Развитие кругозора ребенка в 4 года

Простые словесные игры очень полезны не только для развития речи, но и для расширения кругозора вашего ребенка. В них можно играть по пути в детское учреждение, на прогулке или в очереди в поликлинику. Если вы заметили, что вашему малышу становится скучно, игру нужно прекратить.

1. Опиши предмет.

Взрослый предлагает малышу описать предмет с разных сторон, используя эпитеты, глаголы. Например, вы с малышом рассматриваете что-то, видя по дороге, и задаете ему самые различные вопросы: “Какого он размера? Какой предмет на ощупь? Каким цветом? Где его можно использовать?» Так вы подталкиваете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию речи, и попутно рассказываете неизвестные особенности и функции предмета, которые малыш еще не знает, что поможет ему расширить его кругозор.

2. Что может быть? Родитель говорит эпитет, а малыш к нему – подбирает предмет. К примеру, «Желтое». Что может быть желтым? Ребенок перечисляет: солнце, цыпленок, листочки осенью.… Затем проводим игру-перевертыш. Называется какой-либо существительное, и к нему выбираем подходящие прилагательные. «стол, какой?» Круглый, прямоугольный, деревянный, новый, большой…

3.Разбираем предмет на детали. Очень полезно для развития ребенка разбирать предмет на детали.. “Вот машина, а что у него есть?” – “Руль, окно, бампер, колеса, фары…” – “А что есть у дома?” – “Крыша, окна, двери, подъезд.»

4. Подбираем антонимы. Называем любое слово, а ребенок подбирает слова противоположные по значению. «Высокий – низкий, твердый -мягкий широкий – узкий, большой – маленький».
5. Подбираем синонимы. Называем любое слово, а ребенок подбирает слово близкое по значению. Синоним к слову «лавочка» – скамейка, «автомобиль» – машина.
6. Додумываем фразу. Взрослый рассказывает историю, а когда на секунду замолкает, ребенок должен вставить нужное слово, подходящее по смыслу.
7. Придумываем рассказ. Предлагаем ребенку 6-8 слов, из которых нужно составить рассказ. Сначала это может быть простой смысловой набор понятный для ребенка: коньки, девочка, снеговик, звезда, елка. Затем задачу можно усложнить: медведь, стол, космос, радуга, лес.
8. Добавь слово. Предлагаем ребенку подобрать слова, которые обозначили бы окончание действия.

– Света проснулась и… (начала делать зарядку).
– Вася оделся и… (пошел на улицу).
– он замерз и… (вернулся домой за теплой кофтой).
– стали они петь.. (песню вместе ).
– Света пела (громко)
– А Вася (залез на табуретку ).

9. Рассматриваем образы. Обратим внимание ребенка на небо. Что напоминают нам бело-пушистые облака? На что похожи холмы и возвышенности? А ветки деревьев?

10. Туристическое бюро. Давайте представим, что мы идем с ребенком не в магазин, а отправляемся в увлекательное путешествие – это гораздо интереснее. Сколько же вопросов нам нужно решить. На чем поедем, а может, полетим, а может, поплывем? Какую одежду лучше подобрать в дорогу, если, например, мы отправляемся на северный полюс? Кого можно встретить в жаркой пустыне? Что нам может понадобиться в морском путешествии? Не забывайте делиться впечатлениями друг с другом.

Больше общайтесь с вашим малышом обо всем на свете. Ребенок гораздо быстрее и легче запоминает полезную для него информацию произнесенную «мимоходом», чем информацию, которую нужно воспринимать сидя за столом в «серьезной» обстановке.

Удачи вам в воспитании детей.

Если статья Вам понравилась, поставьте пожалуйста ЛАЙК автору

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал

Источник

Мария Агутина
Игры, развивающие речь, мышление, кругозор дошкольников

1. “Змейка”, или “Закончи слово”

Цель: Развитие внимания, речи, кругозора

6-10 детей встают в две равные шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога, и в свою очередь называет свой слог — задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.

2. “Что может быть зеленым, острым, горячим?”

Цель: мышления, речи, кругозора.

Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

3. “Сравнение предметов”

Цель: развитие речи, словарного запаса, логического мышления, внимания, умения сравнивать и обобщать предметы.

Детям по очереди предлагается для сравнения следующие пары слов:

1) МУХА И БАБОЧКА

2) ДОМ И ИЗБУШКА

3) СТОЛ И СТУЛЬЯ

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать.Задайте ему вопросы: “Ты видел муху? А бабочку?” После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить.Снова задайте вопросы: “Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?”

Остальные участники добавляют свои варианты

4. “Укрась слово”

Цель: развитие мышления, речи, обогащение словарного запаса.

Взрослый задает детям слово и просит по очереди ответить на вопрос: Какое? это слово бывает.

Яблоко (Какое) Лиса (Какая) Шарф (Какой) Береза (Какая)

5. “Цепочка слов”

Цель: развитие речи, творческого мышления

Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода, ведро). Дети должны составить своеобразный “поезд” из слов, где слова-вагончики соединены между собой.

Например, исходное слово “кошка”.

– Кошка бывает какая?

– Пушистая, ласковая, разноцветная…

– Что ещё бывает разноцветным?

– Радуга, платье, телевизор…

– Каким ещё может быть платье?

– Шелковым, новым, прямым…

– Что ещё может быть прямым?

– Линия, дорога, взгляд… и т. д.

6. “Назови слова, относящиеся к спорту”

Цель: расширение кругозора и словарного запаса.

Взрослый просит детей назвать все слова, которые относятся к спорту. Побеждает ребенок назвавший большее количество слов.

7. Животные и их детеныши

Цель: развитие речи: словарного запаса, грамматического строя.

Взрослый кидает мячик детям по очереди и спрашивает название детеныша животных или птиц. Ребенок, ответив, возвращает мячик взрослому.

ОВЦА – ЯГНЕНОК КОРОВА – ТЕЛЕНОК

КОЗА – КОЗЛЕНОК ЗАЯЦ – ЗАЙЧОНОК

КРОЛИК – КРОЛЬЧОНОК СВИНЬЯ – ПОРОСЕНОК

8. Один – много

Цель: развитие речи.

Взрослый кидает детям по очереди мяч и называет слово в единственном числе. Дети, возвращая мяч, называют это слово во множественном числе.

Варианты слов:

ТЕЛЕНОК – ТЕЛЯТА, МНОГО ТЕЛЯТ

ПОРОСЕНОК – ПОРОСЯТА… ЖЕРЕБЕНОК – ЖЕРЕБЯТА…

ЯГНЕНОК – ЯГНЯТА… ЩЕНОК – ЩЕНКИ…

ЦЫПЛЕНОК – ЦЫПЛЯТА… ГУСЕНОК – ГУСЯТА…

9. “Мячик-соединитель”

Цель: речи, развитие внимания

Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова,например: “собака, гулять”. Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно ведущему. Повторяется от 10 до 20 раз — в зависимости от ситуации, числа участников игры и состояния детей.

Варианты несогласованных слов:

“СОБАКА, ГУЛЯТЬ” “ДЕРЕВО, РАСТИ” “ДОЖДЬ, ЛИТЬ” “СОЛНЦЕ, СВЕТИТЬ” “КОШКА, ЦАРАПАТЬ” “НОЖ, РЕЗАТЬ” “ДОМ, СТРОИТЬ” “ПОРТНОЙ, ШИТЬ” “ВРАЧ, ЛЕЧИТЬ” “ФУТБОЛИСТЫ, ИГРАТЬ” “УЧЕНИК, ОТВЕЧАТЬ” “ТЕЛЕФОН, ЗВОНИТЬ” “ТЕЛЕВИЗОР, ПОКАЗЫВАТЬ” “ДЕВОЧКА, ПЛАКАТЬ” “ТРАВА, ЗЕЛЕНЕТЬ” “КНИГА, ЧИТАТЬ” “ПАРИКМАХЕР, СТРИЧЬ’ “ГОЛОВА, БОЛЕТЬ” “СТАРИЧОК, ХРАПЕТЬ” “МЫШКА, ШУРШАТЬ” “КАРАНДАШ, ТОЧИТЬ” “КРАСКИ, РИСОВАТЬ” “ХРУСТАЛЬ, РАЗБИТЬ” “МЯЧ, УРОНИТЬ”

10. “Кто где живет”

Цель: расширение кругозора и словарного запаса.

Взрослый кидает детям мяч и задает вопрос, где живет животное. Ребенок отвечает и отдает мяч ведущему.

Муравей в муравейнике

Медведь в берлоге

11. “Подбор объектов к действию”

Цель: развитие словарного запаса.

Ребятам предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, “Кто и что плавает?”

“Кто и что греет?” “Кто и что летает?” “Кто и что блестит?”

12. Животные

Цель: развитие памяти, расширение кругозора.

Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, вспоминает какое-то животное, рассказывает о нем, называет его, бросает мяч другому ребенку и т. д.

13. “Часть – целое”

Цель: развитие мышления и речи.

Ведущий называет часть какого-либо предмета, животного, а ребенок должен назвать целый предмет

Панцирь – черепаха Хобот – слон

Стержень – ручка Страница – книга, тетрадь

Клешня – рак, краб Копыто – лошадь, корова

14. Упражнение на развитие гибкости ума

Цель: развивать мышление, расширять кругозор и словарный запас.

Детям по очереди предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина.).

2) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

3) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

4) Назови слова, обозначающие водный транспорт.

5) Назови слова, относящиеся к искусству.

6) Назови слова, обозначающие овощи.

7) Назови слова, обозначающие фрукты.

15. “Определи понятие”

Цель: развитие понятийного мышления, речи, словарного запаса.

Детям предлагаются следующие наборы слов:

1. Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

2. Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Взрослый просит представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов.Далее вы говорите: “Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово “велосипед”. Как бы вы объяснили это?”

16. “Говори наоборот”

Цель: развитие логического мышления, словарного запаса.

Предложите ребенку игру: “Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот,например: большой – маленький”.Можно использовать следующие пары слов:

ВЕСЕЛЫЙ

БЫСТРЫЙ

КРАСИВЫЙ

ПУСТОЙ

ХУДОЙ

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

17.”Ответь на вопросы”

Цель: развитие речи, словарного запаса, кругозора, словесно-логического мышления.

Взрослый по очереди задает детям вопросы:

1. Какое животное больше – лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают, а вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава …

5. Черешня, слива, груши, яблоки… – это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Самара?

8. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это…

9. А маленькая овечка – это…

10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

19. Ответь на вопросы

Цель: развитие речи, расширение кругозора.

Взрослый по очереди задает детям вопросы:

1. Назови времена года.

2. Сколько месяцев в году?

3. С какого месяца начинается год?

4. Назови последний месяц года.

5. Назови зимние месяцы.

6. Назови весенние месяцы.

7. Назови летние месяцы.

8. Назови осенние месяцы.

9. Перечисли дни недели.

10. Сколько дней в неделе?

20. “Что из чего сделано?”

Цель: развитие грамматического строя речи, словарного запаса.

Взрослый просит детей образовать имена прилагательные от существительных,задавая вопросы: стул из дерева – какой? – деревянный.

1. Дом из камня – …

2. Дом из кирпича -…

3. Шляпа из соломы – …

21. “Укрась слово”

Цель: развитие мышления, словарного запаса.

Взрослый задает детям слово и просит по очереди ответить на вопрос: Какое? это слово бывает.

Солнце (Какое) Кошка (Какая) Стол (Какой) Дорога (Какая)

22. “Кто что делает?”

Цель: развитие речи, расширение кругозора.

Взрослый задает детям вопросы по специальностям людей:

1. Кто учит детей? (учитель)

2. Кто лечит больных? (врач)

3. Кто красит стены? (маляр)

4. Кто делает прически? (парикмахер)

5. Кто строит дома? (строитель)

6. Кто лечит животных? (ветеринар)

7. Кто работает в саду? (садовник)

8. Кто пишет книги? (писатель)

9. Кто управляет оркестром? (дирижер)

10. Кто разносит письма, газеты? (почтальон)

23. “Определи понятие”

Цель: развитие понятийного мышления, речи, словарного запаса.

Детям предлагаются следующие наборы слов:

1. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

2. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять.

3. Поезд, нож, зонт, подушка, гвоздь, осел, алмаз, соединять, лезвие, меч, храбрый, чепуха, микроскоп.

Взрослый просит представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов.Далее вы говорите: “Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово “велосипед”. Как бы вы объяснили это?”

24. Что может быть круглым, мягким, прочным?

Цель: развитие речи, кругозора, мышления.

Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

25. Ответь на вопросы.

Цель: развитие речи, расширение кругозора и словарного запаса.

Взрослый задает детям вопросы по явлениям погоды, требуя полного ответа на вопрос.

1. В какое время года бывает снегопад?

2. В какое время года бывает листопад?

3. В какое время года идет дождь?

1. В какое время года бывает иней?

2. В какое время года появляются подснежники?

3. В какое время года можно увидеть росу?

4. В какое время года бегут ручьи?

5. В какое время года птицы вьют гнезда?

6. В какое время года появляются комары?

7. В какое время года река покрывается льдом?

8. В какое время года птицы улетают на юг?

9. В какое время года собирают ягоды?

10. В какое время года бывает гроза?

26.”Скажи наоборот”

Цель: развитие речи, словарного запаса.

Взрослый предлагает подобрать противоположные признаки, предметы, явления (антонимы).

зима – лето

свет – тьма

день – ночь

27. “Узнай предмет по признакам”

Цель: развитие речи, кругозора, внимания, словесно-логического мышления.

Взрослый предлагает детям узнать предмет по заданным признакам.

1. Белый, сладкий, твердый (сахар).

2. Через речку лег, пробежать помог (лед)

3. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы)

4. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

5. Мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки (кот)

6. Гладкое, стеклянное, в него смотрятся (зеркало).

7. Желтый, кислый, кладут в чай (лимон)

8. Белая, соленая, кладут в суп (соль)

9. Холодное, сладкое, на палочке (мороженое)

10. Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь).

28. “Укрась слово”

Цель: развитие речи, расширение словарного запаса.

Взрослый просит детей описать предмет.

Какой бывает арбуз? Книга? Медведь? Роза?

Какой бывает дом? апельсин? человек? ромашка? груша?

29. “Что в чем?”

Цель: развитие речи, словарного запаса, мышления.

Детям называют знакомые предметы и спрашивают, что есть у каждого предмета, из чего он состоит? Например, у стула есть ножки, сиденье, спинка.

Дом, собака, дерево, цветок, книга, слон.

Источник

Источник расширения кругозора ребенка, развития его пред­ставлений     о мире — наблюдения.

Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как мож­но
более разнообразным. Гуляйте с ребенком по городу, ходите на экскурсии. Учитывайте реальные познавательные интересы
детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать подроб­ности устройства
автомобиля, чем домашнее хозяйство.

С четырех лет кругозор ребенка расширяется не только в ходе
практических наблюдений и экспериментирования, которые до­минировали в младшем
дошкольном возрасте, но и через рассказ. Уделяйте достаточно времени
познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную,
но и познава­тельную литературу. Благодаря Вашим рассказам, просмотру
познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира «здесь и
сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору
или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и
людях, которые в них живут, и т. п. Дети также с удовольствием слушают истории
из жизни родителей или других людей.

Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «почему?». Ему
становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего причинно-следственные
отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и
несложные примеры таких зависимостей.

Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и
чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более
лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим.
Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: «Тучи
столкнулись друг с другом», не вводя понятие статического электричества. Но
объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать
достоверную информацию.

Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаклю­чения.
Например, четырехлетний малыш стоит на диване и по­очередно бросает на пол
кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так
это что, все будет вниз падать, если его отпустить?»

Внимательно выслушивайте все детские рассуждения и не то­ропитесь
вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а
само стремление малыша рассуждать и думать.

Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и
насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.

У некоторых детей негромкая речь «для себя», так называе­мое
приборматывание по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще
сохраняется. Это помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность.
Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.

Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок
четырех лет обретает способность воспринимать и во­ображать себе на основе
словесного описания различные миры, например замок принцессы, саму принцессу и
принца, события, волшебников и т. п. Игра в бытовую ситуацию — поход в магазин,
посещение доктора, приготовление обеда для семьи — воспроиз­водит опыт ребенка
и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то
время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного,
созидающего во­ображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.

Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите  показы­вать
иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый
представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.

В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие
представления становятся основой формирования у ребенка спо­собности давать
оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие
и плохие действующие лица.

Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться.
Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообраз­ной одежды:
перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предме­ты, которые можно использовать
для игры в «волшебный мир». Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными
артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.

Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более
стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется,
становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической
выносливостью). В целом четы­рехлетка – жизнерадостный человек, который
преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ре­бенок
страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса
каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели.
Например, дети не хо­тят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что
она медленно ест, хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям
как игрового партнера.

Негативные оценки
можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому и только с глазу на
глаз, а не при всех.

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек.
Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья — те, с кем у ребенка
лучше всего налаживается взаимопонимание.

Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении
следующих условий;

• дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно
соглашаются на его участие;

• сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет
играть, определяют сами дети;

• характер исполнения роли также определяется детьми: «Ты
будешь дочка. Ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!»;

• недопустимо диктовать детям, как и во что они должны иг­рать,
навязывать им свои сюжеты.

Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что
это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятель­ность. В своих
ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель
и ткани, создавать домики, укрытия, пещерки.

Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения.
Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой дет­ской площадки. В
теплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт
ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной
архитектуры, па­мятники, красивые уголки природы. Выходите, если есть возмож­ность,
к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расши­ряйте представления
детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин,
парикмахерскую, в Сбербанк, на почту и т. п. К пяти годам многие начинают
проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс
разви­тия ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить
его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и
степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.

Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в
устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессив­но корректируйте
негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом.
Если малыш не захотел поде­литься конфетами с другом, пожадничал, он должен сам
понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным. 

Источник