Развитие энциклопедических знаний у ребенка
Как дать ребенку энциклопедические знания
Несомненно, что интеллектуальный человек – это человек, обладающий широким кругозором, умеющий сопоставлять факты, делать выводы.
Приготовьте калькулятор – он вам наверняка пригодится!
Знания основаны на информации, а получение информации происходит через факты. Каждый факт представляет собой один бит информации. Когда такой факт правильно предъявляется ребенку, то его можно назвать битом интеллекта. Этот факт не только будет способствовать развитию детского мозга, но и ляжет в основание всех его будущих знаний.
По Доману, расширение кругозора, подача энциклопедических знаний происходит тоже по системе показа карточек – «битов интеллекта».
Эти карточки содержат один бит информации. На них наклеен аккуратный рисунок, иллюстрация или фотография.
Каждая карточка должна быть посвящена только одному факту. Например, если на ней изображена ворона, то это должна быть только ворона – без пейзажа или каких-либо других животных. Изображение на карточке должно восприниматься единственным образом. Если изображена ворона, то она должна быть воспринята именно как ворона, а не как «большая черная птица».
В карточках необходим элемент новизны, то есть на них должно быть изображено то, что еще неизвестно ребенку.
Картинка на карточке может называться «битом интеллекта» только в том случае, если соответствует следующим требованиям:
• отчетливо видны все детали;
• изображен только один предмет;
• есть специальное название;
• изображенный предмет незнаком вашему ребенку;
• карточка должна быть большого размера;
• карточка должна быть чистой.
Кроме того, все карточки должны содержать элемент новизны, то есть на них надо изображать то, что еще неизвестно вашему ребенку.
Посмотрите примеры трех карточек. На каждой изображен медведь, но только одна из карточек правильная.
На первой карточке изображен очаровательный плюшевый мишка, не имеющий ничего общего с настоящим медведем. Эта картинка хороша для иллюстрации сказки, но совершенно не годится для получения достоверной информации о животном.
На второй карточке медведь изображен на фоне пейзажа. Карточка содержит не только изображение животного, поэтому она двусмысленна, хотя под ней и написано «медведь». Кроме медведя, там изображены и другие предметы.
Третья иллюстрация служит примером правильной карточки. Медведь изображен во всех деталях на пустом белом фоне и, кроме него, на рисунке ничего больше нет.
Убедитесь в том, что вы правильно поняли все требования к карточкам «бит интеллекта» и лишь потом приступайте к выполнению этой программы.
Откуда лучше брать материал для карточек «бит интеллекта»? Основным источником являются книги, журналы, карты, почтовые открытки, путеводители. Чем именно пользоваться – дело вашей изобретательности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Дать полную свободу, жестко очертив границы
Дать полную свободу, жестко очертив границы
– Еврейское воспитание сочетает две, казалось бы, разнонаправленные вещи: свободу ребенка и жесткость требований, – рассказывает психолог Рэдклиф. – Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с
Как сделать энциклопедические карточки
Как сделать энциклопедические карточки
Вам понадобятся: фотографии, рисунки, почтовые открытки, канцелярский клей, белый картон, фломастер, ручка и ножницы.Если рисунок, который вы хотите использовать для карточки, имеет неудачный фон (например, слишком мрачный),
Различение объекта и предмета знания
Различение объекта и предмета знания
Оформление определенной совокупности знаний об окружающем мире в качестве самостоятельной научной дисциплины в своем исходном пункте опирается на представление о специфическом предмете исследования. Содержание понятия «предмет»
1.1. Парадигмы развития в системе гуманитарного знания
1.1. Парадигмы развития в системе гуманитарного знания
Натурализм – парадигма природной обусловленности психики человека
Первая из наиболее распространенных парадигмальных установок – в своем крайнем выражении – натурализм, понятийный строй которого задается
Учите спрашивать, собирать и передавать знания
Учите спрашивать, собирать и передавать знания
Мужская и женская стратегии поиска и ориентировки могут быть освоены детьми обоих полов, если мы не будем держаться как безумные за половые стереотипы. Мальчикам тоже пригодится умение задавать вопросы в затруднительных
Давайте ребенку порулить. Идите на уловки, чтобы делегировать ребенку выполнение операций
Давайте ребенку порулить. Идите на уловки, чтобы делегировать ребенку выполнение операций
Есть простые приемы, как переадресовать ребенку его же запросы и предложить самому порулить ситуацией, игрой.• Прикинуться несмышленышем, копируя ребенка: «А как? А почему? А я не
Глава 1. Полезные знания о сне
Глава 1. Полезные знания о сне
1. Узнайте, что происходит во время сна
«Когда мы спим и видим сны, то подготавливаем себя к завтрашнему дню, осознавая и принимая то, что принес день прошедший…»
Жак Ревель, нейрофизиолог
Человеческий сон, ставший в последние годы предметом
Не следует ли дать ребенку вдоволь накричаться?
Не следует ли дать ребенку вдоволь накричаться?
Мы решили усыпить «выплакивание» в главе, посвященной ночному уходу за ребенком. Мы хотели бы усыпить его навечно как «лечение» для страдающего от колик ребенка. Этот жестокий метод борьбы с коликой создает ситуацию, в
Источник
Роберт Лупе Стивенсон
Приобретение знаний, по большому счету, это цель жизни. Наука, искусство, музыка, язык, литература – все это имеет для человека большое значение.
Знания основаны на информации, а получение информации происходит через факты. Каждый факт представляет собой один бит информации. Когда такой факт надлежащим образом предъявляется ребенку, то его можно назвать битом интеллекта. Ведь он не только будет способствовать развитию детского мозга, но и ляжет в основание всех его будущих знаний.
Эта глава посвящена программе обучения разносторонним знаниям об окружающем мире. Родители, которые захотят узнать об этом более подробно, могут обратиться к нашей книге “Как дать ребенку энциклопедические знания”.
Данная глава адресована компетентным матерям, но она будет полезна для всех родителей. Разве не прекрасно, что знаний существует намного больше, чем мы можем изучить в течение всей своей жизни? Программу обучения энциклопедическим знаниям стоит начинать уже после того, как вы начали программу обучения чтению и успешно по ней продвигаетесь. Разница во времени между началом той и другой программы может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев. Они великолепно дополняют друг друга.
Разумеется, что программа обучения чтению является наиважнейшей. Но и программа обучения разносторонним знаниям доставит вам и вашему ребенку немало приятных минут, не говоря уже о том, что позволит ему в дальнейшем успешно ориентироваться в мире науки, искусства, музыки, истории и других интереснейших областях культуры.
Что из себя представляют карточки “бит интеллекта”?
Эти карточки содержат один бит информации. На них наклеен аккуратный рисунок, иллюстрация или фотография. Карточка должна отвечать следующим требованиям: отчетливость, дискретность, недвусмысленность, а также она должна быть новой. Моментальная фотография бывает довольно расплывчатой и потому не отвечает требованию отчетливости. Под ней мы понимаем такое качество карточки, которое позволяет различить все изображенные детали.
Дискретность означает то, что каждая карточка должна быть посвящена только одному факту. Например, если на ней изображена ворона, то это должна быть только ворона – без пейзажа или каких-либо других животных.
Недвусмысленность – это определенность значения. То есть, факт изображен на карточке так, что может быть интерпретирован единственным образом. Если изображена ворона, то она должна быть воспринята именно как ворона, а не как “большая черная птица”.
Кроме того, все карточки должны содержать элемент новизны, то есть на них надо изображать то, что еще неизвестно вашему ребенку.
Ниже приводятся примеры правильных и неправильных карточек. На неправильной карточке ворона изображена недостаточно отчетливо, и, кроме того, она изображена на фоне пейзажа, а на заднем плане видна и другая птица. Карточка не дискретна, поскольку содержит не только изображение вороны, и она двусмысленна, хотя под ней и написано “ворона”. Ведь кроме вороны там изображены и другие предметы.
Другая иллюстрация служит примером правильной карточки. Ворона изображена во всех деталях, на пустом белом фоне, и кроме нее, на рисунке нет абсолютно ничего.
Таким образом, визуальная информация, содержащаяся на карточке, может быть названа “битом интеллекта” только в том случае, если удовлетворяет следующим шести требованиям:
Отчетливо видны все детали.
Изображен только один предмет.
У него должно иметься специальное название.
Этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку.
Карточка должна быть большой.
Она должна быть чистой.
Если данная карточка не удовлетворяет тому или другому требованию, то ею нельзя пользоваться для обучения: если полностью удовлетворяет, то можно. Убедитесь в том, что вы правильно поняли все требования к карточкам “бит интеллекта” и лишь потом приступайте к выполнению этой программы.
Откуда брать материал для карточек “бит интеллекта”? Компетентные матери изготовляют для своего ребенка тысячи таких карточек. Основным их источником являются книги, журналы, карты, почтовые открытки, путеводители. Чем именно пользоваться – дело вашей изобретательности.
Как изготавливать карточки “бит интеллекта”
Прежде всего – обратите внимание на качество, поскольку именно в нем найдет свое отражение ваше уважение к ребенку и к тому, чем вы с ним занимаетесь. Они должны стать вашей семейной реликвией, ведь по ним впоследствии будут учиться и ваши внуки.
Изготовить дома высококачественные карточки несложно, если иметь пол рукой следующие материалы: фотографии, рисунки, почтовые открытки, канцелярский клей, белый картон, ручка и ножницы.
Вы быстро научитесь изготавливать правильные карточки. Например, однажды вам может попасться хороший рисунок, но на слишком мрачном, черном фоне.
Тогда вы просто вырежете его и наклеите на более подходящий фон. При этом помните о полях, которые создают лучшую контрастность и облегчают задачу вашему ребенку. Если на хорошей картинке изображены несколько объектов, вырежьте их и наклейте каждый на отдельную карточку. Если под картинкой содержится какая-то невразумительная надпись, заклейте ее и сделайте собственную – четкую и недвусмысленную. Например, надпись “черепаха” не слишком информативна, поэтому лучше заменить ее на “большая галапагосская черепаха”.
Ну и, наконец, прежде чем выбрасывать уже отработанный материал, просмотрите его внимательно – не упустили ли вы чего-нибудь стоящего? Да и вообще, стоит ли выбрасывать, нет ли там чего-то такого, что пригодится вам в будущем?
Теперь еще несколько дополнительных замечаний. Наилучший размер карточек 28*28 см. Они должны быть достаточно твердыми, чтобы их можно было держать в одной руке и использовать неоднократно (особенно если вы в будущем собираетесь завести еще одного ребенка). Кстати, изготовленные карточки можно даже заламинировать. В этом случае они будут долговечными, и вы сможете даже одалживать их своим знакомым, у которых есть дети.
Ручка нужна вам для того, чтобы подписывать обратную сторону карточки (для себя) или делать надпись к изображению (для ребенка). Увлекшись изготовлением карточек, не забывайте и о самообразовании. Помните, что по поводу любого “бита интеллекта” у вас должна быть исчерпывающая информация. Иначе что вы будете отвечать на вопросы своего ребенка?
Все карточки должны быть систематизированы и разложены по разделам. Например: птицы, музыкальные символы, картины, части тела, орудия труда, писатели и т.п.
Спустя полтора года после начала вашей программы, вы убедитесь, что количество категорий резко возросло, а некоторые из них породили подразделы. Теперь у вас есть не просто раздел “птицы”, но и подразделы “птицы водоплавающие”, “хищные птицы”, “домашние птицы” и т.п. Короче говоря, ваша систематизация будет постоянно изменяться и совершенствоваться, чтобы отражать растущие интересы вашего ребенка и его способность находить взаимосвязи между различными разделами.
Каждая категория должна состоять как минимум из 10-ти карточек. Ну а максимальное их количество зависит от того интереса, который ваш ребенок проявит именно к этому разделу.
Источник
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
И ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В ДЕТСКОМ САДУ
«Литература дает нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни, – говорил известный российский ученый Д.С. Лихачев, _ она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам» (Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989). Сомнения в правильности этого высказывания вряд ли у кого возникнут. Однако, я думаю, имеется в виду не только художественная литература. Для приобретения обширного опыта человеку нужны разные книги, в том числе научно-популярные и энциклопедические.
Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что, если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не сформируется потребность выяснять непонятное, узнавать новое, а значит, не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в процессе школьного обучения. Детская научно-познавательная и энциклопедическая литература может быть полезна в этом отношении. Однако ее потенциал педагогами не используется. Каковы причины этого явления?
Во-первых, книга уже давно не является единственным источником информации о мире, растет число детей, не желающих читать. Их литературный опыт ограничивается рассказами из букваря и хрестоматий, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Одним из ярких компонентов современной среды являются масс-медиа, и как бы ни был мал ребенок, они оказывают большое влияние на его представления об окружающем. Появляется необходимость пересмотра организации пространства таким образом, чтобы книга и новейшие средства коммуникации (телевидение, видео, Интернет) могли в нем мирно сосуществовать, не отменяя и подменяя, а дополняя и упорядочивая друг друга, оказывая комплексное развивающее воздействие на ребенка.
Во-вторых, дошкольный возраст – это возраст подражания. И оттого, как общаются с книгой окружающие малыша взрослые, зависит, станет ли он в дальнейшем обращаться за знаниями к литературе. Что читать детям-дошкольникам решают родители и педагоги. Их выбор определяется книжным рынком. На прилавках изобилие: небольшие брошюры, увесистые, разукрашенные, как драгоценные ларцы, подарочные книги-фолианты, книжки-малышки и игрушки, раскраски. Ассортимент научно-познавательной и энциклопедической литературы необыкновенно широк, способен удовлетворить любые вкусы, рассчитан на разные возрастные группы читателей, уровни их развития и финансовые возможности родителей.
Современные научно-познавательные издания содержат множество мини-сообщений, описательных рассказов, ярких иллюстраций и фотографий. Игровой элемент делает процесс познания увлекательным. Однако без участия заинтересованного взрослого познавательный потенциал научно-популярных изданий остается нереализованным, да и использование традиционной технологии общения с книгой (рассматривание иллюстраций, эпизодическое чтение ребенку текстов, обучение грамоте) здесь неприемлемо. Нужны иные подходы к ознакомлению ребенка с информационной книгой. Необходимо обучать педагогов и родителей технологиям общения с ней.
В-третьих, не учитывается сензитивность возраста, для которого характерно интенсивное развитие познавательного интереса ко всему окружающему, в том числе к книге как источнику знаний о мире. К пяти годам у детей накапливается значительное количество информации, которая служит своеобразной «материальной базой» для развития познавательных процессов. Ребенку все интересно, его все манит, но он не в состоянии правильно и глубоко осознать происходящее, переработать поток информации. Возникает противоречие между познавательными потребностями ребенка и возможностями осмысления поступающей информации.
Исследователи подсчитали, что в раннем детстве человек задает окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. И происходит это не потому, что ребенок получил ответы на все вопросы, а потому, что привык их не получать. Если взрослые не могут или не хотят объяснить дошкольникам то, что их интересует, детская любознательность пропадает. У ребенка формируется пассивная позиция, а в будущем – отказ от решения сложных как учебных, так и жизненных задач.
Поэтому, необходимо обратить внимание на познавательные потребности и запросы детей, создать условия для их удовлетворения.
Работая над решением этой проблемы в нашей группе мы поставили и решаем следующие задачи:
1. Познакомить детей дошкольного возраста с различными источниками информации и способами работы с ними.
2. Научить ориентироваться в мире книг, в том числе научно-познавательных и энциклопедических, самостоятельно находить ответ на возникающий или поставленный вопрос.
3. Помочь дошкольнику осознать новую для него информацию.
Научно-познавательная и энциклопедическая литература используется нами как источник знаний, эмоциональных впечатлений, средство развития познавательного интереса детей. Во время непосредственно-образвательной деятельности часто обращаемся к научно-популярным книгам природоведческой, исследовательской, валеологической направленности.
Для научно-познавательных изданий отвели отдельное от художественной литературы полку («Полочка умных книг»). Книги, разнообразные по тематике, расположили таким образом, чтобы они были доступны дошкольникам. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, выбрали для работы научно-познавательные книжки-картинки, книжки-игрушки, книжки-панорамы, книжки с игровыми занятиями, фотокнижки. Такая литература удобна, содержание книги раскрывает одну из тем, например «Тело человека», «Птицы», «Космос», «Природа нашего края» и т.д.
В настоящее время в работе с детьми используется следующая литература:
- История человечества.
- Энциклопедия природы для малышей.
- Чудесная планета Земля.
- Ямальский меридиан.
- Зоология в картинках.
- Кто и как в мире животных двигается.
- Кто и как в мире животных охотится.
- Кто и как в мире животных строит.
- Сокровища России.
- Чудеса света.
- Первые вопросы и ответы о природе.
- География.
- Живой мир в вопросах и ответах.
- Н.Дудников. Мой дом Север.
- И.Е.Светлова. Логика.
- Н.Н.Павлова. Как научить детей считать.
- Ноябрьск и ноябрьцы.
- Серия – Моя первая энциклопедия:
Животные.
Человек.
Растения.
Динозавры.
История.
- Растительный мир в картинках.
- Азбука здоровья.
- Грамматика.
- Наша погода.
- Красные книги России:
Чудеса природы.
Растения.
Животные
- Тело человека.
- Космос.
- Детям о космосе.
- Моя родина Россия.
- О.Д.Ушакова. Великие ученые.
- О.Д.Ушакова. Великие писатели.
- О.Д.Ушакова. Великие композиторы
- О.Д.Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые выражения.
- О.Д.Ушакова. Мудрые мысли мудрых людей.
- Г.Юдин. Букваренок.
- Л.Стрелкова. Войди в тридесятое царство.
- В Степанов. Учебник для малышей.
Литературу отбирали в соответствии со следующими требованиями:
1. Научность, актуальность предлагаемой информации, доступность детскому пониманию. Изложенные в книге сведения должны обладать определенной степенью новизны и проблемности.
2. Объем статей должен быть небольшим, а содержащиеся в них определения и формулировки – четкими и лаконичными.
3. Издания должны быть эстетически привлекательными, вызывать в душе ребенка эмоциональный отклик.
4. Содействовать воспитанию и развитию дошкольников.
Работа по формированию познавательного интереса к научно-популярной и энциклопедической литературе ведется в тесном контакте с родителями, в ходе которого мы с родителями обмениваемся разнообразной информацией, налаживает отношения, объединяем усилия для достижения общего результата.
Начали с того, что организовали в родительском уголке рубрику «Мы хотим узнать как можно больше!». При изучении той или иной познавательной темы в мини-афише мы размещаем вопросы и задания. Например,
мы хотим узнать как можно больше!!!
Дорогие наши мамы и папы!
С 12.11. по 16.11
лексическая тема
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Нам очень нужно все, что поможет больше узнать о них
Мы надеемся на вас!
Приходя в группу, ребята приносили книги, подобранные по тематике. У них появилось желание не только узнавать что-то новое, но и делиться со сверстниками своими знаниями. Заинтересованность близких, их положительная оценка придает малышу уверенность, содействует формированию познавательных потребностей. Родители в свою очередь узнают, с какой темой дети знакомятся в детском саду!
Рассматривая, изучая познавательные книги дети узнают интересные сведения. Их интересы выходят далеко за рамки очерченных программами познавательных тем. Такие рассказы и беседы надолго остаются у детей в памяти, переосмысляются в игре и выводят их на новый творческий уровень общения с книгой.
Общение с книгами часто стараемся сочетать с игровой и поисковой деятельностью. Для этого мы создаем ситуации «незнания» или неуверенности в правильности ответа на поставленный вопрос. Например, детей интересует, как появилась книга. Естественно, мы знаем как зарождается книга, но наша задача сделать так, чтобы дети сами нашли ответ, обратившись к книжной познавательной полке. Для начала диалога мы высказываем свое мнение, затем внимательно выслушивает мнения детей, предоставляя каждому возможность высказаться. Ребята учатся терпеливо слушать взрослых и сверстников, сдерживать свои импульсивные побуждения, согласовывать действия. Если высказаны все мнения, а решение на найдено, остается одно – обратиться к «умной» книжке, где можно найти ответ практически на любой вопрос. Дети вместе с воспитателем размышляют о том, в какой научно-познавательной книге можно узнать об интересующей их информации. Находят информацию, читают, обсуждают. Свобода в выборе литературы и регулярное обращение к ней за ответом на возникший вопрос формирует умение ориентироваться в мире книг и находить нужную информацию.
Большая роль в стимулировании познавательного интереса у дошкольников принадлежит беседам о прочитанном. Они помогают детям пережить и осмыслить услышанное, уяснить значение новых слов, глубже понять то, о чем шла речь.
Полученная информация конечно должна иметь практическое применение. Поэтому мы предлагаем детям рассказать в рисунках о том, что они узнали, сделать подарок, выпустить познавательный журнал или газету, показать театр, оформить выставку…
Надеемся, что данная информация поможет вам в достижении поставленных целей в работе с детьми.
Спасибо за внимание!
Источник