Развитие личности ребенка года до трех

Развитие личности ребенка года до трех thumbnail

Главная особенность ребенка раннего детства — это ситуативное поведение, целиком определяющееся ситуацией, в которой находится ребенок, тем, что происходит здесь и сейчас, в его зрительном поле. Действия ребенка на этой стадии определяются теми предметами и явлениями, которые находятся в поле его зрения, которые притягивают или отталкивают его. Одни предметы побуждают ребенка их съесть, другие — забраться на них, схватить их, играть с ними и т. д. Таким образом, именно предметы и явления в окружении ребенка определяют направленность его поведения — «за каждым восприятием непременно следует действие».

В начале периода раннего детства, поведение ребенка импульсивно, желания его неустойчивы и быстро проходят, он не может их контролировать, не может соблюдать правила. Но уже к двум годам начинает формироваться произвольность, ребенок усваивает социальные нормы, начинает контролировать свои побуждения. Это период, когда ребенок учится сам принимать решения и нести ответственность за их выполнение. Сначала это касается еды, туалета, одевания и других бытовых задач. Ребенок может сам решить, положить ему еще каши или нет, будет он рисовать или играть в кубики. Это сензитивный период для закрепления самостоятельности и инициативности.Когда у детей начинает развиваться стремление к самостоятельности, они часто ошибаются и остро нуждаются в поддержке и огромном терпении со стороны любящих взрослых. Холодное отношение взрослых или даже насмешки — могут погубить в них это желание. Внешний контроль со стороны взрослых необходим, преимущественно он должен быть поощряющим. Излишняя строгость, наказания за ошибки или гиперопека, могут привести к формированию чувства стыда за свои поступки, привести к сомнению в собственных силах и способностях. Подробнее о практике развития самостоятельности в 1-3 года.

Положительное самоощущение развивается у ребенка в том случае, если взрослые, с одной стороны, поощряют его самостоятельность, содействуют ее проявлению. А с другой стороны, устанавливают согласованные, четкие и разумные ограничения. Относясь при этом к ребенку с любовью и пониманием.

Раннее детство также характеризуется зарождающимся самосознанием. Ребенок начинает узнавать себя, в том числе свой возраст, пол, имя, различать свои отдельные внешние свойства. В течение второго года начинает формироваться собственное «Я», появляется узнавание самого себя в зеркале. Большинство детей к 2 годам узнают себя на фотографии.

В конце второго года жизни появляются эмоции по отношению к себе, которые включают в себя стыд, смущение, вину, гордость. Похвала и одобрение окружающих, вызывают у ребенка чувство гордости. Если действия ребенка не оправдывают ожиданий взрослых, то возникает чувство стыда.

Двухлетний ребенок начинает все больше использовать местоимения первого лица (я, мне, мое). Отсюда появляется и чувство собственности. Речь двухлетнего ребенка полна утверждений обладания. Прежде всего, он устанавливает границы своих владений: «мой ботинок, моя кукла, моя машинка». С ростом устойчивости самоопределения, действия ребенка становятся все более собственническими и сопровождаются заявлениями: «Мое!».

Появление местоимения «Я», говорит об осознании себя отдельным человеком, ребенок начинает говорить и действовать со своей позиции. У ребенка появляются также определенные представления о себе в черно-белых тонах, что «я хороший» или «я плохой». Он не думает о себе как о ребенке, который иногда хорош в некоторых отношениях, а иногда плох в других. Достижения ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых, становятся для него мерой своего «Я» и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.

Возникновение сознания «Я», приводит к распаду настоящей социальной ситуации, и подводит ребенка к кризису трех лет.

Источник

Развитие личности ребенка года до трех

Продолжаем наши размышления о воспитании детей в самом начале пути. Первый год жизни прошел, путь продолжается, ребенок умнеет, растет и родителям необходимо знать новые подходы в воспитании, общении и влиянии на молодое поколение в своей семье. Мы будем наблюдать развитие детей до трех лет.

Опыт, приобретенный в это время, становится фундаментом, на котором будут развиваться основы всей психики в уже более позднем возрасте. Психологи утверждают, что личность человека, которая базируется на его подсознании, формируется именно в первые три года жизни. У детей от нуля до 12 лет проявляются несколько фаз возбуждения.  Первая фаза возбуждения – в 3 года –  самая важная и ответственная. Родители могут  до этого времени воспитать сильный фундамент для устойчивой личности или подвергнуть опасности  дальнейшее поведение, нервную систему, привычки и характер своих детей.

Развитие личности ребенка года до трех

После первого  года жизни маленький человек начинает активно двигаться, проявляя очень высокий интерес ко всему, что его окружает.  Часто родители спрашивают, что делать: ребенок все время открывает все дверцы шкафа, буфета, стола и вываливает оттуда все, что там находится.  Поступайте мудро. Нужно сделать так, чтобы ребенок мог активно развиваться и познавать мир, но при этом не привыкал к постоянному беспорядку. Например, в кухонном шкафу сделайте запоры на всех дверцах, кроме одних, которые ребенок может в любое время открыть и вытащить оттуда все, что там есть, пусть там останутся безопасные предметы и вещи, которые он может взять в руки.  Он так познает мир, поэтому нужно ему помочь. Пусть выкладывает, что можно и научится одновременно уроку, что только эту дверцу можно открыть.   Остальное – под запретом.

Запреты должны быть немногочисленными  и грамотными. Не ограничивайте его постоянно, куда бы он ни повернулся. Обычно такие дети становятся очень непослушными и трудноуправляемыми.  Они  скоро перестают обращать внимание на окрики мамы и папы.

В этот период очень важно развивать внимание, память и мышление.  Это основные психические процессы, которые можно активизировать до трех лет. Для этого нужно постоянно разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы, много читать с ним книг с картинками, которые ему понятны. Воспринимать он может только одну деталь на картинке, которую долго рассматривает. В это время задавайте ему вопросы  по картинке,  пусть пальчиком показывает, что понял. Очень важный момент: заниматься с ребенком можно не больше 2 – 3 минут и после этого должны быть какие-нибудь движения.

Дети в этом возрасте очень эмоциональны, поэтому говорить нужно очень спокойно и негромко. Он изучает не только слова, но и интонации, с которыми вы рассказываете ему истории. Если ваша подруга приведет такого же малыша к вам в гости, и вы надеетесь, что дети поиграют вместе, пока вы разговариваете, то вы ошибаетесь. Ваши дети  после года и до 5 лет не могут играть вместе. Они играют рядом, но не вместе. В игре пока они одиночки.

Есть еще одна проблема для родителей: маленькие дети все ломают и рвут.  Машинки без колес, куклы без рук и ног, а как интересно на маленькие кусочки рвать газету или бумагу!   Но это нормальное явление для человека, который изучает окружающий мир и из чего он состоит. Новые игрушки изучаются глазами, ртом и пальчиком приблизительно  две  минуты, а потом нужно обязательно посмотреть, что внутри. Это нормально.  Он постигает мир через предметы, поэтому в доступной дистанции должны быть безвредные предметы, а остальные далеко спрятаны.

К двум годам почти все дети начинают хорошо выражать мысли предложениями, быстро запоминают новые слова, расширяя каждый день свой словарный запас. В это время родители должны следить за своими эмоциональными реакциями, интонациями, думать хорошо, что вы говорите и как. Дети точно копируют и воспроизводят, как в зеркале, поведение родителей.  Часто мне звонят мамы и спрашивают, почему дети устраивают в этом возрасте истерики, капризничают, не подчиняются просьбам и приказам. Причины такого поведения детей чаще всего находятся  в примере родителей. Если папа и мама между собой хотя бы когда-нибудь говорят на повышенных тонах, резко реагируют, не сдерживая своих эмоций напрасно думая, что маленький ребенок ничего не поймет, то они глубоко ошибаются.  В это время как раз и впитывается ребенком модель поведения, интонации, реакции, то есть – проходит процесс воспитания. Иногда истерики являются  результатом наблюдения  и копирования  увиденного   у  других детей, когда те что-то требовали от мамы, и добились этого истерикой. Ваши дети скопируют этот «удачный прием» для себя. В таких случаях нужно помнить, что истерика – это театр для вас, родители. Если есть «зрительный зал», то истерика будет продолжаться очень долго. Поэтому первое, что должно произойти – уйдите с глаз ребенка в другую комнату, если это случилось дома. Если на улице, то ни в коем случае не удовлетворяйте истеричное требование детей. Это будет только началом  их постоянных требований и ваших мучений.  Дети наблюдательны. Они прекрасно и быстро начинают понимать, что и как можно из вас «выбить», как далеко можно вторгнуться на вашу территорию, чтобы вами управлять.  Сначала применяется «разведка боем», и, если это удалось, тогда уже держитесь! Как решать проблемы при таком конфликте, будем говорить в следующий раз.

Развитие личности ребенка года до трехХочу отметить одну ошибку, которую сегодня совершают многие родители. Так как ребенок очень подвижен и родители устают от постоянного «надзора» где он и чем занимается, выход находится очень простой: включить мультики, посадить ребенка около телевизора и (ура!) мама может хоть что-то сделать по дому. Иногда дети сидят и смотрят мультики, при  чем,  очень спокойно и  довольно долго – до 2 часов. Но родители не подозревают, что такое созерцание движущихся кадров в течение больше 10 минут очень повредит психике ребенка:  их творческие центры блокируются и «увядают», дети не могут играть сами, просят постоянно родителей быть рядом с ними, им не интересно рисовать, лепить, строить.  К  5 годам процесс торможения усиливается,   родители никак не связывают это явление с просмотром телевизора. Умственное развитие детей связано напрямую с фалангами пальцев. Если  развивать мелкую моторику играми, мозаикой, собиранием мелких предметов, то дети психически развиваются намного быстрее. Пусть ваши детки моют вместе с вами ложки, подметают пол, стирают свои носочки и платочки. Это время для беседы с ними, рассказов, пения. Пусть они лепят с вами вареники и паровозики из теста – это замечательно развивает детей, и они испытывают  множество положительных эмоций от домашнего труда.  Дети до 3-х лет не должны вообще смотреть телевизор, это намного  лучше. Попробуйте заинтересовать ребенка работать вместе с вами на кухне, в ванной, в спальне. Это займет больше времени, чем хотелось бы потратить на эту работу, зато вы получите прекрасный результат –  ваш ребенок обучится многому, вы сможете воспитать его трудолюбивым и аккуратным. Жалобы на лень детей и подростков, нежелание работать в доме поступают  почти беспрерывно, а всё потому, что все в доме делается быстро, но без участия детей. Родителям нужно обязательно учесть, что в 2,5 года у детей проявляется такая  психологическая потребность, как нравиться маме. Мы помним правило воспитания – прививать ценные качества детям легче на основе потребности.  Пришло время потребности нравиться маме. Вот и  используйте эту очень выраженную потребность для того, чтобы привить сыну или дочери ТРУДОЛЮБИЕ,  АККУРАТНОСТЬ, УСИДЧИВОСТЬ И ЧУВСТВО ДОЛГА. Покажите ребенку, как нужно складывать одежду, потом – книжки, игрушки. Скажите ему, что если он будет это делать именно так, это очень  понравится маме.  Ребенок будет очень стараться. Вы его похвалите, поддержите, и у него постепенно выработается привычка все складывать ровненько и красиво. Практика показала, что эта удивительная потребность  – нравиться маме –  длится  около года – до 3,5 лет. За этот год  можно многому научить любого ребенка, было бы терпение и желание.

Особенностью этого возраста является  способность легко переключаться с одного эмоционального состояния на другое. Поэтому разговаривать с детьми нужно мягко, даже, если это требование – спокойно и тихо. Разговор на повышенных тонах отразится на его психологическом состоянии не только в два – три года, но больно отзовется  в подростковом возрасте, когда почти все родители жалуются на агрессивное поведение и излишек отрицательных эмоций своих детей.

Развитие личности ребенка года до трехНе цепляйте своим деткам ярлыки, которые унизят их. В изобилии эмоций, когда родители устали, их начинают раздражать медлительность или неумение детей. И тогда обильный поток ярлычков они начинают цеплять своим детям: и растеряши они, и неряхи, и непослушные, и упрямые, и нехорошие. Много разного можно наговорить маленькому неумельцу. Но каждый раз, говоря такие слова, родители все делают для того, чтобы отрицательный потенциал расцвел пышным цветом в характере ребенка. Они могут добиться уверенности мальчика или девочки в том, что они действительно такие. И они БУДУТ ТАКИМИ! Задача любящих родителей – развить весь положительный потенциал в сознании ребенка. Он – хороший, у него получится, он сможет! И он действительно сможет, ведь это положительное начало обязательно присутствует у детей.  Ваши дети гениальны, у них много хорошего и они вас любят!

В следующий раз мы будем говорить о важном периоде в жизни детей до трех лет – первой фазе возбуждения.

Источник

Алена Агапова
Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет)

Работа в консультационном пункте

(консультация для родителей детей 1,5 -2 лет)

«Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х лет)»

Подготовили:

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 131»

Байгушева Ирина Вениаминовна

педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 131»

Агапова Алена Игоревна

Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка, проявляющийся в психологическом отделении от матери и наступлении раннего детства. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций:

Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.

К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания.

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки,как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Однако функционируя, например, с матрешкой, ребенокуже осуществляет такие мыслительные процессы как анализ и синтез: разбор матрешки – это анализ, а сбор – это синтез. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» – центральное новообразование этого периода.

Особенности развития ребенка от 1 до 1,5 лет.

Ребенок умеет ходить, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений он начинает пробовать бегать.

Ребенок очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми, с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.

• Интеллектуальное развитие ребенка также идет высоким темпом. Ребенок стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.

• Словарный запас ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Он произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.

Ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Ребенок пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

Ключевые изменения в психическом и личностном развитии детей с 2 до 3х лет

1.Формирование самостоятельных активных двигательных действий: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.

2.Зарождение новых видов деятельности:

– динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей; появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.

– появление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).

3. Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.

4. Появление элементарных обобщений и знаковой системы.

5. Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.

6. Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действий с предметами.

7. Кратковременное проявление воли.

8. Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.

9. Возникновение стремления к самостоятельности (начало кризиса 3х лет, возможные проявления упрямства и негативизма)

10. Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.

Новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Таким образом к 3 годамсреди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребеноквсе более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы – светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире – не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире – различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4)о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им словесными определениями.

Источник