Развитие личности ребенка массен п

Развитие личности ребенка массен п thumbnail

Массеи (Mussen)
Пауль (род.
21 мар­
та
1922)

американский психолог, профессор
университета Беркли в Калифорнии
(с 1956). Основные ра­боты
Массена посвящены исследованию развития
ребёнка, отношений между детьми
и родителями, а также проб­леме
культура и личность. Соч.:
Child Development and Persona­lity (совм.
с
J. Conger, J. Kagan). Конгер
(Conger)
Джон (род.
27 фев­
раля
1921)

американский психолог, профессор
Колорадского университета (с
1957). Известен своими работами в
области психопатологии, психосо­матики,
развития личности детей и подростков.
Соч.:
Adolescence and youth: psy-

chological
development in changing world. N. Y., 1973; Child development and
personality (совм.
с
Р.
Mussen), 4-th ed. N.
Y.,
1974. Каган (Kagan)
Джером (род.
25 фев­
раля
1929)

американский психолог, президент (с
1963) отделения психоло­гии;
развития американской психо­логической
ассоциации, профессор пси­хологии
Гарвардского университета (с 1964). .

Д. Каган известен
исследованиями детского
мышления, умственного раз­вития
детей, диагностики психического развития
ребёнка и др. Соч.:
Birth to Maturity (совм.
с
Н.
Moss), 1962; Development and Per­sonality (совм.
с
Р.
Н.
Mussen, J. Con­ger), 1963.

П.
Массен, Дж. Конгер,
Дж.
Каган и Дж. Гивитц

РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ’

Главная дилемма
развития у взрослого человека средних,
лет в соответствии с точкой зрения
Эрика Эриксона (Эриксон, 1963) — это
дилемма неуспокоенности2.
Неуспокоенность в теории Эриксо­на
— это очень широкое понятие, охватывающее
как родительские отношения — рождение
детей и их воспитание, так и большую
часть
того, что имеют в виду, говоря о
«продуктивности» или «твор­честве»,
— компетентность в той или иной области,
способность внести
в нее свой вклад. Неуспокоенность, таким
образом, понятие, близкое
самоактуализации, которую Абрахам
Маслоу (Маслоу, 1970) определяет как
стремление стать как можно лучше.
Само-актуализующиеся люди стараются
быть лучшими родителями.

‘Mussen
P.,
Conger
J.,
Kagan
J.
and
Geiwitz
J. Psychological

development:
A Life Span Approach. N.
Y.,
1979. 2
Термином «неуспокоенность» мы переводим
англ. слово «generativity»,
не считая

возможным его
прямой перенос в русский язык.

Щ В
выбранной ими профессии они стремятся
сделать все возможное |ьи усовершенствоваться
настолько, чтобы достичь высшего уровня
1^
компетенции, на который они способны.
Они стремятся быть предан-й
ными друзьями, заинтересованными
гражданами, достойными | партнерами.
Они работают над тем, чтобы развить свои
достоин-jfc
ства и по возможности устранить свои
недостатки, дабы стать !,.–
настолько совершенными, насколько это
возможно.

В той мере, в какой
личность оказывается «успокоенной»,
она перестает
расти и обогащаться. Последнее Эриксон
называет за­стоем. В тяжелых случаях
«наблюдается регрессия к навязчивой
потребности,
б
псевдоинтимности,
нередко сопровождающейся растущим
чувством… личностного опустошения.
Люди в этом случае часто
начинают потакать себе, как если бы они
были своим соб­ственным…
и единственным ребенком. И если
только условия благоприятствуют
тому, преждевременная инвалидность,
физическая или психологическая,
становится поводом для чрезмерной
заботы
о себе» (Эриксон, 1963).

Конечно,
до известной степени застой можно
отметить у каждого. Каждый
по временам проявляет инфантильность
и потакает себе. >
Успешное
разрешение_конфликта_между неуспокоенностью
и застоем в
среднем возрасте означает поэтому
только то, что личность переходит
к оптимизму через пессимизм и предпочитает
решение проблем
бесконечным сетованиям на жизнь. Эриксон
(Эриксон, 1964) рассматривает работу как
человеческую добродетель, наибо­лее
тесно связанную с неуспокоенностью,
зрелые люди — это те, которые заботятся
о детях, которых они произвели на свет,
о работе, которую они выполняют, или о
благосостоянии других людей в том
обществе, в котором они живут.

СТАДИИ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Теория
Эриксона сфокусирована на детских
стадиях развития; рассмотрение
среднего возраста, которое содержится
в ней, крат­ко
и сформулировано в очень общих терминах.
Теоретики, которые сосредоточивали
свое внимание на среднем возрасте,
пытались разработать некоторые из
проблем этого возраста, описывая боль­шее
число важных вопросов и определяя
большее число стадий. Важно заметить,
что эти стадии были разработаны почти
исклю­чительно
на основе изучения белых людей среднего
класса. Вполне возможно,
что эти стадии представляют критические
периоды, отражающие особенности карьеры
и стиля жизни людей именно этого класса,
и для других популяций могут быть
установлены другие стадии. Тем не менее
уже то, что у большого числа людей
«жизненные кризисы» имеют место
приблизительно в одном и том же возрасте,
служит основанием для деления и описании
этих стадий развития зрелой личности.

Вспомним
сначала стадии развития молодых людей,
которые предшествуют
стадиям среднего возраста. Двадцатилетние
обычно

имеют дело с выбором
супруга и карьеры, намечают жизненные
цели и начинают их осуществление. Позже,
около тридцати лет, многие приходят к
переоценке своих прежних выборов
супруга, карьеры, жизненных целей; иногда
дело доходит до развода Я смены профессии.
Наконец, первые годы после тридцати,
как правило, время сживания с новыми
или вновь подтверждаемыми выборами.

Кризис середины
жизни.
Первая
стадия среднего возраста начинается
около тридцати лет и переходит в начало
следующего десятилетия.
Эту стадию называют «десятилетием
роковой черты» (Ший, 1976),
и «кризисом середины жизни» (Джеке,
1965). Ее главной’ характеристикой является
осознание расхождения между мечтами и
жизненными целями человека и
действительностью его сущест­вования.
Поскольку же человеческие мечты почти
всегда имеют некоторые нереалистические
черты, подчас даже фантастические,
оценка их расхождения с действительностью
на этой стадии окра­шена, как правило,
в отрицательные и эмоционально-тягостные
тона. Время уходит, дабы сделать разрыв
между мечтами и дейст­вительностью
обнаруживающимся вдруг с устрашающей
резко­стью. Заполняя опросники, люди
в возрасте 35—40 лет начинают не соглашаться
с такими фразами, как «есть еще уйма
времени, чтобы
сделать большую часть того, что я хочу».
Вместо этого они констатируют:
«Слишком поздно что-либо изменить в
моей карьере» (Гоулд,
1975). В 20 и в 30 лет человек может быть
«подающим надежды» — люди могут сказать
о нем: «Вот многообещающий молодой
артист, руководитель, психолог или
администратор», но после 40 так уже никто
не скажет — это время исполнения
обе­щаний. Человек должен принять тот
факт, что он никогда уже не станет
президентом компании, сенатором,
писателем, пользующим­ся шумным
успехом, и даже больше того — что он
никогда не ста­нет вице-президентом
или незначительным писателем.

Читайте также:  Министерство образования детский сад развитие ребенка

Освобождение от
иллюзий, которое не является чем-то
необыч­ным для 35 или 40 лет, может
оказаться угрожающим для лич­ности.
Данте так описывал свое собственное
смятение в начале десятилетия роковой
черты: «Земную жизнь пройдя до половины,
я
оказался в сумрачном лесу, путь правый
потеряв во тьме долины» (Данте,
1968). Элеонора Рузвельт шесть дней спустя
после своего 35-летия выразила свое
ощущение хотя и не так поэтично, но не
менее сильно: «Не думаю, что я еще
когда-нибудь испытаю столь странные
чувства, как в минувшем году… Вся моя
самоуверенность исчезла вдруг…» (Лэш,
1971). Адвокат Оливер Уэндель Холмс-младший
порвал со своей юридической практикой.
«Неужели это и будет моей жизнью и
впредь, — спросил он себя, — год за
годом?» (Боуэн, 1943).

Анализ жизни
художников и артистов (Джеке, 1965) почти
в каждом случае обнаруживает те или
иные драматические изме­нения в их
творчестве где-то около 35 лет. Некоторые
из них, как например Гоген, начали
‘творческую работу в это время. Другие,

однако, наоборот,
около 35 лет утратили свои творческие
способности или мотивации, и многие из
них умерли. Частота смерти художников
и артистов между 35 и 39 годами ненормально
возрастает. Те же из них, кто переживает
это свое десятилетие роковой черты,
сохраняя творческий потенциал, обычно
обнаруживают значительные изменения
в характере творчества. Часто эти
изменения касаются интенсивности их
работы например, блестящаяимпульсивность
уступает место более зрелому и свободному
творчеству. Действительно, одна из
причин кризиса середины жизни
артистов и художников
в том, что «импульсивный блеск» молодости
требует больших жизненных сил. Хотя бы
отчасти это физические силы, так что
никто не может сохранять их беспредельно.
В 35 или в 40 лет
ведущий напряженную жизнь артист (или
руководитель, или профессор) должен
изменить темп своей жизни и
не так «выкладываться». Таким образом,
проблема убывающих и физических
сил неизбежно возникает в жизни
человека любой

профессии.

Главные проблемы.
Убывание
физических сил и привлекательности
—”одна из многих проблем”, с которыми
сталкивается человек. В годы кризиса
среднего возраста и потом (Пек, 1968). Для
техкто
полагался на свои физические качества,
когда был моложе, средний возраст
может стать периодом тяжелой депрессии.
Истории красивых мужчин и очаровательных
женщин, борющихся сразрушительным
действием времени, стали банальностью.
Стихий­ное бедствие падающих физических
сил поражает людей неожидан­но
широкого круга профессий, включая,
как мы видели, художников и артистов.
Университетские профессора с
сожалением припоминают свою способность
проводить в студенческие годы несколько
дней без сна, если того требовало важное
дело. Многие люди просто жалуются на
то, что они начинают слишком часто
уставать. Хотя хорошо продуманная
программа ежедневных упражнений и
соответствующая диета оказывают свое
действие, большинство людей в среднем
возрасте начинают все больше и больше
полагаться на «мозги», а не на
«мышцы». Они находят новые преимущества
в знании, аккумулирующем жизненный
опыт; они приобретают мудрость.

Второй главный
вопрос среднего возраста — это
сексуальность. У среднего человека
наблюдаются некоторые отклонения в
инте­ресах, способности и возможности,
особенно по мере того, как подрастают
дети. Многие люди поражаются тому, сколь
большую роль играла сексуальность в их
отношениях с людьми, когда они были
моложе. С другой стороны, в художественной
литературе встречается немало примеров
того, как мужчина или женщина средних
лет продолжают рассматривать каждого
человека проти­воположного
пола как потенциального сексуального
партнера, взаимодействуя
с ним только в одном измерении —
«притяжения-отталкивания»,
а людей одного с ним пола рассматривают
как «соперников». В более удачных случаях
достижения зрелости другие

■ • ;■$

люди принимаются
как личности, как потенциальные друзья.
«Социализация» замещает в отношениях
с людьми «сексуализацию», и эти отношения
нередко обретают «ту глубину
взаимопонимания, которую прежняя, более
эгоцентрическая сексуальная установка
до известной степени блокировала»
(Пек, 1968)

Согласие в среднем
возрасте требует значительной гибкости.
Один важный вид гибкости включает
«способность изменять эмоциональный
вклад от человека к человеку и от
деятельности к

” деятельности»
(Там же). Эмоциональная гибкость
необходима,конечно, в
любом возрасте, но в среднем возрасте
она становится’ особенно важной по мере
того как умирают родители, подрастаютI
и покидают дом дети. Неспособность к
эмоциональной отдаче по отношению к
новым людям и новым занятиям ведет к
такого рода 1 застою, который описал
Эриксон.

Другой вид гибкости,
который также необходим для удачного

” достижения
зрелости”, — это «духовная гибкость».
Среди людей зрелого возраста
существует известная тенденция к
растущей ригидности в их взглядах и
действиях, к тому, чтобы делать свои умы
закрытыми для новых идей. Эта умственная
жесткость должна быть преодолена или
она перерастет в нетерпимость или
фанатизм. Кроме того, жесткие установки
ведут к ошибкам и к неспособности’
воспринимать творческие решения проблем.

Стабилизация.
Успешное
разрешение кризиса среднего возра­ста
включает обычно переформулировку целей
в рамках более реалистичной и сдержанной
точки зрения и осознание ограничен­ности
времени жизни всякого человека. Супруг,
друзья и дети приобретают все большее
значение, тогда как собственное все
более лишается своего исключительного
положения (Гоулд, 1972). Наблюдается все
усиливающаяся тенденция довольствоваться
тем, что есть, и меньше думать о вещах,
которые скорее всего никогда не удастся
достичь. Отмечается отчетливая тенденция
чувствовать свое
собственное положение вполне приличным.
Все эти изменения знаменуют
собой следующую стадию развития личности,
период «новой стабильности» (Гоулд,
1975).

Для многих процесс
обновления, который начинается тогда,
когда они оказываются перед лицом своих
иллюзий и упадка физических сил, в конце
концов приводит их к более спокойной и
даже более счастливой жизни (Ший, 1976).
После 50-ти проблемы здоровья становятся
более насущными и возникает растущее
сознание того, что «время уходит». Если
не считать, однако, круп­ных экономических
проблем и проблем, связанных с болезнями,
то можно сказать, что 50-е годы жизни
человека продолжают те новые
формы стабильности, которые были
достигнуты в течение предыдущего
десятилетия.

Читайте также:  Календарь развития ребенка до года что умеет

Источник

Развитие личности ребенка массен п

ТОП 10:

Из книги: Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., ГивитцДж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М: Изд-во МГУ, 1982. С. 182-186.

Главная дилемма развития у взрослого человека средних лет в соответствии с точкой зрения Эрика Эриксона (1963) — это дилемма неуспокоенности <…>. Неуспокоенность в теории :< Эриксона — это очень широкое понятие, охватывающее как родительские отношения — рождение детей и их воспитание, так и большую часть того, что имеют в виду, говоря о «продуктивности» или «творчестве»,—компетентность в той или иной области, способность внести в нее свой вклад. Неуспокоенность, таким образом, понятие, близкое к самоактуализации, которую Абрахам Маслоу (1970) определяет как стремление стать как можно лучше. Самоактуализирующиеся люди стараются быть лучшими родителями. В выбранной ими профессии они стремятся сделать все возможное и усовершенствоваться настолько, чтобы достичь высшего уровня компетенции, на который они способны. Они стремятся быть преданными друзьями, заинтересованными гражданами, достойными партнерами. Они работают над тем, чтобы развить свои достоинства и по возможности устранить свои недостатки, дабы стать настолько совершенными, насколько это возможно.

В той мере, в какой личность оказывается «успокоенной», она перестает расти и обогащаться. Последнее Эриксон называет застоем. В тяжелых случаях «наблюдается регрессия к навязчивой потребности в псевдоинтимности, нередко сопровождающейся растущим чувством личностного опустошения. Люди с в этом случае часто начинают потакать себе, как если бы они были своим собственным… и единственным ребенком. И если только условия благоприятствуют тому, преждевременная инвалидность, физическая или психологическая, становится поводом для чрезмерной заботы о себе» (Эриксон, 1963).

Конечно, до известной степени застой можно отметить у каждого. Каждый по временам проявляет инфантильность и потакает себе. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в среднем возрасте означает поэтому только то, что личность переходит к оптимизму через пессимизм и предпочитает решение проблем бесконечным сетованиям на жизнь.

Эриксон (1964) рассматривает работу как человеческую добродетель, наиболее тесно связанную с неуспокоенностью, зрелые люди — это те, которые заботятся о детях, которых они произвели на свет, о работе, которую они выполняют, или о благосостоянии других людей в том обществе, в котором они живут.

Теория Эриксона сфокусирована на детских стадиях развития: рассмотрение среднего возраста, которое содержится в ней, кратко и сформулировано в очень общих терминах. Теоретики, которые сосредоточивали свое внимание на среднем возрасте, пытались разработать некоторые из проблем этого возраста, описывая большее число важных вопросов и определяя большее число стадий. Важно заметить, что эти стадии были разработаны почти исключительно на основе изучения белых людей среднего класса. Вполне возможно, что эти стадии представляют критические периоды, отражающие особенности карьеры и стиля жизни людей именно этого класса, и для других популяций могут быть установлены другие стадии. Тем не менее уже то, что у большого числа людей «жизненные кризисы» имеют место приблизительно в одном и том же возрасте, служит основанием для деления и описания этих стадий развития зрелой личности.

Вспомним сначала стадии развития молодых людей, которые предшествуют стадиям среднего возраста. Двадцатилетние обычно имеют дело с выбором супруги и карьеры, намечают жизненные цели и начинают их осуществлять. Позже, около тридцати лет, многие приходят к переоценке своих прежних выборов супруга, карьеры, жизненных целей; иногда дело доходит до развода и смены профессии. Наконец, первые годы после тридцати, как правило, время сживания с новыми или вновь подтверждаемыми выборами.

Кризис середины жизни.Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и

переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» (Ший, 1976) и «кризисом середины жизни» (Джеке, 1965). Ее главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные и эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью обнаруживающийся вдруг с устрашающей резкостью. Заполняя опросники, люди в возрасте 35 —40 лет начинают не соглашаться с такими фразами,

13 — 10754 Болотова

как «есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу». Вместо этого они констатируют: «Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере» (Гоулд, 1975). В 20 и в 30 лет человек может быть «подающим надежды» — люди могут сказать о нем: «Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор», но после 40 лет уже никто так не скажет — это время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, сенатором, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того — что он никогда не станет вице-президентом или незначительным писателем.

Освобождение от иллюзий, которое не является чем-то необычным для 35 — 40 лет, может оказаться угрожающим для личности. Данте так описывал свое собственное смятение в начале десятилетия роковой черты: «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь потеряв во тьме долины». Элеонора Рузвельт шесть дней спустя после своего 35-летия выразила свое ощущение хотя и не так поэтично, но не менее сильно: «Не думаю, что я еще когда-нибудь испытаю столь странные чувства, как в минувшем году… Вся моя самоуверенность исчезла вдруг…» (Лэш, 1971). Адвокат Оливер Уэндель Холмс-младший порвал со своей юридической практикой. «Неужели это и будет моей жизнью и впредь, — спросил он себя, — год за годом?» (Боуэн, 1943).

Читайте также:  С развитием речи ребенка тесно связано

Анализ жизни художников и артистов (Джеке, 1965) почти в каждом случае обнаруживает те или иные драматические изменения в их творчестве где-то около 35 лет. Некоторые из них, как например Гоген, начали творческую работу в это время. Другие, однако, наоборот, около 36 лет утратили свои творческие способности или мотивации, и многие из них умерли. Частота смерти художников и артистов между 35 и 39 годами ненормально возрастает. Те же, кто переживает это свое десятилетие роковой черты, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например, блестящая импульсивность уступает место более зрелому и свободному творчеству. Действительно, одна из причин кризиса середины жизни у артистов и художников в том, что «импульсивный блеск» молодости требует больших жизненных сил. Хотя бы отчасти это физические силы, так что никто не может сохранять их беспредельно. В 35 или в 40 лет ведущий напряженную жизнь артист (или руководитель, или профессор) должен изменить темп своей жизни и не так «выкладываться». Таким

образом, проблема убывающих физических сил неизбежно возникает у человека любой профессии.

Главные проблемы.Убывание физических сил и привлекательности — одна из многих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и позже (Пек, 1968). Для тех, кто полагался на свои физические качества, когда был моложе, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Истории красивых мужчин и очаровательных женщин, борющихся с разрушительным действием времени, стали банальностью. Стихийное бедствие падающих физических сил поражает людей неожиданно широкого круга профессий, включая, как мы видели, художников и артистов. Университетские профессора с сожалением вспоминают свою способность проводить в студенческие годы несколько дней без сна, если того требовало важное дело. Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком часто уставать. Хорошо продуманная программа ежедневных упражнений и соответствующая диета оказывают свое действие, но большинство людей в среднем возрасте начинают все больше полагаться на «мозги», а не на «мышцы». Они находят новые преимущества в знании, аккумулируют жизненный опыт; они приобретают мудрость.

Второй вопрос среднего возраста — это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе. С другой стороны, в художественной литературе встречается немало примеров того, как мужчина или женщина средних лет продолжают рассматривать каждого человека как своего потенциального партнера, взаимодействуя с ним только в одном измерении — «притяжения-отталкивания», а людей одного с ним пола рассматривают как «соперника». В более удачных случаях достижения зрелости другие люди принимаются как личности, как потенциальные друзья. «Социализация» замещает в отношениях с людьми «сексуализацию», и эти отношения нередко обретают «ту глубину взаимопонимания, которую прежняя, более эгоцентрическая сексуальная установка до известной степени блокировала» (Пек, 1968).

Согласие в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает «способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельности к деятельности» (там же). Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она

становится

13*

особенно важной по мере того, как умирают родители, подрастают и покидают дом дети. Неспособность к эмоциональной отдаче по отношению к новым людям и новым занятиям ведет к такого рода застою, который описал Эриксон.

Другой вид гибкости, который также необходим для удачного достижения зрелости,—это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует известная тенденция к растущей ригидности в их взглядах и действиях, к тому, чтобы делать свои умы закрытыми для новых идей. Эта умственная жесткость должна быть преодолена или она перерастает в нетерпимость или фанатизм. Кроме того, жесткие установки ведут к ошибкам и к неспособности воспринимать творческие решения проблем.

Стабилизация.Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни всякого человека. Супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное «Я» все более лишается своего исключительного положения (Гоулд. 1972). Наблюдается все усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которых, скорее всего, никогда не удастся достичь. Отмечается отчетливая тенденция чувствовать свое собственное положение вполне приличным. Все эти изменения знаменуют собой следующую стадию развития личности, период «новой стабильности» (Гоулд, 1975).

Для многих процесс обновления, который начинается тогда, когда они оказываются перед лицом своих иллюзий и упадка физических сил, в конце концов приводит их к более спокойной и даже более счастливой жизни (Ший, 1976). После 50-ти проблемы здоровья становятся более насущными и возникает растущее сознание того, что «время уходит». Если не считать, однако, крупных экономических проблем и проблем, связанных с болезнями, то можно считать, что 50-е годы жизни человека продолжают те новые формы стабильности, которые были достигнуты в течение предыдущего десятилетия.

Ливехуд Б.

ХОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Из книги: Ливехуд Б. Кризисы жизни шансы жизни. Калуга, 1994. С. 41-92

ЮНОСТЬ



Источник