Развитие личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры

Развитие личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры thumbnail

«Формирование личности дошкольника

средствами физической культуры»

Подготовила: инструктор по физической культуре- Мулокаева А.В.

г. Холмск

Формирование личности дошкольника средствами физической культуры

 Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания работы. «Вхождение» в мир физической культуры выступает не просто как процесс «привлечения» человека к различным формам физкультурной деятельности. Формирование физической культуры личности есть процесс осознанного приобщения к ее ценностям. Под этим   следует понимать два уровня – общественный и личностный.

        К общественному уровню относят накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения. Иными словами, все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни.

        Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется двигательным компонентом, определенным уровнем знаний, заботой о поддержании в норме физического состояния.

         Определяются они характером человека, структурой и направленностью его потребностей, мотиваций и ценностными ориентациями на занятия физическими упражнениями. Поскольку любая из ценностей физической культуры «работает» в той или иной мере на здоровье человека, возрастает роль такого физического воспитания, главная цель которого – не только процесс формирования здорового образа жизни, но и формирование физической культуры личности. Создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры претворяются в действительность с помощью физкультурной деятельности. Именно в процессе физкультурной деятельности формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.

         В дошкольном возрасте формирование физической культуры личности традиционно связывают с двигательным компонентом, основная суть которого – формирование двигательных умений и навыков. В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений.

        Для детей 3-го года жизни основная задача физического воспитания – освоение и совершенствование новых видов движений, особенно пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений – ходьбы, бега, прыжков, подбрасывания и ловли мяча, плавания.

        Физическое воспитание ребенка 4-го года жизни направлено на освоение новых движений, преимущественно спортивного характера, с постановкой конкретной цели: пробежать быстрее, метнуть дальше и т.п. Обращается внимание на освоение элементов техники бега, прыжка, метания, элементов игры с мячом руками и ногами, элементов акробатики, катания на лыжах, коньках, плавания.

        Для детей 5-го года жизни основная направленность физического воспитания – освоение сложных в техническом отношении упражнений. Они должны способствовать выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траекторию, направление, скорость и темп движений. Значительное место занимают упражнения, способствующие освоению отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные и др.), развивающие физические качества (ловкость, быстрота, гибкость).

        На 6-м году жизни все большее внимание уделяется специализированным тренировкам отдельных физических качеств и способностей. Акцентируется развитие быстроты и выносливости, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта.

В основе физкультурных знаний ребенка должны лежать личностно значимые ценности:

  – знания о своем физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья (хорошая осанка, настроение, аппетит, сон, ничего не болит), о признаках заболеваний (высокая температура, озноб, боль в горле, головная боль, насморк, потеря аппетита, покраснение глаз);

   – знание простейших правил сохранения и укрепления здоровья, правил самодисциплины: соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, есть в одно и то же время, занятия чередовать с отдыхом), закаляться (гулять в любую погоду, устанавливать простейшие связи состояния погоды и соответствующей одежды, принимать душ, спать с открытой форточкой), есть продукты, полезные для здоровья (мясо, яйца, рыба, молочные продукты помогают расти; хлеб, овощи и фрукты дают энергию, жиры согревают тело), защищаться от микробов (не пить и не есть на улице, мыть руки с мылом, есть только мытые овощи, есть и пить только из чистой посуды, когда чихаешь – закрывать нос и рот платком), выполнять гигиенические процедуры (полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть лицо, шею, уши, руки, ноги, следить за чистотой и длиной ногтей), соблюдать гигиену одежды и обуви (проветривать, чистить, аккуратно хранить);

  – знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур (носовой платок, расческа, полотенце, зубная щетка); знакомство с правилами хранения предметов личного обихода, некоторыми приемами оказания первой помощи при ушибах и порезах (обработка мелких царапин, накладывание повязок);

  – знания о физических упражнениях, об их назначении, о способах применения в жизни людей (знакомство с основными исходными положениями физических упражнений, связанных с работой крупных групп мышц; усвоение элементов техники основных видов движений, правил безопасности при их выполнении; получение знаний о содержании и правилах подвижных и спортивных игр, о простейших правилах самостоятельных занятий физической культурой);

  – знания о своих физических возможностях (уровень физической подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку);

  – знания и представления о своем организме (строение скелета, значение мышц, строение и деятельность головного мозга, сердца, органов дыхания).

         Овладение данной информацией помогает лучше понять себя, а знания о своей телесности выполняют функцию ориентиров поведения, учат адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Работая со старшими дошкольниками можно использовать знания, формирующие представления о программе и символике Олимпийских игр, их ритуалах, знаменитых олимпийцах и др.

         Наиболее успешно эмоциональные переживания формируются в игре. Именно в игре обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, формируются новые качества поведения. В физическом воспитании игровой метод реализуется в виде игровых упражнений, т.е. физических упражнений, отличающихся теми или иными методическими особенностями игры. Их выполнение подчинено закономерностям техники выполнения данного двигательного действия.

        Упражнения в игровой форме (в процессе обучения движениям) применяются для улучшения эмоционального фона, поддержания интереса к занятиям. Будучи эмоционально привлекательной для ребенка, игра оказывает стимулирующее влияние на выполнение двигательных действий, а образец двигательного действия, заложенный в роли, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает собственное выполнение, контролирует его.

        Создание образов с помощью движений вызывает эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость, способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ. Происходит своеобразная подмена мотивов: ребенок начинает действовать из желания играть, результатом же оказывается новый двигательный навык.

 Таким образом, можно констатировать: средства физической культуры являются важными факторами формирования личности ребенка дошкольника.

Помните! Здоровый ребенок – умный ребенок.

Источник

   Муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение «Касторенский детский сад «Сказка»

Касторенского района Курской области

«Формирование личности дошкольника средствами физической культуры.»

       ( МО педагогов МКДОУ «Касторенский  детский сад «Сказка)

                                                                                              30.11.2017г.

 Воспитатель: Абрамова Марина Олеговна

                            2017 год.

                                                                                                                              Ребенок – это активно развивающаяся и растущая личность,

способная познать мири себя в нем с помощью взрослого.

В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия закладывается здоровье, формируется общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Обязательным условием полноценного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, является комплексное использование всех средств физического воспитания. К ним относятся гигиенические факторы, природные факторы, физические нагрузки, специфические средства.

Физические упражнения – основное специфическое средство физического воспитания, оказывающее на человека многостороннее воздействие. Диапазон физических упражнений исключительно широк, начиная от приучения детей к опрятности и кончая развитием физических способностей в беге и гимнастике. Когда дети приучаются к соблюдению режима дня, к пребыванию на солнце и свежем воздухе, к купанию и участию в различных культурно-массовых мероприятиях, состязаниях, все это, так или иначе связывается с физическими упражнениями. Без специальных упражнений нельзя выработать ловкость, развить физическую личность, научить выполнению различных гимнастических фигур.

При выполнении физических упражнений объектом воли и сознания ребенка является его собственное тело, его моторика, так называемое физическое «Я». Регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий. Особенно ценными в этом отношении являются упражнения на развитие основных движений, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. В спортивной подвижной игре возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления растущего физического и эмоционального напряжения. Выполнение данного вида упражнений сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за лучший результат.

Спортивно-массовые мероприятия способствуют формированию товарищества, коллективизма, развивают требования к себе. Субъектность ребенка проявляется в демонстрации собственного, личностного отношения к двигательной деятельности (интерес, инициативность, самостоятельность, творчество). Сюда можно отнести и творческую самореализацию ребенка в двигательной деятельности. Строится она на экспериментировании со способами выполнения движений, и осуществляется в двигательных инсценировках (двигательная творческая экспрессия, дающих ребенку возможность использовать известные способы выполнения движений в разных ситуациях, а также в двигательных проблемных задачах, способствующих самостоятельному нахождению ребенком новых способов двигательных действий.

Движения, выраженные в танцевальной форме, под музыку, приобретают более яркую окраску. Плавные, ритмические движение, под мелодичную, красивую музыку или озорные пляски, доставляют наслаждение каждому ребенку и являются одним из любимых видов детской деятельности. Именно поэтому, как считаю я, для развития личности ребенка, необходимо как можно больше включать в свою работу именно упражнений с музыкальным сопровождением. Абсолютно все виды физкультурных занятий, физкультминутки, подвижные игры должны сопровождаться музыкой. Под красивое музыкальное сопровождение ребенок старается выполнить упражнение не только качественно, но и красиво, что в свою очередь нравится не только самому ребенку и педагогу, но и сверстникам. Можно заметить, что знаменитые спортсмены и просто любители физкультуры, тренируются под музыку, даже психологический настрой перед ответственными соревнованиями, по советам психологов, проходит под разное музыкальное сопровождение. Таким образом, в стеснительном ребенке, появляется прекрасно сформированная творческая личность. В своей практике по организации двигательной деятельности детей, я использую различные формы игр: игровые ситуации, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, ритмику и импровизации, тем самым развиваю такие личностные качества, как инициатива, любознательность, эмоциональная отзывчивость, самообслуживание адекватное возрасту. В игре развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества, возникает эмоциональное сопереживание.

Также для успешного развития личности ребенка, большое значение имеет

развивающая предметно – пространственная среда спортивного зала, насыщенность физкультурно-оздоровительной зоны, физкультурного уголка в группе. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной и безопасной. Принципиальным показателем высокого качества среды является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей детей, создавать мотивацию их активной деятельности. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий, повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на здоровье, физическое, и умственное развитие воспитанников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах деятельности по физическому развитию, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.

Развитие личности ребенка по средствам физических упражнений в условиях ДОО осуществляются в режимных моментах и на занятиях физкультурой и в свободной деятельности.

Большую помощь педагогу в развитие личности ребенка в условиях детского сада, оказывают родители, они проявляют свой интерес к спортивно-физкультурным досуга и праздникам, посещением открытых физкультурных занятий, выражают свою заинтересованность в выполнении спортивных домашних заданий с детьми. Положительное влияние, оказываю показательные спортивно – танцевальные выступления, как одиночные, парные, так и командные, где ребенок выражает себя творчески, эстетически, что в свою очередь очень нравится родителям детей. Потому что в дошкольном возрасте именно мнение мамы и папы для ребенка очень важно, дети готовы долго и плодотворно трудиться, чтобы порадовать родителей.

Делая вывод, скажу, только совместными, целенаправленными усилиям, можно из застенчивого ребенка воспитать лидера, раскрыть его творческий потенциал, повысить самооценку. Физическая культура является одним из основных факторов способствующих становлению личности ребенка, и цель педагога заключается в создании всех условий для этого.

Источник

Pages:     | 1 |   …   | 4 | 5 |

| 7 | 8 |

— [ Страница 6 ] —

Цель педагогической технологии – обучение детей разным способам выполнения двигательных действий в условиях их творческого преобразования. Средствами развития творчества в технологии выступили: физические упражнения, подвижные игры, двигательные инсценировки, проблемные ситуации и задачи. Они применялись как в самостоятельной двигательной деятельности детей, так и в процессе проведения физкультурных занятий. Широко использовались сюжетно-игровые физкультурные занятия, построенные на материале подвижных игр, по сюжету сказки, литературного произведения. Цель таких занятий – раскрыть ребенку моторные характеристики собственного тела, сформировать быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, научить относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. К экспериментированию детей побуждали двигательные инсценировки (двигательная творческая экспрессия), дающие ребенку возможность использовать известные способы выполнения движений в разных ситуациях; проблемно-двигательные ситуации и задачи, способствующие самостоятельному нахождению детьми новых способов двигательных действий. Привлекательность сюжета двигательных инсценировок обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям создавалась своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству. При конструировании нового движения основными приемами творческого воображения выступали комбинирование и аналогизирование, при этом прием комбинирования являлся ведущим. Двигательные проблемные ситуации и задачи стимулировали развитие творческого интеллекта ребенка и его важного компонента – дивергентного мышления (Дж. Гилфорд). Многовариативность действий в одной и той же проблемной ситуации, характерная для задач дивергентного типа, создавала благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка, давала ему возможность постоянного совершенствования. Примеры использования в физкультурных занятиях двигательных проблемных ситуаций и задач следующие: придумать и показать движения для необычной ситуации; придумать движения на предложенную тему; придумать к движению как можно больше его аналогов; найти варианты демонстрируемому движению. Оригинальность творческого воображения закреплялась в подвижных играх, которые учили детей выдвигать новые, неожиданные задачи, устанавливать ассоциативные связи и переходить в мышлении и поведении от явления одного класса к другим. Разработанная педагогическая технология востребовала от детей новой модели поведения – правдивости, искренности, содержательности действий, сформировала способность выстраивать свой способ решения двигательной задачи, умение проектировать, создавать, преобразовывать движение, изменять его структуру. Критериями эффективности разработанной технологии выступили: увлеченность детей двигательной деятельностью, стремление действовать самостоятельно; готовность искать новые варианты двигательных действий, сочетать, комбинировать известные движения; способность удачно подбирать движения, воплощающие игровой образ; способность проявлять оригинальность при принятии двигательных решений. Данные показатели позволяют рассматривать двигательное творчество как фактор самореализации ребенка и как важнейшее условие становления его творческой индивидуальности.

Целостность образовательного процесса в дошкольном учреждении обеспечивала разработанная программа физического воспитания детей Теоретической основой программы послужила концепция Б.Г. Ананьева о целостности человеческого организма (сочетание биологического, социального и культурного начала в человеке) и возникшей в связи с этим возможности управления многими сторонами развития через регуляцию одной из них посредством тренировки определенных функций и их связей в процессе обучения. Программа базируется на принципах, ориентирующих педагога на отношение к ребенку как к субъекту собственной деятельности: принципе оптимального соотношения процессов развития и саморазвития, позволяющем устанавливать гармоничные соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка; принципе адекватности содержания особенностям физического и психического развития детей; принципе субъектного контроля, показывающем, насколько самостоятельны принимаемые детьми решения, способны или не способны они совершать осознанные действия для наиболее полной самореализации. Цель программы – знакомство детей с разными видами физических упражнений, формирование навыков их выполнения, сообщение знаний о способах здоровьесбережения, развитие у дошкольников положительного отношения к оздоровительной деятельности (дети получали возможность самосовершенствоваться, проявлять свои способности, активность, самостоятельность). В содержательную часть программы входят: задачи физического воспитания, концентрирующие внимание педагога на новых возможностях изучаемого материала, соотнесенных с деятельностью личностных структур сознания дошкольника (самопознание, саморегуляция, рефлексия); перечень умений, свойственных субъекту физкультурно-оздоровительной деятельности, связанных с интересом, предпочтениями, самостоятельностью ребенка; основы физкультурных знаний, с помощью которых дошкольники обнаруживают умение осмысливать явление с помощью собственных размышлений, сомнений, саморегулировать свое поведение; базовые двигательные навыки, развивающие физический и личностный потенциал ребенка; гигиенические умения и навыки, способствующие самоорганизации здорового образа жизни детей. В программе представлен также двигательно-оздоровительный режим, в котором определены мероприятия, решающие задачи физического и личностного развития дошкольников. Результатом предлагаемой программы является переход педагогов на более качественный уровень работы, ориентированный на интеграцию разных видов детской деятельности, синтезирующий работу разных специалистов.

В концепцию формирования личности дошкольника средствами физической культуры мы включили повышение профессиональной компетентности руководителя физического воспитания в дошкольном учреждении путем самообразования. В русле изучаемой проблемы актуально формирование у педагогов установок, обеспечивающих внедрение в педагогический процесс идеей гуманистической педагогики. Овладение новой педагогической технологией требует от специалиста достаточных знаний психологии ребенка, основ педагогического взаимодействия, осознанного подхода к выбору методов обучения и целесообразности их использования в работе с детьми. Разработанная программа самообразования педагога посвящена проблеме формирования личности дошкольника в процессе его физического воспитания. Она выводит специалиста на позиции личностно-ориентированного физического воспитания и способствует освоению знаний о сущности, закономерностях, принципах, методах личностного развития дошкольников; овладению технологическим арсеналом личностно ориентированного физкультурного образования; формированию навыков самоанализа педагогической деятельности. Наряду с теоретическим материалом каждая тема программы включает задания для самоанализа (репродуктивного и продуктивного характера), в которых смоделированы психолого-педагогические проблемы: задания, требующие от педагога воспроизведения информации по памяти; задания, требующие творческого подхода, связанного с умением применять знания в различных ситуациях, моделирующих практическую деятельность специалиста по физической культуре; задания, содержащие проблемные ситуации с профессиональной направленностью. Выполнение таких заданий требует от специалиста постоянного обогащения научно-практического опыта, привлечения к решению педагогических задач материала других учебных дисциплин – педагогики, психологии, физиологии, гигиены. В целом разработанное содержание программы способствует становлению личностно ориентированного педагога.

Правомерность научно-методической системы формирования личности дошкольника средствами физической культуры была проверена в условиях контрольных экспериментов, организованных на базе дошкольных учреждений города Минска. Об изменениях, произошедших в детях, мы судили по достоверности различий показателей личностного развития дошкольников экспериментальных и контрольных групп после проведенного эксперимента.

В экспериментальных группах младшего дошкольного возраста особенно заметные изменения произошли в развитии творческого потенциала ребенка (табл. 1). Малыши научились «входить» в изображаемые обстоятельства, проявлять самостоятельность в деятельности, интересоваться результатом действия, задавать вопросы «Почему?», «Зачем?», использовать знакомые движения в новых ситуациях, проявлять увлеченность, захваченность деятельностью (p < 0,01). Достоверно увеличились в этом возрасте показатели мотивационной готовности к двигательной деятельности, о чем свидетельствует появление простейших представлений ребенка о собственных возможностях, зарождение мотивационной регуляции поведения (p < 0,05). Дети с желанием участвовали в играх, танцах, физкультурных занятиях и в других видах двигательной деятельности, выполняли разнообразные движения продолжительное время (до 10 минут), самостоятельно двигались в помещении и на воздухе, использовали для двигательной деятельности имеющееся физкультурное оборудование и инвентарь. Игровые мотивы выступали значительной побудительной силой для малышей и стимулировали стремление выполнить упражнение самостоятельно. В показателях самооценки младших дошкольников значимых различий не обнаружено (p > 0,05). Результаты собственной деятельности и после проведенного эксперимента дети оценивали только положительно. Этот факт можно объяснить тем, что завышенные представления ребенка о самом себе остаются в этот период жизни преобладающими и не позволяют ему отделить свои умения от собственной личности в целом.

Таблица 1

Достоверность различий личностного развития детей младшего

дошкольного возраста после педагогического эксперимента

Показатели личностного развитияЭкспериментальные группы (n = 96)Контрольные группы (n = 94)Значимость различий по t-критерию Стьюдента
±±
Мотивационная готовность к двигательной деятельности5,8 ± 1,714,8 ± 1,692,11 **
Творческое воображение3,4 ± 0,973,0 ± 0,742,35 *
Самооценка2,1 ± 0,522,2 ± 0,53 –1,79 ***

Примечание. * – значимость различий р < 0,01; ** – значимость различий р < 0,05; *** – различия незначимы, р > 0,05.

В среднем дошкольном возрасте различия между экспериментальными и контрольными группами выражены более ярко (табл. 2). В экспериментальных группах максимально значимых темпов прироста достигли показатели творческого воображения (р < 0,01). В творческой деятельности дети научились входить в воображаемую ситуацию, правдиво изображать игровые действия героя, которого в действительности нет (опорой для создания образа выступали представления о нем), самостоятельно находить логику решения двигательных задач, произвольно планировать реализацию творческого замысла и его достижение, подбирать для этой цели необходимые способы действий, использовать прием комбинирования, неожиданные соединения. Творчество дошкольников превратилось в созидательную деятельность.

Показатели мотивационной готовности пятилетних детей к двигательной деятельности также имели достоверную величину (р < 0,01). В экспериментальных группах обнаружено устойчивое желание ребенка заниматься физкультурой, выполнять разнообразные двигательные действия до 15 минут подряд, использовать спортивный инвентарь и спортивное оборудование, выполнять физические упражнения по собственной инициативе. Двигательный образ мотивировал действия и помогал детям их осознавать. Для большинства дошкольников экспериментальных групп овладение движениями выступало целью деятельности.

Достоверные, хотя и менее значимые, различия обнаружены в показателях самооценки пятилетних дошкольников (р < 0,05). Это свидетельствуют о зарождении у детей способности собственную деятельность соотносить с личными возможностями. Воспитанники экспериментальных групп имели некоторые представления о своих личностных качествах (обосновывали положительные характеристики самих себя с точки зрения нравственных качеств), внешнем облике, знали о своих двигательных умениях, адекватно реагировали на успех и неудачу, умели сравнивать свой результат с результатом действия других, но тенденция похвалиться своими достижениями у многих сохранилась. Дети ждали от взрослого конкретной адекватной оценки, поддержки своих замыслов.

Таблица 2

Достоверность различий личностного развития детей среднего

дошкольного возраста после педагогического эксперимента

Показатели личностного развитияЭксперимен-тальные группы (n = 103)Контрольные группы (n = 104)Значимость различий по t-критерию Стьюдента
±±
Мотивационная готовность к двигательной деятельности6,8 ± 1,685,7 ± 1,802,77 *
Творческое воображение3,4 ± 0,933,0 ± 0,782,76 *
Самооценка1,83 ± 0,652,13 ± 0,68–2,34 **

Примечание. * – значимость различий р < 0,01; ** – значимость различий

р < 0,05; *** – различия незначимы, р > 0,05.

В старшем дошкольном возрасте между экспериментальными и контрольными группами зарегистрирована максимальная величина различий изучаемых признаков (табл. 3). Творческое воображение дошкольников экспериментальных групп из репродуктивного, воспроизводящего стало предвосхищающим (р < 0,01). Дети самостоятельно представляли замыслы и добивались их реализации, находили новое решение двигательных задач, дополняли, изменяли, преобразовывали движение. В творчестве дошкольников отпала необходимость в наглядной опоре, появилось ступенчатое планирование – цепочка образов, отражающая основное содержание деятельности. Образы творческого воображения стали более эмоциональными, пронизанными личностным смыслом.

Сформированная мотивационная готовность детей экспериментальных групп к двигательной деятельности способствовала повышению объема двигательной активности, инициативности и самостоятельности самого ребенка в организованных формах занятий физическими упражнениями. Дошкольники обнаружили увлеченность двигательной деятельностью, умение сознательно управлять своим двигательным поведением, стремление к новым упражнениям и подвижным играм (р < 0,01).

Самооценка старших дошкольников стала более осознанной, аргументированной и объективной (р < 0,01). Дети хорошо представляли свои физические возможности, понимали, что сделали что-то лучше или хуже других, сравнивали свои результаты с предложенным взрослым эталоном, а также с теми результатами, которых они достигали раньше. Большинство детей удовлетворено собой, но стремление изменить что-то в себе у них возрастало. Способность к самосознанию выходила за пределы настоящего времени и касалась оценки как прежних, так и будущих действий воспитанников.

Этот факт свидетельствует о том, что формирующееся самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, причин успехов и неудач, перешло в новый (критический) уровень оценки ребенком себя, что делает его способным в особой форме осознавать свое социальное и физическое «Я», критически относиться к собственным возможностям, действиям, определяющим основы здоровьесбережения.

Таблица 3

Достоверность различий личностного развития детей старшего

дошкольного возраста после педагогического эксперимента

Показатели личностного развитияЭкспериментальные группы (n = 109)Контрольные группы (n = 102)Значимость различий по t-критерию Стьюдента
±±
Мотивационная готовность к двигательной деятельности7,2 ± 1,866,0 ± 2,153,79 *
Творческое воображение4,1 ± 1,273,4 ± 1,193,33 *
Самооценка1,8 ± 0,622,2 ± 0,66–3,06 *

Pages:     | 1 |   …   | 4 | 5 |

| 7 | 8 |

Источник