Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде

Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде thumbnail

Лица, имеющие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании (диплом) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Будущая карьера (возможные места трудоустройства)

Высококвалифицированный специалист дополнительного образования, руководитель методического объединения, заместитель директора по воспитательной работе, научно-педагогический работник среднего и высшего учебного заведения. Выпускники подготовлены к педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах, специализированных центрах художественно-творческого развития детей.

Подготовка высококвалифицированного специалиста, владеющего современными креативными стратегиями и технологиями творческой профессиональной деятельности, широким спектром инновационных проектных, эвристических, креативных и арт-технологий коррекционно-развивающей работы в системе дошкольного, начального и дополнительного образования, обладающего необходимыми компетенциями в области теории, диагностики и технологий творчества, педагогического проектирования полихудожественной образовательной среды и развития креативности ребенка, определяя возможность реализовать его способности и творческий потенциал в современном мире.

1. Язык обучения: русский

2. Места прохождения практик:

· Детский сад № 67 Приморского района

· Школа № 163 Центрального района

· Лицей № 179 Калининского района

3. Конкурентные преимущества программы:

Преимущества обучения:

· соответствие инновационной стратегии развития общества и современным тенденциям развития системы образования;

· перспектива освоения современных креативных стратегий и технологий творческой профессиональной деятельности;

· индивидуализация процесса обучения;

· возможность выбора темы и базы исследования в соответствии с научными и профессиональными интересами магистра;

· выполнение магистерских диссертаций на базе работодателей с перспективой трудоустройства;

· применение инновационных, в том числе интерактивных, проектных технологий; широкое использование медиа-технологий и арт-технологий;

· опора на передовой опыт креативной педагогики России;

· возможность участия во всероссийских научно-практических конференциях;

· возможность углубления образования на основе освоения дополнительных образовательных программ, реализуемых в РГПУ им. А.И. Герцена;

· возможность продолжения обучения в аспирантуре РГПУ им. А.И. Герцена.

Руководитель программы: доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Барышева Тамара Александровна.

Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями:

Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Государственный Русский музей, Комитет по культуре Ленинградской области, Санкт-Петербургский Государственный Университет, Городской центр развития дополнительного образования, Государственная академия театрального искусства, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Красносельского района».

Источник

По мнению Б. П. Юсова ребенок полихудожественен, так как в его душе взаимодействуют все виды искусств, а это значит, что он способен ко всем искусствам. Если он рисует, то его рисование музыкально, поэтично, театрализовано, то есть доминанта одного искусства налагается на все другие художественные занятия. Поэтому детскую личность нужно развивать всеми видами культуры, а не одним. Развивая концепцию полихудожественного развития, Юсов вывел три уровня интеграции, три вида взаимодействия искусства:

1) соседство искусств — наиболее простой и характеризуется отсутст-вием интеграции

2) взаимодействие искусств или взаимоиллюстрирование – более сложный уровень, подразумевающий сочетание искусств (напр., произ-ведение изобразительного искусства соотнести с музыкой).

3) есть собственно интеграция – в основе лежат внутренние взаимосвязи, определенные творческие закономерности, проникающие друг в друга. Все искусства подаются, интегрировано на возрастной доминанте и занятие основано на взаимодействии с ребенком, его личном участии в образовательном процессе через культуру и искусства.

Термин «полихудожественный», полихудожественное воспитание и образование – появился в 1987 году в научных публикациях и разработках Лаборатории комплексного взаимодействия искусств Исследовательского Центра художественного образования Российской академии образования. Он открыл новый этап в разработке содержания и методов преподавания искусства в школе, методологию нового поколения программ.

В освоении полихудожественного пространства Б.П. Юсов предлагает различать 5 способов, которыми ребенок может выразить то, что он понял — по возрастающей сложности (в разном возрасте у разных детей эти способы доминируют):

1. Действиями (движением, мимикой, жестами, танцем).

2. Чувствованиями.

3. Понятиями (словами, знаками-текстами).

4. Образами.

5. Символами (обобщенный сенсорный знак).

Б.П. Юсов выделил критерии полихудожественного развития, приемлемые на занятиях любым искусством:

1. Быстрота включения в творческий процесс.

2. Желание и умение работать в коллективе.

3. Вариативность и полихудожественного многообразие образов и действий (много вариантов).

4. Цельность поэтического пространства ребенка.

5. Способность продуктивно завершать работу (приходить к решению от нерешительности).

6. Скорость овладения рабочими навыками.

7. Взаимосвязь смыслового и художественного пространства.

8. Свободное развертывание и свертывание рабочего пространства (развертывание звука в цвет и движение, свертывание цвета, звука и танца до графики).

Читайте также:  Речевого развития ребенка раннего возраста

9. Эффект личного участия в произведении.

10. Учет региональных особенностей культуры.

11. Потребность общения с искусством.

12.Воображение и фантазия (широта, гибкость, вариативность), опережающее значение мечты.

13. Взаимоналожение: способность совмещения возможностей разных искусств.

14. Неожиданность и индивидуальность образа.

15. На всех искусствах: активность цвета, фонетики слова, интонации, пространственных представлений, чувство художественной среды.

16. Динамичность и интонация речи, словесная находчивость.

17.Связь региональных особенностей с глобальными и обще-человеческими проблемами культуры.

Полихудожественная игра в развитии ребенка дает ему возможность интегрировать выразительное речевое интонирование, ритмические движения, тембровую, ритмическую, мелодическую, цветовую, графическую, эмоционально-пластическую импровизации.

Под полихудожественной деятельностью мы подразумеваем, прежде всего, деятельность в которую дети входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания в процессе общения с музыкой.

Музыкально-игровая полихудожественная деятельность – феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка. Именно поэтому музыкальные полихудожественные игры представляются эффективным средством не только креативного развития, но и диагностики развития эмоциональной сферы ребенка, в частности его эмоциональной отзывчивости на музыку.

Дети любят рисовать и двигаться под музыку, экспериментировать со звуками музыкальных инструментов и окружающих звучащих предметов, воспринимая это как увлекательное игровое действо, возможность для самовыражения, воплощения своих настроений, чувств и фантазий. Музыка в таких играх воздействует на эмоциональную сферу детей и является мощным стимулом к рождению ярких образов их фантазии.

Известно, что творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения и активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.

Метод детского созидательного творчества даёт возможность педагогу включать поисково-художественную практику учащихся в их познавательную деятельность. Творчество учащихся отличается от других типов их работы тем, что они открывают сами что-то важное, ранее не-известное иv/.

Музыка, благодаря наличию разнообразных звуковых музыкальных систем, их соединения с речью и выразительными средствами много-численных музыкальных инструментов, обладает неисчерпаемыми воз-можностями художественно-образного отражения действительности и психологической регуляции эмоционально-интеллектуального в психике человека.

Самый доступный для детей вид музыкального творчества – импровизация, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновре-менно, а содержанием служат непосредственно возникающие эмоцио-нальные состояния и мысли.

Психологическими предпосылками успешного применения импровизации становятся неординарность мышления и восприятия детей, вера в собственные силы, эмоциональная непосредственность, большая потребность в активном, не навязанном извне, неизведанном и непредвиденном самовыражении.

Это процесс, подразумевающий развитие умений и навыков эстети-ческого восприятия – сопереживания искусства и пробуждения на этой основе потребности и способности к продуктивному самовыражению. Импровизация становится отправным моментом, “пусковым раздражителем” поиска. Мы расцениваем её как форму первотворчества, фокусирующего силы души, ума, памяти. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики — фантазия, которая является базисным компонентом художественного творчества, способствующим формированию креативного принципа мышления.

Говоря о специфических сторонах детского художественного творчества необходимо отметить способность детей устанавливать связи между отдаленными, и подчас несопоставимыми, явлениями и элементами реальности (ассоциации), иметь свой свежий взгляд на вещи, строить гипотезы на основе незначительного количества данных: все это, безусловно, является даром воображения. Умелое, планомерное развитие которого, в дальнейшем может определить оригинальность творческой личности.

Оптимизация образного мышления является важнейшим фактором художественного постижения мира, поскольку именно образное мышление развивает у ребенка понимание эстетической разноплановости окружающей действительности, стимулирует поиск нового, неординарного решения жизненных проблем.

Источник

Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде

2013?

  • В избранное

Вуз:
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Подразделение:
Институт детства РГПУ им. А.И. Герцена

Параметры программы:

Направление обучения

44.04.01 – Педагогическое образование

Специализация

нет

Форма обучения

очная;

Срок обучения

2 года

Наличие бюджетных мест

да

Количество бюджетных мест

Показать

Стоимость очного

Показать

Стоимость заочного

Показать

Вступительные экзамены

Показать

Язык обучения

Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде

Сроки приема документов

н/д

Сроки экзаменов

н/д

Двойной диплом

нет

Контакт

Показать

Дополнительная информация

Показать

Источник

Алия Мингадеева
Проект «Нарративные арт-технологии в формировании креативности у детей дошкольного возраста»

Читайте также:  Развитие ребенка в младенческом возрасте лисина

Тема проекта: «Нарративные арт- технологии в формировании креативности у детей дошкольного возраста».

Автор проекта: Мингадеева А. Ф

Место реализации: Дошкольные образовательные учреждения

Актуальность проекта: В современной системе образования наиболее актуальной является проблема раскрытия творческого потенциала ребенка, даже возрастная граница исследований креативности у детей становится ниже и проникает в дошкольное детство. Происходит это в связи с процессом гуманизации обучения в целом и активном использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка-дошкольника в частности. Понимая под креативностью творческую направленность личности ребенка, отклоняющуюся от традиционных схем мышления и выражающуюся в способности порождать необычные идеи в решении проблемных ситуаций, следует учитывать возрастные особенности ребенка, а игровая художественная деятельность является той доступной для дошкольника средой, в которой ребенок может максимально ярко и эффективно проявить искомое качество.

В настоящее время для решения разных проблем образования разрабатываются инновационные арт-педагогические технологии. Арт-педагогические технологии – это комплексно-образовательные методы создания, применения и определения процесса взаимодействия участников образовательных отношений в актуализации внутренних ресурсов мотивационно-потребностной сферы творческого самовыражения, обеспечивающие успешное развитие и саморазвитие личности ребенка, родителей и педагога, раскрытие их потенциальных возможностей и оказание психолого-педагогической помощи и поддержки в преодолении возникающих проблем в процессе конструктивной социализации и духовно-нравственного развития.

Арт-педагогические технологии наиболее эффективно выполняют свою функцию саморазвития креативности всех участников образовательного процесса на основе соответствующих арт-педагогических принципов, к которым относятся:

1. Принцип безоценочности взрослого к потребностям ребенка и их выражению.

2. Принцип рефлексии взрослыми переживаний ребенка как основы развития своей и его эмоциональной отзывчивости и понимания потребностей окружающих.

3. Принцип воспитания с опорой на родовые ценности семьи.

Основываясь на данных принципах педагоги и родители создают безопасную эстетическую среду, в которой развивается креативность детей, при непосредственном арт-педагогическом сопровождении, усвоении технологии ценностно-смыслового самоуправления, что и составляет содержание арт-педагогических технологий развития креативности детей.

В основе арт-педагогических технологий лежат личностно-ориентированный (учет возрастных и психологических возможностей и потребностей субъектов образовательного процесса, аксиологический (технология ценностно-смыслового самоуправления, антропологический (учет целостности в развитии личности и гармоничном соотношении ее частей, контекстный (предполагает проявление способности взрослых участников образовательного процесса к компетентной интерпретации проявляемых потребностей ребенком, полихудожественный (предполагает использование всех существующих способов художественно-творческой деятельности в развитии креативности детей дошкольного возраста) подходы, а так же концепция драмогерменевтики (использование театральных технологий позволяет определить специфику сложившейся ситуации, содержание деятельности, последовательность целей, и полученный результат)

Эффективность арт-педагогических технологий обеспечивает решение следующих задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: о сохранении и поддержке индивидуальности ребенка, развития его индивидуальных способностей и творческого потенциала, формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; а так же обеспечивают возможность формирования образовательных программ с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников]. Арт-педагогические технологии могут органично вписываться в любую структуру занятия, так как не предполагают специального материально-технического обеспечения, а основываются на переосмыслении подхода к организации игровой деятельности детей и выстраивании конструктивного педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса.

Таким образом, арт-педагогические технологии обладают всеми качествами педагогических технологий, органично вписываются в их структуру и позволяют эффективно развивать креативность детей дошкольного возраста в определенном алгоритме на основе арт-педагогических принципов.

Проблема проекта: Традиционное восприятие или воспроизведение образцов художественного творчества ребенком, на уровне становления предпрофессиональных навыков рисования, музицирования, сочинительства не всегда приводит к развитию у него креативности, а может оставаться на уровне воспроизведения шаблонных форм реагирования на тот или иной образец искусства, сформированных и переданных ребенку взрослыми. Педагогам и родителям помимо создания развивающей эстетической среды, необходимо так же организовать взаимодействие ребенка с образцами художественного творчества, чтобы активизировать его личный творческий потенциал.

Цель проекта: развитие творческих способностей и активизации творческого потенциала на основе изучения и освоения арт-технологий; сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.

Задачи:

– 1) Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.

– 2) Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада, способствующей развитию художественно-творческих способностей у дошкольников.

– 3) Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей; содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, создания игрушек и мультфильмов

Читайте также:  Избранные психологические труды запорожец психологическое развитие ребенка

– 4) Развитие у дошкольников творческих способностей через нетрадиционные техники рисования, создания игрушек и мультфильмов

– 5) Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, рисование с помощью кофейной гущи

– 6) Научить детей созданию каркасных игрушек и короткометражных мультфильмов

-7)Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

– 8) Развивать познавательные и творческие способности детей развивать эстетическое восприятие, художественный вкус. Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дети старших групп, взрослые.

Сроки реализации: 1 год.

Вид проекта: творческий

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

Определение проблемы, цели и задач проекта.

Изучение методической литературы, публикаций в журналах «Дошкольное воспитание», посещение сайтов по теме проекта.

Анализ многообразия художественных техник рисования, изобразительного искусства, создания игрушек, аппликаций, подбор нетрадиционных подходящих для старшего дошкольного возраста;

Оформление наглядных пособий, организация предметно-развивающей среды.

1 этап.

Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей:

-экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;

-умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;

-умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;

-самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;

-Развитие художественного вкуса.

-Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

-Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.

-Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.

-Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, нетрадиционные техники. Продукты проекта:

для детей: коллективные и индивидуальные творческие работы нетрадиционной техникой рисования, создания каркасной игрушки по сказке, тонель бука, мультфильма с помощью программы Stop motion

для педагогов: картотека дидактических игр по изобразительной деятельности, конспекты мероприятий;

для родителей: консультации, выставки детского творчества.

Прогнозируемый результат проектной деятельности:

для педагогов:

-повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

-удовлетворенность работой;

-систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей.

для детей:

-развитие детского творчества в изобразительной деятельности;

-совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и устойчивых технических в изобразительной деятельности;

-умение самостоятельно искать нужное решение;

-способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;

-способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;

-навыки коммуникативного общения;

– формирование кретивности;

для родителей:

-осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

-бережное отношение к продуктам детского творчества;

-партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

2 этап.

Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.

Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.

Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.

Реализация проекта.

Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

С этой целью в детском саду была создана изостудия для организации занятий по изобразительной деятельности. В студии собраны высокохудожественные образцы народно – прикладного искусства, картины русских и зарубежных художников, магнитофон, атрибуты к играм, дидактические игры, книги и методические пособия, скульптуры. Специальное оборудование и мебель: имеются мольберты, столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.

Для рисования имеются необходимые разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Для создания каркасных игрушек имеется необходимый материал.

Для создания мультфильма на рабочий ноутбук установлена программа Stop motion

Необходимые изобразительные материалы:

Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки,кофе пластилин, ватные палочки, кисточки разных размеров, кусочки поролона, детские ножницы, ткани, природный материал, шерстяные или полушерстяных нитки, растительный материал, фольга

Заключительный этап

Изготовление каркасных игрушек, создание мультфильма с помощью программы Stop motion, выставка работ с использованием нетрадициооной техникики рисования (кофе)

Проведения мастер – класса для родителей и коллег.

Выставка работ.

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования

с детьми 5-6 лет.

1. Рисование с помощью кофе.

1. Изготовление каркасной игрушки из проволоки и природного материала, а так же ниток, фольги и т. д.

3. Создание мультфильма с помощью программы Stop Motion.

Источник