Развитие личности ребенка на уроке

Развитие личности ребенка на уроке thumbnail

Развитие личности ребенка

Современная жизнь ставит перед школой новые сложные задачи – поиск эффективных средств воспитания молодого поколения, которому предстоит действовать в условиях демократического, самоуправляющего и динамичного общества. Все это требует высокого уровня  развития личности ребенка. Социальная среда, в которой растет большое количество детей, неблагоприятна. Родители, заботясь о «хлебе насущном», забывают о воспитании детей, о развитии личности ребенка.

    Вот почему перед современной школой остро встал вопрос воспитания.

    О воспитательном процессе пишут и говорят десятки столетий. Единства взглядов в определении процесса воспитания нет.

Наиболее важными в воспитательной деятельности считаю идеи:

– личностного подхода;

– индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания;

– всестороннего развития личности через компетентностный подход в воспитании и обучении.

     Воспитание представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания есть саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация. Развиваются не только воспитанники, но и воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками. 

Изучая специальную литературу, я выбрала за основу обобщенный опыт кандидата педагогических наук Сергеевой В.П.

    Для воспитательного процесса необходимо создание развивающего климата в детском коллективе.

    Вот некоторые признаки поведения классного руководителя, создающего развивающий климат:

  1. Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то «поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Разумеется, такт необходим, вседозволенность может принести только вред.
  2. Понимание, способность «войти в положение» другого. Это вовсе не означает одобрение любого поступка. Но безучастность, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывает подозрительность и недоверие.
  3. Гласность.
  4. Не оценивание личности, а анализ фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить учащемуся последствия его поступка для других и для него лично, чем просто навесить ярлык.
  5. Не приказ, а ориентация на проблему.
  6. Отсутствие категоричности; скорее предложение, чем директива. Излишняя строгость усложняет, вызывает недовольство, обрывает обратную связь руководителя с детьми.

   Центральным звеном деятельности классного руководителя является изучение личности школьника.

   Учеными были проанализированы и систематизированы качества личности, которых во всех справочниках, энциклопедиях и словарях насчитывается 1842. Нравственных качеств, положительных и отрицательных, оказалось 181. Все положительные качества в конечном счете входят в четыре главных (интегративных) качества: коллективизм, гуманность, трудолюбие и честность.  

Интегративные качества личности.

Интегративные

качества

Нравствен –

ность

Интеллект

Чувства

Воля

Их синтезированное

проявление

Базисные

Коллек –

тивизм

Сообра –

зительность

Опти-

мизм

Самостоятельность

Общественная

направленность

Ценностно – ориентационные

Честность

Объекти –

вность

Совест-

ливость

Требовательность к себе

Мужество

Практические

Трудолюбие

Любозна –

тельность

Воспри-

имчивость

Активность

Активная жизненная

позиция

Характеро – логические

Гуманность

Эрудиро-

ванность

Вдохно-

вение

Решитель-ность

Своеобразие личности

Критериальные

Принци –

пиальность

Идейная

убеждённость

Нетерпи-

мость

 к злу

Целеустрем-ленность

Воля, устремленная

на общечеловеческие

интересы

   Проанализировав интегративные качества, я увидела, что все они связываются воедино как составные части, компоненты целостной структуры личности. Этим определяется ведущее направление воспитания.

   Основным объектом педагогической диагностики является направленность личности в сочетании с интегративными ее качествами и восприимчивостью к воспитательным влияниям. Каждый ребенок имеет отличительные особенности, поэтому надо изучать то, что присуще только ему одному. На этой основе я и веду индивидуальную работу. Кроме индивидуальных качеств, изучаю общее в ребенке, это помогает определить  его направленность. Знать направленность – значит знать самое главное в ребенке, предвидеть его реакцию на воспитание, предсказать его поведение в создаваемой педагогической ситуации, найти пути перехода от воспитания к самовоспитанию.

    Важно изучать в ребенке типичные проявления: обучаемость,  самосознание и опыт.

    Программу изучения личности школьника можно представить в виде схемы.

Модель изучения личности школьника.

1.Общее, что характерно для всех

Интегративные

личностные

качества

Направленность

личности

Восприимчивость

к воспитанию

Личностный

подход в

воспитании

2.Типичное, что характерно для групп и для возраста.

Обучаемость

Опыт поведения и деятельности

Уровень самосознания

Дифференциальный подход в воспитании

3. Своеобразное, индивидуальное

Сочетание интегративных качеств

Задатки, дарования, способности, сильные стороны характера

Само-

управление

Отношение

к себе

Индивидуальный подход в обучении и воспитании

    Выявляю уровень направленности разными способами.

    – Метод независимых характеристик.

    – Использование ситуации выбора, где надо отдать предпочтение личным или общественным делам.

    – Использование наблюдений за ходом спортивных игр.

    – Отчеты о выполнении общественных поручений.

   Восприимчивость к воспитанию определяю по следующим показателям:

высокая  – школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним  во

                  всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требо-

                  вания старших;

средняя –  школьник выборочно реагирует на педагогические требования и

                  воздействия, болезненно воспринимает замечания в свой адрес,

                  поддерживает педагога в той области, где совпадают общие и

                  личные интересы;

низкая  –   учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые

                  педагогические требования, стремится уйти из поля педагогичес-

                  кого контроля, не помогает учителю;

невосприимчивость, трудновоспитуемость – сопротивление положительным

Читайте также:  Застенчивый ребенок как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие

                  воздействиям и требованиям, противоборство с учителями,

                  стремление помешать педагогам выполнять их работу (срыв

                  уроков, нарушение дисциплины, грубость).

Данная диаграмма показывает изменение восприимчивости к воспитанию за два года.

Диагностика воспитанности

  Диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.

  Через диагностику я устанавливаю, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.

  Я обратила внимание на то, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. Существует три типа диагностики в работе классного руководителя: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).

  Методы, используемые мной в начальной диагностике.

  1. Опрос. С помощью опроса выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношение к сверстникам, окружающему миру и себе.

Вопросы диагностирующие ценностную ориентацию учеников 1-4 классов.

  1. Что тебе нравится в школе? Что не нравится?
  2. Кто побуждает тебя учится лучше? (Мама, папа, бабушка и дедушка, сам хочу учиться.)
  3. Какое время дня для тебя приятнее? (Утро, день, вечер.)
  4. Какие часы дня тебе приятнее всего проводить?
  5. По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?
  6. Где лучше –  в детском саду или в школе?
  1. Наблюдение – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не единственный источник изучения качеств ребенка, т.к. является односторонним и субъективным. Поэтому стараюсь учитывать наблюдения родителей, других учителей.
  2. Беседа. Необходимо прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, воспитателей, сверстников) находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности.
  3. Анкетирование позволяет выяснить не только мнения детей по различным вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения.

Учитывая результаты начальной диагностики, я ставлю  перед собой цели и задачи воспитательной работы.

   Текущую диагностику провожу в самом процессе организации ученического коллектива. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает мне корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Планируя воспитательную работу, не всегда можно предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств индивидуального воздействия.

   Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

   Проводя текущую диагностику, использую игру-ситуацию.

Игра «Почему я тебя выбрал?»

На классной доске записываю все учебные предметы. Затем предлагаю детям поставить знак напротив того предмета, который им нравится. Прошу объяснить их выбор.

    Полученная информация помогает мне скорректировать свою педагогическую деятельность.

     Тема игры может быть разной.

    Обобщающая диагностика проводится мною, в конце каждого учебного года. Процедура оценивания воспитанности состоит из двух этапов.

    Первый этап состоит в анкетировании родителей учащихся.

  1. Какие положительные качества характерны для вашего сына (дочери)?
  2. Какие отрицательные качества вы заметили?
  3. Какие качества личности вы стараетесь воспитать у вашего ребенка, и насколько это вам удается выполнить?
  4. Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?
  5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствие, защиту?
  6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?

         Второй этап – перечисление учащимися своих хороших качеств на одной половине листа, а плохих – на другой.

    Полученные результаты я сопоставляю с результатами психодиагностических обследований. Полученные данные заношу в общую диагностическую карту (Таблица 3). Результаты довожу до сведения родителей, будущих учителей и детей. При этом каждому ученику указывается на недостатки, от которых предстоит избавиться.

    Процесс оценки воспитанности ученика – это весьма эффективное средство для стимулирования самопознания, самовоспитанности, саморазвития, с ее помощью формируется адекватная личностная оценка.

 Подводя итог, нужно сказать, что изучая и развивая личность ребенка, следует знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей. Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Различные компоненты воспитания – это пути педагогического воздействия на формирующуюся личность. Но дадут ли они в совокупности всесторонне развитую личность – это еще не доказано хотя бы потому, что реально нет людей, имеющих одинаковое или равноценное умственное, эстетическое, нравственное, физическое и трудовое развитие. Способности у всех различны, кто-то будет интенсивнее развиваться в эстетическом, кто-то в интеллектуальном, кто-то в физическом отношении. Диагностическая работа помогает мне определять и развивать лучшие качества моих детей, находить и пытаться избавится от отрицательных. Я пытаюсь научить их жить в коллективе, уважая друг друга, иметь активную жизненную позицию, быть требовательными к себе. Все это помогает детям при переходе в среднее звено школы, а затем и во взрослую жизнь.

Литература:

1.В.П.Сергеева. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. «Педагогическое общество России». М.2004.

2.Новые педагогические технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. «Академия». М.1999.

3.В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. Педагогика. «Школа-пресс» М.2000.

4.Г.Ю.Ксенозова. Перспективные школьные технологии. «Педагогическое общество России» М.2000.

Источник

Создание психологического комфорта является
одной из наиболее важных и сложных задач в работе
педагога с детьми. Комфорт выступает
своеобразным условием, обеспечивающим развитие
личности: на его фоне ребенок либо раскрывается,
проявляет свои дарования, активно
взаимодействует с педагогом и другими членами
группы, либо, напротив, становится пассивным,
замкнутым, отстраненным.

Читайте также:  Направление развитие ребенка природа и человек

Психологический комфорт — качественная
сторона межличностных отношений, совокупность
психологических условий, способствующих или
препятствующих продуктивной совместной
деятельности и всестороннему развитию личности.
Благоприятный психологический климат
характеризуется атмосферой раскрепощенности,
взаимного уважения, дружелюбия, деликатности,
создает комфорт и условия для работы, раскрывает
потенциальные возможности личности.
Неблагоприятный климат препятствует
личностному развитию, ввергая человека в
состояние незащищенности, нервозности, боязни и
отчаяния.

Климат в группе складывается из совокупности
социально-психологических отношений ее
участников, их социальных ролей, симпатий и
антипатий, ценностных ориентации, умения
сопрягать личные интересы с интересами других ее
членов. Общей характеристикой психологического
климата является духовная атмосфера,
обеспечивающая сопричастность всех участников.

Социально-психологическая атмосфера в школе
предполагает гуманные взаимоотношения между
всеми ее членами (включая не только педагогов и
детей, но и весь технический персонал), научный
уровень мышления, ориентированный на вскрытие
сути как поиск Истины, культурную, эстетически
оформленную организацию труда в соответствии с
принципом Красоты и защищенное положение
взрослых и детей как привнесение Добра в
образовательное учреждение.

Посредством атмосферы осуществляется влияние
на климат, его создание и поддержание. Всякий раз
педагога при встрече с учениками должна заботить
атмосфера, царящая в их взаимоотношениях.
Изменяя обстоятельства и условия встречи,
первоначально воспринимаемые как
неблагоприятные, педагог изменяет атмосферу, а,
следовательно, и влияет на улучшение и
закрепление в группе благоприятного климата.
Психологический климат всегда зависит от
созданной в данное время атмосферы. Анализ
отношений, выявляющий характер климата,
проводится педагогом в нескольких направлениях.
Прежде всего — это отношение к человеку как
наивысшей ценности. Заботой о человеке должны
быть пронизаны все сферы школьной жизни.

Еще один показатель, определяющий климат, —
отношение к событию, протекающему в данный
момент. Одно и то же событие в группах с разным
психологическим климатом сопровождается
различным психологическим эффектом: так, скажем,
неудачный ответ одного ученика при
неблагоприятном климате в классе вызывает
насмешку или безразличие со стороны других
учеников, но та же самая ситуация в классе с
благоприятным климатом рождает совершенно иной
отклик — сочувствие, огорчение, стремление
помочь.

Наличие благоприятного климата в группе
обеспечивает ребенку не только защищенность и
психологический комфорт, но и возможность
продуктивной работы и творчества, поэтому
педагогу следует шире использовать
разнообразные средства, влияющие на создание
творческой атмосферы и благоприятного климата.
Одним из таких средств является музыка, которая
подбирается специально для различных видов
деятельности и этапов учебных занятий. Так,
например, учительница русского языка и
литературы может использовать фрагменты
классических произведений на своих уроках.

К средствам влияния на психологический климат
относятся демонстрация доброжелательности,
знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка,
разнообразные занимательные формы работы на
уроке и во внеурочное время, элементы природы,
речевые, пластические и мимические средства.

Технологически влияние на климат
обеспечивается совокупностью следующих
операций:

Установление личных контактов: Эти контакты
должны выстраиваться не только между
преподавателем и детьми, но и между самими
детьми. Преподаватель называет по имени каждого
ученика (в случае, когда невозможно запомнить
имена всех учащихся, используются визитки),
проявляет интерес, произносит комплименты и
выражает надежду на успешность работы,
демонстрирует симпатию и расположенность.

Подбадривающее, одобрительное отношение во
время работы оценочной доминантой педагога, во
время совместной работы с детьми становится
поощрение в их адрес. Оно относится и к
деятельности, и к внешним, и к внутренним
достоинствам учеников.

Формы обращения учителя к ученикам

1) Деловая форма обращения (приглашение
к деловым отношениям): “Займемся, ребята, делом,
общим для всех и очень нужным для каждого, а
сначала договоримся, как будем работать,
хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.

2) Личностно-доверительное обращение:
“Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это
вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во
многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь
мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма
обращения полезна в общении с подростками и
старшими школьниками, когда у них выражена
потребность сотрудничать с взрослыми на равных,
а при таком обращении подчеркивается их
взрослость, так как к ним обращаются за помощью.

3) Эмоционально-личностное обращение: “У
меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали
к шестому уроку – побережем друг друга” или “я
знаю у вас сегодня была контрольная по
математике, как справились, трудная?.. Тогда на
уроке займемся интересным делом, спрашивать вас
не буду.”Таким путем устанавливается взаимное
понимание, бережное отношение друг к другу, а
ученики постигают разные формы обращения к
другому человеку. Главное здесь – зафиксировать
общие переживания всего класса и показать, что
присоединяешься к ним. То же возможно и по
отношению к отдельному ученику.

Этическое благородное поведение или позиция
сотрудничества, заключающееся в бескорыстной
помощи, открытости и радости за другого.
Посредством этой операции в группу привносятся
высоконравственные отношения взаимопомощи,
взаимовыручки, самопожертвования ради товарища.

Данная позиция во взаимодействии с учениками
характеризуется эмоционально-личностным стилем
отношений. В основе таких отношений лежит
хорошее знание личности каждого ученика,
терпимость к их неудачам в усвоении учебного
предмета и поведению. При таком стиле
взаимоотношений ученик верит, что учитель готов
ему помочь и если накажет, то справедливо.
Учитель постоянно проявляет интерес к ребенку,
его возрастным и индивидуальным особенностям, он
видит в ребенке развивающуюся личность со всеми
ее противоречиями и сложностями семейной
обстановки, поступками, взаимоотношениями со
сверстниками и учителями.

Предупреждение возможных неудач в процессе и
результате работы. Таким образом, удается снять
страх предстоящей деятельности и направить
внимание детей к наиболее важным и значимым
этапам организуемого дела.

Читайте также:  Уровень развития ребенка полутора лет

Применение аудиовизуального художественного
ряда, создаваемого использованием музыкальных
фрагментов и демонстрацией слайдов. Это
благоприятно влияет на самочувствие детей,
раскрепощает и возвышает их. Испытываемый в это
время комфорт снимает тревожность, рождает
уверенность и высвечивает личностные
достоинства.

Привнесение элемента новизны за счет
использования разнообразных средств. Новизна
отвлекает от трудностей, разрушая прежние
укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения
к делу и людям, захватывает своей необычностью,
увлекает и снимает психологические зажимы,
способствует творческому проявлению каждого
ребенка.

Большое значение для создания и поддержания
психологического комфорта имеют традиции. Они
устанавливают и закрепляют определенный порядок
поведения и отношения, который поддерживается,
сохраняется и передается (воспроизводится) в
рамках школы или одного класса. Через традицию
педагог опосредованно влияет на формирование
идей, взглядов, вкусов, образа действий

Как делать замечания, чтобы на них реагировали
дети?

Технология “Словарь принца”
(социальная психология)

Замечание необходимо строить следующим
образом:

1. Необзывательное, неосуждающее описывание
того, что неприемлемо для педагога, говорится о
том, что является результатом поведения ученика,
только описание фактов и ничего более.

Пример:

– Когда я вижу бумажки, лежащие на полу…

– Когда вы рисуете на парте…

– Когда я не могу найти журнал, который лежал на
столе…

– Когда меня перебивают во время объяснения…

Но, здесь не должно быть описания личного
отношения к фактам, таких как:

– Когда я вижу, что вы настолько ленивы, что
оставили мусор на партах…

– Когда вы скачете по классу, как дикие звери…

2.Описывается эффект, который является
результатом неприемлемого поведения школьника,
ребенок должен понять, прочувствовать. Что его
действия создают проблему для учителя.

Важно, здесь то, что большей части детей
необходимо удовлетворить потребность в
признании и принятии, и учитель, как значимый
взрослый играет здесь важную роль. Именно
потребность в признании и принятии мотивируют
школьников на изменение поведения.

Пример:

– Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1
часть, безоценочное описание ситуации),
возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть,
значимый эффект)…

– Когда вы не складываете учебные пособия
обратно в шкаф (1 часть, безоценочное описание
ситуации), я трачу много времени на уборку (2
часть, значимый эффект)…

3.Сообщение ученику о тех эмоциях и
чувствах, которые испытывает учитель в
результате того эффекта.

Пример:

– Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1
часть, безоценочное описание ситуации),
возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть,
значимый эффект), и я боюсь, что могу простудиться
(3 часть, чувства).

– Когда ты высовываешь ноги из-под парты (1 часть,
безоценочное описание ситуации), я могу
столкнуться о них (2 часть, значимый эффект), и я
боюсь упасть и разбиться (3 часть, чувства).

Это важная последовательность, но не следует
относится к ней, как к святыне. Возможно, и
опускание какой-либо части трехчастного
замечания. Общее правило здесь таково:
желательно сообщить о неприемлемой ситуации и
чувствах.

Когда учитель начинает применять данные
замечания, школьник с удивлением открывает для
себя, что учитель – не говорящая машина с
разговорами, а настоящий человек, потому что он
показывает свои чувства, сперва самому себе, а
потом окружающим
.

Чтобы научится пользоваться данной
технологией, нужна тренировка. Попробуйте
представлять ситуации на уроке или перемене,
выводящую вас из равновесия и построить
замечание по данной схеме.

Однако психологическая комфортность
необходима не только для развития ребенка и
усвоения им знаний. От этого зависит физическое
состояние детей. Адаптация к конкретным
условиям, к конкретной образовательной и
социальной среде, создание атмосферы
доброжелательности позволяет снять
напряженность и неврозы, разрушающие здоровье
детей.

Ниже представлены рекомендации по созданию
психологического комфорта К. Роджерса и
Д.Карнеги.

Создание атмосферы психологической
поддержки в классе (психолог-гуманист Карл
Роджерс):

1) С самого начала и на всем протяжении учебного
процесса учитель должен демонстрировать детям
свое полное к ним доверие.

2) Он должен помогать учащимся в формулировании
и уточнении целей и задач, стоящих как перед
группами, так и перед каждым учащимся в
отдельности.

3) Он должен всегда исходить из того, что у
учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4) Он должен выступать для учащихся как источник
разнообразного опыта, к которому всегда можно
обратиться за помощью, столкнувшись с
трудностями в решении той или иной задачи.

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для
каждого ученика.

6) Он должен развивать в себе способность
чувствовать эмоциональный настрой группы и
принимать его.

7) Он должен быть активным участником
группового взаимодействия.

8) Он должен открыто выражать группе свои
чувства.

9) Он должен стремится к достижению эмпатии,
позволяющей понимать чувства и переживания
каждого школьника.

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Технология, приемы общения (Д. Карнеги):

1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее
получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени
является самым важным звуком в человеческой
речи. Как можно чаще обращайтесь к другому
человеку по имени.

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в
других.

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры
на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами,
помнить их в течении всей жизни.

5) Желание понимать другого человека порождает
сотрудничество.

Источник