Развитие эмпатии в общении с ребенком

«Сыну три года. Меня очень беспокоит его поведение. Может дёрнуть за хвост кошку или ударить сестрёнку, отнять у неё игрушку. Он ещё совсем маленький, и мне кажется, что он не понимает, что делает другим больно. Что мне делать, как развить у сына чувство сопереживания?»

Воспитание эмпатии, умения сочувствовать, способности понимания проблем и эмоций окружающих людей, развитие эмоционального интеллекта — один из важнейших моментов психологического  воспитания детей. Уровень эмпатии у каждого ребёнка отличается — если один ребёнок способен пожалеть и посочувствовать, то другой в той же самой ситуации может остаться равнодушным или даже позлорадствовать. И это тревожный знак для родителей. В этой статье специально для CogniFit (“КогниФит”) психолог Ирина Гладких расскажет вам о том, как развить у детей эмпатию.

Как развить эмпатию у ребёнка?

Что такое эмпатия?

Эмпатия — это способность узнавать, понимать чувства других людей и сопереживать им. Склонный к эмпатии человек реагирует на чувства и эмоции окружающих, при этом, человек как бы «влезает» внутрь другого человека и переживает его эмоции как свои собственные. Не всегда эмпатия означает, что будут предприняты какие-либо действия, оказана помощь тому, кому сопереживают. Чаще всего проявление эмпатии остаётся на уровне понимания чувств, эмоций и их глубины.

Различают несколько видов эмпатии:

  • когнитивная эмпатия — восприятие чувств других людей происходит осмысленно, интеллектуально, с помощью обращения к примерам, аналогиям, проведения параллелей.
  • эмоциональная эмпатия — при таком виде эмпатии человек сопереживает другому и распознаёт его эмоции, основываясь на проекции его чувств на себя и подражая  его реакциям.
  • действенная эмпатия — характеризуется не только сопереживанием, но и активным содействием, помощью другому  человеку.

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Подходит детям старше 7 лет и взрослым.

Узнайте состояние основных когнитивных способностей и получите подробный отчёт

Ребёнок не сопереживает: как проявляется отсутствие эмпатии у ребёнка?

Иногда кажется, что эмпатия свойственна всем разумным существам от рождения, однако давайте разберемся, так ли это.

Итак, первое, что нужно понять: эмпатия — не врождённая способность. Новорожденный ребёнок не способен к эмпатии, сопереживанию и распознаванию чувств других людей. Главной его задачей является выжить, а не распознавать, насколько больно окружающим. При этом он, возможно, кому-то сделал больно или доставил неудобства. Даже далеко не все взрослые склонны к эмпатии, что уж говорить о детях и, особенно, о маленьких детях. Эмпатия должна развиваться по мере взаимодействия ребёнка со взрослым миром, и, конечно, в первую очередь, со значимыми взрослыми, вместе с опытом социального взаимодействия и по мере взросления ребенка.

Очень часто родители замечают, что малыши не проявляют эмпатию по отношению ни к сверстникам, ни к животным, ни к взрослым. Для маленьких детей естественно схватить кота хвост, нос или ударить, толкнуть другого ребенка за «место в песочнице». Они совершенно не понимают, что эти действия могут причинить кому-то боль, но могут распознать свою собственную боль или свои негативные переживания, и ставят их на первое место.

Даже более старшие дети с неразвитой эмпатией не понимают, почему нужно пожалеть бабушку или маленького ребёнка, или помочь незнакомому человеку. Ребёнок не сопереживает другому, не понимает эмоций, которые испытывает и сам он и другой человек, и не может  дать адекватный ответ на эти эмоции.

Но ведь есть люди, с которыми никто специально не занимался, и они выросли прекрасными и эмпатийными взрослыми — скажете вы. Конечно, к эмпатии, как и к любой другой способности человека, может быть врожденная предрасположенность. Я бы назвала это интуитивным научением. Эта способность проявляется так же, как способность к языкам, математике и пр. Ребёнок «считывает» реакции окружающих людей на то или иное действие и повторяет его. Но даже в этом случае нужен пример перед глазами (родители, значимые взрослые с высокой степенью эмпатии). Всё воспитание и обучение детей строится на повторении действий, реакций обучающего (значимого) взрослого.

Окружающая обстановка оказывает большое влияние на развитие способности к эмпатии. Даже при наличии задатков к эмпатийному поведению, человек, взрослея, способен утрачивать их, если семья и окружающее общество не способствовали их развитию.

Отсутствие эмпатии у детей проявляется так же, как и у взрослых — ребёнок не жалеет другое существо если ему больно, плохо. Он не сопереживает и не высказывает сочувствие или желание помочь более старшим людям (бабушке, дедушке и пр.). Несколько пренебрежительно может относиться к игрушкам (на игрушках всегда проявляются первые эпизоды повторения ролевых сценариев для маленьких детей). Если эмпатия не проявляется у ребёнка 1,5-2 лет, то мы можем говорить о варианте нормы. К 3-м годам дети уже понимают, что такое сделать больно другому человеку, пожалеть кого-то, могут высказать участие.

Малыши могут “заражаться” эмоциями окружающих

Совсем малыши, которые ещё не обучены эмпатии, могут заражаться эмоциями окружения — например, когда плачут или смеются несколько детей, то они также начинают плакать или смеяться.

К возрасту 5 лет дети уже умеют эмоционально реагировать на чувства других людей и проявлять сопереживание. Ближе к школьному возрасту дети сопереживают взрослым, если видят, что они огорчаются или радуются.

В 7-11 лет эмпатия у детей проявляется дифференцированно. Больше всего сочувствия у младших  школьников вызывают пожилые люди, затем сверстники и животные.

В сложном подростком возрасте очень важно, что бы у ребёнка были новые знакомства и контакты. В этом возрасте обучение эмпатии идет через контакт со сверстниками. Дети мало испытывают сопереживание по отношению к другому человеку, но они проявляют эмпатию в виде сочувствия.

Почему важно учить ребёнка эмпатии?

Почему нужно учить детей сопереживанию? Научить ребенка эмпатии очень важно. В последние годы чрезвычайно популярно и развито стало направление — эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и понимать эмоции других людей. Открылось очень много различных курсов и тренингов по развитию эмоционального интеллекта. Очевидно, что в основе эмоционального интеллекта лежит эмпатия. Для чего это нужно — развивать эмпатию и эмоциональный интеллект?

При развитой эмпатии у детей повышается чувствительность к другому человеку и мотивам его поведения. Развитие эмпатии у  подростков оказывает благоприятное воздействие на их взаимодействие с окружающим миром. В частности: способствует развитию коммуникативных навыков, снижает вероятность отклонений от общепринятых норм поведения, повышая чуткость восприятия происходящего вокруг.

Читайте также:  Становление и развитие теории и технологии физического воспитания ребенка

Ведь, ещё раз — что такое эмпатия? Это отождествление себя с другим человеком. Если кто-то плачет, то эмпатийный человек тоже будет плакать, если кому-то больно, то эмпатийный человек тоже почувствует боль. Но, если кто-то пытается обмануть, то человек с высокой степенью эмпатии почувствует и это тоже.

Высокоразвитая способность распознавать чувства и эмоции других людей помогает:  избежать обмана, избежать вовлечения себя в противоправные или асоциальные действия, помогает в установлении социальных контактов и развитии навыков общения, улучшает взаимодействие и понимание с окружающими.

В более зрелом возрасте люди, которые обладают высокоразвитыми навыками эмпатии и распознавания эмоций других людей, легче и быстрее строят карьеру, добиваются более высоких показателей в работе, особенно связанной с контактами с людьми. Очень важны эти качества для людей сферы продаж, закупок, работы с населением, руководителей.

Эмпаты умеют устранять конфликты или не допускать их. Они очень чутко чувствуют границы конфликтных зон и умеют предотвращать их нарушения.

Как мы видим, причин для развития эмпатии у детей более чем предостаточно.

Эмпаты умеют устранять конфликты и не допускать их

Советы для развития эмпатии у детей. Как помочь ребёнку развить способности к сопереживанию?

Как родителям научить ребенка эмпатии? Может ли наблюдаться полное отсутствие эмпатии у ребенка?

Если у ребёнка нет каких либо заболеваний неврологического и психического спектра, то развить эмпатию у него, конечно, можно. Исключения составляют дети, с такими расстройствами, как аутизм, психопатия.

В первую очередь, воспитание эмпатии у детей начинается с проявления эмпатии взрослыми, его окружающими. Формирование эмпатии можно начинать с самых первых дней жизни крохи. Взрослым нужно открыто проявлять свои эмоции и называть их при этом. Открыто проявляя эмоции, взрослый показывает малышу, что не нужно бояться или скрывать свои эмоции, а нужно выражать их открыто. Называя эмоции, взрослый помогает ребенку осознать и узнать названия эмоций. Например, мама смотрит на ребёнка, улыбается и говорит: «Я очень рада, что ты у меня есть, мне очень приятно видеть тебя».

Следующим этапом развития эмпатии является называние эмоций, проживаемых ребёнком.  Например, взрослый говорит плачущему ребенку: «ты расстроен, ты сейчас плачешь». Если ребенок ударился — «тебе больно» и т.д. Если мама оставляет ребёнка в детском саду или с няней/бабушкой и ребёнок сильно плачет, то правильным поведением мамы будет проговорить эту ситуацию: «Я вижу, что ты расстроен, мне тоже очень грустно оставлять тебя, но, к сожалению, мне нужно идти по делам. Я обязательно к тебе вернусь через некоторое время, и мы почитаем с тобой книжку (поиграем/погуляем).» Слова мамы помогут малышу осознать, что он чувствует, покажут, что открытое проявление эмоций помогает получить обратную связь и наладить контакт.

Далее ребенок уже учится чувствовать и воспринимать свои ощущения, чувства и эмоции самостоятельно, без интерпретации их названий взрослыми. На этом этапе взрослому нужно чаще спрашивать ребёнка (что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя настроение и т.д).

После того, как ребёнок научился понимать и называть свои собственные эмоции, нужно обращать его внимание на эмоции и чувства других людей, животных и даже книжных персонажей. «Как ты думаешь, что сейчас чувствует этот человек? это животное? герой этой сказки?» Предлагайте ребенку сначала варианты названий чувств и эмоций, а впоследствии побуждайте его высказывать свои соображение.  

Приводите пример на основе увиденного. Например — на прогулке вы видите, как упал и заплакал другой ребенок. Вы озвучиваете своему малышу – «Смотри! Малыш упал, ему больно и поэтому он плачет». После нескольких таких пояснений ваш малыш сможет самостоятельно делать выводы о причинах слёз и чувствах других людей.

Вы можете научить своего ребёнка не просто эмпатии, а действенной эмпатии. Подскажите малышу, что в ситуации, когда другому ребёнку плохо (больно, грустно), он может ему помочь. Например, на площадке один мальчик отобрал у другого игрушку. Ребёнок без игрушки, конечно, плачет. Объясните своему малышу —  «Посмотри — мальчик плачет, потому что у него отобрали игрушку и он очень расстроился. Как думаешь, если мы предложим ему поиграть с нами, это сможет его утешить?» Здесь главное чётко обозначать факты, называть эмоции и предлагать простые пути решения, такие, которые будут понятны малышу в силу его возраста. Если ребёнок в какой-то момент не готов поделиться игрушкой, пригласить поиграть или просто проявить эмпатию, не нужно на него давить, и тем более говорить, что он плохой, раз не жалеет другого. Проявите терпение. Ребёнок воспитывается не словами, а поступками, и если вы сами будете проявлять эмпатию и помогать ребенку распознавать чувства и эмоции (и свои, и окружающих), то вы, конечно, поможете ребенку развить способности к сопереживанию.

Хорошим подспорьем в деле развития эмпатии являются детские сказки, различного рода художественная литература, детские спектакли и мультфильмы времён СССР.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Персональная когнитивная тренировка CogniFit (“КогниФит”)

Упражнения и игры на развитие эмпатии

Как заложить в детях основы эмпатии? Родителям, интересующимся, как учить детей сопереживанию, помимо книг и мультфильмов пригодятся игры. Любое обучение в детском возрасте , и развитие эмпатии в том числе, лучше всего проходит и воспринимается в игре. Играть можно как в паре взрослый — ребёнок, так и пригласить других взрослых и детей к играм.  Я опишу игры на примерах участников взрослый — ребенок, так как это наиболее распространённая ситуация.

«Обезьяна и зеркало». Ребёнок и взрослый садятся друг напротив друга. Один становится «зеркалом», а второй — «обезьянкой». Задача обезьянки показать определенные эмоции, а задача зеркала — как можно точнее повторить мимику обезьянки. После этого участники меняются ролями. В этой игре ребёнок учится распознавать мимические проявления той или иной эмоции, а также выражать их.

Читайте также:  Книги по психологии развития ребенка скачать бесплатно

«Угадай чувство». Участники игры по очереди изображают то или иное чувство. Второй участник должен угадать, какое именно чувство было изображено. Для детей постарше можно написать названия задания — названия эмоций — на карточках. Участники постоянно меняются ролями.

«Телефон». Участники игры звонят по воображаемому или игрушечному телефону. Участник имитирует разговор с кем-либо, не называя его. Задача второго игрока — понять, с кем говорит первый (мама, бабушка, дочка, сестра и пр). Участники меняются ролями после каждого «разговора».

«Подарок другу». Один участник игры дарит «подарок» второму. При этом жестами, эмоциями, мимикой требуется передать своё отношение к имениннику. Задача «одариваемого» — понять, какие именно эмоции показывает «даритель».

«Привет ручки/ пока ручки». Два игрока садятся напротив друг друга и с помощью рук учатся выражать свои эмоции, а также воспринимать чувства другого через прикосновение. Это упражнение хорошо снимает телесные барьеры и учит выражать свои чувства с помощью языка тела. Игроки закрывают глаза и выполняют следующие действия:

— ручки знакомятся: игроки знакомятся друг с другом с помощью одних только рук.

— ручки ссорятся: игроки должны поссориться только одними руками.

— ручки мирятся: игроки должны помириться одними только руками.

После игры поговорите с ребенком: что он чувствовал во время выполнения упражнения, что ему понравилось, а что нет.

«Эмоции героев». Взрослый читает ребёнку сказку. Заранее нужно подготовить карточки с изображёнными на них эмоциями. В процессе чтения ребенок выкладывает карточки, по его мнению, характеризующие состояние героя. После сказки взрослый обсуждает с ребёнком его выбор. В этой игре сказка должна быть небольшой и красочно описывающей эмоции.

Игры и занятия с ребёнком помогут развить эмпатию

«Что изменилось». Во время этой игры ребёнок учится чувствовать разницу в общении. Цель: заметить различия в ощущениях от общения в зависимости от позиции. Взрослый и ребёнок садятся друг напротив друга, лицом к лицу. Начинают разговор о чём-либо интересном им обоим.  Примерные темы разговора: моё любимое животное, мой самый радостный день в прошлом месяце, мой самый лучший друг и пр. Сначала разговор идёт лицом к лицу, затем пара меняет положение — ребёнок сидит на стуле — взрослый стоит, затем ребёнок стоит, а взрослый сидит на стуле перед ним, после этого ребёнок и взрослый садятся спиной друг к другу. Всё это время они продолжают говорить. Можно поставить таймер на каждую позицию — например, по  2-3 минуты (чтобы ребёнок не устал).

После игры происходит обсуждение, что изменилось в ощущениях в зависимости от позиции ребёнка и взрослого. Ребёнок рассказывает, что ему понравилось, а что нет.

Рисование. Ребёнку предлагается под тихую спокойную музыку нарисовать самое доброе животное и рассказать о  нём. Ребёнок должен придумать имя для животного и небольшой рассказ о нём и его характере. Эта игра учит ребёнка понимать, как проявляется характер другим человеком (существом).

В заключение, хочу еще раз отметить, что дети воспитываются не нотациями и правильными речами, а примерами перед глазами. Если родители проявляют эмпатию, то и ребёнок научится ее проявлять. Однако родителям нужно быть осторожными, и соблюдать, как и во всём, меру. Эмпатия при всей её положительности, может вызывать очень сильные чувства, вплоть до самоотречения. Нужно, вместе с привитием эмпатии, объяснять ребёнку, что есть граница между ним и другим человеком, и сопереживать тоже нужно в меру.  

Берегите себя и своих детей. Любите их, и они ответят вам тем же.

Источник

Возможность испытывать эмоции — одно из важнейших умений нашей психики. Начнем с того, что на определенном этапе развития наши эмоции помогают нам выжить. Именно способность выражать собственные эмоции, а также понимать чужие, является нашей основной стратегией выживания в младенческом возрасте. Ведь только с помощью эмоций, выражая недовольство или удовлетворенность, младенец может сигнализировать матери о своих потребностях.

В психологии существует такое понятие, как эмоционально-волевая сфера личности. Помимо всего прочего, она включает в себя нашу способность переживать и осознавать эмоции и чувства, понимать эмоции и чувства окружающих, а также взаимодействовать с другими людьми не только на бытовом, но и на эмоциональном уровне. Чем младше ребенок, тем труднее ему регулировать свои эмоции. И происходит это совсем не потому, что ребенок “вредный” или делает что-то “назло”. Причина — в еще не сформировавшейся способности справляться со своими эмоциями, и до определенного возраста это считается абсолютно нормальным. Именно поэтому на ситуации неудовлетворенности дети часто реагируют так эмоционально. Волевые качества, выполняющие функцию регуляции эмоций, в полной мере проявятся только в подростковом возрасте (с 16–18 лет). А до этого времени умение сдерживать неуместные эмоции, навык самодисциплины и выдержка еще только зреют. 

Способность ребенка распознавать эмоциональные реакции окружающих тоже развивается постепенно и со временем трансформируется в более сложную. К ребенку приходит умение чувствовать эмоции других почти настолько же сильно, как и свои собственные, сопереживать осознанно. В психологии это называется эмпатией. Эмпатия начинает формироваться у детей в возрасте 6–7 лет и продолжает развиваться всю последующую жизнь. 

У каждого из нас свой уровень эмпатии, ведь все мы чувствуем по-разному. Интересно то, что чем больше мы способны понимать свои собственные чувства, тем легче нам понимать чувства других. Наверное, потому оба эти умения развиваются практически одновременно. То, до какого уровня мы дорастаем эмоционально, во многом зависит от нас самих. Но не менее важным является и то, как воспитывали нас в детстве.

Поэтому так же, как мы учим детей буквам и цифрам, необходимо обучать их осознавать чувства, свои и чужие. Что это значит? Когда ребенок реагирует эмоционально, хорошо будет обозначить и проговорить его эмоцию вслух. Например, если ребенок жалуется, что кто-то отнял его игрушку, задача родителя — не бросаться на амбразуру и срочно восстанавливать справедливость, а спокойно определить текущую эмоцию ребенка и объяснить ее доступным языком: “Сейчас ты обижен и злишься потому, что мальчик забрал твою машинку”. Так ребенок будет чувствовать, что его видят, слышат и что его чувства важны. Таким образом, не происходит обесценивание детских переживаний, ребенок ощущает себя в безопасности, ведь взрослый объяснил ему, что с ним происходит, и все оказалось так просто.

Читайте также:  Что нужно купить для развития ребенка

Что делать после того, как мы объяснили ребенку его эмоцию? 

Важно позволить ему чувствовать то, что он чувствует. Это значит не подавлять его эмоции (сразу вспоминаются все эти классические фразочки вроде: “мальчики не плачут”, “ну что ты как маленькая” и прочее). Дать малышу понять, что с какими бы эмоциями он к вам ни пришел, он всегда будет принят и найдет в вас поддержку. 

Не требовать от ребенка зрелого поведения. Не ожидать, что он “сам все поймет”. Сам не поймет. Нужно показать, желательно на своем примере. А потом еще и проговорить это вслух. Дети учатся у нас, важно помнить об этом.

И, конечно, полезно помнить о том, что наши эмоции не делают нас “хорошими” или “плохими” людьми, но всего лишь чувствующими. Как только мы поймем, что имеем право переживать разные эмоции в разное время, нам станет легче донести это и до наших детей. 

Обращаем внимание ребенка на эмоции окружающих 

Способность к состраданию и сопереживанию столь же важна, сколь и умение разобраться в собственных чувствах. В раннем детстве (до 3 лет) ребенок практически неспособен сопереживать. И если у вас болит голова, а ребенок продолжает весело горланить, несмотря на все ваши просьбы о тишине, знайте: он не со зла. Просто ему еще недоступно понимание чужих переживаний. Способность к эмпатии начинает формироваться в дошкольном возрасте, и ее можно и нужно развивать.

Вспомним предыдущий пример с объяснением ребенку его эмоций. Здесь похожий механизм, только теперь мы обращаем внимание ребенка не на его переживания, а на эмоции других людей. Видим ситуацию с эмоционально реагирующим человеком — и сразу обсуждаем ее с ребенком: “Эта девочка упала, ей обидно и больно, поэтому она плачет”. Поскольку до определенного возраста дети воспринимают информацию буквально, имея перед глазами живой пример конкретной эмоции, ребенку намного проще понять ее суть. 

Еще одной немаловажной составляющей эмоционально-волевой сферы является способность к эффективному взаимодействию. Чтобы помочь ребенку научиться выстраивать такое взаимодействие, в зависимости от ситуации можно предлагать ему возможные варианты поведения: “Можем ли мы как-то помочь этой девочке? Мы можем подойти и утешить ее или поиграть вместе с ней”. Если малыш не проявляет заинтересованности, не стоит его заставлять. Но время от времени стоит устраивать такие небольшие “провокации” для того, чтобы ребенок интуитивно понимал, что так тоже можно, и это не страшно.

Игры и занятия, развивающие эмпатию 

Что касается занятий, способствующих развитию эмпатии, будут уместны любые занятия, где есть примеры взаимодействия и отношений между участниками. Это сюжетно-ролевые игры, художественная литература, кино, да и просто качественное живое общение. Все это помогает учиться проявлять участие, доброту, сочувствие. В процессе таких игр разыгрываются различные сценарии, сюжеты. Ребенок может придумать сюжет по аналогии с реальной жизнью, проигрывать различные бытовые ситуации (например, кукольное чаепитие или урок в школе).

Играя мягкими игрушками или куклой, ребенок, так или иначе, примеряет на себя различные социальные роли, пробует, как это — заботиться о ком-то, помогать, ругаться, а потом мириться (игры в дочки-матери, больницу, магазин). Еще лучше, если малыш играет в компании с кем-то, так появляется больше вариантов сюжетов и ролей, а игра постепенно становится более сложной и интересной. Играя, дети учатся вести себя как взрослые, усваивают новые способы взаимодействия, что, в норме, практически невозможно без участия эмоций. 

Если говорить о литературе, здесь перед ребенком открывается невероятное количество сюжетных линий, персонажей с уникальным характером, разнообразие культур, которые могут отличаться от привычной для ребенка среды. Это все здорово обогащает мировосприятие, воображение, эмоциональную сферу. Читая вместе, вы можете останавливаться на моментах, где происходит взаимодействие персонажей, и обращать внимание ребенка на нюансы отношений. Можно задавать наводящие вопросы (как на уроках литературы в школе): “Как ты думаешь, что почувствовал главный герой, когда узнал о…?”, “Какое чувство подтолкнуло его на такой-то поступок?” и так далее. Если ребенок читает самостоятельно, но делится с вами впечатлениями, можете выделить отдельное время для обсуждения эмоций и мыслей, которые возникли у ребенка в процессе чтения. Если родители “в теме”, хорошо будет, если они тоже поделятся своими впечатлениями. Так ребенок будет видеть больше примеров проявления тех или иных эмоций. 

Читает ли ребенок сам, или же вы читаете вместе, книги — это всегда невероятно богатая информационная среда. Отождествляясь с персонажами, дети открывают для себя совершенно новые переживания. Проживая вместе с героями их истории, ребенок расширяет свой эмоциональный спектр, обогащается новым эмоциональным опытом. Выбирая качественное кино, можно добиться схожего эффекта. Однако, как и с книгами, важно подбирать тему так, чтобы ребенку было комфортно психологически. Несмотря на современные тенденции, ужастики, боевики и триллеры оставим все же подросткам и взрослым. Для детского просмотра подойдут фантастика, фэнтези, приключенческие, семейные фильмы и не слишком тяжелые драмы.  

Необходимо следить за психическим здоровьем ребенка так же внимательно, как и за физическим. 

Быть “хорошей” ролевой моделью для своего ребенка 

Сегодня многие родители знакомы с таким понятием, как “ролевая модель”. Растущему ребенку очень важно иметь образец для подражания. В период раннего детства и дошкольничества это происходит неосознанно, ребенок активно копирует действия родителя своего пола. Подражая, он примеряет на себя ту или иную социальную роль. Так, в дальнейшем ребенку будет легче адаптироваться в социуме (сад, школа), учиться коммуницировать и эффективно взаимодействовать. Поэтому для родителя так важно стараться быть “хорошей” ролевой моделью, качественной. Ведь подражая ему, ребенок учится, усваивает определенный способ поведения и мышления.  

Становясь старше, он ищет ролевую модель более осознанно. Однако такое моделирование поведения — это больше, чем просто подражание кому-либо. Ребенок ищет человека, который стал бы для него тем, на кого можно равняться, до кого можно дорасти как личность, чтобы самому стать лучше. Такой человек позиционируется ребенком как вдохновитель и пример для подражания.  

Если ребенок будет иметь перед глазами живой пример человечного отношения к нему самому и окружающим, он и сам будет так относиться к другим. И если родитель сумел стать старшим другом ребенку, уважающим его, поддерживающим и вдохновляющим, у него есть все шансы оставаться для него примером для подражания и в будущем. 

https://m.zn.ua/family/vospitanie-sochuvstviya-i-soperezhivaniya-u-detey-322006_.html

Источник