении пищу (хот-доги, вареные яйца, тосты).
Собирать свой школьный завтрак.
Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
Вешать свою одежду в платяной шкаф.
Собирать дрова для камина, костра.
Собирать граблями листья и полоть сорняки.
Прогуливать домашних животных.
Завязывать шнурки на своей обуви.
Нести ответственность за свои мелкие раны.
Содержать в чистоте мусорный контейнер.
Помогать чистить салон автомобиля.
Приводить в порядок или чистить ящик для столовых приборов.
Накрывать (сервировать) стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс)

Смазывать велосипед и ухаживать за ним. Запирать его в соответствующем месте, когда он не используется.
Принимать телефонные сообщения и записывать их.
Мыть внутренний двор.
Быть на посылках у родителей.
Поливать лужайку.
Следить за велосипедом и иными игрушками или снаряжением, находящимся во дворе.
Мыть собаку или кошку.
Тренировать домашних животных.
Нести пакеты с продуктами.
Самостоятельно без напоминания вставать по утрам и ложиться спать вечером.
Быть вежливым, учтивым и уважительным с другими.
Самостоятельно носить в школу деньги на завтрак.
Оставлять после себя ванную в надлежащем виде, вешать чистые полотенца.
Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.
Мыть или натирать пол.
Помогать переставлять мебель; помогать планировать расстановку мебели.
Самостоятельно наполнять себе ванну.
Помогать другим (если они попросят) в работе.
Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.
Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.
Менять без напоминания грязную школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла. 
Пришивать пуговицы.
Зашивать распоровшиеся швы. 
Чистить кладовку.
Убирать за животными во дворе или в доме.
Начинать знакомиться с рецептами по приготовлению простых блюд и учиться их готовить.
Срезать цветы и готовить вазу для цветов.
Собирать фрукты с деревьев.
Разжигать костер; готовить все необходимое для приготовления пищи на костре (древесный уголь, еду).
Красить забор или полки.
Писать простые письма.
Писать благодарственные открытки.
Помогать размораживать и мыть холодильник.
Кормить ребенка. 
Купать младших сестер или братьев.
Полировать столовое серебро, медь или бронзу.
Чистить обстановку внутреннего двора.
Полировать мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.
Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.
Отмерять стиральный порошок и отбеливатель.
Покупать продукты по списку.
Самостоятельно переходить улицу.
Самостоятельно приходить на назначенные встречи (к зубному врачу, в школу и т. д., если это находится.
на расстоянии поездки велосипедом).
Печь печенье из полуфабриката в коробках.
Готовить еду на семью.
Получать свою почту и отвечать на нее.
Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.
Ходить в гости.
Планировать свой день рождения и другие вечеринки.
Быть в состоянии оказать простую первую помощь.
Мыть семейный автомобиль.
Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс).

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).
Не бояться одному оставаться дома.
Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.
Уметь ездить на городском автобусе.
Ответственно относиться к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка
(шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.
Помогать уложить спать маленьких братьев или сестер.
Чистить бассейн и близлежащую к нему территорию.
Самостоятельно выполнять свои дела.
Косить лужайку.
Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.
Чистить плиту и духовку.
Самостоятельно распределять время для учебных занятий.
Отвечать за доставку прессы.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по взаимному согласованию детей и родителей).
Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для семьи.
Иметь представление о здоровом образе жизни: есть , здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр. 
Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.
Иметь реалистические представления о возможностяхи пределах возможностей.
Последовательно выполнять принятые решения.
Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.
По возможности зарабатывать немного денег.

Источник