Развитие личности ребенка главная цель современного образования

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения.
В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6-7 лет воображение носит активный характер.
Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества, для развития которых необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение со взрослыми, предметно-манипулятивные занятия, разные виды деятельности.
Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Важно формировать у детей познавательные интересы.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов.
Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет.
Развивать любознательность, наблюдательность, воображение, фантазию, изобретательность и художественное творчество – ещё одна немаловажная задача.
Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему особое внимание надо уделять чувственному познанию мира ребёнком, а в связи с этим детскому экспериментированию, изобретательности, игре с изобразительными материалами, используя систему разнообразных занимательных творческих игр-экспериментов, что позволяет активизировать чувственное восприятие детей.
И, наконец, формирование эстетического восприятия и вкуса – эта задача играет немаловажную роль в развитии личности ребёнка.
Как добиться того, чтобы ребёнок, говоря языком В.А.Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом»?
Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
– совершенствовать художественно-творческие способности детей;
– способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
– развивать умение создавать художественные образы;
– развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому надо использовать систему творческих игр, игр-фантазий, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, отработать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять.
Одна из ведущих потребностей дошкольника – стремление узнавать. Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание надо уделять познанию в процессе специально организованной деятельности. Содержанием этой деятельности является окружающий ребёнка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.
Вопросы, просьбы, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают у детей часто спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путём, запоминаются надолго, если не на всю жизнь.
Однако стихийный путь познания не способствует формированию системы знаний, он очень индивидуален. Опираясь только на опыт ребёнка, можно пропустить те возможности развития, которые в дальнейшем ничем не восстановить.
Должное внимание уделяется занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности и, конечно в любое свободное время в разных режимных моментах.
Также одним из условий является организация развивающей среды, т.е. пространства, открытого для действия личности, в котором педагоги могут отвечать на активность детей собственной активностью, развивая, таким образом, творческую личность дошкольника.
Анализ и изучение опыта деятельности дошкольных образовательных учреждений показывают, что для эффективного протекания процесса развития творческой личности дошкольника необходимо соответствующее руководство со стороны педагога, готового целенаправленно и целостно осуществлять данную деятельность, что возможно только при реализации следующих педагогических функций:
— информационная, включающая умения пользоваться речевой выразительностью, точно и образно излагать материал, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе творческой деятельности;
— организаторская, включающая в себя умения планировать развивающий воспитательно-образовательный процесс, подбирать материал, методы, приемы и средства для содержательной творческой деятельности дошкольников;
— диагностическая, включающая умения определять особенности творческих способностей детей и учитывать это в организации творческой деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности развивающей работы в целом, видеть связи развития творческой личности ребенка с использованием различных методов творческой и познавательной деятельности;
— коммуникативная, которая требует от педагога навыков межличностного взаимодействия с детьми в процессе их совместной творческой деятельности, проявляющихся в умении быть всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым;
— побудительная, направленная на умение возбуждать творческий интерес и фантазию детей, побуждать их к активности и преобразованию.
Таким образом, развитие творческой личности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно благодаря созданию развивающей среды, способствующей превращению спонтанной и непосредственной активности ребенка в творческую деятельность и готовности педагога, проявляющейся в обеспечении условий для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества и поиске новых, творческих решений.
Источник
Дадакина Любовь Дмитриевна
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
город Березники
dadakinald@mail.ru
учитель начальных классов
Развитие личности ребёнка как основная цель образования в условиях внедрения ФГОС в начальной школе
1слайд. Обратимся к тексту ФГОС основного общего образования. Важность проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося подтверждается следующими аргументами.
2. слайд Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «портрет выпускника основной школы».
3слайд. Есть такая индийская пословица звучит так: “Можно привести коня к водопою, но нельзя заставить пить” Почему нельзя заставить его пить? Потому что он не хочет пить или потому что его привели принудительно?
4слайд . Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос «как обучать? Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.
5слайд. Личность, характеризуюет такие качества: устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применение знаний на практике, исполнительность, инициативность, самоуважение, уверенность, чувствительность к добру, эстетическое восприятие природы и человека, добросовестность, стыдливость, бодрость, привычка к режиму, навыки гигиены, естественность поведения, умение согласовывать личное и общественное, заботливость, аккуратность, старательность, искренность, правдивость. Все эти характеристики можно разделить.
6слайд 1.Самоопределение «Учусь успеху» внутренняя позиция школьника; самоуважение и самооценка;
2.Смыслообразование «Хочу учиться» мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;
3.Нравственно-этическая ориентация
Личностные«Расту хорошим человеком»
«В здоровом теле здоровый дух!»
«Что такое хорошо и что такое плохо» : ориентацию на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.
Децентрация т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы.
7 слайд Существуют разные формы и методы способствующие развитию личностных УУД.
8 слайд Педагогический проект «Шаг к успеху».
Цель: Повысить интерес учащихся к своим достижениям, к активной жизненной позиции в первый год обучения, через оформление портфолио.
Задачи:
Можно наблюдать за собственным успехом, повышается интерес к учёбе и внеурочной деятельности, дети сами контролируют свой успех, видят позитивную динамику развития успехов, родители первые помощники по оформлению портфолио ребёнка.
Проект длится один год с сентября по май 1класс.
9 слайд Актуальность проекта .Большинство родителей запечатлевают различные моменты из жизни ребёнка на фотографиях в семейных альбомах, видеосъёмках, отмечают антропометрические данные (рост, вес). Но порой не замечают внутренний мир детей их интересы, их успехи в первый безотметочный год обучения. Отличным направлением в данной ситуации может стать портфолио ученика, созданное совместно в сотворчестве педагог-ребёнок-родитель.
В процессе оформления портфолио ребёнок постоянно учится общаться, договариваться, творить, создавать. Собирая портфолио можно не только зафиксировать успехи, но и отследить динамику, увидеть положительные стороны ребёнка, наметить пути развития. Качественно оформленное портфолио , предоставит возможность учителю начальной школы ,а впоследствии учителям среднего и старшего звена получить всестороннюю информацию о ребёнке . В сотрудничестве детей, родителей и педагога родители получат наиболее полную информацию о развитии своего ребёнка, педагоги – об интересах и успехах его. Всё это даст толчок к развитию ребёнка,а значит к повышению качества образования.
слайд Ожидаемый результат.
Активность в развитии ребёнка и в жизни первого года обучения. Готовое портфолио в конце первого года обучения.
слайд 1этап подготовительный. На родительском собрании познакомить родителей со схемой оформления и функциях портфолио. Показать готовое портфолио.
слайд 2 этап выполнение проекта.
Проявить творчество в оформлении, зафиксировать успехи детей. Подбор материала к оформлению. Активное участие детей на всех уроках, качественное выполнение работ в прописях, а потом в тетрадях, участие в школьных мероприятиях, городских, краевых, российских. Копилка официальных наград.
Слайд 3 этап результаты.
Подведение итогов проекта.
Презентация портфолио родителям.
Выявление одарённых детей.
Слайд В реализации ФГОС перед учителем стоит основная задача –
способствовать развитию каждой личности.
Поэтому важно установить уровень способностей и
их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь
правильно осуществлять их развитие.слайд .Что лучше «давать знания ученикам?» или
«учить учеников открывать для себя новСлайд «Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг,
хорошо наполненный» М.Монтень
Библиографический список:
1. Цылева Т. В. Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС [Текст] //
Источник
2.1 Особенности психологического развития личности ребенка в условиях современного образования
Особенности развития личности в условиях современного общества
Одна из главных целей современного образования, состоит в развитии у обучающихся таких личностных качеств, которые помогут в становлении и развитии каждого человека, его жизнедеятельности, заинтересованности и потребности в самоизменении. Превращение ученика в субъекта, заинтересованного в самоизменении, обусловливает в дальнейшем становление его как личности, способной к построению своей деятельности, ее изменению и развитию.
Полноценное развитие человека неотделимо от его личностного развития – в основе которого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности – творческой самореализации.
Подобное понимание развития личности ставит вопрос о необходимости реконструкции принципов психолого-педагогической теории, системы психологических понятий, методов исследования и поиска адекватного современным представлениям общенаучного подхода к его изучению.
Анализ основных научных подходов к изучению человека, существующих сегодня в психологической науке (системноструктурного, процессуальнодинамического и деятельностного), показал, что они значительно различаются между собой и в то же время взаимодополняют и взаимополагают друг друга. Они могут быть объединены в рамках личностно развивающего подхода, позволяющего понять объект и условия, механизм и движущие силы, генезис и динамику развития личности.
В личностно – развивающем подходе мы выделяем три основных направления развития личности: содержательное (содержание процесса развития: разработка концептуальных и технологических моделей развития личности), динамическое (все временное поле развития личности с момента поступления ребенка в школу через стадию самостоятельного и осознанного выбора профессии к творческой самореализации личности) и институциональное (институт личностного развития, включая тип социума, в котором живет и развивается человек, образовательные системы и конкретные социальные группы, в которых реализуется процесс развития).
Указанные направления не следует рассматривать как обособленные друг от друга. В индивидуальном жизненном пути очерченные линии анализа тесно переплетены между собой, и было бы неправомерно пытаться их разорвать либо противопоставить друг другу. Вместе с тем в сугубо аналитических целях вполне допустимо поэтапное обращение к каждой из них и прежде всего к содержательной, концептуальной разработке представлений о развитии личности.
Идеи целостности, единства личностного развития человека легли в основу концепции, где фактором развития являются внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом развития и формой реализации творческого потенциала являются интегральные характеристики его личности: направленность, компетентность и эмоциональная и поведенческая гибкость. Выделенные интегральные характеристики личности являются психологической основой, необходимой во всех видах деятельности (хотя и в разной степени). Каждая интегральная характеристика представляет собой определенное сочетание или комбинацию значимых личностных качеств, существенных для успешного действования в рамках той или иной жизненной ситуации. Фундаментальным условием развития интегральных характеристик личности являются осознание им необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в деятельности.
По С.Л.Рубинштейну [14], проблема самосознания есть, прежде всего, проблема определения своего способа жизни. Предельно обобщая, можно выделить два способа существования человека. Первый из них – это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Здесь весь человек находится внутри самой жизни: всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям жизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования выводит человека за его пределы, он связан с появлением ценностно-смыслового определения жизни.
Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации личностного развития является необходимость делать выбор: ощущать свободу, с одной стороны, и ответственность за все, что происходит и произойдет, – с другой.
Рассматривая личностное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, можно выделить в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию. На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках “Я и высшее (творческое) Я”. На этой стадии формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, своя общественная ценность, тем самым субъект не только достигает определенного мастерства, но и гармонично развивает свою личность, творчески самореализуясь.
Подводя итог сказанному, осуществим хотя бы приблизительную оценку описанным процессам. Важно при этом определить, какое воздействие они оказывают на процесс формирования личности ребенка, затем молодого человека, а затем уже следующего поколения, по отношению к которому они будут отцами и матерями, в каком соотношении они окажутся с теми законами, по которым осуществляется процесс формирования личности.
В связи с этим необходимо, чтобы общество строго соблюдало законы развития личности.
Таким образом, формирование и развитие личности – актуальная проблема современной педагогической науки. Кроме того, изучение личности является попыткой ответить на фундаментальный вопрос, который заключатся в изучении характера взаимодействия между обществом и индивидом (индивид является основой развития личности).
Блок самоконтроля:
- Какое влияние оказывает социальная ситуация на развитие личности ребенка?
- Каким образом взаимосвязаны между собой системноструктурный, процессуально-динамический и деятельностный подходы в современной системе образования?
- В личностно-развивающем подходе какие три основных направления развития личности можно выделить?
- Какие три основные стадии психологической перестройки личности можно выделить?
- Как в образовании должны учитываться психологические законы развития личности?
Психологические основы развития личности в контексте задач введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения
Основной теоретический материал:
видеозапись лекции М.Р.Битяновой, кандидата психологических наук, профессора Московского городского психолого-педагогического факультета, директора Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»
Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения ставят перед образованием цель воспитания самостоятельной самоактуализирующейся личности. Для этого образованию необходимо создать такие условия, при которых на выходе из образовательного учреждения учащийся должен обладать необходимыми знаниями (предметная грамотность), способностью принимать решения (ключевые компетентности), умением успешно взаимодействовать с окружающими (социальный опыт).
Чтобы понять каких именно условий ждет от образования общество хочется обратить внимание на само понятие «самоактуализация». Автором этого термина является известный американский психолог А.Маслоу. В это понятие он вкладывал следующее.
«Во-первых, самоактуализация означает полое, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, т. е. переживание без подростковой застенчивости. В момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент, когда Я реализует самое себя. Ключом к этому является бескорыстие…
Во-вторых, необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день – значит десять раз продвинутся к самоактуализации…
В-третьих, само слово «самоактуализация» подразумевает наличие Я, которое может актуализироваться. Человек – это не «tabula rasa» и не податливый воск. Он всегда уже есть нечто… Имеется собственное Я, и то, что иногда называлось «прислушиванием к голосу импульса», означает предоставление возможности этому «Я» проявляться. Большинство чаще всего прислушиваются не к самим себе, а к голосу мамы, папы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиции и т. д…
В-четвертых, когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными. Обращаться к самому себе, требуя ответа, – это значит взять на себя ответственность…
Пятое. Для того, чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть отличным, независимым от других, должен быть нонконформистом…
Шестое. Самоактуализация – это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий… Самоактуализация – это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать…»
По мнению А. Маслоу самоактуализация является наивысшей потребностью человека, вершиной пирамиды человеческих потребностей. В основании пирамиды лежат биологические потребности (в воде, пище и др.); над ними находится потребность в безопасности (в порядке, защищенности, устойчивости); выше размещаются потребности в принадлежности и любви (в принадлежности к группе, в признании и принятии); еще выше – потребность в уважении, престиже (в компетентности, уважении, авторитете); следующий ряд образуют познавательные потребности (стремление знать, исследовать); далее расположены эстетические потребности (в гармонии, красоте, симметрии, порядке). Между потребностями существует иерархическая зависимость. Вышележащие потребности начинают управлять поведением человека только после того, как будут реализованы потребности более низкого уровня.
Если сопоставить требования стандарта к результатам образования с пирамидой потребностей мы увидим следующее. Социальный опыт – это то, что дает возможность удовлетворить потребности в принадлежности, принятии, уважении и признании. Без удовлетворения этих потребностей потребность в познании не возникнет. Удовлетворение потребностей в уважении и познании дает возможность самостоятельного принятия решений, что является необходимым условием самоактуализации.
Хочется обратить внимание на роль и место образования в воспитании личности. Главными институтами воздействия на развивающуюся личность являются семья и школа. Эффективность воспитания будет зависеть от единообразия целей этих институтов, поэтому так необходимо взаимодействие школы и семьи. Образовательные стандарты II поколения и выдвигают одним из условий включенность семьи в образовательный процесс.
Теперь о сопровождении. В требования к кадровому обеспечению реализации основных образовательных программ включены психологи и социальные педагоги. Какие же задачи стоят перед этими специалистами?
Если в семье ребенка не удовлетворяются потребности, лежащие в иерархии ниже познавательных (потребность в пище, тепле; безопасности; любви; уважении), то снизить негативное влияние среды на ребенка – миссия социального педагога. Миссия психолога – помогать педагогу выявлять условия, необходимые для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными способностями и возможностями здоровья.
На психологическом сопровождении хочется остановиться подробнее. Психолог может оказать компетентную помощь при обучении, воспитании ребенка, при взаимодействии школы с семьей. Сегодня важный вопрос как эту помощь осуществлять. Формальная диагностика не дает полного представления об индивидуальных особенностях ребенка, поэтому, на мой взгляд, необходимо привлекать психолога в работу творческих групп при разработке учебных и воспитательных программ для учащихся и разработке мероприятий для родителей. Только в таком тесном взаимодействии можно добиться эффективных результатов в образовательном процессе в целом.
К результатам образования педагог ведет ребенка своей личностью. Для того, чтобы достичь высоких результатов в предметной грамотности, ключевых компетенциях и социальном опыте педагог должен сам иметь высокий уровень развития в этих сферах. Чтобы воспитать самоактуализирующуся личность, педагог должен сам быть личностью самоактуализирующейся: уважать свое «Я», свою индивидуальность, самостоятельность и видеть самостоятельность, индивидуальность и личность в своих учениках.
Блок самоконтроля:
- Раскройте понятие «Самоактуализация», с опорой на концепцию А. Маслоу.
- Какова роль образования в развитии личности?
- Каким образом образовательные стандарты II поколения рассматривают включенность семьи в образовательный процесс?
- Какие задачи стоят перед специалистами службы сопровождения при реализации ФГОС нового поколения?
Источник