Развитие каждого ребенка на уроках
Поступление ребенка в школу – начало нового этапа его жизни, вхождение в мир знаний, новых прав и обязанностей, переход на новый уровень взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Но это важный шаг не только для детей, но и для их родителей, им тоже предстоит своеобразный экзамен, ведь именно сейчас проявятся плоды их воспитательной деятельности. Правильное развитие ребенка в школезависит от того, насколько хорошо он к ней был подготовлен.
Подготовка к школе
Переход от дошкольного детства к школьному полностью меняет образ жизни ребенка. Учеба в школе – не просто усвоение знаний по определенным предметам и подготовка к будущему. Для ребенка это собственная трудовая обязанность и возможность полноправного участия в повседневной жизни окружающих людей, поэтому школьное обучение – важный фактор в процессе формирования и воспитания личности.
Для заботливых родителей остро стоит проблема подготовки малыша к школьному обучению, самостоятельно или в дошкольных центрах развития ребенка. Важно понимать, что главный критерий готовности к поступлению в школу – не уровень умственного развития, который измеряется умением читать, писать или считать, а уровень развития познавательных процессов, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Для этого на протяжении всего дошкольного возраста необходимо создать условия для полноценной, осмысленной и содержательной жизни малыша, что предполагает приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры.
Самостоятельная деятельность с элементами творчества, разумно направляемая взрослыми, как это реализуется в хороших дошкольных центрах развития ребенка, формирует у будущих школьников опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию других людей, сотрудничать с ними, проявлять настойчивость в достижении цели. Эти черты личности и поведения наиболее важны для предстоящего обучения в школе.
Развитие ребенка в школе
Человек обучается новому и воспитывается на протяжении всей жизни, но наиболее ответственный период в этом процессе – младший школьный возраст. В начальных классах закладываются основы того, что будет развиваться и укрепляться с возрастом, поэтому развитие ребенка школьника – ответственная задача родителей и педагогов.
Школьное обучение направлено на интенсивное развитие мыслительных процессов, при этом преимущество получает словесно-логическое мышление, но важно дать возможность развиваться и образному мышлению, поэтому дети должны больше работать с наглядными материалами. Для развития у ребенка в школе теоретического мышления необходимо использовать различные типы развивающего обучения.
В младшем школьном возрасте у детей развивается внимание. Обучение невозможно без сформированности этой психической функции, так как учитель на уроке привлекает внимание детей к учебному материалу и удерживает его длительное время. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание, но постепенно в ходе обучения внимание детей приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер. Для этого взрослому следует организовывать внимание ребенка, словесно напоминать о необходимости выполнить заданное действие, указывать способы действия, учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен выполнять.
Развитие ребенка школьника: память и воображение
Под влиянием обучения происходит развитие памяти, при этом усиливается роль словесно-логического и смыслового запоминания, развивается возможность сознательно управлять памятью и регулировать ее проявление. В начальной школе дети лучше и быстрее запоминают и дольше сохраняют в памяти различные сведения, события, лица, предметы и факты, нежели определения, описания и объяснения, так как они склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Для лучшего развития ребенка школьного возраста необходимо учить его дифференцировать задачи запоминания: что нужно запоминать дословно, а что в общих чертах. При этом следует учитывать, что в этом возрасте существуют различия в запоминании у мальчиков и девочек. У девочек произвольная механическая память лучше, они умеют заставить себя, а мальчики более успешны в овладении способами запоминания. Повысить продуктивность работы памяти поможет осмысливание материала. Например, для удержания в памяти текста, рассказа или сказки нужно составить план. В первые годы обучения полезно составлять план в виде последовательного ряда картин, иллюстрирующих содержание рассказа, которые затем нужно заменять перечнем основных мыслей. Нужно просить ребенка пересказывать то, что он узнал на уроках, спрашивать, какие сведения он запомнил.
Важно, чтобы учебная деятельность способствовала развитию у ребенка школьного возраста воображения, так как оно позволяет выйти за пределы личного опыта, активизирует развитие новых качеств личности и позволяет преодолевать нормативность социального пространства. Развитию у ребенка в школе воображения способствует сочинение рассказов, историй, стихов и сказок.
Результаты развития ребенка школьника в младших классах во многом определяют все его последующие обучение. Главное, чтобы к концу начальной школы ребенок хотел учиться, умел учиться и верил в свои силы.
Источник
Какие условия необходимо создать дома и в школе, чтобы ребенок лучше понимал учебный материал, был внимательнее на уроках и запоминал больше информации? Об этом рассуждает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга». Делимся его идеями, которые пригодятся и родителям, и педагогам.
Больше движения!
Элементарная зарядка по утрам, тренировки в спортивной секции или даже простые прогулки после школы помогут ребенку учиться гораздо успешнее!
С точки зрения эволюции наш мозг развивался в процессе труда и преодоления расстояния свыше 19 километров в день. Современные люди, как правило, ведут малоподвижный образ жизни. Но нам по-прежнему необходима активность.
Как показывают исследования, физическая нагрузка стимулирует работу мозга, помогает улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать новые задачи.
Физкультура делает нас умнее! Источник
Нагрузки не должны быть слишком интенсивными: переутомление может нанести вред познавательной способности. Опытным путем было определено, что золотая середина — получасовые занятия аэробикой три раза в неделю.
В ходе одного эксперимента дети занимались бегом по полчаса 2–3 раза в неделю. Уже после трех месяцев их когнитивные способности значительно улучшились.
Здоровый сон
Делать уроки или (тем более!) сидеть в социальных сетях допоздна — это очень плохая идея. Нашему мозгу необходим здоровый сон, чтобы успешно учиться.
Недостаток сна ухудшает умственную деятельность по всем возможным показателям: плохо влияет на внимание, рабочую память, математические способности, логическое мышление и моторику.
Самое интересное, что негативный эффект от регулярного недосыпания накапливается. Этот факт был детально исследован в научных экспериментах. В ходе одного из них время ночного отдыха ограничили шестью и менее часами. Через пять дней когнитивные способности испытуемых оказались такими же, как после двух суток без сна, то есть снизились на 60 процентов!
Маленькие группы
Существующая система образования не учитывает, что ученики одного возраста обладают разными интеллектуальными способностями. Ведь нейронные связи каждого мозга уникальны!
Ученики осваивают определенные знания за разное время и в разной степени. Когда детей много, преподавателю трудно уследить за всеми, поэтому должны существовать пределы количества обучающихся — чем меньше, тем лучше.
Чем меньше учеников, тем эффективнее обучение. Источник
Маленькие классы обеспечивают успешную работу уже просто потому, что педагог может наблюдать за каждым ребенком. Занимаясь с небольшой группой, учитель лучше видит, когда ученики ошибаются, работают ли они в полную силу и насколько хорошо был понят материал.
При прочих равных условиях меньшие по размеру классы создают более благоприятную для учебы атмосферу.
Сначала ключевая идея, потом детали
Памяти свойственно сохранять самое главное из того, с чем мы сталкиваемся. Детали же можно восстановить, если вспомнить суть.
Мозг лучше воспринимает обобщенные концепции, а не частности.
Разумеется, детальные знания имеют очень большое значение для успешного обучения в школе. Интересно, что запоминать подробности можно, опираясь на смысл.
Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо усвоил материал, не начинайте с деталей. Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте подробности вокруг основных понятий.
Поддержание интереса
Внимание — это один из секретов высокой успеваемости. Оно неразрывно связано с интересом или важностью информации. Мы замечаем все необычное, непредсказуемое, отличающееся, вызывающее эмоции. Такие сигналы обрабатываются мозгом и запоминаются намного лучше, чем нейтральные.
Чем больше внимания мозг уделяет получаемым сигналам, тем лучше кодируется и, следовательно, сохраняется информация.
Одна из важнейших задач учителя — удержать внимание учеников. Источник
На среднестатистическом уроке обучающиеся теряют интерес примерно через 10 минут. Учитель должен учитывать эту особенность. По истечении 600 секунд необходимо привлечь внимание детей эмоционально значимым стимулом, связанным с темой, — ярким образом, новостью, показательным примером, рассказом на злобу дня, историей, анекдотом или шуткой.
Маленькие смысловые блоки
Большинство преподавателей вываливают на своих учеников чересчур много информации и дают слишком мало времени для ее переваривания. Специалисты, хорошо разбирающиеся в своей теме, просто забывают, каково быть новичком.
Чтобы улучшить процесс обучения, педагог должен преподносить информацию небольшими порциями, давая детям отдых между смысловыми блоками урока. На одну идею можно потратить 10 минут. За это время необходимо сформулировать конкретный тезис, а затем ясно, точно и подробно объяснить связь между деталями и основной концепцией. Потом желательно воспользоваться ловушкой для поддержания внимания (см. предыдущий пункт) и плавно перейти к следующей мысли.
Однозадачность
Понаблюдайте, как ребенок выполняет домашнюю работу. Он слушает музыку и ведет активную переписку с друзьями? На компьютере открыто сразу несколько окон и программ, не имеющих отношения к учебе? Разумеется, в такой обстановке трудно сконцентрироваться на задании.
Ребенок должен делать уроки, не отвлекаясь на посторонние вещи. Источник
Ученые доказали, что мультизадачность — это миф. Мозг не способен уделять внимание одновременно нескольким разным вещам. Невозможно оставаться сосредоточенным и качественно обрабатывать информацию, перескакивая от одного дела к другому.
Постарайтесь сделать так, чтобы учащегося окружало как можно меньше отвлекающих факторов, — и его результаты точно улучшатся.
Повторение
Ученики забывают 90 процентов того, что изучают в классе, в течение 30 дней. Причем бо́льшая часть информации улетучивается из головы в первые часы после урока.
Продлить срок хранения информации можно путем ее планомерного воспроизведения через определенные промежутки времени. Количество повторений и интервал между ними критически важны для перехода из кратковременной памяти в долговременную.
В идеале пройденный материал нужно повторить еще два раза в течение суток (лучше сделать это в первые часы после урока). Потом необходимо вернуться к информации через три или четыре дня.
Для окончательного закрепления знаний желательно повторять определенные темы раз в полгода. С учетом прогресса содержание обзорного материала можно корректировать. Такой подход занимает много времени, но приносит огромную пользу при изучении любого предмета, особенно иностранных языков.
В момент обучения память непостоянна — повторения делают ее более надежной.
Снижение уровня стресса
Выброс гормонов стресса (адреналина и кортизона) — это защитная система организма. Она предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни.
Однако в современном мире стресс зачастую измеряется не секундами встречи с реальной опасностью, а часами, днями и месяцами психоэмоциональных нагрузок. В этом случае гормоны отравляют наш организм.
По возможности защищайте ребенка от воздействия стрессовых факторов.Источник
Слишком сильный и продолжительный стресс вредит обучению. Дети, страдающие от нервного напряжения, не очень успешны в математике и языках. Их память гораздо слабее, чем у других. Они хуже обобщают и адаптируют имеющуюся информацию к новым сценариям. Им трудно сосредоточиться.
В экстремальных условиях гормоны стресса способны даже повредить ткани головного мозга!
По наблюдениям исследователей, дети, которые постоянно наблюдают ссоры родителей или испытывают сильное психологическое давление, демонстрируют более низкую успеваемость, чем их сверстники, живущие в спокойных условиях. Так что один из важнейших факторов успеха в учебе — стабильная эмоциональная ситуация дома и в школе.
Мультисенсорная среда
Чем больше органов чувств задействовано во время учебного процесса, тем лучше запоминается информация.
В ходе экспериментов, которые проводил когнитивный психолог Ричард Майер, группы, работавшие в мультисенсорной среде, всегда демонстрировали лучший результат, чем те, кто получал информацию только по одному каналу (например, через слух или зрение).
Если хотите, чтобы ребенок лучше усвоил тему, представьте информацию не только в вербальной, но и в визуальной форме. Один из эффективных методов — использовать анимацию совместно с устным повествованием. При этом важно соблюдать принцип согласованности: посторонний материал лучше исключить.
Подумайте, как еще можно задействовать зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные стимуляторы в сочетании с традиционными способами подачи материала.
Поощрение врожденного любопытства
Дети рождаются с неутолимой любознательностью и сильным желанием изучать мир. Они с удовольствием пробуют новое, анализируют предметы и их свойства, ставят опыты (сначала незатейливые, потом более сложные).
Каждый ребенок — исследователь от природы. Все, что от вас требуется, — поощрять его стремление к познанию.
Поддерживайте в ребенке огонь любопытства и жажду совершать открытия. Источник
Нужно создать такие условия, чтобы ученик мог активно тестировать окружающую среду, следовать зову своего мозга, экспериментировать, наблюдать, делать собственные открытия, приобретать знания в процессе игры, применять теорию на практике и получать удовольствие от этого процесса.
По материалам книги «Правила мозга»
Источник
Выступление Шебановой Е.А. на педсовете на тему:
«Развитие успешности каждого ребёнка
на ступени начального общего образования».
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Современная начальная школа нацелена на реализацию новой личностно ориентированной, развивающей модели образования, в которой ведущее место занимает развитие личности ученика, его способностей, желания и умения учиться.
Приоритетом начального образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов учебной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Ключевым моментом является определение готовности ребенка к началу систематического школьного обучения. Существует общая и специальная готовность. К общей готовности относят физическую, личностную и интеллектуальную, а к специальной – способность детей к усвоению предметов курса начальной школы, обеспечивающую и общее развитие, и приобретение первоначальных навыков счета и чтения. Успешность обучения в школе зависит и от уровня владения детьми родным языком, от развития речи, на которой строится вся учебная деятельность. Развитие связной монологической речи играет особую роль в школьной готовности. С ее помощью ребенок может самостоятельно, без вмешательства взрослого изложить собственные мысли, пересказать текст.
Большинство детей, поступающих в 1 класс, не отвечают требованиям готовности ребёнка к школе. Лучше готовы к школе дети, которые систематически посещали д/с. Поэтому необходимо вести большую работу с целью устранения этого.
К числу планируемых результатов успешного освоения образовательной программы отнесены:
– личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы;
– метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
– предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Знания
Знание норм и правил поведения и взаимодействия школьников.
Знание продуктивных приёмов учебной деятельности.
Знание особенностей собственной личности, способствующих успеху в деятельности.
Навыки и умения
Сформированность продуктивных приёмов и навыков учебной деятельности
Сформированность навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Навыки самоконтроля
Навыки конструктивного поведения в трудных ситуациях
Мотивы и ценности
Стремление к соблюдению правил, руководство в поведении сознательными социальными нормами и правилами
Сформированность учебной мотивации
Ценностное отношение к другой личности, стремление к дружеским контактам
Личностные качества
Самоорганизация и саморегуляция
Критичное отношение к себе
Интеллектуальная рефлексия.
Начиная учиться в школе, ребенок вступает в отношения с учителем, одноклассниками, он вынужден считаться с ними, учитывать их интересы. Поэтому еще в начале I класса учащиеся составляют «Правила ученика»:
слушай учителя;
отвечай на вопросы;
будь аккуратным;
выручай товарища;
не дерись и никого не обижай.
К концу года к ним добавляются следующие:
не ябедничай;
нашел друга — береги;
старайся в учебе;
не выпрашивай отметку.
Важно создать в классе атмосферу доверия, доброжелательности, справедливости и сотрудничества. Учитель должен стать детям другом и помощником, ученики должны чувствовать себя в безопасности. При возникновении конфликтов главное — выяснить их причины, помочь ученикам осознать мотивы своих поступков, увидеть ход развития конфликта (на каком этапе можно было бы избежать его), помочь понять, что чувствует каждый участник конфликта, учить осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для себя и других. Учителю важно предоставлять ученикам свободу нравственного выбора, основанного на внутренней мотивации, а не на угрозе наказания, учить обдумывать свой выбор.
Работе над созданием здоровой атмосферы в классе помогают формы работы на уроках, где школьники учатся слушать друг друга, сотрудничать. Особенно этому способствует работа в группах, парах, проведение уроков-обсуждений, коллективных, творческих работ, поиск материала на заданную тему, например: «Мои друзья», «Мои права и обязанности», «Человек и природа», «Кого я могу защитить», «Жизнь дана на добрые дела» и т.п.
Учебный процесс строится так, чтобы на уроке осуществлялось непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становились бы активными субъектами собственного учения. Это меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности. В решении этой проблемы помогают такие формы организации: фронтальная работа в кругу, работа в парах постоянного и сменного состава, групповая работа.
Фронтальная работа в кругу
Эта форма работы направлена на формирование навыков взаимодействия; на отработку умений формулировать собственное мнение; строить понятные для партнера высказывания и не бояться их озвучивать.
Задания.
Объединитесь в группу по форме фигур (Л, □, О — фигуры разного цвета и величины у каждого учащегося).
«Найдите свою пару». Ученики встают в круг, в руках карточки. Объединяются в пары.)
5
4-1
2+3
3
Игра «Назовите звук». Надо назвать звук, с которого начинается слово (или который слышится в конце). (У учителя мячик. Он называет слово, отвечает тот ученик, кому бросили мяч.)
Назовите слова на букву л (или любую другую). (Ученики, перебрасывая друг другу мяч, называют слова.)
Игра «Мяч по кругу». Уч-ся называют следующее число и передают мяч соседу или ведущему.
Работа в парах постоянного состава
Эта форма работы направлена на отработку умений: слушать, слышать и понимать чужую речь; строить понятные для партнера высказывания; договариваться и находить общее решение; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Задания.
Игра «Раскрасьте сказочного героя».
Игра «Нарисуйте узор на варежках».
Игра «Паровозик». (На каждой парте лежит модель паровозика с вагонами, на паровозике написана буква. Каждый поезд везет свой груз, название которого начинается с заданной буквы. Ученики рисуют в пустых вагонах подходящие предметы. Сначала идет обсуждение задания, а затем каждый рисует свой предмет или печатает его название.)
Игра «Паровозик». Аналогично с числами. (Например, на паровозике число 12. Ученики записывают примеры с ответом 12 на вагончиках.)
Послушайте чтение соседа.
Чтение наизусть друг другу стихотворения.
Работа в парах сменного составапомогает формированию умений ориентироваться в разных условиях; контролировать свои действия и действия партнера.
Задания.
Игра «Карусель». (Прочитайте слоги, вычислите результат примера и т.д.)
Игра «Ручеек». (У учащихся в руках карточки со слогами и буквами. Они встают парами. Водящий, проходя между парами, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы, сложив ее со своей, получилось слово.)
В 3-4 классах уч-ся при работе в парах легче усваивает алгоритм выполнения заданий. Например, умножение и деление многозначных чисел, преобразование именованных чисел, разбор слов по составу, звуко-буквенный разбор слов, разбор по частям речи и членам предложения, разбор словосочетаний, синтаксический разбор предложений и др.
Такие задания помогают учащимся легче адаптироваться к учебной деятельности, снижают уровень тревожности, что создает более комфортные условия для становления детского коллектива, налаживания контактов между учениками. Они приобретают первоначальные умения в общении: умение слышать и слушать; задавать вопросы; формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, вступать в диалог; работать в едином темпе; ориентироваться в разных условиях; давать и принимать советы; не бояться публично отвечать на заданные вопросы; контролировать действия партнера и оказывать друг другу необходимую помощь.
Если данные формы работы применять регулярно, когда они уместны на уроке, то умения незаметно перейдут в навык и ученик будет, не осознавая этого, пользоваться приобретенными навыками в общении. Данные формы обучения применяются в течение всего периода с I по IV класс, только задания должны подбираться соответственно изучаемому материалу.
Создать на уроке атмосферу сотрудничества, помочь ученикам услышать друг друга, а значит, высказать свое мнение по поводу ответа одноклассника, согласиться или не согласиться с мнением того, кто только что ответил, а может, даже дополнить ответ новыми фактами помогают «Правила дружной работы»:
Умей слушать и слышать. Сопереживай.
Говори толково.
Будь краток.
Эти правила мы обсуждаем и составляем в I классе и следуем им на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Начиная с I класса возможно использование такой эффективной формы работы, требующей от учеников умения слышать друг друга, как групповая. При формировании умения работать в группе также помогают особые правила.
Перед работой договоритесь, кто и что будет делать.
Помогайте друг другу.
Не спорьте зря, а доказывайте.
Групповая форма работы позволяет формировать навыки взаимодействия и сотрудничества школьника с другими людьми.
В I классе групповая форма может помочь при организации уроков обучения грамоте. Класс можно разделить на три группы: читающих учеников, слабо читающих и не читающих вообще. С неумеющими читать работает учитель, двум другим группам даются усложненные задания.
Такая организация учебной деятельности дает возможность поддерживать интерес к чтению, осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Ученики обмениваюся мнениями при выполнении задания, учатся следить за своим поведением, чтобы сохранить рабочую обстановку на уроке. Это способствовует развитию чувства уважения и терпимости по отношению друг к другу, что немаловажно при общении.
При организации групповых форм занятий можно давать игровые задания, требующие внимания, скорости выполнения и взаимодействия участников группы.
Очень важно добиться того, чтобы учебная деятельность стала личностно значимой для школьников. через разъяснения о ценности, смысле учения, роли познания в жизни общества и отдельного человека. Ребенок должен убедиться в значимости результатов своей учебы для родителей и учителя. Надо сделать акцент на чувстве радости за добросовестно выполненную работу. Мои ученики размышляют на темы: «Я — ученик!», «Мои помощники в учебе», «Нужен ли мне режим дня?», «Какие качества помогают мне в учебе?», «Труд в моей жизни», «Что меня радует и огорчает в учебе?».
Необходимо развивать правильную мотивацию учебной деятельности: не подкреплять эгоистическую направленность в учебе, отмечать в развитии учеников не только учебные достижения, но и личностные качества. Ведь примерный отличник может быть грубияном и эгоистом, а слабо успевающий — честным человеком, хорошим другом. Целью обучения должна стать не отметка, а знания.
В учебной деятельности необходимы усидчивость, трудолюбие, настойчивость, мыслительная активность. Поступая в школу, почти все первоклассники выражают желание учиться, но после того, как они сталкиваются с первыми трудностями (соблюдение режима дня, отказ от игры на определенное время, необходимость добиваться аккуратности при написании букв и цифр и др.), у многих пропадает это желание. Многие первоклассники на уроке не слушают учителя, не выполняют задания: ведь им надо напрягаться, сосредотачиваться. В чем причина нежелания трудиться? В частности, и в том, что в семье не воспитываются воля и дисциплина. Поэтому важно сделать родителей единомышленниками и союзниками учителя. Беседы и дискуссии на темы «Режим дня первоклассника», «Как помочь ученику учиться», «Вырабатываем волю», «Дисциплина и характер» помогают родителям обсудить проблемы, обменяться опытом, глубже понять свою роль в воспитании.
На уроках литературного чтения, ознакомления с окружающим миром, на классных часах организуется дискуссия по заданной теме с опорой на литературный источник, телепередачу, народную мудрость (пословицу)- реальные события, личный опыт учащихся. Дома они должны оформить свои мысли в виде сочинения, добавив пословицы, загадки, цитаты, иллюстрации. Ясно, что здесь требуется помощь родителей в формулировке предложений, подборе дополнительного материала, исправлении ошибок. К их помощи мы прибегаем намеренно — она создает условия для общения детей и родителей по нравственно-этическим проблемам. Одним из требований к сочинению является отражение в нем личной позиции ученика.
В школе ученик сталкивается с системой моральных требований, предъявляемых в процессе учебы. В ходе учебной деятельности усваиваются нравственные качества человека, так как эта деятельность требует напряжения ума. воли, чувств (долга, стыда, совести, радости), проявления нравственных качеств (трудолюбия, усидчивости, настойчивости, ответственности, готовности сотрудничать и сопереживать).
Обучение — это не только условие, но и средство формирования нравственных качеств ученика, психического и личностного развития человека в целом.
Развитию успешности ребёнка способствует и использование информационных техноологий. Этап мотивации учения обогащается за счет увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Презентации — средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме.
Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.
Таким образом, разнообразие форм, методов работы, интенсификация учебно-воспитательного процесса, использование ИКТ, личностно – ориентированного подхода способствуют развитию успешности каждого ребёнка.
30.08.2013год.
Источник