Развитие личности ребенка и качество музыкального образования это
Елена Затовка
Роль музыкального воспитания в развитии личности дошкольника
Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.
В. А. Сухомлинский.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.
Музыка возникла в глубокой древности. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.
Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем говорить о ее познавательном значении.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной
культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Основной задачами музыкального воспитания можно считать:
1. Развитие музыкальных и творческих способностей, (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
2. Формирование начал музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.
В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Еще Аристотель высказывал мысль, что музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, что она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
Платону принадлежит идея единства прекрасного, доброго, разумного и любви в эстетических отношениях.
Идеи античных философов получили развитие во все последующие времена. Подтвердилось высокое воспитательное значение искусства, его роль в формировании ценностных ориентаций человека.
Известный отечественный психолог Л. В. Выготский писал о том, что во время восприятия искусства у человека возникают «умные эмоции», подчеркивал единство чувства и фантазии. Говоря о воздействии на человека музыки, он полагал, что ее действие может сказаться не сразу, а потом, в зависимости от того, «что она высвободит, а что оттеснит вглубь», подчеркивая воспитательное значение музыки, возможности организовать наше поведение в будущем.
Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.
Узнавая жизнь через музыкальные образы, человек духовно и нравственно очищается, совершенствуется. В то же время, сама музыка является ценностью, развивает представления человека о красоте в искусстве и в жизни.
По словам Д. Д. Шостаковича, «музыка может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества».
В период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребенка. Приобщение детей к миру ценностей музыкальной культуры с первых лет жизни способствует формированию ценностного отношения к искусству, осознания жизненных и эстетических ценностей, личностному развитию.
Музыка разных эпох и стилей позволяет общаться с великими композиторами прошлого через их творения и тем самым обогащает кругозор человека.
Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально- образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку- одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, – пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально ритмические движения.
В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах, формированию основ музыкальной и общей культуры.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б. М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Заключение
Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.
Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой – классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.
Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.
Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.
Список используемой литературы
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М, 1984.
2. Дубровская Е. А., Казакова Т. Г., Юрина Н. Н. и др. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. – М., 2002.
3. Радынова О. П., Комисарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна Феникс + 2011
4. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов пед. институтов и колледжей- М., 2002.
Источник
Сегодня мало таких родителей, которые задумываются о музыкальном образовании своих детей. Многие родители считают, что музыкальное образование не так важно, как например: юридическое, экономическое или филологическое. Наставляют своих детей, говоря: «Изучай иностранный язык, учи хорошо историю, математику…» и т. д., внушая тем самым своим детям мысль, что им нужны только те знания, которые пригодятся в жизни.
А что родителям еще остается говорить, ведь жизнь заставляет выбирать кратчайший путь к финансовому благополучию. Действительно, зачем тратить драгоценное время на изнурительные репетиции, которые изнуряют не только детей, но и самих родителей. Повезет если инструмент по специальности фортепиано, а не скрипка, например или виолончель. При занятиях на этих музыкальных инструментах дома, смычек играет не только на самой скрипке, но и на нервах самих родителей и нервах соседей по подъезду.
Но не всегда такое негативное отношение было к музыкальному образованию детей. Совсем недавно родители старались дать детям не только среднее, но и музыкальное образование, несмотря на неудобства и хлопоты, связанные с этим. И правильно делали, ведь музыка прививает не только любовь к творчеству и развивает душевные и духовные качества, но и помогает детям развить коммуникабельность и мыслительные способности. Очень часто дети, которые занимаются музыкой, отличаются от других ровесников грамотностью, трудолюбием, терпением и силой воли.
Смотря на всё это можно сделать выводы, что родителям кроме минусов, стоит замечать и плюсы в музыкальном развитии детей, понимая при этом, что потраченное время и силы могут принести их детям плоды в будущем.
Дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии, они быстрее усваивают навыки чтения и умеют яснее выражать свои мысли. Это научно подтвержденный факт. Регулярные занятия музыкой с детьми развивают не только моторику рук, но и моторику речи.
Чтобы ребенок успешно учил иностранные языки, не надо заставлять его зубрить грамматику. Надо заниматься музыкой. Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.
Поговорим о взаимодействии двух составляющих: музыка и живопись. Исследования в области когнитивной психологии, изучающей познавательные процессы человеческого сознания, обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
«В течение 9 месяцев ученые наблюдали за тем, как уроки музыки и живописи влияют на развитие детей. В эксперименте участвовали 32 ребенка в возрасте 8–9 лет. Никто из ребят до этого не занимался музыкой. Детей протестировали неврологи, психологи и педагоги на предмет умения читать, моторики речи, поведенческих особенностей и развития головного мозга. Перед авторами стояли задачи: 1) можно ли говорить о врожденной предрасположенности к музыке, или это результат образования; 2) улучшает ли музыкальное образование когнитивные способности мозга, в частности чтение и построение речи. Детей разделили на две группы. Одним стали преподавать музыку, других обучать живописи. После 6 месяцев повторили тестирование. Результаты превзошли ожидания. Оказалось, что даже через такой короткий промежуток времени юные музыканты обогнали живописцев по многим параметрам. Они показали лучшие результаты по чтению, смогли преодолеть скованность в речи. Изменение биоритмов мозга доказывало влияние уроков музыки на нервные процессы. Кроме того, у всех музыкантов улучшилось поведение, они стали внимательнее к тому, что говорили взрослые, и не воспринимали их слова в штыки». (По материалам Steinway.com)
А если коснуться ещё одного взаимодействия таких компонентов, как музыка и ораторское искусство, то увидим, что связь музыкальности и речи интересовала ученых давно. После изобретения позитронно-эмиссионного томографа было сделано открытие, которое сейчас уже считается неопровержимым фактом. Мозг музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества. Сканирование коры головного мозга показало у большинства обследованных значительно превышенные размеры левой височной извилины planum temporale. А planum temporale совпадает с теми областями коры мозга, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи — это зона Вернике и зона Брока.
И как же не остановиться на одном из важных факторов — музыкальный интеллект. Мозг музыкантов работает лучше. Исследователям из Университета Вандербилта (США) удалось установить, что у музыкантов чаще, чем у других людей бывают задействованы оба полушария одновременно, и у них они одинаково активны. В целом IQ у любителей нот выше, их мозг быстрее обрабатывает информацию. Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому нейронные сигналы распределяются равномерно. Музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой. (Colwell R. Music and Aesthetic Education: A Collegial Relationship).
Теоретическое обоснование детских занятий («Музыка с мамой» С. и Е. Железновы). Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение — необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми на музыкальных занятиях ребенок использует и развивает многие свои способности, в частности:
– улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка;
– развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память;
– формируются навыки вербального и/или невербального общения;
– ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе;
– развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Музыкально-ритмическая деятельность на занятиях имеет еще и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.
Исследователями отмечено заметное положительное влияние музыкально-ритмических игр на детей: формирование хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.
В настоящее время проблемы со вниманием у детей далеко не редкость. Причины самые разные — употребление родителями некоторых лекарств и алкогольных напитков, инфекционные заболевания и осложнения при родах, а также некоторые болезни матери и малыша. Но чаще всего недостаточная способность сосредоточиться имеет бытовые причины. Дети обычно проводят слишком много времени у телевизора: яркие картинки, резкая музыка, быстрая смена действий перегружают и истощают нервную систему детей. Способность к восприятию заметно снижается, дети с трудом сосредоточиваются на одном задании продолжительное время. Вместе с этим, у детей наблюдается физическая неловкость, падает интерес к творческой игре.
И самое время, на мой взгляд, озвучить факты о пользе обучения детей музыке. Исследование сотрудников Института образования Лондона подтвердило, что обучение музыке и игре на любом, даже шумовом, инструменте повышает уровень интеллекта и вообще улучшает общее самочувствие человека. Музыка способствует концентрации внимания, улучшает настроение и работу иммунной системы.
Ученые из Нортумбрийского университета (Великобритания) выяснили, что под музыкальный аккомпанемент двухлетние малыши гораздо быстрее запоминают новые слова и отдельные выражения, и пришли к выводу, что регулярные занятия детей музыкой один или два раза в неделю помогают увеличивать словарный запас, развивать простейшие арифметические навыки, способность слушать и усваивать информацию.
Обучение речи — процесс долгий и трудный. Израильские врачи Университета Хайфы и их датские коллеги из Университета Ольборг пришли к выводу, что ускорить процесс по развитию речи у таких детей помогает музыка. Был проведен эксперимент с маленькими детьми, которым была сделана кохлеарная имплантация.
В ходе занятий с ними по развитию речи использовались музыкальные инструменты и игрушки, а также дети слушали различные музыкальные произведения и песни. Как показал эксперимент, дети после таких занятий стали более спонтанно общаться между собой и тем самым лучше познавали свою родную речь. Как считают сами исследователи, музыка — одна из форм невербального общения, которая стимулирует коммуникационную деятельность ребенка, призывая его взаимодействовать с другими детьми. (Metodika_issledovaniya_muz._razvitiya).
Медицинское обоснование этих фактов нашли американцы: специалисты из медицинской школы Гарварда обнаружили, что у детей, которые в течение 15 месяцев не менее 2,5 часов в неделю занимались музыкой, объём мозолистого тела головного мозга (corpuscallosum), органа, предположительно отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями, увеличился в среднем на четверть.
Музыка Моцарта помогает недоношенным детям быстрее набирать вес и делает их более сильными. Это было доказано результатами экспериментов, проведенных израильскими медиками в Медицинском центре Тель-Авива, сообщает издание LiveScience. Двадцать малышей, родившихся раньше срока, были поделены на две группы: одной единожды в день по 30 минут давали слушать произведения Вольфганга Амадея Моцарта, а второй музыку не проигрывали вовсе. Для эксперимента была выбрана музыка Моцарта, поскольку в 1993 году в ходе эксперимента учащиеся колледжа лучше справлялись с пространственно-временными задачами, если слушали сонату австрийского композитора по 10 минут в день. Это явление получило название «эффекта Моцарта». Эксперимент с младенцами длился два дня. По окончании выяснилось, что после прослушивания музыки дети из первой группы становились спокойнее и расходовали меньше энергии, чем те, кто попал во вторую группу. Когда ребенок расходует мало энергии, ему не требуется много калорий для роста; как следствие, он быстрее набирает вес и растет. (По данным — livescience.com.)
Но для достижения положительного эффекта важно, чтобы ребенок стремился заниматься сам, без традиционного напора со стороны родителей.
Основываясь на результатах исследований, ученые разных стран предлагают увеличить долю уроков музыки в школьной программе и поставить ее в один ряд с математикой, чтением и правописанием.
Врачи и психологи подтверждают: у детей, которые регулярно поют, лучше иммунная система, они здоровее и эмоционально более уравновешены, чем не поющие дети. Родителям важно развивать способности ребенка с самого раннего детства. Начинать надо с дыхательных упражнений — игр, которые может выполнить любой ребенок.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.
Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Анализ литературных источников доказывает благотворное влияние на интеллектуальную деятельность определенных музыкальных произведений. Так, определены механизмы положительного влияния музыки на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением.
В каждом человеке с рождения заложен потенциал, который стремится к раскрытию. Иными словами стремление к самовыражению заложено в нас на генетическом уровне и является такой же потребностью, как стремление утолить голод, жажду, создать комфортные условия жизни. Просто она находится на самом верху пирамиды потребностей, поэтому многие ее игнорируют, что лишает человека возможности быть по-настоящему счастливым.
По словам учёных, музыкальная деятельность на протяжении жизни может расцениваться как стимулирующие когнитивные упражнения, делающие мозг более подготовленным и приспособленным к проблемам старения. Поскольку обучение игре на музыкальных инструментах требует многих лет практики, это занятие может создавать альтернативные связи в мозге, которые способны компенсировать ухудшение познавательных способностей в старости.
И надо помнить, что музыкальное образование может способствовать не только душевному преображению, но и физическому здоровью, затрагивая самые ценные аспекты человеческой жизни. Именно игра на музыкальном инструменте может стать новым звучанием вашей жизни и важным шагом к здоровью вашего ребенка.
Литература:
1. Битова А. Л. Музыкотерапия. — Сайт: https://www.gloria-lucia.com/
2. Брязгунов И. П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. — М., 2008. — 208 с.
3. Влияние классики на людей. www.classicalmusic.ru
4. Заваденко Н. Н. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1997. — № 1.– С. 58–61.
5. Источник: https://guitarline.ru/2010/05/11/o-polze-muzykalnogo-obrazovaniya/
6. Классика — забытое прошлое. Книга. Автор — В. И. Лукашевич. М -, ДРОФА, 2004
7. Лохов М. И. Плохой хороший ребенок / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко. — СПб, 2003.- 384с.
8. Макшанов С. И. Психогимнастика в тренинге / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. — СПб., 2001. — 254 с.
9. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль, 1997.
10. Музыка в нашей жизни. Автор — Н. Д. Зельницкая.1998. Астрель.Тула.
11. Музыка в Древние времена и при Древних Людях. www.music-in-ancient_time.ru
12. Музыкотерапия, основанная на прослушивании классической музыки. Сайт врача и его разработки. www.rognovsergey.ru
13. Музыкотерапия. Её виды и формы. Журнал «Здоровье». Страницы в интернете. www.zdoroviemagazin.ru
14. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. — 281 с.
15. Петрушин В. И. Музыкальная психология. — М., 2006. — 400 с.
16. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. — М., «Владос», 1999. — 176 с.
17. Психология. Т. И. Волкова.2002год. ЭКСМО. Москва.Стр.345–380.
18. Современная молодёжь и её музыкальные вкусы. www.yangpeple.ru
19. Colwell R. Music and Aesthetic Education: A Collegial Relationship // J. of Aesthetic Education. Vol. 20. ¹ 4. P. 31–38.
20. Хинич М. Слушать музыку. — Сайт: https://www.best-manual.com/
21. Шарапановская Е. В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. — М., «Сфера», 2005. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыка, музыкальное образование, головной мозг, игра, родитель, способность, иммунная система, мозг музыкантов, невербальное общение.
Источник