Развитие костно мышечной системы в этапах развития ребенка

Развитие костно мышечной системы в этапах развития ребенка thumbnail

Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опор нодвигательная система. К моменту рождения структурная диф ференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладывают ся на 7—8й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновремен но перестраивается структура костной ткани. У плода и ново рожденного она имеет волокнистое строение, к 3—4 годам по является пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и ор ганических веществ и меньшее — минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгиба нии. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснаб жению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая нахо дится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост кос тей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.

Особенности черепа у детей

Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неона тальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где сое диняются кости, в определенных местах образуются роднички:

1)      большой — между лобными и теменными костями, размером 2,5 x 3 см;

2)      малый — между затылочными и теменными костями;

3)      боковые — по два с каждой стороны.

Если происходят раннее закрытие большого родничка и за ращение швов, это может свидетельствовать о микроцефалии.

Особенности позвоночника ребенка

Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигатель ных умений развиваются и изгибы позвоночника:

1)      шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать голову;

2)      грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок само стоятельно садится;

3)      поясничный лордоз появляется после 9—12 месяцев, когда ребенок начинает ходить.

Грудной кифоз окончательно формируется в 6—7 лет, поясничный лордоз — в школьном возрасте. В возрасте 5—6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту 13 лет — ни же уровня гребешков подвздошных костей.

Особенности грудной клетки ребенка

У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочко образную форму: широкая, ребра расположены горизонтально. Когда ребенок научился ходить, грудина несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка лег ко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.

Особенности трубчатых костей ребенка

У ребенка трубчатые кости состоят из определенных частей. Диафиз и эпифиз соединены между собой прослойкой хряща метафиза. В этих местах имеется богатое кровоснабжение и за медленный ток крови, что обеспечивает образование трубчатых костей.

Особенности костей таза ребенка

Кости таза у детей первого года жизни похожи на воронку. Тазовые кости по женскому и мужскому типу развиваются во время полового созревания.

Зубы. Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. табл. 11, 12).

По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и нижней челюстях.

Развитие костно мышечной системы в этапах развития ребенка

 Меньшее количество зубов говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.

В определенной последовательности также происходит ста новление прикуса.

Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стер тости зубов, дистальные поверхности верхнего и нижнего рез цов расположены в одной фронтальной плоскости, верхние рез цы немного прикрывают нижние.

В возрасте 3,5—6 лет возникают межзубные щели, зубы сти раются, нижние и верхние не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для развития речи и способности пережевывать пищу.

После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда начинают появляться первые по стоянные зубы и выпадать молочные зубы.

В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет про резываются вторые моляры. Третьи моляры появляются в 17— 20 лет.

Существует формула прорезывания зубов:

Х = 4n – 20,

где n — возраст ребенка.

Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внима ние на форму и симметричность, участие грудной клетки в ак те дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника — сколиоз.

При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.

Осмотр костной системы проводится в определенной по следовательности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.

По итогам осмотра составляется тестовая карта.

Развитие костно мышечной системы в этапах развития ребенка

По результатам тестирования делаются следующие выводы:

1) без отклонений, когда по всем пунктам имеется отрицатель ный результат;

2) незначительные отклонения при положительных ответах по п. 3—7;

3) значительные отклонения при положительных ответах по п. 1, 2, 8, 9, 10. В этих случаях необходимы консультация ор топеда, более детальное обследование с применением рент генографического анализа.

Читайте также:  Развитие для ребенка о зиме

Особенности развития мышечной системы ребенка

У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6—7й не деле беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недоста точно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожножировом слое.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На пер вом году жизни они составляют 20—25% массы тела, к 8 годам — 27%, к 15 годам — 15—44%. Увеличение мышечной массы проис ходит за счет изменения размера каждой миофибриллы. В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигатель ный режим, в более старшем возрасте — занятия спортом.

В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быст рых навыков. С ростом ребенка и развитием мышечного волок на увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамо метрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в воз расте 17—18 лет.

Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые го ды жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5—6 лет развиваются двигательные умения, после 6—7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8—9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног. В 10—12 лет координация движений улучшается.

В периоде полового созревания изза нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Фи зические упражнения в этот период должны быть строго опре деленного объема.

При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипоки незии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожи рение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.

Для различных видов спорта существует допустимый воз раст для занятий в детской спортивной школе с участием в со ревнованиях.

В 7—8 лет допускаются занятия спортивной, художествен ной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетбо лом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехто ванием, футболом, хоккеем.

В 11 лет рекомендуется начать заниматься греблей на байдар ках, конькобежным спортом, легкой атлетикой, санным, стрел ковым спортом.

В 12 лет — бокс, велосипед.

В 13 лет — тяжелая атлетика.

В 14 лет — стендовая стрельба.

Исследование мышечной системы ребенка

Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.

Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномер ность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность.

Мышечная сила у детей раннего возраста определяется по пыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста про водится ручная динамометрия.

При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с по мощью электромиографов, хронаксимометров.

Источник

Костная
система
.
Скелет
человека состоит из 206 костей: 85 парных
и 36 непарных, Кости являются органами
тела. Вес скелета у мужчиныравен
примерно 18% веса тела, у женщины – 16%. у
новорожденного – 14%. Кроме костей скелет
включает хрящи и связки.

У
детей в утробный период скелет состоит
из хрящевой ткани. После рождения процесс
окостенения продолжается. По срокам
окостенения можно судитьо
нормальном развитии скелета у детей и
об их возрасте. Скелет ребенка отличается
от скелета взрослого человека размерами,
пропорциями, строением и химическим
составом.

Развитие
скелета удетей
в значительной мере определяет развитие
тела. К конш полового созревания
окостенение костей завершается уженщин
в 17- 21, а у мужчин – в 19-24 года. С окончанием
окостенения трубчатых костей прекращается
их рост в длину, поэтому мужчины, у
которых половое созревание заканчивается
позднее, чем у женщин, имеют в среднем
более высокий рост.

Окостенение
задерживается при понижении функций
желез внутренней секреции (щитовидной,
околощитовидных, вилочковой, половых
желез), недостатке витаминов, особенно
D.
Окостенение ускоряется при преждевременном
половом созревании, повышенной функции
щитовидной железы и коры надпочечников.
Задержка и ускорение окостенения
особенно отчетливо проявляются до 17 –
18 лет и могут достичь 5-10-летней разницы
между «костным» и паспортным возрастами:

У
детей кости содержат относительно
больше органических веществ и меньше
неорганических, чем у взрослых. С
возрастом химический состав костей
изменяется, значительно увеличивается
количество солей кальция, фосфора,
магния и других элементов, а также
изменяется соотношение между ними. С
изменением строения и химического
состава костей изменяются их физические
свойства: удетей
они более эластичны и менее ломки, чем
у взрослых. Хрящи у детей также более
пластичны.

В костномозговом
канале находится костный мозг. У
новорожденных есть только красный
костный мозг, богатый кровеносными
сосудами: в нем происходит кроветворение.
С 6 месяцев он постепенно заменяется
желтым, состоящим главным образом из
жировых клеток. К 12 – 15 годам эта замена
почти заканчивается. У взрослых красный
костный мозг сохраняется в эпифизах
трубчатых костей, в грудине, ребрах и
позвоночнике.

Череп детей
значительно отличается от черепа
взрослых величиной по сравнению с
размерами тела, строением и пропорциями
отдельных частей. У новорожденного
мозговой череп в 6 раз больше лицевого,
а у взрослого – в 2,5 раза. Эти различия с
возрастом исчезают. Череп растет наиболее
быстро на первом году жизни. В течение
первого года толщина стенок черепа
увеличивается в 3 раза. Роднички
закрываются на 1-2 годах жизни. С 13 – 14 лет
преобладает развитие лицевого черепа
во всех направлениях. Складываются
характерные черты физиономии. Развитие
черепа продолжается от наступления
половой зрелости до 20 -30 лет.

Читайте также:  Влияние положительных эмоций на развитие ребенка

Позвонки
развиваются из хрящевой ткани, которая
с возрастом уменьшается. С 3 лет позвонки
одинаково растутв
высоту и ширину, а с 5-7 лет больше растут
в высоту. Спинномозговой канал особенно
быстро развивается до 5 лет и заканчивается
к 10 годам.

Окостенение шейных,
грудных и поясничных позвонков
заканчивается к 20 годам, а крестцовых
– к 25. копчиковых – к 30. У юношей рост
позвоночника заканчивается после 20
лет, у девушек он растет до 18 лет. Длина
позвоночника равняется приблизительно
40% от длины тела.

Подвижность
позвоночника у детей гораздо больше,
чем у взрослых, особенно с 7 до 9 лет.
Позвоночник после рождения приобретает
4 физиологических изгиба. С подниманием
головы у ребенка 6 – 7 недель происходит
изгиб к переди – шейный лордоз. К 6 месяцев
в результате сидения образуютсяизгибы
к зади – кифозы – груднойи
крестцовый, а около 1 года (с началом
стояния) – поясничный лордоз. Вначале
изгибы удерживаются мускулатурой, а
затем связочным аппаратом, хрящами и
костями позвонков. К 3 – 4 годам изгибы
постепенно увеличиваются после стояния,
под действием силы тяжести и работы
мышц. Шейный лордоз, грудной кифоз
окончательно образуются к 7 годам, а
поясничный лордоз – к 12 и окончательно
образуется к периоду половой зрелости.

Развитые
мускулатуры
у
детей. В утробной жизни сначала формируются
мышцы языка, губ. диафрагмы, межреберные
и спинные, в конечностях – сначала мышцы
рук, затем ног. После рождения рост и
развитие разных мышц происходят
неравномерно. Раньше начинают развиваться
мышцы, которые обеспечивают двигательные
функции, имеющие существенное значение
для жизни (участвующие в дыхании, сосании,
необходимые для питания).

Новорожденный
имеет все скелетные мышцы, но их вес в
37 раз меньше, чем у взрослого. Рост и
формирование скелетных мышц происходит
примерно до 20 – 25 лет, оказывая влияние
на формирование скелета. Вес мышц
увеличивается с возрастом неравномерно
и особенно быстро – в период полового
созревания.

К 1 году более
развиты мышцы плечевого пояса и рук. В
раннем детстве мышцы туловища развиваются
значительно быстрее мышц рук и ног.

С возрастом
изменяется и химический состав, и
строение скелетных мышц. У детей
содержится относительно меньше
сократительных белков – миозина и актина:
с возрастом это различие уменьшается.
Эластичность мышц у детей в 2 раза больше,
чем у взрослых. При сокращении они больше
укорачиваются, а при растяжении больше
удлиняются.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

содержание   .. 

3   ..

ГЛАВА
2.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ‌‌
У ДЕТЕЙ

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо
сформированная и функционирующая опорно- двигательная система. К моменту
рождения структурная дифференцировка костной системы не закончена. Особенностью
костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей

кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладываются на 7- 8-й неделе
внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет
увеличивается, одновременно перестраивается структура костной ткани. У плода и
новорожденного она имеет волокнистое строение, к 3–4 годам появляется
пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и органических веществ и
меньшее – минеральных веществ. Эти особенности отличают кости

ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при
давлении и сгибании. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой
надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснабжению. После появления
точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани,
которая находится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост костей в толщину
происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства
происходит увеличение

размера кости в поперечнике.

ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕПА‌

Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой
частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы
закрываются к неонатальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где
соединяются кости, в определенных местах образуются роднички:

  1. большой – между лобными и теменными костями, размером 2,5 ×

    3 см;

  2. малый – между затылочными и теменными костями;

  3. боковые – по два с каждой стороны.

Если происходят раннее закрытие большого родничка и заращение швов, это может
свидетельствовать о микроцефалии.

ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА‌

Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью
кзади. По мере развития двигательных умений

развиваются и изгибы позвоночника:

  1. шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать
    голову;

  2. грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок самостоятельно садится;

  3. поясничный лордоз появляется после 9-12 месяцев, когда ребенок начинает
    ходить.

Грудной кифоз окончательно формируется в 6–7 лет, поясничный лордоз – в школьном
возрасте. В возрасте 5–6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту

13 лет – ниже уровня гребешков подвздошных костей.

ОСОБЕННОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ‌

У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочкообразную форму:
широкая, ребра расположены горизонтально. Когда ребенок научился ходить, грудина
несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка
легко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.

ОСОБЕННОСТИ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ‌

У ребенка трубчатые кости состоят из определенных частей. Диафиз и эпифиз
соединены между собой прослойкой хряща метафиза. В этих местах имеется богатое
кровоснабжение и замедленный ток крови, что обеспечивает образование трубчатых
костей.

ОСОБЕННОСТИ КОСТЕЙ ТАЗА‌

Кости таза у детей первого года жизни похожи на воронку. Тазовые кости по
женскому и мужскому типу развиваются во время полового созревания.

Зубы.
Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. табл. 11, 12).

По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической
зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и
нижней челюстях.

Таблица 11

Схема прорезывания и выпадения

молочных зубов (Фомин В. А., 2003 г.)

image

Таблица 12

Сроки прорезывания постоянных

зубов, в годах (Рзянкина М. Ф., 2007 г.)

image

Окончание табл. 12

image

Меньшее количество зубов

говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.

В определенной

последовательности также происходит становление прикуса.

Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него

характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стертости зубов,
дистальные поверхности верхнего и нижнего резцов расположены в одной фронтальной
плоскости, верхние резцы немного прикрывают нижние.

В возрасте 3,5–6 лет возникают межзубные щели, зубы стираются, нижние и верхние
не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для
развития речи и способности пережевывать пищу.

После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда
начинают появляться первые постоянные зубы

и выпадать молочные зубы.

В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет прорезываются вторые моляры.
Третьи моляры появляются в 17–20 лет.

Существует формула прорезывания зубов:

Х = 4n – 20,

где n – возраст ребенка.

Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху
вниз. При этом обращается внимание на форму и симметричность, участие грудной
клетки в акте дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка,
когда он стоит. В

случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника – сколиоз.

При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие
деформаций.

Осмотр костной системы проводится в определенной последовательности: в фас,
сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.

По итогам осмотра составляется тестовая карта.

Таблица 13

image

По результатам тестирования

делаются следующие выводы:

  1. без отклонений, когда по всем пунктам имеется отрицательный результат;

  2. незначительные отклонения при положительных ответах по п. 3– 7;

  3. значительные отклонения при положительных ответах по п. 1, 2, 8,

9, 10. В этих случаях необходимы консультация ортопеда, более детальное
обследование с применением рентгенографического анализа.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА‌

У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6-7-й неделе беременности. До 5 лет
мышцы ребенка развиты недостаточно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и
почти не прощупываются в подкожно-жировом слое.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На первом году жизни они
составляют 20–25 % массы тела, к 8 годам – 27 %, к 15 годам – 15–44 %.
Увеличение мышечной массы происходит за счет изменения размера каждой
миофибриллы. В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту
двигательный режим, в более старшем возрасте – занятия спортом. В развитии
мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и
совершенствование быстрых навыков. С ростом ребенка и развитием мышечного
волокна

увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы,
определяемой с помощью динамометрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит
в возрасте 17–18 лет.

Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые годы жизни формируются
крупные мышцы плеч и предплечий. До 5–6 лет развиваются двигательные умения,
после 6–7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8–9 лет
нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового
созревания отмечается прирост объема мышц

рук, спины, ног. В 10–12 лет координация движений улучшается.

В периоде полового созревания из-за нарастания массы мышц появляются
угловатость, неловкость, резкость движений. Физические упражнения в этот период
должны быть строго определенного объема.

При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипокинезии) возникает задержка
развития мышц, могут развиться ожирение, вегетососудистая дистония, нарушение
роста костей.

Для различных видов спорта существует допустимый возраст для занятий в детской
спортивной школе с участием в соревнованиях.

В 7–8 лет допускаются занятия спортивной, художественной гимнастикой, горными
видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с
трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетболом, борьбой,
академической греблей, ручным мячом, фехтованием, футболом, хоккеем.

В 11 лет рекомендуется начать заниматься греблей на байдарках, конькобежным
спортом, легкой атлетикой, санным, стрелковым спортом.

В 12 лет – бокс, велосипед. В 13 лет – тяжелая атлетика.

В 14 лет – стендовая стрельба.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ‌‌
ДЕТЕЙ

Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.

Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномерность развития мышечных
групп, их тонус, сила, двигательную активность.

Мышечная сила у детей раннего

возраста определяется попыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста
проводится ручная динамометрия.

При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и
электрическую возбудимость с помощью электромиографов, хронаксимометров.

содержание   .. 

3   ..

Источник