Развитие эмоциональной сферы ребенка в театрализованной деятельности

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с 133 Молькова М.В.

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.
В. А. Сухомлинский

В наше время нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость.

В концепции дошкольного воспитания фундаментальным приоритетом педагогической работы с детьми дошкольного возраста определяется формирование их творческих способностей в художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, танцевальной, театральной деятельности.

 Необходимость формирования творчески одаренной и всесторонне развитой личности ребенка с неизбежностью затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера.

 В связи с этим огромные возможности лежат в плане использования театрализованной деятельности, которая неоценима в развитии творческих способностей дошкольника, т.к. с ее помощью ребенок осознанно воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.

 Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

(3 слайд)  Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

 Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности. Создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциалов.

 Введите в мир театра малыша,

 Узнает он, как сказка хороша,

 Проникнется теплом и добротой,

 И сказку унесет с собой.

(4 – 5 слайд) Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

 – художественным образованием и воспитанием детей;

 – формированием эстетического вкуса;

 – нравственным воспитанием;

 – развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

 – воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

 – созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

 Особая роль театрализованных игр отводится в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному.

(6 слайд) Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

 1) снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;

 2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

 3) развитие реальных мотивов:

 а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

 б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

 в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

(7 слайд) Существуют проблемы, волнующие многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость.

 У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.

 Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

 Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемы, ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

 Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

 Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Так как для театрализованной деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса), она может успешно использоваться и для развития эмоциональной сферы детей.

 (8 слайд) Использование пиктограмм, способствует усвоению детьми графического изображения эмоциональных состояний, что является предпосылкой развития у детей умение видеть эмоциональное состояние окружающих людей (эмпатия). Также у детей развиваются способности демонстрировать собственные эмоции, используя для этого выразительные движения лица (мимику), выразительные движения  (пантомимику), а также свои голосовые возможности.

 Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

 Важным моментом, определяющим творческое художественно-эстетическое развитие детей, является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

 Это означает, что педагог и ребенок являются партнерами в условиях их сотрудничества.

(9 слайд)  Этапы формирования творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности:

 – накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства;

– активное включение в художественно-игровую деятельность;

 – поиск-интерпретация поведения в роли;

 – создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества.

 Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.

 Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей.

 В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра.

 Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения.

(10 слайд)  Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке.

 Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества.

 Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам.

 А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

(11 слайд)   Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.

Читайте также:  Карты обследования раннего развития ребенка

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Роль воспитателя в организации театрализованной деятельности дошкольников

Организация детской художественно – творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных уголков (музыкальных, театральных зон и т.д.). Это обусловлено особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью — игровой.

Становление творческой личности ребёнка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно – эстетического воспитания.

(12 слайд)   Совместная театрализованная деятельность выполняет ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Её задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данной совместной деятельности должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

— развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

— создание атмосферы творчества;

— социально – эмоциональное развитие детей.

Содержанием совместной театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со “знаками”, играющими роль выразительного языка.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что – либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому “превращению”, то есть владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актёрской активностью и раскованностью не подавить робкого ребёнка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти “на сцену”, боялись ошибиться. Недопустимо деление на “артистов” и “зрителей”, то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как “играют” другие.

(13 слайд) Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

— понять, разобраться в том, что чувствует ребёнок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

— помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

Совместная театрализованная деятельность может включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.

(14 слайд) В процессе реализации комплекса совместной театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

— овладение импровизационными умениями;

— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

— совершенствование познавательных процессов.

Совместная театрализованная деятельность в основном строится по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Именно воспитатель – организатор и руководитель театрализованных игр, он помогает преодолевать трудности, следит за соблюдением правил, поощряет положительные моменты и результаты, следит за реализацией творческих возможностей детей.

Необходимо помнить, что вторгаться сверх меры, расхваливать отдельных детей за удачное исполнение не стоит. Важно, чтобы все дети принимали участие, проявляли творческую инициативу. Поэтому воспитателю в процессе игры и при подведении итогов нужно сказать добрые слова участникам, возможно, особо похвалить тех, кто ранее был пассивен, стеснителен. Воспитателю необходимо обращать внимание на то, как говорят дети. Театрализованная деятельность превосходно приучает детей к искусству речевой коммуникации. Поэтому удачно выстроенные, яркие, эмоциональные монологи и диалоги в таких играх надо при обсуждении положительно отметить, стараться создать эмоциональный комфорт для наиболее полной творческой отдачи играющих.

(15 слайд) Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Список литературы.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология / М., 1999.
  2. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников / М. 1991.
  3. Бабаева Т.И., Логинова В.И. Детство / Программа развития и воспитания детей в детском саду. С-Пб., 1997.
  4. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4–6 лет. / М., 2005.
  5. Махнева М. Театрализованная деятельность дошкольников / Дошкольное воспитание 1999 № 4,11.
  6. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. М. 1984.
  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду / М. 2003.
  8. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду / М. 2006.
  9. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций / Дошкольное воспитание 1983. № 4.
  10. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка / Эмоциональное развитие дошкольников / под ред. Л.Д.Кошелевой. М. 1985.
  11. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со свертсниками. С-Пб., 1987.

Источник

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии

Название работы: Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность

Автор: Смирнова Наталья Сергеевна                    МДОУ №39 «Кораблик» г.Усть-Кут

Усть-Кут

2014г.

Актуальность

   Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса   его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

  Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение  многих  часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.

   Улыбка  ребенка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует  на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность.  Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для  организации совместной деятельности детей.  

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад лысково

   Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных  навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир  умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.  Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

– в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

– развиваются психические процессы:   внимание,    память,    восприятие, воображение,   стимулируются   мыслительные операции;

– происходит   развитие   различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

– активизируются  и  совершенствуются  словарный  запас,   грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

– совершенствуются моторика,  координация,    плавность,    переключаемость, целенаправленность движений;

– развивается эмоционально-волевая сфера;

– происходит коррекция поведения;

– развивается чувство коллективизма,   ответственности   друг   за   друга, формируется опыт нравственного поведения;

– стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

– участие в театрализованных играх доставляет   детям   радость,   вызывает активный интерес, увлекает их.

Цели и задачи  театрализованной деятельности

   Целью театрально-творческой деятельности является формирование художественно-эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. 

   Исходя из цели, можно определить задачи развития детей в театрализованной деятельности:

– приобщать детей к театральной культуре, познакомить их с устройством театра, театральными жанрами, разными видами кукольных театров;

– вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;

– побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.);

– постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, обучать детей   согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия, произносить небольшие   предложения   и   фразы   от  лица  какого-нибудь персонажа;

– развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно  держаться при выступлении на сцене;

– способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и     интересы  естественно  вплетались  в  содержание театрализованной деятельности;

– сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать     детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа;

– побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизации, развивать двигательное воображение;

– обеспечивать взаимосвязь театрализованной и других видов эстетической деятельности.  

Для достижения цели и решения задач театрально-творческой деятельности необходимо выполнение определенных условий.

Во-первых, театрально-творческой деятельность требует тщательного  планирования, что обеспечивает координацию всех действий коллектива, интегрирование различных видов деятельности и форм работы с детьми.  При    

этом, планирование должно быть удобным, конкретным и не отнимать много времени.

Во-вторых, продуманная организация работы, которая помогает выбрать основные направления, формы и методы работы, рационально использовать потенциал, а также способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д.

В-третьих, занятия по театрально-творческой деятельности должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

В-четвертых, театрализованная  деятельность   должна быть представлена достаточно широко и включать в себя разыгрывание сказок, сценок, театрализованные игры и игры-драматизации, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни, просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей, а также упражнения, направленные на развитие различных качеств дошкольников.

В-пятых, нельзя забывать о том, что предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

«Эмоциональное развитие детей через театральную деятельность»

Опыт работы

     Дети среднего возраста, обычно еще скованно ведут себя в детском саду. Они неуверенны в себе  , стеснительны.  Раскрыться им, стать более эмоциональными и уверенными позволяет театральная деятельность  – деятельность, по сути своей синтетическая, которая  естественным  образом  объединяет практически все виды художественного творчества, все виды человеческой активности.  Именно здесь открывается  большая  возможность  у воспитателя реализовать любое содержание.         Но для этого  нужно уметь выстраивать «архитектуру» разнообразных вариантов занятий, бесед, экскурсий, наблюдений, развлечений таким образом, чтобы все эти «кирпичики» обеспечивали гармоничность и устойчивость всего здания, то есть обеспечивали бы «качество образования». Пространство  

«архитектурного» строения трехмерное, объемное, и в нем нужно выделить эти основные «несущие» стороны:

– вертикальное направление – обеспечение преемственности содержания работы с детьми от предыдущей возрастной ступени к настоящей и последующей;

– горизонтальное направление – обеспечение взаимосвязи между содержанием работы разных педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, логопеда и др.) и внутренних связей в различных видах деятельности), то есть обеспечение интеграции;

– третья составляющая – развитие внутренних, психических процессов у детей, в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями каждого ребенка (при условии обеспечения личностно-ориентированного, индивидуального подхода).

 Чем сложнее организация работы, тем более тщательного и продуманного планирования она требует.

При планировании театральной деятельности требуются  наблюдения за детьми, их восприятие окружающего мира, их    общение друг с другом .  И здесь сразу становится видно:

– не перегружены ли дети (не часто ли проводятся праздники);

– как распределить материал таким образом, чтобы он естественно и постепенно осваивался детьми (от простого к сложному);

– как включить во взаимодействие всех педагогов, работающих с детьми;

– как активизировать родителей и т. д.

       И все же самая объективная оценка в динамике  развития- это сравнение начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего    периода. Прослеживая данную ситуацию,  можно  сделать вывод, что даже самый стеснительный ребенок, при правильном  индивидуальном подходе к нему,  начинает проявлять самостоятельность и развиваться в творческом направлении,  показывая хорошие коммуникативные навыки в общении.

 Можно выделить  несколько этапов характеристики детей:

  • эмоциональные дети (легко вступают в контакт со взрослыми, умеют импровизировать);
  • нераскрытые творческие способности у детей( стремятся к общению, затрудняются в импровизации каких-то игр, но легко справляются с другими);
  • скованные  и стеснительные дети( малообщительные, не могут выразить свои эмоции и чувства, не хотят  участвовать  в спектаклях).

Для  развития более глубокого  эмоционального общения требуется индивидуальный и подгрупповой подход:

  1. в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время;
  2. в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);
  3. как специальные занятия в рамках занятий по родному языку и   ознакомлению с окружающим миром.
Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка скачать fb2

      Во всех формах театрализованной деятельности  должны участвовать  небольшие подгруппы детей, что позволяет   осуществлять индивидуальный   подход к ребенку, причем каждый раз подгруппы надо  формировать   по-разному — в зависимости от содержания занятий.

В средней группе  главная  задача : развитие эмоциональности у детей.

Для этого  можно  использовать :

  • Различные игры для снятия мышечного напряжения:

1.Русские народные игры: «Пень-колода», «Волна», «Капуста».

           2.Психологические игры: « Поздоровайся по-разному», «Найди себе  дружка», « Постройся по цвету».

  • Игры превращения:
  1. « Деревянные и тряпичные куклы»
  2. «Цветочек»
  3. «Маятник»
  4. « Паровозики»
  • Игры для развития интонационной выразительности:
  1. Прочитать стих с различной интонацией (удивительно, насмешливо, недоумевая)

Кумушка, послушай!

Вправду, кроме шуток,

Открывают школу

Для утят малюток.

                                                     Л. Фурмина.

            2. « Попроси игрушку» (вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.д.)

            3. «Исполни сценку» : из сказки «три медведя», чтоб дети догадались, кто из медведей говорит.    

  • Игры для развития воображения:  
  1. « Вы художники»( рисуем руками, руки- это кисти, слушаем «нарисованную» природу; вдыхаем запах, «нарисованного»поля)
  2. « Прогулка во фруктовом саду» (ходим под музыку, пытаемся достать яблоки, отдыхаем)
  3. « Придумай историю»  (дети продолжают истории, которые начал рассказывать воспитатель. Например: «По небу плыла огромная туча……)
  4. « Разговор предметов»  ( о чем может думать карандаш, стол, стул, ведро ит.д.)
  • Игры на развитие пластической выразительности:
  1. «Пройди по камешкам через ручей»
  1. «Поймай бабочку или муху»

           3.«Как гуляют три медведя»                                                                                               4.« Подкрадись к спящему зверю»

  • Игры-драматизации:

1. «Самолет»

2. « Умываемся»

3. «Мишка»

4. « Кошки-мышки»

Игры пластические:

1.Ритмическая гимнастика: «Шла коза по лесу…», « Я на скрипочке играю….», « Лыжи весело берем…»

     Также необходима помощь родителей в создании театральной среды в группе:  костюмы для театральных постановок, различные атрибуты,  афиши и билеты  для спектаклей, помощь в подготовке зала к  празднику или постановке спектакля.

           Первую театральную постановку лучше провести в октябре- ноябре. Она поможет выявить  «скрытые» таланты у многих детей.

Вторую постановку можно провести весной, в марте- апреле.

Здесь желательно не только участие отдельных подгрупп детей, но и всей группы  в целом. Это поможет раскрыться всем детям в группе.

Кроме театральных постановок, в саду еще проходят различные праздники и тематические развлечения.

Все эти мероприятия  помогут ребенку стать  более эмоциональным, отзывчивым, умеющим слушать другого, и не бояться выражать свои мысли.

Дети старшего  возраста, требуют таких же тщательных наблюдений. В этом возрасте можно развить у детей  эмоциональную речь.

 Здесь можно определить развитие речи детей   по следующим направлениям:

  • дети с выразительной речью (имеют большой словарный запас, легко обыгрывают небольшие импровизации, с выражением рассказывают стихи);
  • дети с мало выразительной речью (имеют словарный запас, соответствующий возрастным нормам, но им тяжело найти слова для импровизаций, для сценок и постановок в мини-театре);
  • дети с невыразительной речью ( имеют низкий словарный запас, невыразительно читают стихи, не могут правильно сформулировать мысль).

В работе  с детьми по развитию речи  можно использовать :

  • Пальчиковый игротренинг
  1. «Утречко»
  2.  «На блины»
  3. « Солдаты»
  • Пальчиковую гимнастику:
  1. « Дружные пальчики»
  2. « Коза»
  3. « Наши алые цветки..»
  4. « Мы капусту рубим…» и др.
  • Мы учились проговаривать скороговорки:
  1. «Вез корабль карамель…»
  2. « Жук, над лужею жужжа…»
  3. « Утром, присев на зеленом пригорке…» и многие другие.
  • Игра « Подскажи словечко»:
  1. « Я у бабушки Полины…»
  2. « Важен он как господин…»
  3.  « Погляди на молодцов…» и т.д.
  • Музыкальные игры:

Цель этой игры: побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию.

  1. Музыкальный диалог. Например:

Два цыпленка под веревкой

Машут крыльями неловко:

– Ах, какой большой червяк!

Не достать его никак!

(Предполагаемый ответ:  « Это не червяк»)

  1. Развитие песенного творчества.

Например: пропеть свои имя, фамилию, адрес, имя мамы ит.д.

  1. Музыкальная импровизация.

Например : повторить ритм на различных музыкальных инструментах.

  • Артикуляционная гимнастика:
  1. Упражнения для губ, для языка
  2. « Одуванчик»
  3. Упражнения на произношение гласных и согласных.  Например:

Уп, уп, уп- мама варит суп.

Ры, ры, ры- вышли из норы.

  • Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных:
  1. Вокальные упражнения
  2.  «Свечка»(на развитие дыхания)
  3. « Аукаемся»( на развитие силы и полетности голоса)
  4. Закрепление умения выразительности исполнения песен.

      Кроме развития речи и ее выразительности, нужно   продолжать  развивать  эмоциональные  чувства  детей.  Занятия  актерским мастерством  (выразительно отвечать и показывать жестами различные этюды и мини-сценки), сценические  движения (танцы, умение двигаться на сцене, правильно сопровождать текст

жестами). Рассказы  об истории возникновения театров, актеров, костюмов,    создание различных театральных проектов

     В различных программах по театральному мастерству, рекомендуется производить показ не более двух больших спектаклей в год. Так как это требует большой предварительной работы и от детей и от взрослых.

  В старшем возрасте можно провести показ двух больших спектаклей, и кукольные спектакли для малышей сада.

    Благодаря различным пальчиковым играм, скороговоркам, кинезиологическим упражнениям, ритмопластике  речь детей к концу старшего возраста приобретает правильность и эмоциональную насыщенность.

     В подготовительном возрасте , для закрепления полученного результата      

можно продолжить  театрализованные представления, упражнения по  

развитию речи и артистизма у детей.

      Для этого можно проводить небольшие игровые занятия  и беседы по закреплению театрального мастерства:

  • Этика и этикет.
  • Кукловождение.
  • Техника речи.
  • Актерское мастерство.
  • Развитие музыкальных и вокальных данных у детей.
  • Сценическое  движение,  ритмические разминки.

  В этом возрасте можно провести три спектакля  разной тематики и сложности.                      

  Различные  тематические праздники и развлечения помогут окончательно закрепить полученный результат.

      Очень хорошо в развитии эмоциональности помогают выступления детей не

 только в детском саду, но и на различных концертах и конкурсах города.

     Развивая эмоциональную сферу детей через театральную деятельность, мы развиваем  речь, фантазию, воображение, умение общаться с другими людьми свободно, что поможет им в будущем легко адаптироваться в школе, а потом и во взрослой жизни.

     Ведь как сказал  А. Сухомлинский : « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Ну а наше призвание их этому научить.

Источник