Развитие компонентов двигательной сферы ребенка

Ольга Прокулатова
Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности

«Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности

в аспекте интеграции специалистов

дошкольного учреждения»

Слайд 1.

Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей.

Нарушение речевой функции – это одно из нарушений, существенно сказы-вающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом в трудах Павлова И. П., Эльконина Б. Д. отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды.

Исследованиями таких ученых как:Выготский Л. С., Дворкин П. С., Карпова Н. В. показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка.

В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной функциональной системой.

Слайд 2.

Актуальной проблемой в настоящее время является тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии.

Слайд 3.

Успешное преодоление этих нарушений у детейвозможно только при ком-плексном подходе всех специалистов учреждения: интеграции деятельности инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей, старшей медсестры, врача-педиатра.

Важным является и тот факт, что средства и методы обучения физическим упражнениям, используемые в детских садах общеразвивающего вида, не могут быть в полной мере перенесены в систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, коррекция недостатков двигательной сферы может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушением речевой функции и интеграции деятельности всех специалистов.

В нашем учреждении функционирует две группы старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Слайд 4.

Проблемы

1. Тенденция к увеличению количества детей со сложными комбинирован-ными диагнозами.

2. Необходимость совершенствования работы по интеграции специалистов в коррекционной работе для детей с ОВЗ.

Слайд 5.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования А. А. Леонтьева, А. Р.Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детейс речевыми недостатками отмечается:

– нарушение общей и мелкой моторики;

– заторможенность;

– повышенная утомляемость;

– нарушение координации;

– отставание в возрастныхпоказаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Анализ результатов диагностики двигательной сферы детейс ограни-ченными возможностями здоровья показывает:

– нарушение произвольной регуляции;

– недостаточная координированность и четкость произвольных движений;

– нарушение моторной сферы;

– слабые силовые качества.

Слайд 6.

Учитывая актуальность вопроса развития и коррекции двигательной сферы старших дошкольников,мы определили цель предстоящей работы:

Развитие психомоторных систем ребенка средствами выразительного движения, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Слайд 7.

Для достижения данной цели нами были определены следующие задачи:

1. Разработать технологию коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет с ОВЗ в аспекте интеграции деятельности специалистов нашего детского сада.

2. Обобщить систему интегрированных занятий, направленных на коррекцию двигательной сферы детей в группах компенсирующей направленности.

3. Формирование оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных, речевых, психических способностей воспитанников.

Для реализации технологии коррекции детей определили основные направления работы:

1. Комплексная диагностика

2. Коррекционно-развивающая работа всех специалистов детского сада

3. Консультирование специалистов, родителей

4. Определение эффективности коррекционно-развивающей работы.

Слайд 8.

Основные этапы реализации работы

1 этап Диагностический

Диагностический этап включает:

1. Первичная диагностика (сентябрь, старшая группа)

– Особенности двигательной сферы детей

– Особенности развития речи

Комплексная оценка психофизического развития детей всеми специалистами

– Обогащение специалистов знаниями из образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

– Разработка всеми специалистами индивидуального коррекционного маршрута сопровождения ребенка

2. Промежуточная комплексная диагностика (май, старшая группа)

– Углубленная диагностика речевой и двигательной сферы проблемных детей

– Объективная оценка продвижения детей

– Коррекция индивидуальных маршрутов

– Разработка рекомендация для педагогов и родителей по обеспечению интегративного подхода в коррекции двигательной сферы детей

3. Итоговая диагностика через интегрированные занятия (май, подготови-тельная группа)

– Оценка эффективности технологии коррекции двигательной сферы через интеграцию деятельности всех специалистов

– Систематизация базы данных структурных отклонений психофизического развития детей и индивидуальных маршрутов сопровождения детей всеми специалистами

– Понимание роли каждого специалиста в минимизировании проблем развития детей

На диагностическом этапе работы использую диагностические методики программы «Детство», которые нацелены на исследование отдельных компонентов движения.Среди них: статическая и динамическая координация; скорость (быстрота движений); ритмичность движений; мелкая моторика. Для более расширенной диагностики двигательной сферы детей мы используем диагностические задания на определение уровня развития общей моторики и ориентировки в пространстве.

Слайд 9.

2 этап Коррекционно-развивающий

Системообразующей единицей работы по коррекции двигательной сферы детей мы определили комплексно-тематическое планирование интегрированных занятий, ведущим принципом которого является интеграция познавательно-речевой и физической деятельности детей.

Данные занятия проводятся 1 раз в месяц и являются итогом всей коррекционно-педагогической работы с детьми за этот период времени. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их планированием и разработкой работают все специалисты детского сада.

Слайд 10.

Структура интегрированного занятия включает 7 частей:

1) вводная беседа и разминка.

2) артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия;

3) упражнения на развитие координации речи с движением;

4) лексико-грамматические игры;

5) упражнения на развитие двигательных умений и навыков;

6) подвижные и малоподвижные игры;

7) релаксация.

Необходимо выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий:

-четкость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь закрепляемого материала разделов программы на каждом занятии;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

-большая информативная ёмкость материала, используемого на занятии;

-систематичность и доступность материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Одной из форм проведения таких занятий являются КВЕСТ-ИГРЫ. Квест- это игры, в которых дети ищут различные предметы, разговаривают с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице. Это позволяет развивать ориентировку в пространстве. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.

Слайд 11.

3 этап. Заключительный (результативный)

На заключительном этапе осуществляется итоговая диагностика, которая позволяет выявить уровень сформированности двигательных навыков, и разработать рекомендации.

Слайд 12,13,14,15.

Вся коррекционно-развивающая работа содержит 3 блока

1 блок. Работас детьми

Коррекция двигательной сферы детей осуществляется во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками:

1.Занятия: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные

2. Утренняя оздоровительная гимнастика

3. Подвижные игры и упражнения

4. Спортивные игры и упражнения

5. Игры-эстафеты и игры с элементами соревнования

6. Организованная и самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и в группе

7. Физкультминутки на занятиях

8. Корригирующая гимнастика после дневного сна

9. Музыкально-ритмические движения

10. Логоритмическая гимнастика

11. Физкультурные досуги, развлечения, дни здоровья

12. Интегрированные занятия

13. Дополнительные образовательные услуги

14. Речедвигательная ритмика.

Слайд 16,17.

2 блок. Работа со специалистами

Задача: координация работы всех специалистов детского сада, направленная на коррекцию двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное направлениереализуется в следующих формах деятельности:

1. Малые педсоветы.

2. Психолого-медико-педагогические консилиумы.

3. Консультации.

Слайд 18,19,20.

3 блок. Работа с родителями

Задачи: улучшение понимания родителями особенностей состояния двигательной сферы своего ребенка; развитие умения оказывать физическую помощь своему ребенку в целях осуществления коррекции двигательной сферы ребенка в семье.

Данное направлениереализуется в следующих формах организации:

1. Консультации –практикумы;

2. Привлечение к участию в совместных с детьми мероприятиях;

3. Тренинги, мастер-классы.

Слайд 21.

Результаты

Проведенная нами работа по развитию двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленностипозволяет отметить следующую динамику:

1. Объективное продвижение детей, динамику развития двигательной сферы.

2. Повышение показателей физической работоспособности, выносли-вости, ловкости и психомоторного развития у большинства детей.

3. Активизация речевого развития и речемыслительной деятельности детей с ОВЗ.

4. Улучшение общего состоянияздоровья детей.

5. Повышение педагогической компетенции родителей по созданию условий для коррекции речевой и двигательной сферы детей в се-мье.

Слайд 22.

Выводы

1. Данные сравнительной диагностики показывают эффективность использования разработанной и используемой педколлективом технологии коррекции двигательной сферы детей в аспекте взаимодействия всех специалистов.

2. Достижение положительных результатов в данной работе стало возможным за счет взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

3. Наиболее успешно осуществляется коррекция двигательной сферы на интегрированных занятиях малыми подгруппами детей в зависимости от уровня их психомоторного развития.

4. Внедрение нашей работы в аспекте интеграции деятельности всех специа-листов учреждения помогает в реализации ФГОС в коррекционно-образовательном процессе.

Слайд 23.

Перспективы работы

В дальнейшей своей работе считаем важным, продолжать изучать имеющийся опыт работы по коррекции двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Повышать профессиональную компетентность педагогов детского сада по вопросам интеграции образовательных областей.

2. Продолжать работу с родителями с целью повышения их осознанного заинтересованного включения в коррекционно-развивающий процесс.

Слайд 24. Спасибо за внимание.

Мастер –класс:

Речедвигательные упражнения с использованием степ платформ. –Это упражнение с проговариванием стихотворных строчек на степах.

Игра «Сороконожка»– игра на ритм, темп, внимания.

А сейчас мы вам покажем практическое интегрированное занятие в форме квест-игры с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.

Источник

Андрианова Света
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности

Тема опыта: «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Сведения об авторе: Андрианова Светлана Геннадьевна, средне-специальное, 10 лет (12 лет, 10 лет)

Актуальность.

Сегодня защита физического и психического здоровья дошкольников является одной из приоритетных задач дошкольных образовательных учреждений и организаций. Двигательная активность является средством полноценного физического развития дошкольника.

Двигательная активность – это сочетание различных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных физических упражнениях и занятиях спортом [2, с. 14]. Двигательную активность возможно рассматривать в виде своеобразного континуума осуществляемых индивидом движений (с предметами и без предметов, индивидуально или совместно с другими) [4, с. 13].

Двигательная активность детей дошкольного возраста является необходимым компонентом и условием их общего развития. Развитие двигательной активности выступает необходимым условием и одновременно фактором, стимулирующим развитие не только двигательной, но и таких областей его психики, как когнитивная, эмоциональная и личностная [4, с. 13]. Недостаток двигательной активности приводит к «моторному голоду», отрицательно влияет на физическое развитие, в целом, и на его двигательную подготовленность [3, с. 73].

Основная идея.

Основная педагогическая идея опыта заключается в том, что для оптимальной физической активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, целью которого является удовлетворение естественных биологических потребностей дошкольников в движении, улучшение здоровья, обеспечение овладения двигательными навыками [1, с. 6]. Принцип оптимальности предполагает использование разнообразных средств физической культуры, обеспечивающий своевременное формирование и совершенствование основных движений у дошкольников, а также комплексное развитие двигательных качеств [3, с. 74].

Технология опыта.

В МАДОУ «Детский сад №104» г. о. Саранск, Республики Мордовия осуществляется работа по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Для повышения двигательной активности детского организма в дошкольной образовательной организации разработан режим двигательной активности детей, учитывающий особенности развития ребенка-дошкольника.

Учитывая особенности дошкольного возраста, в котором ведущим видом деятельности является игра, она непосредственно используется для развития двигательной активности детей дошкольного возраста.

В процессе управления двигательной активностью детейуделяется значительное внимание учету индивидуальных особенностей каждого ребенка: для детей с высоким уровнем двигательной активности (гиперактивные дети) используются высокоинтенсивные игры и упражнения; со средним уровнем – игры и упражнения, освоенные ранее во время организованных занятий; с низким уровнем – игры низкой интенсивности.

Для этого планируется и анализируется двигательный режим в течение определенного времени (день, неделя). При разработке двигательного режима дошкольников в течение дня учитывается, что двигательная активность ребенка-дошкольника различается в течение дня. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на первую половину дня с 10 до 12 часов. После дневного сна активные физические упражнения не проводятся. В перерывах между режимными моментами создаются условия для самостоятельной деятельности детей. Ежедневная двигательная активность дошкольника составляет не менее 1 часа, в неделю –

5-6 часов.

Нами определены этапы ежедневного планирования двигательной активности детей: 1-й этап педагогического процесса – «Утро»; 2-й этап – «Прогулка»; 3-й этап – «Вторая половина дня».

Оптимальный двигательный режим в группе дошкольников образовательной организации достигается за счет использования разнообразных форм двигательной деятельности.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительной деятельности, к ней относятся общеизвестные виды двигательных мероприятий: утренняя гимнастика; подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой; гимнастика после сна.

Утренняя гимнастика является одной из важнейших составляющих двигательного режима. Утренняя гимнастика позволяет развивать двигательную активность, создать хорошее настроение у детей, повысить эмоциональный и мышечный тонус и активизировать дальнейшие занятия, закрепить двигательные навыки и способности. Она проводится ежедневно перед завтраком в течение 10-12 минут на улице или в помещении, в зависимости от погодных условий.

Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей дошкольного возраста включают: упражнения без предметов;упражнения с предметами: с обручем, с флажками, с мячом большого диаметра, с кубиками, с косичкой (короткий шнур). Утренняя гимнастика для детей проводится в игровой форме и сопровождается музыкой. В заключительную часть утренней гимнастики включаются скороговорки и чистоговорки, игры-массажи.

На прогулке (утренней или вечерней) как одном из важных режимных моментов дети могут полностью реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко выражены особенности двигательной активности детей. Во время прогулки предварительно планируется работа над развитием движений дошкольников таким образом, чтобы обеспечить целостность, последовательность в представлении всех программных материалов, а также повышать двигательную активность детей. Во время прогулки используются упражнения по основным видам движений (бег, ходьба, прыжки, сетка, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий, спортивные упражнения, элементы спортивных игр. Для активизации двигательной активности детей во время прогулок используются разные методики: рациональное использование оборудования для физической подготовки (минимум оборудования, чтобы добиться максимума обыгрывания ситуаций); включение разных способов организации двигательной активности детей (линия, группа, смена, круговая тренировка, индивидуальная); краткое объяснение задач и наглядная демонстрация упражнений; использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор метода выполнения действий, постановка вопросов, создание поисковых ситуаций; вариативность двигательных игр, способы их усложнения. В целях насыщения прогулки в ее структуру вносятся наблюдения и дидактические задания, совместные с воспитателем трудовые действия и подвижные игры («Быстро возьми», «Передал – садись», «Хитрая лиса», «Ловишка, бери ленту», «Ключи», «Успей поймать», «Бери скорее», «Мяч в обруч», «Стоп», «Эстафета парами» и др.).

Физкультурные минутки проводятся в рамках непосредственно-образовательной деятельности для уменьшения усталости и снятия статического напряжения. Продолжительность каждой составляет 2-3 минуты. Нами проводятся физкультминутки в форме общих развивающих упражнений (движения головы, рук, туловища и ног, подвижных игр, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутки часто сопровождается текстом, связанным с ее содержанием.

Оздоровительная гимнастика после сна помогает организму ребенка проснуться, улучшить настроение, повысить мышечный тонус и обеспечить необходимый уровень двигательной активности во второй половине дня. Комплекс оздоровительной гимнастики для детейсостоит из нескольких частей:разминка в постели: игра «Глазки открываем – просыпаемся»;выполнение простого самомассажа: гимнастика пальцев, самомассаж «Не хотим болеть»; выполнение упражнений в кроватках (игровые дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой);выполнение упражнений у кроваток: упражнение «Море волнуется раз….», ходьба на месте, с перекатыванием с пятки на носок, с носка на пятки;пробежки по массажным дорожкам: ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др. Длительность каждого отдельного элемента в комплексе оздоровительной гимнастики составляет 2-3 минуты. Главное правило проведения – исключить резкие движения.

Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.На занятиях физической культурой используется система индивидуальных и групповых занятий: классические, игровые, тренировочные, сюжетные, самостоятельные занятия ритмическая гимнастика, занятия серии «изучаем свое тело». Это способствует снижению монотонности, скуки, сами движения и игры доставляют ребенку удовольствие. Занятия по физическому воспитанию проводятся в хорошо проветриваемом помещении три раза в неделю, продолжительность которого предназначена для детей младшего возраста – 15 минут, для старших – 30 минут.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит, прежде всего, наличие развивающей предметно-пространственной среды.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. В группе представлены игрушки, пособия, оборудование, способствующие развитию двигательной активности детей (коляски, лошадки, мячи, надувные игрушки и т. д.). Они размещены в непосредственном доступе. В группе имеются картотеки подвижных игр, физических упражнений, физкультурных минуток, комплексы дыхательных, пальчиковых, корригирующих гимнастик, закаливающих мероприятий. Необходимое спортивное оборудование и инвентарь оказывают стимулирующее воздействие на самостоятельную двигательную деятельность детей.

Также в перерывах между режимными моментами детям предлагается в игровой деятельностиряд подвижных игр в условиях группы: «Веселые танцы», «Веселая дорожка», «Гигантские шаги», «Займи свое место», «Достань до…», «Путаница», «Пройди по стенке» и др. ;игры-пантомимы между занятиями: «Утренняя гимнастика», «Умывание», «Одевание», «Игры со снегом» и др. Дополнительно детям предлагаются разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения; организовать знакомые подвижные игры, привлекая при этом других детей. Подвижные игры и игры-пантомимы в течение дня составляют 20-30 минут.

Особое место в системе развития двигательной активности дошкольников занимают физкультурные досуги (большие и малые тематические игры здоровья «Здравиада», «Веселые старты», проводимые 1 раз в месяц и физкультурные праздники («Тропинка к здоровью», «Ай, болит», проводимые 2 раза в год.Также проходят совместные спортивные досуги с родителями: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Семейные старты».

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Основа жизни в движении», «Двигательная активности дошкольника», «Зимняя прогулка» и т. д.).

Результативность опыта.

Организованная образовательная работа с детьми дошкольного возраста по развитию двигательной активностипозволяет добиваться: повышения физической активности до оптимального уровня; повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности; воспитания у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий; стабильной динамики повышения уровня развития физических качеств; эмоционального раскрепощения детей.

Список литературы.

1. Абрамов, Н. Н. К вопросу развития двигательной активности старших дошкольников / Н. Н. Абрамов //Мир детства в современном образовательном пространстве : сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов / редкол.: И. А. Шарапова [и др. ]. –Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2015. – Вып. 7. – С. 5–7.

2. Агеева, Г. Ф. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возрастасредствами физического воспитания : автореф. дис.. канд. пед.наук : 13.00.04 / Агеева Гульназ Фаритовна; Поволж. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. – Набережные Челны, 2013. – 22 с.

3. Мишанина, В. И. Развитие двигательной активности дошкольников / В. И. Мишанина, Е. В. Чернышева //Физическая культура и спорт: воспитание гражданина России. Материалы научной (национальной) конференции / отв. редактор М. А. Правдов. –Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2018. – С. 73–74.

4. Позднякова, Г. П. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. психол.наук : 19.00.07 / Позднякова Галина Павловна; Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ). – М., 2006. – 20 с.

Источник