Развитие эмоциональной сферы у ребенка творческой деятельностью

Татьяна Ильницкая
Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей»

Введение

Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.

И на любые испытанья согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.

В. Берестов

В дошкольном возрасте происходит становление эмоционально – потребностной сферы ребенка дошкольника, его нравственных ценностей и установок. В системе методов и средств воспитания положительных чувств не последнюю роль играют сказки. Это и понятно. Сказки детям понятны, доступны. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Только важно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

И поэтому я определила для себя тему «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством «сказкотерапии». Работать над данной темой я начала в сентябре 2016 года.

Цель: ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, открывая те знания, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Задачи:

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.

2. Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации посредством – сказкотерапии.

3. Создавать условия для развития внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Прежде чем приступить к определению основных методов и форм работы сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы, проанализировала ситуацию в старшей группе методом наблюдения. В своей работе использовала проективную методику “Волшебная страна чувств” – Тест «Домики» Цель этой методики – исследование психоэмоционального состояния ребенка. Психологическая диагностика проводилась в форме трех индивидуальных заданий по раскрашиванию.

Наблюдая за детьми в процессе игры, во время образовательной деятельности, в свободной деятельности, заметила, что там, где надо мобилизовать своё внимание, память, дети не могут раскрепоститься – нет уверенности в своих силах. Творческая активность снижена, с трудом перевоплощаются в любимых героев сказок, не могут образно выразить свою мысль. Заметила, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи у детей. Страхи повышают тревожность, что ведёт к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Так же заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонение в развитии движений пальцев рук.

Я познакомилась и изучила различную литературу и меня заинтересовали программы по методу сказкотерапии (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. Ф. Васькова, С. В. Крюкова). Программы включают в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программы воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе.

Анализируя методические аспекты развития эмоциональной сферы средствами сказкотерапии, выделила три этапа работы:

1. Подготовительный этап (подбор и изучение методической литературы, составление перспективного плана, конспектов занятий)

2. Основной этап (проведение нод, беседы, консультации, обогащение предметно- развивающей среды)

Непосредственная работа:

– на специально организованных занятиях,

– в театрализованной деятельности,

– в сюжетных играх.

3. Заключительный этап (диагностический)

– анализ данных и обработка результатов;

– формулирование выводов.

На подготовительном этапе провела определенную работу с родителями. Для них оформила папку-передвижку «Роль сказки в жизни ребенка», провела беседы «Читаем вместе с детьми», «Для чего нужно читать детям сказки на ночь», «Мамины сказки» «Воспитание сказкой», где показала возможности воспитания средствами сказки. В группе оформила уголок сказки. При этом стремилась создать обстановку, которая бы заинтриговала, заинтересовала, вызывала бы у детей желание познать сказку, поиграть в сказку.

Для ознакомления родителей с методом «сказкотерапии» было проведено родительское собрание, на котором была дана информация о том, что такое «сказкотерапия», какие проблемы решает, и объяснила, что, только в совместной деятельности ребенка, родителей и педагогов ДОУ работа будет успешной. Привлекла родителей в оформление среды, изготовление атрибутов к сказкам, приобретение художественной литературы.

На основном этапе использовала карты Проппа, выполенные в сюжетной манере. Некоторые символы придумывали сами дети, что способствовало лучшему запоминанию и осознанию. Знакомство с картами Проппа происходило постепенно,в определенной последовательности:

1. Рассказывание сказки и соотнесение с определенной функцией.

2. Целостное освоение сказочных функций.

3. Сочинение сказок.

На основе рекомендации Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. составила алгоритм работы со сказками:

1. Просмотр фильма-сказки;

2. Чтение сказки;

3. Анализ сказки и соотнесение с определенной функцией;

4. Пересказ сказки (или групповое рассказывание) с опорой на карты Проппа;

5.Обсуждение сказки: в чем смысл сказки, подбор функции сказки;

6. Сочинение сказки по картам Проппа;

7. Придумывание продолжения сказки;

8. Обыгрывание сюжетов, игры-драматизации, кукольный театр;

9. Сказочные путешествия;

9. Психогимнастика;

10. Сочинение новой сказки;

11. Организация сюжетных игр по сказке.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, потренировала детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции. Мы с детьми рисовали и лепили сказки; сочиняли сказки; изготавливали кукол; драматизировали сказки.

Сказки очень приятно слушать, и не менее приятно их рассказывать. использовала разные формы работы:

а) Групповое рассказывание сказок.

С детьми занятие мы начинаем так: «Сегодня мы отправимся в волшебную страну Рассказию. А попасть в страну может только тот, кто умеет рассказывать сказку. Вы умеете рассказывать сказку? (да). Тогда в путь-дорогу! Далее их встречает сказочный персонаж и требует рассказа сказки. Дети по очереди рассказывают по 2-3фразы (по кругу). Когда сказка рассказана,сказочный герой устраивает для детей сюрприз: дети могут переодеться в костюмы, послушать сказочные звуки, либо поиграть в занимательную игру. Часто мы используем прием «путешествие»: попадая в сказку, дети превращаются в лесных зверят, в героев сказки и тд.

б) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Этот метод сходен с предыдущим. Интересен тем, что дети могут по своему усмотрению придумать конец сказки. Также мы предлагаем придумать разговор двух сказочных героев.

в) Групповое придумывание сказок.

Дети любят придумывать сказки. Используя этот метод, мы садимся по кругу, и дети сочиняют по одному-два предложения, связанные по сюжету с предыдущими, придуманным другим ребенком.

Таким образом,различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие задачи:

– выявление эмоционального состояния ребенка,

развитие фантазии и воображения,

– умение слушать и слышать своих товарищей,

развитие способности к умению встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.

В игровом процессе использовала сказки, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются с различными «соусами»

Сказка – анализ – мы анализируем положительных и отрицательных персонажей, добрые – злые, жадные – щедрые, грустные – веселые,обсуждаем концовку сказки: понравилась ли сказка; как бы ты поступил;сравниваем героев с детьми: а есть ли в нашей группе такие герои?

Читайте также:  Материалы для диагностики эмоционального развития ребенка и его нарушений

Сказка – рассказывание – мы используем разные виды рассказывания – рассказ по очереди, по цепочке, сказка наоборот. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т. к. при этом взрослый может наблюдать, что происходит в процессе общения с ребенком.

Сказка – сочинение – сочиняем сказку вместе с детьми, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Сказка — рисование – после этого сказку рисуем, лепим или представляем в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Сказка – имидж – повышаем самооценку с помощью сказки, создаем новый образ.

Сказка – театр – здесь использую разные виды театров, драматизации знакомых произведений.

Театрализованные игры разыгрывала по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Легко драматизируются любимые детьми сказки “Репка”, ”Колобок”, “Теремок”, “Три медведя”, «Лиса и заяц» и другие. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц, эмоционального развития. Детям легче представить себя зайкой, собачкой и т. д.

После неоднократного проигрывания знакомой сказки, предлагала детям изменить сказку, сыграть ее по-своему. Здесь особенно важно проследить, как изменится их поведение, когда они «ведут» кукол,являющихся отрицательными персонажами сказки: перестроятся ли они настолько, что поступки героев станут нравственными, или же их герои поступят жестоко, неблагородно и т. д. Чтобы действие такого творческого спектакля не зашло в тупик, предлагала всевозможные повороты событий. Такой прием ярко выявляет пристрастия и представления о нравственных ценностях детей. На первых порах трудно проводить такую работу, так как не сразу приходит умение быстро и творчески реагировать на эмоциональные отклики и актеров и зрителей, четко ориентироваться в затруднительных моментах и незаметно направлять весь спектакль. Но со временем это умение пришло, и такие спектакли доставляют огромное удовольствие не только детям, но и взрослым. При проведении творческого спектакля обращала внимание на выявление прежнего эмоционального опыта детей и формирование нового. Это помогало дошкольникам понимать друг друга, заострять внимание на сильных и слабых сторонах характера, проникнуться переживаниями. Такая атмосфера – благоприятная почва для устранения неэтических, эгоистических тенденций детей, воспитания отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости к злу.

Для активизации речи детей использовала: игрушки для настольного театра (объемные, плоскостные, пальчиковый театр, шапочки-маски, ширму для кукольного театра, диски для прослушивания сказок, музыку, направленную на релаксацию.

Для закрепления положительных эмоций от работы, конечно, дети еще и проявляли свое творчество и фантазию в рисунках к сказкам на темы «Сказочная страна», «Любимый сказочный герой», «Жил-был человечек», «Сказочные животные и птицы» и т. д. В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяла страхам детей. Дети рисовали страхи, складывали их в «волшебный сундучок» и я уносила все страхи детей.

Итак, в своей работе по формированию эмоциональной сферы использовала такие направления сказкотерапии, как рассказывание сказок, сочинения сказок с использованием карт Проппа, и театрализованная деятельность. Все сказанное выше свидетельствует о том, что сопереживание персонажам сказок представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление и др.

Методы и приемы сказкотерапии способствуют у детей формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.

На заключительном этапе, я увидела, что работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого, сопереживать. Дети стали более раскованными, уверенными, они свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывать игры по сказкам, их речь стала более образной, выразительной.

В конце провела повторную диагностику и увидела, что в процессе работыбыли замечены такие изменения:

– Дети научились оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей и своих сверстников, стараются прийти им на помощь, проявляют внимание;

– более эмоционально дети стали передавать различные эмоциональные состояния в играх, театрализованной деятельности;

– умеют разыгрывать небольшое сказочное произведение, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать эмоциональное состояние различных сказочных героев.

– у детей преобладают положительные эмоции.

Исходя из анализа опыта работы, можно прийти к выводу, что работа по развитию эмоциональной сферы эффективна,если:

– педагоги будут заинтересованы в работе по формированию чувств у детей,

– будет проводиться специально-организованная работа по развитию эмоциональной сферы средствами сказкотерапии.

Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Через сказки и их драматизацию можно работать над развитием речевой системы, воспитать умение сопереживать, понимать, поэтому я хочу продолжать начатую работу, искать новые приемы, способы обучения, совершенствоваться.

Список литературы.

1. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.

2. Данилина Т. А. Зедгенидзе В. Я. Степина Н. М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс. 2004. – 160 с.

3. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 – №5

4. ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии – СПб.: Речь, 2006.

5. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. – М. ,2004.

6. Капшук О. Н.Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О. Н. Капшук – Изд. 2–е. Ростов н/Д: Феникс, 2011.

7. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.

8. Миляева Н. В. Сказкотерапия в ДОУ и семье [Текст] / Н. В. Миляева, С. Н. Толстикова, Н. П. Целикина. – М.:Сфера, 2010.

9. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006.

10. Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. – М.: ЭксмоПресс, 2001.

11. Стрелкова Л. П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.

12. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2003.

13. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.

Читайте также:  Использование инновационных технологий в речевом развитии ребенка

14. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.

15. Чурилова Э. Г.Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.: ил. – (Театр и дети)

Источник

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с 133 Молькова М.В.

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.
В. А. Сухомлинский

В наше время нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость.

В концепции дошкольного воспитания фундаментальным приоритетом педагогической работы с детьми дошкольного возраста определяется формирование их творческих способностей в художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, танцевальной, театральной деятельности.

 Необходимость формирования творчески одаренной и всесторонне развитой личности ребенка с неизбежностью затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера.

 В связи с этим огромные возможности лежат в плане использования театрализованной деятельности, которая неоценима в развитии творческих способностей дошкольника, т.к. с ее помощью ребенок осознанно воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.

 Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

(3 слайд)  Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

 Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности. Создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциалов.

 Введите в мир театра малыша,

 Узнает он, как сказка хороша,

 Проникнется теплом и добротой,

 И сказку унесет с собой.

(4 – 5 слайд) Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

 – художественным образованием и воспитанием детей;

 – формированием эстетического вкуса;

 – нравственным воспитанием;

 – развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

 – воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

 – созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

 Особая роль театрализованных игр отводится в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному.

(6 слайд) Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

 1) снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;

 2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

 3) развитие реальных мотивов:

 а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

 б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

 в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

(7 слайд) Существуют проблемы, волнующие многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость.

 У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.

 Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

 Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемы, ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

 Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

 Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Так как для театрализованной деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса), она может успешно использоваться и для развития эмоциональной сферы детей.

 (8 слайд) Использование пиктограмм, способствует усвоению детьми графического изображения эмоциональных состояний, что является предпосылкой развития у детей умение видеть эмоциональное состояние окружающих людей (эмпатия). Также у детей развиваются способности демонстрировать собственные эмоции, используя для этого выразительные движения лица (мимику), выразительные движения  (пантомимику), а также свои голосовые возможности.

 Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

 Важным моментом, определяющим творческое художественно-эстетическое развитие детей, является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

 Это означает, что педагог и ребенок являются партнерами в условиях их сотрудничества.

(9 слайд)  Этапы формирования творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности:

 – накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства;

– активное включение в художественно-игровую деятельность;

 – поиск-интерпретация поведения в роли;

 – создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества.

 Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.

 Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей.

 В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра.

 Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения.

(10 слайд)  Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка раннего

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке.

 Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества.

 Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам.

 А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

(11 слайд)   Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Роль воспитателя в организации театрализованной деятельности дошкольников

Организация детской художественно – творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных уголков (музыкальных, театральных зон и т.д.). Это обусловлено особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью — игровой.

Становление творческой личности ребёнка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно – эстетического воспитания.

(12 слайд)   Совместная театрализованная деятельность выполняет ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Её задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данной совместной деятельности должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

— развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

— создание атмосферы творчества;

— социально – эмоциональное развитие детей.

Содержанием совместной театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со “знаками”, играющими роль выразительного языка.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что – либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому “превращению”, то есть владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актёрской активностью и раскованностью не подавить робкого ребёнка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти “на сцену”, боялись ошибиться. Недопустимо деление на “артистов” и “зрителей”, то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как “играют” другие.

(13 слайд) Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

— понять, разобраться в том, что чувствует ребёнок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

— помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

Совместная театрализованная деятельность может включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.

(14 слайд) В процессе реализации комплекса совместной театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

— овладение импровизационными умениями;

— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

— совершенствование познавательных процессов.

Совместная театрализованная деятельность в основном строится по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Именно воспитатель – организатор и руководитель театрализованных игр, он помогает преодолевать трудности, следит за соблюдением правил, поощряет положительные моменты и результаты, следит за реализацией творческих возможностей детей.

Необходимо помнить, что вторгаться сверх меры, расхваливать отдельных детей за удачное исполнение не стоит. Важно, чтобы все дети принимали участие, проявляли творческую инициативу. Поэтому воспитателю в процессе игры и при подведении итогов нужно сказать добрые слова участникам, возможно, особо похвалить тех, кто ранее был пассивен, стеснителен. Воспитателю необходимо обращать внимание на то, как говорят дети. Театрализованная деятельность превосходно приучает детей к искусству речевой коммуникации. Поэтому удачно выстроенные, яркие, эмоциональные монологи и диалоги в таких играх надо при обсуждении положительно отметить, стараться создать эмоциональный комфорт для наиболее полной творческой отдачи играющих.

(15 слайд) Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Список литературы.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология / М., 1999.
  2. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников / М. 1991.
  3. Бабаева Т.И., Логинова В.И. Детство / Программа развития и воспитания детей в детском саду. С-Пб., 1997.
  4. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4–6 лет. / М., 2005.
  5. Махнева М. Театрализованная деятельность дошкольников / Дошкольное воспитание 1999 № 4,11.
  6. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. М. 1984.
  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду / М. 2003.
  8. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду / М. 2006.
  9. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций / Дошкольное воспитание 1983. № 4.
  10. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка / Эмоциональное развитие дошкольников / под ред. Л.Д.Кошелевой. М. 1985.
  11. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со свертсниками. С-Пб., 1987.

Источник