Развитие лексикона ребенка учебное пособие
Светлана Владимировна Плотникова
Развитие лексикона ребенка
Предисловие
Обучение родному языку на всех образовательных ступенях направлено на развитие у обучаемых готовности и способности к осуществлению речевой деятельности, а успешность речевой деятельности в любых ситуациях общения во многом зависит от того, насколько богат и разнообразен словарный запас человека, насколько совершенны механизмы поиска слова во внутреннем лексиконе. Этим определяется то значение, которое придается вопросам методики словарной работы в процессе профессиональной подготовки современного педагога дошкольного учреждения и учителя начальной школы, способного при организации образовательного процесса решать задачи развития речи детей, в том числе задачи обогащения и совершенствования их лексикона. Осознанное планирование и проведение педагогом лексической работы в системе развития речи детей требует от них знания как общих закономерностей речевого онтогенеза, так и закономерностей овладения лексикой родного языка.
Цель настоящего пособия – раскрыть основные закономерности развития лексикона ребенка раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие лексикона ребенка рассматривается в двух аспектах: лингвистическом и методическом. Лингвистическое описание процесса лексического развития ребенка включает характеристику единиц детского лексикона (прежде всего их содержательной стороны) в динамике от раннего возраста до десяти – одиннадцати лет и основных тенденций развития семантической структуры слова в сознании ребенка, анализ типичных для детей ошибок лексического характера, в которых ярко проявляются особенности функционирования их лексикона. Методический аспект проблемы развития лексикона ребенка раскрыт с позиций непрерывности процесса языкового образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сначала определены общие принципы организации лексико – семантической работы в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе, затем описаны особенности содержания и методов обогащения словарного запаса детей разного возраста в процессе их обучения родному (русскому) языку.
Раскрытие особенностей организации педагогического процесса, направленного на овладение детьми лексикой родного языка, с опорой на понимание лингвистических закономерностей развития детского лексикона должно способствовать повышению уровня теоретико – методической подготовки будущих педагогов. Материал пособия, в котором обобщены данные психологических, психолингвистических, лингвистических и лингвометодических исследований лексикона детей, восполняет недостаточное освещение теоретических аспектов проблемы развития лексикона ребенка в учебной литературе, адресованной будущим педагогам дошкольного образования и начальной школы.
Содержание пособия соответствует задачам профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению «Педагогика», а также по специальностям «Педагогика и методика дошкольного образования» и «Педагогика и методика начального образования». В нем в систематизированном виде излагается материал, необходимый для освоения студентами вопросов, рассматриваемых в рамках дисциплин профильной (предметной) подготовки лингвометодической направленности.
Пособие поможет формированию у студентов 1) представлений о процессе речевого онтогенеза и его основных закономерностях; 2) знаний об особенностях и закономерностях развития лексикона в детском возрасте, о содержании и методах лексико – семантической работы с дошкольниками и младшими школьниками; 3) исследовательских умений в области изучения лексикона ребенка; 4) умений, связанных с планированием и осуществлением лексико – семантической работы с детьми: осознанно, с учетом возрастных особенностей лексикона определять содержание и отбирать материал для проведения лексической работы, выбирать приемы раскрытия лексического значения слова, адекватные его представлению в сознании ребенка определенного возраста, использовать разнообразные приемы активизации словаря детей в процессе обучения.
В соответствии с поставленными задачами структура пособия включает три главы. Первая глава посвящена раскрытию общих закономерностей речевого онтогенеза, его основных этапов; во второй главе описываются особенности детского лексикона и закономерности его развития. Лексикон ребенка рассматривается как система знаний о словах, их значениях и правилах употребления в речи, в которой отражаются особенности когнитивного и речевого опыта ребенка. Третья глава содержит описание методики лексико – семантической работы с детьми – раскрываются принципы, содержание, методы, этапы работы, их специфика и преемственные связи между ними.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Источник
Скачать книгу в формате:
- fb2
- rtf
- txt
- epub
Аннотация
В пособии обобщены данные психологических, психолингвистических, лингвистических и лингвометодических исследований лексикона детей, описаны особенности лексикона детей разного возраста и основные закономерности его развития, представлена система лексико-семантической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в процессе их обучения родному (русскому) языку.
ЕЩЕ
Популярные книги
Аннотация:
Думала ли Рая, затевая уборку дома, что ударится головой и очнётся в ином мире? А там она, свобо…
Блок — 17 стр.
Аннотация:
Архипелаг ГУЛаг ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ТЮРЕМНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Глава 1. АРЕСТ Глава 2. ИСТОРИЯ НАШЕЙ КАНА…
Блок — 87 стр.
Аннотация:
В бизнесе (да и в жизни в целом) постоянно приходится покидать зону комфорта: выступать публично, ве…
Фрагмент — 4 стр.
Аннотация:
СОТНЯ. После опустошительной атомной войны спасшиеся остатки человечества живут на космических …
Блок — 30 стр.
Здравствуй уважаемый читатель. Книга “Развитие лексикона ребенка” Плотникова Светлана относится к разряду тех, которые стоит прочитать. Произведение пронизано тонким юмором, и этот юмор, будучи одной из форм, способствует лучшему пониманию и восприятию происходящего. Положительная загадочность висит над сюжетом, но слово за словом она выводится в потрясающе интересную картину, понятную для всех. Произведение, благодаря мастерскому перу автора, наполнено тонкими и живыми психологическими портретами. Написано настолько увлекательно и живо, что все картины и протагонисты запоминаются на долго и даже спустя довольно долгое время, моментально вспоминаются. Обильное количество метафор, которые повсеместно использованы в тексте, сделали сюжет живым и сочным. Через виденье главного героя окружающий мир в воображении читающего вырисовывается ярко, красочно и невероятно красиво. Все образы и элементы столь филигранно вписаны в сюжет, что до последней страницы “видишь” происходящее своими глазами. Чувствуется определенная особенность, попытка выйти за рамки основной идеи и внести ту неповторимость, благодаря которой появляется желание вернуться к прочитанному. На развязку возложена огромная миссия и она не разочаровывает, а наоборот дает возможность для дальнейших размышлений. Просматривается актуальная во все времена идея превосходства добра над злом, света над тьмой с очевидной победой первого и поражением второго. “Развитие лексикона ребенка” Плотникова Светлана читать бесплатно онлайн безусловно стоит, здесь есть и прекрасный воплощенный замысел и награда для истинных ценителей этого жанра.
Новинки
Аннотация:
— Пап, знакомься, это моя подруга Нина. Я тебе рассказывала о ней. — Лера обращается к отцу, а зат…
Полный текст — 26 стр.
— Пап, знакомься, это моя подруга Нина. Я тебе рассказывала о ней. — Лера обращается к отцу, а зат…
Аннотация:
Купила наконец инструмент на который копила практически три года? Браво! Теперь будь добра, устрой…
Полный текст — 46 стр.
Купила наконец инструмент на который копила практически три года? Браво! Теперь будь добра, устрой…
Аннотация:
Таких, как я, называют «предназначенными» и ценят на вес золота. Ведь только мы способны подарить …
Полный текст — 43 стр.
Таких, как я, называют «предназначенными» и ценят на вес золота. Ведь только мы способны подарить …
Аннотация:
Сборник миниатюр по сказкам. Просьба не воспринимать всерьёз, не брать в голову и не принимать бли…
Полный текст — 10 стр.
Сборник миниатюр по сказкам. Просьба не воспринимать всерьёз, не брать в голову и не принимать бли…
Аннотация:
Каждый из нас, хоть раз в жизни хотел стать лучшим в чём-то и не важно игре или жизни, и мне такой…
Полный текст — 40 стр.
Каждый из нас, хоть раз в жизни хотел стать лучшим в чём-то и не важно игре или жизни, и мне такой…
Аннотация:
Делить комнату с подругой уже труд, а если она ещё и беременна непонятно от кого, то порой просто …
Полный текст — 188 стр.
Делить комнату с подругой уже труд, а если она ещё и беременна непонятно от кого, то порой просто …
Аннотация:
Мечтать о поступлении в Академию? Бесполезно. Обойти родную сестру? Невероятно! Стать причиной нен…
Полный текст — 59 стр.
Мечтать о поступлении в Академию? Бесполезно. Обойти родную сестру? Невероятно! Стать причиной нен…
Источник
Karpenko Tina
Неспешное повествование автора вводит нас в мир людей, главной героиней которого является девушка с романтической душой. Ева, так зовут героиню, учится в чужой стране. Её семья переехала из Москвы в Женеву. Общаясь с самой разнообразной студенческой публикой и жителями Женевы, она понимает, что здесь нет неприязни к русским, о чем писала вся российская пресса. Учеба в университете даётся ей нелегко. Она с трудом преодолевает языковый барьер, а на занятиях скучает. Оно и понятно: мечтала о литературоведении, а изучает юриспруденцию. Здесь она чувствует себя лишней. Еве отчаянно хочется домой, в свою квартиру, чтобы уединиться со своими мыслями, чувствами и подростковыми мечтаниями. «Ей иногда не хватает привычного московского шума, оживленной суеты, пестрого метро, разнообразных кафе на каждом шагу, сотни кинотеатров…» – пишет автор о своей героине, вложив в неё свои чувства. Она часто вспоминает прошлое, но в то же время много мечтает о будущем. Старается хорошо учиться, но ей так не хватает мелодий своей родины.
Одно из любимейших занятий Евы – чтение, поэтому и мир она воспринимает через призму прочитанных книг. А ещё она верит в непостижимую власть времен. Как ей кажется, она знает в страданиях толк. Более того она умеет грустить со вкусом. Самым лучшим занятием она считает сон, а ещё она обожает вечерние прогулки к озеру, ведь они её успокаивают. Но более всего она любит путешествовать по окрестностям Женевы. Посещая очередную швейцарскую деревушку, наблюдая за её тихой жизнью, она невольно сравнивает её с ритмом большого города, в котором прожила большую часть своей жизни. Ева безвольный человек. Она не находит в себе сил менять мир к лучшему и меняться самой. Она одинока. У неё нет ни одного человека близкого ей по духу.
Но вскоре ее жизнь меняется. У неё появляются друзья из киноклуба «Общество мертвых поэтов». Это межнациональная компания друзей, объединенная общими вкусами, но с доминирующей культурной разобщённостью. Их объединяет не только кино и литература, но и общая привязанность к прошлому. Ева считает, что ей повезло встретить этих ребят и что все они представляют собой интеллектуальное братство. Они учатся, смотрят кино, обсуждают, спорят, гуляют, проводят выходные в горах, строят отношения, радуются и печалятся. Общаясь с ними, она невольно признаётся себе в том, что её русские подруги более открытые, чем новые друзья. Вскоре Ева поняла, что её друзья слишком заигрались в эстетов и превратились в снобов. Как ей казалось, она и сама живёт одновременно двумя разными жизнями: утром – студентка, вечером – персона. Но пока ещё она это отчетливо не осознавала. Ева влюбилась в одного из друзей – Карлоса. Казалось бы, всё прекрасно: их отношения развиваются с каждым днем, а впереди – необъятный и дурманящий оазис счастья. Она шла, нет, бежала за своим избранником, ведомая влюбленностью. Но вскоре Карлос таинственно исчезает. Дальнейшие события заставили Еву впервые отчетливо увидеть и понять то, что она находится в обществе закоренелых снобов. Эти люди теперь внушают ей отвращение, в том числе и тот, в кого она влюблена
Покинув клуб, Ева не сломалась. Она пытается во всём разобраться и подводит итоги, как будто перед чем-то новым. И действительно, впереди у неё маячит новая жизнь. Её ожидает знакомство и встреча с молодым человеком – ирландцем Дональдом. Он её понимает, с ним легко общаться, у них много общего. Не зря же Еве казалось, что между русскими и ирландцами есть что-то общее. Её предстоит разобраться в своих чувствах и понять, что это – настоящая любовь или магическая иллюзия?
А пока Ева стоит перед собственным выбором: не жить больше по родительским правилам, занявшись любимым дедом; не менять в жизни ничего и оставить всё как есть или «пойти туда, куда глаза глядят»? Что же выберет она? Время покажет. Но это будет её выбор, её осознанный поступок!
Читать книгу – одно удовольствие! Метафоричный, образный и красивый литературный слог автора не может не нравиться. Он увлекает, затягивает и позволяет наслаждаться чтением. Читая роман, не только сопереживаешь героям, но зачастую делаешь «остановки», перечитываешь и восхищаешься выражениями, сравнениями, описаниями и метафорами. Многочисленные всевозможные отсылки и аллюзии на артефакты из мира литературы, кинематографа и живописи вплетаются в жирную красную нить, придающую повествованию статус интеллектуального романа.
????Над серым озером огни. Женевский квартет. Осень
Источник