Развитие когнитивных процессов ребенка младшего школьного возраста

Развитие когнитивных процессов ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Определение 1

Когнитивное развитие — это развитие всех видов мыслительных процессов, включая восприятие, память, формирование понятий, воображение и логику.

Когнитивная сфера учащихся

В рамках современного образования большое внимание уделено вопросам развития и обучению детей младшего школьного возраста. Именно в этот возрастной период формируется не только психическое, но и умственное, физическое и нравственное развитие ребенка. Большое число изменений и преобразований в когнитивной сфере происходит в период младшего школьного возраста. Он представляет собой сензитивный период, в который формируется познавательное отношение к миру, навыки учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

Замечание 1

Развитие когнитивной сферы учеников младшего возраста сегодня считается особо актуальным, поскольку познавательна сфера ребенка — это область развития его умственных качеств.

Когнитивные процессы необходимо рассматривать в качестве совокупности процессов, благодаря которым сенсорная информация преобразуется, начиная от воздействия стимула на рецепторы и заканчивая получением ответа в качестве знаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В период младшего школьного возраста для детей характерно большое количество таких изменений, а основная особенность развития познавательной сферы в этом возрасте представлена переходом психических познавательных процессов на более высокие уровни.

Составляющие когнитивной сферы

Когнитивная сфера личности включает несколько центральных категорий психики:

  • ощущение,
  • восприятие,
  • внимание,
  • память,
  • мышление,
  • волю.

Восприятие представляет собой познавательный психический процесс, формирующий субъективную картину мира с помощью отражения предметов и явлений в ходе непосредственного воздействия на органы чувств человека. В период младшего школьного возраста эта категория обладает осознанным характером и, в случае совершенствования такого аспекта психики, как наблюдения, этот психический процесс может стать управляемым и целенаправленным.

В рамках разных условий учебной деятельности формирование и развитие восприятия исследовал Л.В. Знаков. В ходе эксперимента, дети, обучение которых специально направлялось на развитие восприятия и наблюдения, чаще выделяли форму и величину предмета. Наряду с этим дети из обычных классов в 2 раза чаще обращали внимание непосредственно на цвет предмета. В результате данного эксперимента можно было наблюдать рост интереса к учебной деятельности, наблюдению и восприятию.

Ощущение является непосредственным чувственным отражением отдельных качеств и свойств воспринимаемого объекта, который представляет собой основу восприятия. Это обусловлено тем, что человек воспринимает информацию об окружающей действительности с помощью органов чувств. Несмотря на то, что система анализаторов в младшем школьном возрасте продолжает свое развитие, отмечается ее достаточная сформированность к этому периоду. В большей мере у младших школьников развиты слуховые и зрительные ощущения.

Доминирующий познавательный процесс представлен вниманием, поскольку целенаправленная психическая деятельность людей невозможна без сосредоточения и направленности. Это может быть обеспечено через данный когнитивный процесс.

Внимание является сосредоточенностью деятельности субъекта в некоторый временной промежуток на каком-либо реальном объекте, предмете, событии, образе. В качестве аспектов этой категории, как правило, выделяют быструю переключаемость и отвлекаемость.

Для младшего школьного возраста следует отметить устойчивость как свойство внимания. В начале этого периода она развита слабо, что объясняется возрастными особенностями торможения. Тем не менее, она значительно растет при активном взаимодействии ребенка и воспринимаемого объекта.

С.М. Горбач в своих исследованиях показывает, что младшие школьники 6-7 лет способны сохранять высокую степень устойчивости внимания, одновременно воспринимая 2-3 объекта (в экспериментах это были картинки). Если число объектов увеличить, то устойчивость внимания снижается, как и его качество в целом (наблюдается большее количество ошибок). Для заострения достаточного количества внимания на большем числе объектов нужно повторное восприятие картинки.

Память исследователи рассматривают в качестве процесса организации и сохранения прошлого опыта, позволяющего повторно использовать его в деятельности. Она определяет такие процессы, как обучение и развитие. Через преобразование мнемической функции памяти, обусловленное высокими требованиями к эффективности памяти, развивается данный когнитивный процесс. В этом же возрасте начинает развиваться логическая память, в основе которой лежи использование средств запоминания и мыслительного процесса.

Особенности когнитивного развития младшего школьника

Высшее проявление психической деятельности, которое присуще только для человека, названо мышлением. Оно представляет собой процесс отражения в сознании связей между предметами и явлениями окружающего мира (например, анализ, синтез и обобщение условий и требований, которые выдвигает решаемая задача).

В младшем школьном возрасте происходит переход мышления от наглядно-образного, которое является доминирующим в этом периоде, к словесно-логическому мышлению. Сформированные научные понятия — необходимое условие для развития теоретического мышления, что подтверждается исследованиями.

С целью определения степени когнитивного развития младших школьников исследователи ставили перед ними два одинаковых стакана, в которые было налито равное количество воды. После осознания детьми того, что уровень жидкости в обоих стаканах равен, экспериментатор переливает содержимое из одного стакана в стакан другой, более вытянутой формы. Уровень жидкости во втором стакане вырос, но количество воды осталось тем же. После этого детям задают вопрос, где больше воды.

Младшие школьники, не обладающие сформированными научными понятиями, еще не способны осознать, что количество жидкости осталось одинаковым, поэтому считают, что воды больше во втором стакане. Благодаря такому виду мышления младшие школьники получают возможность решать задачи, ориентируясь не на связи внешнего мира и признаки объектов, а на внутренние существенные свойства.

Источник

Мозг

Активно развивается область, отвечающая за мелкую моторику — детям становится легче писать, повышается аккуратность. Область мозга, отвечающая за речь, заканчивает развитие к 10 годам. К 9 годам начинают созревать теменные доли головного мозга, позволяющие овладевать навыками математики и геометрии.

Но в этом возрасте пока еще медленно формируются лобные доли — области мозга, ответственные за абстрактное мышление, логику, за саморегуляцию и контроль. Важным моментом является то, что в мозге начинается процесс удаления излишних нейронных связей, в последующие годы этот процесс усилится. Но пока у ребенка все еще очень высокие возможности для обучения новым знаниям и языкам.

Зрелость отделов мозга ребенка в 9 лет

Когнитивное развитие

Младший школьный возраст является сензитивным (благоприятным) периодом для формирования навыков учебной деятельности, организованности, саморегуляции и развития всех когнитивных способностей (мышления, внимания, памяти и т.д.). Учебная деятельность способствует развитию всех этих способностей у ребенка.

Мышление. К 7 годам ребенок достигает начала уровня конкретных операций (логическое мышление). На этом уровне ребенок способен теоретически рассуждать о мире, в котором живет, а также строить предположения о будущем, оценивая вероятность наступления того или иного события. Так, например, ребенок, может предположить, сколько выдохов нужно сделать, чтобы надуть шарик, не лопнув его. Однако такая способность теоретически мыслить распространяется лишь на конкретные объекты и социальные отношения, которые доступны наблюдению и проверке.

Все это проявляется и при усвоении учебного материала, когда формируются: логико-арифметические операции; понятия числа, классов, отношений; развивается способность к иерархической классификации и т. д. Процесс обучения стимулирует развитие абстрактного мышления, особенно на уроках математики, где от действия с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числом. Подобное происходит и на уроках русского языка при усвоении слова, которое сначала неотделимо от предмета, но постепенно само становится предметом изучения.

Начинают формироваться научные понятия, отличающиеся обобщенностью и систематичностью. Младший школьник может усвоить существенные признаки определенного понятия, но при отнесении понятия к конкретным объектам может все еще опираться на их внешний образ. Например, ребенок может отнести кита к понятию «рыбы» по его внешнему виду и среде обитания, несмотря на объяснения учителя, что кит дышит воздухом и кормит детенышей молоком (понятие «млекопитающее»). Таким образом, умственные операции младших школьников, еще далеки от совершенства. Однако, скорость перехода к логическому мышлению, уровень усвоения научных понятий, может существенно различаться в зависимости от эффективности обучения.

Интерес к обучению во многом зависит от внутренней направленности ребенка, от его заинтересованности познавать новое. Ребенок приобретает уверенность в своих силах и способностях, справляясь с очередной задачей, открывая для себя новую закономерность.

С развитием мышления в процессе обучения, осознаются и становятся произвольными и другие психические процессы — внимание, восприятие, память.

Внимание

Первое что требуется от ребенка в школе это внимание. Учитель указывает детям, куда нужно направить внимание (например, на школьную доску), а ребенок должен произвольно перевести свое внимание и удерживать его. Сложность заключается еще и в том, что часто материал для ребенка не очень привлекателен (цифры в руках учителя менее интересны, чем игра с соседом по парте). И ребенку нужно путем собственных усилий все время держать фокус внимания на том, что говорит или показывает учитель. Развитие внимания у ребенка идет в направлении от выполнения целей, которые ставит взрослый («откройте тетради», «отступите пять клеточек»), к целям, которые ставит сам ученик, к самостоятельному планированию своей учебы и распределению внимания в течение дня.

На протяжении всего младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие основных свойств внимания: увеличивается его объем, повышается устойчивость, развиваются навыки избирательности и переключения.

Восприятие

Восприятие из процесса узнавания и различения, становится наблюдением. Наблюдение сначала осуществляется под руководством учителя, который знакомит учеников с правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки (буква Й отличается от И волнистой чертой сверху), обучает способам фиксации результатов наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы). Восприятие становится преднамеренным и целенаправленным наблюдением. В результате ребенок становится способным самостоятельно организовывать свое восприятие и сохранять его результат.

Память

В процессе учебы ребенок начинает осознавать мнемическую задачу — задачу специально запомнить определенный материал. Учится контролировать процесс запоминания и овладевает различными приемами запоминания. Ставя себе задачу запомнить определенный материал, младший школьник может использовать различные стратегии запоминания: повторение, ассоциации, переработка материала, организация материала и др. Память является одним из ключевых навыков для успешного освоения знаний.

Однако для того, чтобы ребенок овладел собственной мнемической деятельностью, необходима целенаправленная работа для научения произвольному запоминанию. Важно донести до ребенка идею необходимости активной работы с запоминаемым материалом и научить определенным стратегиям запоминания.

Личностное развитие

В школьном возрасте происходит развитие эмоциональной саморегуляции — контроль над своими эмоциями и состоянием. Яркая эмоциональность дошкольников постепенно сменяется все большей сдержанностью в проявлении чувств, как того требует школьная система. Особенно часто ребенок пытается скрыть негативные эмоции, вроде страха или досады (сдержать слезы) за плохую оценку.

В это же время развиваются высшие чувства:

  • Интеллектуальные (радость от решенной задачи, удовольствие от рассуждений).
  • Нравственные (ответственность, чувство долга, добра и зла).
  • Эстетические (переживание чувства прекрасного при восприятии произведений искусства).

Усиливается осознание собственных эмоций и развивается способность в понимании эмоций других людей, в том числе при противоречащих друг другу сигналах (если друг получил двойку, но пытается улыбаться — ребенок понимает, что его друг все же расстроен). Младшие школьники понимают, что люди могут испытывать более одной эмоции одновременно, т.е. переживать «смешанные чувства». С развитием понимания эмоций, растет и эмпатия — способность сопереживать другому человеку.

Значительная часть времени и энергии ребенка направляется на приобретение новых знаний и навыков. Учебная деятельность требует от ребенка нового уровня произвольности поведения, умения подчиняться поставленным перед ним задачам, выполнять обязательные для всех правила, соблюдать дисциплину, нести ответственность за результаты своей учебы и контролировать поведение. В благоприятном варианте у ребенка развивается умение самостоятельно ставить цели и настойчиво добиваться их достижения. Появляется стремление к самоутверждению и признанию со стороны сверстников и в первую очередь это связано с успехами в учебе.

В тех случаях, когда дети в состоянии добиться успеха, они включают трудолюбие в свой «образ Я», — они понимают, что усердная работа приводит к достижению желаемых результатов. И наоборот, дети, не успевающие в школе, могут чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками. Это чувство неполноценности может продолжать оказывать негативное воздействие на личность на протяжении всего детства и последующей жизни, если позже оно не компенсируется продолжительным успехом в других отраслях жизни, являющихся ценными в его собственных глазах и в глазах окружающих: спорт, музыка, искусство и др.

Ребенок формирует все более устойчивое представление о себе, оно становится более реалистичным. Он понимает, что не может быть во всем первым и делает выводы: «В спорте я лучше, чем Маша, но я не так популярна, как Таня» или «Я не так хорошо пишу, как Алексей, но я лучше него разбираюсь в математике». Теперь ребенок лучше понимает, какими навыками обладает и какие у них есть ограничения. Такое знание себя, позволяет лучше организовывать свое поведение и строить будущее.

Наиболее важным этапом для ребенка как для личности, является переход в подростковый возраст, который иногда кардинально меняет поведение и взгляды.

О том, как развивать ребенка младшего школьного возраста, мы говорим в статье Принципы эффективного развития ребенка 7-11 лет.

Источник

Глава 4. Развитие когнитивных процессов ребёнка в младшем школьном возрасте

Общая характеристика периода

Морозова И.С.

Младший школьный возраст (с 6 — 7 до 9—10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — по­ступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно — вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства мо­гут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

Поступление ребенка в школу связано с огромными изменениями во всех сферах его жизни. Эти изменения касаются в первую очередь структуры отношений и места ребенка в обществе. Меняется социальная ситуация развития, игровая деятельность все больше уступает место учебной, меняются мотивы познавательной активности ребенка, ребенок становится все больше существом социальным в том смысле, что теперь непосредственно включен в новый социальный институт — школу.

Изменения происходят на всех уровнях развития [50, с.5]. Продолжается закрепление физического и психологического здоровья ребенка. Особенность физического развития состоит в том, что оно отстает в темпах от психического развития, тем не менее ребенок набирает физическую силу, увеличивается его работоспособность. Существенные изменения отмечаются во всех органах и тканях тела, продолжается формирование позвоночника. Формируются все изгибы позвоночника, но окостенение его не заканчивается, отсюда повышенная гибкость и чувствительность к деформациям. Внимание к формированию осанки здесь особенно важно, поскольку впервые ребенок вынужден носить тяжелый портфель со школьными принадлежностями, большую часть времени проводить за партой. Школьник сосредоточен на правильном выполнении определенных тонких моторных действий, он не особенно обращает внимание на правильную посадку, поскольку постоянная фиксация на выполнении малознакомых пока мелкомоторных действий требует много усилий. Моторика руки ребенка несовершенна, так как не сформировалась костная система фаланг пальцев. Здесь сохраняются общие закономерности развития: к 9—11 годам совершенствуется моторика фаланг, к 11—12 годам складывается формирование моторики запястья. Продолжается дифференциация клеток мозга. Между шестью и восемью годами передний мозг испытывает небольшой скачок роста. К восьми годам мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого. В период среднего детства развитие мозга влечет за собой более эффективное функционирование различных структур, например лобных долей (коры головного мозга). Лобные доли ответственны за мышление и сознание. Эта часть головного мозга несколько увеличивает площадь поверхности вследствие непрерывного ветвления нервных волокон. Кроме того, в эти годы более явной становится латерализация полушарий головного мозга. Мозолистое тело — главное связующее звено между полушариями — созревает как в структурном, так и в локальном отношении. Именно в это время ребенок переходит с одной стадии когнитивного развития (по Ж. Пиаже) на другую: дети обычно достигают стадии конкретных операций как раз в то время, когда отмечается ускоренный рост мозгового вещества и нейронных связей.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности — учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифмети­ческие действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельно­сти при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теорети­ческому сознанию и мышлению [95].

В период дошкольного детства в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок обучается рефлексии на других людей. В школе в новых условиях жизни эти приобретенные рефлексивные способности оказывают ребенку хорошую услугу при реше­нии проблемных ситуаций в отношениях с учителем и одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анали­зом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем за вниманием, мнемическими действиями, мысленным планированием и решением задач.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной про­извольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, посту­пившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руковод­ством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учит­ся действовать в соответствии с традициями и новыми социальны­ми ожиданиями людей. При этом обучение должно быть органи­зовано таким образом, чтобы ребенку было интересно, так как побудитель активности в этом возрасте интерес Обучение предпочтительно в игровой форме. Новообразование этого возраста личностная и интеллектуальная рефлексия [50].

Формирование интеллектуальной рефлексии проявляется в том, что ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает ме­ханизм коррекции своего мышления, совершенствуется механизм хранения и извлечения информации.

В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти). Развивающаяся способ­ность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения.

В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку ребенка заметно, расширяется. К 10-11 годам появляется стремление иметь свою точку зрения, суждения о собственной социальной значимости, ребенок оценивает себя по тому, что он умеет делать и как его деятельность оценивают старшие. Доверчивость младших школьников к учи­телю очень высока, а подражательность, как природная склонность в этот период, способствует принятию социально заданного. Поддержка со стороны семьи в этом возрасте велика, поэтому учебно-воспитательный процесс должен планироваться с участием родителей. В обществе сверстников (референтные группы) дети в игре усваивают раз­личные социальные роли, развивая чувства сотрудничества, соперничества, усваивая такие понятия как справедливость и несправедливость.

Развитие ребенка «складывается не только под исключительным влиянием систематического воздействия среды, но и в зависимости от некоторых цик­лов или периодов в развитии самого детского организма, определяющих в свою очередь отношение человека к среде. Ребенок развивается неравномер­но, постепенно, путем накопления мелких изменений, но толчками, скачками, волнообразно, так, что за периодами подъема детского роста следуют перио­ды застоя, торможения» [24]. Есть периоды относительно спокойные или стабильные, а есть, так называемые, критические: 7 лет, для девочек – 13 лет, для мальчиков – 14, 17 лет.

Во время критических периодов ребенок за короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся пе­ремен. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Базовая потребностъ возраста – уважение. Любой младший школьник вы­сказывает потребность на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на признание его суверенитета. Если эта потребность не будет удовлетворена, может развиться комплекс неполноценности.

Учебная деятельность, которая считается ведущей в младшем школьном возрасте, не является единственной. Ребенок продолжает уделять время игре, общение со сверстниками тоже занимает важное место в структуре его активности. Однако в силу того, что задачи развития личности, определенные обществом, реализуются посредством школьного обучения, то именно учебная деятельность определяет основные направления развития. Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.

Понятно, что учебная деятельность не появляется сама по себе только потому, что ребенок пошел в школу, она формируется в процессе освоения изменившейся социальной ситуации, в которой появляются новые мотивы и трансформируется вся система мотивов. Так, в структуре учебной деятельности ведущее место должны занимать (судя по определению) познавательные мотивы, которые появляются у ребенка еще в дошкольном периоде. Но познавательные мотивы, сложившиеся у дошкольника, удовлетворяются привычным для этого возраста образом. Свое любопытство ребенок удовлетворяет разными способами. Сначала это вопросы, адресованные родителям и близким, затем телевидение, книги и компьютерные технологии. Эти способы остаются актуальными и в школьном возрасте, но для того чтобы ребенок успешно овладевал содержанием школьных предметов, необходима переструктуризация учебной мотивации и включение в ее систему, кроме познавательных мотивов, также мотивов оценки и оценивания, соревнования, дости­жения и других социальных мотивов [76].

В период геронтогенеза

Глава 4. Развитие когнитивных процессов ребёнка в младшем школьном возрасте

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник