Развитие коммуникации ребенка с овз раннего возраста

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ “ГИМНАЗИЯ  №1637”

111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А                                       тел.(495) 672-02-35

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Подготовила: учитель-логопед

Плахова Т.Н.

Москва

2016

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет
ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л.С.



Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию.  Дети стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов.

Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые  для этого качества.

Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ.

Итак, что же это за качества:

– желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей

– знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими

– умение организовывать общение и слушать собеседника

– умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации

Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.

Направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования (2.6.)

«…Социально-коммуникативное развитие направлено на

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

… ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты» (4.6.).

Дети с ОВЗ — это особая группа детей, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию.

Особенности коммуникации детей с ОВЗ:

– снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;  

– речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;

– нежелание вступать в контакт;

– трудности понимания обращенной речи;

– часто ребенок не знает, как подойти попросить, что сказать (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);

– замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;

– трудности в употреблении невербальных средств общения – выразительных движений, мимики, жестов;

– при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);

– некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом;

– другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.

Как развивать коммуникативные качества детей?

Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:

1) в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)

2) через беседы, обсуждения литературных произведений

3) в творческой деятельности

1) Словесные дидактические игры являются одним из важных средств формирования и развития диалогической речи. В ходе таких игр дети решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, группируют предметы, учатся строить диалог с педагогом и друг с другом. В таких играх развиваются не только психические процессы, но и умение договариваться, умение бесконфликтно убеждать и доказывать свою точку зрения.

Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно-ролевой игры являются следующие:

1. Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.

2. Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.

3. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.

4. Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.

5. Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства.

6. Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.

7. Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.

8. Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми.

9. Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.

10. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.

11. Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

12. Расширять общий кругозор детей

Театрализованные игры развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать им. Кроме того, такие игры позволяют ребенку решать свои проблемные ситуации от лица персонажа, помогают преодолевать застенчивость, робость, неуверенность в себе.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется и пополняется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно и четко изъясняться.

Любые игры соревновательного характера (например, эстафеты) учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели. Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение.

2) Детей полезно приучать к слушанию сказок, рассказов из детских книг и обсуждению их содержания. Беседуя по материалам прочитанного, важно показать ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в жизни детей. При этом взрослый должен высказать свое отношение к конфликтам и событиям, которые имели место в группе детей на занятиях.

Кроме того, сочинение сказок детьми по одной фразе (друг за другом) помогает научиться терпеливо слушать, не перебивая, улавливать сюжет, привносить новое и связно выражать свои мысли.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка книга

3) Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность (лепка, рисование, конструирование).  В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребенка становится партнером, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи.

Хорошо влияет на развитие коммуникативных качеств дошкольника или младшего школьника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ему освоить параллельно несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. Все это служит основой для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.

Необходимо развивать как вербальные, так и невербальные средства общения. Детям со зрительной патологией важно научиться самостоятельно и правильно использовать мимику, жесты и интонацию с целью:

– в своих действиях и поведении не выделяться среди нормально видящих;

– передавать адекватными речевыми и неречевыми средствами свое эмоциональное состояние.

Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Очень важно работу по развитию коммуникативных качеств детей с ОВЗ продолжать в семье. Родителям наравне с педагогами необходимо тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с коллективом младшей школы.

Список литературы:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Зорина С.С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения. Специальное образование, №4, 2010.

3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.М. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Современные проблемы науки и образования, №3, 2014.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Источник

Татьяна Милишникова
Комплексное сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ: развитие коммуникативной и речевой сфер

Использование логопедических сказок в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Слайд 1

Работая на логопедическом пункте в массовом детском саду, я обратила внимание, что детей, нуждающихся в помощи логопеда, год от года становится все больше. Анализ современных материалов по проблеме профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста выявил необходимость в проведении направленной профилактической работы по предупреждению или смягчению речевых дефектов у дошкольников.

Слайд 2.

Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в логопедии определилось особое направление под названием «Превентивное логопедическое воздействие». Суть его заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция (в нашем случае профилактика) с первых дней жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, а в частности, их речи.

С этой целью развития артикуляционного аппарата, звукопроизношения, мелкой и общей моторики мной проводится работа с детьми младшего и среднего возраста. Но, так как эта работа является дополнительной к основным занятиям дошкольного учреждения, то и проводится она в вечернее время, когда у детей уже наблюдается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, дети хотят просто играть и отдыхать и удержать их внимание в это время сложнее. Поэтому передо мной стала задача подобрать такие формы и методы обучения детей младшего возраста с речевыми нарушениями, которые целенаправленно будут стимулировать двигательную и речевую активность детей, влиять на коррекцию речевого развития, развивать активный словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу, чтобы дети, отдыхая, учились и развивались.

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей все больше места занимают специальные техники,куда входят такие направления как: логопедические сказки. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с ОВЗ.

Слайд 3.

По мнению К. И. Чуковского, взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. Д.Родари отмечал: «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Именно особенностями детской психики определяется выбор логосказки (логопедической сказки) как средства коррекции и ра звития коммуникативной функции речи детей.

Слайд 4.

Логосказки – целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Слайд 5.

Логосказки входят в систему сказкокоррекции (сказкотерапии, так как в них легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей:

Психогимнастика (покажи, как рассердился волк, как испугался зайчик, как обрадовалась Машенька и т. д.);

2. Релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки и стала греться на солнышке);

3. Дыхательные и голосовые упражнения.

4. Упражнения на координацию речи с движением.

Логосказки являются дидактическими, так как создаются учителем-логопедом, с одной стороны, для коррекции и развития психологической базы речи ребенка с ОВЗ, с другой, для организации учебного материала по воспитанию языковых и коммуникативных способностей.

Слайд 6.

Включение эмоционального компонента в образовательный материал повышает эффективность логопедической работы. Через использование логосказки, её сюжетных линий решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:

– создание благоприятной среды для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;

-развитие всех сторон речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме

– коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;

– осуществление сотрудничества учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

Слайд 7.ВИДЫ ЛОГОСКАЗОК И ФОРМЫ РАБОТЫ:

Слайд 8. 1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева):

-Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

– Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).

-Сказки для обучения грамоте (в звуках и буквах).

Слайд 9. 2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко):

-Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

Слайд 10. 3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская)

– Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).

Читайте также:  Скачать бесплатно упражнения для развития ребенка 3 лет

Слайд 11. 4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).

-Сказки, способствующие формированию связной речи.

Слайд12.

В свою работу включаю еще и дополнительный сказочный материал.

Для лучшего запоминания и произнесения слов логопед использует различные приемы и пособия,помогающие неговорящему ребенку больше действовать и меньше говорить: игрушки, которые одеваются на пальцы ребёнка, игрушки из киндер- сюрприза); различные настольно-печатные пособия объемные ширмы, мини-макеты, перчатки с наклеенными персонажами сказки, сказка на ковролине, маски, карточки с графическими символами, различные видов театров,такие как: с куклами на палочках, рукавичковый, картонажный;

Слайд 13. Прекрасным средством для развития движений является игра в «Театр пальчиков и язычка». Артикуляционная гимнастика в сопровождении движений речедвигательной ритмики на произносимые звуки («Утро кота Музика»).

Слайд 14. Сказка на пальчиках

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (сорока-белобока, коза и т. д.). Пальчиковые сказки включаются в занятия по сказкам. Например, после прочтения сказки «Курочка Ряба» можно поиграть так. «Вышла курочка гулять…»(Приложение № 1)

Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. К сказке «Три медведя» упражнение «Утро», Приложение № 2, упражнение к сказке «Теремок» для развития общей моторики и формированию умения расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, Приложение № 3

Слайд 15.16,17,18. Артикуляционные сказки (развитие дыхания, артикуляционной моторики). Ребенку в 2-4 года достаточно сложно выполнять «гимнастику для язычка» с полной отдачей, они быстро надоедают. А вот если всю такую трудную и не интересную работу предоставить в виде небольших логопедических сказок, развивающие правильный артикуляционный уклад звуков,то все меняется: глазки блестят, и детки с интересом следят за историей и хотят обязательно помочь главному герою сюжета. «Сказка о весёлом язычке», “Лягушка-зелёное брюшко (мультимедийная презентация в сопровождении иллюстративных слайдов детям) «Сказки про язычок», Истории Веселого язычка. Из опыта работы могу сказать, что такая форма подачи артикуляционных упражнений детям понравилась и дала положительные результаты.

Слайд 19.

Использовать логосказки можно не только логопедам, но и воспитателям. Полезно включать логопедические игры в рекомендуемые «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок» «Заюшкина избушка».

Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.

Фонетические (озвученные) сказки

Дидактические задачи: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики.

Методика проведения. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа.

Фонетическая разминка к сказке «Курочка Ряба», Приложение № 4; к сказке «Три медведя» ; Приложение № 5, пример озвучивания сказки «О непослушном козлике», Приложение № 6.

Слайд № 20

В логосказке присутствуют обязательно и специальные упражнения на тренировку дыхания, развитие общих речевых навыков. Например, логосказка «Веселое путешествие»(упражнения для верхних дыхательных путей (по материалам Арсеневской О. Н., Приложение № 7

Для развития силы голоса.Игра: «Зайчик услышит наше ау – быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).Цель: учить повышать и понижать силу голоса. Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему

Упражнения для развития речевого дыхания

-договаривание отдельных слов во фразе;

«Ок, ок, ок, у меня. (колобок).

Ка, ка, ка, нет уже. (колобка).

Ок, ок, ок, лиса съела. (колобок)».

-произнесение отдельных фраз сказочных героев; «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка», «Курочка Ряба»).

Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку,скажем слова:

«Пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая»;

Вышла курочка гулять и горошка поклевать: «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!»

-Дыхательно-артикуляционный тренинг «Говорливый ручеек»

Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.

Методика проведения. Дети берутся за руки,идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».

ВЫВОД

Слайд 21.

Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность, формирует представления об основных принципах построения связного сообщения (обращение-побуждение, обращение-вопрос, обращение-сообщение). Использование логосказки как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи повышает речевую активность и коммуникативную направленность речи детей с ОВЗ.

Слайд 22. Список литературы

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/– М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.

2. Р. А. Бабушкина,О. М. Кислякова Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР. – СПб.: КАРО, 2002.

3. Гаврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 1.

4. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. – 1995. – № 6. – С. 7

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001. – 310 с.

6. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008. – 64

7. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. —СПб.: Па-ритет, 2006.

8. Е. Карельская.Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы логопеда// Дошкольное воспитание, 1999 № 6 – с. 14-17

9. Набойкина Е. Л. Сказки игры с «особым»ребенком. – СПб.: ООО «Речь», 2006.

10. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. — СПб.: ООО «Речь», 2004.

11. https://www.boltun-spb.ru/art.html#butterfly

Приложение № 1

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки. Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки.

Бегут всеми пальцами обеих рук.

Хлопают в ладоши.

Грозят пальцем ведущей руки.

Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола.

Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т. д.

Приложение № 2

«УТРО»

Читайте также:  Развитие ребенка с момента зачатия

ЦЕЛИ

Вырабатывать правильное дыхание.

Обучать элементарным приемам самомассажа.

Расширять артикуляторные возможности.

Вырабатывать положительный эмоциональный фон.

Оптимизировать общий тонус тела, снимать патологические зажимы.

Медвежата сладко спят

Дети прислоняются к спинкам стульев или опускают головы на сложенные на столе руки, закрывают глаза.

И расслабленно сопят.

Спокойно и глубоко дышат.

Солнце глянуло в окошко, Все зажмурились немножко.

Крепко зажмуривают глаза.

— Медвежата, хватит спать,

Широко открывают глаза.

Вам давно пора вставать.

Встают со своих мест.

Медвежата все проснулись, Потянулись, улыбнулись.

С напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке.

Любят мишки чистоту. Умываться все идут.

Шагают на месте.

Кран, откройся,

Имитируют движение руки при открывании крана.

Нос, умойся,

Проделывают поглаживающие вращательные движения указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон,.

Мойтесь сразу оба глаза,

Выполняют круговые массирующие движения по векам.

Лоб и щеки,

Разглаживают лоб от центра к вискам.

Растирают щеки.

Мойся, шейка,

Растирают шею, поворачивая голову вправо-влево.

Ручки, мойтесь хорошенько.

Растирают руки.

Словно щеткой, язычком чистить зубы мы начнем.

Открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Принюхались медвежата:

Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот.

Что-то пахнет непонятно.

Повторяют упражнение 3—5 раз.

Очень вкусно. Это мед! Мама к завтраку нас ждет.

Садятся на стульчики.

Медвежата мед лакали,

Выполняют лакательные движения языком, рот держат открытым.

Потом губки облизали.

Облизывают губы в направлении вперед-назад, рот держат открытым.

Лижут с нёба сладкий мед язычком назад-вперед,

Гладят языком нёбо.

Язычок не опускают, Кверху сильно прижимают.

Рот держат открытым.

Присасывают язык к нёбу.

Надо чай горячий пить, Но сначала остудить.

Кистью руки изображают чашечку.

— Вы, медвежата

не ленитесь, сперва подуйте,

Делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на «чашку» в руке.

Потом попейте,

Имитируют «питье» из «чашки».

А после улыбнитесь.

Растягивают губы в улыбке.

Завтрак съеден, медвежата шалят, как будто индюшата.

Выполняют быстрые движения языком вперед-назад.

Друг друга подразнили и к занятиям приступили.

Спокойно садятся за столы.

Приложение № 3

Теремок

Стоит в поле теремок (руки над головой – это «крыша»)

Он не низок, не высок, не высок (приседают –«низок», встают – «высок»)

На двери висит замок, да замок (сцепляют пальцы рук в «замок»

Кто бы тот замок открыть помог?

Слева зайка, справа мишка. (кивают головой вправо-влево)

Отодвиньте-ка задвижку! (тянут руки в стороны, но пальцы в «замке»)

Слева ежик, справа волк (кивают головой влево-вправо)

Нажимайте на замок! (сильнее сжимают пальцы)

Зайка, мишка, ежик, волк

Открывают теремок, теремок! («открывают замок», разводят руки в стороны)

Приложение № 4

Хохлатка (по мотивам немецкой песни)

Хохлатка у сарая –

КО – КО – КО!

Ах, где мои цыплята?

КО – КО – КО!

Ах, где мои ребята?

КО – КО – КО!

Мы здесь, мы близко, мама!

ПИ – ПИ – ПИ!

Тут кто-то вырыл яму,

ПИ – ПИ – ПИ!

Мы в яму все попали!

ПИ – ПИ – ПИ!

А вовсе не пропали!

ПИ – ПИ – ПИ!

Приложение № 5

Бурчалочка

Сидел медведь под деревом,

И в небо всё глядел.

И песенку – «бурчалочку»

Тихонечко он пел:

БУ – БУ – БУ – БУ – БУ – БУМ,

БЫ- БЫ – БЫ – БЫ – БЫ – БЫМ,

БО – БО – БО – БО – БО – БОМ,

БА – БА – БА – БА – БА – БАМ.

Приложение № 6

Сказка «О непослушном козлике»

Живет у бабушки козлик — остренькие рожки да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет.Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи, козлик, в лес!» А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям). Перепрыгнул через забор (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям) и побежал по мостовой (дети попеременно кулачками стучат по груди, бежит,кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь.»

Педагог: Ой, что это?

Дети: Ой, что это?

Педагог: Болото! Его не обойти?

Дети: Его не обойти!

Педагог: Дорога напрямик! («чап-чап-чап» — дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щеки).

Козлик: Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь. (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).

Педагог: Ой, что это?

Дети: Ой, что это?

Педагог: Река! Ее не обойти?

Дети: Не обойти!

Педагог: Дорога напрямик!

Дети (языком): Буль-буль-буль!

Козлик: Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь.

Педагог: Ой, что это?

Дети: Ой, что это?

Педагог: Лес! Страшный лес.

Дети: У-у-у.

Педагог: Дремучий лес.Дети: Ш-ш-ш.

Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку (дети: «буль-буль-буль», по болоту (дети: «чап-чап-чап» оттягивают правую и левую щеки, по мостовой (кулачками поочередно стучат по груди, через забор (дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям, по двору (поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).

Педагог: К нам прибежал, «ох», сказал.

Козлик: Ох!

Дети и козлик: Буду слушаться бабулю. Больше в лес не побегу я.

Приложение № 7

Упражнения для верхних дыхательных путей (по материалам Арсеневской О. Н.)Логосказка «Веселое путешествие»

Паровоз привез нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,

одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь –

свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела детям меда принесла.

З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток,

З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок.

З-з-з! З-з-з!

(звук и взгляд направлять по тексту)

Пчёлку ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

(укрепление связок гортани, профилактика храпа)

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

(медленная ходьба, руки-крылья

поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

(дети садятся на ковер и несколько раз зевают,

стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат

и деятельность головного мозга)

Источник