Развитие личности ребенка через аппликацию

Развитие личности ребенка через аппликацию thumbnail



Художественно-творческая деятельность — это деятельность, которая возникает у ребенка под влиянием литературного, музыкального или произведения изобразительного искусства. Эта же деятельность, в свою очередь, оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста. В связи с этим, приведем высказывание Л. И. Новиковой, которая утверждает, что: «Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях выявили, что художественно-эстетическая деятельность оказывает несравненное ни с чем воздействие на общее развитие ребенка; формируется здоровая эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни» [4].

В детском саду изобразительная деятельность представлена такими видами как: лепка, рисование, конструирование, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои особенности в отображении впечатлений ребенка об окружающем его мире. Обратим внимание на то обстоятельство, что при занятиях аппликацией дошкольники знакомятся с простыми геометрическими формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают, наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Сравнив различные трактовки понятия «аппликация», мы остановились на определении, данном М. А. Гусаковой: «Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения» [2, с. 27].

Основными признаками аппликации, продолжает М. А. Гусакова, «являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен» [2, с. 28].

В детском саду используются следующие виды аппликации:

‒ предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.);

‒ сюжетная, отображающая совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.);

‒ декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы одежды и обихода.

В обучении аппликативным умениям и навыкам в дошкольном образовательном учреждении решаются следующие общие задачи:

1) составление декоративных узоров из различных геометрических форм и растительных деталей (листик, цветок), располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;

2) составление изображений предметов из отдельных частей; изображение сюжета;

3) овладевание различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов, например: вырезание различными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивание, пришивание;

4) формирование чувства цвета, знание основнхе цвеова и их оттенков, овладевание умением составлять гармоничные цветовые сочетания;

5) формирониеть чувства формы, пропорций, композиции.

В ходе занятий аппликацией дошкольники знакомятся с простыми геометрическими формами предметов, детали которых они должны вырезать и наклеить. Так, С. В. Арапова пишет, что: «Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета» [1, с. 48].

Также занятия аппликацией способствуют развитию элементарных математических представлений у дошкольников. Дети, по авторитетному мнению Т. С. Комаровой, «знакомятся с наименованиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше)» [3, с. 25]. Эти сложные математические понятия легко усваиваются дошкольниками в процессе создания декоративного орнамента или при изображении предмета по частям.

Кроме того, занимаясь аппликацией, у дошкольников развивается чувство ритма, цвета и симметрии. На этой основе формируется художественный вкус. Как справедливо отмечает коллектив авторов: Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина, «большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей» [5, с. 87]. Цвет эмоционально влияет на ребенка, увлекает его своей красочностью и яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.

Предоставляя дошкольникам цветную бумагу, педагог воспитывает у них умение подбирать красивые сочетания цветов. При этом детям не надо самим составлять цвета или закрашивать формы.

Аппликация располагает дошкольников к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства «большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана)» [2, с. 37].

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений ребенка. Дошкольники учатся владеть ножницами, аккуратно и правильно вырезать формы и детали, поворачивать лист бумаги, раскладывать детали на листе на равном расстоянии друг от друга.

Надо отметить и роль занятий аппликацией в трудовом воспитании дошкольников. У дошкольников формируется культура труда, они заранее готовят необходимые материалы и инструменты, приводят свое рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания.

У дошкольников совершенствуются и координируются общая и мелкая моторика рук, формируются такие качества как точность, быстрота, плавность. Как считает С. В. Арапова, «это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта» [1, с. 91]. Дошкольники должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах художественно-творческой деятельности.

Таким образом, уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.

Читайте также:  Энциклопедия развития ребенка от года до трех

Литература:

  1. Арапова, С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С. В. Арапова. — СПб.: КАРО, 2004. — 190 с.
  2. Гусакова, М. А. Аппликация: Учеб. пособие / М. А. Гусакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  3. Комарова, Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 2. — С. 25.
  4. Новикова, Л. И. Значение художественно-эстетического образования в развитии личности ребенка дошкольного возраста / Л. И. Новикова // URL: Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/28/znachenie-khudozhestvenno-esteticheskogo-obrazovaniya-v-razvitii (дата обращения: 21.09.2016).
  5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие (Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольник, аппликация, деталь, детский сад, занятие аппликацией, работа мысли, ребенок, художественно-творческая деятельность.

Источник

Вера Ермакова
Развитие личности ребенка средствами аппликации

В. А. Ермакова, Ю. В. Скотникова, МБДОУ ЦРР Д/С №196

городского округа город Воронеж.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т. к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т. к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные Формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Разные народы используют для аппликациисамые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто-желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.

Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии,но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков – гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.

Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт.

Искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян.

Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Зачастую художник прибегает к таким техническим приемам, как прорези и накалывание в изображении воды и листвы деревьев.

Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е. Е. Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии.

В орнаментах, аппликациях Е. Е. Лебедевой – мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты.

Читайте также:  Центр развития ребенка волгоград красноармейский район

Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса.

Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей.

В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового.

Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и формы,Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная шапочка» – Волк символический образ «Судьба», воспоминание об острове Гаити.

Издавна славились на Украине, в Белоруссии узорчатые бумажные вырезки – витинянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто грамматические формы. Наиболее простой способ вырезания – складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, – хороводы.

Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка.

Из бумаги создавались даже картины с незамысловатыми сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках.

Яркие, праздничные аппликации различные композиции декоративных цветов в вазах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы – все это представляется на многочисленных выставках декоративно – прикладного искусства.

В Ростове-на-Дону увлеченно работает с засушенными растениями П. Рябинин. Работы из тополиного пуха самостоятельных художников, из города Трускавца В. Тарановой и А. Шевченко демонстрировались в Донецке, Ялте, Львове и др. городах.

Работы художников – флористов пользуются неизменным успехом на выставках «Природа и творчество».

Литература

1. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

2. Косминская В. Б., Халезова Н. Б.Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб.практикум: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) – М.: Просвещение, 1987.

3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л. В. Русскова) – М.: Просвещение, 1986.

4. Пантелеева Л. В. и др.Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л. В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. – М.: Просвещение, 1987.

Источник

Наталья Шестакова
Консультация «Развитие творческих способностей детей посредством аппликации»

Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация. Как отмечают ряд авторов (Т. Г. Казакова) деятельность должна быть направлена на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения (Н. А. Ветлугина).

Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту.

Программа «Цветные ладошки», И. А. Лыковой, по которой работает наш детский сад, направлена на развитие у детей умственных и творческих способностей. Центральную задачу развития художественных способностей авторы видят в развитии эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в литературе, живописи, музыке, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учётом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умение видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст ребёнка и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 3-4 летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло ещё нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко. Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребёнка. Педагог не должен об этом забывать, так как индивидуальный подход к каждому ребёнку – одно из главных условий успешного воспитания и обучения.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребёнка впервые попадает изобразительный материал – бумага, карандаш, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь ещё нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей детей. Ребёнок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных средств. С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей, когда деятельность приобретает творческий характер.

Аппликация из бумаги не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, будут способствовать развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, мелкой моторики руки.

Читайте также:  Особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста кратко

В процессе аппликации ребёнок познакомится с разными приёмами обработки бумаги: вырезанием, обрыванием, сминанием, скручиванием, сгибанием, складыванием, наклеиванием, вдавливанием.

Поделки, выполненные малышом под руководством взрослого, создадут атмосферу сотрудничества, позволят пережить радость совместного творчества, положительно скажутся на воспитании нравственных качеств личности ребёнка, таких, как отзывчивость и трудолюбие.

Начав работать с детьми трех лет,я составила перспективный план по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации».

Целью этой работы было развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей.

Основные задачи обучения аппликации следующие:

различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

развиватькомпозиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа – на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации;

развивать воображение, творческие способности детей;

развивать художественный вкус.

«Виды аппликации»

Аппликация – один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Кроме того, любой вид аппликации поможет вашему ребёнку изучить своими тактильные ощущения, особенно, если вы будете работать с различными видами аппликаций, и будете брать для своих поделок не только бумагу, но ткань, крупу, засушенные листья и цветы.

Аппликация из кусочков бумаги или мозаичная аппликация. Такую аппликацию сделать довольно легко – нужно взять плотную однотонную бумагу для основы – фона. Для самой аппликации нужна либо цветная бумага, либо бумага, покрашенная красками. На плотной однотонной бумаге нужно карандашом нарисовать контур аппликации, потом нарвать бумагу на мелкие кусочки, намазать аппликацию клеем и заполнить рваной бумагой пространство.

Объёмные аппликации из бумаги. Для того, чтобы сделать объёмную аппликацию из бумаги, нужно её либо помять руками, а затем вырезать из заготовки нужную форму и наклеить на основу, либо накрутить деталь аппликации на карандаш и придать ей загнутую форму – так обычно делают усики у насекомых и лепестки цветов.

Аппликации из колечек бумаги. Ещё один вид объёмной работы. Для начала нужно нарезать цветную или покрашенную бумагу на тонкие полоски, из этих полосок нужно сделать колечки с помощью клея. После этого колечки нужно приклеить в определённой последовательности на плотный лист – основу. Такой тип аппликации подходит для того, чтобы сделать гусеницу, бабочку, барашка и многих других персонажей.

Аппликация из салфеток. Для начала нужно дать ребёнку порвать бумагу на мелкие кусочки. После этого покажите малышу, как скатать из бумаги маленькие шарики. Затем нужно нарисовать фигуру для аппликации, промазать её клеем и методично наклеивать на неё катышки из салфеток.

Аппликацию-коллаж легко можно сделать, если под рукой есть старый журнал, раскраска или газета с картинками. И вырезать из журналов подходящие по тематике картинки.

Из бумаги можно вырезать абсолютно любую фигуру и сделать различные аппликации в технике квиллинга – то есть, размещения тонких, скрученных полосок бумаги на листе-основе. Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть выбранная вами аппликация.

Аппликации из семян и круп. Арбузные, тыквенные и кабачковые семечки лучше не выбрасывать, а немного подсушить и в дальнейшем использовать для создания чудесных аппликаций. Кроме того, аппликации из круп подарят вам и вашему ребёнку массу приятных тактильных ощущений. Сначала на ватмане или картоне нужно сделать рисунок с помощью фломастеров или карандашей, потом те места рисунка, на которых должна быть крупяная аппликация нужно щедро промазать ПВА, а затем посыпать выбранной крупой.

Аппликации из сухих растений. Поскольку мамы с детьми предпочитают гулять именно в парках, то не поленитесь собрать за лето и осень гербарий – заготовки для будущих аппликаций. Работая с сухими растениями, можно сделать аппликации на природную тематику – деревья из соцветий, грибы и яблоки из листьев. Соберите понравившиеся вам листья, цветочки и засушите их, переложив листья старой и ненужной книги. Сохнут в таком виде примерно неделю – полторы.

С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты – облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков.

В целом, выбор для аппликации очень широк. Вы и ваши дети можете использовать пуговицы, спички, мох, высушенный ягоды, бумагу, пенопласт, крышечки от бутылок, кусочки цветных стаканчиков от йогурта, пластилин, фольгу, специи, вырезки из журналов и газет, пряжу и многое другое.

Уважаемые родители если у вас появится свободная минутка – займитесь аппликацией с ребенком – это доставит вам и пользу, и море положительных эмоций!

Пробуйте новое, не останавливайтесь на достигнутом, и ваш ребёнок с удовольствием будет заниматься творчеством.

Вдохновения и успехов Вам!

Источник