Развитие личности ребенка дошкольного возраста формы взаимодействия с
Алия Марданова
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе развития личности ребенка
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, уважать, радоваться, сочувствовать, получает первые навыки общения. Любая педагогическая система без семьи – чистая формальность. Семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка, здесь формируется нравственный опыт маленького человека.
Родители являются основными социальными заказчиками услуг ДОУ. Именно поэтому так необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Полноценное воспитание ребенка происходит в условиях одновременного влияние семьи и дошкольного учреждения.
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада с семьей не подлежит сомнению. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
К настоящему времени в отечественной и зарубежной педагогике разработаны разнообразные формы взаимодействия детского сада с семьей. Многие из них уже показали свою эффективность. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы в этой области. Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи. Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, увидеть свои педагогические возможности. С каждым годом у нас в городе все больше становиться «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д. не оправдали себя. Посещаемость стала все меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Целью моей работы является:
– создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
– установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
– вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Одной из важнейших задач своей работы я считаю вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Чтобы решить эту задачу, необходимо изучить интересы и потребности семьи, информировать родителей о том, что происходит в группе и в детском саду, заниматься психолого-педагогическим просвещением, вовлекать семью в совместную деятельность.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.Я в своей работе использую формы:
– информационно-аналитическое
– познавательное
– наглядно – информационное, или мастер класс
– досуговая, или по-современному «семейная ассамблея».
Информационно-аналитические
Цель
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Форма работы
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-
просветительские
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.
Коротко о каждом направлении:
1.Информационно-аналитическое:
Работу с родителями я начала с анкетирования. Родительский курс – на основе этих анкет я получила реальную картину семей и развития каждого ребенка, выработала тактику своего общения с каждым из родителей. Анкета «Наш детский сад 2013» – которая лучше помогла мне ориентироваться в педагогических потребностях семьи их возможных предложениях по улучшению работы д/с, следующим шагом в знакомстве с родителями было посещение семьи. По результатам таких посещений я оформила психолого-педагогическую характеристику каждой семьи. Кроме того, я считаю, что наиболее доступная форма установления связи с семьей это беседы. Целью бесед может быть оказание родителям своевременной помощи по тем или иным вопросам воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. На следующем этапе я пригласила родителей к нам в группу «Будьте, как дома», так как взрослые часто проявляют робость, неуверенность, осторожность – стремилась к тому, чтобы родители раскрылись и доверились мне, для создания новой большой семьи – под названием «Второй Дом наших детей».
2. Познавательное – обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В моей группе созданы условия для тренинга, в этом мне помогают заведующая д/с, методист, музыкальный руководитель. Тренинги в наше время приобретают все большую популярность.
Для скоординированной работы ДОУ и родителей поставила перед собой следующие задачи:
– установление доверительных отношений с родителями.
– вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
– активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
– работа в тесном контакте с семьями воспитанников.
– поощрение родителей
Для этого использую следующие формы и методы работы:
– общие и групповые собрания,
– занятия с привлечением родителей,
– дни посещения,
– работа с родительским комитетом,
– совместное создание предметно-развивающей среды,
– совместное оформление альбомов, газет, фотовыставок «Наша дружная семья»
– телефон доверия
Родители активизировались, научились взаимодействовать друг с другом.
3.Наглядно – информационное или мастер класс:
– родительские уголки,
– вернувшиеся папки передвижки,
– семейно – групповой альбом «жили-были»,
– фотовыставка к праздникам,
Форма работы через «Родительские уголки» традиционна, для того чтобы она стала действенной,я предложила родителям самим вести две рубрики: – «Что говорят малыш дома», и «Носики – курносики» – где родители делятся друг с другом событиями и полезными советами.
4. Досуговая, или по современному «семейная ассамблея»: – развитие культуры взаимопониманий.
В современных условиях д/с трудно обойтись без поддержки родителей, именно поэтому у нас в группе многое сделано руками мам и пап наших воспитанников, это и пособия для занятий, и одежда для кукол, вязаные коврики и дорожки, много игрушек соответствующих младшему возрасту.
Родители участвуют в праздничных утренниках, совместно с детьми драматизируют сказки, принимают участие в изготовлении декораций и атрибутов для игр драматизаций.
Традиционно в нашей группе проводятся дни рождения детей с хороводом, караваем, но я привлекаю в этот праздник и родителей, ведь это главный праздник в семьях воспитанников. В праздничный день приходит мамочка, иногда с папой или бабушкой и мы вместе с детьми смотрим семейный альбом, мама рассказывает семейные случаи про своего ребенка. Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.
Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Перед этим я показываю детям уже готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках.
Для реализации содержания этой работы я использую коллективные и индивидуальные формы деятельности. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Так, первым шагом к взаимопониманию может стать письмо, которое приходит родителям, ещё стоящим на очереди в детский сад. В этом письме воспитатель рассказывает о том, как родители могут облегчить предстоящую адаптацию ребенка в детском саду, прививая необходимые навыки, психологически подготавливая к ежедневному расставанию. Так, в знакомых всем родительских уголках создаются новые рубрики, так на стенде «Какое у вас настроение» родители и дети каждое утро цветными фишками отмечают настроение друг друга. Это служит первой темой разговора воспитателя с детьми в начале дня и учит детей и родителей быть внимательными друг к другу.
Семья и Детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимоотношения родителей и ДОУ редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый. Хочется верить, что мне это удастся. Я не останавливаюсь на достигнутом, ищу новые пути и сохраняю наработанное.
Источник
ВЛИЯНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
О.Н. Вилон, инструктор по физической культуре отделения ДОД ГБОУ №246, г. Санкт-Петербург
Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Её несомненная ценность – в упрочнении связи с семьёй, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что, в свою очередь, работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.
С начала существования советской власти, в нашей стране, провозгласившей политику общественного воспитания, в течение долгих лет скалывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании её преодолевать («Они ничего не хотят знать, не умеют воспитывать»). Между тем, педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержанием, методикой воспитания детей, носителями которых были они – профессионалы. В детский сад родители допускались, когда требовалась их помощь в уборке, благоустройстве помещения, озеленении участка, ремонте, их приглашали на праздники, собрания, а в остальные дни двери детского сада для них закрыты. Педагоги искренне считали, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма «живучие» способы и формы работы с семьёй с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т.д.). Это повлекло за собой многие ошибки в общении педагога с родителями (безличные обращения, торопливость в оценке ребёнка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Указанные ошибки, небрежность – свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая практически сводит на нет его педагогическую компетентность: недостаточно много знать, надо уметь так сказать, чтобы тебя услышали.
Однако, в дальнейшем, примерно с 60-х годов, в нашей стране был накоплен немалый опыт педагогического просвещения родителей: «школы матерей», «университеты педагогических знаний», «родительский всеобуч» и др. Но содержание программ нередко было идеологизировано и политизировано. Кроме того, часто педагоги для общения с родителями выбирали назидательный тон: не советовали и предлагали, а требовали; не подсказывали, а наставляли; и выступали в роли судейской, а не партнёрской. Всё это отталкивало родителей, а итог был один: детский сад и родители занимались воспитанием ребёнка, не взаимодействуя друг с другом.
Такое положение дел требовало не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм дошкольного образования.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьёй, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста можно проследить в осуществлении педагогического принципа – единство воспитательных воздействий. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется также в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам: Раку, Лебедю и Щуке -, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.
Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.
Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, коллектива и т.д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других серах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учётом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействия заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой: по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьёй, опираться на неё при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия. Проверенное средство связи ДОУ с семьёй – нетрадиционные взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Педагогически правильное ведение этих мероприятий позволяет эффективно координировать усилия родителей и воспитателей. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей не иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.
В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда педагоги не соглашаются с деятельностью семьи, или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.
Бывает, что педагог не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует поступки и действия других педагогов и т.п. Всё это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому педагогам надо всегда помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.
Практическая реализация внедрения нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с родителями требует создания единой системы воспитания на занятиях. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретённые ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Педагоги следят за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.
Способ достижения единства воспитательных воздействий – координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, ДОУ, социальных институтов. Вот почему воспитатели, родители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми.
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребёнка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал: «Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте».
В настоящее время идёт перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Его целью признаётся не воспитание члена общества, а его эмоциональное благополучие. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на следующих принципах:
- преемственность семейного и общественно-государственного воспитания и образования на этапе раннего возраста;
- формирование компетентного родительства как института наставничества, тьюторства для своих детей;
- нормативное закрепление преемственности через технологию «Портфолио семьи»;
- переход на новые формы взаимодействия с семьёй с чётко обозначенными критериями и результатами;
- создание системы мониторинга родительских ожиданий от УО (районных моделей спроса и предложений);
- использование профессиональных PR технологий имиджирования учреждений и специалистов (информационное пространство районов, учреждений).
В связи с эти встают и новые задачи методической службы в повышении родительской компетентности:
- разработать новые критерии результативности мероприятий с участием семьи в ОУ;
- создать механизм информирования родителей о прохождении районных и городских конкурсов среди воспитателей и специалистов;
- провести анализ спроса и удовлетворенности предложениями со стороны семей с детьми раннего возраста и создать информационный банк активных родителей;
- пути интегрирования воспитательного пространства ОУ и семьи;
- переход на новые формы взаимодействия с семьёй с чётко обозначенными критериями и результатами;
- создание системы мониторинга родительских ожиданий от ОУ;
- использование профессиональных PR технологий имиджирования учреждений и специалистов (информационное пространство районов, учреждений).
Список литературы
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьёй как с гланым партнёром в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). Оренбург: Оренбургский ИПК, 2011. с. 47-52
- Доронова Т.Н. “Вместе с семьёй”. Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей/ Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик. М.: Просвещение, 2006. с. 60-68
- Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьёй на основе единой программы для родителей и воспитателей “Из детства в отрочество”/ Т.Н. Доронова – “Дошкольного воспитание” №7, 2009. с. 118-121
Источник