Развитие личности ребенка до года читать бесплатно

Развитие личности ребенка до года читать бесплатно thumbnail

Коллектив авторов

Развитие личности ребенка от рождения до года Издание второе

© ООО «Рама Паблишинг», 2010

* * *

Авторский коллектив

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии.

ДОБРЯКОВ Игорь Валериевич (Санкт-Петербург), кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии с курсом детско-подростковой терапии Санкт-Петербургской академии последипломного образования, председатель секции пренатальной психологии, психопатологии и психотерапии Санкт-Петербургского общества психологов, психиатр высшей категории.

ОСОРИНА Мария Владимировна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургскoro государственного университета, вице-президент Петербургского психологического общества.

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического института, психолог высшей категории.

ПАТРАКОВ Эдуард Викторович (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, заместитель директора по инновационному развитию Свердловского областного базового медицинского колледжа.

ЛЕБЕДЕВА Ирина Борисовна (Екатеринбург), кандидат медицинских наук, заведующая отделением повышенного уровня образования Свердловского областного базового медицинского колледжа.

МЕЛАМЕД Геннадий Моисеевич (Измаил), педиатр высшей категории, семейный врач.

НИФОНТОВ Сергей Анатольевич (Екатеринбург), старший преподаватель кафедры организации работы с молодежью Уральского государственного технического университета – УПИ, заместитель директора по научно-методической работе Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Дом молодежи».

ЯКОВЛЕВА Юлия Анатольевна (Екатеринбург), медицинский психолог, юрист.

КОЧЕВА Елена Владимировна (Екатеринбург), психолог.

ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практический психолог.

Благодарность читателям

ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ жизни серия «Развитие личности ребенка» обрела почитателей в лице десятков тысяч взрослых – родителей, бабушек и дедушек, специалистов из разных городов России и из-за рубежа, в том числе из Германии, Израиля, Великобритании, США.

Письма, в которых читатели делились своими впечатлениями о содержании книг, убедили творческий коллектив в следующем:

1. Книги «Развитие личности ребенка» читает вся семья – большинство писем-откликов приходило от супружеских пар. Особенно приятно, что издания пользуются авторитетом и популярностью у пап – они высоко оценили основательность и энциклопедичность изданий, серьезный научный фундамент.

2. В письмах издателям, в высказываниях на форуме читатели подчеркивали, что книгам «Развитие личности ребенка» можно доверять, ведь они созданы авторитетными специалистами – психологами, педагогами, педиатрами.

3. Книги серии рекомендуют знакомым, родственникам – всем, у кого в семье растет человек.

4. Книги остаются в семье, ведь с таким надежным источником информации не страшно пройти путь молодых родителей еще раз. А потом, когда дети вырастут, подарить книги им.

5. Книги повышают психологическую грамотность родителей, отвечая на многие вопросы, связанные с развитием ребенка и взаимоотношениями с ним.

Благодарим вас, наши дорогие читатели, за то, что уверили нас в необходимости и важности выпуска книг серии «Развитие личности ребенка», и желаем дальнейших успехов в воспитании растущего человека!

Предисловие редактора

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вам по какой-то причине близка тема, связанная с развитием самых маленьких детей – от рождения до года. Возможно, вы родители, а может – бабушки или дедушки, близкие родственники или друзья молодой семьи. Главное, вас очень интересует, все ли в порядке с малышом, правильно ли он растет и развивается. Ведь вам вовсе не безразлично, каким он станет через год, два, три…

Наша книга поможет решить многие вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей в первый и самый ответственный год жизни, когда закладывается потенциал ребенка – личностный, интеллектуальный, творческий и физический. И от того, насколько правильно взрослые оценивают значимость этого периода, зависит здоровье и в конечном итоге счастье малыша.

Конечно, такую ответственную тему можно доверить только профессионалам. Поэтому для вас трудились педиатры, психологи, педагоги, а также другие специалисты. Целью каждого из них было помочь родителям ответить на вопросы, встающие в период ожидания малыша и в первый год его жизни: дать сведения о психическом и физическом развитии, о режиме, кормлении и питании, о том, как ухаживать за ребенком, как определить, здоров ли он, как с ним играть, общаться, как научиться понимать этого маленького, но уже совершенно неповторимого человека, как радоваться с ним и вместе познавать мир.

В книге пять частей. Первая посвящена взаимоотношениям двух любящих людей, тому, насколько он и она готовы стать родителями, понимают всю ответственность, с которой должны подготовиться к встрече с малышом. Вторая часть рассказывает о сложном и интересном периоде, когда в жизни двоих появляется третий, со своим темпераментом и настроением, способный чувствовать отношение к себе и «рассказывать» об этом. Очень небольшой, но по значимости важнейший период новорожденности – от момента, когда малыш громким криком заявляет о своем приходе в мир, до полутора месяцев – описан в третьей части. Здесь же вы узнаете о психическом развитии ребенка от полутора месяцев до года. Родителям тех детей, которые испытывают проблемы со здоровьем, будет полезно прочитать четвертую часть. Завершает книгу пятая часть, в ней речь идет о том, насколько важна для любознательного малыша атмосфера его дома, с которого начинается познание мира и ощущение своей значимости в нем.

Многих родителей интересует вопрос: как создать такую атмосферу в семье, чтобы малыш чувствовал себя уютно и уверенно? Ответить на него вам помогут советы, помещенные в рубрике «На приеме у психолога», где также объясняется, почему взрослым необходимо научиться уважать и понимать друг друга, не бояться откровенно делиться своими страхами и сомнениями. Другие рубрики: «Азбука для пап и мам», «Секреты психологии», «Полезные советы», «Поиграйте с малышом» – предназначены для того, чтобы взрослые могли лучше понять мир ребенка и те процессы, которые он переживает в своем развитии.

Читайте также:  Одаренный ребенок и художественно эстетическое развитие

«Развитие личности ребенка от рождения до года» является первой в настоящей серии. В последующих книгах мы расскажем о том, как развиваются все жизненно важные системы ребенка в периоды от года до трех, от трех до пяти лет, от пяти до семи, от семи до одиннадцати и от одиннадцати до шестнадцати. Чем обусловлено такое деление по возрастам?

Каждый человек в течение своей жизни переживает кризисные периоды, предшествующие наступлению новых этапов в его развитии (физическом, эмоциональном и т. д.). Такие кризисы, отделяющие один этап от другого, начинаются еще в детстве, причем каждый из них связан с подготовкой ребенка к определенным видам деятельности, получившим в психологии название ведущих.

Так, ведущим видом деятельности первого года жизни является непосредственно-эмоциональное общение. В период от года до трех на первый план выходит предметно-манипулятивая деятельность. В следующий период актуальной становится сюжетно-ролевая игра, которая постепенно уступает место учебной деятельности. Учебная деятельность в свою очередь сменяется интимно-личностным общением. А далее наступает период зрелости.

Каждая книга отражает сущность рассмотренного в нем возрастного периода, основные психические новообразования и проблемы этого возраста, включая медицинские и педагогические аспекты. При этом все они взаимосвязаны, линия одной темы находит логическое продолжение в следующем томе, и наоборот, более старший возраст требует обращения к более раннему периоду.

Непосредственно-эмоциональное общение, свойственное возрасту, о котором идет речь в этой книге, характеризуется особой, никогда более не повторяющейся атмосферой эмоционального контакта матери, а также других близких взрослых и ребенка. От того, каким будет это общение, во многом зависит дальнейшее развитие малыша и его становление как личности. Поэтому весь том построен на принципах взаимосвязи «ребенок – семья».

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Выбрать главу

Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Авторы-составители

Г. М. Лямина (Вместо предисловия);

А. В. Павлова (Начинаем жить вместе);

С. Н. Теплюк (Ребенок пришел в мир. От одного до трех месяцев. От трех до шести месяцев. Такой знакомый незнакомец. От шести до девяти месяцев. От девяти до двенадцати месяцев);

Л. Г. Голубева (Физическое развитие детей от рождения до года);

М. В. Лещенко (Рациональное питание ребенка);

Э.Л. Фрухш (От одного до трех месяцев. От трех до шести месяцев);

Ю.А. Разенкова (Игры-занятия с малышом в возрасте от одного до трех месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от трех до шести месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от шести до девяти месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от девяти до двенадцати месяцев);

И. А. Выродова (Игры-занятия с малышом в возрасте от одного до трех месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от трех до шести месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от шести до девяти месяцев. Музыка в развитии ребенка в возрасте от одного до шести месяцев. Музыка в развитии ребенка в возрасте от шести до двенадцати месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от девяти до двенадцати месяцев);

С.Ю. Мещерякова (Становление общения ребенка со взрослым. С чего начинается личность);

H.H. Авдеева (С чего начинается личность).

Вместо предисловия

Последние десятилетия и за рубежом, и в нашей стране характеризуются интересом родителей, исследователей, педагогов и психологов к проблемам развития и воспитания детей раннего возраста, особенно первого года жизни. Этот период самоценен не только сам по себе. Он очень важен для дальнейшего развития ребенка и имеет ряд особенностей.

Одна из особенностей первого года жизни ребенка заключается в быстром темпе формирования основных «блоков» развития, ведущих умений, которые важны не только в данный период, но и в дальнейшем – в «зоне ближайшего развития».

Новорожденный ребенок беспомощен. Он не может даже подтянуться к источнику питания – к материнской груди. Но в течение года в развитии ребенка происходят разительные перемены. К году малыш уже ходит, произносит несколько слов, выполняет простые поручения. Он ориентируется в ближайшем окружении, отыскивает любимую игрушку, передвигается из своей комнаты в кухню, пытается самостоятельно выполнять отдельные действия (когда пьет кефир, сам держит чашку; стягивает шапку, носок). У него появляются первые игровые действия: куклу баюкает, мяч катает и т. д. Значительно совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Уже к 4,5–5 месяцам при определенных условиях малыш может различать основные цвета и формы, эмоционально отзываться на музыку. С момента рождения находясь среди людей, он начинает различать их, по-разному относиться к людям: близким – радуется, чужих – настороженно рассматривает, прежде чем подпустить к себе.

Читайте также:  Психическое развитие и деятельность ребенка реферат

К сожалению, понимание того, от чего зависит темп развития ребенка, неоднозначно. Отечественные ученые, стоявшие у истоков развития науки о ребенке раннего возраста (H. М. Щелованов, H. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская), сопоставляя неврологические данные с практикой воспитания, доказали: несмотря на морфологическую зрелость центров и проводящих путей головного мозга, младенец осваивает основные умения почти исключительно благодаря педагогическим воздействиям взрослых. При их отсутствии, недостаточности или односторонности наступает значительное отставание в развитии – так называемый госпитализм. Таким образом подчеркивается исключительная роль взрослого в развитии ребенка.

Не стоило бы возвращаться к этому, если бы не отдельные публикации в зарубежной прессе, перепечатанные в наших популярных журналах, повторяющие, правда, в «сглаженной» форме, точку зрения о ведущей роли зрелости центров головного мозга в развитии, нивелируя при этом педагогические воздействия взрослых. Так, в статье «Здравствуй, мир. Это я!» Пэт Уингерт и Энн Андервуд (спецвыпуск журнала «Итоги». Зима, 1998) пишут о том, что мышечные и нейронные связи, отвечающие за умение садиться, ползать, говорить, формируются у каждого ребенка в свой срок. Не стоит горевать, полагают они, если ваш малыш отстает от «фаворита». Авторы статьи ставят под сомнение правомерность понятий «раннее» или «позднее» развитие. Вместе с тем, проявляя осторожность, они признают, что нельзя игнорировать общие установки (тесты, показатели). Например, факт, когда 10-месячный ребенок не умеет самостоятельно садиться, должен вызвать тревогу.

Источник

Книга посвящена проблемам воспитания и психического развития детей младенческого возраста.
Пособие в популярной форме знакомит читателей с современными знаниями о психологии младенчества. В книге даются ответы на самые актуальные вопросы родителей: как общаться с младенцами от рождения до года; как приобщить ребенка к музыке, поэзии, живописи; что делать, если ребенок много плачет, если малыш имеет недостатки в развитии и др.
Книга адресована родителям.

Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова

Вы и ваш младенец: О воспитании и психическом развитии ребенка от рождения до года

Предисловие

Ожидая рождения ребенка, вы, конечно, намерены заняться его воспитанием с первых дней жизни, как рекомендуют авторитетные педагоги. Но для того, чтобы правильно воспитывать малыша, вам необходимо как можно больше знать, что представляет собой новорожденный ребенок, как происходит его развитие, что способствует и что препятствует этому процессу. За последние десятилетия в психологии накоплено много новых (зачастую сенсационных) сведений о возможностях и умениях младенцев, в связи с чем ученым приходится пересматривать как общие представления о ребенке первого года жизни, так и всю систему воспитания детей этого возраста. Например, некогда бытовало мнение, что в первые недели и даже месяцы жизни ребенок ничего не слышит и все видит вверх ногами, что его ни в коем случае нельзя брать на руки – избалуется, что кормить младенца надо строго по часам, а давать ему соску и петь колыбельные песни не следует и т. д.

В предлагаемой вашему вниманию книге мы постараемся осветить эти и другие вопросы с позиций современного знания об особенностях психического развития младенцев, привлекая экспериментальные данные, полученные отечественными и зарубежными учеными, а также материалы собственных исследований и работ наших коллег по лаборатории психического развития и воспитания детей дошкольного возраста Психологического института Российской академии образования. Читатели могут соглашаться или не соглашаться с нами, могут следовать нашим рекомендациям или нет, но в любом случае знакомство с новыми научными данными поможет родителям выработать грамотную тактику воспитания, учитывающую особенности конкретного ребенка.

Итак, что вы знаете о младенце? Большинство родителей, если они уже вырастили ребенка до года или заранее ознакомились с соответствующей популярной литературой, прекрасно осведомлены, как соблюдать режим кормления, гуляния, купания, когда и чем начинать прикармливать малыша. Но почти все мамы и папы затрудняются сказать, как и зачем нужно общаться с малышом в первом и во втором полугодии жизни; каким он воспринимает окружающий мир и себя в нем; в каком возрасте и как ребенок начинает различать, узнавать, вспоминать людей и предметы и т. д. Многие даже выражают удивление и недоумение: «Разве младенец все это умеет? Да он же только ест, спит и пачкает пеленки!»

Читайте также:  Развитие ребенка в условиях депривации

Действительно, поведение ребенка первого года жизни кажется весьма простым, даже примитивным. Поскольку младенец не может говорить, ходить, обслуживать себя (как это умеет, например, уже двухлетний ребенок), его часто и не считают еще человеком, а воспринимают как растущий организм, пока лишь готовящийся стать человеком. Между тем всего за год ребенок настолько преображается, что его уже никак нельзя назвать «организмом»: он знает, чего хочет, и вполне понятно может выразить свое желание, малыш к чему-то стремится и от чего уклоняется, умеет настаивать и сопротивляться, понимает обращенную к нему речь и пытается произнести первые слова, овладевает сложными действиями с игрушками и т. п. Нелепо считать, что все эти умения появились «вдруг». Конечно же, они складывались постепенно, проходя ряд подготовительных этапов. Поведение младенца только кажется простым. Более глубокий анализ обнаруживает существование у него достаточно сложной внутренней психической жизни уже в первые месяцы после рождения.

Однако не следует думать, что психическое развитие личности осуществляется само по себе, что вне зависимости от усилий окружающих наследственные задатки проявляются и оформляются по мере созревания. К сожалению, такая точка зрения очень широко распространена, и многие родители, вовсе не думая об этом специально, не вдаваясь ни в какую теорию, на практике воспроизводят именно такой подход к воспитанию своего ребенка. И тут нет их вины, ведь до сих пор в популярных книгах и брошюрах сведения о ребенке первого года жизни даются с позиций физиологов и педиатров, знания которых охватывают, несомненно, очень важную, но не единственную сферу жизни малыша – его существование как биологического организма. Именно поэтому как в семейном, так и в общественном воспитании детей младенческого возраста главным становится соблюдение режима, проведение гигиенических и медицинских процедур и т. п. Психологическая сфера жизни младенца как человека, субъекта, активно действующего, познающего мир, вступающего во взаимоотношения с окружающими, остается на втором плане, сопровождая физиологические процессы созревания.

Поясним сказанное несколькими примерами.

Молодая мама старается тщательно ухаживать за ребенком: следит за его весом, вовремя кормит и вывозит на прогулку, производит влажную уборку по нескольку раз в день, стирает и гладит пеленки. Все это она проделывает молча, сосредоточенно, с чувством выполняемого долга. Беря ребенка на руки для кормления или пеленания, она часто даже не смотрит на него, ее больше заботит сама процедура: свободно ли место на пеленальном столе, нет ли у малыша опрелости, хорошо ли он сосет, иногда она подкладывает соску прямо в кроватку, желая сэкономить время для других неотложных дел. Но вот приходит бабушка и сразу видит, что соска выпала изо рта и ребенок безуспешно пытается захватить ее вновь. Бабушка ласково приговаривает: «Бедненький мой, кушать хочет, а не может сосочку взять» – и, бережно взяв малыша на руки, вкладывает ему соску в рот. Предлагая малышу рожок с прикормом или питьем, бабушка рассматривает с любовью его личико, встретив взгляд внука, тихонько повторяет, кивая и улыбаясь: «Вот так, вот так, кушаем, ай как хорошо мы кушаем». Мама пожимает плечами: «Ну зачем это сюсюканье? Он все равно еще ничего не понимает. И вообще лучше положить его в кроватку, не то привыкнет к рукам, а мне потом мучиться». Этот типичный пример демонстрирует разницу в отношении к ребенку молодой мамы и бабушки. Мама ориентирована на «физиологический уровень», а бабушка постоянно обращается к «личности» малыша.

Одна мама, занятая домашними делами, постоянно держит ребенка в поле своего внимания. Стоит ему заворочаться или всхлипнуть, мама тут же рядом, проверяет, удобно ли лежит малыш, сухой ли, не выронил ли соску. Если он начинает гулить, она сразу же откликается, вторя его тихим протяжным звукам, подходит к кроватке, улыбается, что-то приговаривает.

Другая мама не сразу реагирует на сигналы ребенка: «Ах, еще не плачет, значит, не голодный, не мокрый, ничего у него не болит. Подойду, когда закричит, некогда мне». Или: «Ишь, разговаривает, будто что-то понимает, ну говори, говори, а я пока поглажу».

Источник