Развитие личности ребенка на уроках труда
Значение уроков технологии в формировании гармонично развитой личности ребенка
Абакарова О.Л.
«У человека должна быть единственная специальность – он должен быть большим человеком, настоящим человеком»
А. Макаренко
Творчество – высшая форма человеческой деятельности, явление сложное, комплексное. Вне деятельности не может быть истинного творчества. Только в процессе труда при изготовлении различных изделий у школьников вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как лучше её выполнить, способность доводить начатое дело до конца.
События, происходящие на наших глазах, предъявляют общеобразовательной школе большие требования: нужно дать учащимся полноценные знания, формировать у них способность самостоятельно, творчески мыслить, вырабатывать свой взгляд . Повысить интерес к предмету, увлечь учащихся, привлечь их внимание к созидательной деятельности -такова задача современного учителя. Каждый ученик должен получить посильное развитие, достичь максимально возможного уровня. Для этого со стороны учителя требуется ясное, научное, доступное изложение материала и активизация познавательной деятельности учащихся. Без самостоятельного труда ни в одном предмете, а тем более, в «Технологии» результата не достичь. Первая и главная моя задача: обеспечить психологический комфорт учащихся. Урок стараюсь построить на уважении и доверии друг к другу.
Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активного усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности. На уроках технологии все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта деятельности и т.д.) предстают перед ребёнком в наглядном виде и тем самым становятся более понятными. На каждом уроке происходит развитие творческих способностей. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без неё. Чтобы ребёнок мог создать что-то новое, он должен опираться на известное, иметь материал, хранящийся в памяти. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию, нужно суметь пробудить интерес ребенка к творчеству. Чаще всего это начинается с демонстрации изделия. Как говорится: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» . В данном случае мне помогают ИКТ. На современном этапе невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий, которые являются в первую очередь современными средствами обучения. Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, даёт возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребёнка. Иногда, заинтересовавшись чем-либо в интернете, дети вместе с учителем открывают в себе способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия (многие поделки, затем, учащиеся дарят своим родственникам , друзьям и близким в качестве подарка).
На уроках технологии учитель помогает ребёнку выполнить поставленные задачи: развивает чувство прекрасного, формирует определенные вкусы. На занятиях у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета. Также ученики совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, сувениры, украшать их.
Формирование интереса и любви к труду – одна из основных задач обучения и воспитания детей. Большое влияние оказывает труд на умственное развитие ребёнка, на развитие мышления. Если проследить путь изготовления поделки, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после усвоения этого процесса, работа усложняется: детям дается рисунок или фотографию изготовляемой поделки и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу.
Яркие поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Занимательность работы по изготовлению поделок способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. В труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой учеников во время изготовления поделок из различных материалов, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят ребятам замысловатые поделки, выполненные своими руками! Уроки технологии способствуют развитию личности ребёнка, воспитанию его характера.
Коллективный труд оказывает большое влияние на формирование у детей зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Учитель помогает детям преодолевать неудачи, учит доводить начатое дело до конца, формирует у них целеустремлённость, контроль и оценку собственной деятельности, воспитывает старание и усердие при выполнении работ. Пусть собственные результаты окрыляют ребят и побуждают их к выполнению новых поделок.
За годы учёбы в начальных классах важно, чтобы не погас детский взгляд, чтобы глаза светились интересом. Как это сделать? Ведь так важно, чтобы ребёнок имел необходимые умения и навыки. Важно научить всех в соответствии с реальными возможностями и способностями. Важно расширить кругозор детей, развить речь. Но ещё важнее, чтобы вся его школьная жизнь осталась для него радостным мгновением детства. А успех зависит от умения организовать свою деятельность, от умения учиться. Чем совершеннее у ребёнка навык организовать себя как личность, тем совершеннее он может работать с учебным материалом, и знает способы работы, успешнее он будет в учёбе, а позднее и в жизни.
Учебный предмет «Технология» вносит весомый вклад в формирование УУД и ЗУН школьника:
Личностные:
Проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.
Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека.
Регулятивные:
Выстраивать последовательность необходимых операций.
Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.
Познавательные:
Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания.
Анализировать дополнительную информацию.
Коммуникативные:
Характеризовать качество и признаки объекта.
Приводить убедительные доказательства.
Развивать умение общаться, взаимодействовать с людьми (особенно при КТД).
Курс «Технология» осуществляется на основе предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.
Школьники учатся:
Находить необходимую для выполнения работы информацию.
Анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, рисунки, модели).
Сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Анализировать устройство изделия .
Выполнять моделирование, работать с моделями.
В конце урока обязательны анализ, оценка и самооценка выполненной работы. Мы часто даже не подозреваем, насколько дети правдиво относятся к оцениванию. Обычно я предлагаю выставить все работы в ряд и хорошо их рассмотреть, затем каждый ученик высказывает свое мнение, относительно каждой работы, делает вывод, почему ему больше понравилась та или иная работа. Ни в коем разе нельзя принижать одну работу перед другой. Обязательно хвалю все работы, говоря: « Все очень старались. А что в этой работе не так? Ну, просто, здесь можно было немножко поаккуратнее …..» (или что-то в этом роде, смотря какая выполнялась работа). Очень осторожно выявляются недостатки, чтобы не разочаровывать ребенка в своих умениях и возможностях. Имея возможность сравнивать, дети сами достаточно критично начинают относиться к своей работе, вносят корректировки, чем развивают свое аналитическое мышление.
В заключение хочется сказать, что на уроках технологии дети получают первоначальные навыки созидательного труда, учатся планировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Уних формируется художественный, эстетический и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности. Предметная область «Технология» должна шире давать возможность для формирования ЗУН школьникам, помочь адаптироваться в современных жизненных условиях, создавать условия для развития конкурентоспособной, деятельной личности, способной созидать и творить на благо общества.
Источник
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – Клинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
__________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496) 247-68-02
Доклад
на ШМО воспитателей
группы продленного дня
«Развитие личности воспитанников младших классов в процессе трудового воспитания»
воспитатель 4-а класса Шмакова И.К.
28.03.2014
Вопрос о роли труда в обучении и развитии учеников коррекционной школы приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.
Как и учащиеся массовой школы, школьники коррекционного ОУ должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с интеллектуальной недостаточность приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности.
В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. Коррекционное значение занятия трудом умственно отсталыми школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Обучая детей, учитель корректирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.
В процессе обучения в коррекционной школе педагог имеет дело с определенной категорией аномальных детей (Куликов Д., Штефан Д., Воробьёв А.), с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.
Специальная психология и педагогика говорит о том, что воспитание, обучение и трудовая подготовка для умственно отсталых детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся.
Как и массовая школа, коррекционная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности.
Следует, однако, отметить, что наряду с общими задачами, стоящими перед массовой и специальной школами, коррекционная школа имеет еще свои специфические задачи.
Одной из таких задач является коррекция недостатков общего психического развития школьника коррекционной школы. Эта задача находится в тесной связи с другой, не менее важной задачей — обеспечить сознательное и прочное усвоение – учащимися сообщаемых на трудовых занятиях сведений, навыков и умений.
В специальной школе VIII вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.
Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой — помогает навести порядок и в доме (Поверенкова К.); ухаживая за животными, особенно в сельской местности, ребенок участвует в работе по хозяйству(Штефан Д.).
Особое внимание уделяется таким видам как ручной труд и общественно-полезный труд.
Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей(Панкратов С.).
Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников (Гарнецков И. и Гарнецков Ю.). Так, например, специальное внимание на уроках ручному труду уделено воспитанию у умственно отсталых учащихся привычки обдумывать задание не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а так же соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.
Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как умственно отсталые учащиеся испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева и др. (Куликов Д.). При изготовлении аппликации из геометрических фигур осуществляются межпредметные связи с уроками по математике (Панкова А.).
Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности умственно отсталых школьников в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Такому осознанию содействует соединение обучения с общественно полезным трудом.
Внеурочные занятия трудом – одна из форм работы с умственно отсталыми школьниками, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации (Лопатин А., Пахотин К.). Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Содержание внеклассных занятий должно помочь решению основных задач, которые стоят перед трудовым обучением во вспомогательной школе: трудовое обучение должно быть социально значимо, т. е. оно должно практически готовить учащихся к включению в производительный труд общества; трудовое обучение должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей; трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребенка.
Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.
Ученики младших классов на уроках труда работают с бумагой и картоном, текстильными материалами, занимаются лепкой, работают с древесиной.
На внеклассных занятиях ученики имеют дело с теми же материалами и инструментами, что и на уроках труда. Однако характер занятий и виды изделий существенно отличаются. Руководителям внеурочных занятий необходимо хорошо знать, что изучают дети на уроках труда, какие виды работ выполняют. Это поможет им спланировать свою работу с учетом программных требований, возрастных особенностей, уровня общеобразовательных знаний и трудовых умений и навыков.
Так, например, учащимся младших классов не следует предлагать такие виды работ, которые требуют умения самостоятельно производить сложные вычислительные, измерительные и разметочные операции(Панкова А., Гарнецковы). Надо иметь также, в виду, что на внеклассных занятиях не рекомендуется давать более сложные, по отношению к программному материалу, задания.
Естественно, что на внеурочных занятиях дублировать те виды трудовой деятельности, которые учащиеся изучают по программе трудового обучения, не следует. Виды трудовой деятельности надо подбирать с таким расчетом, чтобы знания, умения и навыки, полученные на уроках труда и на уроках общеобразовательного цикла, можно было совершенствовать и закреплять на внеурочных занятиях.
Так, например, если на уроках труда ученики младших классов занимаются лепкой, то полезно на внеурочных занятиях организовать работу с бумагой или природными материалами.
Надо иметь в виду, что нестойкость познавательных интересов умственно отсталых детей, быстрая утомляемость от однообразной деятельности (Куликов Д.) требуют в определенный момент смены видов труда. Поэтому в содержание внеурочных занятий должно входить несколько разнообразных видов трудовой деятельности. Следует также принять во внимание чувственный опыт детей и внести в содержание обучения элементы изобразительной деятельности, игровые моменты, а также наблюдения в природе.
Очень большое значение для трудового обучения и воспитания учащихся вспомогательных школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, сельскохозяйственные организации, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых, так как эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду. Используя все многообразие форм учебно-воспитательной работы по трудовому обучению, работники вспомогательных школ смогут более успешно решать стоящие перед ними задачи подготовки учащихся к участию в производительном труде общества, коррекции психофизических недостатков умственно отсталого ребенка, воспитания положительных качеств личности у детей.
Результаты теоретических и экспериментальных исследований свидетельствуют о важности трудовой деятельности в коррекционном развитии учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
В настоящее время особо актуальная проблема целостного развития воспитанника коррекционного учреждения как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, позволяющая рассматривать развитие целостно, как результат не одной (по критерию природное – социальное), а трех последовательных дихотомий (социогенное – психогенное, внешнее -внутреннее, извне предопределенное – изнутри обусловленное. Концепция целостного развития позволяет по – иному взглянуть на проблему развития личности ребенка с недостатками интеллекта.
Значение труда в развитии личности общепризнанно.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию (Калимов Н., Коржавин С.) Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления (Воробьёв А.). Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Вывод: Таким образом, развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребёнка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребёнка.
Воспитатель 4-а класса И.К. Шмакова
Источник