Развитие личности ребенка детского дома

Развитие личности ребенка детского дома thumbnail

Психологические особенности детей, воспитывающихся

в условиях детского дома.

Сироты, отвергнутые дети узнают чрезвычайно рано,

                                        что они не такие дети, как «те другие», а гораздо хуже  

                                        и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности.

Ф.М.Достоевский

Дошкольный возраст  – это важнейший период в становлении личности человека. Именно на этом этапе детства ребёнок овладевает специфическими человеческими видами деятельности. Дошкольный период является сензитивным  для развития всех психических процессов и функций, в этом возрасте у ребёнка появляется самосознание, он становится личностью.

На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию.

Как правило, в детских домах воспитывается неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического и речевого развития.

Говоря о психологических особенностях детей  воспитывающихся в условиях детского дома, следует сказать, что в основном, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Дети – сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних.

Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей.

В зависимости от того, чего именно лишен ребёнок, выделяют разные виды депривации (утрата или ограничение возможностей удовлетворять жизненно важные потребности) – материнскую, сенсорную, социальную, эмоциональную и другие.

Наиболее сложной формой депривации детей (по мнению Л.Ярроу)  является  материнская  депривация – отсутствие связи ребёнка именно с биологической матерью. Воспитание детей вне семьи ведет к депривации психического и личностного развития, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру.

Формирование личности ребенка – сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией.

Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации.

Резкое снижение у ребёнка яркости восприятия и разнообразия впечатлений  приводит к сенсорной депривации, сокращение общения ребёнка с другими людьми – к социальной депривации, слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение – к эмоциональной депривации, жесткая формальная организация среды детского дома – к когнитивной депривации.

У многих воспитанников детских домов стоит диагноз: задержка психического развития, а у детей, которых  психологи, врачи, дефектологи, педагоги относят к понятию «норма» имеются  ряд особенностей.

Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности.

У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность.

У детей – сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, проявляется деформация личности, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению серьёзных проблем в сфере эмоционального развития.

Таким детям мало знаком язык жестов и мимики, изменчивых интонаций. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми. Им  часто свойственны замкнутость, заторможенность, упрямство, негативизм.

Эмоциональный портрет воспитанника детского дома (по исследованиям Э.А.Минковой) характеризуется такими чертами, как:

  1. пониженный фон настроения;
  2. бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
  3. склонность к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; благодушие, приподнятое настроение – в угрюмость, агрессию);
  4. однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
  5. эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию;
  6. неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание

(от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);

  1. повышенная склонность  к страхам, тревожности, беспокойству;
  2. основная направленность положительных эмоций – получение всё новых и новых удовольствий (в то же время положительные эмоции более стойки и эффективнее регулируют поведение;
  3. нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнёров по игре);
  4. непонимание эмоционального состояния другого человека, его поведение часто вызывает отрицательные эмоции к партнёру, отражается на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам;
  5. чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до 6-7 лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта);

Чехословацкие психологи Й. Лангмейер и З. Матейчек  ввели понятие психических лишений или психической депривации (1984), которые  определяются  как психическое состояние, возникающие в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени

           Учитывая это, есть основания полагать, что различные стороны психического развития:

во-первых, не одинаково чувствительны к особенностям условий жизни ребенка;

во-вторых, в значительной степени определяются индивидуальными особенностями детей.

Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливаются отставанием в психическом развитии  детей по ряду существенных параметров:

  1. дети, воспитывающиеся в условиях детского дома,  медленнее овладевают речью;
  2. отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми, т.е. обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом; 
  3. у  детей общий обзор, они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами, явлениями окружающего мира;
  4. обеднённость чувственной среды ведет к тому, что у воспитанников наблюдается существенное отставание в развитии наглядно – образного мышления, которое наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, являясь необходимым фундаментом для полноценного овладения школьной программой;
  5. у  многих воспитанников выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отставании контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения.
Читайте также:  Скачать книги для развития интеллекта ребенка

И.В. Дубровина и М.И. Лисина изучали особенности общения детей со взрослыми и сверстниками. Они учитывали, что различие в воспитании детей в семье и вне семьи связаны, прежде всего, и больше всего с разницей в их общении с окружающими людьми. Чем младше ребенок, тем большее значение приобретает его общение со старшими, поскольку тем сильнее оно опосредствует все остальные связи ребенка с миром.

Исследования Н.М.Неупокоева (1980) свидетельствуют, что даже поступившие в детский дом из самой неблагополучной семьи,  более коммуникативные,  и восприимчивы к воздействию взрослых, чем дети, совсем незнающие семьи. 

По мере взросления детей все более важное место в их жизни завоевывает их общение со сверстниками. В закрытых учреждениях ребенок пребывает в группе своих сверстников постоянно, поэтому и становление дружеских отношений у воспитанников детских учреждений также имеет свою специфику.

Характер потребностей решающим образом определяет поведение ребенка при общении с людьми, динамику и, главное, содержание развертываемой им деятельности. Ранее и дошкольное детство, в крайне неблагополучной семье или доме ребенка, а затем в детском доме, безусловно, оказывает влияние на особенности формирования личности ребенка.

Общение воспитанников со взрослыми и друг с другом, содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из центральных формирований личности – образа  «Я ребенка», его отношения к себе и представления о себе.

 Общение со взрослыми, являясь общественным фактором общего важнейшего развития ребенка, на каждом возрастном этапе имеет свои специфические особенности, обнаруживающиеся в содержании общения и его значении для формирования личности. Эффективность общения детей со взрослыми связанно прежде всего с тем, что оно дает такие знания, которые необходимы им для будущей самостоятельной жизни.

Важно учитывать, что в детском учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не властен предпочесть какую-либо другую группу. Принадлежность к определенной группе сверстников для него как бы безусловна. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи. С другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.

У детей, воспитывающихся в детском доме,  часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности.

Зависимость от взрослого может выступать в двух формах:

положительной –   когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п.,

 отрицательной – когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием.

Чем старше дети, тем чаще в условиях детского дома можно встретиться с поисками отрицательной зависимости.

Учитывая всё вышеизложенное, хочется отметить, что педагогам, работающим с детьми в условиях детского дома, следует учитывать не только главные возрастные и личностные особенности, условия социальной среды воспитанников, но и  основные психологические новообразования  детей в определённом возрасте.

Однако при этом необходимо помнить, что, как бы ни были разнообразны и благоприятны условия, все же основным источником психического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностей и способностей является взрослый человек.

И ничто не может заменить ребенку внимания и доброго отношения взрослого.

Статью подготовила:

Бодягина Ирина Станиславовна

Детский дом №40

В.О.района С-Пб

воспитатель

Источник

Тема публикации: Индивидуальный подход к формированию личности воспитанника детского дома как формирование успешной социализации (из опыта работы)

Каждый ребёнок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.

Индивидуальный подход в воспитании – это тонкий инструмент, который должен держать в руках каждый воспитатель (Аристотель)

А научиться играть на нём так, чтоб в ответ зазвучала душа ребёнка – это целое мастерство.

Одна из главных особенностей педагогической системы учреждений для детей – сирот заключается в том, что у воспитанников не удается в достаточной степени сформировать чувство индивидуальности.

Осознание себя как отдельной полноценной личности часто подменяется безличным “мы”, собственная мировоззренческая позиция, ценностные и нравственные идеалы формируются неадекватно.

Но всё это можно и необходимо корректировать, используя индивидуальный подход и новые методики.

Поэтому актуальным, на наш взгляд, является внедрение инновационных подходов, направленных на всестороннее развитие социально активной личности и индивидуально-ориентированное воспитание в условиях детского дома. Тем более, что согласно требованиям «Постановления правительства РФ №481 от 24 мая 2014года», индивидуализация процесса воспитания на современном этапе – это уже не добрая воля педагога, а его обязанность.

Мы меняем подходы, саму философию процесса воспитания. Ведь в современных условиях верная и продуктивная педагогическая позиция по отношению к воспитаннику возможна лишь при искреннем и безусловном признании, что ребёнок учит, воспитывает, развивает себя сам. Когда ребенок имеет возможность выбирать, пробовать, реализовать свои возможности, развить склонности, сформировать свое «Я», ведь САМОСТЬ – обязательное условие формирования личности ребёнка и условие успешной социализации.

Система нашей работы строится с учётом следующих основополагающих принципов: индивидуализации и открытости.

Под индивидуализацией мы понимаем деятельность взрослого (педагога) и самого ребёнка по поддержке и развитию единичного, особого своеобразного, того, что заложено от природы или что ребенок приобрёл в индивидуальном опыте. Формирование индивидуальности предполагает, что воспитатель признает право ребёнка «быть самим собой».

Читайте также:  Развития человека от ребенка до старика

В нашем случае это достигается за счёт индивидуального подхода к каждому воспитаннику, за счет организации в семье (так в детском доме называют группы) неоднородной воспитательно – образовательной среды.

Ещё один принцип – это принцип ОТКРЫТОСТИ. Мы стремимся сделать детский дом учреждением открытого типа посредством расширения многочисленных контактов с социумом, с социальными партнерами. Поэтому организация жизнедеятельности ребёнка – сироты задаётся не жёстко регламентированным режимом проживания, а характеризуется стремлением предоставить ему как можно больше возможностей для полноценной самореализации через взаимодействие с родителями, родственниками, сверстниками и социально ориентированными взрослыми.

Приоритетные направления этой работы детского дома отражены в «Комплексной программе социализации воспитанников», которую мы реализуем.

Практика показывает, что в условиях Детского дома способности ребёнка могут длительное время оставаться в скрытом состоянии, и требуются особые педагогические воздействия для их актуализации, «взращивания». Позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме удерживает ребёнка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.

Моя задача как воспитателя стимулировать стремление моих подопечных к развитию, создать условия для их самодвижения. Я стремлюсь к созданию такого воспитательного пространства, которое позволит обеспечить личностный рост воспитанника и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни.

Моя цель – перестройка самоощущения воспитанника, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, создание каждому ситуации успешности и принятия окружающими. Всё это рассматриваю как необходимые условия влияния воспитания на позитивную социализацию.

В семье, где я работаю, проживают дети в возрасте от 8 до 16 лет. Разновозрастная группа сформирована по принципу психологической совместимости и родственных отношений, ведь прежде чем определить ребенка в семью, проводится большая предварительная работа, собирается и изучается информация о нем, о возможных проблемах и трудностях, анализируется возможная совместимость и несовместимость характеров, в том числе и воспитателей, возможное взаимовлияние детей в соответствии с возрастом, привычками. При поступлении ребенка работа с ним проводится в рамках «Программы работы с вновь прибывшим воспитанником в период его адаптации к условиям Детского дома». За 10-15 первых дней работы с ребенком воспитатели, социальный педагог, администрация, специалисты наблюдают за воспитанником, делают первые выводы, готовят рекомендации по работе с ним. На совещании при директоре проводится обсуждение информации, принимаются решения, составляются индивидуальные планы работы, план по защите прав ребенка, даются рекомендации по возможным формам семейного устройства. Через полгода подводятся первые итоги и планируется дальнейшая работа по индивидуальному сопровождению ребенка.

Группы – семьи детского дома у нас организованы по квартирному типу, сформированы по принципу сохранения родственных связей, группы разновозрастные и разнополые.

Особенность нашей семьи – представители сиротских династий. В период с 2007 по 2013 г. у нас воспитывалось 6 детей, родители которых – воспитанники школы – интерната, которые, к сожалению, не имели опыта жизни в условиях учреждения семейного типа и к воспитанию которых индивидуальный подход не применялся.

1.Сегодня основу организации воспитательного образовательного процесса закладывается представление об индивидуально-дифференцированном подходе к каждому воспитаннику. Мы уверены, что только знание индивидуальности каждого, обеспечивает построение личностно – ориентированной системы воспитания, основа которой – результаты исследования личности ребёнка психологом, логопедом, социальным педагогом, которые анализируют, изучают воспитатели, выстраивающие работу с ребенком, направляющие и фокусирующие усилия всех педагогов – специалистов. Поэтому индивидуально всё – в первую очередь –режим воспитанника с учётом возраста. Такой режим есть у каждого ребёнка в нашей семье. Мы составляем его совместно скаждым ребёнком не только с учетом санитарно – гигиенических норм и правил, но на основе его свободного выбора деятельности, на основе результатов изучения интересов, потребностей, возможностей детей, их психофизических особенностей. В таком режиме определено время для всех основных видов деятельности воспитанника, воспитательных дел, коррекционных занятий, самоподготовки, трудовых и досуговых дел, предусмотрено достаточное свободное и индивидуальное время для чтения, индивидуальных игр, творческой деятельности, совместного проведения времени с друзьями. Дефицит общения со взрослым восполняется благодаря предусматриваемому в режиме времени индивидуальной работы педагога с ребенком.

Таким образом, индивидуальный режим дня становится личностно – значимым для каждого воспитанника, позволяет ему ощутить себя субъектом, сделать выбор, проявить себя. Он является условием и средством развития личности, способствует решению главных задач воспитания, формированию «самости», коррекции познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, развитию важных положительных черт личности.

2.Мои воспитанники обучаются в 5 учебных заведениях города. Благодаря этому достигается индивидуальность восприятия детей на уровне социума. Конечно, мы, воспитатели, еженедельно посещаем школы, осуществляем контроль успеваемости, посещаемости, проводим беседы с учителями, классными руководителями, выясняя проблемы каждого воспитанника, их удачи и неудачи, отслеживая динамику ребенка, индивидуально подбирая формы и методы воспитания и обучения. Но это далеко не всё. Мы осознаем, что учебная мотивация формируется в семье, поэтому всячески поддерживаем и развиваем ее: контролируем самоподготовку, которая проходит индивидуально для каждого ребёнка, учитывая возраст, сменность школ и внеурочную деятельность.

Оказываем индивидуальную помощь при выполнении трудных заданий. В случае, если ребенок испытывает трудности или материал сильно запущен, организуем дополнительные индивидуальные занятия. В роли репетиторов выступают воспитатели, учителя-предметники по образованию. Также индивидуально организует работу с нашими детьми учитель-логопед детского дома.

Для повышения мотивации учебной деятельности в учреждении проводится конкурс «В погоне за хорошей оценкой». По результатам участия в котором, ребятам вручаются именные стипендии. В конкурсе активно принимают участие дети, имеющие диагноз ЗПР. Положительный результат становится для них мощным стимулом для дальнейшего развития, для работы над собой.

С целью повышения учебной мотивации и возврата к учёбе, практикуем направление воспитанников на индивидуальное обучение по медицинским и социальным показателям. Контролируя успеваемость, мы раз в две недели знакомим каждого воспитанника с его оценками, совместно планируем дальнейшую работу. По результатам учебной деятельности в конце каждой четверти мы проводим собрание семьи, где подводим итоги, совместно ставим задачи для каждого на каждую новую четверть.

Читайте также:  Особенности воспитания и развития ребенка до трех лет

В ответ на заботу и внимание учителей каждый ребёнок может пригласить своих любимых учителей, классных руководителей на мероприятия в детский дом, принять участие в оформлении праздничных газет, написать своим учителям слова признательности и добрые пожелания. Совместные команды наших детей и учителей, участвующих в веселых праздничных конкурсах, в экспромт – флешмобах, чаепитие в семье ещё больше сближают наших воспитанников с их учителями.

3.Приоритетным направлением воспитательной работы является развитие индивидуальных творческих способностей. Ориентация на индивидуальные возможности, способности, пристрастия воспитанников при выборе ими кружков, секций обеспечивает возможность каждому воспитаннику максимально развить свои возможности и овладеть необходимыми знаниями и умениями. Это помогает воспитаннику определить своё место в мире профессий, а воспитателю предоставляет возможность создать ребенку ситуацию успеха, включить в ту деятельность, где ребенок сможет проявить себя, почувствовать свою значимость, поверить в себя, самоутвердиться в глазах окружения, испытать радость от собственной самости.

Все мои воспитанники посещают кружки и спортивные секции по интересам и способностям на базе Детского дома, в городе, по составленному расписанию, в свободное от уроков время, при условии выполнения домашнего задания – это знает каждый, это наши правила, которые обсуждались и принимались всеми. Мы, педагоги, тесно взаимодействуем с руководителями кружков и секций, формируя у детей уважительное отношение к педагогам, к увлечениям друг друга.

Дети с удовольствием принимают участие в мероприятиях, проводимых в детском доме, школьных, городских, республиканских, Российских и Международных конкурсах и соревнованиях. Занимают призовые места. Как воспитатель – не остаюсь в стороне.Стараюсь посещать все городские соревнования, мероприятия, где участвуют дети.

4.У каждого ребёнка в нашей семье есть портфолио, где отражаются его успехи. Каждому воспитаннику семьи собираем фотоматериалы о его детских годах на электронный носитель (раньше это были фотоальбомы). Насколько это важно для ребят, можно судить и по тому, что, приходя на вечера встречи, они у удовольствием разбирают и уносят свои старые фото.

Нация в любые времена сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о детском доме, когда в его стенах будут жить добрые семейные традиции. Поэтому в своей воспитательной работе опираемся на формирование у воспитанников понятия «традиция» и приобщаем к традициям семейного досуга, как одной из форм воспитания.

Ко дню рождения каждого воспитанника готовится праздничный стол, развлечения. Дети сами стряпают сладкие блюда, накрывают стол. Готовят поздравления имениннику. В гости приходят шефы с подарками. И если раньше дни рождения отмечались по временам года, то теперь каждый воспитанник знает, что его будут поздравлять в день его рождения. Мы семьей для каждого воспитанника готовим музыкальное поздравление, учитывая интересы каждого ребёнка.

5.Ежегодно из семьи выходят дети – выпускники. Профориентационную работу мы тоже проводим индивидуально. Основной целью этой работы является формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. В детском доме все выпускники индивидуально сдают экзамены по вопросам права, быта, по вопросам этикета, по кулинарии, когда каждый готовит обед по своему желанию.

При выпуске в конце учебного года на празднике «Замыкая круг» каждому выпускнику вручается «Выпускной чемоданчик». В чемоданчике – предметы быта на первое время, а необходимость их наличия определяется в беседе с самими выпускниками.

6.Считаю, что индивидуальная работа с каждым воспитанником приносит свои плоды. Это можно сказать на примере воспитанницы– выпускницы. Воспитанница с 5 класса стояла на учёте в ОДН за общественно опасное деяние. Проблемы: нежелание учиться, бродяжничество, курение и употребление алкоголя. За девочкой был закреплён общественный воспитатель: зам начальника УО Администрации города, которая, кстати, воспитывалась тоже в школе-интернате. Считаю, что «индивидуально – профилактическая работа» дала свои результаты: воспитанница окончила агростроительный техникум с удовлетворительными оценками только по школьным предметам. За активное участие в жизни техникума имеет грамоты. Имеет семью, занимается воспитанием сына. Не курит. Не замечена в употреблении алкоголя. Получила водительские права. Трудоустроилась. Поступила в высшее учебное заведение республики.

7. Говоря об индивидуальном подходе, нельзя не сказать о работе с родителями и родственниками воспитанников. Мы считаем, что важно предусмотреть индивидуальную работу в этом направлении как с ребёнком, так и с его родителями, родственниками. Мы не берем на себя функции воссоздания семьи, но мы пытаемся привлечь внимание родителей к ребенку, изменить взгляд родителей, родственников на своего ребёнка, помочь ребёнку почувствовать место и роль семьи в его жизни. Всё это имеет особый смысл, прежде всего значимый для самого ребёнка. Для поддержания связи с родителями, родственниками мы сообщаем информацию об успехах ребёнка, о его событиях, показываем фотографии, отзывы из школы и тому подобное. Привлекаем социально адаптированных, значимых для детей родственников к процессу взаимодействия, а в некоторых случаях – и к процессу сдерживания. Вместе с детьми мы приглашаем родственников на мероприятия Детского дома, в которых участвуют дети. И понимаем, что успех возможен, если все педагоги детского дома понимают значение и верят в положительный результат данной работы. Все дети нашей семьи поддерживают отношения с родственниками.

8.Так же индивидуально мы подходим к поиску новых семей для наших детей, стремясь соблюдать принцип: семья для ребёнка и ребёнок для семьи, потому долго и внимательно работаем с потенциальными родителями и с самим ребёнком, передаваемым в семью. Так за три года на семейные формы устройства были переданы 6 человек, 1 воспитанник возвращен в кровную семью. Я уверена, что все осознают сложность и необходимость такой работы.

И, думаю, что самая большая награда, когда по истечении многих лет наши выпускники скажут нам слова благодарности.

Это дает силы и рождает понимание, что всё, что ты делаешь сейчас, не напрасно.

7

Источник