Развитие концентрации у ребенка 9 лет

Развитие концентрации у ребенка 9 лет thumbnail
Как развить концентрацию у ребенка

Рейтинг
56

Плохая концентрация – плохая успеваемость, поэтому родителям важно научить ребенка концентрироваться

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Отсутствие концентрации – распространенная проблема среди детей. Их внимание настолько непостоянно, что даже новые игрушки привлекают их всего несколько часов.

Ситуация становится хуже, когда родители заставляют ребенка выполнять различную деятельность (например, учить уроки), которая требует умственных усилий и концентрации. Но, если ребенок не может сосредоточиться, это еще не значит, что он страдает какими-либо расстройствами обучения (такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Рассмотрим основные причины плохой концентрации у детей и попытаемся разобраться, как родители могут помочь ребенку решить эту проблему. Прежде всего, следует выяснить, действительно ли ребенок не может сосредотачиваться.

Признаки плохой концентрации у детей

У ребенка, имеющего проблемы с концентрацией внимания, могут проявляться некоторые из таких признаков:

  • ребенок не может усидеть на одном месте и легко отвлекается;
  • он часто теряет вещи и неорганизован;
  • он имеет трудности с обучением и запоминанием;
  • он не может сосредоточиться, чтобы выполнить домашнее задание;
  • он постоянно «витает в облаках»;
  • у него плохой почерк по сравнению со сверстниками;
  • он бывает агрессивным или капризным;
  • у него плохо развиты двигательные навыки (например, он плохо бегает или прыгает).

Причины низкой концентрации у детей

1. Недостаточный сон. Детям требуется 8–10 часов сна каждый день, в зависимости от возраста. Если ребенок привык ложиться спать поздно, измените эту привычку и установите для него распорядок. Помогите ребенку ложиться спать раньше, чтобы он получал больше времени на сон.

2. Стресс в семье. Что вызывает стресс у ребенка? Это может быть что угодно – от школы до семейных неприятностей. Чрезмерное давление на ребенка, наставления, чтобы он хорошо учился, занимался спортом и т. д., семейные ссоры и недостаток родительского внимания – все это может быть причиной стресса. Постарайтесь не давить на ребенка и избегайте споров в семье.

3. Неправильное питание. Плохое питание, в частности, употребление продуктов с высоким содержанием сахара и жиров, часто приводит к плохой концентрации. Ребенку хорошо подойдут яйца, цельнозерновой хлеб, молоко, курица, мясо, рыба. Не давайте ребенку кофе, энергетических напитков и вредной пищи.

4. Сложные задачи. Ребенок обычно отказывается выполнять задачи, которые кажутся ему слишком трудными. Сложность задачи определяется возрастом ребенка. Поэтому не давайте своему ребенку слишком сложной работы или задач, которые он не в состоянии понять.

Отдых, здоровый сон и сбалансированное питание помогут решить проблему концентрации у ребенка.

Как развить концентрацию у ребенка

Рассмотрим еще несколько способов, которые помогут ребенку сфокусироваться:

1. Наблюдайте за ребенком

  • сядьте сбоку от ребенка и наблюдайте за ним, когда он играет, разговаривает или читает. Смотрите на выражение его лица и попытайтесь понять, что его интересует;
  • поговорите с воспитателем или учителем ребенка. Поскольку учитель часто взаимодействует с ребенком, он может дать вам много ценной информации;
  • не ругайте ребенка, будьте терпеливы к нему и постарайтесь его понять.

2. Сведите до минимума отвлекающие факторы

Дети не умеют фильтровать шум. Поэтому вам нужно создать подходящую атмосферу, чтобы дать ему сосредоточиться.

  • если ребенок занимается чем-то рядом с вами, не разговаривайте по телефону и не смотрите телевизор;
  • покажите ребенку хороший пример. Установите «спокойное время», во время которого вы читаете книгу или занимаетесь чем-то, пока ваш ребенок учит уроки. Ваш пример будет мотивировать его сделать свою работу лучше.

3. Уменьшайте время, которое ребенок проводит перед монитором

Вместо того чтобы позволять ребенку играть в компьютерные игры, лучше играйте с ним в традиционные игры:

  • покупайте ребенку игры, которые в веселой форме развивают творческое мышление;
  • выделите ребенку определенное время, когда он сможет смотреть телевизор или сидеть за компьютером. Так вы сможете контролировать время, которое он проводит перед монитором;
  • показывайте ребенку пример: меньше смотрите телевизор и меньше используйте мобильный телефон.

4. Устанавливайте цели

  • цели должны быть достижимыми;
  • разделите время учебы ребенка на несколько категорий;
  • создайте расписание для всех дел: игры, учебы, хобби и т.д.;
  • давайте ребенку символическое вознаграждение, когда он хорошо выполняет задания в течение недели или месяца.

5. Давайте ребенку ежедневные обязанности

  • давайте ребенку простые ежедневные обязанности, требующие от него порядка;
  • поручайте ребенку дела, соответствующие его возрасту (например, сервировка стола, помощь в приготовлении пищи, сортировка вещей после стирки и т. д.);
  • если у вас дома есть библиотека, попросите ребенка расставить книги в алфавитном порядке;
  • регулярно давайте ребенку новые задачи, чтобы он не потерял интерес.

6. Разделяйте большие задачи на меньшие

Иногда большие задачи пугают детей.

  • ребенку будет легче, если вы разделите большую задачу на несколько мелких;
  • ребенок не почувствует себя обремененным, если будет выполнять задачи, не занимающие много времени. Если ребенок выглядит растерянным, когда ему предстоит прочитать главу из учебника, давайте ему читать по странице или по нескольким абзацам.

7. Цените ребенка и давайте ему вознаграждение

  • ребенок должен быть мотивирован выполнять задачи;
  • он должен чувствовать себя способным выполнить задачу. Это сохраняет его мотивацию и сфокусированность на том, чтобы выполнить задачу как можно лучше;
  • когда вы видите, что у ребенка получается лучше выполнять свою работу, дружественно похлопайте его по плечу или придумайте какое-то символическое вознаграждение.

8. Обратитесь за помощью к школьному психологу

Школьный психолог, работая с ребенком во внеурочное время, может научить его концентрироваться. Вам также следует присоединиться к этим занятиям, чтобы из первых уст узнать способы развития концентрации.

9. Проверьте наличие у ребенка расстройств обучения

  • обратитесь к детскому психологу, чтобы он провел диагностику;
  • диагностика поможет понять причину плохой сосредоточенности ребенка, потому что последняя не всегда связана с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
  • для повышения концентрации одни дети нуждаются в медикаментозном лечении, другие – в консультациях психолога, а третьи – просто в благоприятной обстановке.

10. Поддерживайте физическую активность ребенка

Исследования показывают, что подвижные игры и занятия (бег, езда на велосипеде, футбол и т.д.) полезны не только для физического развития, но и для психики ребенка. Эти занятия помогают ребенку лучше концентрироваться на том, что он делает.

11. Выполняйте дыхательные упражнения

Достаточное количество кислорода помогает мозгу правильно функционировать. Для этого выполняйте вместе с ребенком дыхательные упражнения:

  • делать упражнения можно в комнате, возле окна, на террасе или в саду;
  • попросите ребенка лечь на спину. Положите ему на живот мягкую игрушку. Затем попросите ребенка сделать глубокий вдох и поднять игрушку настолько высоко, насколько он сможет, не касаясь ее руками. Если игрушка поднимается высоко, это означает, что в легких много воздуха.

12. Занимайтесь йогой

Некоторые упражнения из йоги способны повысить концентрацию у детей. Они также улучшают осанку, снимают напряжение и расслабляют ребенка.

13. Используйте веселые занятия, чтобы повысить сосредоточенность ребенка

Ребенок будет больше концентрировать внимание на тех занятиях, которые кажутся ему веселыми:

  • проводите свободное время и выходные, играя с ребенком в веселые игры;
  • ребенку хорошо помогает повысить концентрацию раскрашивание рисунков.
Читайте также:  Роль цифр в развитии ребенка

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.67 из 5 на основе
12 оценок.

Развитие ребенка
14.06.2018

Источник

«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» – родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?

О концентрации внимания.

Концентрация внимания – это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.

При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).

К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.

Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.

Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них – это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.

Второй тип – это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.

Например – шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?

4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?

5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.

Как тренировать концентрацию внимания у детей?

Требовать внимания.

Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример – если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.

Слушайте внимательно.

Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах…» – то мягко верните малыша к теме обеда.

Будьте точными и не делайте поблажек.

Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри – здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».

Много практикуйтесь.

На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.

Источник

Яндекс. Картинки

⚠️ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!⚠️
У Вашего ребенка ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ!!!???? Родители сразу начинают оправдываться: “Да что Вы, доктор!? Мы и так всё своё время и внимание ему уделяем!!”

????Я, собственно, и не об этом???? ❗Синдром гиперактивности с дефицитом внимания, пожалуй, самый распространённый синдром при Резидуально-органическом поражении ЦНС. Но я о нем сегодня не буду говорить. (если Вам интересно, в конце будут ссылки на статьи о СДВГ).

Сегодня я хочу сделать акцент на диагностике и коррекции внимания вашего ребенка. Метод очень простой, С которым справится любой родитель.

⭕Итак, таблицы Шульте.

Эти таблицы вы можете скачать в интернете или сделать сами в любом текстовом документе (в крайнем случае, нарисовать рукой).

✅Для кого этот метод: для детей от 6 лет. Ребенок должен бегло считать до 25 и знать, как эти числа пишутся. Если вы практикуете на дошкольнике, то не стоит спешить с выводами, если он табличку делает дольше, чем положено по нормам ( о них ниже), у дошкольников познавательные процессы в большинстве своем непроизвольны и они не умеют организовывать себя и свое внимание. Но это не повод отказываться от таблиц, они отлично подойдут для тренировки произвольности внимания.

✅ Вам нужно иметь от 5 таблиц, в каждой из которых расположены в беспорядке числа от 1 до 25.

Читайте также:  Порядок рождения ребенка в семье как фактор развития его личности

✅Ребенок должен НАЙТИ, ПОКАЗАТЬ И НАЗВАТЬ числа в возрастающем порядке, начиная с единицы.

✅У вас должен быть наготове секундомер. Измерьте время, за которое проходит ваш ребенок табличку до 25. Подряд вы даете 4 таблицы.

✅ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: в норме на каждую таблицу тратится не больше 60 секунд.

❗Если ребенок первую табличку сделал быстро, а на последующих таблицах затраченное время увеличивается – это говорит о быстрой утомляемости и истощаемости психических процессов. Важно запомнить, что истощаемость не лечится упражнениями на развитие внимания. Здесь нужно подключать невролога

❗Если все четыре таблички сделаны в одном темпе и затрачено приблизительно одинаковое время, тогда у вас все в порядке

❗Если первая табличка сделана за большее время, а на остальные ребенок затратил меньше времени, это говорит о хорошей обучаемости ребенка.

❗Если цифры колеблятся (то быстро, то медленно), это говорит о неустойчивости внимания, о колебаниях продуктивности, которые будут сильно влиять на успеваемость в школе. это дети из цикла “То пятёрка, то двойка” .

Это была диагностика. Теперь о том, как тренировать внимание. Таблицы Шульте – это универсальная и простая методика развития всех свойств внимания (концентрация, объем, переключаемость, распределяемость).

Если в течение месяца ежедневно в быстром темпе выполнять по 4-5 таблиц, то к тренировке внимательности Вашего ребенка бонусом Вы получите увеличение скорости восприятия информации, расширение периферийного зрения, увеличение скорости чтения.

А теперь я упрощу Вам задачу, не нужно искать таблички в просторах интернета, скачивайте и распечатывайте картинки прямо отсюда:

P.S. Если Ваш ребенок в силу возраста не готов к таким табличкам, Вы можете давать ему упрощенные таблицы Шульте с ячейками 3Х3 или 4Х4 (счет до 9 или до 16).

Ссылки на статьи о СДВГ:

Эти страшные буквы СДВГ

Простая диагностика гиперактивности

Позитивное воспитание спасет мир

Источник

???? время чтения: 12 мин

Вы тоже думаете, что маленькие дети не способны концентрироваться, и что концентрация внимания появляется у них к школьному возрасту? Действительно, это довольно распространённое мнение, как в обывательских, так и в педагогических кругах. Но так ли это на самом деле? Действительно ли маленькие дети не способны к концентрации внимания?

Ещё в самом начале существования Casa De Bambini в Риме Мария Монтессори заметила, что дети уже в раннем возрасте проявляли концентрацию внимания, что по всем канонам педагогики того времени считалось невозможным вплоть до школьного возраста.

История с деревянными цилиндрами

Однажды Мария Монтессори наблюдала за трехлетней девочкой, работающей с деревянными цилиндрами, которые нужно было вынимать и вставлять обратно в соответствующие по размеру ячейки. Монтессори была изумлена тем, насколько сосредоточена была девочка на своём занятии. Ребёнок настолько отрешился от окружающей обстановки, что не замечал ничего вокруг. Мария Монтессори не могла поверить своим глазам.

Описывая этот случай в своей книге «Секрет Детства» она писала:

«Это казалось мне ненормальным. Это было нормальным, но я изучала психологию того времени, которая считала, что маленькие дети неспособны концентрироваться»

Девочка, казалось, не замечала поющих и марширующих вокруг неё детей и продолжала повторять упражнение с цилиндрами. Даже когда Мария Монтессори подошла к ней, подняла её вместе со стулом и поставила стул на стол, девочка продолжала свои действия. По подсчётам Марии Монтессори девочка повторила упражнение сорок два раза. Затем эта девочка вдруг остановилась и с улыбкой на лице и блеском в глазах осмотрелась по сторонам.

Для Марии Монтессори это было открытием. Это развеяло существовавшее в обществе убеждение, что маленькие дети не способны к концентрации внимания. Вновь и вновь она наблюдала за детьми, работающими с материалами, и видела, что случай с девочкой не был исключением. Дети показали ей, что концентрация внимания присуща им с раннего возраста. А также то, что она является ключом к гармоничному развитию ребёнка. Это открытие привело Марию Монтессори к другим важным открытиям, которые и легли в основу её метода.

Способность к концентрации дана природой

Дети приходят в этот мир со способностью концентрироваться, эта способность заложена в них самой природой от рождения. Ведь природа очень мудра, она даёт ребёнку те способности, которые фундаментальны для его развития и закладывает внутреннюю программу развития этой способности. Поэтому дети, следуя своей природе и внутренней программе развития, с раннего возраста выискивают возможности для деятельности, которая бы позволяла им развивать эту важную способность.

Но вот только внешний мир с его суетой, гиперстимуляцией органов чувств, бессмысленными электронными игрушками, непониманием со стороны взрослых не всегда позволяет ребёнку следовать этой программе. Ребёнок, не получающий возможностей для концентрации и, соответственно, для следования природой заложенной программы развития, накапливает внутри себя недовольство и чувство бессилия (естественно он не отдаёт этому отчёт), которое в итоге может проявляться как в виде злости, так и в виде апатии. Поэтому понимание потребности ребёнка в деятельности, ведущей к концентрации, и создание соответствующих условий имеет наиважнейшее значение.

В чём важность концентрации внимания?

Достижения современной нейронауки продемонстрировали, что на наш мозг в каждый момент обрушивается буквально миллионы бит информации, поступающих через органы чувств из окружающего мира. Внимание – это сила, которая позволяет организовать и упорядочить эти процессы, и, подобно лазерному лучу, сосредотачивать энергию человека на чем-то. Без навыков концентрации внимания, ум ребёнка представляет собой постоянно колеблющееся поле беспорядочно входящей сенсорной информации, эмоций, мыслей, импульсов, желаний.

Состояние умиротворения и счастья

Знаменитое высказывание Марии Монтессори по поводу концентрации внимания звучит следующим образом:

«Ребёнок, который концентрируется, беспредельно счастлив»

В моменты концентрации внимания, по наблюдениям Марии Монтессори, большинство детей успокаиваются, их «нервная система отдыхает». Руки ребёнка работают, происходит огромная внутренняя работа, незаметная для наших глаз, но эта работа не утомляет ребёнка, а делает его удовлетворённым, умиротворённым и радостным. Словно на уровне души, ребёнок знает, что то, что он пережил в этот предыдущий момент, бесценно для него и это внутреннее знание делает его счастливым.

Ярким подтверждением наблюдениям Марии Монтессори, являются исследования современного психолога Ми́хай Чи́ксентмихайи, знаменитого своими исследованиями счастья, благополучия и креативности.

Ми́хай Чи́ксентмихайи изучал состояние, которое он назвал «потоковым состоянием» или «потоком», напоминающем Дзэн состояние полного единения с деятельностью и ситуацией.

«Внимание настолько совершенно, что я забываю о времени, о своем теле, об окружении, о других людях. Я ничего не осознаю, кроме своих рук»

В результате своих исследований автор пришёл к заключению, что «потоковое состояние» обеспечивает чувство полного удовлетворения, внутренней радости и наполненности смыслом и что человек наиболее счастлив, когда он пребывает в этом особом состоянии «потока». По сути, то же самое, что говорила Мария Монтессори, просто другими словами.

Объединение разума, тела и духа

В момент концентрации внимания происходит объединение духа, разума и тела. Когда все эти три энергии объединяются, ребёнок не только становится счастливее и гармоничнее, но и способен более ясно слышать свой внутренний голос (внутреннего учителя). Именно с того момента, как ребёнок открывает для себя концентрацию внимания, запускается его внутренняя программа к самосозданию. Такому ребёнку легче следовать природным законам развития и развиваться в соответствии со своим потенциалом.

«Концентрация – это ключ, открывающий ребёнку скрытые внутри него сокровища. В силу того, что происходит объединение разобщённых аспектов его личности, на смену беспорядку приходит порядок, и прерванная работа по созданию себя возобновляется, как изначально было задумано природой»

Формирование характера

В результате концентрации, происходит объединение внутренних созидающих энергий ребёнка, соединение с подсознанием, и это соединение становится точкой отправления к построению личности.

«Когда ребёнок концентрируется, его характер меняется. Как будто он снял маску»

Целенаправленные действия с предметами (или как их называют в Монтессори-среде «материалами»), которые способствуют концентрации внимания, способствуют повторению этих действий. Повторение же действий не только ведёт к формированию каких-то навыков (практических как, например, застёгивание пуговиц или интеллектуальных, как например, способность сравнивать, различать), но и качеств характера. Формируется терпение, настойчивость, а затем и самоконтроль и внутренняя дисциплина. А ценность этих качеств невозможно переоценить.

«Без концентрации внимания ребёнком управляют окружающие предметы. Его притягивает каждый предмет, и он перепрыгивает с одного на другой. Но как только его внимание фокусируется, он становится хозяином себя и может управлять своим миром»

Концентрация – фундамент для учения

Способность к учению является важной в современном, постоянно меняющемся мире, к котором нужно приспосабливаться и постоянно учиться чему-то новому.

Способность к концентрации внимания – важнейшее условие обучаемости. Учится ли ваш малыш завязывать шнурки, наливать воду в стакан, мыть посуду, писать буквы или совершать математические операции, без концентрации внимания не обойтись. Концентрация является необходимым условием для формирования навыков, умений и усвоения знаний.

Читайте также:  Жан пиаже концепция развития ребенка

Получив достаточно возможностей для развития концентрации с самого раннего детства, ребёнок будет легко и быстро обучаться всему, что ему нужно в жизни. А это залог успеха в жизни в будущем. Ведь именно способность легко обучаться так необходима нашим детям в эпоху, когда новые знания появляются с такой стремительной скоростью.

Как проявляется концентрация внимания?
Для того, чтобы мы могли помочь ребёнку в развитии концентрации внимания, нам в первую очередь нужно понимать как проявляется концентрация у ребёнка и уметь распозновать её.

Концентрация внимания может проявляться по-разному, в зависимости от возраста и даже индивидуальных особенностей. У 4-летнего ребёнка проявления концентрации несколько иные, чем у годовалого или 2-летнего ребёнка. Но в качестве общих признаков можно привести следующие (свойственные детям в возрасте 2.5-6 лет):

— сосредоточенное, сфокусированное внимание на предмете или действии с предметом.
— целенаправленные движения рук и приостановка ненужных для выполнения дейтвия движений.
— повторение действия.
— увеличивающаяся точность выполнения действия в результате повторения действия.
— проявление недовольства, если кто-то прерывает концентрацию.
— явные признаки радости после завершения действия.

Концентрация внимания у маленьких детей по теории Монтессори

Хотелось бы отметить, что у некоторых детей и даже у того же самого ребёнка в разные периоды развития, концентрация может проявляться по-разному. Иногда, ребёнок продолжает какие-то движения, непосредственно не участвующие в действии над предметом. Например, ребёнок продолжает размахивать ногами под столом, при том, что он сконцентрирован на построении пазла на столе.

У детей помладше, находящихся в периоде активного усвоения речи, можно заметить, что их сосредоточенность прерывается, если они слышат чью-то речь. В такой момент они приостанавливаются в своей деятельности, их внимание переходит на слушание речи, после чего они могут снова вернуться к своей деятельности, как ни в чём ни бывало. Вызвано это тем, что в этот период идёт активное усвоение языка, и потребность слышать человеческую речь настолько сильна, что всё остальное может немного подождать.

Следует различать обычную занятость ребёнка от истинной концентрации внимания. Большую часть времени ребёнок занят чем-то, но далеко не всегда эта занятость сопровождается концентрацией внимания.

Занятость не есть концентрация внимания

Например, малыш, прилипший к телевизору или телефону или какой-нибудь электронной игрушке, вроде бы фокусирует своё внимание и занят: он прекращает хаотичные движения, у него появляется желание повторения, и возникает недовольство, если кто-то пытается отвлечь его.

Но!

Замирание ребёнка у телевизора или планшета не есть концентрация внимания!

Такое пассивное времяпрепровождение приводит ребёнка скорее к состоянию зомби, чем того самого потока, о котором мы говорим в этой статье. Поэтому, не следует путать состояние концентрации, возникающее в активной деятельности с предметами с состоянием полугипноза, возникающим у ребёнка при просмотре телевизора, планшета и других подобных устройств.
Концентрация внимания появляется, когда ребёнок занят деятельностью, которая вовлекает его интеллектуальные и физические силы.

Условия для развития концентрации внимания

Мария Монтессори на основе наблюдений за детьми пришла к следующим выводам:

«Он (ребёнок) должен обнаружить как концентрироваться, а для этого ему нужны предметы, на которых он мог бы концентрироваться. Это свидетельствует о важности окружающей обстановки, так как никто извне не может вызвать в нём концентрацию. Только он сам может организовать свою психическую энергию»

То есть для того, чтобы ребёнок мог проявить заложенную от природы способность и развивать её, окружающая среда должна предоставлять ребёнку возможность деятельности, а также предметы, которые бы способствовали концентрации. Важно понять, что именно в активной деятельности, в работе руками, ребёнок входит в то самое состояние потока или концентрации внимания, настолько важного для его развития и душевного состояния.

Итак, подведём итоги

Концентрация внимания – важнейшая основа в развитии ребёнка. Она лежит в основе любого учения, важна для формирования качеств характера и для развития счастливой гармоничной личности. Концентрация внимания – это способность и, как любая способность, может и должна развиваться. Концентрация внимания есть дар природы, способность, данная малышу с рождения, но которая нуждается в развитии.

Ребёнок естественным образом, следуя внутреннему учителю, стремится найти такую деятельность, в процессе которой у него проявится и будет развиваться концентрация внимания. Но для этого для ребёнка необходима определённая среда, доступ к интересующей его деятельности и взрослый, понимающий процессы, происходящие в ребёнке и не мешающий этим процессам.

Юлия Бортко

Если вам понравился пост, дайте мне знать об этом – жмите ???????? , так вы поддержите мой канал ????

Подписывайтесь на Mandarina Mam , чтобы не пропустить свежие публикации

Следите за обновлениями в моём в БЛОГЕ о материнстве и воспитании

и в ИНСТАГРАМ – только личное: жизнь нашей IT-семьи

Вступайте в мою группу в ВК – там много полезного и интересного для мам и детей

❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ °

Источник