Развитие конструктивной деятельности с ребенком 6 лет
Ирина Зверева
Развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста
Развитие конструктивных умений в организованной и свободной деятельности детей дошкольного возраста.
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Проанализировав конструктивные умения детей средней группы, можно отметить, что дети затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, читать условные обозначения. Их строительные игры однообразны и бедны по своему содержанию.
Целью работы стало: развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Приобщать детей к миру технического и художественного конструирования.
2. Развивать наглядно-образное восприятие.
3. Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.
Основным педагогическим условием, обеспечивающие эффективность педагогического процесса является – совместная деятельность взрослого с ребенком, взаимосвязь обучающих занятий с самостоятельной деятельностью детей, обеспечение каждого ребенка разнообразным материалом, и интеграция конструирования с другими видами деятельности.
Зачем людям строить? Взрослым — чтобы жить. А ребенку? На вопрос, зачем ребенку строить, детская психология накопила много разных ответов.
Строить и конструировать дети начинают с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, так же как и в других видах продуктивной детской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.
А еще конструирование — чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития. Когда ребенок пытается приладить параллелепипед на вершину призмы, а сверху пристроить цилиндр — идет процесс познания мира и одновременного становления тех психических функций, которые это познание обеспечивают. Когда ребенок сначала делает чертеж, а потом согласно своему авторскому замыслу возводит игрушечный, ненастоящий дом — он учится думать. Когда соотносит реальный и моделируемый мир, формируется его сознание. А когда опробует возможные варианты, крутит их в уме или на бумаге, пытаясь найти что-то неожиданное и необычное, соответствующее его собственной идее и эмоциональному отношению к своей конструкции, мы говорим о решении творческих задач. С этого момента, находясь в пространстве объема и формы, ребенок осваивает и пропускает через себя свойства гармонии и принципы оригинальности, накопленные человечеством. Ребенок учится действовать и думать сообразно тем законам и правилам, которые были открыты и установлены задолго до него. Включается и обживает тот мир, в который ему предстоит встраиваться и который ему, по всей вероятности, придется изменять. А пока изменяется он сам. Вот всему этому мне хочется научить детей из моей группы.
Еще Антон Семенович Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Лев Николаевич Толстой сказал в свое время, что если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации образами из сказок, фильмов.
К техническому типу конструкторскойдеятельности относят: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов, что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений.
Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов,а также их структурных единиц: частей, деталей. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко.
Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз— вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.).
Так же в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т. д., но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы; сравнивать их между собой и расчленять на части; видеть в них общее и различное; находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей; делать умозаключения и обобщения. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивные умения.
Это умения:
-узнавать и выделять объект, видеть существенное (абстрагирование)
-собирать объект из готовых частей (синтез)
-мысленно расчленять объект, выделять составные части (анализ)–
-видоизменять объект по заданным параметрам получая при этом новый предмет с заданными свойствами (трансформация)
Игры и упражнения на развитие конструктивных умений
«Разрезные картинки»,
«Сложи круг (квадрат, треугольник)»
«Игра головоломка»
«Веселая логика»
«Мозаика из частей квадрата»
«Фигуры из частей круга»
«Сложи из палочек»
«Сложи из геометрических фигур»
«Геометрическая мозаика»
«Закрой дырки в ковре»
«Шнурки-затейники»
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. В процессе конструирования развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании познавательных способностей.
Источник
Методическое обеспечение по развитию конструктивно – модельной деятельности у детей 6-7 лет по теме
«Фабрика новогодних игрушек»
Выполнил:
Плотникова А.М., воспитатель д/с № 173
Тольятти, 2017
Содержание
1. Конспект совместной деятельности педагога и детей по теме «Ювелирная мастерская»
2.Проект развивающей предметно – пространственной среды по организации самостоятельной конструктивной деятельности детей по теме «Ювелирная мастерская».
3.Литература.
4. Приложение.
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей
по теме: «Фабрика новогодних игрушек»
Образовательные задачи
1. Формировать представления о фабрике игрушек, о материалах которые используют для изготовления новогодних игрушек
2. Вызвать интерес к процессу изготовления новогодних игрушек
3. Стимулировать желание к процессу изготовления новогоднихигрушки…
4. Формировать умение моделирования простых предметов, изучать конструкцию, анализировать ее основные части, функциональное назначение каждой из них.
5. Формировать умения определять возможные методы решения проблемы самостоятельно, совершенствовать практические навыки работы конструирования из бросового материла, фетра, соленого теста, применение техники декупаж, бумаги и т.д.
6. Формировать умение договариваться, формировать правила коллективного взаимодействия – стимулировать умение обсуждать проблему, вести диалог, учитывая мнения партнера.
Виды деятельности:
Материалы и оборудование (наименование, количество)
Стимульный материал:
– Видеописьмо от Деда Мороза;
– Новогодние игрушки из разных материалов;
– Альбом по истории новогодней игрушки, каталог новогодних игрушек, выполненных из различных материалов.
Материалы для деятельности детей:
1)материалы для представления результатов деятельности:
– Пиктограммы
2)материальные средства для деятельности детей:
– коллекция готовых новогодних игрушек;
– клеенка;
– фартук;
– коллекция бумажных салфеток
– формочки;
– баночки для воды;
– деревянные палочки;
– кисточки;
– салфетки;
– бумага;
– простой карандаш;
– клей;
– соленое тесто;
– краски;
– коллекция бусин;
– ленточки;
– пайетки;
– фетр
Дидактический материал:
– Алгоритм действий дизайнера по изготовлению новогодних игрушек;
– Алгоритм действий упаковщика игрушек
– Алгоритм изготовления игрушек из разных материалов.
Оборудование (техническое обеспечение):
– телевизор;
– видеозапись с посланием от Деда Мороза
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
мотивациионно-целевой | Продумывает мотивацию. Проводит беседу о предстоя-щем празднике «Новый год» Воспитатель включает на телевизоре видео письмо от Деда Мороза, с просьбой помочь изготовить новогодние игрушки для украшения елки, и в помощь Дед Мороз отправляет коробку с материалом для изготовления игрушек. Он просит изготовить игрушки, которые при транспортировке по почте не бьются, не мнутся и будут легкими. Педагог предлагает воспитанникам для накопления необходимых знаний, впечатлений, чувств, эмоций стимульный материал: фотографии, коллекции новогодних игрушек из разных материалов. | Дети увлекаются перспективой интересного и полезного дела, расширяют свой объем знания через ознакомление со стимульным материалом. Обсуждают тему работы, материал, дизайн изделия. |
проектировочно-организационный | Педагог формирует представление о предстоящей деятельности. Предлагает рассмотреть коллекцию новогодних игрушек. | Дети рассматривают коллекции новогодних игрушек. |
содержательно-деятельностный | Определив тему заказа, обсуждает с детьми дизайн изделия, выбирает практическим способом материал. Организует с детьми эксперимент с целью выбора материала для новогодней игрушки, способствует формулированию проблемы и цели в виде поискового вопроса из какого материала сделать новогоднюю игрушку, чтобы она была легкой, не помялась и не разбилась при транспортировке. Педагог предлагает детям договориться и распределить роли (дизайнер, мастер, упаковщик) Проговаривает действия дизайнера, мастера и упаковщика, предлагает алгоритмы и схемы работы для каждой роли. Оказывает практическую помощь при необходимости, направляет и конкретизирует осуществление продуктивной деятельности. Координирует деятельность детей, консультирует по возникающим вопросам, подсказывает, как быстрее и рациональнее использовать тот или иной материал. По ходу выполнения напоминает о всех правилах безопасности и следит за их соблюдением. Руководит процессом согласования действий партнеров, следит за выполнением действий согласно выбранной роли. | Дети знакомятся с проблемной ситуацией, обсуждают ее, выдвигают пути решения. Дети доказывают, какой материал отвечает всем требованиям (легкий, не бьется, не мнется). Дети договаривается, выбирая роли (дизайнера, мастера, упаковщика). Дети определяют место для работы, отбирают необходимые материалы. Самостоятельно выполняют свою операцию по алгоритму действий. Дети презентуют свою работу. |
оценочно-рефлексивный | Организует выставку готовых новогодних игрушек в группе. И предлагает детям презентовать свою новогоднюю игрушку. Осуществляет по ходу работы конструкторского бюро оценку правильности выполнения в соответствии с алгоритмом, образцом. Педагог мотивирует детей на завершении работы. | Дети обращаются за помощью к воспитателю по мере надобности, а также помогают друг другу в соответствии с взятой на себя ролью. |
Методы и приемы
- Методы мотивации и стимуляции деятельности детей:
– демонстрация нового
– демонстрация игрового персонажа
– создание проблемной ситуации;
– предъявление требований к выполнению задания
- Методы организации деятельности:
– словесные (рассказ, беседа, чтение),
– наглядные (демонстрация натуральных, художественных, графических, символических объектов, показ способа действия, наблюдение),
– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),
– практические (упражнение, поручение),
– наглядно-практические (эксперимент, опыт, моделирование, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм).
- Методы контроля и оценки деятельности детей:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий,
– взаимоконтроль,
– коллективный смотр,
– самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом, карта самопроверки и т.п.),
– рефлексия деятельности.
ПРОЕКТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ТЕМЕ «ЮВЕЛИРНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Название центра (микро-центра) | Материальный компонент среды | Организационный компонент среды (ГДЕ и КАК ПРЕДСТАВЛЕНЫ?) | Личностный компонент среды (ЧТО ДЕЛАЮТ?) | |
Перечень материалов (ЧТО?) | Характеристика материалов (КАКИЕ?) | |||
Познавательный центр | Каталог новогодних ирушек | На печатной основе с яркими иллюстрациями | На полке. | Рассматривают, сравнивают по различным признакам (размер, цвет, форма, материал). |
Познавательный центр | Картинки с профессиями Д/и «Кому, что нужно для работы?» | На печатной основе с яркими иллюстрациями | На подставке. | Играют индивидуально или парами, рассматривают. |
Изобразительный центр | Карточки с изображением новогодних игрушек | На печатной основе с яркими иллюстрациями | В органайзере. | Рассматривают. Соотносят название предметов с изображением новогодних игрушек. |
Изобразительный центр | Эскизы новогодних игрушек | На печатной основе ламинированные | В папке | Рассматривают. Дополняют и разукрашивают фломастерами. |
Познавательный центр | Алгоритмы работы дизайнера, мастера, упаковщика. | На печатной основе | В коробочке | Составляют описательный рассказ и выполняют действия. |
Конструктивный центр | Алгоритм украшения новогодних игрушек, завязывания бантов, создания основ для новогодних игрушек. | На печатной основе с цветными иллюстрациями. | В настольной папке с прозрачными кармашками. | Рассматривают, изучают, выбирают подходящий, дополняют своё, предлагает свой вариант. |
Познавательный центр | Энциклопедия истории создания новогодних игрушек. | На печатной основе с яркими иллюстрациями | На полке. | Рассматривают и читают энциклопедию. |
Познавательный центр | Коллекция новогодних игрушек | Из различных материалов: фарфор, дерево, бисер, пластик. | В шкатулке. | Рассматривают, обследуют. |
Познавательный центр | Коллекция упаковочного материала | Деревянная, пластиковая, бумажная, картонная. | На полке | Рассматривают, презентуют, классифицируют. |
Познавательный центр | Значки с изображением дизайнера, мастера, упаковщика | Ламинированные. | На полке | Прикалывают на одежду. |
Конструктивный центр | Пазлы с изображением новогодних игрушек. | Ламинированные, среднего размера. | В пластиковом контейнере | Складывают. |
Конструктивный центр | Бисер, бусины, пайетки, фетр, соленое тесто. | Пластиковые. | В малых пластиковых контейнерах | Рассматривают, используют в творчестве, приклеивают к заготовке, складывают по размерам и цветам. |
Конструктивный центр | Наборы для бисероплетения и рукоделия | Пластиковые. | В малом пластиковом контейнере | Рассматривают, используют в творчестве, сортируют по цветам и форме, нанизывают, плетут, приклеивают. |
Конструктивный центр | Фартуки, колпачки, нарукавники | Плащевые. | На вешалках. | Одевают для ролевой игры. |
Познавательный центр | Лупа с подсветкой | Пластик. | В контейнере. | Одевают на голову и исследуют. |
Изобразительный центр | Заготовки новогодних игрушек. | Соленое тесто, пластик, бумага, фетр, картон. | В 3х ярусном малом комоде. | Разукрашивают, декорируют. |
Приложение 1
Загадки про новый год:
- Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ………
- Он приходит в зимний вечер,
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод –
Это праздник …
- Он живет совсем немного,
А сейчас ждет у порога.
Кто в двенадцать к нам войдет?
Ну конечно ……
Загадки о новогодних игрушках:
- Зимой, в часы веселья,
Вишу на яркой ели я
Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные…..(игрушки)
- На елке все, что хочешь, есть:
Игрушек там – не перечесть.
Конфеты, дождик и хлопушки,
Гирлянды, звезды и верхушка.
Среди блестящей мишуры
Сверкают круглые …. (шары)
- Колесико простое
Стало лентой витою. (серпантин)
- И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая
Пятикрылая ….. (звезда)
- У гирлянды есть сосед.
Он в хвойной зелени сверкает
И новогодней встречи свет
Стеклянным боком отражает. (елочный шар)
Приложение 2
Правила дидактической игры «Новогодняя елочка с игрушками»
Эта развивающая игрушка выполнена в виде «новогодней елочки», на которой присутствуют различные сочетания игровых элементов. Она поможет в игровой форме развивать мелкую моторику, развивать логику, изучать цвета и формы, осваивать счет, знакомиться с различными вариантами застежек.
Варианты использования игры:
- «Наряди елочку». Новогодние игрушки съемные, крепятся на пуговицы(петля воздушная и прорезная).
- «Подбери цвета». На елке нашиты разноцветные пуговицы. По заданию нужно надеть игрушку определенного цвета на пуговку такого же цвета. Игрушки разные.
- «Веселый счет». Можно посчитать игрушки, поговки на елке, веточки ели. На верхушке расположены макушка и звезда.
Приложение 3
Литература
1. Веракса, Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 335с.
2. Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности/ Н.В. Шайдурова// Творческий центр. – М., 2008.
3. Дыбина, О.В. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты/ О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина// Вектор науки Тольяттинский госсударственного университета. – 2014. – №1.
4. Сидякина Е.А. Конструкторское бюро: учебно-методическое пособие/Е.А. Сидякина, Е.А. Колосова, В.М. Калинкина; под ред. О.В. Дыбиной. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015. – 96 с.
Источник