Развитие личности ребенка дошкольного возраста курсовая

Психологические новообразования и личностные характеристики ребенка дошкольного возраста. Эмоционально-волевая и мотивационная сферы дошкольника. Развитие нравственно-этических и социально-значимых представлений и ценностей, межличностных взаимоотношений.
Подобные документы
Психологические особенности детей дошкольного возраста. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры, ее место в деятельности дошкольника. Формирование эмоциональной сферы личности ребенка и развитие отношений со сверстниками во время ролевых игр.
курсовая работа, добавлен 01.03.2019
Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста. Значение эмоций в процессе становления личности ребенка. Анализ методов и приемов, направленных на формирование эмоциональной сферы дошкольников, порядок диагностики данного процесса.
курсовая работа, добавлен 20.01.2011
Особенности и закономерности развития детей дошкольного возраста. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Новообразования дошкольного возраста. Психологическая готовность дошкольника к школе. Психическое развитие детей дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 07.05.2018
Место детства в развитии личности. Роль социальных факторов и общения с людьми и его влияние на развитие личности. Личностные новообразования младенчества. Речь и становление личности. Формирование основных личностных качеств у ребенка дошкольника.
курсовая работа, добавлен 19.02.2010
Особенности процесса детско-родительских взаимоотношений. Роль семьи в развитии личности дошкольника. Организация, методы и результаты исследования влияния детско-родительских отношений на развитие различных сторон личности ребенка дошкольного возраста.
дипломная работа, добавлен 20.04.2015
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Предметная деятельность и игра. Восприятие, внимание, память дошкольника. Воображение и мышление дошкольника. Развитие личности в дошкольном возрасте. Эмоционально-мотивационная регуляция поведения.
реферат, добавлен 07.04.2015
Составляющие структуры личности по Фрейду. Личностные характеристики детей от 3 до 6 лет. Обзор социально-психологических предпосылок и условий развития личности ребенка дошкольного возраста. Инициативность вместо чувства вины. Интервью как метод оценки.
реферат, добавлен 25.11.2013
Характеристика, психологические причины и проявления “кризиса 3-х лет”. Сущность игры по Л.С. Выготскому. Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства, центральные новообразования. Развитие восприятия, мышления и речи ребенка дошкольного возраста.
реферат, добавлен 28.03.2012
Кризис трех лет – формирование целостного феномена “Я сам”. Предметная деятельность дошкольника, значение игры в его развитии. Влияние социальных институтов на развитие личности. Психологические новообразования дошкольного возраста, готовность к школе.
контрольная работа, добавлен 04.09.2010
Психическое развитие ребенка младенческого, дошкольного возраста. Развитие познавательной сферы детей. Начальные этапы формирования личности ребенка. Организация режима дня, учебной деятельности. Особенности ребенка, проявляющиеся в первый месяц обучения.
лекция, добавлен 22.03.2018
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Министерство образования и
науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет
имени С. Есенина»
Институт психологии,
педагогики и социальной педагогики
Кафедра педагогики и педагогического
образования
Контрольная работа
по курсу: «Психология»
на тему: Развитие личности
в дошкольном возрасте.
Студентки 2 курса гр.4246
ОЗО по специальности
«Педагогическое (дошкольное)
образование»
Трофимовой О. А.
Преподаватель:
Митина Марина Анатольевна
Рязань 2013г.
Содержание
Введение
Развитие эмоциональной и мотивационной
сферы детей дошкольного возраста.
Развитие самосознания и самооценки
ребенка.
Особенности возраста.
Социально-психологические предпосылки
и условия развития личности ребенка дошкольного
возраста.
Деятельность как фактор развития личности.
Заключение.
Литература
Введение
Личность (человек как личность) – в отечественной
психологии это: субъект социальных отношений
и сознательной деятельности, носитель
психосоциальных свойств человека; системное
качество индивида, формирующееся в совместной
деятельности и общении.[7 с. 408]
Развитие личности как процесс «социализации
индивида» осуществляется в определённых
социальных условиях семьи, ближайшего
окружения в определённых социально-политических,
экономических условиях региона, страны,
национальных традициях того народа, представителем
которого он является. Это макро ситуация
личностного развития. В то же время на
каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал
Л. С. Выготский, складываются определённые
социальные ситуации развития как своеобразное
отношение ребёнка к окружающей его социальной
действительности. [1 с. 315]
По мнению А. В. Петровского вхождение
ребенка как социального существа в жизнь
общества предполагает прохождение трех
фаз: адаптации к действующим в обществе
нормам, формам взаимодействия, деятельности;
индивидуализации как удовлетворения
«потребности индивида в максимальной
персонализации» и интеграции личности
в этой общности. [6 с.49]
Дошкольный возраст – период познания
мира человеческих отношений и период
первоначального становления личности.
Возникновение эмоционального предвосхищения
последствий своего поведения, самооценки,
усложнение и осознание переживаний, обогащение
новыми чувствами и мотивами эмоциональной
сферы – вот неполный перечень особенностей,
характерных для личностного развития
дошкольника.
К семи годам характеристики личности
становятся более содержательными: существенно
повышается уровень произвольности и
свободы поведения, что связано с возросшими
возможностями ребёнка, его уверенностью
в своих силах. Появляется более адекватная
оценка успешности в разных видах деятельности
и стойкая мотивация достижения.
Если по отношению к развитию познавательных
процессов можно сказать, что дошкольный
возраст является решающим в их формировании,
то это тем более верно в связи с развитием
личности. Почти все основные свойства
и личностные качества человека складываются
в детстве, за исключением тех, которые
приобретаются с накоплением жизненного
опыта и не могут появиться раньше того
времени, когда человек достигнет определённого
возраста.
Важно отметить, что каждый возраст, а
особенно дошкольный, вносит свой существенный
вклад в развитие личности. Завершается
процесс развития личности после школы
приобретением социально-психологической
самостоятельности и независимости, а
также чувства внутренней свободы, характерного
для высокоразвитой личности.
Дошкольный возраст занимает важнейшее
значение в становлении личности человека:
расширяется объём деятельности, закладываются
основы сознательного поведения, формируются
нравственные представления.
Развитие эмоциональной
и мотивационной сферы детей дошкольного
возраста.
Дошкольный возраст, как писал А.Н.Леонтьев,
– это « период первоначального фактического
склада личности». Именно в это время происходит
становление основных личностных механизмов
и образований. Развиваются тесно связанные
друг с другом эмоциональная и мотивационная
сферы, формируется самосознание. [3 с.
218]
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных (эмоциональных) вспышек и конфликтов по незначительным поводам.
Появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, а сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.
Однако день дошкольника остается настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
В дошкольном возрасте желания, побуждения
ребенка соединяются с его представлениями,
и благодаря этому побуждения перестраиваются.
Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан А.В. Запорожцем. Он считал,
что еще до того, как дошкольник начинает
действовать, у него появляется эмоциональный
образ, отражающий и будущий результат,
и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально
предвосхищая последствия своего поведения,
ребенок уже заранее знает, хорошо или
дурно он собирается поступить. Если он
предвидит результат, не отвечающий принятым
нормам воспитания, возможное неодобрение
или наказание, у него возникает тревожность
— эмоциональное состояние, способное
затормозить нежелательные для окружающих
действия. Предвосхищение полезного результата
действий и вызванной им высокой оценки
со стороны близких взрослых связано с
положительными эмоциями, дополнительно
стимулирующими поведение. [8 с.219]
Изменяется в период дошкольного возраста и структура самих эмоциональных процессов.
Помимо вегетативных и моторных компонентов входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.
Важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
По выражению А. Н. Леонтьева самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. С этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.[4 с. 215]
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это, по мнению К. М. Гуревича, становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». [5 с. 318]
Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно.
Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания, чем младшие, но эта задача остается достаточно сложной на протяжении всего периода.
Зарубежными психологами показано, что усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают быстрее и легче при определенных отношениях в семье. У ребенка должна быть тесная эмоциональная связь, по крайней мере, с одним из родителей. Дети охотнее подражают заботливым родителям, чем безразличным.
Кроме того, они принимают стиль поведения и установки взрослых, часто общаясь и включаясь в совместную с ними деятельность.
В общении с безусловно любящими их родителями дети получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Все это приводит к более раннему осознанию этических норм поведения.
Усвоение норм морали, так же как эмоциональная регуляция действий, способствует развитию произвольного поведения дошкольника.
Развитие самосознания
и самооценки ребенка.
Психическое развитие, становление личности
связано с формированием самосознания —
осознанием себя и отношением к себе как
к физическому, духовному и общественному
существу.
Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн
подчеркивал, что движущая сила развития
самосознания — в «растущей реальной
самостоятельности индивида, выражающейся
в изменении его взаимоотношений» [6 с.
49 ].
В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества, с усваивающимися моральными нормами.
Ребенок учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.
Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные.
Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки.
Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло.
Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослым действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.
К 6 годам ребенок становится
значительно самостоятельнее, независимее
от взрослого, расширяются, усложняются
его отношения с окружающими.
Это дает возможность для более
полного и глубокого осознания
себя, оценки достоинств и недостатков
как своих, так и сверстников.
Активно развивается в этот период и самооценка — важная форма
проявления самосознания.
Самооценка шестилетнего ребенка в одном
виде деятельности может отличаться от
его самооценки в других. В оценке своих
достижений, например, в рисовании ребенок
может оценивать себя правильно, в овладении
грамотой — переоценивать, в пении — недооценивать
себя. Критерии, используемые ребенком
при самооценке, в значительной степени
зависят от педагога. Ведь, как справедливо
заметил Б. Г. Ананьев, оценочное суждение
ребенка, «непрерывно переплетается с
оценочными отношениями к нему со стороны
товарищей и особенно воспитательницы».[5
с. 320]
Итак, оценки и самооценки шестилетних
детей оказались в высокой степени связанными
с оценками педагогов, как в детском саду,
так и в школе. Наиболее тесная связь между
оценками и самооценками детей и педагогов
в системе межличностных отношений.
Это связано с возрастающим к концу дошкольного
возраста стремлением ребенка к взаимопониманию,
совпадению своего отношения и оценки
окружающего с оценкой и отношением взрослого.
Этой особенностью шестилетних детей
следует умело пользоваться как воспитателям,
так и учителям, родителям при формировании
самооценки ребенка.
На основе самооценки складывается и
уровень притязания — тот уровень достижений,
который, по мнению ребенка, ему по силам.
Педагогу, работающему с детьми шестилетнего
возраста, важно не только учитывать самооценку
и притязания своих маленьких воспитанников,
но и активизировать их самооценку, способствовать
поднятию их уровня притязания. Однако
важно при этом избежать другой крайности
— сформировать чрезмерно завышенную
самооценку, что может привести к возникновению
высокомерия, зазнайства, агрессивности,
упрямства, и других нежелательных качеств.
Источник
- Выдержка
- Литература
- Похожие работы
- Помощь в написании
Развитие личности в дошкольном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание
- 1. Особенности развития личности в дошкольном возрасте
- 1. 1. Развитие дошкольников во взаимодействии с окружающими
- 1. 2. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста
- Выводы по главе 1
- 2. Основные виды деятельности и развитие ребенка в дошкольном возрасте
- 2. 1. Игровая деятельность дошкольников
- 2. 2. Освоение дошкольниками изобразительной деятельности и конструирования
- Выводы по главе 2
- Заключение
- Список литературы
(24)
Но игра — хотя и важнейшая, но не единственная деятельность, которую осваивает дошкольник. В частности, это изобразительная деятельность ребенка.
2.
2. Освоение дошкольниками изобразительной деятельности и конструирования
Изобразительной деятельности предшествует дотобразительный период в конце раннего детства — стадия «каракуль», т. е. всевозможных графических построений, не несущих в себе изобразительного замысла и не имеющих изначально знакового смысла. На этой стадии происходит овладение карандашом, как специфическим предметом как орудием деятельности.
К 3 годам ребенок имеет уже некоторый графический опыт и некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать предметы. Но ограниченность этого запаса становится очевидной, если попросить 3-летнего ребенка нарисовать, например, последовательность таких предметов: мяч, арбуз, картофелину, воздушный шар, грушу, свеклу, лампочку и кубик. Все перечисленные предметы ребенок изображает при помощи одинаковых неправильных кружочков. Так же одинаково младшие дошкольники изображают любого человека — в виде «головонога». Вопрос о том, как черкание по бумаге приобретает характер изображения, — центральный для понимания природы детского рисования.
Специфику рисования как особого вида деятельности, как указывает В. С. Мухина, составляет именно изобразительная, знаковая функция. Общепризнано, что ребенок в какие-то моменты внезапно узнает в начертанных им каракулях тот или иной предмет и называет его. От «узнавания» случайно возникшего сочетания штрихов ребенок переходит к намеренному изображению предмета.
На протяжении дошкольного возраста происходит постепенное опережение называния, а не изображения. Если младшие дошкольники сначала рисуют нечто, а потом, узнав, это называют, то средние дошкольники называют изображение в процессе рисования и дорисовывают в соответствии с данным наименованием. Старшие дошкольники сначала планируют и называют то, что намерены нарисовать, а затем старательно рисуют в соответствии с замыслом. Так же, с возрастом, нарастают и способность ребенка узнавать нарисованное другими и рисовать для других, а также речевое сопровождение рисования, стремление к достоверности изображаемого. (20, 21)
Большая часть рисунков младших и средних дошкольников — это изображения отдельных предметов (человечки, домики, цветы, автомобили и т. д., а под влиянием занятий по рисованию в детском саду — ленточки, дорожки, заборчики, солнце, шарики, снеговики, елочки и т. д.). В это время дети рисуют довольно шаблонно, следуя принятому однажды образцу. Сходство изображения с реальным объектом для ребенка несущественно: он знает, что так рисуют этот объект, и этого оказывается достаточно. Поэтому шаблонные образцы изображения отдельных предметов (домика, лодочки, человечка, елочки и т. д.) передаются из поколения в поколение, надолго закрепляясь в возрастах. Так, современные городские дети, живущие в высоких многоэтажках, все же рисуют одноэтажный домик с треугольной крышей и трубой, из которой идет дым.
Надо сказать, что детей специально учат рисовать в дошкольном возрасте (чего, кстати, нельзя сказать об игре, которой никто систематически не учит ребенка) — показывают образцы, демонстрируют технические приемы (проводить округлые линии, поворачивать их под углом, наносить мазки кисточкой и т. п.), обращают их внимание на недостатки в рисунках и способы их устранения. Но никакие формы обучения не могут привести к тому, чтобы ребенок начал рисовать, как взрослый. И не столько из-за несформированности технических навыков, сколько из-за небольшого опыта и специфического видения мира ребенком.
Ребенок изображает в рисунке не то, что он видит, но и то, что он знает об объекте (пример тому — «прозрачные» или «рентгеновские» рисунки), то, что ему представляется главным, существенным в объекте. Изображение предмета поэтому сильно зависит от степени знакомства с ним ребенка. Экспериментально установлено, что объекты, с которыми ребенок имел возможность действовать, изображаются полнее и лучше, чем те, которые он может только наблюдать. Это относится и к использованию цвета в рисовании. Так, в младшем и среднем дошкольном возрасте дети почти не соотносят цвет объекта с цветом используемого карандаша или фломастера. Они выбирают цвет либо совсем случайно, используя первый попавшийся карандаш, либо всегда берут свой «любимый» цвет. Часто дети стараются в рисунке использовать как можно больше разных цветов и рисуют, попеременно используя много зажатых в кулаке карандашей.
Только после 4 лет ребенок начинает использовать цвет как обязательный признак изображаемого объекта. На всех рисунках заметны следы штрихового закрашивания травы зеленым цветом, неба — синим, солнца — красным или желтым, но это еще не результат собственных наблюдений, а заимствование цветовых шаблонов взрослых (подобно домику с трубой). Чем старше дошкольник, тем лучше он передает в рисовании цвет и форму предметов. (6)
Старший дошкольный возраст (особенно 5 лет и старше) — возраст расцвета рисования. В это время от изображения отдельных предметов дети переходят, как в игре, к сюжетному рисованию (изображению бытовых сцен и событий, иллюстраций к сказкам и мультфильмам) со множеством предметов и персонажей.
Старшие дошкольники почти всегда имеют предварительный замысел рисунка, которому стараются следовать. Поэтому в это время дети активно пользуются ластиком и исправляют неточные изображения в соответствии с имеющимися представлениями. Здесь ребенок часто испытывает расхождение между образом, имеющимся в представлении, и техническими средствами его воплощения.
В старшем дошкольном возрасте ребенок немного понимает пропорции и перспективу, но все же большинство его рисунков плоскостные. Типичным является расположение предметов в ряд на одной линии или по «этажам». Особенностью рисунков в это время является также их насыщение деталями реалистического плана. Особенности предметов и явлений часто не прорисовываются ребенком, а только обозначаются (причем дети обозначают в рисунке даже то, что в данной проекции увидеть нельзя — это так называемые «рентгеновские рисунки», когда сквозь фигуры первого плана «просвечивают» фигуры второго плана; изображение обоих глаз, носа, рук и ног у человека, стоящего в профиль, и т. д.): так, 5 пальцев на руке изображаются пучком линий или «колбасок», отходящих от круглой ладони, волосы часто рисуются по одной волосинке дыбом или заменяются челочкой и т. д.
Дошкольник выражает в рисунке и собственное отношение к изображаемым предметам и явлениям. В старшем дошкольном возрасте в рисунках появляются такие приемы, как преувеличение, использование цвета как символа «плохого» или «хорошего», тщательная прорисовка деталей «красивого», «хорошего», «любимого» и небрежное исполнение «плохого» и т. д. (25)
В изображении предметов и явлений старшие дошкольники обычно ориентируются на разные признаки и свойства объектов: 1. на визуальные впечатления (визуальный реализм); 2. на тактильные впечатления (двигательно-тактильный реализм); 3. на знания о предметах (интеллектуальный реализм), поэтому для развития функции рисования требуются как расширение непосредственного опыта действия ребенка с вещами, так и его речевые обозначения и интеллектуальные знания о них. Старшие дошкольники часто рисуют по памяти, а не с реального оригинала, и иногда изображения противоречат действительности.
С возрастом все более заметными становятся индивидуальные различия в рисовании детей. Это проявляется и в содержании рисунков, и в технике изображения, и в выборе тем. Некоторые дети чаще изображают бытовые темы, другие — собственные эмоциональные впечатления, третьи делают иллюстрации к сказкам, рассказам, четвертые вообще создают фантастические изображения. У всех детей есть излюбленные темы, которые время от времени меняются. Несмотря на все различия, в рисунках всегда могут быть выделены некоторые общие компоненты, и только после 5 лет ребенок учится преодолевать привычные шаблоны и рисовать то, что ему интересно.
В дошкольном возрасте выделяется целый вид продуктивных форм деятельности, один из которых — конструирование. В младшем дошкольном возрасте оно появляется как умение ребенка по образцу (или по собственному несложному плану) создавать элементарные построения из кубиков, мозаики, деталей конструкторов и т. д. Первоначально подобные действия не являются самостоятельными, они включены в игру и выполняют вспомогательные функции. В игре бывает достаточно элементарных конструкций для придания им игрового смысла, поэтому постройки весьма элементарны, и многочисленные «заборчики», «столики», «паровозики» похожи друг на друга и могут вполне по ходу игры превращаться друг в друга.
В среднем дошкольном возрасте ребенок постепенно приходит к выделению собственно конструирующей деятельности из игровой и специально конструирует различные предметы и ситуации. В игре или без нее конструктивные замыслы приобретают самостоятельное значение и имеют смысл для ребенка уже не как обслуживающие игру, а как отдельная продуктивная деятельность. В этом возрасте в овладение конструированием включаются взрослые, предлагающие как образцы конструкций, так и способы их создания, а также многочисленные игры, развивающие эту деятельность. Развитие конструирующей деятельности в это время проходит три последовательных этапа: 1. конструирование по образцу, 2. конструирование по условиям,
3. конструирование по замыслу. Конструирование по образцу связано с воспроизведением уже готовой конструкции по схеме, рисунку, образцу взрослого. Конструирование по условиям обычно вплетено в игру и предполагает создание знакомых ребенку конструкций с учетом игровых требований (размер, ширина, высота — чтобы, например, под мостом прошел пароходик, чтобы в дверь домика проходила кукла, чтобы под воротами проезжал автомобиль и т. д.).
Самым сложным видом конструирования, опирающимся на освоение знаковой функции, является конструирование по замыслу. Оно предполагает наличие у ребенка представлений о создаваемой постройке, плана ее создания (какие блоки положить в основание, а какие — выше, чтобы конструкция не разрушилась), а также знаний о приемах и материалах, с помощью которых ее можно сделать и т. д. (16)
Установлено, что для развития конструктивных представлений ребенку необходима помощь взрослого в переводе от использования образцов к конструированию по схеме и по словесному описанию (ведь прежде чем собрать конструкцию, надо мысленно расчленить ее на блоки, а потом представить из них целое). В старшем дошкольном возрасте конструирование становится самостоятельной и достаточно сложной деятельностью: ребенок умеет конструировать не только из готовых блоков, но и из бумаги, пластилина, природного материала, разных отходов. Очень важно то, что появляется тенденция к самостоятельному изготовлению недостающих деталей будущей конструкции. При соответствующем обучении это проявляется в среднем возрасте, а старшие дошкольники уже могут самостоятельно задумать и выполнить оригинальную поделку. Развитие конструирования также идет от создания отдельных предметных конструкций к сюжетному конструированию и от индивидуального к совместному. Старшие дети вполне способны вместе реализовать коллективный замысел (с помощью взрослого сделать панно или большой макет).
Выводы по главе 2
Характерная черта игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия.
Будучи ведущей деятельностью на протяжении всех лет дошкольного детства, игра неодинакова на всем своем протяжении. Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным: с возрастом растет состав участников игры и длительность существования игрового объединения.
В дошкольном возрасте изобразительная деятельность и конструирование является одним из важнейших видов деятельности наряду с игрой.
На протяжении дошкольного возраста происходит постепенное опережение называния, а не изображения в процессе изобразительной деятельности.
В среднем дошкольном возрасте ребенок постепенно приходит к выделению собственно конструирующей деятельности из игровой и специально конструирует различные предметы и ситуации.
Заключение
Дошкольный возраст — это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие речи, воображения, формирование начатков произвольного внимания и смысловой памяти.
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.
Развитие личности дошкольника связано с появлением соподчинения мотивов, нарастанием произвольности поведения, освоением ряда нравственных норм, психосексуальной идентификацией, формированием приблизительной временной перспективы, обретением более адекватной и устойчивой самооценки появлением элементов социальной и личностной рефлексии развитием высших чувств, дифференциацией внешнего и внутреннего мира и т. д.
Список литературы
Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. — 2-е изд. — М.: Академия, 1999. с. 12
Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. — М., 1984.
Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии. — 1976. — № 6 [https://referat.bookap.info, 26].
Большой психологический словарь. / Под. ред. Б. Г.
Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.
Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990.
Будницкая И. И., Катаева А. А. Ребенок идет в школу. — М.: Педагогика, 1985.
Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1987.
Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности: Тексты. — М., 1982.
Гранкина Р. М. Единство и взаимосвязь воспитания и социализации детей в условиях родительского дома. — Пятигорск: ПГЛУ, 2005.
Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. — М.: Тривола, 1994.
Квинн В. Н. Прикладная психология. — СПб.: Питер, 2000.
Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — М.: Знание, 1990.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: цели, задачи и основные принципы. — СПб.: Речь, 2005.
Мухина В. С., Хвостов А. А. Возрастная психология: Хрестоматия. — М.: Академия, 2003.
Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6−7 лет. / НИИ общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1992.
Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. — СПб.: Питер, 2003.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1998.
Овчарова Р. В. Практическая психология образования. — М.: Академия, 2007.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 2003.
Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.
Фридман Л. М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. — М.: ТЦ Сфера, 2000.
Хрестоматия по психологии: учебное пособие для студентов педагогических институтов. / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.
Эльконин Б. Д.
Введение
в психологию развития. — М.: Тривола, 1994.
Якунин В. А. Педагогическая психология: учебное пособие. — СПб.: Издательство Михайлова В. А.: Издательство «Полиус», 1998.
Показать весь текст
Список литературы
- Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. — 2-е изд. — М.: Академия, 1999. с. 12
- Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. — М., 1984.
- Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии. — 1976. — № 6.
- Большой психологический словарь. / Под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990.
- Будницкая И. И., Катаева А. А. Ребенок идет в школу. — М.: Педагогика, 1985.
- Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1987.
- Выготский Л. С. Развитие личности и миров?