Развитие личности ребенка на уроках русского языка

Развитие личности ребенка на уроках русского языка thumbnail

            Развитие личности учащихся на уроках русского языка.

                                                               Выступление на педсовете  Головой Н.А.,

                                                                         учителя русского языка и литературы

                                                                          МОУ «Лицей № 1».

     В этом учебном году методическим объединением учителей русского языка и литературы была поставлена цель «Способствовать приобретению учащимися качеств функционально грамотной личности», задача  «Формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профильной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старших классах».

     Линия развития личности (средствами учебного предмета) – это, по основам теории Общеобразовательной Системы «Школа – 2100»,  группа взаимосвязанных умений по использованию предметных знаний. Овладев этими умениями, человек приобретает возможность решать соответствующий вид жизненно-практических задач (проблем). Таким образом, идёт развитие человека – приобретение им качеств функционально грамотной личности.

     Современное понимание общепредметной функции курса русского языка определяет и нацеленность планирования уроков на формирование важнейших общеучебных умений, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности:

  1. коммуникативные;
  2. интеллектуальные;
  3. информационные;
  4. организационные.

   Учителя нашего МО работают по четырём программам: под ред. Т.А.Ладыженской, С.И.Львовой, ОС «Школа-2100», Федеральной программе для уч-ся 10-11 кл.

      Я работаю по Общеобразовательной Системе «Школа-2100». В чём вижу её преимущество:

        1.Возможность практического осуществления принципа «минимакса»: минимум содержания (гос. стандарт и требования программы) доступен для каждого ученика. Эти знания составляют сравнительно небольшую часть курса.

        2.Есть возможность использовать избыточные задания, которые рассчитаны на способных и одарённых учеников.

         3.  Самое главное – из процесса работы не исключаются слабые ученики: одна и та же проблемная ситуация решается всеми учащимися и каждым ребёнком по-своему, важны все версии (и правильные, и неправильные).

      Образовательная Система «Школа-2100» открывает широкие творческие возможности как для учителя, так и для ученика, предполагает их сотрудничество, позволяет сочетать классические традиционные средства, методы и приёмы обучения с инновационными. В своей работе я использую элементы технологии личностно ориентированного развивающего обучения, технологии критического мышления, игровые технологии. В организации дидактического материала и учебного процесса предпочитаю следующее направление:

  1. Подбираю задания, ориентирующие учащихся на поиски  разнообразных вариантов выполнения заданий.
  2. Задания, ориентирующие учащихся на поиски более экономных, рациональных форм выполнения и проверки знаний.
  3. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний. «Шагнуть за горизонт программы» вызываются «разведчики», они получают задание (или индивидуальное, или групповое), например: « В словосочетании чеканный шаг  слово чеканный прилагательное или причастие?» «Какой разряд у прилагательного гнилой? Мотивируй ответ». На следующем уроке выступают с сообщением. Так одна из групповых работ «Частота употребления в речи наречий» переросла в исследовательскую работу.
  1. Ситуативно-творческие задания. Например, (8 кл., тема «Однородные члены предложения». Не нарушая языковых норм, предельно осложните простое , распространённое предложение разными группами однородных членов).
  2. Задания, формирующие навык использования полученных знаний в жизненной практике. Например:  

         * д/з по теме «Отличие назывных предложений от двусоставных неполных» – проект подготовить к защите на уроке.  

         * д/з составить дидактический материал к орфографическому футболу, к диктанту «Проверь себя».

         * работа ассистентов в классе.

        Неиссякаемым источником творчества учителя является поиск приёмов педагогической техники. Именно они определяют «почерк» работы каждого учителя. С помощью какого-либо приёма учитель начинает урок, возбуждает в детях интерес к теме, организует проблемную ситуацию. Например:

  1. Как вы думаете, какое ударение в слове ОДНОВРЕМЕННО исходное, какое приобретённое?
  2. На каком основании в транскрипции слова РУЧЬИ появляется звук /й/?
  3. О каком языковом явлении можно сказать, выполнив морфологический разбор прилагательных в словосочетаниях БЕШЕНЫЙ ВОЛК и БЕШЕНАЯ ТРОЙКА?
  4. Почему предложения  «У нас не курят!» и «Уходя, гасите свет!» считают обобщённо-личными?
  5. Почему в предложениях  «Ранняя весна» и «Весна ранняя» не срабатывает математический закон: от перестановки мест слагаемых сумма не меняется?

           На разном этапе урока, в разных видах работы и в разных вариациях можно использовать аналитические игры, например, игра «Пропорции». Играют и с7-8-летними детьми, и со старшеклассниками. Дети сами любят их составлять.

                  ДЕТИ / ИГРА = (?) / РАБОТА         (взрослые)

                 ПРОВОДА / (?) = СОСУДЫ / КРОВЬ    (электричество)

                 (?) / БАНК = СПИЧКИ / КОРОБОК        (деньги)

                  ЧАСЫ / СТРЕЛКИ = ТЕРМОМЕТР / (?)    (ртуть)

          Во всех нормативных документах последних лет подчёркивается важность формирования всех видов речевой деятельности, определяющих способность понимать чужую речь, письменную и устную, а также грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли. Поэтому одно из направлений, активно реализующееся в современном преподавании, заключается в развитии всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Источник

«Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ ЦО № 4

Шарыпина Мария Игоревна

В современном мире человеку необходимо творчески мыслить, подходить к своим решениям и действиям нестандартно, – именно это является главной целью и задачей современного образования.

Ведь творчество – это постоянные удивительные открытия, и в современном процессе образования учащихся занимает огромное место. Многие ученые, психологи и педагоги считают, что важно способствовать и создавать условия развитию творческого потенциала личности ученика. Проблема творческого мышления рассматривается в контексте проблемы личностного развития. Вследствие этого колоссальное значение имеет внутренняя мотивация к деятельности учащегося. Внутренняя мотивация – это осознание ребенка того, что он развивается, узнает на уроке новое и пополняет свой словарный запас. Конечно же, у него вырабатывается свой взгляд на определенные вещи, явления, мнения, соответственно, он формирует себя как личность.

Определенно, развитие личности совершенно невозможно, на мой взгляд, без развития его творческих способностей. Важно и нужно в процессе обучения дать ребенку возможность овладеть определенной базой знаний, но не менее важно предоставить ребенку возможность выразить свои способности, таланты в процессе обучения.

Я считаю, что на уроках русского языка и литературы важно не только знакомить учащихся с новыми словами, правилами, но и учить их применять все это на практике: сделать речь красноречивой и грамотной. Также ученик должен чувствовать себя открывателем, которому «все по плечу», ясно выражать свои мысли, чувства, не бояться высказывать свое мнение. Творческая способность развивает понимания необходимости создания чего-то нового, способность выдвигать гипотезы, искать решения проблем, нестандартно подходить к решению проблемы. Все это создает новый оригинальный продукт: произведение, стихотворение, исследовательская работа и тому подобное.

Существует множество заданий, которые носят творческий характер. Их, конечно же, можно использовать на уроках и внеурочной деятельности. Для развития творческих способностей важен уровень развития памяти, воображения, внимания и развития речи. Нужно предлагать ученикам такие задания, которые будут направлены на эти три аспекта:

  1. Кроссворды;

  2. Исправление текста с ошибками;

  3. «Узнай слово»;

  4. Составление своего задания, памятки;

  5. Написание сочинений, эссе на нестандартные темы;

  6. Составление схем, таблиц на основе правил и орфограмм.

Все эти вышеперечисленные задания относятся к урокам русского языка. При проведении урока учитель должен давать детям такую работу, где ученик сам должен догадаться, как сделать данное задание и получить положительный результат. Важны такие работы, которые развивают творческие способности учащихся. Можно предложить им самим вывести и сформулировать правило правописания, опираясь на схему или пример. Вследствие этого ученики сами выводят правило и могут найти в списке слов такие слова, которые пишутся иначе, чем сказано в правиле, – тем самым так выявляют исключения.

Не только в русском языке можно развивать творческий потенциал ребенка, но и на уроках литературы. Многие психологи и ученые считают, что в преподавании литературы важным аспектом является диалог «учитель-ученик». Общение с учеником предполагает их выражение личных переживаний и творческой активности.

Типами таких творческих заданий будут являться:

  1. Иллюстрации с литературной защитой;

  2. Путешествие по местам писателей и поэтов;

  3. «Укрась слово» (придумать эпитеты, метафоры, сравнения и прочие средства выразительности к определенному слову);

  4. Сопоставление героев, ситуаций и различных образов в разных произведениях.

На уроках литературы, я считаю, нужно задавать ученикам такие вопросы, которые дают возможность поговорить о том, что чувствует ребенок во время чтения, уметь оценивать объективно поступки героев произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям. Конечно же, ученик должен грамотно аргументировать свои ответы.

Работая с учащимися, важно учитывать их интересы для определения эмоциональной сферы личности и ее развития, также развития творческих способностей, положительных качеств личности и одним из главных составляющих – воспитания человека высокой гуманитарной культуры.

Подводя итог выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что развитие познавательных и творческих способностей ученика не может быть полностью достигнута на уроках. Для их реализации необходимы формы внеурочной деятельности, работы, такие как: спецкурсы, факультативы, викторины, олимпиады, исследовательские проекты.

Развитие творческих способностей учащихся нужно рассматривать как развитие его потенциала и воображения, способности быть автором, творцом, уметь ставить цель, искать способы достижения цели.

Источник

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Вопрос формирования и воспитания языковой личности на данный момент является крайне важной для педагогов, так как, с одной стороны, учебная деятельность основана на общении, а с другой – развитие навыков общения является задачей школы, именно она должна готовить человека, способного контактировать в различных ситуациях соблюдая установленные в них нормы.

На сегодняшний день весьма значимой составляющей гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом, что способствует формированию мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников, способности выражать свою позицию словом, именно поэтому задача педагога – научить школьников работать с текстом.

Эффективность речевого общения зависит от качеств человека интеллекта, особенностей его эмоциональной сферы, но более всего – от уровня речевого и творческого развития.

Задатки творческих способностей присущи каждому ребенку. Необходимо обладать способностью их выявлять и совершенствовать. В настоящее время перед учителем стоит существенная цель – повысить формирование творческих способностей, так как они напрямую связаны с речевой деятельностью. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь применять его, находить решение любой проблемы, трудности. Это возможно лишь в результате педагогической деятельности, создающей условия для всестороннего развития учащихся. В связи с этим можно сделать вывод, что вопрос формирования языковой личности на уроках русского языка в данный период считается одной из наиболее значимых.

Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку показал невысокий уровень сформированности у выпускников средней школы коммуникативной компетенции. Большая часть учащихся не владеют навыками осмысленного чтения текста, затрудняются при его интерпретации, не умеют правильно воспринимать содержащуюся в нем информацию, в особенности, если автор использует иносказание, иронию, метафору. Многие обучающиеся испытывают затруднения при создании собственного речевого высказывания на предложенную тему, не умеют понятно и четко, последовательно и логично выражать свои мысли, не могут аргументировать свою точку зрения.

Уроки русского языка и литературы лучше всего открывают возможности для развития речевых и творческих способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип формирования творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А. Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её» [потебня]. На уроках русского языка следует совершенствовать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (содействовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также формировать у ученика стремление к творчеству.

Всё сказанное выше означает, что следует вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся, как на уровне содержания высказывания, так и на уровне языковых средств.

Нам в данном случае в этом могут помочь тексты С.К. Никитина, так как в них удивительно много различных языковых средств, что характерно для всего творчества автора. Особенный интерес данные тексты должны вызвать у учащихся еще и потому, что С.К. Никитин является владимирским писателем, которого отличает точный и емкий язык, тонкое понимание слова. Ниже представлена технологическая карта урока, цель которого направлена на развитие аналитических и творческих способностей, помогающих учащимся самостоятельно находить и анализировать языковые средства, использовать их в текстах, справляться с различными коммуникативными трудностями, а также применять полученные знания и навыки для выполнения упражнений при подготовке к ОГЭ.

Технологическая карта

Учебный предмет: русский язык

Класс: 9

Тема урока: Анализ языковых средств в творчестве С.К. Никитина на этапе подготовке к ОГЭ

Цели урока:

1) деятельностная: повторить основные элементы содержания языкового образования, проверяемые на ОГЭ, отрабатывать у учащихся навык выполнения заданий в соответствии со структурой экзаменационной работы, познакомить учащихся с рассказами Сергея Никитина, показать художественные особенности в текстах автора; развивать творческие способности учащихся;

2) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса, усилению коммуникативных свойств речи, овладению учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка, закрепить умения анализировать текст, развивать творческие способности учащихся;

3) воспитательная: воспитывать любовь к родному краю в процессе изучения творчества владимирского писателя.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (распечатанные тексты).

Этапы урока

Время, мин.

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Цель: включение учащихся в учебную деятельность

1

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Самоопределение (Л), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация

Цель: повторение изученного материала

6

В форме беседы осуществляется повторение основных понятий по разделам лингвистики.

На мультимедийной доске таблица для проверки «Орфограммы в корнях»

Предлагает повторить основные понятия темы «Лексика и фразеология», «Фонетика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис». Подробнее учитель останавливается на теме «Орфография».

Учащиеся дают ответы.

Учащиеся повторяют тему «Орфограммы в корнях», составляют таблицу, затем вместе с учителем проверяют.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К), анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Постановка учебной задачи

Цель: обеспечение восприятия, осмысление изучаемой темы

10

На мультимедийном проекторе фотография С.К. Никитина.

Анализ текстов осуществляется после первого прочтения учителем и второго самостоятельного прочтения учащимися

Учитель озвучивает задачу: «Наша задача сегодня на уроке – изучить и проанализировать тексты (на примере рассказов С.К. Никитина) с позиции тех элементов, которые мы повторили».

Учитель предлагает перед работой с текстами познакомиться учащимся с личностью С.К. Никитина.

Далее учитель раздает тексты и сообщает, что теперь работа класса направлена на анализ текстов.

Текст №1

(отрывок из рассказа С.Никитина «Голубая планета», см. материалы к уроку).

Учитель задает вопросы, вместе проверяют:

Анализ лексики

1. Истолкуйте лексическое значение слова «горница».

2. Назовите средства выразительности, употребленные в этом тексте.

3. К какому стилю лексики относится слово «борение» (борение тепла и мороза)? Почему автор использует именно это слово, уместно ли оно?

Анализ фонетических явлений (Привести по 2-3 примера на каждое явление)

1. Приведите из текста примеры слов, в которых звуков больше, чем букв.

2. Приведите из текста примеры слов, в которых букв больше, чем звуков.

3. Приведите из текста примеры слов, в которых количество букв и звуков совпадает.

4. Приведите из текста примеры слов, в которых Ь обозначает мягкость согласного.

5. Назовите слово, в котором происходит процесс оглушения.

Анализ орфограмм
Назовите виды орфограмм корня, встречающихся в данном тексте и приведите примеры.

Учащийся, получивший заранее индивидуальное задание, представляет краткий очерк жизни С.К. Никитина.

Учащиеся дают ответы.

1.Неотапливаемая, чистая комната в крестьянском доме.

2. Эпитеты (свежий утренник, перепончатый лед, воздух колко холоден, ясный, бодрый день).

3. Книжная, высокая лексика. Автор использует данное слово для того, чтобы придать данному событию большую торжественность, показать значимость прихода весны. В данном тексте автор применяет смешение стилей, что характерно для многих его рассказов.

1.Инеем, соскучившиеся, набравшее, борение, ярко.

2. Весь, льду, празднично, солнце, день, крыльцо, двигались.

3. Изб, светло, крышах, теплу, бревен.

4. День, весь, крыльцо.

5. Подставляя

Проверяемая безударная гласная в корне (светло, оказался, сходил, кричали);

Непроверяемая безударная гласная в корне (мороз, хозяином, петух)

О-Ё после шипящих (старичок)

Формулирование задачи (П), целеполагание (Р), самостоятельная работа, умение осознанно строить речевое высказывание (П), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Первичное закрепление

Цель: установить осознанность восприятия.

10

Работа с раздаточным материалом

Работа с выполненными заданиями учащихся.

Учитель дает задание: самостоятельно выполнить анализ языковых явлений текста №2 и подготовить рассказ о них, готовиться к последующей проверке.

(отрывок из рассказа С.К. Никитина «Море», см. материалы к уроку)

Задания:

1. Истолкуйте лексическое значение слова «гребень» из словосочетания «гребень волн»

2. Назовите средства выразительности, употреблённые в этом тексте.

3. Подберите синонимы с к словам «внезапно», «необыкновенный».

4. Подберите антоним к слову «тревога»

5. Замените словосочетание «летние дожди», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Проверка работ (общая, всем классом, взаимопроверка).

Учащиеся выполняют задания, после проверяют с учителем.

1.Верхняя точка морской волны.

2. Эпитеты (теплый влажный вечер, фиолетовый сумрак, обильный и теплый дождь, ажурная беседка, свет стальной окалины, пряная горечь);

Олицетворение (рухнул дождь);

Сравнения (тяжелые, как пули, капли; воздух густ и черен, как тушь).

3. «Внезапно» – вдруг, «необыкновенный» -невиданный, особенный.

4.Спокойствие

5. Дожди летом.

Контроль, оценка, коррекция (Р), умение структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задач (П), контроль, коррекция, оценка действий партнера (К)

Самостоятельная работа

Цель: контроль знаний

10

Работа с новым раздаточным материалом.

Учитель выдает текст №3 с заданиями, направленные на закрепление материала и подготовку к ОГЭ (см. материалы к уроку).

Учащиеся выполняют задания, осуществляют самопроверку.

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения (Р), самоопределение (Л)

Рефлексия (итог урока)

2

Организует рефлексию. Предлагает сделать выводы, что получилось/не получилось, что повторили/вспомнили.

Осуществляют самооценку собственной деятельности

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К), смыслообразование (Л)

Домашнее задание

1

Учитель предлагает составить свой вариант работы, взяв за основу отрывок текста из рассказов С.К. Никитина.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Материалы к уроку

1. Таблица «Орфограммы в корнях»

В гласных

В согласных

●Проверяемая безударная гласная,

●Непроверяемая безударная гласная,

●Чередующаяся гласная,

●Буквы О и Ё после шипящих и Ц,

●Буквы И и Ы после Ц.

●Парная согласная (проверяемая и непроверяемая),

●Непроизносимая/сомнительная согласная.

2. Тексты для работы (раздаточный материал):

Текст 1 («Голубая планета»)

«Светло было в горнице, солнечно и ярко. Старичок оказался нашим хозяином; он уже сходил куда-то и теперь весь румянился от свежего утренника, который еще сверкал за окном тонким инеем на крышах изб, на скате бревен посреди улицы, на перепончатом льду мелких лужиц. Празднично кричали по деревне петухи. Мы одевались и завтракали быстро, словно боялись опоздать куда-то, но когда вышли на крыльцо, то долго не двигались с места, подставляя солнцу ладони и лица, соскучившиеся по его теплу. Воздух был сухо и колко холоден, но солнце, уже набравшее силу, грело напористо, стойко, и это утреннее борение тепла и мороза обещало ясный, бодрый день» [медосбор].

Текст 2 («Море»)

«Был теплый влажный вечер, полный фиолетового сумрака и предгрозовой тревоги.

Внезапно на листву платана рухнул дождь. Без молний, без треска он лил, обильный и теплый, непохожий на летние дожди среднерусской полосы. И пахло от него незнакомо – должно быть, эвкалиптом и лавром.

Девушка укрылась в ажурной беседке, куда залетали тяжелые, как пули, капли. Воздух был густ и черен, как тушь, но море все равно вспыхивало на гребнях волн светом стальной окалины и казалось очень холодным. Она стояла, прикусив листок лавра, вдыхая пахучую пряную горечь, и голова у нее покруживалась от этого запаха, от предчувствия чего-то большого и необыкновенного, от счастья» [медосбор].

Особенности урока

Задания, представленные в данном уроке, помогут учащимся отработать на практике знания, полученные в ходе изучения теории, которые они смогут применять во время выполнения заданий ОГЭ, а также некоторые задания учитель может использовать при подготовке учащихся 5-6 классов к ВПР, так как формулировка заданий ВПР совпадает с некоторыми заданиями ОГЭ.

По усмотрению учителя помимо выше представленных заданий, учащимся можно предложить и другие задания, которые тоже будут помогать учащимся при подготовке к ОГЭ. Особенностью данных заданий является то, что все они основаны на текстах владимирского писателя С.К. Никитина, в его рассказах слово образно, живописно, художественно весомо, а это является важным, так как наша задача заключается не только в отработке навыков выполнения заданий, но и в том, чтобы развивать речь учащихся.

В данном упражнении представлены задания, в которых ученики часто допускают ошибки.

Текст 3 («Терновник»)

«Но прозрачная осенняя даль обманчива. Видно далеко; мы долго еще идем меж изумрудных озимей,(1) и купы деревенских деревьев медленно поднимаются нам навстречу из-за изволока. Наконец показывается раздерганная ветром соломенная крыша старой риги. Печален вид этой серой соломы,(2) печальны вьющиеся над ней серые вороны. Неужели,(3) – думается невольно, здесь еще есть жив человек? Но неоспоримым тому доказательством являются копошащиеся между столбами риги белые куры,(4) меченные по капюшонам лиловыми чернилами. Зачем,(5) если,(6) как говорит Завьюжин,(7) – здесь обитаем всего лишь один двор? А вот и сам его обитатель. Сидит на крыльце еще крепкой избы с подновленными голубой красочкой наличниками,(8) ничего не делает,(9) просто смотрит, как мы подходим к нему по заполоненной полынью и татарником деревенской улице. Он и сам еще крепок на вид – большерук,(10) плечист,(11) – но как-то весь запущен и,(12) сдается,(13) нечист. Борода с густой проседью и волосы на голове перепутаны,(14) ворот рубахи-косоворотки засален дочерна, пиджачишко словно нарочно мят и валян в пыли,(15) из рваного носка сапога торчит клок портянки» [медосбор].

Задания:

1. К слову «даль» подберите синоним и запишите его.

2. К слову «печальны» подберите антоним и запишите его.

3. Замените словосочетание «деревенская улица», которое построено с помощью согласования, словосочетанием со связью управление. Запишите получившийся ответ

4. В данном тексте каждая запятая пронумерована. Выпишите цифры, которые указывают на однородные члены предложения в тексте.

5. В данном тексте каждая запятая пронумерована. Выпишите цифры, которые указывают на запятые при вводном слове.

6. Укажите количество грамматических основ в предложении №9. Запишите получившийся ответ одной цифрой.

7. Выпишите грамматическую основу предложения №1.

8. В данном тексте каждая запятая пронумерована. Выпишите цифры, которые указывают на запятые между частями СП, связанными подчинительной связью.

9. В данном тексте каждая запятая пронумерована. Выпишите цифры, которые обозначают запятые между частями СП, связанными сочинительной связью.

10. Найдите и назовите сложное предложение с бессоюзной связью.

Тексты из рассказов С.К. Никитина можно также использовать и при подготовке к написанию сочинения 15.2, на основе прочитанного текста, которое учащиеся чаще всего выбирают.

Текст, как известно, это главная коммуникативная единица, она помогает формировать творческие, креативные возможности учащихся, способствует увеличению уровня их речевой культуры. Поэтому внедрение текста в качестве основной, главной единицы в упражнениях на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ создаёт условие для практической деятельности обучающихся, в процессе которой формируются знания о системе языка, орфографические и пунктуационные навыки, развиваются коммуникативные умения.

Источник