Развитие личности ребенка через творческое самовыражение

ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНIIЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Современный этап развития общества характеризуется становлением образования нового типа, смыслообразующим фактором которого выступает идея воспитания человека культуры, «человека-созидателя», «человека-творца. Это повлекло за собой переориентацию целей и содержания образования на позиции гуманизации и гуманитаризации (Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев и др.). Ориентация общества  и всей системы образования на развитие личности ребенка неизбежно требует создания оптимальных условий для становления её целостности и раскрытия её способностей, творческого потенциала, воспитания нравственных и эстетических чувств.
Данная проблема отражена в Законе РФ «Об образовании», в «Федеральном государственном стандарте начального общего образования». Особая роль в стандарте отводится проблеме установления межпредметных связей, которые способствуют интеграции учебных предметов в образовательньие области и выводу конкретного знания учебного предмета в надпредметную (смысловую, личностную) область знания.
В данном контексте актуальными предстают психолого-педагогические исследования  младшего школьного возрастного периода развития личности ребенка, когда формируется ядро его личности, развиваются способности, зарождаются индивидуальные склонности к конкретным видам деятельности, (Л.К. Божович, А.И. Леонтьев, и др.). Позиции ученых сходны в том, что данный период является наиболее сенситивньим, отзывчивым на эстетические и этические влияния, поскольку в нем наиболее интенсивно развивается эмоционально-чувственная сфера. При этом наиболее действенным фактором творческого самовыражения детей выступает искусство как способ формирования чувства прекрасного, как художественный способ освоения действительности.( Д.И. . Кабалевский, М.С. Каган, Г.В. Лабунская, А.А. Мелик-Пашаев и др.)
Практически ни в одном из известных источников вопросы творческого самовыражения детей на основе восприятия искусства комплексно не рассматриваются, а входят небольшой частью в те исследования, где авторы говорят о творческих способностях, творческом воображении ребенка в целом (Г.В. Лабунская, Н.А. Сакулина, В.С. Щербаков). Вопросы, связанные с синтезом и интеграцией искусств, их влиянием на полихудожественное развитие детей рассматриваются в работах Б.М. Неменского, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Р.М. Чумичевой.
В связи с этим становится актуальной проблема творческого самовыражения детей, поиск механизмов, технологий, способствующих и побуждающих человека к творчеству через самопознание к самовыражению.
Актуальность нашего исследования обусловлена следующими противоречиями:
• противоречиями между необходимостью создания условий, обеспечивающих развитие способности ребенка воспринимать, входить в мир, осознавая свои связи и отношения с окружающим миром, и недостаточной сформированностью культурной среды, побуждающей ребенка к творческому самовыражению, становлению целостности его личности;
• отсутствием в педагогической литературе устоявшегося понятия «творческое самовыражение» и необходимостью определения и обоснования его сущности, технологии осуществления, направленной на развитие творческого потенциала личности ребенка в системе начального образования.
С учетом выявленных противоречий и недостаточной освещенностью данных вопросов определена проблема исследования, сформулированная следующим образом — как восприятие искусства влияет на развитие творческого самовыражения младших школьников.
На основе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что понятие «самовыражение» в педагогической литературе практически не раскрывается, оно входит небольшой частью в те исследования, где авторы говорят о творческих способностях, творческом воображении ребенка в целом (Г.В. Лабунская, Н.А. Сакулина, В.С. Щербаков, Е.А. Сошина).
Достаточно широко данное понятие употребляется наряду с понятиями «самореализация», «самоопределение» (К.А. Абульханова-Славская, ОС. Коровина, Т.А. Ольховая).
Самореализация – реализация потенциала личности [б].
Самоопределение – понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни [6].
В работах АС. Косоговой и А.А. Солдатовой «творческое самовыражение» определяется как фактор самосозидания, как реализация потребности человека быть личностью, имеющей социальную значимость; оно направлено на преобразующую деятельность по отношению  к самому себе через представление себя другим, проявление себя в сотворчестве с ними [4].
Сущность понятия «творческое самовыражение» рассматривается в контексте анализа творческой деятельности человека. Ребенок воплощает свой творческий замысел в деятельности, т.е. самовыражается через нее. Следовательно, учителю необходимо строить педагогический процесс с учетом возможностей творческого самовыражения, а также эстетическому развитию младших школьников. Этому в большей степени способствует восприятие произведений различных видов искусства.
С.Л. Рубинштейн под восприятием понимает чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств [З, с.226].
В условиях общего образования творческое саморазвитие личности происходит через восприятие произведений искусства, функционирующих в рамках художественной культуры, которая по утверждению П.А. Флоренского, «есть среда, растящая и питающая личность». Восприятие — начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Если восприятие искусства будет правильно организовано, то в этом случае оно будет побуждать школьников к творчеству. Отсюда задача учителя – правильно подобрать и осуществить способы стимулирования творческого самовыражения младших школьников на основе восприятия произведений искусства.
Анализ литературы явился основанием для организации работы в данном направлении. На первом этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент, целью которого является выявление уровня развития творческого самовыражения младших школьников; проследить опыт восприятия искусства.

 Эксперимент проходил на базе МОУ «СОШ № 31» г. Череповца Вологодской области во 2 «Г»  классе в количестве 25 человек.
Выявление уровня развития творческого самовыражения младших школьников на основе восприятия искусства проводилось в ходе анкетирования и анализа детских работ. В исследовании мы использовали следующие критерии и показатели развития творческого самовыражения младших школьников.
Таблица 1 – Критерии и показатели развития творческого самовыражения младших школьников

На основе данных критериев и показателей были выявлены уровни: высокий, средний и низкий.
В ходе констатирующего эксперимента анализировались детские работы с целью определения уровня развития творческого воображения, способности создавать оригинальные рисунки, а также качества проделанной работы.
Анализ результатов диагностики обучающихся показал, что в классе преобладают дети со средним уровнем развития творческого самовыражения. Работы детей данного уровня отличается достаточной степенью оригинальности, имеют место интересные необычные элементы при изображении. Работы выполнены аккуратно. Однако качество оформления не достаточно качественное, некоторые моменты отображены не точно, либо неправильно.
По результатам проведенных методик можно сделать вывод, что у обучающихся в достаточной степени сформирован опыт творческой самовыражения, т.к. акцент на развитие творческого потенциала, самовыражения школьников делается во всех общеобразовательньих программах. Однако школьники выполняют творческие задания, в основном, только по заданию учителя. Лишь отдельные обучающиеся отличаются инициативностью и постоянным желанием что-то создавать, творить. Объясняется это тем, что у детей недостаточно велик опыт восприятия произведений искусства, мал опыт творческой деятельности. Поэтому необходима целенаправленная работа по формированию творческого самовыражения младших школьников в процессе обучения.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза, согласно которой развитие творческого самовыражения младших школьников через восприятие искусства будет наиболее эффективным, если:
• различные произведения искусства будут использоваться интегрированно;
• при анализе произведений искусства будут использоваться творческие приемы (аналогия с жизненными ситуациями, фантазирование, представление себя автором произведения, пятиминутки с искусством и др.);
• результаты творчества обучающихся будут эстетически оформлены и интерпретированы.

Критерии

Показатели

1. Инициативность

1) наличие желания создать что-либо, творить своими руками

2. Качество работы детей

1) оригинальность работы – особенность продукта деятельности, его уникальность, неповторимость. 2) качество оформления – работа выполнена аккуратно, с использованием различных средств
3) трудоемкость работы – степень затрат сил и времени на работу

3. Наличие эмоционально-
ценностного отношения к своей
работе

1) значимость работы для ребенка
2) наличие эмоциональных переживаний при выполнении
и оценке работы

Формирующий эксперимент был направлен на реализацию данных педагогических условий по развитию творческого самовыражения младших школьников. Реализация первого условия предполагала слушание музыкальных классических произведений, работа с литературными и изобразительными произведениями.
Реализация второго условия осуществлялась прежде всего через беседы по произведениям искусства, которые будут способствовать развитию у обучающихся умения анализировать, речи, а также воображения, и следовательно, творческого самовыражения (Например, учащимся предлагалось придумать что было до того момента, который изображен на картине, о чем говорят герои в данный момент, и т.д.)
Помимо этого, проводились серии мини-занятий « Пять минут с искусством » по методике Л. Горбачевой.
Структура такого занятия следующая:
-вступительное слово для психологического настроя: «Сегодня мы с вами …»;
-рассказ о произведении (история создания);
-восприятие детьми произведения;
-свободные высказывания о впечатлении от картины (суждения оформляются в сборник «Умные мысли»);
-перспектива будущей « пятиминутки »: «В следующий раз мы с вами».
Содержание данного приема покажем на примере урока литературного чтения на тему Ю. Морриц «Баллада о фокусах шоколада»
Перед прочтением произведения, в качестве подведения к теме урока, использовалась репродукция картины художницы Жан Зун, оригинал которой выполнен из шоколада.
– Перед вами репродукция с картины художницы Жап Зун, которая находится в музеях Америки, а также во многих частных коллекциях.
– Что изображено на картине? Как вы думаете, почему такие в основном темные краски?
– Чем необычна картина? Как вы думаете, из какого материала она выполнена? В качестве подсказки я загадаю вам загадку.
– Картины Жан Зун сделаны из шоколада и пищевых красителей. В своих работах она использует белый, черный и молочный шоколад, пищевые красители, сахар и кондитерскую глазурь.
– В следующий раз мы с вами рассмотрим еще несколько картин, изготовленных из других необычных материалов.
В процессе работы особенно эффективными были методы и приемы, когда дети становились художниками, писателями, экскурсоводами, актерами, режиссерами, редакторами литературного журнала. Благодаря таким заданиям, ученики понимали, что значит быть автором художественного произведения, приобретали опыт «бывания в авторской позиции» (М. Бахтин).
Рассмотрим реализацию данного приема на уроке литературного чтения на тему:
«Похвала книгам» Ярослава Мудрого предлагалось задание «Проследим историю возникновения книги». В качестве иллюстраций к заданию предлагались изображения книг различных эпох (узелковые, восковые и т. д.)
Затем, работал по иллюстрации книги с иероглифами, обучающимся было предложено представить себя автором данной книги.
– подумайте, о чем бы могли написать книгу в то время;
– какие бы обозначения вы изменили?
Реализация третьего условия осуществлялась через проведение выставок детских работ, использование их в качестве наглядного материала на последующих уроках, а также через комментирование оценки работы.
Проведенный эксперимент позволил утвердиться в том, что использование произведений искусства в процессе обучения, правильная организация восприятия и работы с ними, выполнение различных творческих заданий способствовало более эффективному развитию творческого самовыражения школьников.
В дальнейшем предполагается продолжение систематической работы по проблеме исследования, т.к. у современных школьников снижен интерес к произведениям искусства, мал опыт восприятия их в учреждениях культуры.
Целесообразно проводить занятия на базе имеющихся учреждений культуры в г. Череповце, что позволит обогатить опыт восприятия искусства у обучающихся. В настоящее время усиленно осуществляется компьютеризация школ, широкое применение в процессе обучения находят мультимедиа-технологии, интерактивные доски. Это позволяет учителю более продуктивно организовать работу по восприятию искусства на уроках, а также по развитию на данной основе творческого самовыражения: сборка картины из отдельных элементов, дополнение произведения и т.д.
Литература
1. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965.
2. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.
3. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии восприятия 1/ Исследования по психологии восприятия. —
М.: АН СССР, 1948.
4. Солдатова А.А. Творческое самовыражение как педагогическое средство подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: Автореф… канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2000. -23 с.
5. Горбачева Л. Словарь современных форм воспитательной работы.!! Воспитание школьников. —2002. – 2.—С.18-24
6. Психологический глоссарий проекта ‚ччч.iс1о.е4п.гц [Электронный

Источник

Творческое самовыражение ребенка в процессе художественного труда

Детское творчество рассматривается как одно из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Детские работы часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которая привлекает внимание взрослых. Они восхищаются детским творчеством, считают его своеобразным искусством.

Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет.

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

Для развития творческих способностей детей в  работе особое внимание нужно уделять  художественному труду. Это позволяет раскрыть личность  ребёнка, его индивидуальность, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов.

Одна из основных задач педагога состоит в том, чтобы помочь, поддержать и научить ребенка творчески подходить к процессу его взросления и развития. Необходимо стимулировать оригинальные, нестандартные решения детей, чтобы способствовать развитию творческого потенциала ребенка. Взрослым надо проявлять доброжелательность, терпимость и осторожность в оценке детских работ, организовывать обсуждение предложенных детьми вариантов.

Художественный труд – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики.  В художественном труде раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

Художественный труд создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.

Занятия художественным трудом  являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению.

Очень полезно детям на начальной стадии занятий изучать и даже копировать образцы, тренируя руку и глаз, но затем, уже по собственным эскизам, выполнять композиции и «в стиле». Главная цель выполнения работы «в стиле» – не точно повторить детали, а бережно сохранить дух. Наиболее значимым условием эффективности процесса художественного труда является психолого-педагогическая поддержка ребенка. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, похвала.

Занятия художественным трудом дают возможность ребятам «здесь и сейчас» участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения и сохранения в мыслительной и тактильной памяти. Занимаясь с детьми художественным трудом, в своей работе нужно использовать различные техники. Давайте их перечислим! Какие вы знаете? (бумагопластика – оригами, квиллинг, изонить, торцевание; тестопластика; поделки из природного и бросового материала; пластилинография; поделки из бисера; вязание; вышивание; роспись и декорирование; шитье; папье – маше; моделирование из воздушных шаров; скрапбукинг; мыловарение; декупаж; ювелирное дело; ошибана – картины из сухих цветов и многое другое)

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом, от чего мы взрослые чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Наблюдая за игрой детей видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.) . Иногда кажется, что, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» – бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно это натолкнуло меня более углубленно заняться данной темой.

Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому наших детей

Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.

В ходе художественного труда маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия художественным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.

Давайте озвучим советы мудрого и креативного педагога:

• поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия

(развитие собственного “я”)

• не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему

• уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением

• творить и играть вместе с детьми, рядом, иногда меняться ролями

• не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка

• вносить разнообразие в занятия, используя свои методические разработки, рекомендации

• создавать ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству

Главным результатом занятий художественного труда являются не столько готовые изделия, и даже созданная с их помощью среда, сколько изменения, происходящие в самих детях. Ребята начинают активно воспринимать, и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, среду своей жизнедеятельности. У них возникает потребность в творческом труде.

В саду должен быть уголок красоты (поделки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с воспитателями, или родителями, постоянно действующая выставка детских работ, уголки творчества, репродукции картин, книги об искусстве)

Источник