Развитие левого полушария головного мозга ребенка
Развитие головного мозга ребенка начинается еще в материнской утробе, затем продолжается, проходя несколько этапов. Этот сложнейший процесс нельзя пускать на самотек.
Вопрос о том, как развить левое и правое полушарие мозга у ребенка, должен серьезно интересовать любого родителя, желающего воспитать здорового и умного человека.
Для этих целей разработано несколько эффективных методик, заслуживающих особого внимания.
Необходимые условия для развития мозга ребенка
Природа снабдила человеческий мозг огромным количеством нейронов, составляющих его ядро. Их многообразные связи обеспечивают сознание, мышление, память, координацию и функционирование всего организма. Именно их формирование и обеспечивает развитие мозга.
Активный процесс происходит до трехлетнего возраста ребенка, после которого темп развития значительно снижается. Полное физиологическое формирование завершается к 6-7 годам, когда человек полностью готов к восприятию информации, ее анализу и сознательной мыслительной деятельности.
Исследователи выделяют такие важные факторы, влияющие на развитие мозга:
- Речь. Словесная информация, поступающая ребенку, становится главным стимулятором. Чем раньше и больше младенец получает языковое окружение, тем быстрее развивается мозг. Словесная информация стимулирует образования связей для обработки поступающей информации. Важно понимать, что невозможно произнести какое-либо слово, не услышав его, хотя бы один раз. Родительская речь закладывает словарный запас и навыки общения в первые 2-3 года после рождения.
- Стабильность и стресс. Мозг младенца мгновенно реагирует на любые внешние раздражители. Стабильная, спокойная обстановка обеспечивает нормальные условия для развития. Угнетающими факторами для него становятся стрессы, порождающие внутренние раздражители. Мозг ребенка полностью переключается на такие воздействия. Длительные стрессовые ситуации ведут к выработке кортизола и иных опасных гормонов, изменяющих всю мозговую структуру.
- Эмоции. Положительные эмоции у ребенка способствуют нормальному развитию мозга. Заботливое отношение родителей и благоприятная внешняя обстановка создают базу для формирования ответной реакции на будущее обучение. Оно устанавливает доверие и необходимые взаимоотношения малыша с взрослыми людьми.
- Похвала. Исследования показали, что похвалы за старания ребенка в возрасте 1-3 года стимулируют тягу к расширению кругозора и в будущем. Важно понимать, что положительный эффект дает поощрение усердия, а не похвалы за врожденные таланты.
- Плач. Установлено, что отсутствие реакции на плач младенца нарушает нормальное развитие мозга, усиливая влияние вредных стрессов. Внимание родителей к детскому плачу закладывают основу доверия и привязанности.
Серьезные споры ведутся по поводу влияния телевизора на развитие мозга ребенка. Большинство психологов сходятся на том, что его нельзя считать помощником в этом важном процессе. Телевизионная информация практически не откладывается в младенческом мозге. В то же время, та же информация, прозвучавшая из уст матери усваивается хорошо.
Упражнения на развитие левого полушария
Человеческий мозг устроен так, что его полушария наделены разными способностями. Левое полушарие отвечает за такие функции:
Аналитическое мышление, логика и мышление. Происходит анализ фактов, распознаются числа и математические символы.
- Языковые способности, понимание буквенного смысла слов.
- Последовательная, поэтапная обработка информации.
- Математические способности.
- Способности к чтению и письму.
Помимо анализа и логического мышления, это полушарие обеспечивает контроль движения правой половины тела.
Для развития левого полушария рекомендуются такие упражнения:
- Ежедневное решение математических задач с элементами логики. Они составляются с учетом возраста ребенка. Можно привести пример простой задачи. Двое детей (А и Б) получили в подарок по коробке конфет с 10 конфетами. Один из них (А) съел из своей коробки немного конфет, а все остальные в ней съел Б. Вопрос: сколько конфет осталось у детей на двоих. Ответ – конфеты во 20-й, т.е. 10 шт.
- Разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов. Можно обратить внимание на популярное направление – судоку.
- Физические упражнения. Приоритет делается на движение правых конечностей и нагружение всех видов мышц, расположенных на правой стороне тела.
- Массаж. Выявлены точки, стимулирующие функционирование мозжечка. Помогает массаж точки, расположенной у основания большого пальца на стопе правой ноги.
Важно! Для развития левого полушария мозга полезны тренировки на логику и смекалку. Надо отметить, что школьная программа во многом нацелена на развитие именно этого полушария.
Упражнения на развитие правого полушария
На правое полушарие мозга приходятся следующие функции:
- Пространственная ориентация. Правое полушарие позволяет не только ориентироваться на местности, но и складывать мозаику, собирать конструктор и т.п.
- Музыкальные способности. В этом полушарии обеспечивается восприятие музыки, но само музыкальное образование получается за счет левого полушария.
- Понимание метафор и чужого воображения, фантазий.
- Развитие собственных фантазий, мечтание.
- Художественные способности.
- Эмоциональность.
- Мистика и религиозность.
По сути, правое полушарие обеспечивает параллельную обработку информации на основе интуиции, образов, символов, не связывая со словами и буквами. Оно помогает распознавать лица. Кроме того, полушарие контролирует движения левой половины тела.
Рекомендуются такие упражнения:
- Визуализация образа. Надо расслабиться и представить перед собой лист белой бумаги. Для начало силой воображения он окрашивается в какой-либо любимый цвет. На листе мысленно рисуется любой абстрактный рисунок. Такой тренинг следует проводить ежедневно, меняя сюжет, переходя от простых изображений к сложным картинам, насыщенным цветам.
- Игра с именем. Ребенку надо предложить пофантазировать, расслабившись и закрыв глаза. Пусть он мысленно услышит, что кто-то зовет его по имени. Надо узнать, кому принадлежит этот голос. Следующий шаг – с какой мелодией лучше сочетается имя. Далее, можно попытаться ощутить свое имя на ощупь, запах и вкус. Какое оно – мягкое, твердое, пушистое и т.п. После этого, ребенок выводится из этого состояния, и надо попросит рассказать об ассоциациях, поощряя любые сравнения. Можно попросить нарисовать увиденное в воображениях.
- Зеркальное рисование. Частое рисование, даже при отсутствии особых талантов, развивает правое полушарие. Важно не качество рисунка, а стремление отразить какие-то образы на бумаге. Нужно развивать полет фантазии. Особо полезно упражнение «Зеркальное рисование». Берется 2 листа бумаги, и карандаши в обе руки. Рисовать надо одновременно обеими руками одинаковый рисунок, узор. При выполнении упражнения следует расслабиться.
- Игра на музыкальном инструменте. Хорошо подходит гитара. Совсем не обязательно уметь играть на ней. Достаточно слегка перебирать струны, пытаясь воспроизвести какую-либо мелодию, и вообразить, что затея удалась. Если ребенок владеет музыкальным инструментом, то играть на нем следует ежедневно.
- «Колечко». Упражнение выполняется очень просто. Не глядя на руку, надо поочередно касаться кончиками пальцев левой руки большого пальца, формируя кольцо. В течение дня упражнение делается многократно.
Важно! Развивать правое полушария позволяют упражнения с загрузкой левой половины тела. Аналогично вышеописанной методики можно производить массаж основания большого пальца стопы левой ноги.
Упражнения на развитие двух полушарий одновременно
Для ребенка очень важно обеспечить развитие обоих полушарий мозга. Для этого проводятся простые упражнения для одновременной их тренировки:
- Левая рука ложится на правое плечо, голова поворачивается направо, а взгляд направляется на определенный предмет. Затем голова медленно поворачивается налево для того, чтобы взглянуть через левое плечо. Упражнение повторяется аналогично для правой руки и левого плеча.
- Лист бумаги берется в обе руки. Им надо помахать, одновременно задействуя кисти рук, локти и плечи.
- Исходное положение: руки на спинке стула, одна нога отодвигается назад, корпус подается немного вперед. Делается приседание на одну ногу с переносом на нее всего веса тела. Затем, медленно вес тела перемещается на отставленную назад ногу. После 5-ти кратного повторения ноги меняются.
- Одна рука сжимается в кулак, а ладонь другой полностью распрямляется. Затем, движения рук меняются. Цикл «кулак-ладонь» вначале проводится медленно, а затем темп ускоряется.
- Пальцы правой руки касаются носа, а левой рукой достается правое ухо. Затем, следует хлопок в ладоши, и руки меняются местами.
- Правая рука подносится к виску («под козырек»), а левая – показывает характерный жест «Классно!». Затем руки меняются местами.
- На одной руке пальцами изображается буква V, а на другой – О. Руки периодически меняются местами.
- Пальцами одной руки надо показать «ножки», а другой руки – «рожки», периодически меняя руки.
- Пазлы на пальцах. На одной руке задействованы указательный и средний пальцы, на другой – мизинец и безымянный. Пальцы совмещаются, имитируя пазлы.
- Одновременно на обеих руках производится поочередное касание большим пальцем других пальцев. Причем на одной руке упражнение начинается с мизинца, а на другой – с указательного пальца.
Важно! Задачей совместного тренинга является согласование действия обоих полушарий. При систематическом проведении упражнений налаживается их синхронность и оптимальное взаимоотношение.
Человеческий мозг – это сложнейший механизм, который требует специальной подготовки для нормального функционирования. С раннего детства необходимо принять меры по его совершенствованию. Правое и левое полушария выполняют собственные, специфические функции, а потому различаются и методики их развития. Особенно важны упражнения по согласованию их работы.
Источник
Левое полушарие мозга отвечает за способность к логическому мышлению, систематизации и критическому мышлению. У гармонично развитого человека оба полушария работают слаженно и уравновешивают друг друга. Тренируемся и достигаем совершенства.
Чем мы обязаны левому полушарию?
Головной мозг человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых имеет свои функции. Правое отвечает за эмоции, интуицию, творческие способности. Левое же — за логическое мышление, анализ, классификацию, систематизацию, структуризацию поступающей информации.
В мыслительном процессе участвуют они оба, но каждое по-своему. Если правое фиксирует информацию в целом, то левое ее последовательно обрабатывает, выстраивая из фактов логическую цепочку и давая им оценку.
Именно левому полушарию люди обязаны аналитическим мышлением — способностью устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения.
Благодаря левому полушарию мы можем говорить, понимать чужую речь, читать, писать, считать и запоминать. Люди с развитым левым полушарием быстрее овладевают иностранными языками. Оно же управляет и позитивными эмоциями, в то время как правое отвечает за негативные.
Кроме того, левое полушарие контролирует работу правой половины человеческого тела, а правое — левой. Например, правая рука совершает действия под влиянием сигнала из левого полушария головного мозга.
Итак, благодаря левому полушарию мы организованны и обучаемы, целеустремленны и практичны, а наши действия логичны.
Если функции левого полушария нарушены
Однако нередки случаи, когда по разным причинам функции левого полушария нарушены. При его повреждении у человека
- отсутствует способность к логическому мышлению, к обобщению полученных данных;
- поражается речевой аппарат — человек может не понимать речь и утратить способность говорить;
- нарушается работа письменного анализатора — он воспринимает устную речь, но не понимает написанное, либо нормально говорит, но не может писать;
- у него нарушается ориентация во времени;
- он не способен последовательно выстроить задачи, необходимые для достижения цели;
- не может на основе фактов сделать выводы.
Такие расстройства характерны, в частности, для дислексии, когда человек не способен быстро и правильно распознавать слова. Или для дислалии — нарушении произношения звуков. У людей с синдромом Аспергера — одной из форм аутизма, когда возникают трудности с восприятием и обработкой информации, также наблюдается дисфункция левого полушария.
Гармония прежде всего
В раннем детском возрасте оба полушария обычно развиты одинаково, но впоследствии почти у всех, кроме левшей, доминирует левое. Поэтому развитие левого полушария не столь актуально, как правого. Тем более что и в детских садах, и в школах обращают внимание на развитие у детей аналитических способностей.
Задача родителей — приложить усилия по гармоничному развитию у ребенка обоих полушарий, развивая их параллельно, чтобы он мог в будущем в соответствии с той или иной ситуацией активировать нужное.
Чрезмерное же развитие левого приводит к отсутствию у человека креативных и творческих способностей, а правого — к трудностям с концентрацией внимания, последовательностью действий, целеустремленностью и реализацией идей.
Однако при нарушениях функции левого полушария особое внимание нужно уделить именно ему.
Развиваем левое полушарие
Поскольку известно, что левое полушарие контролирует правую часть тела, активировать его можно двумя путями: загрузив работой, на которую оно ориентировано, и максимально задействовав ту сторону тела, которую оно контролирует.
1. Решаем математические задачи с логической составляющей
Решать логические загадки, задачи, головоломки и интересно, и полезно. Наверняка многие помнят их еще по детским журналам: например, Оле и Свете подарили по коробке конфет, в каждой из которых 14 конфет. Оля съела несколько конфет, а Света съела их столько, сколько осталось в коробке у Оли. Сколько у них всего осталось конфет на двоих? (14)
Конечно же, это простенькая задача для детей, но желающие могут найти в сети немало сложных задач и головоломок на любой вкус.
2. Разгадываем кроссворды
При решении кроссвордов также активизируется левое полушарие: здесь интуиция не работает и нужно проявить аналитические способности. В интернете есть много кроссвордов и для детей, и для взрослых. Взрослые могут обратить внимание на судоку, которые можно решать онлайн.
3. Нагружаем правую сторону тела
Все действия выполняем правой рукой. Левшам придется нелегко, а правшам, для которых это не составит труда, можно посоветовать делать гимнастику, где большее внимание уделяется правой части тела: прыжки на правой ноге, наклоны вправо.
4. Делаем массаж
На нашем теле есть точки, соответствующие разным органам. За мозжечок отвечают точки, расположенные на стопах у оснований больших пальцев ног. Чуть ниже — точки обоих полушарий. Массируя такую точку на правой стопе, мы активизируем левое полушарие.
5. Развиваем мелкую моторику рук
Кончиком мизинца левой руки коснемся кончика большого пальца правой, а кончиком мизинца правой — большого пальца левой. Большой палец левой руки при этом будет внизу, а правой — вверху. Затем быстро меняем пальцы местами: большой палец левой руки окажется вверху, а правой — внизу. То же самое проделываем с указательными и безымянными пальцами.
Упражнения
Позитивно влияют на активизацию левого полушария и упражнения, улучшающие взаимосвязь между обоими полушариями.
- Одновременно левой рукой поглаживаем себя по животу, а правой постукиваем по голове. Затем руки меняем.
- Одной рукой рисуем в воздухе звезду, а другой — треугольник (или другие геометрические фигуры, главное — чтобы они были для разных рук разные). Когда одно упражнение будет у нас получаться достаточно легко и быстро, меняем фигуры.
- Один и тот же рисунок одновременно рисуем правой и левой руками, соблюдая зеркальную симметрию.
- Левой рукой возьмемся за правое ухо, а правой — за кончик носа. Хлопнем в ладоши и поменяем руки: правой коснемся левого уха, а левой — кончика носа.
- Улучшают координацию движений и развивают оба полушария занятия танцами, в частности танго.
© Тимошенко Елена, BBF.RU
Источник
Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека.
Что такое межполушарное взаимодействие?
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
За что отвечает правое полушарие:
– обработка невербальной информации, эмоциональность;
– музыкальные и художественные способности;
– ориентация в пространстве;
– способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
– обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
– воображение;
– отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
– логика, память;
– абстрактное, аналитическое мышление;
– обработка вербальной информации;
– анализ информации, делает вывод;
– отвечает за правую половину тела.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано:
происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении ( проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)
Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?
Причин может быть много, вот несколько из них:
– болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
– родовые травмы;
– болезни ребёнка в первый год;
– длительный стресс;
– общий наркоз.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
- зеркальное написание букв и цифр;
- псевдолеворукость;
- логопедические отклонения;
- неловкость движений;
- агрессия;
- плохая память;
- отсутствие познавательной мотивации;
- инфантильность.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются “гимнастикой для мозга”. И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.
Зеркальное рисование.
Взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные – зеркальные рисунки.
Специальные прописи.
Упражнение “Лезгинка”.
Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6-8 повторений.
Колечко.
Поочередное перебирание пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д.т. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно
Ухо – нос.
Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6-8повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат.
Змейка.
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).
Перекрестные движения.
Выполняются одновременные перекрёстные движения. Например: поднять левую ногу вверх и дотронуться до неё правой рукой.
Горизонтальная восьмерка.
В воздухе нарисовать восьмёрку сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками вместе. Важно следить глазами за движениями рук.
«Лягушка»
Игра “Опиши, что вокруг”.
На улице, попросите ребёнка назвать все окружающие предметы, которые он видит.
«Ребро, кулак, ладонь»
Логоримика
— это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова.
Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.
Также на пользу для развития межполушарного взаимодействия пойдут занятия спортом и спортивные игры на свежем воздухе.
Важно!
Упражнения должны выполняться непринуждённо, в спокойной обстановке.
Если вы видите, что проблема есть и упражнения не помогают, обязательно обратитесь к нейропсихологу.
Источник