Развитие костей черепа у ребенка
Каждая женщина, увидев впервые своего новорождённого ребенка, старается убедиться, что с ним все в порядке, и очень расстраивается, заметив непривычную форму головы: когда затылок – плоский, а череп ребенка – асимметричный. Родительские переживания понятны, поэтому врачи объясняют, почему бывает неровная голова у грудничка.
Родители волнуются, если форма головы новорожденного не соответствует нормативным показателям
Как выглядит череп новорожденного
Анатомия новорождённых такова, что сразу после появления на свет они могут иметь необычный вид черепа. В педиатрии считается: каким был способ рождения, такой будет и голова: вытянутой, приплюснутой или ровной. Чтобы лишний раз не беспокоиться, надо знать, почему это является нормой:
- Череп младенца имеет мягкие кости;
- Они подвижны, во время рождения идет их самоналожение, облегчающее движение ребенка через родовые пути;
- При естественном процессе родов детский череп – вытянутый, при кесаревом сечении – ровный.
Важно! При характеристике головы грудничка отмечается ее несоразмерность с телом, поэтому она выглядит непропорционально большой. В этом отличие пропорций тела младенца от взрослого человека.
Кроме того, несоразмерной детская головка представляется из-за того, что ее окружность примерно на 2 см больше размера грудной клетки. Это считается возрастной особенностью черепа новорожденного ребенка и показателем его здоровья.
Педиатр следит за динамикой развития, сравнивая показатели по антропометрической таблице.
Изменения черепа ребенка при родах
Во время родов больно не только маме, но и новорожденному, так как ему приходится раздвигать головой мягкие ткани. В этот момент на нее идет огромное давление, деформируя ее и вызывая отек.
Подвижность костей в процессе родов играет большую роль, поэтому изменение черепа ребенка во время родов – это физиологическая необходимость.
Деформирование черепа у новорожденного
Именно подвижность костей позволяет соединить их, защищая голову ребенка от травм и помогая двигаться по родовым путям. Форма черепа новорожденного ребенка зависит от строения родовых путей мамы и бывает:
- брахицефалической – у детей-кесарят, то есть округлой, с хорошо заметными лобными буграми;
- вытянуто-овальной, то есть долихоцефалической – у деток, родившихся естественным путем.
Из-за трудностей прохождения по маминым путям грудничок может появиться на свет с асимметрией головы, иногда и кефалогематомой. Деформация черепа у грудничка, в большей степени, вызывается этой причиной.
В течение нескольких месяцев форма черепа у новорожденного приходит в норму
Сразу после появления на свет череп новорожденного вытянут в передней и задней областях, через несколько месяцев увеличивается в поперечном участке, и форма головы приобретает привычный вид. В норме размер головы новорожденного – около 36 см.
Неопасно, если размер больше. Иногда эту особенность кроха наследует от родителей, с возрастом все приходит в норму. Показатели меньше нормы встречаются у недоношенных малышей, у детей с компрессией, синдромом Дауна.
Отклонения от нормы
Главная причина отклонений от нормы – это родовые травмы и врожденные заболевания. Травма может произойти, если головка плода не соответствует размерам путей роженицы, или она страдает сахарным диабетом. Многие последствия сейчас можно вылечить и к году выровнять головку.
К сведению! Любые отклонения от нормы пугают взрослых, они не знают, что делать. Врачи успокаивают: до тех пор, пока родничок ни закостенел, все изъяны могут выровняться самостоятельно.
Патологии черепа
Гораздо сложнее вылечить врожденные заболевания, например, гидроцефалию или водянку головного мозга, являющуюся тяжелой и опасной болезнью. Симптом еще одной редкой патологии, микроцефалии, – слишком маленькая голова, что свидетельствует о недоразвитии мозга.
Обнаружить такие проблемы можно еще во время беременности, при рентгене, тогда же приступить к лечению. Бывает и патологическая деформация головы у ребенка:
- скошенный и несимметричный затылок – плагиоцефалия;
- акроцефалия или вытянутая форма;
- искривление лобного или затылочного участков – скафоцефалия.
Асимметрия черепа у детей может привести к неврологическим патологиям и отставанию в умственном или физическом развитии.
Размер головы новорожденного должен соответствовать определенным параметрам
Что такое родничок
Родничок – это образование между костями в месте, где они должны соединиться друг с другом. Рисунок черепа грудничка представлен большим количеством костей, между ними находятся открытые швы, которые закрываются с трехмесячного возраста:
- Роднички сбоку у доношенных младенцев обычно закрыты;
- Сзади родничок расположен на уровне затылочных теменных костей, открыт примерно у четверти новорожденных и закрывается не позднее восьми недель;
- Сверху большой родничок расположен в соединении венечного и продольного швов, имеет различные размеры, схема измерения – от 3х3 см до 1,5х2 см.
Важно! По нормативам, зарастание родничка сверху происходит до полутора лет. Его быстрое закрытие свидетельствует об избытке кальция. Замедление закрытия с уплощением затылка и увеличением теменных бугров может означать рахит.
Сроки зарастания родничка – важный диагностический признак, при наличии нарушений нужна консультация педиатра, который направит ребенка к неврологу.
Изменение формы головы у новорождённых
Родители часто спрашивают, сколько времени потребуется, чтобы неровная голова у ребенка начала выравниваться. Специалисты объясняют, что этот процесс может длиться до года. Чтобы помочь чаду быстрее прийти в норму, родители должны соблюдать правила ухода за ним.
Влияние неправильного ухода
Иногда при родах форма головы не страдает, но неправильными действиями мама может нанести вред младенцу:
- Вытянутый и скошенный затылок – следствие неправильного положения крохи, лежащего на спине большую часть времени;
- Плоский затылок свидетельствует о рахите, значит, необходимы дополнительный прием кальция и витамина Д, изменение рациона кормящей мамы;
- При открытом родничке следует аккуратно мыть ребенка, стараясь не допускать на него падения струй воды.
Голова грудничка с открытым родничком требует большой осторожности при уходе
К сведению! Долгое лежание на правом или левом боку может вызвать деформацию черепных костей, то есть кривошею. Такая патология приводит к кривому, наклонному положению головы, которому сопутствуют аномалии развития позвоночника.
Что нельзя делать для изменения формы головы
Некоторые мамы используют домашний массаж, то есть «выкатывание», чтобы выправить форму головы младенца. Его проводят круговыми движениями по часовой стрелке при надавливании на неровные участки.
Однако педиатры считают, подобный массаж полезен только при условии, что его делает специалист, при отсутствии опыта лучше не рисковать. Слишком сильным надавливанием на выпуклости черепа можно еще больше усилить деформацию.
К сведению. В большинстве случаев к году голова ребенка принимает те очертания, которые заложены на генетическом уровне.
Осмотр ребенка неврологом
В течение первого месяца асимметрию черепа могут заметить родители или педиатр на плановом осмотре, который даст направление к неврологу. В сложных случаях необходимо пройти консультацию нейрохирурга.
Первый раз посетить невролога нужно при исполнении крохе месяца. Основная задача специалиста – правильно диагностировать патологию, не давая формироваться заболеванию. Опытный врач определит, какие имеются нарушения в окружности и обхвате головы. До года посещения невролога планируются каждые 3 месяца.
Лечение асимметрии
Педиатры говорят, что несвоевременная коррекция асимметрии головы может привести к нежелательным последствиям в виде косоглазия, искривления перегородки носа, нарушения прикуса и многим другим. Поэтому они рекомендуют и специальное лечение, и домашние меры, как исправить деформацию черепа у грудничка:
- Чаще менять изголовье младенца;
- Кормить грудью с разных сторон;
- Подпирать головку валиком, не допуская ее падения на бок или назад;
- Постоянно брать кроху на руки в вертикальное положение.
Полезно приобрести ортопедическую подушку для новорожденных. Опытные родители утверждают, что она помогает выровнять голову ребенка.
Сформировать ровный череп младенцу поможет ортопедическая подушка
Неровный череп у ребенка не влияет на формирование остальных функций. Форма черепа малыша постепенно выравнивается и достигает привычного вида, нужно только своевременно проходить все профилактические осмотры до года.
Видео
Источник
Развитие черепа. Этапы формирование черепа
Несмотря на различия в происхождении, общие принципы развития, характер морфологических и функциональных нарушений позволяют рассматривать в одном контексте вопросы клиники, диагностики и лечения большей части врожденных деформаций. Именно поэтому для изучения патогенеза деформаций необходимо знать основные этапы формирования различных отделов черепа и факторы, влияющие на эти процессы.
С точки зрения простоты изложения целесообразно рассматривать рост и развитие лицевого и мозгового черепа раздельно, так как первый связан в своем формировании с деятельностью жевательной и мимической мускулатуры, развитием зубов и ЛОР-органов, а второй — с ростом головного мозга.
Прежде всего, мы хотели бы кратко напомнить общие данные о процессах костеобразования. Соответственно возможны два варианта морфогенеза скелета — мембранозный и хрящевой. Только в очень небольшой группе костей оба пути сочетаются.
Филогенетически это более старый путь костеобразования.
Развитие костной структуры, ее трансформация, происходят в течение всей жизни человека и складываются из процессов аппозиции и резорбции экзостального и эндостального характера.
Мозговой череп, в основном, образован костями непосредственно соединительнотканного происхождения. Хрящевой генез имеют только нижняя часть тела затылочной кости и боковые отделы основной кости. Первые точки окостенения в мезенхимальном премордиальном мозговом черепе плода появляются на 8-й неделе внутриутробного периода, а к рождению ребенка покровные кости черепа уже сформированы и остатки соединительнотканных закладок сохраняются лишь в области родничков, швов и синхондрозов.
Функциональные взаимодействия черепа и мозга, играющие большую роль в развитии покровных костей, проявляются уже во внутриутробном периоде. До рождения ребенка его головной мозг, равномерно увеличиваясь, способствует приобретению мозговым черепом почти правильной округлой формы. При родах кости мозгового черепа нередко смещаются в соответствии с направлением давления и могут отчасти сохранять благоприобретенное положение при дальнейшем росте ребенка. Объем мозгового черепа у новорожденного резко преобладает над объемом лицевого (черепа новорожденного против объема взрослого).
В течение первых 8 лет жизни ребенка (преимущественно в первые Пмесяцев) масса мозга увеличивается в 8 раза. Это приводит к физиологическому длительному подъему внутричерепного давления. Форма мозгового черепа ребенка складывается под давлением мозга, крови и внутримозговой жидкости изнутри и развивающихся мышц снаружи.
Как свидетельствуют данные клинико-рентгенологических исследований, бурный рост покровных костей приводит к увеличению параметров мозгового черепа (в наибольшей степени высоты и в наименьшей – ширины). Максимальное увеличение размеров черепа приходится на первые 1,5-2 года жизни ребенка. В формировании мозгового черепа важная роль принадлежит аппозиционному костеобразованию и процессам трансформации за счет новообразования костного вещества в области швов.
В течение жизни происходит формообразовательный процесс в костях мозгового черепа, который осуществляется посредством резорбтивных процессов на внутренней поверхности костей, с другой – новообразованием костной ткани на их наружной поверхности.
Видео эмбриогенез (развитие) черепа и его аномалии
– Также рекомендуем “Рост мозгового черепа. Точки окостенения черепа”
Оглавление темы “Аномалии развития черепа детей”:
1. Развитие черепа. Этапы формирование черепа
2. Рост мозгового черепа. Точки окостенения черепа
3. Формирование черепных ямок черепа. Развитие верхней челюсти
4. Формирование височно-нижнечелюстного сустава. Ремоделирование височно-нижнечелюстного сустава
5. Тенденции роста черепа. Генетические нарушения роста черепа
6. Наследственные факторы аномалии черепа. Причины деформации лицевого черепа
7. Болезни вызывающие деформацию черепа. Гормональные влияния на череп
8. Влияние соматотропного гормона на череп. Череп при гипофизарной недостаточности
9. Череп при заболеваниях гипофиза. Влияние щитовидной железы на развитие черепа
10. Череп при патологии паращитовидной железы. Влияние половых гормонов на череп
Источник
У ребенка после рождения продолжаются рост и дифференциация костной ткани, формирование скелета. В организме функции костной ткани многообразны: во-первых, это опора и защита внутренних органов, костного мозга; во-вторых, кости, по сути, являются резервуаром неорганических (кальция, фосфора, магния) и некоторых органических веществ; в третьих, костная ткань в экстремальных условиях является защитой от ацидоза, после исчерпывания функций почек и легких; в четвертых, она является «ловушкой для чужеродных веществ» (тяжелые, радиоактивные металлы и т. д.).
Архитектонику костной ткани можно разделить на два типа: трабекулярную и губчатую. Трабекулярная кость по своей структуре напоминает решетчатое строение, окружающее сосуды. Остеофиты в ней разбросаны по всей структуре. У плода и эмбриона практически все кости скелета имеют трабекулярное строение. После рождения такая структура сохраняется в позвонках, плоских костях, а также в трубчатых костях, являясь временной структурой при образовании пластинчатой кости.
Плотная кость — это окончательная структура, свойственная скелету взрослого человека. Она состоит из системы гаверсовых каналов и построена из твердого кальцифицированного матрикса. Остеофиты в ней расположены упорядоченно и ориентированы вдоль сосудистых каналов. Развитие плотной кости постепенное, по мере увеличения двигательной нагрузки.
Основными клеточными элементами костной ткани являются остеоцит, остеобласт и остеокласт. Остеогенез у человека уникален и отличается от всех представителей животного мира. Окончательная структура кости формируется после рождения, что связано с началом устойчивой ходьбы.
К моменту рождения у ребенка диафизы и эпифизы трубчатых костей уже представлены костной тканью. Из хрящевой ткани состоят все губчатые кости (кисти, стопы, череп). К рождению в этих костях образуются ядра окостенения, дающие рост плотной кости. По точкам окостенения можно судить о биологическом возрасте ребенка. Рост трубчатых костей происходит за счет ростовой хрящевой ткани. Удлинение костей происходит за счет роста хрящевой ткани в длину. Рост кости в ширину происходит за счет надкостницы. При этом со стороны костномозгового канала кортикальный слой надкостницы подвержен постоянной резорбции, вследствие чего при росте кости в поперечнике увеличивается объем костномозгового канала.
После рождения кость в своем развитии многократно перестраивается — от грубоволокнистого строения до структурной кости.
С возрастом происходит процесс остеогенеза — перемоделирования костной ткани. Плотность костей нарастает постепенно. Содержание основного минерального компонента костной ткани — гидрооксиапатита — у детей с возрастом увеличивается.
В целом в процессе костного образования выделяют три стадии:
1) образование белковой основы костной ткани; в основном оно протекает внутриутробно;
2) формирование центров кристаллизации (гидрооксиапатита) с последующей минерализацией (остеосинтез); оно свойственно послеродовому периоду;
3) остеогенез, когда происходит процесс перемоделирования и самообновления кости.
На всех стадиях остеогенеза необходимы витамин D и нормальное присутствие в пище ионов Са, Мg, Р. Непременным условием правильного формирования костной системы является пребывание на воздухе, внешняя инсоляция.
При недостатке любого из этих компонентов у ребенка развивается рахит, характеризующийся изменениями костной и мышечной системы, нарушениями со стороны центральной нервной системы.
У детей, в отличие от взрослых, чем меньше возраст, тем обильнее кровоснабжаются кости. Особенно развито кровоснабжение метафизов и эпифизов. К 2 годам формируется единая система внутрикостного кровообращения, хорошо развиты сеть эпиметафизарных сосудов, ростовой хрящ. После 2 лет число сосудов костей значительно уменьшается и снова увеличивается к пубертатному периоду.
Надкостница у детей толще, чем у взрослых. За счет нее происходит рост кости в толщину. Костномозговые полости формируются с возрастом. К 12 годам кость ребенка уже напоминает кость изрослого человека.
В развитии костей у детей можно выделить периоды, когда кости особенно чувствительны к вредным факторам.
1. Грудной период, ранний или преддошкольный период, первые 3 года жизни, когда происходят рост и кальцификация кости, насыщение и депонирование минеральных веществ (кальций, фосфор). Легко возникают различные остеопатии — рахит, рахитопо-добные состояния. Поэтому особое значение имеет рациональное вскармливание ребенка, соблюдение им режима дня.
2. Школьный и подростковый периоды, когда завершается дифференцировка и накопление массы кости. У детей наблюдаются пограничные остеохондропатии. Факторы риска нарушения костеобразования у детей — это нарушения питания, неадекватные физические нагрузки.
Череп
Череп у новорожденного состоит из множества костей. Такие швы, как стреловидный, венечный, затылочный, открыты. Их закрытие начинается к 3—4-месячному возрасту. У доношенных детей к рождению боковые роднички закрыты. Задний, или малый, родничок, находящийся на уровне затылочных и теменных костей, бывает открыт у 25% новорожденных. Он закрывается к 4—8 неделям жизни ребенка. Большой родничок находится в месте соединения теменных и лобных костей, или венечного и стреловидного швов. Он всегда открыт, и его величина у новорожденного колеблется от 3х3 см до 1,5х2 см. В норме большой родничок закрывается к 10-18 месяцам.
Форма головы у детей может быть различной, но чаще она округлая, симметричная. Лицевой череп развивается с возрастом.
Позвоночник
Позвоночник человека — уникальное костное образование, способствующее его прямохождению, которое формируется параллельно росту ребенка. Постепенно, с возрастом позвоночник приобретает свои изгибы, принимающие на себя перемещение центра тяжести идущего или стоящего человека.
Первые изгибы позвоночника появляются с начала удержания головы и плечевого пояса, и к 2—4 месяцам формируется передний изгиб шейной части позвоночника. После развития умения прямостояния и ходьбы формируются изгиб кпереди в поясничной части позвоночника и почти одновременно грудной изгиб позвоночника. Неравномерность роста отдельных сегментов тела, позвоночника, головы и конечностей приводит к тому, что центр тяжести тела в процессе роста детей существенно перемещается. Так, если у новорожденного в вертикальном положении центр тяжести находится на уровне processus xyphoideus, то у ребенка более старшего возраста он перемещается вниз, но не достигает уровня пупка. В возрасте 5—6 лет центр тяжести уже ниже пупка, а к 13 годам — ниже уровня гребешков подвздошных костей.
У детей, в отличие от взрослых, фиксация позвоночника неустойчивая, несовершенная, и под влиянием внешних факторов (неправильная поза) могут возникать стойкие деформации костей позвоночника (сколиозы и патологические осанки).
Грудная клетка
Чем меньше ребенок, тем его грудная клетка относительно шире и короче, при этом ребра располагаются горизонтально. Грудная клетка ребенка более округлая, чем у взрослого человека. Поперечный ее размер у новорожденного больше среднепродольного на 25%, грудная клетка у них находится в состоянии как бы вдоха. В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, при этом ребра опускаются, образуя с позвоночником тупой угол, интенсивно растет ее передний диаметр. В 3 года формируется эффективное реберное дыхание. К 12 годам грудная клетка переходит в состояние максимального вдоха, а к 15 годам завершается окончательное увеличение ее поперечного диаметра.
Кости таза у детей раннего возраста напоминают воронку. Формирование половых различий таза начинается в пубертатном возрасте.
Методы исследования костной системы и суставов
Данные по анамнезу заболевания костной системы обычно собирают со слов родителей, ближайших родственников или лиц, занимающихся воспитанием ребенка. Дети старшего возраста могут сами существенно дополнить историю заболевания. При расспросе обращают внимание на сроки появления тех или иных изменений. Во-первых, выявляют наличие болей (артралгий, миалгий, осалгий), во-вторых — изменения конфигурации костей и суставов, в третьих — состояние подвижности в суставах. При жалобах на боли отмечают их локализацию, симметричность, характер и интенсивность, продолжительность, периодичность. Затем расспрашивают о факторах, способствующих усилению или исчезновению болей (тепло, покой, лекарственные препараты). Следующий момент — установление нарушений подвижности (утренняя скованность, ограничение движений из-за боли и др.). После этого расспрашивают о связи начала и появления болей или изменений со стороны суставов, костей с каким-либо заболеванием (предшествующие инфекции, травмы).
Осмотр проводят сверху вниз (голова, туловище, конечности), при этом важно хорошее освещение. У детей раннего возраста обращают внимание на патологические изменения формы головы, которые особенно часто отмечаются при рахите. Кости черепа могут быть скошенными, асимметричными, увеличиваются лобные, теменные и затылочные бугры. Часто появляются уплотнение затылочной кости и ее сглаженность.
При врожденном сифилисе может развиваться патологическая ломкость костей черепа. У новорожденных детей деформация черепа, связанная с родовой травмой, проявляется черепицеобразным расположением костей (находят друг на друга), их вдавлением или выпячиванием, часто с последующими поднадкостничными кровоизлияниями (кефалогематомы). Могут наблюдаться и мозговые грыжи.
Голову измеряют с целью оценки физического развития или для выявления патологии (микро- и макроцефалии).
Микроцефалия развивается внутриутробно или при раннем закрытии швов (на фоне гипервитаминоза витамина D). Большая голова при макроцефалии как патологическое состояние чаще всего развивается при нарушении гемоликвородинамики — гидроцефалия. При этом роднички и даже швы всегда открыты.
При осмотре обращают внимание на возрастную пропорциональность развития лицевого и мозгового черепа.
Затем осматривают грудную клетку. Обращают внимание на ее форму, симметричность, равномерность участия в акте дыхания, различные деформации («куриная грудь», воронкообразная грудная клетка, перипневмоническая борозда Филатова—Гаррисона, сердечный горб и т. д.), свидетельствующие о врожденном или приобретенном дефекте.
Оценивают осанку ребенка в положении стоя: пятки вместе, руки по швам. При нарушениях осанки имеются боковые искривления позвоночника — сколиоз, отставание лопаток от грудной клетки, сутулость, патологический лордоз (усиление изгиба позвоночника вперед) и кифоз (усиление изгиба позвоночника назад). Особенно часто отмечаются искривления позвоночника вбок — сколиоз (это всегда патология). Подозрение на сколиоз должно быть обязательно подтверждено рентгенологически.
Необходимо исследовать болезненность позвонков при ощупывании и движении, особенно если ребенок жалуется на боли в позвоночнике.
Осмотр верхних конечностей производят с целью определения их длины и наличия деформации. Существуют нормативы развития конечностей у детей различного возраста. Длиннорукость чаще выявляют при заболеваниях соединительной ткани (болезнь Марфана). Укорочение конечностей связано с болезнью Дауна и хондродистрофией. Осматривают также и пальцы на предмет выявления симптома «барабанных палочек», остеопатий, артритов и других изменений.
При осмотре нижних конечностей у новорожденного обращают внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (при врожденном вывихе тазобедренного сустава складок больше), укорочение конечностей, Х- или О-образное искривление голеней (при рахите). Часто у детей старшего возраста диагностируют плоскостопие, являющееся патологическим состоянием. Для его определения проводят плантографию — изучают отпечаток стопы на листе бумаги.
Быстрому скрининговому осмотру костной системы и его протоколированию помогает следующая стандартная последовательность:
1. Осмотр в фас, руки вытянуты вдоль туловища. При этом определяют форму ног, положение головы, симметричность плеч, треугольников талии, исключают деформацию грудной клетки, симметричность бедер.
2. Осмотр сбоку. Определяют форму грудной клетки, живота, выступание лопаток, форму спины.
3. Осмотр со спины. Выявляют симметрию углов лопаток, форму позвоночника, форму ног, ось пяток.
4. В конце осмотра предлагают ребенку пройти по кабинету для выявления нарушений походки.
По результатам осмотра проводят тестирование: 1) без отклонений — по всем пунктам отрицательные значения; 2) незначительные отклонения, требующие наблюдение педиатра — при положительных ответах на вопросы 3—7; 3) значительные отклонения, требующие дообследования и лечения у ортопеда или вертебролога — положительные ответы на 5 вопросов (1, 2, 8, 9, 10).
Пальпация костей — врачебная процедура. Она направлена на Выявление размягчения костей, состояния родничков или швов черепа у новорожденных и грудных детей. Пальпируют также ребру, кости конечностей, обследуют суставы и на основании изменений их формы, размера и объема движений судят о той или Иной патологии. Если возникает необходимость, назначают рентгенологическое исследование. Его проводят при подозрении на Воспалительно-дистрофические изменения костей, суставов; при опухолях костей, для определения костного (биологического) возраста, при диагностике заболеваний, сопровождающихся остеопорозом, размягчением костей. Для диагностики заболевания костной системы применяют также лабораторные методы: определяют уровень Са, Р, щелочной фосфатазы в крови и моче.
Зубы
У детей первыми зубами являются молочные зубы. Они прорезываются в определенной последовательности.
Большое значение имеет становление прикуса молочных зубов. Он формируется к 2,5—3,5 годам и характеризуется следующими позициями:
1) малые промежутки между зубами;
2) отсутствие стертости зубов;
3) дистальные поверхности верхнего и нижнего зубных резцов расположены в одной фронтальной плоскости;
4) ортогнатический прикус, когда верхние резцы немного прикрывают нижние резцы.
Следующий период развития зубов начинается в возрасте 3,5 — 6 лет. В это время возникают междузубные щели (диастемы) — между резцами или тремы — между другими зубами. Зубы уже стираются, нижние и верхние не совпадают. Ортогнастический прикус переходит в прямой. Молочный прикус зубов имеет большое значение для формирования умения пережевывать пищу и развития речи.
Период сменного прикуса начинается с появления постоянных зубов, при этом сохраняются и молочные зубы. Первые постоянные зубы прорезываются в 5 лет — это первые моляры. Затем последовательно выпадают молочные и появляются постоянные зубы. К 11 годам прорезываются вторые моляры. Третьи моляры (зубы «мудрости») появляются в возрасте 17—20 лет, а иногда даже позже. Для оценки количества постоянных зубов пользуются следующей формулой:
Х = 4n — 20, где n — возраст ребенка, лет.
У детей любого возраста часто отмечается заболевание зубов — кариес, при котором происходит постепенное разрушение структуры зуба. Поэтому в воспитании ребенка особое место занимает профилактика кариеса.
В этом плане имеют значение рациональное питание, соблюдение принципов вскармливания ребенка грудным молоком. Особое значение придают содержанию в пище фтора, как средства, предотвращающего кариес. Дети должны чистить зубы профилактическими пастами, не содержащими фтора, но он обязательно должен содержаться в пищевых продуктах. Кроме фтора ребенку необходим также кальций.
Рациональное питание должно включать и органические малоусвояемые углеводы. Последние оказывают положительное влияние на рост нормальной флоры ротовой полости. Для правильного развития зубов, профилактики кариеса необходима диета, содержащая крахмал, гликоген, дисахариды, глюкозу. Важно учить ребенка правильно пережевывать пищу. После еды обязательно нужно полоскать рот и чистить зубы пастой, по крайней мере два раза в сутки — вечером и утром.
Источник