Развитие коммуникативных качеств личности ребенка
«Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста»
Научить любить и понимать людей,
И рядом с тобой всегда будут друзья.
Основы характера и поведения человека закладываются и формируются в своем первичном виде, начиная с самых первых лет жизни. Дети очень восприимчивы и любознательны, и поэтому сильно зависят от внешних обстоятельств, окружающего мира. В том числе, в детстве закладываются такие качества как общительность, умение находить общий язык с другими людьми, тактичность, склонность к эмпатии и другие — так называемые коммуникативные способности.
Коммуникативные способности крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее.
Ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми. Таким образом, на родителях и воспитателях лежит основная ответственность за развитие, в том числе, и коммуникативных способностей у дошкольников и младших школьников. Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов.
Формирование коммуникативных качеств – важное условие нормального психологического развития ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба.
Эффективность процесса по формированию у детей дошкольного возраста «коммуникативных способностей», во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям, что имеет прямое отношение к методу стимулирования поведения и деятельности.
Во-первых: деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею.
Во-вторых: деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.
В-третьих: важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями. Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала, как положительное подкрепление достижений ребенка. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим педагогам, психологу и его родителям.
Процесс формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в детском саду будет эффективнее, если:
• педагог осознаёт значимость процесса формирования коммуникативных способностей и осуществляет работу комплексно, закрепляя полученные умения и навыки в различных видах деятельности;
• педагогический процесс осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и строится на основе ведущей деятельности данного возрастного периода – игровой, с постепенным усложнением вербальных и невербальных компонентов коммуникативной деятельности.
• работа будет направлена на формирование всех коммуникативных умений и навыков: знания о приемах и правилах вербального общения, способность понимать и использовать на практике невербальные средства общения.
Коммуникативные способности и умения, которые формируются в процессе ООД, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время в разных видах детской деятельности, должны быть объединены в сознании ребенка.
Игровая деятельность: Игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая форма организации жизни и строиться на основании учёта ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь, увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игровая деятельность так же используется в физической культуре. В старшем дошкольном возрасте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию – игра-фантазирование, полностью осуществляется в речевом плане в форме совместного сочинения сказки. При этом совместная деятельность строится по принципу последовательного обмена фрагментами повествования, где каждый из участников должен «подхватить» фрагмент партнера и развить его дальше с целью получения общего продукта – рассказа. Общение разворачивается полностью в речевом плане. Игра-драматизация, театр по мотивам сказки имеют особое значение в плане освоения языковых средств и преодоления эгоцентрической позиции. Благодаря игре, у детей формируются такие качества (составляющие коммуникативной способности):- знания о приемах и правилах общения, контроль своего поведения и эмоционального состояния.
Театрализованная деятельность: Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. В процессе театрализованных игр: развиваются психические процессы, как внимание, память, восприятие, воображение. Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношении, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Изобразительная деятельность: Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Игра и рисование являются теми видами деятельности, которые способствуют практическому освоению реального социального пространства: в символических действиях и замещениях ребенок проигрывает коллизии отношений людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вводит в игровые и изобразительные сюжеты. Создавая коллективную работу, дети общаются, договариваются и обсуждают вместе полученный результат (комментированное рисование).
Музыкальная деятельность: В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Музыкотерапия активизирует ребенка, помогает преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшает эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.
Трудовая деятельность: Труд детей в детском саду позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Так же формируются коммуникативные умения детей. Выполняя элементарные трудовые обязанности, дети общаются, учатся договариваться, обсуждают свои достигнутые победы или неудачи по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества.
Чтение художественной литературы: В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном состоянии некий опыт жизненных ситуаций. Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны, то необходимо установить связь с реальными жизненными ситуациями.
Тренинг (психологический) – один из ведущих методов практической психологии. Существует множество игровых тренингов общения, в том числе и на развитие коммуникативных способностей. Закреплять полученные в ходе работы по формированию коммуникативных способностей результаты, необходимо проводя с детьми беседы. В разговоре и беседе формируется умение высказываться, задавать вопросы, отвечать на них, развиваются качества личности: общительность, вежливость, тактичность, выдержанность. Беседа используется для того, чтобы систематизировать знания детей, ведет их к правильным и ясным выводам, активизируется словарь, совершенствуется грамматическая форма.
В воспитательной работе по развитию коммуникативных качеств применяются разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры и упражнения и материалы, например: «Пантомимические фигуры»; «Снежинки»; «Кляксы»; «Создай настроение»; «Угадай настроение»; «Хорошо – плохо» и т.д.
Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.
Список литературы:
- Анцупова Г.Л. Давай поиграем! – Ростов-на Дону «Феникс» 2000г.
- Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр Волгоград, 2001
- Котова Е.В. В мире друзей. – Творческий центр «Сфера» Москва 2007г.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль «Академия развития» 1996г.
- Рыжова Н.А Экологический проект «Мое дерево». – «Карапуз-дидактика» ТЦ «Сфера» 20069.
- Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению Ярославль: Академия развития. 2008.
- Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать.- Издательство Аркти Москва 2004г.
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Издательство Аркти Москва 2004г.
- Семенака С.И. Уроки добра. – Издательство Аркти Москва 2004г.
- Николаева С.Н. Юный эколог. – Москва Мозаика – Синтез 2010г.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – Москва 2009г.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука Общения. – С.-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
Источник
Наталия Балакирева
Развитие коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста
“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений
— одна из важных задач воспитания личности
ребёнка дошкольного возраста”
В. А. Сухомлинский
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
С ранних лет детям следует объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния других людей, способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми.
Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». В новейшем философском словаре термин «коммуникация» определяется как «смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия».
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольногодетства ребенок проходит ряд этапов социализации: возникновение потребности ребенка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанника коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.
Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной, музыкальной и т. д.
Старший дошкольный возраст характеризуется развитием социальных навыков, становлением адекватной самооценки.Способность к общению состоит из: 1) желания вступить в контакт с окружающими («Я хочу!»); 2) умения организовать общение («Я умею!»); 3) знания норм и правил поведения («Я знаю!»). Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников.
По определению ученого Б. Н. Головина, «коммуникативные качества речи — это реальные свойства ее содержательной или формальной стороны. Именно система этих свойств определяет степень коммуникативного совершенства речи»
Главными коммуникативными качествамиречи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.
Правильность речи – это ее соответствие нормам современного литературного языка.
Точность речи – это, прежде всего строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности.
Логичность речи – отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в речи.
Чистотой можно назвать «такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (прежде всего слов и словосочетаний) и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности…
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
Богатство – разнообразие речи.
Уместность речи (стилевая, контекстная, ситуативная, личностно-психологическая) – «такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь, отвечающей целям и условиям общения».
В процессе общения мы, безусловно, хотим, чтобы наша речь была понятна собеседнику, а информация, которую мы ему сообщаем, была воспринята именно так, как этого хотим мы, а не каким-либо иным образом.
Источник
Развитие коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста
“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений
— одна из важных задач воспитания личности
ребёнка дошкольного возраста”
В. А. Сухомлинский
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
С ранних лет детям следует объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния других людей, способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми.
Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». В новейшем философском словаре термин «коммуникация» определяется как «смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия».
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: возникновение потребности ребенка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанника коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.
Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной, музыкальной и т. д.
Старший дошкольный возраст характеризуется развитием социальных навыков, становлением адекватной самооценки. Способность к общению состоит из: 1) желания вступить в контакт с окружающими («Я хочу!»); 2) умения организовать общение («Я умею!»); 3) знания норм и правил поведения («Я знаю!»). Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников.
Коммуникативные способности и умения, которые формируются в процессе НОД, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время в разных видах детской деятельности, должны быть объединены в сознании ребенка.
Игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая форма организации жизни и строиться на основании учёта ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь, увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игровая деятельность так же используется в физической культуре. В старшем дошкольном возрасте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию – игра-фантазирование, полностью осуществляется в речевом плане в форме совместного сочинения сказки. При этом совместная деятельность строится по принципу последовательного обмена фрагментами повествования, где каждый из участников должен «подхватить» фрагмент партнера и развить его дальше с целью получения общего продукта – рассказа. Общение разворачивается полностью в речевом плане. Игра-драматизация, театр по мотивам сказки имеют особое значение в плане освоения языковых средств и преодоления эгоцентрической позиции. Благодаря игре, у детей формируются такие качества (составляющие коммуникативной способности):- знания о приемах и правилах общения, контроль своего поведения и эмоционального состояния.
Театрализованная деятельность: Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. В процессе театрализованных игр: развиваются психические процессы, как внимание, память, восприятие, воображение. Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношении, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Изобразительная деятельность: Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Игра и рисование являются теми видами деятельности, которые способствуют практическому освоению реального социального пространства: в символических действиях и замещениях ребенок проигрывает коллизии отношений людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вводит в игровые и изобразительные сюжеты. Создавая коллективную работу, дети общаются, договариваются и обсуждают вместе полученный результат (комментированное рисование).
Музыкальная деятельность: В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Музыкотерапия активизирует ребенка, помогает преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшает эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.
Трудовая деятельность: Труд детей в детском саду позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Так же формируются коммуникативные умения детей. Выполняя элементарные трудовые обязанности, дети общаются, учатся договариваться, обсуждают свои достигнутые победы или неудачи по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества.
Чтение художественной литературы: В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном состоянии некий опыт жизненных ситуаций. Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны, то необходимо установить связь с реальными жизненными ситуациями.
Источник