Развитие каждого ребенка на уроках

Развитие каждого ребенка на уроках thumbnail

Поступление ребенка в школу – начало нового этапа его жизни, вхождение в мир знаний, новых прав и обязанностей, переход на новый уровень взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Но это важный шаг не только для детей, но и для их родителей, им тоже предстоит своеобразный экзамен, ведь именно сейчас проявятся плоды их воспитательной деятельности. Правильное развитие ребенка в школезависит от того, насколько хорошо он к ней был подготовлен.

Развитие ребенка школьного возраста

Подготовка к школе

Переход от дошкольного детства к школьному полностью меняет образ жизни ребенка. Учеба в школе – не просто усвоение знаний по определенным предметам и подготовка к будущему. Для ребенка это собственная трудовая обязанность и возможность полноправного участия в повседневной жизни окружающих людей, поэтому школьное обучение – важный фактор в процессе формирования и воспитания личности.

Для заботливых родителей остро стоит проблема подготовки малыша к школьному обучению, самостоятельно или в дошкольных центрах развития ребенка. Важно понимать, что главный критерий готовности к поступлению в школу – не уровень умственного развития, который измеряется умением читать, писать или считать, а уровень развития познавательных процессов, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Для этого на протяжении всего дошкольного возраста необходимо создать условия для полноценной, осмысленной и содержательной жизни малыша, что предполагает приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры.

Самостоятельная деятельность с элементами творчества, разумно направляемая взрослыми, как это реализуется в хороших дошкольных центрах развития ребенка, формирует у будущих школьников опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию других людей, сотрудничать с ними, проявлять настойчивость в достижении цели. Эти черты личности и поведения наиболее важны для предстоящего обучения в школе.

Развитие ребенка в школе

Человек обучается новому и воспитывается на протяжении всей жизни, но наиболее ответственный период в этом процессе – младший школьный возраст. В начальных классах закладываются основы того, что будет развиваться и укрепляться с возрастом, поэтому развитие ребенка школьника – ответственная задача родителей и педагогов.

Школьное обучение направлено на интенсивное развитие мыслительных процессов, при этом преимущество получает словесно-логическое мышление, но важно дать возможность развиваться и образному мышлению, поэтому дети должны больше работать с наглядными материалами. Для развития у ребенка в школе теоретического мышления необходимо использовать различные типы развивающего обучения.

В младшем школьном возрасте у детей развивается внимание. Обучение невозможно без сформированности этой психической функции, так как учитель на уроке привлекает внимание детей к учебному материалу и удерживает его длительное время. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание, но постепенно в ходе обучения внимание детей приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер. Для этого взрослому следует организовывать внимание ребенка, словесно напоминать о необходимости выполнить заданное действие, указывать способы действия, учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен выполнять.

Развитие ребенка школьника: память и воображение

Под влиянием обучения происходит развитие памяти, при этом усиливается роль словесно-логического и смыслового запоминания, развивается возможность сознательно управлять памятью и регулировать ее проявление. В начальной школе дети лучше и быстрее запоминают и дольше сохраняют в памяти различные сведения, события, лица, предметы и факты, нежели определения, описания и объяснения, так как они склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Для лучшего развития ребенка школьного возраста необходимо учить его дифференцировать задачи запоминания: что нужно запоминать дословно, а что в общих чертах. При этом следует учитывать, что в этом возрасте существуют различия в запоминании у мальчиков и девочек. У девочек произвольная механическая память лучше, они умеют заставить себя, а мальчики более успешны в овладении способами запоминания. Повысить продуктивность работы памяти поможет осмысливание материала. Например, для удержания в памяти текста, рассказа или сказки нужно составить план. В первые годы обучения полезно составлять план в виде последовательного ряда картин, иллюстрирующих содержание рассказа, которые затем нужно заменять перечнем основных мыслей. Нужно просить ребенка пересказывать то, что он узнал на уроках, спрашивать, какие сведения он запомнил.

Важно, чтобы учебная деятельность способствовала развитию у ребенка школьного возраста воображения, так как оно позволяет выйти за пределы личного опыта, активизирует развитие новых качеств личности и позволяет преодолевать нормативность социального пространства. Развитию у ребенка в школе воображения способствует сочинение рассказов, историй, стихов и сказок.

Результаты развития ребенка школьника в младших классах во многом определяют все его последующие обучение. Главное, чтобы к концу начальной школы ребенок хотел учиться, умел учиться и верил в свои силы.

Источник

Какие условия необходимо создать дома и в школе, чтобы ребенок лучше понимал учебный материал, был внимательнее на уроках и запоминал больше информации? Об этом рассуждает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга». Делимся его идеями, которые пригодятся и родителям, и педагогам.

Больше движения!

Элементарная зарядка по утрам, тренировки в спортивной секции или даже простые прогулки после школы помогут ребенку учиться гораздо успешнее!

С точки зрения эволюции наш мозг развивался в процессе труда и преодоления расстояния свыше 19 километров в день. Современные люди, как правило, ведут малоподвижный образ жизни. Но нам по-прежнему необходима активность.

Как показывают исследования, физическая нагрузка стимулирует работу мозга, помогает улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать новые задачи.

Физкультура делает нас умнее! Источник

Нагрузки не должны быть слишком интенсивными: переутомление может нанести вред познавательной способности. Опытным путем было определено, что золотая середина — получасовые занятия аэробикой три раза в неделю.

В ходе одного эксперимента дети занимались бегом по полчаса 2–3 раза в неделю. Уже после трех месяцев их когнитивные способности значительно улучшились.

Здоровый сон

Делать уроки или (тем более!) сидеть в социальных сетях допоздна — это очень плохая идея. Нашему мозгу необходим здоровый сон, чтобы успешно учиться.

Недостаток сна ухудшает умственную деятельность по всем возможным показателям: плохо влияет на внимание, рабочую память, математические способности, логическое мышление и моторику.

Самое интересное, что негативный эффект от регулярного недосыпания накапливается. Этот факт был детально исследован в научных экспериментах. В ходе одного из них время ночного отдыха ограничили шестью и менее часами. Через пять дней когнитивные способности испытуемых оказались такими же, как после двух суток без сна, то есть снизились на 60 процентов!

Читайте также:  Влияние лепки из пластилина на развитие ребенка

Маленькие группы

Существующая система образования не учитывает, что ученики одного возраста обладают разными интеллектуальными способностями. Ведь нейронные связи каждого мозга уникальны!

Ученики осваивают определенные знания за разное время и в разной степени. Когда детей много, преподавателю трудно уследить за всеми, поэтому должны существовать пределы количества обучающихся — чем меньше, тем лучше.

Чем меньше учеников, тем эффективнее обучение. Источник

Маленькие классы обеспечивают успешную работу уже просто потому, что педагог может наблюдать за каждым ребенком. Занимаясь с небольшой группой, учитель лучше видит, когда ученики ошибаются, работают ли они в полную силу и насколько хорошо был понят материал.

При прочих равных условиях меньшие по размеру классы создают более благоприятную для учебы атмосферу.

Сначала ключевая идея, потом детали

Памяти свойственно сохранять самое главное из того, с чем мы сталкиваемся. Детали же можно восстановить, если вспомнить суть.

Мозг лучше воспринимает обобщенные концепции, а не частности.

Разумеется, детальные знания имеют очень большое значение для успешного обучения в школе. Интересно, что запоминать подробности можно, опираясь на смысл.

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо усвоил материал, не начинайте с деталей. Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте подробности вокруг основных понятий.

Поддержание интереса

Внимание — это один из секретов высокой успеваемости. Оно неразрывно связано с интересом или важностью информации. Мы замечаем все необычное, непредсказуемое, отличающееся, вызывающее эмоции. Такие сигналы обрабатываются мозгом и запоминаются намного лучше, чем нейтральные.

Чем больше внимания мозг уделяет получаемым сигналам, тем лучше кодируется и, следовательно, сохраняется информация.

Одна из важнейших задач учителя — удержать внимание учеников. Источник

На среднестатистическом уроке обучающиеся теряют интерес примерно через 10 минут. Учитель должен учитывать эту особенность. По истечении 600 секунд необходимо привлечь внимание детей эмоционально значимым стимулом, связанным с темой, — ярким образом, новостью, показательным примером, рассказом на злобу дня, историей, анекдотом или шуткой.

Маленькие смысловые блоки

Большинство преподавателей вываливают на своих учеников чересчур много информации и дают слишком мало времени для ее переваривания. Специалисты, хорошо разбирающиеся в своей теме, просто забывают, каково быть новичком.

Чтобы улучшить процесс обучения, педагог должен преподносить информацию небольшими порциями, давая детям отдых между смысловыми блоками урока. На одну идею можно потратить 10 минут. За это время необходимо сформулировать конкретный тезис, а затем ясно, точно и подробно объяснить связь между деталями и основной концепцией. Потом желательно воспользоваться ловушкой для поддержания внимания (см. предыдущий пункт) и плавно перейти к следующей мысли.

Однозадачность

Понаблюдайте, как ребенок выполняет домашнюю работу. Он слушает музыку и ведет активную переписку с друзьями? На компьютере открыто сразу несколько окон и программ, не имеющих отношения к учебе? Разумеется, в такой обстановке трудно сконцентрироваться на задании.

Ребенок должен делать уроки, не отвлекаясь на посторонние вещи. Источник

Ученые доказали, что мультизадачность — это миф. Мозг не способен уделять внимание одновременно нескольким разным вещам. Невозможно оставаться сосредоточенным и качественно обрабатывать информацию, перескакивая от одного дела к другому.

Постарайтесь сделать так, чтобы учащегося окружало как можно меньше отвлекающих факторов, — и его результаты точно улучшатся.

Повторение

Ученики забывают 90 процентов того, что изучают в классе, в течение 30 дней. Причем бо́льшая часть информации улетучивается из головы в первые часы после урока.

Продлить срок хранения информации можно путем ее планомерного воспроизведения через определенные промежутки времени. Количество повторений и интервал между ними критически важны для перехода из кратковременной памяти в долговременную.

В идеале пройденный материал нужно повторить еще два раза в течение суток (лучше сделать это в первые часы после урока). Потом необходимо вернуться к информации через три или четыре дня.

Для окончательного закрепления знаний желательно повторять определенные темы раз в полгода. С учетом прогресса содержание обзорного материала можно корректировать. Такой подход занимает много времени, но приносит огромную пользу при изучении любого предмета, особенно иностранных языков.

В момент обучения память непостоянна — повторения делают ее более надежной.

Снижение уровня стресса

Выброс гормонов стресса (адреналина и кортизона) — это защитная система организма. Она предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни.

Однако в современном мире стресс зачастую измеряется не секундами встречи с реальной опасностью, а часами, днями и месяцами психоэмоциональных нагрузок. В этом случае гормоны отравляют наш организм.

По возможности защищайте ребенка от воздействия стрессовых факторов.Источник

Слишком сильный и продолжительный стресс вредит обучению. Дети, страдающие от нервного напряжения, не очень успешны в математике и языках. Их память гораздо слабее, чем у других. Они хуже обобщают и адаптируют имеющуюся информацию к новым сценариям. Им трудно сосредоточиться.

В экстремальных условиях гормоны стресса способны даже повредить ткани головного мозга!

По наблюдениям исследователей, дети, которые постоянно наблюдают ссоры родителей или испытывают сильное психологическое давление, демонстрируют более низкую успеваемость, чем их сверстники, живущие в спокойных условиях. Так что один из важнейших факторов успеха в учебе — стабильная эмоциональная ситуация дома и в школе.

Мультисенсорная среда

Чем больше органов чувств задействовано во время учебного процесса, тем лучше запоминается информация.

В ходе экспериментов, которые проводил когнитивный психолог Ричард Майер, группы, работавшие в мультисенсорной среде, всегда демонстрировали лучший результат, чем те, кто получал информацию только по одному каналу (например, через слух или зрение).

Если хотите, чтобы ребенок лучше усвоил тему, представьте информацию не только в вербальной, но и в визуальной форме. Один из эффективных методов — использовать анимацию совместно с устным повествованием. При этом важно соблюдать принцип согласованности: посторонний материал лучше исключить.

Подумайте, как еще можно задействовать зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные стимуляторы в сочетании с традиционными способами подачи материала.

Поощрение врожденного любопытства

Дети рождаются с неутолимой любознательностью и сильным желанием изучать мир. Они с удовольствием пробуют новое, анализируют предметы и их свойства, ставят опыты (сначала незатейливые, потом более сложные).

Каждый ребенок — исследователь от природы. Все, что от вас требуется, — поощрять его стремление к познанию.

Поддерживайте в ребенке огонь любопытства и жажду совершать открытия. Источник

Нужно создать такие условия, чтобы ученик мог активно тестировать окружающую среду, следовать зову своего мозга, экспериментировать, наблюдать, делать собственные открытия, приобретать знания в процессе игры, применять теорию на практике и получать удовольствие от этого процесса.

По материалам книги «Правила мозга»

Источник

Выступление Шебановой Е.А. на педсовете на тему:

«Развитие успешности каждого ребёнка

на ступени начального общего образования».

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Современная начальная школа нацелена на реализацию новой личностно ориентированной, развивающей модели образования, в которой ведущее место занимает развитие личности ученика, его способностей, желания и умения учиться.

Приоритетом начального образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов учебной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Ключевым моментом является определение готовности ребенка к началу систематического школьного обучения. Существует общая и специальная готовность. К общей готовности относят физическую, личностную и интеллектуальную, а к специальной – способность детей к усвоению предметов курса начальной школы, обеспечивающую и общее развитие, и приобретение первоначальных навыков счета и чтения. Успешность обучения в школе зависит и от уровня владения детьми родным языком, от развития речи, на которой строится вся учебная деятельность. Развитие связной монологической речи играет особую роль в школьной готовности. С ее помощью ребенок может самостоятельно, без вмешательства взрослого изложить собственные мысли, пересказать текст.

Читайте также:  Вербальное развитие ребенка в таблицах

Большинство детей, поступающих в 1 класс, не отвечают требованиям готовности ребёнка к школе. Лучше готовы к школе дети, которые систематически посещали д/с. Поэтому необходимо вести большую работу с целью устранения этого.

К числу планируемых результатов успешного освоения образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Знания

Знание норм и правил поведения и взаимодействия школьников.

Знание продуктивных приёмов учебной деятельности.

Знание особенностей собственной личности, способствующих успеху в деятельности.

Навыки и умения

Сформированность продуктивных приёмов и навыков учебной деятельности

Сформированность навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Навыки самоконтроля

Навыки конструктивного поведения в трудных ситуациях

Мотивы и ценности

Стремление к соблюдению правил, руководство в поведении сознательными социальными нормами и правилами

Сформированность учебной мотивации

Ценностное отношение к другой личности, стремление к дружеским контактам

Личностные качества

Самоорганизация и саморегуляция

Критичное отношение к себе

Интеллектуальная рефлексия.

Начиная учиться в школе, ребенок всту­пает в отношения с учителем, одноклассни­ками, он вынужден считаться с ними, учи­тывать их интересы. Поэтому еще в начале I класса учащиеся составляют «Правила ученика»:

  • слушай учителя;

  • отвечай на вопросы;

  • будь аккуратным;

  • выручай товарища;

  • не дерись и никого не обижай.

К концу года к ним добавляются следу­ющие:

  • не ябедничай;

  • нашел друга — береги;

  • старайся в учебе;

  • не выпрашивай отметку.

Важно создать в классе атмосферу дове­рия, доброжелательности, справедливости и сотрудничества. Учитель должен стать детям другом и помощником, ученики должны чувствовать себя в безопасности. При возникновении конфликтов главное — выяснить их причины, помочь ученикам осознать мотивы своих поступков, увидеть ход развития конфликта (на каком этапе можно было бы избежать его), помочь по­нять, что чувствует каждый участник конф­ликта, учить осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для себя и дру­гих. Учителю важно предоставлять учени­кам свободу нравственного выбора, осно­ванного на внутренней мотивации, а не на угрозе наказания, учить обдумывать свой выбор.

Работе над созданием здоровой атмосферы в классе помогают формы работы на уроках, где школьники учатся слушать друг друга, сотрудничать. Особенно этому способствует работа в группах, парах, проведение уроков-обсуждений, коллективных, творческих работ, поиск материала на заданную тему, например: «Мои друзья», «Мои права и обя­занности», «Человек и природа», «Кого я могу защитить», «Жизнь дана на добрые де­ла» и т.п.

Учебный процесс строится так, чтобы на уроке осуществлялось непосредствен­ное взаимодействие и сотрудничество меж­ду учащимися, которые, таким образом, становились бы активными субъектами собственного учения. Это меняет в их глазах смысл и значение учебной деятель­ности. В решении этой проблемы помогают такие формы организации: фрон­тальная работа в кругу, работа в парах постоянного и сменного состава, групповая работа.

Фронтальная работа в кругу

Эта форма работы направлена на формирование навыков взаимодействия; на отработку умений формулировать собст­венное мнение; строить понятные для парт­нера высказывания и не бояться их озвучи­вать.

Задания.

  1. Объединитесь в группу по форме фи­гур (Л, □, О — фигуры разного цвета и ве­личины у каждого учащегося).

  2. «Найдите свою пару». Ученики вста­ют в круг, в руках карточки. Объединяются в пары.)

5

4-1

2+3

3

  1. Игра «Назовите звук». Надо назвать звук, с которого начинается слово (или ко­торый слышится в конце). (У учителя мя­чик. Он называет слово, отвечает тот уче­ник, кому бросили мяч.)

  2. Назовите слова на букву л (или лю­бую другую). (Ученики, перебрасывая друг другу мяч, называют слова.)

  3. Игра «Мяч по кругу». Уч-ся называют следующее число и передают мяч соседу или ведущему.

Работа в парах постоянного состава

Эта форма работы направлена на отра­ботку умений: слушать, слышать и пони­мать чужую речь; строить понятные для партнера высказывания; договариваться и находить общее решение; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходи­мую взаимопомощь.

Задания.

  1. Игра «Раскрасьте сказочного героя».

  2. Игра «Нарисуйте узор на варежках».

  3. Игра «Паровозик». (На каждой парте лежит модель паровозика с вагонами, на па­ровозике написана буква. Каждый поезд ве­зет свой груз, название которого начинает­ся с заданной буквы. Ученики рисуют в пустых вагонах подходящие предметы. Сначала идет обсуждение задания, а затем каждый рисует свой предмет или печатает его название.)

  4. Игра «Паровозик». Аналогично с чис­лами. (Например, на паровозике число 12. Ученики записывают примеры с ответом 12 на вагончиках.)

  5. Послушайте чтение соседа.

  6. Чтение наизусть друг другу стихотво­рения.

Работа в парах сменного составапомогает формированию умений ори­ентироваться в разных условиях; контроли­ровать свои действия и действия партнера.

Задания.

  1. Игра «Карусель». (Прочитайте слоги, вычислите результат примера и т.д.)

  2. Игра «Ручеек». (У учащихся в руках карточки со слогами и буквами. Они встают парами. Водящий, проходя между парами, выбирает ученика с такой карточкой, что­бы, сложив ее со своей, получилось слово.)

В 3-4 классах уч-ся при работе в парах легче усваивает алгоритм выполнения заданий. Например, умножение и деление многозначных чисел, преобразование именованных чисел, разбор слов по составу, звуко-буквенный разбор слов, разбор по частям речи и членам предложения, разбор словосочетаний, синтаксический разбор предложений и др.

Такие задания помогают учащимся лег­че адаптироваться к учебной деятельности, снижают уровень тревожности, что создает более комфортные условия для становле­ния детского коллектива, налаживания контактов между учениками. Они приобре­тают первоначальные умения в общении: умение слышать и слушать; задавать вопро­сы; формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему ре­шению в совместной деятельности, всту­пать в диалог; работать в едином темпе; ориентироваться в разных условиях; давать и принимать советы; не бояться публично отвечать на заданные вопросы; контролиро­вать действия партнера и оказывать друг другу необходимую помощь.

Читайте также:  Возрастные периоды развития ребенка с 1 до 18 лет

Если данные формы работы применять регулярно, когда они уместны на уроке, то умения незаметно перейдут в навык и уче­ник будет, не осознавая этого, пользоваться приобретенными навыками в общении. Данные формы обучения применяются в течение всего периода с I по IV класс, толь­ко задания должны подбираться соответ­ственно изучаемому материалу.

Создать на уроке атмосферу сотрудни­чества, помочь ученикам услышать друг друга, а значит, высказать свое мнение по поводу ответа одноклассника, согласиться или не согласиться с мнением того, кто только что ответил, а может, даже допол­нить ответ новыми фактами помогают «Правила дружной работы»:

Умей слушать и слышать. Сопереживай.

Говори толково.

Будь краток.

Эти правила мы обсуждаем и составляем в I классе и следуем им на протяжении все­го периода обучения в начальной школе.

Начиная с I класса возможно использо­вание такой эффективной формы работы, требующей от учеников умения слышать друг друга, как групповая. При формирова­нии умения работать в группе также помо­гают особые правила.

Перед работой договоритесь, кто и что будет делать.

Помогайте друг другу.

Не спорьте зря, а доказывайте.

Групповая форма работы позволяет формировать навыки взаимодействия и сотрудничества школьника с другими людьми.

В I классе групповая форма мо­жет помочь при организации уроков обуче­ния грамоте. Класс можно разделить на три группы: читающих учеников, слабо читаю­щих и не читающих вообще. С неумеющими читать работает учи­тель, двум другим группам даются услож­ненные задания.

Такая организация учебной деятельности дает возможность поддерживать ин­терес к чтению, осуществлять дифферен­цированный подход к учащимся. Ученики обмениваюся мнениями при выпол­нении задания, учатся следить за своим поведением, чтобы сохранить рабочую обс­тановку на уроке. Это способствовует раз­витию чувства уважения и терпимости по отношению друг к другу, что немаловажно при общении.

При организации групповых форм занятий можно давать игровые зада­ния, требующие внимания, скорости выпол­нения и взаимодействия участников груп­пы.

Очень важно добиться того, чтобы учеб­ная деятельность стала личностно значи­мой для школьников. через разъяснения о ценности, смысле учения, роли познания в жизни общества и отдель­ного человека. Ребенок дол­жен убедиться в значимости результатов своей учебы для родителей и учителя. Надо сделать акцент на чувстве радости за добросовестно выполненную работу. Мои ученики размышля­ют на темы: «Я — ученик!», «Мои помощ­ники в учебе», «Нужен ли мне режим дня?», «Какие качества помогают мне в уче­бе?», «Труд в моей жизни», «Что меня ра­дует и огорчает в учебе?».

Необходи­мо развивать правильную мотивацию учеб­ной деятельности: не подкреплять эгоисти­ческую направленность в учебе, отмечать в развитии учеников не только учебные дос­тижения, но и личностные качества. Ведь примерный отличник может быть грубия­ном и эгоистом, а слабо успевающий — честным человеком, хорошим другом. Целью обучения должна стать не отметка, а знания.

В учебной деятельности необходимы усидчивость, трудолюбие, настойчивость, мыслительная активность. Поступая в шко­лу, почти все первоклассники выражают желание учиться, но после того, как они сталкиваются с первыми трудностями (соб­людение режима дня, отказ от игры на оп­ределенное время, необходимость доби­ваться аккуратности при написании букв и цифр и др.), у многих пропадает это жела­ние. Многие первоклассники на уроке не слушают учителя, не выполняют задания: ведь им надо напрягаться, сосредотачивать­ся. В чем причина нежелания трудиться? В частности, и в том, что в семье не воспи­тываются воля и дисциплина. Поэтому важно сделать родителей единомышленни­ками и союзниками учителя. Беседы и дис­куссии на темы «Режим дня первоклассни­ка», «Как помочь ученику учиться», «Выра­батываем волю», «Дисциплина и характер» помогают родителям обсудить проблемы, обменяться опытом, глубже понять свою роль в воспитании.

На уроках литературного чте­ния, ознакомления с окружающим миром, на классных часах организуется дискуссия по заданной теме с опорой на литературный источник, телепередачу, народную муд­рость (пословицу)- реальные события, лич­ный опыт учащихся. Дома они должны оформить свои мысли в виде сочинения, добавив пословицы, загадки, цитаты, иллю­страции. Ясно, что здесь требуется помощь родителей в формулировке предложений, подборе дополнительного материала, ис­правлении ошибок. К их помощи мы прибе­гаем намеренно — она создает условия для общения детей и родителей по нравствен­но-этическим проблемам. Одним из требо­ваний к сочинению является отражение в нем личной позиции ученика.

В школе ученик сталкивается с систе­мой моральных требований, предъявляе­мых в процессе учебы. В ходе учебной дея­тельности усваиваются нравственные каче­ства человека, так как эта деятельность тре­бует напряжения ума. воли, чувств (долга, стыда, совести, радости), проявления нравст­венных качеств (трудолюбия, усидчивости, настойчивости, ответственности, готовнос­ти сотрудничать и сопереживать).

Обучение — это не только условие, но и средство формирования нравственных качеств ученика, психического и личност­ного развития человека в целом.

Развитию успешности ребёнка способствует и использование информационных тех­ноологий. Этап мотивации уче­ния обогащается за счет увеличения потен­циала восприятия, приобретения познава­тельной нагрузки, развития воображения и эмоций. Презентации средство развития по­знавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, даю­щая возможность учителю выстроить объ­яснение на уроке логично, научно с исполь­зованием видеофрагментов. При такой ор­ганизации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, мо­торная. Презентация дает возможность рас­смотреть сложный материал поэтапно, об­ратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При за­креплении можно более детально остано­виться на вопросах, вызывающих затрудне­ния у школьников. Использование анима­ционных эффектов способствует повыше­нию интереса учащихся к изучаемой теме.

Ученики находятся в состоянии психо­логического комфорта. Таким образом, дос­тигаются идеальные варианты индивиду­ального обучения с использованием визу­альных и слуховых образов.

Информационно-коммуникационные тех­нологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно до­бывать, анализировать, представлять и пе­редавать другим информацию; эти техноло­гии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

Таким образом, разнообразие форм, методов работы, интенсификация учебно-воспитательного процесса, использование ИКТ, личностно – ориентированного подхода способствуют развитию успешности каждого ребёнка.

30.08.2013год.

Источник