Развитие коммуникативных функций у ребенка

Статья по логопедии по теме: «Коммуникативная функция речи и её развитие у дошкольников».

Автор: учитель-логопед ГБДОУ № 42 Колпинского района Санкт-Петербурга Березина Н.В.

Одной из основных функций речи является коммуникативная функция или функция общения.

Для того, чтобы общение подрастающего человека с окружающей средой было развивающим, необходимо, чтобы взрослые люди специально организовали это общение.

Ребёнок обычно очень активен. Младенец перебирает игрушки, стучит погремушкой, выбрасывает игрушки из кроватки на пол. После года активность ребёнка находит своё выражение в ходьбе, лазанье. Ребёнок передвигает предметы по комнате, возит, носит, укладывает их. На основе этих видов активности, благодаря руководству взрослого ему становятся доступными начальные формы игры, труда. У детей развиваются и специальные формы умственной активности. Они задают вопросы, наблюдают, рассуждают. Ребёнок стремится принять участие в любой работе, которую делают взрослые, и радуется как общему успеху, так и своим достижениям.

  Очень важно, чтобы эта активность ребёнка вела к созданию у него правильных представлений об окружающем, к освоению нужных навыков и к закреплению полезных привычек.

Благодаря своей активности ребёнок вступает в общение с внешним миром. Без общения с окружающими людьми и действий с предметами ребёнок не может овладеть опытом взрослых людей, у него не формируются полезные привычки.

В правильно организованной деятельности, в повседневном общении ребёнка с окружающими людьми совершается его умственное, физическое и нравственное развитие. Поэтому задачей учителя-логопеда является умение овладеть детской активностью и направить её по тому пути, который приводит к развитию у ребёнка полезных привычек, устойчивых интересов, положительных черт характера.

Рассматривая деятельность ребёнка как форму организованного взрослыми упражнения его речи, памяти и наблюдательности, внимания и мышления, его чувств и воли, можно считать, что именно содержание и организация активной деятельности ребёнка в значительной мере определяют развитие отдельных черт его личности. Таким образом, открывается возможность в известной мере влиять на сложный процесс психического развития ребёнка.

Общением называют взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Дошкольник овладевает тремя типами общения:

  1. эмоциональное общение – первое полугодие жизни;
  2. общение на основе понимания – со второго полугодия жизни;
  3. общение на основе речи – с 1,5 – 2 лет.

Перечисление трёх типов общения отражает последовательность их появления в онтогенезе. Возникновение каждого нового типа общения не приводит к вытеснению предыдущего, некоторое время они сосуществуют, затем, развиваясь, каждый из типов общения приобретает новые, более сложные формы. Так, овладевая общением на основе понимания, ребёнок первоначально фиксирует взглядом тот предмет, который назван, затем может указать на него (сначала рукой, а затем пальцем; сначала показ всего предмета, а затем чёткое выделение отдельных частей из целого) и, наконец, представить его.

Каждый тип общения имеет свои характерные особенности, которые обязательно нужно учитывать в работе с детьми.

Своеобразие эмоционального общения заключается в том, что сами дети не стремятся к общению: оно возникает по инициативе взрослого. Например, если склонившись над ребёнком, взрослый улыбается, то и ребёнок отвечает ему улыбкой.

Овладение эмоциональным общением происходит путём подражания. Подражая взрослому, ребёнок как бы копирует его мимику, очень чётко реагируя на каждое новое выражение лица, сигнализирующее об эмоциональном состоянии. По мере развития эмоционального общения у ребёнка постепенно возникает желание общаться, которое он выражает различными движениями и звуками. Когда ребёнок начинает сам проявлять инициативу в общении со взрослым, главная задача состоит в том, чтобы максимально поддерживать его стремление к общению.

Особенностью общения на основе понимания является то, что ребёнок ещё не говорит, но уже выступает в роли собеседника, выражая ответную реакцию движением, мимикой, взглядом. Наличие у ребёнка ответной реакции позволяет судить о понимании обращённой к нему речи. Поэтому общение ребёнка со взрослым на основе понимания является активным процессом. Ребёнок ещё не говорит, но он не всегда соглашается с предложением взрослого, жестом отстраняя то, что его не устраивает.

При правильном развитии речи ребёнок раннего возраста быстро переходит к речевому типу общения. Вместе с тем взрослым не стоит торопиться, так как важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для полного развития эмоционального общения и общения на основе понимания. Именно два этих типа общения, их полноценное развитие обеспечивает успешное развитие речевого типа общения. Дальнейшее руководство со стороны взрослого заключается в умелом переводе ребёнка на всё более высокие ступени речевого общения.

Наиболее элементарной, но уже самостоятельной речью является ситуативная речь, содержание которой понятно на основе учёта ситуации общения. При этом у ребёнка речевых средств ещё недостаточно: поэтому для пояснения своей мысли он широко пользуется жестами и мимикой в сочетании с указательными местоимениями (там, это, тут).

Читайте также:  Развитие ребенка первых дней зачатия

  Дальнейшее развитие речи состоит в овладении элементами контекстной речи, когда содержание высказывания понятно из самого высказывания без учёта конкретной ситуации. В общении на основе речи ситуативная и контекстная речь сосуществуют, а взрослый обращается к той или другой речевой форме в зависимости от задач и условий общения.

Таким образом, в процессе логопедической коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать описанные общие закономерности развития общения на протяжении раннего и дошкольного возраста.

Источник

Кермен Манджиева
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста

Научная статья

«Коммуникативные навыки у детей

дошкольного возраста»

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Под общением также понимается обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом в указанном выше понимании значения термина. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

В дошкольном возрастепоследовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым:

• Ситуативно-личностное;

• Ситуативно-деловое;

• Внеситуативно-познавательное;

• Внеситуативно-личностное.

Группа детского сада – первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В школьном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только деловыми качествами, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением и пониманием содержания нравственных качеств. Отношения ребёнка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребёнка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребёнка, развития его личности. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Вскрыть противоречия в развитии общения, предупредить различные сложности в формировании личности ребенка возможно при своевременном выявлении и учете особенностей его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому в начале учебного года я провожу обследование коммуникативнойсферы у каждого ребенка по следующим параметрам: сформированность самооценки, нравственных представлений, особенностей отношений ребенка к себе и другим, эмоционально-волевых отношений, поведения в конфликтных ситуациях, личностного поведения. Результаты проведенного обследования служат основанием для заключения о личностном состоянии ребёнка, развитости у него коммуникативных навыков. Обследование коммуникативной сферы детей проводится в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май). Полученные данные в ходе первичного обследования позволяют выявить направления коррекционной работы по данному аспекту на год. Индивидуальная работа – необходимый момент развития навыков общения у детей, в связи с этим по результатам исследований на год заполняется таблица «Направления индивидуальной работы по развитию коммуникативных способностей у дошкольников», служащая основанием для выбора воспитательных задач педагогической работы. Итоговое обследование коммуникативной сферы позволяет проследить динамику развития навыков общения у каждого ребёнка, а также сделать выводы об эффективности, проводимой в течение учебного года воспитательной работы по данному направлению.

При осуществлении воспитательной работы с детьми по развитию навыков общения внимание акцентируется на создание благоприятного климата и использование комплексного подхода к диагностической и педагогической работе. Цель работы заключается в формировании у детей навыков активной самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого ….Основные задачи работы:

• обучение понимания самого себя и умению «быть в мире с собой»;

• воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;

Читайте также:  Игра и психическое развитие ребенка дошкольника

• развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях;

• формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) как средствами человеческого общения;

• формирование навыков самоконтроля в процессе общения и самооценки своего эмоционального состояния;

• выработка у детей черт характера, являющихся основой для развития положительных партнерских качеств;

• развитие творческих способностей и формирования способов их выражения в процессе коммуникативной деятельности;

• развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей;

• коррекция отрицательных черт характера и поведения.

Игра – основной вид деятельности ребёнка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями и способностями. В игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развития ребёнка, вне игры нет воспитания личности.

Поэтому в качестве основных видов деятельности, формирующих навыки общения,используются следующие:

– наблюдения;

-рассматривание рисунков и фотографий;

-свободное и тематическое рисование;

-упражнения подражательно-исполнительного характера;

-этюды;

-импровизация;

-моделирование и анализ заданных ситуаций;

-игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные;

-творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские;

-сочинение историй;

-беседы;

-дискуссии;

-мини-конкурсы;

В воспитательной работе по развитию коммуникативных навыков применяются разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры и упражнения и материалы,например:

• Пиктограммы

• Пантомимические фигуры

«Снежинки»

«Кляксы»

«Создай настроение»

«Угадай настроение»

«Хорошо – плохо»

«Люблю – не люблю»

«Веселая смесь»

«Цветик – семицветик»

«Дерево Радости и Печали»

«Дразнилки»

«Домашний фотоальбом»

• Кубик эмоций

• Кукла «Бобо»

«Оживи камешки»

«Расскажи сказку с помощью кружков»

• Игры – драматизации с помощью театра масок, настольного и кукольного театра

• Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.

Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Источник

Эпова Галина Петровна
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста продолжает быть актуальной проблемой, которую необходимо решить многим специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым,что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Коммуникация – это процесс передачи осмысленной информации, её эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы к другому человеку, группе.

Коммуникативные навыки крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее.

Ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми. Таким образом, на родителях и воспитателях лежит основная ответственность за развитие, в том числе, и коммуникативных навыков у дошкольников.

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

От уровня развития коммуникативных навыков во многом зависит процесс адаптации ребенка в дошкольном учреждении, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Их реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы. Коммуникативные навыки дошкольников могут рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ребенка, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Структура коммуникативных навыков.

Коммуникативные навыки – обширная категория навыков, которые необходимы малышу для познания окружающего мира и взаимодействия с другими людьми. Развитие ребенка в этом направлении предполагает формирование ряда навыков,среди которых:

– хорошо поставленная речь;

– связное выражение мыслей и чувств;

– понимание невербальных сигналов, то есть мимики, движений и поз;

– начальные навыки работы в команде;

– распознавание эмоций, эмпатия;

– внимание к словам собеседника;

– способность вести конструктивный диалог;

– отвечать на вопросы ровесников и людей старшего возраста;

– знание основ этикета.

Дети, у которых эти качества развиты неравномерно, испытывают определенные трудности в общении. Обучающие мероприятия должны быть направлены на формирование всех перечисленных умений одновременно, ведь только комплексный подход поможет малышу почувствовать себя полноценным участником коллектива и интересным собеседником.

Читайте также:  Чем полезен театр для развития ребенка

Развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в норме включает:

развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;

– выработку у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;

развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности;

развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности;

– коррекцию нежелательных черт характера и поведения, т. к. для детей младшего дошкольного возраста характерно недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств, которое осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Они не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками.

Формирование звукопроизношения, как правило, завершается к 4–5 годам. Началом овладения слоговой структурой слова считается конец этапа гуления, когда у детей начинает формироваться устойчивый слог.

В процессе овладения синтаксической стороной речи, процесс развития слоговой структуры слова продолжается. Логопедом А. Н. Гвоздевы, была установлена связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры. Так, согласно мнению ученого, дети начинают ранее произносить предложения, что состоят из трех и более слогов, нежели трехсложные слова. До этого многосложные слова могут быть сокращены. Процесс усвоения слоговой структуры предложения происходит довольно интенсивно в возрасте 2–2,5 года, после 2,5 лет сокращение слогового состава является крайне редким явлением.

По мнению A.Н. Гвоздева, языковое сознание имеет механизм, который является отражением словообразовательного уровня языка, состоящего из двух уровней.

1. Уровень собственно словообразовательный – обобщенное отражение способов образования новых слов; единица – универб (модель-тип у детей).Здесь могут быть выделены два подуровня: синтагматический, единица данного уровня – номинализованные предикативные синтагмы, и подуровень универбов.

2. Лексический уровень, который представлен совокупностью лексических единиц языка. Единицы – лексемы – представляют собой результат как действия словообразовательных механизмов, так и результат отражения и закрепления лексем.

Правила словообразования и, собственно, развитие коммуникативных умений формируются в результате взаимодействия этих уровней, при этом, в разном возрасте степень доминирования каждого из уровней является различной. На более поздних этапах лексический уровень занимает ведущее место, а посредством словообразовательного – обеспечивается актуализация закрепленных в сознании универбов.

Как и при нормах, так и при патологиях, развитие детской речи, развитие коммуникативных умений является сложным и многообразным процессом. Дети не сразу могут овладеть звукопроизношением, слоговой структурой слов, лексико-грамматическим строем, словоизменением и так далее. Так, одни языковые группы могут ими быть усвоены раньше, другие намного позже. Поэтому на тех или иных стадиях развития детской речи одни элементы языка могут быть уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда проявляется такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.

В процессе развития коммуникативных умений ребенка,в процессе образования им слов с течением времени многое меняется: так, меняются средства и способы образования новых слов, словообразовательный характер ранее образованных слов, и так далее.

К началу дошкольного возраста ребенок в норме уже способен реализовывать различные коммуникативные действия и соответствующие им формы речевых высказываний. В этом возрасте начинается усвоение более сложных типов коммуникации, таких как рассказывание или совместное планирование. Также в возрасте от 3 до 6 лет происходит переход от одиночных или параллельно разворачивающихся игр к объединённым и корпоративным формам игры, которые тесно связаны с развитием совместного планирования – данный факт подтвержден в исследованиях М. И. Лисиной, Т. А. Репиной.

Большинством авторов, такими, как Р. Е. Левина, А. Н. Гвоздев, А. К. Маркова, Н. Х. Швачкин и многими другими были выделены следующие нарушения в развитии коммуникативных навыков нормально развивающихся детей: ошибки при добавлении количества слогов, пропуски слогов и звуков в слове, ошибки при сокращении групп согласных, перестановка звуков и слогов в слове.

Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Источник