Развитие личности ребенка на занятиях оригами

Развитие личности ребенка на занятиях оригами thumbnail

Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Наверное, спросите вы? Ведь столько много существует захватывающих занятий и игр для детей. Зачем вспоминать игры? Что скрыто в этом экзотическом искусстве, которое равно привлекает и малышей, и профессоров лучших университетов мира?

Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуем разобраться, с какими проблемами сталкивается человек в течении всей своей жизни. Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности – вот главная проблема и для ребенка и для взрослого. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Лишь немногие по какой-то случайности пробуждают их скрытую мощь подобно Алладину, который, пытаясь почистить старую медную лампу, вызвал могущественного джина. А ведь лампа могла просто затеряться, как любая не нужная вещь, а с нею был бы похоронен и ее секрет. К сожалению, со способностями такое тоже может произойти. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться.

Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии в 16 веке, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и игра.

Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы складывания, воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.

Целями овладения техникой оригами являются:

  • развитие самостоятельной творческой деятельности,
  • развитие эстетического вкуса.

Занятие оригами интересно детям. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, летит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс.

Оригами является универсальным конструктором, потому что позволяет из любого листа бумаги создать законченную игрушку – например птицу или самолет.

Функции оригами:

1. Дисциплинируют

2. Воспитывают усидчивость

3. Способствуют формированию добрых чувств к ближним, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.

4. Позволяет проявить способности: конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные.

В плане подготовки детей к школе работа оригами формирует важные качества детей:

  • умение слушать воспитателя;
  • принимать умственную задачу и находить способ её решения;
  • происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
  • развивается самоконтроль и самооценка дошкольника;
  • происходит осознание собственных познавательных процессов.

Происходит всестороннее развитие детей 5-7 лет, их умственных, познавательных, сенсорных, интеллектуальных творческих способностей, повышение качества подготовки детей к школе.

В качестве основной формы обучения принято занятие по подгруппам, так как изготовление поделок способом оригами требует от детей точности движений пальцев рук при складывании бумаги, а от педагога индивидуальной помощи каждому ребенку.

Основными задачами оригами являются:

  • обучение детей конструированию, овладение детьми умениями и навыками работы с бумагой при создании объемных поделок в технике оригами;
  • развивать мелкую моторику, творческое воображение, художественный вкус, воспитывать трудолюбие.

Основными принципами работы с детьми являются:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • от простого к сложному;
  • наглядность;
  • систематичность, последовательность и прочность усвоения знаний, формирования интереса к занятиям, развитие умственной активности.

Достоинства оригами в развитии ребенка:

  • доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
  • абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
  • оригами не требует больших материальных затрат;
  • оригами – коллективное творчество.

В работе с детьми дошкольного возраста оригами является отличным средством развития логического и пространственного мышления, активизации творческих способностей за счет стимуляции мыслительных процессов. Кроме того, данный вид творческой деятельности способствует интеллектуальному и эстетическому развитию дошкольников.

К базовым навыкам освоения детьми техники складывания бумаги можно отнести следующие:

  • осознание основных геометрических понятий и базовых форм оригами;
  • освоение моделирования через создание изделий оригами с помощью пооперационных карт и схем.

В наши дни оригами активно развивается во всем мире, обогащаясь новыми приемами и методами.

В процессе формирования и закрепления представлений у детей о разных способах работы с бумагой активизируется воображение и фантазия, формируется умение следовать устным инструкциям педагога. Так же решаются серьезные математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды: треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируясь на листе бумаги. Развиваются логика, воображение, дети учатся творить и любить все живое. При выполнении коллективных работ расширяются коммуникативные способности детей, воспитывается интерес ко взаимодействию со сверстниками и взрослыми при обыгрывании игровых ситуаций.

Таким образом, занятия оригами для дошкольников является интересным и ценным средством развития интегративных качеств личности, подготовке к обучению в школе.

Презентация

Список используемой литературы

1. С.В.Соколова «Оригами для дошкольников». Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2007.

2. С.Ю.Афонькин и Е.Ю.Афонькина «Уроки оригами в школе и дома». Москва. «Аким», 1996.

3. С.В.Соколова «Оригами для старших дошкольников» Санкт-Петербург «Детство-пресс». 2004.

4. Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» г. Москва. Айрис-пресс, 2007.

5. С.И.Мусиенко, Г.В.Бутылкина «Оригами в детском саду» Москва «Школьная Пресса». 2005.

6. С.Ю.Афонькин, Л.В.Лежнева, В.П.Пудова «Оригами и аппликация» Кристалл. Санкт-Петербург. 2001.

7. И.А.Коротеев «Оригами для малышей» г.Москва «Просвещение» 1997.

Источник

Наталья Козырева
Оригами и его влияние на развитие ребёнка

Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Нас как педагогов ДОУ не мог не затронуть вопрос развития мелкой моторики пальцев рук, потому что в наш современный век дети, получая избыток информации, имеют большие проблемы с речевым развитием. А именно такой вид декоративно-прикладного искусства, как оригами развивает точность, координацию движений руки и пальцев, воздействуя на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

Оригами – это древнее японское искусство складывания бумаги. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, японцы первыми стали складывать из ее удивительные по красоте фигурки. Умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.

По мнению специалистов, занятие оригами способствуют выявлению и укреплению природных способностей человека к конструктивной деятельности, образному и логическому мышлению и воображению. Не случайно, что в Японии, одной из ведущих стран мира, оригами занимается буквально каждый школьник.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; развивает конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус; стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтоб сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и. т д, активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Детям с расстройством аутистического спектра довольно сложно овладеть всеми приемами этого искусства, ввиду слабой мелкой моторики. Поэтому работу следует начинать поэтапно, от самого простого к более сложному. Можно начать с такого простого приема как сминание бумаги, как только ребенок овладеет этим навыком самостоятельно можно переходить к базовым элементарным приемам таким как «книжка», то есть складывание бумаги пополам, «дверь» – складывание к середине боковые стороны, «треугольник» – складывание квадрата пополам и т. д. Для детей, которые овладели данными базовыми приемами можно переходить к такому приему как «гармошка», главной особенностью этой модели оригами является многократное повторение одних и тех же действий, это складка или сгиб.

Ребенку, особенно ребенку с нарушением интеллекта, для полноценного развития занятия творчеством необходимы как воздух. На таких занятиях идет освоение и постижение окружающего мира, красоты.

Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.

Подводя итоги,хочется полностью согласиться с высказыванием выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского:

«Истоки творческих способностей и дарований

детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской

ладошке, тем умнее ребенок».

Источник

Консультация для родителей.

Подготовила воспитатель МБДОУ

«Детский сад №34 «Крепыш»

Артемьева Альбина Олеговна

Значение оригами в развитии  детей

Дорогие взрослые! Вспомните свое детство.

Каждый из вас,  наверняка,  хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги —  кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».   

 Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и конечно, игра.

Сегодня, искусство оригами,  уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности.

Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекателен для ребенка, ведь эту игрушку он сделает сам. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии,  художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем  будут использоваться в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, друзьям.

Оригами это не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

  Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами      активизирует     мыслительные     процессы.    В      процессе конструирования    у  ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания)  со  словесными   (объяснение  приемов складывания)      и    перевод     их   значения   в   практическую      деятельность  (самостоятельное выполнение действий).
           Оригами совершенствует трудовые умения ребенка,  формирует культуру труда.   И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.         Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей, и дети начинают лучше учиться. Таким образом, занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей.  Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

         Но все-таки оригами, прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.

Литература:

 1. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка»

        2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Игрушки из бумаги»

             3. Коротеев И.А. «Оригами для малышей»

             4. Соколова С.В. «Сказки из бумаги»

        5. Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами»

Источник

Обобщение педагогического опыта

педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД «ЦДОД» «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района

Мустафиной Эльмиры Айсиновны

«Оригами – как всестороннее развитие личности ребёнка, его умственных и творческих способностей».

«Истоки творческих способностей и

дарования детей на кончиках их пальцев».

В.А.Сухомлинский.

1.Актуальность и перспективность опыта.

Каждый ребенок талантлив, нужно увидеть этот талант, развить его и приумножить. Это одна из задач, которая стоит перед учреждениями дополнительного образования, где ребенок проявляет интерес к творчеству, осознает, что он тоже может сделать своими руками красивые вещи. Как успешно развить его способности, во многом зависит от педагога. Передо мной, как педагогом дополнительного образования, встает вопрос: как организовать работу с детьми так, чтобы дать возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир творчества, проявлять и реализовывать свои способности, как сделать занятия более интересными, плодотворными. Способности у всех разные, видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия педагога. Поэтому я превращаю свои занятия в совместную творческую деятельность с обучающимися.

Работа в технике «оригами»- это доступное и увлекательное для детей занятие. За короткое время они могут научиться превращать такой доступный материал как бумага, в удивительные изделия.

Систематические занятия в творческом объединении, способствуют развитию художественного вкуса и логики, конструктивного мышления, творческого воображения, концентрации внимания, заставляют сосредоточиться на процессе изготовления и получения желаемого результата. На занятиях творческого объединения «Оригами» я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека.

Заниматься оригами с детьми необходимо с семи лет, так как возможность развития мелкой моторики ребенка напрямую связано с развитием интеллекта.  Этот вид искусства, благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти. Дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности, воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

– Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

– Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

– Оригами активизирует мыслительные процессы.

В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) с словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность  (самостоятельное выполнение действий).

– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

– Оригами успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии.

– Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психологического состояния.  

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаге. Занятия влияют на формирование самостоятельности.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.

2. Концептуальность.

При отборе дидактических единиц (“чему учить?”), с одной стороны, и при выборе целевого направления (“для чего учить?”), с другой стороны, в оригами как образовательном процессе обнаруживаем чрезвычайную концентрацию проблем.  Природа этих проблем однозначно вытекает из смысла оригами.

В оригами комплексно присутствуют:

        интеллектуально-познавательные составляющие:

  • логические и технические, развивающие техническую изобретательность;

  • эстетические и художественно-изобразительные, развивающие художественную одарённость;

        досуговые и социально адаптирующие составляющие:

        Оригами комплексно выполняет основные функции в области образования и педагогики, касающиеся категорий:

  • “учить” (“знать”, “уметь” и “владеть” или “знания”, “умения” и “навыки”);

  • “развивать” ; “воспитывать”.

        Оригами, будучи игрой, вносит в образовательный процесс немало специфического. Так обучающиеся вовлекаются в “мир оригами”, или:

  • мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, телекоммуникация);

  • мир искусства (творчество, эстетика, экология человека);

  • мир науки, техники и технологии (творчество, логика, экология природы).

  Оригами имеет возможность объединять:

  • детский и взрослый интересы,

  • детские и педагогические ценности,

  • гуманитарное и политехническое образования,

  • естественнонаучные и логические знания,

  • восточные и западные традиции культуры,

  • нравственно-идеологические и научно-технические системы взглядов.

3.Теоретическая база опыта.

Фридрих Фребель, известный немецкий педагог, именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».

В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Занятия оригами имеют большое значение в развитии умственных и творческих способностей детей.

4. Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей опыта является вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психологической комфортности воспитанника в образовательном процессе.

Путем некоторых манипуляций с бумагой дети из одной фигуры получают совсем другую, таким образом, развивается фантазия, формируется творческое воображение, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в обществе сверстников.

5. Эффективность средств.

Работу в данном направлении я веду по принципу перехода от простого к сложному.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Оригами», по которой я работаю, рассчитана на 4 года обучения, для детей от 7 до 14 лет. Работу я веду по принципу перехода от простого к сложному.

На первых занятиях я рассказываю об истории возникновения бумаги и искусства «оригами». Показываю способы приготовления квадратов нужной величины, учу складывать простые модели оригами.

К концу первого года обучения дети легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма, одностороннее оригами, умеют изготавливать минимальное оригами, знают способы гофрировки.

Чтобы детям легче было овладеть техникой складывания поделок из бумаги, я использовала разные приёмы: объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, выполнение действий с детьми с проговариванием, выполнение действий по инструкционным картам и схемам.

В ходе деятельности стремилась создавать ситуацию успеха и положительного взаимоотношения в группе, прививать настойчивость в достижении цели, путём вовлечения воспитанников в мероприятия и праздники. Каждый ребенок должен знать, что если ему многое пока не удается и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому я постоянно поддерживаю каждого ребенка в различных ситуациях и помогаю ему поверить в свои силы.

Ребенок в школе чрезмерно загружен, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить, и развивать творческое воображение.

 Занятия  расширяют представление о технологии, используя метапредметную связь с предметами художественно – эстетического цикла, введению дополнительных методов и приёмов : выполнение действий по инструкционным картам и схемам . Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у обучающихся пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь легко и радостно включиться в процесс обучения.

Во второй год обучения, опираясь на полученный ранее опыт детей и их интерес к технике оригами, работу провожу более углублённо.

На занятиях творческого объединения «Оригами» дети осваивают способы конструирования поделок, основанные на умении складывать квадрат в разных направлениях, подравнивая противоположные стороны и углы; приемы складывания на основе нескольких базовых форм: треугольник, двойной треугольник, конверт, воздушный змей.

К концу второго года обучения я постепенно перехожу к модульному оригами, которая интересна тем, что из нескольких одинаковых заготовок в процессе дальнейшего их соединения получается единая поделка. При этом ребенок проявляет волевые усилия и развивает мелкую моторику пальцев. Детей очень захватывает этот вид оригами, они с удовольствием изготавливают поделки в этой технике, любят дарить в подарок своим родителям, друзьям, учителям, участвовать в конкурсах разного уровня: Международных («Подводный мир»), всероссийских («Зеленая планета»), республиканских («Защитим лес», «Конкурс по пожарной безопасности» и т.д.), муниципальных («Вторая жизнь отходов», «Дорога безопасности», «Конкурс на знание государственной символики», многочисленных учрежденческих и интернет конкурсах. Поделки из бумаги мы использовали для украшения и оформления кабинета.

В третий и четвертый годы обучения я продолжаю обучать детей новым базовым формам оригами, учу и дальше осваивать модульное оригами, работать со схемами.

Постепенность усложнения занятий, взаимодействие и доброжелательное отношение в коллективе вырабатывает устойчивый интерес обучающихся к занятиям. Дети с удовольствием занимаются оригами. Такое увлечение, на мой взгляд, в большей степени связано с самой сущностью оригами, где сходятся разнородные психо-физиологические механизмы: движение и воображение (логическое и пространственное), размышление и воображение, интерес быстрого достижения цели. Если ребёнок утомляется, он тут же переключается на другую составляющую деятельности: от складывания переходит к игре с готовой поделкой, рисует последовательность складывания, читает схемы, составляет готовые оригами в панно. Такая смена внимания предупреждает умственные переутомления детей при насыщенной, согласованной и разнообразной работе мысли и рук. За время работы каждый педагог находится в постоянном творческом поиске, сочетая традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания и умения моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, (создание презентаций к занятиям, работа с ресурсами интернета), здоровьесберегающие (физкультминутки), игровые.

6. Анализ результативности.

Из опыта работы видно, что у детей возрос интерес к оригами. Дети приобрели опыт эстетического восприятия, повысился уровень художественных способностей. Стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, которые участвуя в Международных, Всероссийских, республиканских, муниципальных, учрежденческих конкурсах и занимают призовые места: Кулагина Полина – Лауреат Международного фестиваля «Звезды нового века»; Федотова Арина – Лауреат Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета»; Русскина Алёна– диплом победителя – 3 место Всероссийский творческий конкурс «Арт-талант»; Ковайкин Влад,– диплом победителя – 2 место Всероссийский творческий конкурс «Арт-талант» ; Куликов Сергей – диплом за активное участие в Республиканском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности; Моисеева Дарья- муниципальный конкурс «Вторая жизнь отходов» – Победитель в номинации «Модель одежды»; Местюкова Ангелина- муниципальный конкурс «Вторая жизнь отходов – 2 место; Кулагина Полина- муниципальный конкурс на знание государственной символики Российский федерации – победитель в номинации «Оригами» и т.д.

7.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Чтобы  результат моей работы был еще более эффективным, необходимо продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию самостоятельности, всестороннему развитию личности ребёнка, его умственным и творческим способностям.

8.Адресные рекомендации по использованию опыта

Свой материал я разместила на сайте:

https://nsportal.ru/mustafina-elmira-aysinovna-0

https://www.schoolrm.ru/schools_ruz/uniterruz/

9.Наглядное приложение.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ:

«Японский журавлик»

Подготовила и провела

Мустафина Эльмира Айсиновна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района

Рузаевка 2015 г.

Конспект открытого занятия

Цель и задачи занятия:

развивать пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские cпособности;

обучение различным приемам работы с бумагой;

развитие мелкой моторики рук и глазомера;

расширение коммуникативных способностей детей;

расширение кругозора детей.

Оборудование для работы детей:

Бумага (белого, желтого или оранжевого цвета), ножницы.

Оборудование для педагога:

Слайдовая презентация, компьютер, проектор, экран, образцы базовых форм «квадрат» и «птица», готовая работа «Журавлик».

Продолжительность занятия: 45мин.

I Оргмомент.Техника безопасности.

II Актуализация знаний.

Древняя японская легенда рассказывает, что «если сложить из бумаги тысячу журавликов, исполнится желание. Некоторые люди так и делают – покупают специальные наборы квадратиков бумаги и часами делают птичек. Неужели действительно их желания исполняются? Секрет древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не себе, а подарить их окружающим и получить в ответ тысячу улыбок. Тогда появятся новые друзья, а с их помощью действительно и желания часто исполняются!”

III Рассказ о японском журавлике.

Японский журавлик

В двух наиболее древних японских книгах, посвященных оригами, рассказывается, как складывать из бумаги фигурку журавлика (Цуру). Птица с длинной шеей считалась в Китае и Японии символом удачи и долгой жизни. В 1797 году в Киото была издана книга “Сембацуру ориката” – складывание тысячи журавлей. В ней приводились различные варианты складывания пар и гирлянд журавлей из одного квадрата бумаги.

Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение.

Японская девочка Садако Сасаки (7 января 1943 — 25 октября 1955), облученная  при  атомной бомбардировке Хиросимы 6 августа 1945 года, молилась о мире на земле. Ее дом находился в миле от взрыва, тем не менее внешне она и дальше росла здоровым ребенком. Признаки болезни появились через несколько лет, девочке поставили диагноз – лейкемия, положили в больницу. По прогнозам врачей, жить ей оставалось не более года.

Ее лучший друг Чизуко Хамамото принес ей листок золотистой бумаги и свернул из нее журавля, напомнив японское поверье о том, что желание человека, сложившего тысячу бумажных журавликов, исполнится.

Мечтая выздороветь, в больнице Садако один за другим складывала бумажных журавликов из любой бумаги, которую ей удавалось найти, и просила о мире на всей планете.

По легенде, для исполнения желания надо было свернуть тысячу фигурок. Врач сказал девочке, что сделав тысячную, она поправится. Садако успела сделать 644 журавлика…

5 мая 1958 года в Парке Мира в Хиросиме был установлен памятник детям, погибшим в результате атомной бомбардировки. Этот памятник (Детский мемориал Мира) увенчан статуей Садако.

Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию ее памятника все новые и новые фигурки.

В советских пионерлагерях 1980-х и позже была популярна Песня «Бумажный журавлик».

Существовали разные варианты этой песни. Давайте прослушаем песню в исполнении известной советской певицы Розы Рымбаевой.

IV Практическая работа.

Классические фигурки оригами делаются из квадратного листа бумаги размером 15 см x 15 см, без надрезов и клея. Ранее мы уже сложили базовые формы “квадрат” и “птица”. Из базовой формы “птица” и делается непосредственно ЖУРАВЛИК.

V Динамическая пауза.

VI Подведение итогов занятия.

Демонстрация готовых работ.

– По легенде, журавлика надо подарить, чтобы сбылось ваше желание.

– Можно сделать журавлика, машущего крыльями.

 Если захотите, то на следующем занятии можно сделать другого бумажного журавлика.

Информационные источники:

– С. Ю. Афонькин и Е. Ю. Афонькина “Уроки оригами в школе и дома” (Москва, “Аким”, 1998)

– http:origami1.htm

– http:muzofon.com

Источник