Развитие личности ребенка на музыкальных занятиях
Развитие личности дошкольника на музыкальных занятиях
Ткаченко О.И., музыкальный руководитель,
преподаватель ритмики и танца
МДОУ «Детский сад
комбинированного вида №37«Ягодка»,
г. Губкин, Белгородской области
На современном этапе развития общества все более ощутимым становится противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы.
Все ускоряющееся развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического мышления в ущерб формированию музыкальной культуры.
Традиционное общественное мнение считает наукоемкие предметы наиболее важными, первостепенными дисциплинами, необходимыми детям. При этом музыка, рисование, хореография – то есть дисциплины эстетического цикла, остаются на втором плане. Данные предметы рассматриваются как развлекательные, дополняющие основной цикл. В то же время в раннем возрасте должно доминировать именно образное мышление (В.И. Гарбузов), недооценка которого наносит определенный ущерб гармоническому развитию личности.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества.
Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Музыкальные занятия в дошкольном возрасте способствуют формированию качеств и способностей, которые, безусловно, пригодятся в школьные годы. А именно:
– слуховое внимание, внимание к звуку, внимание к слову;
– внимание к окружающему миру;
– владение интонационными возможностями речи;
– образное мышление;
– пространственные представления;
– богатство и тонкость эмоциональных реакций, подвижность ума и души;
– двигательные навыки, культура движений;
– слуховая и зрительная память;
– социальные навыки (через сотрудничество в игре, в театрализованных постановках);
– готовность к поиску творческих решений;
– умение концентрироваться и расслабляться.
Задача педагога-музыканта состоит в том, чтобы организовать такие занятия и мероприятия, которые бы стали интересны и полезны дошкольнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному, физическому, эстетическому развитию, обогащали его эмоционально.
Занятия музыкой гармонизируют работу мозга. Музыкальные занятия предполагают не только слушанье музыки, но и активное включение детей в разные виды музыкальной деятельности: пение, движение под музыку, музицирование.
Общая идея наших занятий – интеграция различных видов музыкальной деятельности
Занятия музыкой, пением, танцами, театром помогают ребенку найти душевное равновесие, укрепляют его здоровье, развивают коммуникабельность.
Способы активизации мыслительной деятельности применяемые нами на музыкальных занятиях различны. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Очень нравится детям работа с карточками. Например:
- Узнать инструмент по рисунку и назвать его.
- Выбрать среди рисунков музыкальные инструменты (духовые, струнные, ударные, русские народные, и. т. д.)
- Соотнести: – с именем композитора (портрет, фрагмент музыкального произведения)
- Подобрать иллюстрацию к прослушиваемому произведению
Для образования подрастающего поколения требуются новые технологии. В своей работе мы активно используем, например, такие как:
«Рисование музыки» – с последующим заданием: Послушай музыкальное произведение. Какие цвета ты использовал бы для изображения этой музыки. Нарисуй рисунок к этой музыке.
Не менее важной частью работы по развитию личности дошкольника мы считаем взаимодействие дс и семьи. Используются активные формы работы с детьми и родителями. Одна из них: «Музыкальные гостиные».
Для детей старшего дошкольного возраста организуются тематические беседы и мероприятия с привлечением детей из музыкальных школ и школ искусств. Тематика таких мероприятий различна, например: «Урок в ритме вальса», «Веселый (грустный) урок», «Осенняя палитра» и др.
Таким образом знания полученные на занятиях систематизируются и одновременно способствуют расширению представлений ребёнка о……
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры.
Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, мы считаем, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей. Один из важнейших компонентов пения – дыхание. Для развития диафрагмального дыхания мы применяем игровые упражнения, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:
«Собачки» – дышать, как собачка;
«Насос» – надуть «мячик»;
«Ветер» – рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);
«Задуваем свечи на торте».
В работе над дыханием важно использовать показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне “понюхать цветок” и сразу начать петь. Чтобы дети “не разрывали” слово сравниваем показ правильного и неправильного исполнения. А затем дети исполнят правильно.
Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных в практике музыкального воспитания дошкольников.
В своей работе над постановкой голоса мы используем новые подходы, которые позволяют по-иному взглянуть на постановку и развитие певческих голосов у дошкольников. Суть этого нового подхода во взгляде на регистровое строение голоса, на приоритетное использование в пении фальцетного регистра и на естественные границы этого регистра, а также на связь разработки всего звучащего диапазона голоса с развитием певческого фальцета.
Система работы включает в себя решение нескольких задач:
Совершенствовать голосовой аппарат у детей, опираясь на примерный диапазон звучания;
Прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение в зависимости от содержания песни;
Формировать навыки самостоятельного пения(соло) и пения без сопровождения;
Развитие ладового, метроритмического чувства.
Много внимания и усилий уделяем работе над развитием частоты интонирования. Ведется она в двух направлениях. Сначала –дети вслушиваются в мелодию, запоминают ее, а затем учатся правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом. Для этого используем игровой приём “машина гудит”
Небольшой группе детей предлагается спеть заданный звук. Если они не справляются, музыкальный руководитель поднимает красный флажок – машина ехать не может”, если справляются, но не очень хорошо, – поднимает желтый флажок, а если хорошо, то зелёный – “можно проезжать”. Если из детей кто-то хорошо различает правильное и неправильное исполнение, роль светофора можно предложить ему.
Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, так же развитие волевых черт характера.
После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению.
У детей часто наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов. Эту трудность мы преодолеваем с помощью таких приемов как:
объединение ряда музыкальных произведений общим рассказом, например такие произведения как “Клоуны” Д.Кабалевского, “Медведь танцует под дудочку” А.Н.Александрова, “Чтобы кувыркаться” И.Сау, можно включить в тему “Цирк”.
посвящение ряда занятий творчеству одного композитора, а через некоторое время организация музыкально – дидактической игры “Узнай и назови произведение”;
Сравнение контрастных по содержанию и по названию произведений (например, “Болезнь куклы” и “Новая кукла” П.И. Чайковского) или близких по названию, но разных по характеру (например, “Смелый наездник” и “ Всадник” Р.Шуман)
Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию.
В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест (хлопки, шлепки по коленям, притопы и т.д.). Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.
Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Интерпретируя музыку, ребенок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.
Большое внимание уделяем работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко используются жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.
Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах проводится не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем. Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.
Стало традицией в конце каждого занятия проводить рефлексию. Очень полюбилась детям игра: «Поляна настроений», где дошкольникам даётся задание – Подумайте, какое настроение сейчас у вас и выберите нужный цветочек.
Результатом педагогической деятельности являются: постоянный и устойчивый интерес детей к различным видам музыкальной деятельности. В результате системы работы появляется выразительность музыкального воспитания детей, музыкальная образованность, появляется музыкальная культура. В своей работе мы придерживаемся высказывания В. Сухомлинского “Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта. Это воспитание человека ”.
И как результат, дети с разными способностями, физическими возможностями и даже разным уровнем здоровья развивают слух, голос, восприимчивость к обучению, эмоционально раскрепощаются, что в целом способствует не только их музыкальному, но интеллектуальному, духовному развитию. Такие дети обладают развитым вниманием, готовностью к изучению иностранных языков, они дисциплинированны, умеют трудиться и готовы к обучению в школе.
Источник
Роль музыки в формировании личности ребёнка
Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития. Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.
Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.
Музыкальное развитие на ребенка это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Многие учёные и педагоги считают, что чувство музыкального ритма не поддаётся воспитанию и развитию (Л.А.Бренбойм, К.Сишор, Н.А.Ветлугина и др.).
Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.
1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.
2. Обобщать музыкальные впечатления детей. знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.
3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать. Петь и танцевать.
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.
Начать заниматься с детьми стоит уже с четырехлетнего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждают канадские ученые. Им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание.
Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.
Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движением.
Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.
Цель влияния музыки на воспитание детей – это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.
Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать, через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».
Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.
Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.
Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Ознакомляя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.
Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.
В связи с выявлением важной роли музыки в формировании личности ребёнка, становится очевидным целесообразность использования музыки в воспитании и обучении для гармоничного развития ребёнка и в качестве вспомогательного средства для развития памяти, образного мышления и концентрации внимания. Для выявления особенностей влияния музыки на развитие детей с нарушениями слуха, необходимо сначала изучить влияние музыки на развитие детей с нормальным слухом, чтобы выявить различия.
Источник:
https://sites.google.com/site/derevsikova/moe-issledovanie/1
Источник