Развитие коммуникативных навыков у ребенка 7 лет
«Социализация детей (6-7 лет) через развитие коммуникативных умений и навыков»
Содержание:
Введение
1. Теоретическое обоснование.
1.1. Понятие — социализация.
1.2. Семья как важнейший институт социализации.
1.3. Социализация в среде сверстников: традиции детской субкультуры“
1.4. Освоение навыков взаимодействия с людьми в игровом общении де-
тей.
2. Социально-психологический тренинг «Я, ты, мы. . .».
2.1. Обоснование тренинга.
2.2. Комплексы занятий.
Заключение
Список Использованной литературы
Приложение
Введение
Часто психологи, родители и люди, взаимодействующие с детьми стар-
шего дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой затрудненного
общения, недопонимания друг друга. Если взрослые могут решить проблемы
связанные С общением, то ребенку это сделать трудно, так как он еще не обла-
дает такими способностями из-за несформированности навыков общения,
особенностей темперамента, волевой регуляции и т.д.
На протяжении дошкольного возраста и дальше ребенок включен в про-
цесс социализации, он усваивает социальный опыт, систему социальных Связей
и отношений- люди, окружающие ребенка в повседневной жизни, должны спо-
собствовать развитию навыков коммуникативного взаимодействия его С
окружающей действительностью.
Только, когда педагоги, родители, психологи совместными усилиями
помогут ребенку пройти путь социализации можно говорить о ее успешности.
Как уже отмечалось, у родителей и педагогов могут возникнуть трудно-
сти всфере общения (процессе развития саморегуляции, становления
самосознания и активной жизненной позиции), что вызывает необходимость
ознакомления их со способами усвоения и воспроизводства социального опыта
через развитие коммуникативных навыков в социально-психологическом тре- ,
нинге совместно с детьми.
1. Теоретическое обоснование
1.1. Понятие — социализация
Человек — существо социальное. С первых дней своего существования ОН
окружен себе “подобными”. С самого начала своей жизни он включен в соци-
альные взаимоотношения. Первый опыт социального обучения человек
приобретает еще до того, как научится говорить [2].
В качестве источников социализации индивида выступают:
передача культуры через семейные и другие социальные институты, и
прежде всего через систему образования, обучения и воспитания;
взаимное влияние людей в процессе общения и их совместной деятельно-
сти;
первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формировани-
ем основных психических функций и элементарных форм общественного
поведения;
процессы саморегуляции, соотносимые с постоянной заменой внешнего
контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.
На данном этапе социализации индивид активно усваивает социальные
нормы. Система саморегуляции формируется и развивается в процессе инте-
риоризации социальных установок и ценностей [5].
В процессе социального взаимодействия человек приобретает определен-
ный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится
неотъемлемой частью личности [2]. По мере приобретения индивидом соци-
ального опыта расширяется сфера его общения и деятельности, процесс
развития саморегуляции, становления самосознания и активной жизненной по-
зиции [5].
Из этого следует, что социализация — это процесс и результат усвоения
индивидом и последующего воспроизводства социального опыта.
Процесс социализации может осуществляться как в специальных соци_
альных институтах, так и в различных неформальных объединениях, К
специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых
является социализация личности, относится детский сад, школа, профессио-
нальные учебные заведения, детские и молодежные организации и
объединения. Важнейшим институтом является семья. [2].
1.2. Семья как важнейший институт социализации
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно
в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протя-
жении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным
местом получения такого опыта. Затем в жизни человека включаются такие со-
циальные институты, как детский сад, школа, улица, однако и в это время семья
остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социали-
зации личности. Семью можно рассмотреть в качестве модели и формы
базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как
в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму со-
циального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также
Идет по двум направлениям.
1. Приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного
взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами.
2. Социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей соци- „ .
ального взаимодействия других членов семьи между собой (викарное научение)
[2]-
1.3. Социализация в среде сверстников: традиции детской субкультуры
Взрослые в лице родителей, воспитателей, учителей, несомненно играют
важнейшую роль в социализации личности ребенка. Однако осознание своей
главенствующей роли в этом процессе довольно долго приводило взрослых к
тому, что они не замечали значимости того формировавшего личность соци—
ально-психологического воздействия, которое способны оказывать на ребенка
его сверстники.
Существует особый детский мир, обладающий собственной культурой,
системой представлений о мире и людях, социальных нормах и правилах, на-
следуемых от поколения к поколению детей традиционных форм игрового и
бытового поведения, детских фольклорных текстов [2].
Детский фольклор — результат коллективного творчества многих поколе-
ний детей. Он передается от ребенка к ребенку в непосредственном общении —
устно. Фактически, этот фольклор является языком детской субкультуры, кото-
рая преимущественно бесписьменная. Благодаря детскому фольклору
передается и в относительно неизменном виде воспроизводится в каждом но-
вом поколении детская традиция.
Детская традиция — это содержательный костяк детской субкультуры, ее
наиболее устойчивая в историческом времени и психологически значимая
_ часть. В детской традиции сосредоточены основные ценности культурного на-
следия детей, имеющие принципиальное значений для социализации в среде
сверстников [2].
1.4. Освоение навыков взаимодействия с людьми в
игровом общении детей
Информационным источником, к которому легче всего адресовать свой
запрос, является детская традиция.
Модели эффективного поведения транслируются в детской субкультуре ‘
по двум каналам. В—первых, они закреплены в текстах детского фольклора; во-
вторых, они передаются в виде поведенческих паттернов — устойчивых образов,
«правильных» действий, где нормируется даже такие стороны невербального
поведения, как выражение лица, интонация и т.д.[2].
Тексты детского фольклора и соответствующие им традиционные страте-
гии и модели поведения появляются в детском репертуаре в том возрасте, когда
у детей возникают социально-психологические потребности, для удовлетворе-
ния которых дети ищут новые формы поведения. Детская традиция снабжает
ими ребенка, и в течение некоторого периода он использует их, проживая с их
помощью прежде трудные ситуации и накапливая соответственный опыт.
Для старших дошкольников (в 5-6 лет) и младших школьников (6, 7, 9, 10
лет) в ситуациях общения очень важно наличие опор в виде поведенческих и
словесных клише. Они особенно значимы в трудных ситуациях, где есть эмо-
циональное напряжение и требуется быстрота действий. Благодаря заранее
готовым клише ребенок экономит силы и может сосредоточиться на решении
своих главных проблем. Таким образом, уменьшается количество стоящих пе-
ред ним задач и появляется большая уверенность в действиях [1 ‚ 2].
Психологический микроанализ типичных ситуаций общения детей, кото-
рые регулируются детской традицией, позволяет выделить те возрастные ‘
периоды, когда у ребенка происходит интенсивное формирование определен-
ных социальных и коммуникативных навыков. Знание традиционных форм
культурного тренинга этих навыков в детском сообществе позволяет выстроить
эффективные программы помощи детям и взрослым, нуждающимся в развитии
социальной адаптивности и коммуникативной компетентности [2].
2. Социально-психологический тренинг «Я, ты, мы…».
Тренинг «Я, ты, мы,. . .» несёт в себе очень содержательные цели и задачи.
Для их выполнения необходимо проводить комплексные занятия не только с
детьми, но и с их ближайшим окружением, это взрослые люди — родители и
воспитатели. В некоторые из упражнений для детей необходимо включать и
взрослых, для достижения большей эффективности. В специальных тренингах
раскрываются стили общения с детьми, способы эффективного взаимодейст-
вия. Развивая коммуникативные навыки у родителей и воспитателей, знакомя
их с возрастными особенностями, мы будем способствовать социализации де-
тей не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
2.1. Обоснование тренинга. ‘
1
Тренинг проводится в группе детей 6 — 7 лет, на базе дошкольного учре- 3
ждения. Руководитель группы психолог, работающий в этом учреждении.
Программа состоит из 10 занятий, которые, при необходимости, рекомен-
дуется повторять. Количество человек в группе варьирует от 5 до 7. Занятия
длятся от 30 до 60 минут, в зависимости от рабочего состояния группы.
Существуют определенные требования к отбору в группу — Т. Тренинг
рекомендуется проводить с детьми имеющими:
1. Трудности в коммуникации, а именно:
не сформированны навыки коммуникации;
не умение сотрудничать;
дети, имеющие низкий социальный статус.
2. Социальный инфантилизм:
низкий уровень сформированности социальных мотивов;
отсутствие ориентации в социальных нормах;
неотчетливое представление о социальных ролях.
Для определения таких детей, необходимо в группах проводить психоди-
агностическое тестирование (см. приложение) [7].
Тренинг «Я, ты, мы» можно проводить в двух направлениях, в зависимо-
сти от глубины исследуемой проблемы: с `
1. Психопрофилактика;
2. Психокоррекционная работа. 3
В тренинге выполняются задачи, соответствующие главной цели: освое-
ние коммуникативных навыков и умений для успешной социализации. Задачи
направлены на то, чтобы:
1. Учить детей принимать правильные решения в различных жизненных
ситуациях, контролировать свое поведение в общении с другими людьми, по-
давлять чувство страха и уметь бороться с ним;
2. Развивать эмоциональную сферу, знакомить с чертами характера, раз-
вивать способности эффективного взаимодействия с людьми при общении;
3. Добиваться понимания ребенком своего социального статуса, способ-
ствовать овладению им социальными нормами.
‚_
2.2. Комплексы занятий
Комплексное занятие М 1:
1. Знакомство через игрушку. (Цель: узнать, что любят дети);
2. Волшебный сигнал. (Цель: настроиться на работу в группе, СПЛОЧение);
З. Поздороваться необычным способом. (Цель: развитие сплоченности);
4. Игра «Прорви круг». (Цель: способствовать большей включенности де-
тей В группу) [1];
5. Игра «Поводырь». (Цель: развитие чувства ответственности за другого
человека, доверительного отношения друг другу);
6. Игра «Подарок». (Цель: поднять настроение, развитие языка жестов,
мимики и пантомимики);
7. Выработка способа прощения.
Комплексное занятие На 2:
1. Давайте познакомимся. (Цель: сближение детей друг с другом) [4];
2. Расскажи стихи руками. (Цель: позволяет детям раскрепоститься, по-
чувствовать себя уверенным, способствует налаживанию доверительных
отношений с воспитателем и сверстниками) [4];
3. Игра “Белые медведи”. (Цель: снятие мышечного напряжения, стиму-
лирование активности и развитие умения совместных действий) [1];
4. Игра «Зеркало». (Цель: помогает ребенку открыться, почувствовать се-
бя более свободно) [1];
5. Игра «Путанка». (Цель: сплочение) [1];
6. Рисунок “Моя семья”;
‘ 7. Ритуал прощания.
Комплексное занятие Не 3:
1. Хлопните в ладоши, чье имя я сейчас назову; И
2. Назови ласково свое имя и имя соседа. (Цель: сближение детей друг с
другом);
3. Встаньте все те, кто ……(Цель: развитие внимания, наблюдательности,
продолжение группового знакомства) [4];
4. Ролевая гимнастика;
5. Опиши другого. (Цель: развитие внимательности) [4];
6. Коллективный рисунок “Страна”. (Цель: сплочение, развитие внимания
к другому человеку);
7. Любая подвижная игра;
8. Ритуал прощания.
Комплексное занятие Не 4:
1. Ритуал приветствия. (Рассказать какое у меня сегодня настроение и ка-
кое у соседа);
2. Изображение этюдов на различное настроение. (Этюд “Мое настрое-
ние);
3. Нарисуй узор. (Цель: игра помогает уВИДеть, какие отношения сложи-
лись между детьми, какие есть конфликты) [1];
4. Рисунок “Какой я есть и каким бы я хотел быть”. (Цель: используется
как диагностика самооценки ребенка);
5. Любая подвижная игра;
6. Испорченный телефон. (Цель: развитие эмоциональной сферы);
7. Игра “Подарок”. ‚
8. Ритуал прощания.
Комплексное занятие М 5:
1. Ритуал приветствия;
2. “Мешочки настроения”. (Цель: осознание своего эмоционального со-
стояния и освобождение от негативных эмоций);
3. Диагностическая игра “Настроение”. (Цель: знакомство с различными
эмоциональными состояниями);
4. Игра “Колпак мой треугольный”. (Цель: помогает научиться концен-
трировать внимание, способствует развитию у ребенка способности
контролировать положение своего тела, учит управлять движениями и контро-
лировать свое поведение) [3];
5. «Бездомный заяц». (Цель: способствует развитию быстроты реакции,
отработке навыков невербального взаимодействия с детьми) [3];
6. Упражнение «Запомни лицо». (Цель: тренировка умения распознавать
эмоциональное состояние по мимике);
7. Рисуются медали с тем настроением, которое понравилось (пиктограм-
ма);
8. Ритуал прощания.
Комплексное занятие М 6:
1. Ритуал приветствия;
2. “Мешочки настроения”. (Цель: осознание своего эмоционального со-
стояния и освобождение от негативных эмоций);
3. Пиктограммы [1];
4. Игра “Угадайка”. (Цель: тренировка внимания и умения отследить со-
стояние человека по мимике и пантомимике) [1];
5. Игра “Липучка”. (Цель: способствует развитию умения взаимодейство-
вать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению группы) [3];
6. Игра “Скульптура”. (Цель: развитие умения владеть мышцами лица,
рук, снижение мышечного напряжения) [3];
7. Рисуем эмоции пальцами. (Цель: развитие понимания своего состоя-
ния, эмоций);
8. Ритуал прощания.
Комплексное занятие М9 7:
1. Ритуал приветствия;
2. Игра «Угадай эмоцию». (Цель: развитие эмоциональной сферы) [4];
3. Игра «МЫ плетем цепь». (Цель: развитие способности эффективно
взаимодействовать в общении) [4];
4. “Эмоции героев”. (Цель: игра способствует формированию симпатии,
‘ умению оценить ситуацию и поведение окружающих) [З];
5. Игра “Сороконожка”. (Цель: научить детей взаимодействию со сверст-
никами, способствовать сплочению детского коллектива) [3];
6. Разыгрывание ситуаций. Дети играют роли и родителей и свои.
“Праздник в семье”, “Как поднять маме (папе) настроение”, “Как помирить по-
ссорившихся членов семьи”;
7. “Котик”. (Цель: снятие эмоционального напряжения, установление по-
ложительного эмоционального настроя в группе) [3];
8. Ритуал прощания.
Комплексное занятие М9 8: ‘
1. Ритуал приветствия;
2. Обсуждение способов повышения настроения;
3. “За что меня любит мама”. (Цель: повышение значимости каждого ре-
бенка в глазах окружающих его детей) [3];
4. “Недотроги” (подвижная игра). (Цель: игра способствует повышению
самооценки ребенка, развитие эмпатии) [З];
5. Игра “Кто я? ”. (Цель: дает возможность взглянуть на себя как бы со 1
стороны, расширить представление о себе) [1];
6. “Рисуем себя”. Ребенку предлагается цветными карандашами нарисо-
вать себя сейчас и себя в прошлом. (Цель: упражнение направлено на осознание
себя как индивидуальности, понимания различных своих сторон); 1
7. “Дочки — матери” (ролевая игра). (Цель: осознание отношения внутри
семьи, формирование тесного отношения к её членам, осознание себя как пол- ‘
ноправного, принимаемого и любимого Другими членами семьи);
8. Ритуал прощания.
Комплексное занятие М 9:
1. Ритуал приветствия; 1
2. Моё настроение. (Цель: развитие умения описывать свое настроение,
распознавать настроение других, раввитие эмпатии) [4];
З. Подарок на всех (цветик — семицветик). (Цель: развитие чувства кол-
лективности, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со
сверстниками) [4];
4. Портрет самого лучшего друга. Детям даётся задание нарисовать порт-
рет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа. В ходе общего
обсуждения формируется правила радостного общения, которые рисуются в
доступной для детей схеме. (Цель: ршвитие анализа и самоанализа);
5. Ролевая гимнастика. (Цель: игра направлена на снятие напряжения,
эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческого репер-
туара ребенка) [1];
6. “Ласковый мелок”. (Цель: игра способствует снятию напряжения, раз-
витию тактильных ощущений) [З];
7. Ритуал прощания. ‘
Комплексное занятие М 10:
1. Ритуал приветствия;
2. Упражнение “Слушаем себя”. (Цель: развитие концентрации внимания,
способствует обращению внимания на себя, на свои чувства) [1];
3. “Составь рассказ”. Ребёнку предлагается составить рассказ на какую-
нибудь тему, которую ему может предложить взрослый, или он выбирает её
сам. Темы могут быть следующими:
“Я люблю, когда. . …”;
“Когда я злой. . . . . ..”;
“Когда меня обижают. . . . . .”
“Я боюсь. . …”.
Затем эти рассказы можно проиграть. Вместе с детьми придумываются
пути выхода из этих ситуаций и тоже проигрываются;
4. “Послушай тишину”. (Цель: развивать умение владеть собой);
5. Рисуем друг другу подарки. Обсуждаются успехи каждого участника,
каким он стал за время тренинга.
6. Ритуал прощания.
Заключение
В течение тренинга дети овладевают игровыми приемами произвольного
расслабления, учатся сосредотачиваться на зрительной и слуховой информа-
ЦИИ, адекватно реагировать на нее. Дети учатся контролировать своё поведение
в общении с окружающими людьми, принимать верные решения в различных
жизненных ситуациях. `
Психолог разрабатывает программу тренинга, направленную на решение
задач овладения детьми навыками контроля своего поведения и управления им
с учетом моральных норм общения между людьми. ‚
Эти приобретенные навыки будут способствовать успешному усвоению
социальных норм, умений, стереотипов, формированию социальньтх установок
и убеждений. Ребёнок через собственный опыт освоит формы поведения и об-
щения, принятые в обществе.
Список использованной литературы:
1. Клюева Н.В.‚ Касаткина Ю.В. Учим детей обучению. — Ярославль:
. Академия развития, 1997. `
2. Крылов А.А. Психология. — М.: Проспект, 1999.
З. Лютова Е.К.‚ Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с
детьми. -— С.-Пб.: Русь, 2000. .
4. Михайлова З.А. План-программа педагогического процесса в детском
саду. — С.-Пб.: Детство-пресс, 2000.
5. Парыгин Б.Д. Анатомия обучения. — С.?Пб.: Русь, 1999.
6. Психологический словарь/Под ред. В.П. 3инченко, Б.Г. Мещерякова. —
М.: Педагогика-пресс, 1996. – ‘
7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. —
М.: 1995.
8. Психология личности: Теория И эксперимент. – М.;1982. – С. 108 — 114.
9. Генетические проблемы социальной психологии/ Под ред. Я.Л.
Коломинского, МИ. Лисиной. – Минск: 1985. – С. 148 – 161.
10. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и
семье / Под ред. В.К. Котырло. – М.‚ 1987. – С. 93 — ‚10.
11. Лисина М.‚ Шерьязданова Х. Специфика восприятия и общения у
дошкольников. – Алма-Ата, 1989. – 68-70.
Источник