Развитие коммуникативных навыков ребенка как выход из конфликтов

Юлия Крымова
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в конфликтных ситуациях.

В современном мире мы все чаще сталкиваемся с проблемами дошкольников в коммуникативной сфере. Дошкольники становятся заложниками технического прогресса, темпа жизни и нехваткой времени у взрослых. Несомненно, мы должны учитывать, что в условиях жесткой конкуренции, завышенных требований в организациях, родителям требуется больше сил и времени, что бы сохранить свой социальный статус и достойным образом обеспечить существование своей семьи. Как следствие всего этого – дошкольники получают слишком мало внимания со стороны взрослых, а вместе с вниманием и опыта общения. Не малую роль в этой проблеме играют и современные средства массовых коммуникаций, транслирующие далеко не гуманные, а иногда и откровенно жестокие фильмы и мультфильмы, герои которых решают конфликтные ситуации силой и оружием. Эти стереотипы поддерживаются и компьютерными играми, и производителями игрушек. И вот уже для дошкольника примером поведения и источником получения опыта в сфере коммуникация становится очередной герой комиксов или компьютерной игры. Именно он создает стереотипы поведения и общения для маленького человека. А всегда ли эти ориентиры верны и правильны?

Проблеме развития коммуникативных навыков просвещено большое количество публикаций, научных работ и педагогических разработок. Это дает возможность как педагогам, так и «продвинутым» родителям решать непростые задачи развития и воспитания гармоничной личности. Однако как показывает практика – большинство родителей не имеет достаточно времени и сил для поиска такого рода информации и реализации данного опыта на практике. В нашем центре ведется активная работа по просвещению родителей в сфере детских и детско-родительских отношений. Наши мамы и папы посещают курсы для родителей, а так же индивидуальные консультации. Однако основная нагрузка лежит на педагогах. Принципом нашей работы по развитию коммуникативных навыков дошкольников в конфликтных ситуациях является принцип решения конфликта «здесь и сейчас». Данное условие помогает не только участникам конфликта, но и свидетелям происходящего (присутствующим детям и родителям) получить опыт конструктивного решения конфликта. Перед тем как рассмотреть практику психологической работы наших педагогов, давайте определим само понятие конфликта и его основные виды.

Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов).

Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.

Мы возьмем за основу следующее определение конфликта: под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Существует три типа конфликтов: внутриличностные, социальные и зооконфликты. Мы будем рассматривать первые два. При возникновении конфликтной ситуации ход занятия останавливается и задача педагога – помочь детям решить ее конструктивным путем. Если конфликт явный, то есть участвует несколько детей или детских групп, педагог предлагает каждой из сторон высказать свои недовольства или несогласия. В этот момент определяется объект и субъект конфликта. Объектом конфликта принимается действие или ситуация, а субъектом – противостоящие стороны. Педагог предлагает детям высказывать не только свои недовольства, но и эмоциональные переживания, связанные с конфликтом. Данное условие помогает снять эмоциональное напряжение субъектов конфликта через «Я – посыл». Далее, когда все стороны столкновения высказались, им предлагается предложить свои способы выхода из сложившейся ситуации. При этом педагог отслеживает что бы соперничество (противостояние) перешло в союзничество или компромисс, а не стало уходом или избеганием конфликта одной из сторон. Соответственно, при таких условиях и под контролем педагога, дошкольники получают не только положительный опыт разрешения конфликтов, но и развивают свои коммуникативные навыки.

Однако не всегда субъекты конфликта могут договориться сами. Тогда педагог подключает детей, которые не являются вовлеченными в ситуацию, а просто наблюдают со стороны. Они предлагают свои способы решения, при этом взрослый контролирует, чтобы из обсуждения были исключены оценочные высказывания в адрес субъектов. Дошкольники обсуждают только фактическую ситуацию и ее последствия. Конфликт считается разрешенным только тогда, когда субъекты соглашаются с определенным решением добровольно, и остаются довольны им.

В итоге, и субъекты конфликта, и его свидетели развивают свои коммуникативные навыки через активное и пассивное участие в его решении. Такого рода опыт считается более эффективным, чем монологические наставления взрослого, даже если каждое его слово – прописная истина.

Субъектом конфликта может быть и один человек. Такую ситуацию разглядеть сложнее, но не менее важно. Внутриличностный конфликт чаще наблюдается у детей стеснительных, замкнутых. Такой ребенок не станет кричать или плакать. Его конфликт можно определить по потухшему блеску в глазах, прерванному порыву поднять руку или встать со стула, опущенным плечам и нахмуренным бровям. Взрослому необходимо тактично и осторожно, создавая комфортную и обстановку, предложить малышу рассказать о своих переживаниях. Грамотный педагог заранее знает какая ситуация привела к внутриличностному конфликту и как его разрешить. Но его задача активизировать самого ребенка, поддержать и дать возможность принять активное участие в поиск решения. При затруднении субъекта конфликта, так же можно привлечь свидетелей ситуации. Но, все же, основная задача педагога развить коммуникативные навыки самого субъекта, создать условия для активного вербального общения.

Для педагога данный способ разрешения детских конфликтов конечно сложнее и требует большего терпения и профессионализма. При этом цели и задачи конкретного тематического занятия иногда отходят на второй план, или даже не реализуются. Тогда педагог корректирует содержание следующей встречи, с учетом сложившихся обстоятельств. Мы уверенны, и практика это доказывает, что потраченное на решение конфликта время сейчас, компенсируется в будущем. Самое главное – это судьба человека, на корою влияет каждое слово и каждое событие. И от того, как сейчас решился конфликт, какой опыт получил дошкольник, зависит то, как сложится его будущее.

Литература

1. Гришина Н. В. Психология конфликта. –СПб: Питер, 2000.

2. Пиз Аллан. Язык телодвижений. М.: Эксмо – Пресс, 2000.

3. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.

Источник

Развитие коммуникативных способностей как фактор снижения уровня конфликтности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Именно в дошкольном возрасте происходит, по словам А.Н.Леонтьева, фактическое складывание личности человека.

Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка, а именно от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. С возрастом это вызывает расстройства в поведении и характере.

Взрослые с детскими конфликтами сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.

Именно поэтому необходимо вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их. Это важнейшая задача педагогов и родителей.

В своей работе с детьми я так же, как  многие педагоги столкнулась с проблемой неумения детей договариваться друг с другом, разрешать конфликтные ситуации. Дети часто ссорились, не пытаясь услышать друг друга, иногда были агрессивны. В общении с детьми все чаще приходилось наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляли нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Поэтому немаловажная задача педагога – формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.

Учитывая, что игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, можно говорить о том, что именно в игре и по поводу игры осуществляется взаимодействие ребенка со сверстниками. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников. В игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

В целях повышения уровня межличностных отношений, уменьшения количества конфликтных ситуаций среди старших дошкольников группы, мною были подобраны методы с максимальным включением игровых моментов, живого общения с детьми.

Были предложены методы создания в группе позитивного настроя и гуманных межличностных отношений:

  • заучивание «Мирилок»:

***

Мирись – мирись, больше не дерись.

Если будешь драться –

Я буду кусаться!

А кусаться не причем,

Буду драться кирпичом!

Нам кирпич не нужен,

Давай с тобой подружим!

***

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

Ты мой друг!

И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

***

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

***

         Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,

          И я больше не дерусь.

        Ну а если подерусь, –

        В грязной луже окажусь!

***

        Давай с тобой мириться

       И во всем делиться.

       А кто не будет мириться-

       С тем не будем водиться!

***

      Чтобы солнце улыбалось,

      Нас с тобой согреть старалось,

     Нужно просто стать добрей,

    И мириться нам скорей!

***

   Мир, мир навсегда,

              Больше ссориться нельзя,

             А то бабушка придет,

            И по попе надает!

Чем ругаться и дразниться,

Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться,

Песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться,

И клубнику собирать,

На коньках зимой кататься,

Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты,

Все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить,

Потому – давай дружить!

  • «Утро радостных встреч» (например, после выходных проводится беседа: кто, чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга; вся группа приветствует сверстника после болезни, дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие);
  • музыкальное сопровождение («Давайте говорить друг другу комплименты» Б. Окуджавы, «Вместе весело шагать», «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского и др.);
  • игры и игровые упражнения на сплочение детского коллектива:

Цели:

  • развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности, групповой сплоченности;
  • формирование бережного и позитивного отношения к партнеру;
  • повышение самооценки детей.
  1. «Давайте познакомимся». Дети стоят в кругу. По очереди каждый называет свое имя, говорит, что-то хорошее о себе и делает какой-нибудь жест:

Я – Лиза (поднимает руки вверх). Я веселая.

Я – Максим (хлопает в ладоши). Я – добрый. И т.д.

  1. «Волшебный мяч». Дети встают в круг. Передавая по кругу «волшебный мяч», они рассказывают, с кем в группе дружат и почему.
  2. «Паутина». Дети встают в круг, берутся за руки и «запутываются» в один большой «клубок», обязательно не разжимая рук. После этого необходимо распутаться, но с условием – не разжимая рук.

Вопросы детям: В чем была трудность игры? Что помогло вам распутаться? Какие чувства вы испытывали в начале игры, какие – в конце игры?

  1. «Волшебный ковер» (на развитие чувства ответственности друг за друга). Берется ткань размером 1,5х1,5м. Дети встают в круг вокруг нее, берут двумя руками за края ткани и натягивают ее. Ткань поднимается над полом на 15-20 см. Ребята по очереди медленно проходят по ней, преодолевая сопротивление ткани.

Вопросы: Было ли страшно идти по этому ковру? Какие опасения были? Были ли вы уверены в своих друзьях? Знали ли, что они обязательно поддержат?

  1. «Замороженные». В игре Дед Мороз детей «морозит», дотрагиваясь до них рукой, дети убегают. «Замороженный» ребенок разводит руки в стороны и стоит неподвижно. Играющие могут его «разморозить» – уворачиваясь от Деда Мороза, подбежать и дотронуться до «замороженного» рукой. Дед Мороз этого сделать не позволяет. Он «морозит» тех, кто не успел от него убежать. Игра заканчивается, когда «заморожена» большая часть детей.
  2. «Пустое место». Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, образуют окошки. Выбирается водящий. Он ходит среди круга и говорит:

Вокруг домика хожу

И в окошко гляжу

К одному я подойду

И тихонько постучу.

После слова «постучу» водящий останавливается, заглядывает в «окошко» против которого останавливается и говорит: «Тук-тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?». Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришел?». Водящий отвечает: «Бежим наперегонки!». Оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу играющих остается пустое место. Тот, кто добежит до него первым остается в кругу. Опоздавший становится водящим и игра продолжается.

  1. «Кто скорее перенесет предмет». На одной стороне комнаты на стульях (2-3) кладутся мелкие предметы (например: 4 кубика, 4 игрушки) на другой стороне столько же стульев без предметов. Вызываются играющие к стульям с предметами. По сигналу взрослого: «Раз – два – три – беги!». Играющие начинают переносить по одному предмету на другую сторону комнаты. Выигрывает тот, кто первый перенесет все предметы.
  2. «Кто живет в избушке». В лесу стоит избушка. В ней живут разные звери. Нужно отгадать, кто именно живет в избушке. Дети делятся на две группы: одни изображают животных, живущих в избушке, другие отгадывают.

Ребята выходят по одному из домика, изображая зайца, лису, медведя, белочку и др. Через движения они передают повадки, настроения, состояния животных.

9. «Дождик». Играющие делятся на две команды. В каждой команде водящий с зонтиком. Дети запоминают своего водящего, рисунок и цвет его зонтика.

Под музыку ребята бегают по площадке, выполняя произвольные упражнения. По сигналу: «Стой!» – играющие замирают и, закрыв глаза, сохраняют принятую позу. Оба водящих быстро перемещаются в любое место площадки. По сигналу воспитателя: «Дождик!» – играющие открывают глаза, определяют местонахождение своего водящего и бегут под его зонтик.

Побеждает команда, быстрее ориентирующаяся в пространстве и безошибочно находящая своего водящего.

10. «Зеркало». По считалке выбирается водящий. Он встает перед детьми и говорит:

« Эй, ребята, не зевайте,

А за мною повторяйте».

Водящий показывает разнообразные физические упражнения, которые за ним повторяют дети, «зеркально» выполняя движения.

11. «Репка». Игра на тему известной народной сказки. Играющие делятся на две команды по 6 человек. Между играющими распределяются роли: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.

На расстоянии 4-5 м от играющих ставятся репки (2 кегли). По сигналу в каждой команде бежит сначала дед. Обежав репку, добегает до своей команды, к нему присоединяется бабка, и, взявшись за руки, они уже вдвоем обегают репку. Затем, захватив следующего участника, снова обегает репку. Сорвать репку можно только тогда, когда все участники команды, взявшись за руки, добегут до нее. Побеждает та команда, которая первой вернулась на свое место с репкой в руках.

  • «Шкатулка добрых дел»: за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок – синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы;
  • итоги добрых дел за неделю;
  • пословицы и поговорки о дружбе, о добре, например, такие как: «Одна рука в ладоши не бьет», «Доброму слову – добрый ответ», «Одна пчела много меда не наносит», «Сам себя губит, кто других не любит» и т.д.;
  • использование художественной литературы (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», Ш. Перро «Золушка», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Дикие лебеди», Н. Носов «Фантазеры», стихи И. Токмаковой «Ссора», В. Кодряна «Ябеда»,  произведения Е. Евтушенко, А. Барто, С. Погореловского и др.);
  • совместная с детьми разработка правил группы «Что можно делать, что нельзя»:

– делись с товарищем;

– играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее;

– помогай товарищу во всем;

– не ссорься, не спорь по пустякам, играй дружно;

– не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других;

– не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним;

– если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку;

– не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться;

– не смейся над товарищем, если он попал в беду.

Данная система работы по проблеме дала хорошие результаты,  снизила количественный показатель межличностных конфликтов, способствовала развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу.

Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе – все это также оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка, отсутствие конфликтов в детском коллективе.

Литература:

  1. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: б-ка воспитателя детского сада  / Л.Н. Галигузова. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Деркунская В.А., Ошкина А.А.. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
  3. Зедгенидзе В.Я.. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников в ДОУ, 2013.
  4. Ремезова Л.А., Куренкова О.В., Костина Н.В., Амплетова Е.В. Социализация детей в игровой деятельности на современном этапе развития дошкольного образования: учебно-методическое пособие. – Самара: ПГСГА, 2013.
  5. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

Источник