Развитие личности ребенка на разных возрастных этапах развития
возрастных этапах.
5.1.Личностные новообразования младенчества и раннего возраста.
Принято считать, что развитие ребенка как личности
начинается с 2-3-летнего возраста. Это, если иметь в виду появление
чисто внешних признаков личностной индивидуальности.
Основанием того, что процесс формирования начинается гораздо
раньше, являются следующие факты:
1. Никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не
появляется сразу в готовом виде. Ее внешнему проявлению предшествует
достаточно длительный скрытый период развития (как у растения).
2. Многие качества личности и формы поведения становятся «видимыми» в
жизни человека лишь, спустя, много времени.
3. Для проявления некоторых личностных качеств необходимы жизненные
условия.
Вероятно, процесс личностного формирования ребенка
начинается в течение одного года жизни, но вначале, происходит, скрыто
для внешнего наблюдателя. Те качества, которые скрыты хуже, проявляются
в следующих характеристиках: доброта, общительность, отзывчивость,
внимательность, доверие к людям.
К этому же возрасту, несомненно, относится оформление
качеств темперамента ребенка.
В возрасте около 8-12 месяцев у младенцев иногда возникают
не совсем понятные страхи. В данный период времени страх играет роль
полезной приспособительной реакции, которая оберегает ребенка от
возможных неприятностей в незнакомой обстановке.
Наблюдение за поведением окружающих людей и подражанием им в
раннем возрасте становится одним из основных источников личностной
социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого
возраста у него, как мы видели, формируется чувство привязанности.
Положительно: эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей
порождает у ребенка уверенность в себе.
Привязанность представляет собой общее
социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех
детей, и у животных. Благодаря привязанности удовлетворяются основные
потребности младенца и детей более старшего возраста, снижается
тревожность, обеспечивается субъективно и объективно безопасные условия
для существования и активного изучения окружающей действительности.
Формирование личности в раннем возрасте связано со
становлением самосознания ребенка. В период времени от 1-го года до 3-х
лет происходит превращение ребенка из существа уже ставшего субъектом к
существу, осознавшему себя как личность (новообразование «Я»).
Другие новообразования личностного характера:
– сравнивая себя с другими, появляется самооценка; – чувство
гордости, чувство стыда, уровень притязаний;
Появляется потребность в самостоятельности – «Я-сам».
Начинают складываться такие важные качества как сила воли,
настойчивость, целеустремленность.
При переходе от одного года к 2-му году жизни многие дети
проявляют непослушание (кризис первого года жизни). С появлением
самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии –
пониманию эмоционального состояния человека.
В период от 1,5 лет до 2 лет – усвоение норм поведения. При
переходе со 2года жизни на 3 открывается возможность для формирования у
ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств – потребности в
достижении успешности:
– приписывание ребенком своих успехов и неудач обстоятельствам;
– способность различать задания разной степени трудности;
– характер обеспечения ребенком успехов и неудач других людей;
– умение развивать способности и прилагать усилия;
Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря
чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его
личности в целом. Понимание и говорение позволяют корректировать
поведение и уточнять требования.
5.2.Усвоение нравственных норм, мотивация, психические
новообразования дошкольников.
Усвоение нравственных норм. Период от 3-х до 6-ти лет
вносит большой вклад в психическое развитие. Весь период можно
разделить на три части:
1.период 3-4 года – укрепление эмоциональной саморегуляции;
2. период 4-5 лет – нравственная саморегуляция;
3. период 6 лет – деловые качества ребенка;
В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем
поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными
нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые
моральные представления, а также способность к нравственной
саморегуляции.
Источником моральных представлений являются взрослые,
которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники.
Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в
процессе обучения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и
наказаний.
Одну из главных ролей в личностном развитии ребенка играет
мама. Одобрение – стимул поведения. Существенную роль играет оценка
взрослых:
– первыми усваиваются нормы и правила «бытового» поведения;
– последними усваиваются нормы обращение с людьми;
Сюжетно- ролевые игры способствуют:
1) усвоению путем подражания (младшие дошкольники);
2) осознанию их сущности (старшие дошкольники);
В дошкольном возрасте возникает личностная и нравственная
саморегуляция. К концу дошкольного возраста у большинства детей
складывается определенная нравственная позиция, которой они
придерживаются более или менее последовательно. Довольно рано возникает
стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей –
ответственность и чувство долга.
Эмоционально-мотивационная регуляция поведения. В старшем
дошкольном возрасте получают дошкольники, развитые мотивы общения, в
силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты. В
старшем дошкольном возрасте добавляются новые мотивы общения: деловые
(мотивы, побуждающие ребенка к общению ради решения задачи); личные
(связанные с волнующими внутренними проблемами, хорошо или плохо); мотив
учения (приобретение знаний, умений, навыков).
К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает
внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая
составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу
в следующий возраст. Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны
взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми – значимый
мотив в дошкольном возрасте. Второй мотив – стремление к
самоутверждению. Дети придают большое значение оценкам, даваемым им
взрослыми.
Развитие мотивации успешности проходит по следующим этапам:
1 этап – дети учатся различать задачи по степени трудности (младшие
дошкольники)
– умение оценивать свои возможности (только начинается);
2 этап – в связи с результатом – положительные или отрицательные
эмоции;
3 этап – самооценка;
4 этап – 4 года – оценивают свои возможности более реалистично;
5 этап – 4-5 лет – начинает формироваться представление о своих
способностях;
6 этап – 6 лет – «способность» как причина успеха или неуспеха;
Особенности возрастного уровня формирования притязаний. 4
года – слишком сложные задачи ставит ребенок перед собой; 5-6 лет –
более реализма, но тоже сложные; к 5-6 годам возникает соподчинение
мотивов. Воспитывает и прошлое, и настоящее, и будущее.
Психологические новообразования. Под основными, как
базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная
оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют
устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие
социального типа или характера, личности. Это функциональные черты
личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым
можно узнать человека. Основные личностные качества отличаются от других
тем, что их развитие зависит от биологических обусловленных свойств
организма (экстраверсия, интроверсия, тревожность и доверие,
эмоциональность и общительность, невротичность). Самооценка появляется
примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми.
Осознание как индивида – около 2-х лет. Поведение на основе прямого
подражания – сензитивный период в развитии личности на основе
подражания. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжает
формироваться характер (инициативность, воля, независимость).
В старшем дошкольном возрасте – обучаются общению взаимодействовать с
окружающими людьми.
К среднему дошкольному возрасту – складывается умение и способность
правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи.
Новообразования появляющиеся в этот период:
1. В интеллектуальном плане выделились и оформились: внутренние
(познавательные), умственные (личностные) действия и операции.
2. В дошкольном возрасте берет начало творческий процесс, в
способности преобразовать действительность (игры, художественное
творчество).
3. В познавательных процессах возникает синтез внутренних и внешних
действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность.
4. В дошкольном возрасте соединяются воображения, мышление и речь.
5. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном возрасте
является персональное самосознание.
5.3.Формирование личности в младшем школьном возрасте.
Мотивация. Ведущей для ребенка становится учебная
деятельность (не только учебная, но и другие – игра, общение, труд;
складываются деловые качества).
Особенности детей младшего школьного возраста:
1. безграничное доверие взрослым (учителям: подчинение, подражание);
самооценка непосредственно зависит от характера оценок, дававшихся
взрослыми; самооценка может быть двух типов;
2. сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и
волевая регуляция поведения (игра более длительное время);
3. мотив достижения успехов (стимулы и поощрения) и мотив избегания
неудач (мало поощрений за успехи и наказание за неудачи).
Ш.А. Амонашвили рекомендовал в начальных классах не
использовать отметки (особенно низкие), чтобы не вызывать тревожность,
беспокойство, связанные с развитием мотива избегания неудачи.
На мотивацию достижения успеха влияет также два других
личных образования: самооценка; уровень притязаний. В экспериментах было
доказано у него из детей сильная мотивация достижения успехов –
адекватное или умеренное повышение самооценки; высокий уровень
притязаний. Что касается уровня притязаний: он зависит не только от
успеха в учебе, но и от положения, занимаемого ребенком в системе
взаимоотношений со сверстниками в коллективе; у детей, пользующихся
авторитетом – адекватная самооценка. Младший школьный возраст –
период формирования успешности. Трудолюбие и самостоятельность.
Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов
при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за
что-то. Благоприятные условия для развития у школьников трудолюбия
создать то обстоятельство, что вначале учебная деятельность представляет
для них большие трудности, которые приходится преодолевать:
1) адаптация к новым условиям (режим, обязанности, требования);
2) обучение счету, письму;
В становлении данного качества большую роль играет разумная,
продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть
ориентирована на те достижения, которые трудны и определяются
прилагаемыми усилиями. Большое значение имеет вера ребенка в свои
успехи. Ее постоянно должен поддерживать и вселять учитель (тем больше,
чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее может быть
работа с этим ребенком).
Самостоятельность детей – сочетается с их зависимостью от
взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для
формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость,
послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать
ребенка зависимым, несамостоятельным. С другой стороны, слишком ранний
укор на самостоятельность и независимость может породить непослушание и
закрытость. Воспитание самостоятельности и зависимости должно быть
уравновешенным.
Средства и способы развития самостоятельности:
1) больше дел выполнять самостоятельно;
2) приветствовать стремление к самостоятельности;
3) уроки должны выполняться самостоятельно;
4) творческие дела, где становятся лидерами;
Усвоение норм и правил общения. С поступлением ребенка в
школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми,
очень существенные:
1) прежде всего, увеличивается время на общение;
2) изменяется содержание общения (деловое);
3) в первом классе – больше общение с учителями;
4) в 3-4 классах – интерес к сверстникам;
5) меняются темы и мотивы общения;
На пороге школьной жизни возникает уровень самосознания
детей («внутренняя позиция»). Эта позиция:
1) осознание отношения к себе;
2) к другим людям;
3) к событиям и делам;
Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в
сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которой он
следует или старается следовать всегда и везде, независимо от
обстоятельств.
С 5 до 12 лет представления о нравственности меняются от:
нравственного реализма (твердое и весьма однозначное понимание добра и
зла) к нравственному релятивизму (каждый имеет право справедливого
отношения к себе). Реалист мыслит категориями авторитета, законы
установлены властью и незыблемы, их нельзя менять. Ребенок –
нравственный реалист спорную дилемму обычно решает в пользу послушания и
подчинения. Более старшие дети (релятивисты) могут пренебречь мнением
взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Реалисты –
одно истинное проявление игры; Релятивисты – правила игры можно менять.
Изменения в психологии младшего школьника:
1. Происходит значительное расширение и углубление знаний,
совершенствуются умения и навыки (общие и специальные способности).
2. Происходит значительное увеличение индивидуальных различий между
детьми – дифференциация в процессе обучения.
3. Стимулирование и психическое использование мотивации достижения
успехов в труде, игре.
4. Формирование через общение: признания, одобрения со стороны
взрослых, стремление получить высокую оценку.
5. Повышающее значение для детей приобретают отношения со
сверстниками – формируется социальный престиж.
Литература
Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. – М., 1968.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество. – М., 2000.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. – М., 2001, 686 с.
Обухова Л.Ф. Детская
возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Педагогическое
общество России,2000.-443 с.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме
«Формирование и развитие личности ребенка на разных возрастных
этапах»:
1. Какое место занимает страх в формировании личности младенца?
2. В какой период раннего возраста происходит усвоение норм
поведения?
3. Назовите три периода усвоения норм поведения дошкольников.
4. По каким этапам происходит развитие мотива успешности у
дошкольников.
5. Назовите новообразования в дошкольном возрасте.
6. Какое главное качество характерно для младшего школьного возраста.
Источник
На чтение 6 мин.
Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.
Этапы развития ребенка по возрасту
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш – это отдельная личность
Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.
Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет
Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться
Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).
Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).
Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.
Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.
Готовимся к школе (3 – 5 лет)
Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.
Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет
Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.
В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.
Развитие младших школьников (6 – 11 лет)
К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.
Младший школьный возраст – первый этап взросления
Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.
Развитие детей от 12 до 15 лет
Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.
Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.
Средний школьный возраст – осознание своего будущего
Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.
Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.
Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст – самый сложный
Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Источник