Развитие компетенций у ребенка в дополнительном образовании детей

Развитие компетенций у ребенка в дополнительном образовании детей thumbnail

Библиографическое описание:

Писнова, О. Ю. Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере дополнительного образования как компонент комплексной дополнительной общеобразовательной программы / О. Ю. Писнова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 168-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7531/ (дата обращения: 17.11.2020).

Предпосылками возникновения новой формы оценивания результативности процесса обучения послужила концепция модернизации образования. В последние годы повышение качества образования достигается за счет общепредметного содержания как компонента образовательного стандарта. Дополнительное образование в данном случае не является исключением и, несмотря на то, что до сих пор не является регламентированным, должно содержать стандарты, характеризующиеся основными элементами общепредметного содержания образовательных стандартов: реальностью объектов изучаемой деятельности, общекультурным содержанием образования, общеучебными умениями, навыками, способами деятельности и образовательными компетенциями.

Именно компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования и является решением появившегося противоречия между необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем из-за увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Дополнительное образование в данном случае не является исключением. Наибольшую сложность здесь представляет нерегламентированность оценивания в дополнительном образовании общепринятых ЗУНов, а тем более — необходимого минимума развиваемых компетенций.

В комплексных дополнительных общеобразовательных программах компетентностный подход может быть раскрыт через описание формирования компетенций средствами содержания образования. При этом, направления развития компетенций могут быть различными: как частными (для каждого модуля комплексной программы), так и условно объединенными в группы (для всей программы).

При проектировании данного компонента комплексной программы необходимо учитывать, что «компетенция» должна отражать заданные требования к образовательной подготовке учащегося, а «компетентность» — уже состоявшееся личностное качество.

В современной педагогике термин «компетентность» рассматривается как совокупность таких понятий, как «подготовленность», «обученность», «воспитанность».

Ключевыми компетенциями (по А. В. Хуторскому) являются ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования. Этот перечень ключевых компетенций представлен в общем виде и может меняться в зависимости от ступени обучения, учебного предмета и образовательной области. Так, например, в дополнительном образовании информационная и коммуникативная компетенции обычно рассматриваются как единое целое.

Как и общепринятые ЗУНы, компетенции формируются различными методами. В таком случае, для педагога представляется широкое поле деятельности, в том смысле, что приемы, используемые при формировании компетенций, могут меняться в зависимости от возраста учащихся, уровня начальных (уже сформированных) компетенций и эмоционально-психологического фона в объединении детей.

Достижение результата образования должно опираться на современные педагогические технологии. Для примера, информационно-коммуникативную компетенцию можно развивать проблемно-поисковыми, логическими методами, через метод проектов, решение ситуационных и информационно-технологических задач. Результатом при формировании информационно-коммуникативной компетенции может стать готовность использования информационно-коммуникативных технологий при решении поставленных задач, готовность стать источником информации в процессе общения и способность анализировать и продуктивно ориентироваться в разнообразном содержании информационных потоков.

Таким образом, при разработке комплексных дополнительных общеобразовательных программ нового поколения этапы формирования компетенций необходимо смоделировать, причем в самой программе они могут быть прописаны различными способами. В так называемой «Модели выпускника» прописываются компетентности, т. е. владение (обладание) человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение с точки зрения деятельности.

Оценка этапов определения уровня сформированности компетенций учащихся творческого объединения проводится на основе контрольных снятий показаний уровня развития компетенций не менее 2–3 раз в год. Для этого необходимо указать цель контроля (диагностики), критерии контроля, уровни оценочных критериев (можно упрощенно свести к 2 понятиям «сформировано» — «не сформировано»), методы и приемы контроля и по желанию педагога можно отметить, каким методом формировалась каждая компетенция. При этом, если диагностика проводится в начале учебного года, то для 1 года обучения нам необходимо установить уже существующий уровень, который впоследствии и принимаем за некую отправную точку.

Например, чтобы оценить динамику формирования информационно-коммуникативной компетенции, необходимо: провести входной контроль для оценивания начального уровня владения компетенцией, провести промежуточный и итоговый контроль в течение 1 учебного года. На втором году обучения достаточно провести промежуточный и итоговый контроль. При этом методы диагностики для определения информационно-коммуникативной компетенции могут быть представлены в виде тестирования, тренинга, наблюдения, защиты проекта, т. к. сформированность компетенции может диагностироваться независимо или в комплексе с другими компетенциями. Если в учебном заведении принят единый стандарт ключевых компетенций, можно проводить сквозной мониторинг.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка раннего возраста характеристика

Мониторинг уровня развития компетенций необходимо проводить на протяжении всего периода обучения. При этом нельзя дробить некий конечный результат, компетентность, по годам обучения, т. к. компетентность — это динамическая категория, формирование которой не заканчивается в одночасье по причине ее окончательного формирования. Можно сказать, что о формировании компетентности в рамках одной предметной области, или в нашем случае модуля комплексной программы, говорить нецелесообразно, оно не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению поставленных задач. Наглядно основные компоненты компетентности могут выглядеть так (рис. 1):

Развитие компетенций у ребенка в дополнительном образовании детей

Рис. 1. Основные компоненты компетентности.

Представление компетентности таким образом может стать системообразующей основой отдельных ступеней обучения по вертикали и выявить межпредметные связи по горизонтали. Поэтому компонент комплексной программы, отвечающий за развитие ключевых компетенций, в условиях разработки образовательного стандарта второго поколения является программообразующей единицей, позволяющей достигать развитие личности не только на уровне предметных, но и метапредметных результатов обучения (Таблица 1. И Таблица 2).

Потенциал дополнительного образования, построенного на системе компетентностного подхода, гораздо выше, чем это может показаться на первый взгляд. Благодаря особенности организации занятий в системе дополнительного образования становится возможным организовать образование подлинно личностно-значимое для учащегося на каждом этапе развития и удовлетворения потребностей самого учащегося, запросов семьи и общества.

Для педагога дополнительного образования стандартом всегда выступала дополнительная общеобразовательная программа. Реализация комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Пирамида» стала предпосылкой разработки «образовательного стандарта» дополнительного технологического образования в Доме детского творчества. Нормативной основой определения критериев результативности образовательного процесса, при этом, выступает единая компетентностная модель выпускника, учитывающая личностные и метапредметные результаты.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, информационно-коммуникативная компетенция, компетенция, комплексная программа, задача, умение, Диагностическая карта, итоговый контроль, комплексная дополнительная общеобразовательная программа, общепредметное содержание.

Источник

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы

Семинар

«Ключевые компетенции обучающихся в системе дополнительного образования»

Автор: Грачева М.Н., методист

Ростов, 2019

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Цель: определить с участниками семинара ключевые компетенции обучающихся отвечающих федеральным государственным стандартам.

Задачи:

– ознакомиться с основными понятиями темы семинара;

– выделить ключевые (основные) компетенции обучающихся в системе ДО;

– составить идеальную модель обучающегося в соответствии с выделенными ключевыми компетенциями.

Образовательные технологии:

– ИКТ технологии;

– Технология сотрудничества;

– Технология дифференцированного обучения;

– Здоровьесберегающие технологии.

Ход семинара

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами рассмотрим тему ключевых компетенций обучающихся.

Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования (его углубления, совершенствования) в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования и др.

Под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Стоит различать, что понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным».

И в то же время необходимо различать компетенцию и умение (т.е. компетенция и умение это не одно и тоже). Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями.

Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие.

Компетентность – это качество человека ( проффесионализм) в некой области деятельности. Например: он очень компетентен в графическом дизайне (хороший специалист в этой области)
Компетенция – по сути тоже обозначает принадлженость человека к какой то области деятельности, но в контексте его ответственности.

Читайте также:  Пренатальная дородовая диагностика нарушений развития ребенка

Например: пришел педагог и попросил провести за него занятие, и я имею полное право ему отказать, т.к. это не входит в мои компетенции (т. е. я не обязан (не ответсвеннен) это делать).

Первое – когда человек может сделать что-то в силу того, что он профессионал и в этом разбирается, во втором – у него есть на то полномочия, но это не входит в круг его обязанностей.

Например: К компетенции относят самоорганизацию, самоконтроль, самостоятельность, рефлексию, саморегуляцию и самоопределение. Особенный акцент делается на то, что в основе находится знание, а также умение его использовать. Общую картину дополняет психологическая готовность сотрудничать и взаимодействовать для решения различного спектра проблем. При этом действия осуществляются с оглядкой на определённые морально-этические установки и качества личности.

Под компетентностью понимают актуальное личное качество, которое формируется на основании имеющихся знаний. При этом это базируется на интеллектуальных и профессиональных характеристиках человека

Например: Игра музыканта. Возможно ли оценить исполнительское мастерство музыканта, не послушав как он играет? Отсутствие явного результата не позволяет нам совершить такой ошибки. Что восхищает нас в асах? Это их игра. А что делает их лучшими из лучших? Увлеченность игрой (процессом). Профессионалами становятся не те, кто ориентирован на результат, а кто ориентирован на процесс, дающий результат. Это тонкая грань, почувствовать ее, и показать путь профессионального самосовершенствования, как раз и призваны функциональные «компетенции».

Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их в нужный момент, когда предоставляется возможность. Т.е. необходимо уметь в данных условиях проявлять соответствующую компетенцию.

Пример: Николай и Константин учились на одной и той же специальности в престижном Московском вузе. Академические успехи молодых людей были на одном уровне, и даже темы дипломных работ оказались похожи. После выпуска оба пошли работать по специальности на одинаковые стартовые позиции в крупных западных компаниях.

Через год они встретились и решили сравнить успехи. Николай быстро зарекомендовал себя на работе и за год из специалиста вырос до исполняющего обязанности руководителя небольшого отдела. Менеджер Николая считает, что ему крупно повезло, что такой сотрудник пришел в компанию. Константин работает на позиции специалиста. Свою работу он выполняет достаточно хорошо, у руководителя возникают претензии к качеству выполнения, но это происходит не часто. Сам Константин понимает, что это «не его». Но «рынок пустой, хотя платят и немного, зато стабильно».

Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Современному социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. И в соответствии с этим внедрение компетентностного подхода является важным условием повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентности классифицируются:

1.      Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком).

2.      По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)

3.      По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.).

4.      В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии).

5.      В отраслях общественного производства.

6.      По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая).

7.      В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные).

8.      В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя).

Читайте также:  Главная книга о воспитании и развитии ребенка читать

Как видите компетентностей достаточно много, но как вы заметили, что среди них выделяют ключевые (основные).

Ключевые компетенции – относятся к общему (мета-предметному) содержанию образования;

Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

Предметные компетенции – частные по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А.В. Хуторской (доктор педагогических наук):

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями (аудио – видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

А сейчас перейдем к практической части нашего семинара.

Я предлагаю вам с помощью дидактического материала создать идеальную модель обучающегося, с использованием предложенного перечня компетенций в зависимости от выбранного направление деятельности (художественно-эстетическая, декоративно-прикладная, спортивная).

Формирование компетентностей обучающихся обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Перечень этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому каждый педагог выбирает наиболее целесообразные для себя и своей деятельности.

Спасибо за внимание!

Источник