Развитие креативных и творческих способностей ребенка
Многие из нас замечают, что большего успеха в жизни достигают люди с творческими способностями. Креативное мышление, нестандартный подход к ситуации, высказывание своего мнения — все это помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности. К тому же, вероятность заниматься любимым делом вырастает в разы. Поэтому, заботясь о будущем своего чадо, необходимо развивать творческие способности с самого раннего детства.
развитие творческих способностей детей
Что такое творческие способности
Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.
Человек творческий — это не только хорошо рисующий или поющий.
Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.
Творчество — это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное.
В каком возрасте нужно развивать творческие способности.
Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.
Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.
По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет. Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни. Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.
Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев. Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами. Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.
Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.
Условия для развития таланта
Для того, чтобы успешно развить творческие качества у ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:
- Занятие творчеством должно начинаться с раннего возраста
- Ребёнку необходимо предоставить свободу в выборе творческой деятельности
- Для того, чтобы малыш смог выбрать интересующий вид творчества, важно разнообразить эти виды деятельности, а не придерживаться определенного.
- Среда для успешного развития должна быть благоприятной
- Очень важно поддерживать малыша в любом его начинании. Совместное занятие творчеством и ваша положительная оценка — вот лучшая мотивация для маленького человечка.
- Необходимо постоянно поддерживать интерес карапуза к творчеству.
А вы знали, что у любого человека есть творческое начало? Просто необходимо развивать эти способности
Основные методы развития творческих способностей у детей
На самом деле, любое обыденное занятие может стать источником творческого вдохновения. Необходимо проявить немного фантазии. А так как у детей раннего возраста очень богатое воображение, позвольте своему малышу стать вашем помощником в том или ином деле. Например, занимаясь выпечкой, предложите ребёнку самостоятельно сформировать печенье. Или попросите помощи в украшении торта. Творчески можно подойти и к уборке игрушек. Пусть малыш решит, какие игрушки сегодня собрать в верхний ящик, а какие — в нижней. Думаю, смысл идеи понятен, вам просто необходимо ввести творческую нотку в повседневную жизнь. Карапуз с огромным удовольствием будет выполнять домашние дела вместе с мамой или папой.
Для развития творческих способностей отлично подойдут игры с малышом. Можно вместе сделать какую-нибудь несложную поделку, например звездное небо. Для этого возьмите кусок чёрной бумаги, намажьте клеем и сверху посыпьте соль (лишнее смахните с бумаги). Также, например, игры с крупами обеспечат вашего карапуза яркими эмоциями, создавая разноцветные шедевры.
Наблюдайте за природой. Чаще гуляйте с ребёнком, обращайте внимание на различные явления, животных, птиц. Разговаривайте, анализируйте. Окружающая природа — это прекрасный источник для развития творческого потенциала.
Помимо таких простых способов развития творческих способностей у детей, существуют и более «профессиональные» методы. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Кукольный театр
Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.
Рисование
Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.
Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.
С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать. Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах.
Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.
Один известный педагог В. Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.
О том, как развить у ребенка художественный талант, прочитайте в статье как научить ребенка рисовать
Лепка для детей
Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление. Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей.
Не ограничивайте фантазию своего малыша. Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.
лепка с детьми
Поделки и аппликации
Для малышей постарше отличными помощниками в творческом развитии могут стать поделки и аппликации. Приобретите наборы цветной бумаги, картон, разнообразные ленточки, бусины. Научите ребенка вырезать.
Осторожно! Пользоваться ножницами и мелкими предметами можно только под наблюдением взрослых
Нарисуйте на цветной бумаге различные фигуры, животных, птиц, деревья или что-то другое. Вырезайте вместе с малышом полученные рисунки и приклеивайте на картон. В интернете есть огромное количество примеров несложных аппликаций с детьми.
Чтение с детьми
Чтение детям способствует более быстрому развитию речи малыша, его воображению, положительно влияет и на развитии памяти. Старайтесь читать ребенку каждый день. Это могут быть сказки, добрые рассказы и стишки. Ребенок получит большое удовольствие.
Прививайте любовь к книгам, бережно относитесь к печатным изданиям. Всегда убирайте книгу на место после прочтения. Она не должна стать для малыша игрушкой.
Музыка
музыкальное развитие ребенка
С самого раннего возраста карапузу рекомендуется включать классическую музыку для детей, веселые детские песни. Музыка помогает в развитии слуха у малыша, памяти и образного мышления. Пойте песни, танцуйте вместе с крохой, каждый раз хвалите его.
Если ребенок может воспроизвести мелодию, можно подумать о том, чтобы отдать его в музыкальную школу.
Прочитайте статью о музыкальном развитии детей.
Заключение
В развитии творческих способностей у детей огромную роль играют родители. Мама и папа должны всегда поощрять ребенка, положительно реагировать на все начинания своего малыша. Таким образом, у карапуза формируется понимание того, что создавать что-то новое — это хорошо.
Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за пролитые краски, испачканную одежду. Вы, как взрослый человек, должны позаботиться о чистоте вокруг. Оденьте кроху в ту одежду, которую не жалко испачкать, для рисования предоставьте большой кусок бумаги (отлично подойдут обои). Рабочее место можно застелить клеенкой.
После занятия уберитесь вместе с малышом, тем самым воспитывая в ребенке трудолюбие.
Источник
В каком возрасте ребенку стоит начать заниматься в художественной студии, музыкальной школе или танцевальном коллективе? Как стимулировать развитие его творческих задатков и при этом не допустить эмоциональной и физической перегрузки? Какую поддержку малышу должны оказать родители, чтобы его желание учиться вокалу, постигать тонкости акварели или оттачивать танцевальные па не исчезло? Об этом рассказывает Екатерина Калачикова, руководитель Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы.
Всему свое время
Пожалуй, можно утверждать, что нижней возрастной границы для приобщения ребенка к искусству и начала занятий творчеством не существует. Ведь, к примеру, музыку дети начинают слышать еще в утробе матери. При этом доказано, что классические произведения положительно влияют их нервную систему. Но вот обучать игре на музыкальных инструментах детей стоит не раньше, чем в четыре-пять лет.
Уже в первые год жизни ребенок начинает знакомиться с окружающим миром: на прогулках слышит новые звуки, дома изучает предметы через тактильные ощущения, играя с мамой и папой, учится различать человеческие эмоции и, даже еще не умея говорить, делает первые попытки общаться с окружающими.
Большим подспорьем родителям малышей до года станут подходящие по возрасту развивающие игрушки. К примеру, ребенка, умеющего сидеть, можно приобщать к рисованию пальчиковыми красками, ближе к году – научить собирать цветовые пирамидки, а с 2-3 лет − лепить из пластилина и глины, создавать несложные аппликации и фигуры из кубиков. Все эти занятия не только знакомят малыша с миром цветов и красок, позволяют ему творить и создавать, но и задействуют мелкую моторику (о том, почему ее важно развивать и как это сделать, можно почитать здесь).
С 3-4 лет малыша можно начать водить на уроки хореографии, а богатое воображение, свойственное детям этого возраста, использовать для развития актерских способностей.
Выходите вместе в свет
В приобщении к искусству и раскрытии творческого потенциала ребенка очень помогают посещения театра и концертов. На спектакли детей начинают приводить, как правило с 2,5–3 лет, но встречаются и более юные театралы – многое зависит от характера и усидчивости малыша. Важно помнить, что к выбору постановки родителям стоит относиться серьезно − она должна соответствовать возрасту ребенка и кругу его интересов.
Находясь в театре или на концерте, понаблюдайте за реакциями малыша на происходящее на сцене, а после попросите поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном. Спросите, что ему понравилось больше всего, а что не очень. Возможно, он расскажет, что самым красивым был танцевальный номер или в ответ станет напевать песенку главного героя спектакля, имитируя его интонации, – важно, что такие беседы с ребенком помогут вам выявить его предпочтения и даже творческие задатки. И чем более разноплановыми будут представления, на которые вы отправитесь вместе, тем точнее вы сможете определить склонности малыша.
Создайте творческую среду
Обустройте дома удобное место для детских творческих занятий, украсьте его игрушками и рисунками. Мастерите с ребенком поделки из подручных материалов, рисуйте, лепите, играйте, пойте и танцуйте вместе с ним.
Во многих детских садах сейчас с детьми занимаются бальными и народными танцами, вокалом и рисованием. Если в вашем детском саду таких занятий нет, хороший вариант – посещение школы искусств или специализированной (хореографической, художественной и т.п.) школы, при которой работает подготовительное отделение для детей от 3-4 лет.
Выбирая школу искусств, заранее сходите туда с ребенком на День открытых дверей, чтобы познакомиться с обстановкой, пообщаться с педагогами, родителями, детьми. Обязательно обратите внимание, насколько комфортно вашему сыну или дочке в этом учреждении, поскольку полноценное творчество возможно только в приятной атмосфере.
Вдохновляйте, а не критикуйте
По мере взросления увлечения юных творцов могут меняться. Если ребенку сначала понравилось рисование, а через год-полтора интерес к нему пропал, не стоит упрекать не состоявшегося художника за это. Лучше спросите, что еще он хотел бы попробовать.
Еще одно правило – не критикуйте плоды творческого труда ребенка. Если хотите дать совет, сначала искренне похвалите и обозначьте успехи, а позже дружелюбно и деликатно отметьте, что можно улучшить.
Главное – радость и созидание
Задача взрослых – поддерживать малыша во всех его творческих начинаниях, прислушиваться к его желаниям и не подавлять индивидуальность. Мышление у детей более гибкое, чем у нас, они смотрят на мир иначе, у них нет такого количества барьеров, штампов и ограничений, как у взрослых.
Помните, что смысл детского творчества не в том, чтобы научиться хорошо рисовать или петь. Дело не в погоне за результатами, поэтому не подгоняйте ребенка, не допускайте переутомления – это только снизит его интерес к продолжению занятий.
Не пытайтесь загнать порывы ребенка в свои рамки, дайте ему возможность уверенно проявлять себя, лишь аккуратно направляйте и старайтесь не забывать − навязывая собственное мнение, мы рискуем подавить любопытство и инициативность наших детей.
Благодарим Департамент культуры города Москвы и библиотекарей столицы за предоставленные материалы и помощь в подготовке статьи.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник
1. «Волшебная клякса»
Оборудование: лист бумаги, акварельные краски, кисть, вода, карандаши
Лист бумаги сложить пополам. На одной из сторон ребенок рисует красками кляксу, затем свернуть и прижать. Получается двойное изображение, его нужно дорисовать.
2. «Составление изображений объектов»
Оборудование: геометрические фигуры (из бумаги, картона, пластика неважно из чего)
Из геометрических фигур ребенок выкладывает различные объекты, например: домик, цветок, человека и т.д. Также ребенку можно предложить придумать самому кого бы он хотел изобразить.
! Вместо геометрических фигур можно использовать пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, различный природный материал (ракушки, мелкие камушки, шишки, засушенные цветы, листья и т.д.). Задание аналогичное выложить различные объекты или целую картину.
3. «Буквы и цифры в рисунках»
Оборудование: бумага, цветные карандаши
Все буквы и цифры на что-то похожи, предложите детям пофантазировать и дорисовать их.
! Еще один вариант игры превратить простую фигуру (овал, 2 линии, треугольник и т.д.) в рисунок.
4. «Обведи свою ладонь и оживи»
Оборудование: бумага, карандаши (краски)
Ребенок обводит на бумаге свою ладошку (можно по желанию две). Далее попробовать превратить силуэт в какую –нибудь картинку.
5. «Несуществующее животное».
Предложите ребенку нарисовать своего животного, придуманного например: рыба – арбуз, жирафолев, собака – цветок и др.
Другой вариант этой игры, предложить ребенку составить несуществующее животное из деталей. Детали это вырезки из журналов, различные фигуры и др.
6. Игра «Счетные палочки не только для счёта».
Оборудование: счетные палочки
Показать, что счетными палочками можно не только считать, но и выкладывать различные изображения. Пусть ребенок выложит картинку из счетных палочек по вашему по образцу, а можно предложить ему проявить свою фантазию.
7. Для чего я хорош?
Выбрать любой предмет и придумать и назвать все варианты использования этого предмета.
8. Творческое упражнение «У кого какой характер?»
Оборудование: изображения животных
Раздать детям картинки с изображением животных и предложить им описать их характер. Пусть ребенок подумает: какой характер данного животного, что он больше всего любит делать, о чем разговаривает с другими животными, кто его враги и т. д. Ответы могут быть сказочными.
9. Театр
Оборудование: ширма, игрушки (или костюмы, маски)
Предложить ребенку показать театральное представление по мотивам сказки или собственной придуманной истории.
10. «Слепой художник».
Оборудование: лист ватмана, карандаши
Ребенку завязать глаза и по вашим подсказкам он должен нарисовать рисунок. Ваши подсказки заключаются в том, чтобы направлять «художника». Говорите, как вести карандаш влево, право, что нарисовать точку, овал и т. д. Ребенок должен попытаться угадать что он рисует.
11. Выдумай историю.
Оборудование: тетрадь, карандаши, фломастеры
Предложить ребенку попробовать себя в роли писателя. Пусть сочинит сказку, например о домашнем питомце. Помогите записать её в тетрадь, а ребенок пусть нарисует обложку и иллюстрации к ней.
! Упрощенный вариант этой игры: выбрать любую картинку из книги и придумать новые события сказки.
12. Игра в стихи.
В поэзию можно играть, и имя этой игры — буриме.
В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким: мороз – вопрос, скорей – веселей; конь – гармонь, огонь – ладонь.
13. Расшифруй слова
Представьте, что простые слова – аббревиатуры. Пусть ребенок придумает смешные расшифровки. Например: ЧТО- черепаха топала около.
14. Упражнение «Танец».
Предложить детям станцевать например как распускающийся цветок или как ветерок, по определенную музыку.
15. «Непослушный карандаш».
Оборудование: бумага, карандаши
Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги закорючки. Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему представить, что у него в руках непослушный карандаш и нарисовать «кулю-мулю». Затем рассмотреть такой рисунок и предположить на что это похоже.
Источник